изучение новых образцов пожарной техники и птв

Новейшие пожарные автомобили

На вооружении большинства частей ГПС стоят машины, выпущенные еще во времена Союза. Парк с каждым годом стареет физически и морально, поэтому еще в 90-х годах прошлого века было принято решение модернизировать автомобили и разработать новый типаж машин пожарной охраны.

Новые автомобили

За основу взяли грузоподъемность шасси и параметрические данные самих автомобилей. От первого пункта зависит использование колесной формулы как определяющего фактора проходимости машины и удельная мощность автомобиля. Параметрические данные машины определяют тактические, эксплуатационные и конструктивно-технологические особенности этого вида техники. Ключевыми пунктами при разработке ПА являются:

В начале 2000-х была принята концепция типажа новейших пожарных автомобилей, которая ограничила число базовых моделей и сделала акцент на модификациях с расширением функциональности. Перед разработчиками поставили задачи:

Отдельно машиностроители получили заказ на создание новых пожарных автомобилей под конкретные условия эксплуатации. Первоочередной задачей была техника для северных регионов, для тушения крупных пожаров, создание комплекса природоохранного назначения.

С каждым годом менялась база для реализации принятой концепции. В 2005 за основу был взят блочно-модульный принцип конструирования ПА. Результатом стало появление новых специальных пожарных автомобилей, однако уже через год после реорганизации ГПС остро стал вопрос о полной модернизации автопарка. Актуальными стали машины, дифференцированные по классам: легкий, средний и тяжелый. Анализ структуры системы противопожарной охраны за рубежом показал необходимость оснащения ПА средствами индивидуальной защиты личного состава, приборами для контроля среды и проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний с целью предотвращения катастроф.

Согласно статистическим данным, в начале 2000-х годов потребность службы пожарной охраны в ПА общего применения составляла 75%. Из них на первом месте стояли автоцистерны (85%).

В последние годы в производстве пожарной техники наметился явный прогресс. Растет число инновационных решений, появляются принципиально новые машины. В лидеры по производству шасси для новейших пожарных автомобилей вышли три компании: IVECO-AMT, УРАЛ и КАМАЗ, и все это техника нового поколения. Цена на машины при этом по сравнению с аналогичными моделями зарубежного производства остается на порядок ниже. В процессе производства акцент делается на улучшении дизайна и повышении безопасности ПА. Была переработана конструкция надстроек, стали использовать устойчивые к коррозии материалы. Инновационные технологии применили и при проектировании установок для тушения пожаров.

Автомобили на базе IVECO-AMT

Машины производства совместного российско-итальянского предприятия IVECO-AMT – многофункциональные модели, совмещающие в себе несколько типов ПА или с расширенными тактико-техническими характеристиками. Все новые пожарные автомобили проходят обкатку, которую производит сам разработчик.

Насосная установка также дистанционного типа. В базовую комплектацию вошел комбинированный пожарный насос «Ruberg E40» производства Швеции. Он имеет дополнительный контур, который обеспечивает охлаждение двигателя летом и подогрев ОТВ зимой.

Тактико-технические характеристики АЦ 3.2-40/4.

ШассиIVECO-AMT ML150E28W
Колесная формула4*4
Габариты, д*ш*в, мм8160*2500*3460
Дорожный просвет, см200
Масса под нагрузкой, кг14915
Двигатель

· тип

IVECO-Tector F4AE3681E

· Дизель

Скорость, км/ч90
Тип кабиныдвойная, раздельного типа
Кузовкаркасный, цельнометаллический, закрытый
КОМN200B одноступенчатая механическая
Емкость цистерны, л3200
Объем пенобака, л200
Насос

· расположение

Ruberg E40

· расход СВД, л/с

СРВДК-3/400-60

· не менее 3.0

Объем топливного бака, л210

Автомобили на шасси Урал

Примером многофункциональной машины, совмещающей в себе два типа ПА, в частности АЦ и АЛ, можно считать автомобиль на базе Урала АЦЛ-4.0-50-24 (4320). Он отличается повышенной проходимостью, что позволяет использовать данную модель в сложных климатических условиях. Этот ПА имеет двухрядную кабину, рассчитанную на 6 человек, включая водителя. Основное назначение АЦЛ-4.0-50-24 – проведение спасательных операций в многоэтажных зданиях. Эту машину можно использовать как самостоятельную многофункциональную боевую единицу, так и отдельно в качестве АЦ, АЛ или насосной установки для перекачки воды.

Преимуществом новой модели считают алюминиевые отсеки, собранные на основе клеевой технологии. Это повышает антикоррозийные свойства металла и увеличивает срок эксплуатации техники.

Тактико-технические характеристики АЦЛ-4.0-50-24 (4320).

ШассиУрал-4320
Колесная формула6*6
Габариты, д*ш*в, мм10495*2500*3695
Длина колен, м24
Нагрузка на вершину лестницы, кг260
Система обогрева кабиныПланар
Объем цистерны для воды, л4000
Вместимость пенобака, л240
НасосНЦПН-50/100
Расположение насосав кабине
Производительность насоса, л/с50
Лафетный стволЛС-С40
Радиус разворота, м14
Скорость, км/ч80
Масса, кг21300

Новые разработки КАМАЗа

На базе шасси КАМАЗ 43502 нового поколения была создана автоцистерна АЦ 3.0-40. Разработана она компанией «НефАЗ». Дизайн машины – совместное творчество Audi и Volkswagen. В этой модели применили новую систему тушения пожаров водяным туманом Hiromax. Она настроена на подачу в режиме 600 л/с, что позволяет одновременно задействовать 6 стволов мощностью 100 л/с. В переводе на классическую схему тушения водой это составляет 300 л/мин.

Именно благодаря системе Hiromax получается тушить возгорания в течение 30 минут без подключения к источнику. Это позволяет повысить эффективность борьбы с пожаром в маловодных районах и местах, удаленных от водоисточников. Еще один плюс – отсутствие пролива воды на нижние этажи при тушении многоэтажек.

Тактико-технические характеристики АЦ 3.0-40 (43502).

ШассиКАМАЗ-43502
Колесная формула4*4
Габариты, д*ш*в, мм7950*2500*3500
Объем цистерны для воды, л3000
Вместимость пенобака, л180
НасосJoehstadt NP-3000
Производительность насоса, л/с40
Лафетный стволUnifie Force ЛС-С20
Масса, кг12600

Насос Joehstadt NP-3000 отличается высоким качеством и производительностью. Заявленный ресурс – 10 лет без капремонта. АЦ 3.0-40 (43502) стала практически первой моделью, на которую был поставлен этот агрегат. Сегодня он уже стал привычным для многих пожарных автомобилей.

Новое оборудование

Большинство автомобилей, стоящих на вооружении ГПС, используют традиционные средства тушения: воду, пену, порошок или работают по комбинаторной схеме. Отдельные фирмы занимаются разработкой инновационных установок, которые позволяют генерировать компрессионную пену. Это системы Натиск, CAFS с ее вариациями, Hiromax. Одним из лидеров в этом направлении считается завод «Спецтехника» из Екатеринбурга. На счету предприятия – 10 автомобилей, оборудованных системой Na-Tisk, являющейся доработанной CAFS.

Новую систему оценили и сами пожарные. Они отмечают, что заполненные компрессионной пеной рукава в несколько раз легче, чем те, которые работают с водой. Это повышает маневренность во время ликвидации возгораний и снижает физическую нагрузку на бойцов.

Источник

ПТВ пожарного автомобиля

Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) пожарного автомобиля – система специального оборудования, инструментов, устройств, средств индивидуальной защиты и технических средств, являющаяся обязательной комплектацией ПА для выполнения им задач по ликвидации возгораний и эвакуации людей. Комплектация и размещение пожарных автомобилей ПТВ отвечает требованиям ГОСТа и ТУ конкретной модели машины.

Классификация

В основе классификации пожарно-технического вооружения лежит принцип назначения. Выделяют пять типов ПТВ:

В стандартной комплектации ПА общего назначения (автоцистерны, насосно-рукавные ПА, машины первой помощи) имеют:

Полная опись ПТВ в отсеках пожарного автомобиля предполагает наличие:

Согласно нормам каждый тип пожарных автомобилей имеет свой табель положенности ПТВ, являющийся обязательной документацией.

Оборудование для эвакуации

Основным средством для проведения операции по эвакуации людей и материальных ценностей из зоны ЧС является гидравлический аварийно-спасательный инструмент, работающий по принципу насоса. Основным ПТВ для эвакуации на пожарных машинах общего назначения КамАЗ и УРАЛ является:

Из ручного оборудования в комплекте ПА обязательно наличие:

Вооружение для тушения пожара

Согласно табеля положенности автоцистерны комплектуются водосборником, генератором, гидроэлеватором, соединительными головками, рукавной задержкой и зажимом, рукавной катушкой, ключами для открывания гидрантов, пожарной колонкой, мостками, разветвлением РТ-80, огнетушителями, всасывающими, напорно-всасывающими и напорными рукавами.

Всасывающая сетка

Основное назначение этого типа оборудования – фильтрация воды из водоисточника, удержание воды во всасывающей линии во время кратковременного отключения насоса и при неисправном вакуум-аппарате.

Оборудование классифицируется по условному проходу и основным показателям:

Показатели назначения включают:

Согласно ГОСТу Р 53253-2009 для всасывающих сеток установлены показатели.

Водосборник

Рукавный водосборник предназначен для сбора воды из двух рукавов и подачи ее к насосу. Основными нормативными показателями для этого типа ПТВ являются:

Показатели назначения определяют по таблице.

Госстандартом определено, что водосборники должны выдерживать гидравлическое давление 1.5 МПа, герметичность затворного устройства должна быть в пределах 0.05-0.1 МПа. Все литые части изготавливаются из алюминиевого сплава марки АК7 или АЛ9, а также других антикоррозийных сплавов, обладающих свойствами не ниже обязательно заявленных. Резиновые детали должны выдерживать температуру до ±60°С.

Гидроэлеватор

Это оборудование представляет собой струйный насос. Оно предназначено для подъема и подачи жидкости и гидросмеси, забора воды с глубины до 20 метров при необходимости ее подачи на расстояние до 100 м. Гидроэлеваторы используют также для откачки пролитой воды.

Параметры и значения гидроэлеваторов определены ГОСТом Р 50398-92.

Соединительные головки

Этот тип оборудования представляет собой быстросмыкаемую арматуру, предназначенную для подсоединения пожарных рукавов к насосам. Согласно классификации, прописанной в ГОСТе Р 53279-2009, выделяют для типа головок: напорные и всасывающие, которые, в свою очередь, подразделяются на:

Номинальные значения этого оборудования соответствуют таблице.

Рукавная задержка и зажим

Рукавная задержка – приспособление для закрепления напорной рукавной линии на высоте. Используется во время тушения пожаров на лестничных пролетах или стенах при необходимости подъема рукавов в вертикальном положении. Для линии до 66 мм на каждый рукав предусмотрена одна задержка. При большем диаметре расчет количества задержек проводят из требований минимума нагрузки на одну задержку по 100 кг.

Рукавные зажимы используются при повреждении рукавной линии. Они бывают ленточного типа, когда необходимо устранить разрыв до 3 см. Карсетные зажимы используются для купирования разрывов и трещин до 10 см. Чаще всего в использовании применяют зажимы типа ЗПР-80 и ЗПР-150.

Источник

Новинки пожарно-технического вооружения

В состав пожарного вооружения входит пожарное оборудование, применяемое для прокладки коммуникаций пожаротушения. Пожарные рукава являются одним из основных видов пожарного оборудования, от работоспособности которого зависят оперативность и эффективность действий пожарных подразделений в ликвидации пожаров.

В коммуникациях пожаротушения применяются всасывающие или напорно-всасывающие для забора воды из водоисточника пожарным насосом и напорные пожарные рукава для транспортирования воды и водных растворов огнетушащих веществ под давлением к месту пожара.

Бурное развитие технического прогресса, рост городов, строительство высотных зданий и различных промышленных объектов выдвигают новые требования к пожарной охране, такие как создание напорных пожарных рукавов с повышенными техническими характеристиками, а также новых технологий пожаротушения, поиск новых технических решений.

В процессе эксплуатации пожарные рукава подвергаются механическому, климатическому, термическому и химическому воздействию, в том числе воздействию огнетушащих веществ: воды, пенообразователей, огнетушащих порошков, а так же различных нефтепродуктов, которые оказывают разрушающее действие на них. В первую очередь повреждается наружная поверхность рукава, прочностные характеристики внешней несущей оболочки падают до критических значений, что приводит к образованию отверстий и разрывов.

Чаще всего напорные пожарные рукава выходят из строя в результате:

Степень и особенности воздействия на рукава при пожаротушении определяются природными условиями, хозяйственной специализацией и инфраструктурой региона, в котором они эксплуатируются. В связи с этим возникла необходимость оснащения подразделений ГПС, кроме обычных пожарных рукавов, специальными рукавами, обладающими повышенной стойкостью к внешним воздействиям.

Для создания напорных пожарных рукавов, обладающих повышенной стойкостью к внешним воздействиям, проведена НИОКР с участием ЗАО «ПО «Берег». В процессе работы проанализированы причины выхода из строя напорных пожарных рукавов при эксплуатации.

В результате были созданы напорные пожарные рукава специального исполнения: износостойкие, термостойкие, перколированные термостойкие и маслостойкие рукава. При создании напорных пожарных рукавов специального исполнения были определены рецептуры и отработаны технологии дальнейшего производства.

Износостойкие напорные пожарные рукава обладают повышенной стойкостью к истиранию, могут более эффективно по сравнению с обычными рукавами применяться при частой прокладке рукавных линий и маневрировании ими по асфальту, бетону, строительным конструкциям, что особенно важно при тушении пожаров в городских условиях и на производственных предприятиях.

Маслостойкие напорные пожарные рукава обладают повышенной стойкостью к воздействию масла, нефтепродуктов и щелочи, могут успешно применяться при тушении пожаров на предприятиях нефтяной и химической промышленности.

Термостойкие напорные пожарные рукава обладают повышенной стойкостью к контакту с нагретым предметом, могут эффективно применяться в местах воздействия тепловых потоков повышенной интенсивности и повышенных температур, а также при прокладке рукавных линий по нагретым предметам (тлеющим углям, раскаленным строительным конструкциям и т.п.).

Особую подгруппу термостойких напорных рукавов составляют перколированные напорные рукава.

Перколированные термостойкие напорные пожарные рукава обладают повышенной стойкостью к контакту с нагретым предметом за счет конструкции их стенок, которые имеют микроскопические отверстия. Термостойкость такого рукава обеспечивается за счет увлажнения его наружной поверхности по всей длине транспортируемыми огнетушащими веществами (водой, водными растворами пенообразователей и т.п.), которые просачиваются сквозь микроскопические отверстия под давлением.

изучение новых образцов пожарной техники и птв

Проведенные эксплуатационные испытания напорных пожарных рукавов специального исполнения, при которых было проверено обеспечение требуемого расхода воды на пожаротушение, подтвердили право применения таких рукавов в пожарной охране. Целевое использование при эксплуатации специальных рукавов и рукавов обычного исполнения повышает безотказность работы коммуникаций пожаротушения, увеличивает срок службы пожарных рукавов.

Работоспособность пожарных рукавов напрямую зависит от своевременного и качественного их обслуживания, проводимого на специальном оборудовании.

Оборудование по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов

В настоящее время по заказу МЧС России при непосредственном участии специалистов ВНИИПО освоено серийное производство комплекта оборудования по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов на производственном предприятии ОАО «Арзамасский завод «Легмаш» (г. Арзамас).

В результате работы создан комплект оборудования, состоящий из:

изучение новых образцов пожарной техники и птв

УМНР изготовлена из коррозионно-стойкой стали, оснащена насосом высокого давления. Работает по принципу подачи через форсунки высоконапорной струи воды на внешнюю поверхность рукава, рукав при этом протягивается через устройство мойки. Рабочее давление насоса достигает 10 МПа. Среднее время мойки одного напорного пожарного рукава длиной 20 м, составляет 2 мин. Установка позволяет производить мойку напорных рукавов с условными проходами от 25 до 150.

изучение новых образцов пожарной техники и птв

УСР представляет собой сушильную камеру, в которую помещается передвижной стеллаж с полками для рукавов. Рукава размещаются на полке в свободной скатке с зазорами между витками от 20 до 25 мм. Установка обеспечивает стабильное поддержание заданной температуры сушки до значения 60 °С. Среднее время сушки шести рукавов с условными диаметрами 50, 65, 80 составляет 45-60 мин.

изучение новых образцов пожарной техники и птв

изучение новых образцов пожарной техники и птв

изучение новых образцов пожарной техники и птв

УСПР имеет электропривод, что позволяет осуществлять скатку и перекатку напорных рукавов на другое ребро с условными проходами от 25 до 150. Среднее время скатки и перекатки одного рукава составляет 1 мин. Установка оснащена системой безопасной блокировки приводного механизма в случае попадания в валики пожарной соединительной головки.

УОПР оснащена электроприводом. Имеется возможность регулирования усилия натяжения проволоки до 60 кгс. Установка обеспечивает навязку на соединительные головки рукавов с условными проходами от 25 до 150.

Все установки выполнены в мобильном варианте. Масса установок дает возможность их перемещения на колесах или путем переноски. Оборудование, входящее в комплект, может устанавливаться отдельно, группами или целым комплектом, образуя линию по обслуживанию пожарных рукавов.

Для нормализации положения с обслуживанием пожарных рукавов необходимо планомерное обеспечение подобным оборудованием пожарных частей, отрядов, производственно-технических центров в соответствии с нормами снабжения.

изучение новых образцов пожарной техники и птв

изучение новых образцов пожарной техники и птв

Соответственно это требует разработки комплекта оборудования по их обслуживанию и ремонту, являющегося неотъемлемой частью мер по обеспечению работоспособности данных изделий.

Инновации в действии

В настоящее время за рубежом все больше находят применение рукава, светящиеся в темноте. Данные рукава с сигнальным эффектом повышают эффективность и безопасность работы подразделений при тушении пожаров в темное время суток, в протяженных тоннелях, шахтах и т.д. Предполагается, что в России очень скоро начнутся разработки подобных рукавов.

Водяные завесы

Одним из перспективных инновационных видов пожарного вооружения представляются рукава для создания водяных завес (рис. 10). С помощью таких рукавов появляется возможность применения новых технологий тушения пожаров, создания водяных завес для преграждения распространения огня из очагов пожара.

изучение новых образцов пожарной техники и птв

Основу рукавов для создания водяных завес представляют напорные пожарные рукава, по всей длине которых встроены специальные сменные дюзы (рис. 11).

изучение новых образцов пожарной техники и птв

В зависимости от тактического назначения применяются дюзы определенного диаметра и конфигурации для создания компактных или распыленных струй. Технические характеристики представлены в табл. 1.

изучение новых образцов пожарной техники и птв

Каждый рукав комплектуется фиксирующими опорами для задания угла направления струй в количестве 2-3 шт. в зависимости от тактического назначения.

Рукава для создания водяных завес, соединенные в линию или закольцованные вокруг горящего строения (дачного домика, торговых палаток и т.д.) за счет водяной завесы препятствуют распространению пожара на соседние постройки (рис. 3). Закольцованные дождевальные рукава создают эффект объемного пожаротушения в виде мелкодисперсных струй.

Проложенные в линию рукава для создания водяных завес могут применяться при тушении лесных пожаров для сдерживания распространяющейся полосы огня, а также для сдерживания распространения по территории тяжелых ядовитых газов при их утечках в результате аварий на химических производствах и в других чрезвычайных ситуациях (рис. 12).

изучение новых образцов пожарной техники и птв

В настоящее время российскими производителями ведется разработка опытных образцов рукавов для создания водяных завес. В дальнейшем предполагается провести эксплуатационные испытания для создания технологии и тактики пожаротушения.

Полужесткие пожарные рукава
В мировой практике для борьбы с пожарами, наряду с обычными плоско складывающимися рукавами в коммуникациях пожаротушения, широко используются технические средства подачи огнетушащих веществ на основе полужестких (несминаемых в радиальном направлении) напорных пожарных рукавов.

изучение новых образцов пожарной техники и птв

Данные рукава применяются в составе оборудования пожарных машин первой помощи (рис. 13), в пожарных кранах (рис. 14), установках пожаротушения и другой мобильной и стационарной пожарной технике.

изучение новых образцов пожарной техники и птв

По сравнению с системами с плоско складывающимися рукавами полужесткие рукава обладают рядом преимуществ:

На вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных служб России практически отсутствуют технические средства подачи огнетушащих веществ на основе полужестких напорных рукавов пожарного назначения.

В целях повышения надежности и эффективности применения пожарной техники и расширения тактических приемов ее использования представляется целесообразным провести разработку и внедрение подобных технических средств оперативной подачи огнетушащих веществ для высокомобильной пожарной техники, а также технических средств, размещаемых в зданиях и сооружениях в системе внутреннего противопожарного водопровода.

Интеграция средств пожарной защиты
В современных условиях происходит укрупнение зданий и сооружений и увеличение их этажности. Наиболее остро в этих условиях встает проблема спасения людей в зданиях и сооружениях. В целях спасения людей во время пожара в зданиях и сооружениях используются различные технические средства: индивидуальные средства защиты органов дыхания, первичные средства пожаротушения, пожарные краны, комплекты спасательного снаряжения, пожарный инструмент. Эффективное применение этих средств невозможно без размещения их в помещениях зданий и сооружений в соответствии с их функциональным назначением, а также видных и доступных для людей местах. Наиболее перспективным видом размещения технических средств является многофункциональный интегрированный пожарный шкаф, в котором могут размещаться технические средства с различной функциональной направленностью. Это связано со стихийным характером развития пожара, когда необходимо применять то или иное средство для спасения людей.

Назначение многофункционального интегрированного пожарного шкафа заключается в обеспечении доступности технических средств для их оперативного применения, привлечении внимания людей в условиях пожара, быстрой информативности использования технических средств и сохранности размещаемых в нем технических средств.

Один из многофункциональных интегрированных пожарных шкафов (МИПШ), разработанный холдингом «Ассоциация Крилак» (г. Москва) с участием ФГУ ВНИИПО МЧС России, имеет компоновку в базовом варианте, представленную на рис. 15.

изучение новых образцов пожарной техники и птв

МИПШ может служить в качестве объектового пункта пожаротушения. Установка и использование МИПШ позволяет расширить оперативно-тактические возможности пожарно-спасательных подразделений за счет дополнительных средств, размещенных в них.

МИПШ позволит решать множество задач при чрезвычайных ситуациях по ликвидации возгораний, тушению пожаров, по организации спасения людей и материальных ценностей.

Пожаротушение при низких температурах
В свете промышленно-экономического развития территорий Крайнего Севера эффективная эксплуатация пожарной техники и пожарного оборудования в зимнее время при отрицательных температурах окружающего воздуха является актуальной задачей, противопожарных подразделений.

В процессе эксплуатации в этих условиях пожарной техники и оборудования возникает ряд проблем, значительно снижающих их тактико-технические характеристики и оперативные возможности подразделений по тушению пожара.

Одной из основных причин является замерзание воды (основного тушащего средства) в пожарных рукавах, поскольку образование льда в рукавных линиях снижает подачу воды и делает тушение неэффективным, одновременно приводит к повышенному износу пожарной техники, выходу из строя самих рукавов, а также затрудняет их транспортировку в пожарную часть (рукавную базу).

Для успешного тушения пожара необходимо обеспечивать подачу огнетушащих веществ в течение всего периода тушения.

С целью решения данной задачи на практике проводится ряд мероприятий по подогреву воды в пожарном автомобиле. На 50% автомобилей, эксплуатируемых в холодных климатических зонах, присутствует подогрев пожарного насоса, который осуществляется выхлопными газами двигателя, размещением насоса в кабине для личного состава, автономными отопителями насоса или системой охлаждения двигателя. Однако системы подогрева пожарного насоса предназначены для обеспечения работоспособности и защиты от замерзания только самого насоса. Такие системы не способны защитить рукавные линии в связи с тем, что объем и скорость подачи транспортируемых огнетушащих веществ не позволяют повысить их температуру в рукавной линии до значений, обеспечивающих продолжительную бесперебойную работу рукавных линий.

В настоящее время ведется поиск технических решений по созданию средств предотвращения замерзания воды в рукавных линиях по следующим направлениям:

Для повышения эффективности работы технических средств целесообразно внедрять комплексное применение методов, например:

Внедрение разработанных технических средств в практику работы пожарных подразделений позволит значительно повысить эффективность использования пожарной техники и оборудования при тушении пожаров в условиях отрицательных температур окружающего воздуха.

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *