изучение падежей в 3 классе в игровой форме
Как объяснить ребенку падежи
В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.
Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.
Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.
Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.
Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.
И в том и другом случае сложную тему надо объяснять родителям.
О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.
1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой
Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”
Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.
Вместо “Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска
Поиграйте с ребенком, и предложите исправить предложения, поменяв окончания слов
Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)
Маша ест каша (Маша ест кашу)
Люда купила юбка (Люда купила юбку)
Спросите, в предложении «Собака играет ребенок» — понятно кто с кем играет? Ребенок с собакой или собака с ребенком?
Как составить предложение, чтобы было понятно?
3. Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами
Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — творю (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?
Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)
Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.
Например,
Именительный это кто? что?- машинка.
Родительный — нет кого? чего? — машинки
и т.д.
4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом
Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни
5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом.
На этом этапе можно оставить ребенка с табличкой падежей и предложить запомнить.
Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово
Родительный — родил
Дательный — дал
Винительный — вижу, виню
Творительный — творю
Когда ребенок выучит, проверьте его.
Лучше это сделать так:
Вы называете падеж (по порядку), а ребенок называет вспомогательное слово и вопрос
Для запоминания порядка падежей используйте мнемотехническую фразу:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку
6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова
Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.
Учебники предлагают изменять слова
окно, лиса, береза и т.д.
Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова
Например, мы меняли слова «таракан» и даже «попа»
Ребенок включился и с радостью тренировался.
7. Тренировка «крестики-нолики»
Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.
Первый раз я рассказала такую историю:
Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.
Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падеж
В ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы. (кого? чего?)
На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)
Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)
А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)
Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.
Таких тренировок надо делать несколько.
Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом “жопа”
Мои дети смеялись и до слез и с удовольствием определяли, куда записать слово и какой падеж у текущей «жопы»
8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте.
Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи
В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.
В этом возрасте детям интересны темы компьютерных игр, интересны истории о них или о каких-нибудь других детях, им нравятся предложения со словами «дурак», «какашка»
Если ребенок увлекается футболом — придумывайте тексты о футболе.
Играет в шахматы — о шахматах
Нравятся куклы — расскажите историю о принцессе
Вам необязательно использовать «плохие» слова, но обязательно заинтересуйте ребенка темой.
Тогда обучение будет простым и увлекательным.
9. Создать паук-карту «падежи»
Нарисуйте паучка, а в его лапках шпаргалку падежей и вопросов. Пусть паучок будет с ребенком.
Кроме вопросов и слов подсказок (которые лучше всего закодировать пиктограммой), вы можете добавить паучку один-два слова примера.
Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.
К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.
Именно поэтому мы создали свою школу — Школу умных детей, в которой помогаем родителям учить детей легче, быстрее и онлайн.
Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.
Если Вы хотите получить простое и понятное объяснение сложных школьных тем в начальной школе — присоединяйтесь к школе умных детей сейчас.
Экономьте на репетиторах и помогите ребенку пройти школьную программу проще и интереснее.
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Падежи в русском языке
По правилам русского языка, падежей всего шесть, а у каждого из них — свои вопросы. Соответственно, слова будут меняться в зависимости от них. Для улучшения восприятия и запоминания специалисты рекомендуют использовать несколько полезных методик, чтобы раз и навсегда «поместить» шесть слов в память.
Для начала можно попробовать просто их запомнить по установленному порядку:
В школе у большинства учеников возникают проблемы с запоминанием правил. Потому учителя рассказывают стихи, которые можно использовать. Они старые, но подходят для обучения и современных школьников.
В некоторых акростихах первые буквы слов совпадают с названиями падежей. Есть множество подобных считалок-поговорок для запоминания, а самым распространенным считается следующий: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.
Благодаря такому простому стишку можно помочь ребенку эффективно и быстро выучить порядок падежей и их названия. Необходимо только сразу указать, что каждое слово начинается с той буквой, с которой пишется падеж.
Также на просторах интернета можно найти другие стихи. Они менее известные, но несут такую же полезную функцию.
Игровой метод — запомнить падежи русского языка в стишках (как выбрать подходящий, должны решить сами родители или ребенок):
Взрослому человек не составит труда запомнить такие простые стишки, но для ученика начальных классов это может показаться довольно сложной задачей. Поэтому необходимо более подробно разобрать рассматриваемый вопрос, чтобы объяснить ребенку все нюансы.
Имеющиеся вопросы
Для начала необходимо каждый падеж рассмотреть отдельно.
К конкретному падежу нужно задавать определенные вопросы:
Чтобы запомнить падежи с вопросами, необходимо немного попрактиковаться (множественный подход всегда помогает). Для этого нужно воспользоваться тренажером-шпаргалкой — взять абсолютно любое животное, которое первое придет на ум, и задать соответствующий вопрос, чтобы просклонять:
Упражнения — довольно простой способ выучить падежи и вопросы к ним.
После нескольких практических занятий ребёнок сможет легко освоить эти правила. Но если еще возникают проблемы, можно воспользоваться другой методикой.
Вспомогательные методы запоминания
Каждый ребенок индивидуален и мыслит по-разному. Поэтому не все способы могут подойти для запоминания конкретным индивидом. По этой причине специалисты разработали несколько методик, с помощью которых можно обучить детей разного склада ума:
Все эти способы направлены на мнемонику. Это говорит о том, что необходимо подобрать для ребёнка правильно «ключ», который будет открывать затворки его памяти. Метод поможет быстро вспомнить установленный порядок падежей.
Также имеется ассоциативный способ запоминания, о котором следует знать, если другие не помогают.
Образы и ассоциации
Интересный способ, с помощью которого можно быстро выучить падежи — придумать образ по созвучию или основанный на личных ассоциациях ребёнка.
Главное, чтобы ассоциация была нетрудной.
Ребёнок должен легко представить ее.
Примеры:
Используя подобную методику запоминания, ребёнку не придется зубрить слова. Достаточно вспомнить ассоциации, которые подтолкнут к правильному ответу — имя, родственник, дата, виноград, творец и предложения.
Если создать качественные ассоциативные связи, то у школьника не возникнет проблем с воспроизведением падежей русского языка. В качестве ассоциаций можно использовать абсолютно любые цвета, звуки, яркие воспоминания или запахи. Главное, чтобы ребёнок визуализировал падежи и анализировал их.
Чтобы запоминание правил русского языка проходили легче, необходимо подходить к вопросу творчески. Только таким образом можно быстро научить ребёнка запоминать необходимую информацию. Монотонная зубрежка — скучное занятие для активного малыша. Игра — более эффективный помощник.
Таблицы и игры
Во все времена преподаватели в школах старались облегчить запоминание, применяя школьный фольклор. Для этого используются забавные фразы и стишки, которые соответствуют необходимой теме. Не стоит отстраниться от такого метода обучения, поскольку он довольно эффективен и представляется собой еще одну игровую форму усваивания информации. Также есть вариант визуализировать процесс через разноцветную таблицу. Выбор метода должен зависеть от конкретного типа памяти ученика.
Чтобы объяснить школьникам падежи и помочь запомнить их, необходимо использовать простую тетрадь или чистые листы, где можно рисовать, фломастеры, карандаши и «пальчиковый театр».
Инструкция:
Используя эти простые советы и применяя игровую форму обучения, можно быстро найти способ, который поможет ребенку выучить падежи. Нельзя забывать, что у каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности памяти, которые следует учитывать. Если подобрать неверный способ запоминания, то добиться положительного результата будет трудно.
Изучать правила русского языка бывает сложно, а потому нельзя сильно давить на ребенка. Если возникают трудности, нужно давать подсказки и оставить памятку, куда в первое время можно подглядывать.
Как запомнить падежи русского языка
Русский язык – непростой, но очень красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей.
Запомнить падежи помогают сказки, стихи, вспомогательные слова, зрительные образы, рисунки, игры, а иногда и понимание происхождения и названия падежа.
6 падежей русского языка
Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей:
Именительный падеж
Это падеж, который просто что-либо или кого-либо называет, именует, поэтому он и зовётся именительным.
Вопросы: Кто? Что?
Запомни!
У именительного падежа НЕ БЫВАЕТ ПРЕДЛОГОВ!
Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
Родительный падеж
Вопросы: (нет) кого? чего?
Предлоги: с, до, у, из, без, до, вокруг, около, для, возле, после
А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Дательный падеж
Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike — «дательный». Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, звонок другу).
Вопросы: (дам) кому? чему?
Предлоги: к, по
Я – называюсь Дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу.
Но и один гулять хожу.
Винительный падеж
Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке. Название падежа дано по слову «вина». Основное значение винительного падежа – называть объект действия, который является причиной, называющей само действие.
Вопросы: (вижу, виню) кого? что?
Предлоги: в, на, под, про
А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
Творительный падеж
Название также ввёл Лаврентий Зизаний в конце XVI века. Этот падеж связан с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное название творительного падежа.
Вопросы: (творю) кем? чем?
Предлоги: перед, под, над, с, за
А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
Предложный падеж
В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак – обязательное употребление предлога.
Предлоги: о, в, при, на
Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
Сказка про падежи
Жил был Падеж. Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Родился — стал РОДИТЕЛЬНЫЙ. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫМ. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ. Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его ТВОРИТЕЛЬНЫМ. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ. Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
Как ещё можно запомнить падежи русского языка?
Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:
У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова.
Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — горжусь, творю, доволен (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?
Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:
Определить падеж помогают также предлоги. Лучше всего использовать памятку.
Для запоминания падежей можно также выучить весёлое стихотворение.
По условию задачи
Есть мышонок, кот и сыр.
И её решеньем будет
Заучить падеж до дыр.
Кто? Конечно кот в засаде.
Что? Прекрасен сыр и свеж.
Применяется, конечно,
Именительный падеж.
Нет кого? Конечно мыши.
Нет чего? И сыр исчез!
Применяется, конечно, здесь
Родительный падеж.
Если б дал кому? Мышонку
Тот кусочек сыра Васька,
Дательный падеж тогда бы
Стал бы дружным и прекрасным!
Если б котик поделился
С кем и чем.
С мышонком сыром,
То творительный падеж
Завершился б вкусным пиром.
И кого теперь винить?
Мышь? Или что?
Кусочек сыра?
Нет! Винительный падеж.
Не закончит дело миром!
А теперь, куда ж деваться,
В падеже предложном котик
Думает о чём? О сыре!
И урчит пустой животик …
Игра
Поиграйте с ребёнком в игру, которая не только поможет запомнить падежи и употреблять слова в нужной форме, но и будет способствовать развитию речи и воображения ребёнка.
Выбираете любое существительное и придумываете сказку, историю, в которой это существительное встречается в разных падежах. Если сложно сразу придумать текст, то можно работать с отдельными предложениями.
Например: слово КОШКА
Существует много интересных способов, помогающих ребёнку запомнить падежи русского языка. Выбирайте любой. Но для того, чтобы правильно определять падеж, ребёнку не только обязательно нужно знать падежные вопросы, основные предлоги и слова-помощники, но нужно ещё побольше практиковаться.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Мастер-класс: «Использование игровых технологий при изучении падежей «
Уважаемые коллеги, забудьте, что вы взрослые. Сейчас вы – дети. Я предлагаю поиграть в игру. Эта игра позволит быстро выучить 6 определений склонений, существующих в русском языке. Догадайтесь, что это? (Это 6 падежей).
Игра называется «Угадай-ка». Эта игра позволит быстро запомнить падежи русского языка с помощью мнемотехники. Каждое движение соответствует определённому падежу. Заранее объясняется, что обозначает каждый жест. Учитель показывает жест, ученик называет вспомогательное слово, падеж, падежные предлоги. (Например, предложный падеж соответствует такому жесту: указательный палец приложен ко лбу, «думаю» о ком? о чём?) Подобные игровые технологии я использую на уроках русского языка при изучении темы «Падежи имени прилагательного». (Слайд 1) Тема: «Использование игровых технологий при изучении темы «Падежи имени прилагательного» (Русский язык. 3 класс)»
(Слайд 2) Цель мастер-класса: показать возможность использования игровых приемов при изучении имен прилагательных.
Показать варианты применения игровых приемов при изучении темы «Падежи имен прилагательных»
Продемонстрировать возможность разнообразия средств эмоционального настроя.
(Слайд 3) Теоретическая выкладка
«Ира — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Сухомлинский В. А.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
2. доступность для учащихся данного возраста;
3. умеренность в использовании игр на уроках.
Роль игры в жизни ребёнка
2. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
5. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Соприкасаясь с миром детских фантазий даже самый серьезный урок можно превратить в увлекательное обучение. А чтобы ребенок был нацелен на получение знаний, нам помогает создание игровых ситуаций. Этому соответствует притча, которую я использовала в начале урока.
Сейчас я хочу вам показать возможность использования игровых приемов на этапе актуализации знаний.
(Слайд 4) Игровой прием «Вертушка»
Игра «Вертушка» Можно использовать работу в парах или групповую форму.
Цель: закрепить знания об имени прилагательном (род, число, падеж).
Один ученик формулирует правило русского языка (например, «Имя прилагательное изменяется по родам»). Другой должен привести пример (подбирает имена прилагательные мужского, женского и среднего рода). Ещё пример: «Сложные имена прилагательные пишутся через дефис, например …». Другой ученик отвечает: «Ярко-розовый, тёмно-синий».
— Обратите внимание, что словосочетания и предложения будут подчинены одной тематике. Я проводила урок русского языка на основе сказки Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Листопадничек». Этим и объясняются выбранные тексты и словосочетания, а также приемы рефлексии на нашем мастер-классе.
(Слайд 5)
На этапе повторения изученного материала на уроке использовала игру «Пазлы».
Цель игры: закрепление умения определять падеж имен прилагательных в словосочетаниях.
Учитель заранее готовит карточки (пазлы) с названиями падежей и словосочетаниями (словами, предложениями и т. д.). Пазлы расположены на доске в хаотичном порядке. Задача учеников – из отдельных элементов получить единую картинку.
На этапе изучения нового материала предлагаю ребятам поиграть в игру «Знатоки».
Цель: составить последовательность действий при определении падежей имен прилагательных в предложениях.
(На столе разноцветные листочки. На каждом написан один из шагов алгоритма определения падежа имени прилагательного в тексте. 2 команды должны выстроить алгоритм действий. Сделать акцент: почему некоторые ученики не вышли (потому что эти высказывания не подходят к данному алгоритму).
На этапе закрепления изученного играем в игру «Домино»
Цель: отработать алгоритм определения падежей имен прилагательных в предложении.
Учитель заранее подписывает ячейки на плакате с названиями падежей. Задача учеников – выбрать любую карточку, прочитать предложение и заполнить нужную ячейку (место карточки на плакате должно соответствовать падежу имени прилагательного).
-А теперь отгадайте загадку.
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу,
У кустов грызёт кору. (Заяц)
Достаньте из белого конверта главного героя сказки «Листопадничек». Там вы найдете еще три яблочка.
Уважаемые коллеги! Если вам все понравилось и вам понятен мой мастер-класс, то на лапку Зайке приклейте зеленое яблочко.
Желтое яблочко приклеит тот, у кого возникли вопросы и маленькие дополнения.
Красное яблочко приклейте, если для вас предложенные приемы не являются особенно эффективными. Если кому-то еще необходимо посмотреть мой мастер-класс.
Встаньте группами по цветам яблочек, покажите гостям своих Зайчиков.
Я хочу обратить внимание, что приемы, которые я показала, универсальные. Их можно использовать при изучении любой темы на любом уроке. Не надо забывать, что игра для детей – это все!