известным основоположниками отшельнического анахоресис монашеской формы движения считается
Возникновение и формирование отшельнического монашества
Виды монашеской жизни: отшельничество, общежитие
Надо считать, что монашество в основном слагается из двух видов жизни: отшельнической и общежительной. И русское монашество с самого начала его существования имело эти две стороны жизни. Конечно, как и на Востоке, начальным видом монашеской жизни на Руси было отшельничество. Преподобный Антоний Печерский прежде жил в тесной пещере совершенно один. Но потом, по мере известности его подвигов, к нему стали стекаться другие любители одиночества, вследствие чего создался скит, а затем уж и общежительный монастырь. Следует отметить особое тяготение русских подвижников к отшельничеству. В этом нельзя не видеть какую-то особую мощную силу русской души, способную вынести самые тяжелые условия одинокой отшельнической жизни.
В чем, собственно, заключается жизнь отшельническая (выд. авт.), и каковы ее особенности?
Влекомый Божественной любовью к высшему, человек оставляет обычную житейскую суету и удаляется куда-либо в глушь лесов или непроходимые безводные пустыни. Там наедине с Богом он проводит жизнь, полную труда, молитвы, самоотвержения. Питаясь самой скудной пищей раз в день или раз в неделю, отшельник ведет непрестанную борьбу с грехом, диаволом и своей падшей природой. Смысл жизни отшельника — через самоочищение достичь безстрастия и блаженного соединения с Богом. И вот что удивительно: смертный падший человек при содействии Божественной благодати достигает такой изумительной чистоты жизни, что становится предметом удивления для небожителей.
Нам, людям двадцатого века, может быть много непонятного в жизни отшельнической, и подвиги отшельников кажутся просто непосильными или даже безсмыс- ленными. Но преподобный Антоний Печерский, Сергий Радонежский и другие отшельники понимали эту сложную жизнь не силой рассудка, а самой сущностью своей святой души и тем глубоким, подчас неизъяснимым духовным удовлетворением, какое испытывали они наедине с Богом.
«Кто изочтет слезы и воздыхания его к Богу, — пишет автор об одном отшельнике — бдения, всенощные молитвы, стояния, коленопреклонения, алкание и жажду… страх пустыни и брань с невидимыми врагами? Глад, жажда, хлад, страх зверей, опасение погибнуть от скудости, тягость плоти, уныние духа, смущение и рассеяние мыслей, даже невинное, кажется, отдохновение и естественный сон, — уверяют Подвижники, — суть враги для пустынника, с которыми он должен непрестанно бороться, пока не достигнет безмятежной тишины безстрастия и вкусит неизъяснимую сладость пустыни» (М. Кудрявцев. «История православного монашества». М., 1881 г., стр. 22).
Но страшнее всех трудностей в отшельнической жизни является грех и его виновник — враг рода человеческого, диавол. Когда диавол примечает, что человек оставил мир и презрел плоть, усиливается проникнуть в область духовную, в общение с небесными силами и Богом, устремляется тогда на него с неимоверной дерзостью и настойчивостью, пуская в него не только разжженные стрелы противных Помыслов, но вторгаясь даже в пределы его воображения и чувств, представляет ему срамные образы и нелепые мечтания. И не только так, но и самим видимым образом диавол нападает на отшельников и причиняет, по попущению Божию, вред. Таким образом, касаясь жизни отшельника, видим, что эта жизнь характеризуется исключительно тяжелыми подвигами и непрестанной борьбой с духом злобы. В Русской Церкви отшельничество процветало особенно в XI — XII веках на юге Руси и затем, то ослабевая, то вновь усиливаясь, в половине XIV в. перенеслось на север, где с новой силой охватило целые области и дало русскому монашеству замечательных Подвижников.
Но отшельнический вид монашества был не единственным в Русской Церкви. Наряду с ним, как бы параллельно, существовала и другая форма монашеской жизни — общежительная.
Общежительный вид монашества в Русской Церкви ведет свое начало от преподобного Феодосия Печерского (XI век). Преподобный Антоний является начальником монашества одинокого, а преподобный Феодосий, его ученик, — общежительного. (П. Казанский. «История православного русского монашества». М., 1855 г., стр. 8).
И какие знаменательные имена основателей русского монашества! Антоний — основатель иночества, Феодосий — учредитель общежития. Не приводят ли эти имена на память: первое — Антония Великого, основателя иночества в Египте, второе — Феодосия, начальника общежития в Палестине? Удивительное совпадение! А может быть, и промыслительное действие воли Божией?! Надо сказать, что, излагая первый период истории русского монашества (Х1-ХГУ в.в.), мы имеем чрезвычайно скудные источники. Не дошло до нас от этого времени и памятников внутреннего управления обителями, как в нравственном, так и в материальном отношении. Второй период русского монашества (XIV- XIX в.в.) дает более определенные сведения о построении общежития и других сторон иноческой жизни. Но нужно думать, что уклад общежительного устава второго периода был укладом и первого периода, может быть, только с незначительными изменениями.
В основу русского общежития вошел Студийский устав. Он требует, чтобы в обители все было общее. Одежда, пища, монастырское и церковное имущество, денежные средства и прочие накопления — все является общим достоянием иноков. Но для удобства упражнения в духовных подвигах иноки имеют отдельные келии, где живут по одному или по два (старец и послушник). Управляется общежительный монастырь игуменом или архимандритом, повеления которого выполняются безпрекословно. Кроме игумена в монастыре имеются и другие должностные лица: эконом, казначей, ризничный, духовник братский и другие — все они подчинены настоятелю монастыря и выполняют каждый свое начальственное послушание, заботясь о внутреннем и внешнем благоустроении своей обители. Братия обители, с любовью неся свои послушания (в храме, трапезной, просфорне, библиотеке, складах и прочее), одновременно ведут внутреннюю духовную жизнь. Они в своих келиях совершают монашеские правила и другие благочестивые подвиги, в храме участвуют в общественном богослужении. Раз в неделю или один раз в месяц причащаются святых Христовых Таин, между тем исповедоваться могут гораздо чаще, даже ежедневно.
Русское монашество, как и восточное, воплощает в себе идеалы евангельского учения. Но самым главным в нем являются обеты или обещания, которые иноки дают Богу в момент пострига. Главные из них — три обета: девства, нестяжания и послушания. Эти три обета составляют высшую, важнейшую черту в монашеской жизни и средоточие всей подвижнической деятельности. Обет вообще есть дело богопочтения, в котором добровольно дается обещание Богу посвятить Ему свою жизнь или свое имущество.
Христови сраспяхся: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2,19-20).
Обет девства исключает брачную жизнь и предписывает совершенное воздержание от всего, что дозволяется в жизни супружеской. Это внешняя сторона девства, а внутреннюю сторону составляет полное целомудрие, которое удерживает чувственные пожелания и дает чистоту души и тела.
Нестяжательность, или добровольная нищета, состоит в отвержении всего мирского. Инок должен быть подобно распятому на кресте, который уже не желает ничего временного, а помышляет только о вечном. Дав обет добровольной нищеты, инок не должен не только что-либо приобретать из земного, но и желать.
Обет послушания требует от инока добровольного подчинения себя во всем воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Иноческое послушание справедливо сравнивают с безкровным мученичеством и, по словам святого Иоанна Лествичника, оно есть «гроб воли и воскресение смирения» (Иоанн Лествичник, ст. 4).
Таковы основные обеты иноков, ведущие к духовному совершенству. Говоря об общежительной форме иноческойжизни, нужно заметить, что оно является более удобным для духовного совершенствования иноков. Поэтому оно и охватывает несравненно больший процент монашествующих в русской Православной Церкви. Дело в том, что общежитие избавляет инока от лишних забот житейских: о питании, одежде, жилище и прочее — и направляет его силы исключительно на духовные подвиги. Наглядным образцом русского монашеского общежития в настоящее время может являться, например, Троице-Сергиева Лавра, расположенная недалеко от Москвы. Она живет исключительно по правилам общежития и сохраняет в себе полноту благодатной жизни. Вековые монашеские традиции существуют в ней неизменно, и святоотеческий дух древнего монашества сохраняется во всей полноте.
Есть и другие иноческие общежития в Русской Церкви (мужские и женские), например, в Почаеве, в Пскове, Киеве, Житомире и т.д., где иноки самоотверженно трудятся на духовном поприще, перенося добровольные лишения. Будучи «людьми не от мира сего», они, однако, не остаются равнодушными к тому, что совершается в мире. Горячо и беззаветно любя Бога и Его Святую Церковь, иноки являются также патриотами своей Родины и живут уже не для себя, но для других. И в этом самоотвержении они находят для себя смысл жизни и источник радости и счастья.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13).
Помня слова апостола Павла к Тимофею:
Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3), — монахи безропотно и с любовью переносят все скорби и испытания, встречаемые ими на пути духовной жизни.
Вследствие такого строгого евангельского направления и полного христианского самоотвержения русское монашество украсилось не только в целом высокой нравственной жизнью, но и, в частности, имеет особых выдающихся подвижников, которые своей жизнью достигли высокой святости и нравственной чистоты. Они являются как бы цветом русского иночества или сияющими звездочками на благодатном небе Русской Православной Церкви.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Преподобный Антоний Великий
Святой преподобный Антоний Великий
Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: “Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной” (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: “Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы” (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали “другом Божиим”. Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.
Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. “Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?” — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. “Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига”.
Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: “Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне”. Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. “Делай так и спасешься”, — сказал ему ангел Господень.
Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.
Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. “Куда ты хочешь бежать?” — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. “В верхнюю Фиваиду”, — отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: “Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню”. Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.
Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их.
Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне.
После братского лобзания, Павел спросил Антония: “В каком положении род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?” Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой. Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб. “Щедр и милостив Господь, — воскликнул Павел. — Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб”.
На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: “Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю”. На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящего на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.
“Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!” Однако, когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.
Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделили общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.
Тропарь преподобному Антонию Великому
,
глас 4
Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезям последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель, и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.
Известным основоположниками отшельнического анахоресис монашеской формы движения считается
Преподобный Антоний Великий ( †356 )
Преподобный Антоний Великий — основатель отшельнического монашества.
Две формы монашества
Отшельничество — форма монашеского, «скитского» или «пустынного» жития, уединения, связанного с добровольным принятием аскетических обетов (например, усиленной молитвы, строгого постничества, молчальничества).
Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда сохранившиеся до сих пор названия крупных православных монастырей — Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и др.).
Отшельничество в христианстве было связано как с преследованиями первохристиан со стороны римских императоров, так и с христианской идеей греховности мира и спасительности отказа от его соблазнов.
Примером пустынножительства служит жизнь Антония Великого. Первым из известных христианских отшельников был Павел Фивейский, который ушёл в пустыню, спасаясь от преследований христиан императором Децием.
Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам.
Жизнь прославленного подвижника, преподобного Антония Великого, подробно описана отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия считается одним из лучших его писаний, шедевром аскетической и житийной литературы.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам.
«Врач, которого Бог даровал Египту», — так сказал о святом Антонии его друг и биограф святой Афанасий Александрийский.
Житие преподобного Антония Великого
Преподобный Антоний родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 году. Родителями его были благочестивые и богатые коптские христиане знатного происхождения. Своего сына они воспитали так, чтобы он не знал никого другого, кроме них и своего дома.
С детства он любил посещать церковные службы и слушал Священное Писание с таким глубоким вниманием, что запоминал слышанное на всю жизнь. С юности руководствовался он заповедями Господними. Придя в отроческий возраст, он не спешил приниматься за науки, но, оставаясь в своем доме, хранил чистоту сердца и стремился к преуспеянию в благочестии.
Родители преподобного Антония умерли, когда ему было около 20 лет. Оставшись с малолетнею сестрою, он первоначально заботился о доме и о должном воспитании сестры. Часто, по своему обыкновению, посещая храм, он слышал из читаемых там божественных книг, как апостолы, оставив все, последовали за Спасителем, и как, по свидетельству книги Деяний Апостольских, многие из христиан продавали свое имущество и полагали цену проданного к ногам апостолов для раздачи нуждающимся (Деян.4:44). Антоний размышлял о том, как тверда была вера этих людей, и какая великая награда уготована им на небесах.
С такими мыслями он приходит однажды в храм и здесь вдруг снова слышит слова Христа, сказанные к богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Антоний принял это за напоминание свыше, — как бы Христос сказал эти слова лично ему самому, — и тотчас, по выходе из храма, продал свое имущество, а вырученные через продажу большие деньги роздал нищим, оставив лишь незначительную часть их для своей слабой и малолетней сестры. Он хотел посвятить себя Господу, но недоумевал, на кого он оставит сестру.
Когда, вскоре после этого, он вновь пришел в храм и услышал слова Господа в Евангелии: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34), то тотчас же вышел вон и роздал нуждающимся и остальную часть имущества.
Не желая более проживать в своем дому, он поручил сестру верным и известным ему девственницам-христианкам, чтобы она воспитывалась среди них примером их жизни, сам же начал вести суровую и строгую подвижническую жизнь.
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. В то время в Египте было еще мало монастырей и пустынножительство было еще не распространено. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему.
Чтение Священного Писания он выслушивал с таким глубоким вниманием, что не забывал из читаемого решительно ничего и, при строгом соблюдении всех заповедей Господних, память стала заменять ему сами священные книги. Трудами рук своих он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным.
Посещал Антоний и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами: одному он старался подражать в воздержании, другому в бодрости, тому — в кротости, другому в неусыпности, иному — во внимательности к читаемому; у одного он учился подвигам поста, у другого дивился лежанью на голой земле, прославлял смирение одного, терпение другого.
Приобретя общую всех их любовь и от всех получив для себя пользу, он возвращался к себе в келью и там, размышляя о всем виденном, старался усвоить и совместить в себе добродетели всех, направляя свои усилия к тому, чтобы ни в одной из упомянутых добродетелей не оказаться самым последним. Поступая так, он, хотя и начал всех превосходить славою, однако же, продолжал пользоваться общею любовью: соседи и иноки, которых он часто навещал, видя такую жизнь Антония, называли его боголюбивым и любили одни — как сына, другие — как брата.
Затем он решается уйти дальше вглубь Фиваидской пустыни и поселяется в одной из отдаленных гробовых пещер. Один из его друзей иногда приносил ему пищу.
Карта египетского монашества
Потом святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет. Он принес с собой хлеба на 6 месяцев, а после получал его от своих друзей только 2 раза в год через отверстие в кровле.
Изредка он поддавался на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Но даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ни чем не прерывать своих великих трудов и постничества. Его душа была в постоянном молитвенном общении с Богом, так как он знал из Писания, что молиться нужно непрестанно (1Фес.5:17).
Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов.
Враг рода человеческого смущал молодого подвижника помыслами, сомнениями в избранном пути, тоской по сестре.
Он приводил ему на память мысль о проданном и розданном имуществе, о необеспеченности сестры, о суетной мирской славе, об удовольствии, какое можно получить от различной пищи и прочих прелестях мирской жизни.
Этими и многими другими помыслами искуситель старался омрачить его ум и развратить сердце. Дьявол влагал ему нечистые помыслы, стремился привести его чувства в услаждение естественным раздражением и волнением похоти. Но преподобный Антоний хранил твердую веру и непрестанно творил молитву.
Мартин Шонгауэр. Искушение Св.Антония. Ок. 1480—1490 г.
Тогда дьявол начал смущать его ночными страхами и привидениями, шумом, голосами и воплями среди ночи, днем же — и открытыми нападениями — однажды бесы так тяжко избили его, что люди сочли его умершим и стали готовить к погребению.
Абрахам Блутелинг. Искушение Св.Антония (XVII век)
Он, то пытался устрашить преподобного под видом чудовищ или диких зверей, пытаясь принудить святого покинуть избранное им место, то лицемерно признавал себя побежденным, рассчитывая склонить святого к тщеславию и гордости.
Фелисьен Ропс. «Искушение Св. Антония»
Дьявол пытался склонить Антония к плотскому греху, принимая ночью образ прекрасной женщины, и всячески пытался возбудить в Антонии страсть, но тот погашал ее мыслью о геенском неугасающем огне и неумирающем черве.
Антоний твердо противился дьяволу. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал Ангела для его ободрения. По преданию, когда Антоний, уже не выдерживая духовных страданий, воззвал к Господу: «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?» — явился сам Иисус Христос и сообщил, что Он был рядом все время. После этого явления преподобный Антоний встал исцеленный от ран и готовый к новым подвигам. В это время ему было 35 лет.
Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». И ему было явлено видение: кто то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу — это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника.«Делай так и спасешься» — сказал ему Ангел Господень.
Тогда преподобный усилил подвиги и установил строгий порядок своей жизни. Он принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения.
В такой непрерывной борьбе с бесами и в таком уединении вдали от людей преподобный Антоний прожил целых 20 лет и обрел, наконец, спокойствие духа и мир в помыслах.
Искушение Св.Антония. (Корнелис Кунст, 1530).
На картине изображены пять сцен из жизни святого Антония.
Такой образ жизни сделал его известным и вокруг места его уединения возникли жилища подражающих ему людей. Некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Собравшиеся к ограде преподобного люди разобрали заграждавшие вход камни, проникли к святому Антонию и просили взять их под свое руководство. Случилось это в 305 году.
Вскоре гора, на которой подвизался святой Антоний, была окружена целым поясом монастырских обителей, и преподобный с любовью наставлял насельников, уча духовной жизни тех, кто пришел в пустыню спасаться. Он учил прежде всего постоянству в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня.
В 311 году началось жестокое гонение на христиан, воздвигнутое императором Максимианом. Желая пострадать вместе со святыми мучениками, преподобный Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию. Он открыто служил мученикам в их заточении, присутствовал на суде и допросах, но мучители к нему даже не прикоснулись! По окончании гонения преподобный вернулся в пустыню и продолжал подвиги.
Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. Он удалился дальше во внутреннюю пустыню и поселился на вершине горы. Однако братия из пустынных монастырей разыскали преподобного и умолили его хоть изредка посещать их обители.
За его подвиги Господь даровал святому Антонию дар чудотворений. Имея власть над нечистыми духами, преподобный исцелил много бесноватых, изгоняя из них бесов. Антоний исцелял своею молитвою и разные другие болезни, не лишен он был и пророческого дара, — прозревал будущее и находящееся вдали видел так, как бы оно было пред его глазами.
Пока старцы беседовали спустился к ним ворон и положил хлеб. «Щедр и милостив Господь,» — воскликнул Павел — «Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб.» Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира и попросил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки.
Возвратясь в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: “Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю.” На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.
Прибыв на место, он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.
К середине IV века преподобный Антоний становится лидером всех египетских отшельников. Но не смотря на стремление к одинокой молитве, по настойчивому приглашению Афанасия Великого, преподобному Антонию ещё раз пришлось покинуть пустыню и прийти к христианам в Александрию, чтобы защитить православную веру от ересей манихеев и ариан.
Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Это послужило поводом к тому, что он лично выступил на собрании, опровергнул не только наветы на себя, но и осудил арианское учение.
Появление знаменитого подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него вразумления и чудес. Во время своего недолгого пребывания в Александрии он обратил ко Христу великое множество язычников.
85 лет своей жизни провел преподобный Антоний в пустынном уединении. Незадолго до своей смерти преподобный поведал братии, что вскоре он будет взят от них.
Преподобный Антоний мирно скончался в 356 году, в возрасте 105 лет, и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте.
Мощи преподобного Антония
В 544 году, при византийском императоре Юстиниане, мощи преподобного Антония Великого были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке — в Константинополь (около 623 года).
Из Константинополя в 980 году святые мощи были перенесены в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) близ Вьена (Франция), где хранятся в 114-килограммовом ковчеге по сей день.
Центр ордена антонитов, аббатство Сент-Антуан-л’Аббеи, Франция
Мощи св. Антония в аббатстве Сент-Антуан-л’Аббеи, Франция
Ковчег с мощами св. Антония в аббатстве Сент-Антуан-л’Аббеи, Франция
Глава преподобного Антония с 1491 года покоится в г.Арль (главный город Прованса в юго-восточной Франции) в церкви святого Иулиана.
Однако в монастыре святого Антония считают, что мощи этого угодника Божия не были открыты, и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени.
Монастырь преподобного Антония Великого
Монастырь преподобного Антония Великого
Монастырь преподобного Антония Великого находится в египетской пустыне, среди гор Красного моря, в нескольких десятках километров от морского берега. Монастырь был основан в IV веке на месте, где преподобный прожил последние 44 года своей жизни. В настоящее время монастырь святого Антония Великого принадлежит коптской церкви. Это самая древняя в мире христианская обитель. Сегодня здесь трудятся 40 монахов и 25 послушников.
Копты — потомки коренных египтян, создававших древнеегипетскую цивилизацию. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» — это искаженное греческое название Египта — Айгюптос (Aiguptos), восходящее к древнему культовому наименованию города Мемфиса — «Ха-Ка-Птах». В 30 г. до Р.Х.
Египет вошел в состав Римской Империи, а позднее Византии. В 451 году Александрийский патриарх Диоскор был осужден на VI Вселенском Соборе, состоявшемся в Халкидоне. Он и его сторонники — монофизиты, составлявшие в Египте большую часть населения страны, не приняли православной формулировки Собора о соединении божественной и человеческой природ во Христе.
(Они считают, что Христос имел одну природу — божественную). До арабского завоевания Египта в 639 году копты, не принимавшие Халкидонского вероопределения, подвергались гонениям со стороны византийской императорской власти.
Уже в конце VIII века в коптских церквях сборщики налогов не могли найти ничего, кроме стеклянных потиров и деревянных дискосов. Не желая иметь общения с Византией, и нарушив церковное единство, копты подпали еще большему гнету. Огромные налоги неоднократно приводили к восстаниям, которые жестоко подавлялись.
Уплатившие налог клеймились, те же, на ком клейма не было, подвергались казни.
В X столетии копты должны были носить на шее огромный деревянный крест, который пригибал их к земле. До XI века копты составляли большинство населения страны, но с началом Крестовых походов мусульманские власти перешли к жестоким преследованиям христиан, и численность коптов стала заметно сокращаться.
Правители страны намеревались изгнать коптское население в Грецию, и тогда многие, не желая оставлять родину, приняли ислам.
В 1321 году было разрушено более шестидесяти коптских церквей, многие копты в Каире были убиты, а оставшимся было разрешено ездить по городу только на ослах, причем лицом к хвосту.
Основные отпадения коптов в ислам имели место в XIV веке, и к началу XVI столетия их численность сократилась до 5-7 % от общего населения страны.
В монастыре 7 церквей. Только одна из них, церковь Св. Антония, старинная, построена на месте часовни, которую построил ещё в IV веке сам преподобный. Прах его покоится справа от алтаря.
Алтарь храма
Алтарь тройной. Средняя его часть посвящена св. Антонию, левая — св. Марку, а правая — св. Афанасию, 20 патриарху Александрийскому, сподвижнику и биографу Антония. Храм строго аскетичен, здесь нет ничего лишнего.
Алтарь от центральной части храма отделяется простой перегородкой с Царскими вратами. Справа от алтаря, в центральной части храма, имеется глубокая ниша, где под спудом покоятся мощи святого Антония, здесь он был погребен своими учениками.
Гробница преподобного Антония Великого
Преподобный Антоний жил в пещере, за пределами монастыря, на горе Аль-Кользом, с 312 г. до своей кончины в 356 г. Пещера Антония превращена в часовню. Ныне это объект паломничества.
Пещера преподобного Антония Великого
К пещере ведет крутая лестница в 1150 ступенек. Один раз в год, в день памяти святого Антония Великого, 30 января, в пещере бывает Богослужение. В остальное время, кто-то из монашествующих приходит для особых молитв на несколько часов.
Лестница к пещере преподобного Антония Великого
Творения преподобного Антония Великого
Хотя преподобный Антоний Великий и не получил образования, но для него училищем были Священное Писание и природа, а учителем благодать Христова, более и более озарявшая его по мере самоумерщвления его подвигами. Из творений преподобного Антония до нас дошли:
Слово преподобного Антония Великого о суете мира и воскресении мертвых
Старый ли дом разрушить и из вещества его вновь построить тот же дом, или приготовить новое вещество и построить новый дом? Итак если Бог произвел из ничего землю, из которой создан человек: то не с большею ли удобностию может возсоздать в первый образ того же человека, умершаго и обратившагося в землю? Бог в делах своих не чувствует никаких затруднений. Его дело есть Его слово; слово же Его есть мысль Его.
Как сила и могущество Божие непостижимы, так и дела Его. И как премудрость Его неизмерима, так и «пути Его неизследовани» (Рим.11:33). И так оставим неверие. Будем опасаться, чтобы не подвергнуться осуждению более за неверие, нежели за худыя дела. Худыя дела проистекают иногда от нашей слабости: напротив источник неверия всегда есть безразсудность и дерзость. Но безразсудный и дерзкий едва ли способен к какому нибудь доброму делу. И так пока имеем время, позаботимся о себе самих, и постараемся умилостивить Бога о грехах наших, чтобы Он не повелел связать нам руки и ноги и ввергнуть во тьму кромешнюю, где «плачь и скрежет зубов» (Мф.13:42).
Плачь что иное означает, если не жестокость страшных мучений? Скрежет зубов что иное показывает, если не позднее раскаяние о соделанных грехах? Ибо тогда только мы начнем негодовать на самих себя и с скрежетом зубов укорять себя, когда уже не будет времени для раскаяния, и надежды на освобождение. Итак, если Мы в краткое время сей жизни можем служить Богу и предохранить себя от геенны и вечных мучений, то для чего нерадим и презираем заповеди Божии, для чего следуем злым своим похотям, и делаемся достойными вечнаго наказания?
Бог наш великий, человеколюбивый, «богатый в милости» (Еф.2:4), и сильный в делах своих, Сам укрепит нашу слабость, Сам «сокрушит сатану под ноги наша вскоре» (Рим.16:20), и даст нам силу и духовный разум, чтобы мы в остающееся для нас время служили Ему истинно и верно, и обрели милость Его в страшный день суда Его. Аминь.
Изречения святого Антония
— Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения.
— Не будь жаден и падок на пищу, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои.
— Спи мало и в меру, и Ангелы посетят тебя.
— Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.
— Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо.
— Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки.
— Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих.
— Люби смирение; оно покроет все грехи твои.
— Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие.
— Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их и некому помочь им, нет им надежды спасения.
Почитание святого Антония
На Востоке Антония почитают как отшельника и отца монахов, на Западе, напротив — как чудесного целителя, которому приписывается способность лечить.
Антоний Великий не первым удалился в пустыню и не в этом смысле он является отцом монашества. И до него уже во II веке были люди, которые селились на более и менее продолжительное время в уединённых местах для аскетических целей, иногда по внешним побуждениям, например, из-за гонений на христиан, но часто исключительно для подвигов воздержания.
Но преподобный Антоний был первым ярким и принципиально новым представителем пустынного жительства: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». Антоний не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника — аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы проводить аскетическую и духовно-созерцательную жизнь. Видя его духовную мудрость, вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей.
Об авве Антонии говорили, что он был прозорливец, но избегая молвы людской, не хотел разглашать о сем; ему открываемы были и настоящие и будущие события мiра.
Один старец просил у Бога, чтобы ему увидеть отцов (в славе), и увидел он их всех, кроме аввы Антония. Он спросил того, кто показывал ему: где же авва Антоний? Тот отвечал: Антоний там, где Бог!
Образ святого Антония в искусстве
Житие Антония Великого нашло широкое отражение в западноеврепейской иконографии (в том числе работы И.Босха, П.Рубенса, Д.Тенирса старшего и др.) его использовал в «Искушении святого Антония» Г.Флобер.
Из многих византийских и западноевропейских изображений, связанных с аскетическими добродетелями, целебными силами и природой, с XV столетия выделяется наиболее популярный мотив — искушение св. Антония.
Искушение святого Антония (Ян Мандейн)
Многообразие изображений святого Антония связано с тем, что его считают покровителем многих профессий: крестьян, всадников, звонарей, корзинщиков, щёточников, мясников, гробовщиков.
Иконография
Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Тропарь, Глас 4:
Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель, и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, Глас 2:
Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче Антоние.