к административным правоотношениям относятся отношения

Административно-правовые отношения

Понятие и особенности административного правоотношения

Основные трудности, несмотря на свою кажущуюся очевидность, у ученых вызывает вопрос об отличительных признаках или характеристиках административно-правовых отношений. В теории административного права существуют две основные концепции о ключевых характеристиках административно-правовых отношений, расходящиеся в вопросе о спектре административно-правовых отношений.

Ряд ученых выделяют в качестве особенностей административно-правовых отношений следующие их черты:

Сторонниками данной позиции являются, Ю.М. Козлов, В. Соболевский, С.С. Студеникин. и многие другие. Ю.Н. Старилов, например, выделяет следующие черты административно-правовых отношений:

а) возникают в процессе государственного управления (или в сфере государственного управления);

б) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (или орган исполнительной власти), т. е. постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления (субъект исполнительной власти), представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию;

в) являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон;

г) возникают для решения задач и осуществления функций управления с целью удовлетворения публичных и индивидуальных интересов по инициативе любого из cy6ъектов этих отношений;

е) имеют особый правовой режим обеспечения законности и своей правой защиты; как правило, речь идет о трех способах: административном, судебном и прокурорском.

Д.Н. Бахрах выделяет следующие особенности административных правоотношений:

В то же время существует и другая позиция, сторонниками которой являются некоторые современные ученые-административисты и которая расширяет круг административных правоотношений, утверждая, что их характерными чертами являются:

Думается, что в последней концепции есть определенное рациональное зерно. Она выглядит соответствующей реалиям административного права, поскольку со времен полицейского государства, когда государственное управление характеризовалось исключительно приказным характером, административное право обогатилось значительным числом методов воздействия на управляемые процессы, в том числе за счет методов стимулирования и поощрения. Представить себе управленческие отношения, с участием равных субъектов довольно сложно, поскольку управление как социальный феномен всегда предполагает подчинение одного субъекта другому, однако, равные по статусу управляющие субъекты таких отношений, вступая в отношения сотрудничества и коллективной деятельности, также находятся в административно-правовых отношениях (другого определения этому нет).

Итак, представив себе в общем и целом спектр выделяемых в науке особенностей административных правоотношений, остановимся на наиболее существенных из них подробнее:

1. Прежде всего, административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, из чего следует, что к основным свойствам административных правоотношений относятся и такие, как наличие корреспондирующих друг другу прав и обязанностей его субъектов, возникновение правоотношение на основе нормы права и в связи с ней и т.д. Кроме того, определяя родовую принадлежность административных правоотношений, не следует забывать, что они являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе определенный общественный, государственный интерес. Его выразителем является властный субъект государственного управления, являющийся одной из сторон административного правоотношения. Административные правоотношения непосредственно связаны с реализацией задач и функций исполнительной ветви государственной власти в процессе государственного управления.

2. Административные правоотношения носят властный характер, поскольку в процессе возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений реализуется государственное управление. Однако это не означает, что всегда одна из сторон такого правоотношения подчинена другой или что в административном правоотношении в обязательном порядке участвует субъект правоотношения, обладающий властными полномочиями в отношении другой стороны правоотношения. Тем не менее, административное правоотношение характеризуется обязательным участием «представителя» государства, пусть даже и не имеющего властных полномочий в отношении своего визави.

В основе каждого общественного отношения, возникающего на основе нормы административного права, лежит установка на присутствие императивного государственного участия в правоотношении. Например, в процессе административного обжалования решения налогового органа в вышестоящий орган подвластный субъект государственного управления (налогоплательщик) перестает зависеть от властного влияния органа, действия которого обжалуются. Более того, перед лицом вышестоящего налогового органа оба они (и управляющий, и подвластный) равны по закону. Между тем, процедура обжалования установлена императивными нормами административного права и отношения, возникающие на ее основе, безусловно, являются административно-правовыми.

5. Административные правоотношения отличают особый административно-правовой порядок разрешения споров участников правоотношений и своеобразный механизм действия института ответственности за невыполнение субъективных обязанностей, составляющих содержание правоотношения.

Административная ответственность в отличие, скажем, от гражданско-правовой, наступает не перед стороной правоотношения, права которой нарушены, а непосредственно перед государством. В целом административная ответственность родственна уголовной. Различие между основаниями для привлечения к уголовной или административной ответственности зачастую лежит в плоскости степени тяжести совершенного правонарушения (большего или меньшего вреда, нанесенного общественным интересам).

Виды административно-правовых отношений

В многообразии административных правоотношений ученые пытаются по различным основаниям выделить те или иные группы, виды таких отношений, т.е. предпринимают попытки классифицировать административно-правовые отношения.

Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего широкое распространение в 80-е гг. ХХ века. К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).

2. По целям административно-правовые отношения традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления, в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства. Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.

3. По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:

4. Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых отношений:

В отношении предложенной классификации можно сказать, что, по нашему мнению, она поясняет и довольно удачно дополняет существующие концепции вертикально-горизонтальных и координационно-субординационных правоотношений, но самостоятельного значения не имеет.

5. Еще одна интересная авторская классификация приведена в учебнике Н.М. Конина, который подразделяет административные правоотношения на следующие группы:

а) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.

б) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности

в) общегосударственные контрольно-организационные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства, от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).

г) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

Заключая рассмотрение вопроса о видах административных правоотношений, необходимо подчеркнуть, что, классифицируя правоотношения по тому или иному признаку, нужно помнить о природе и особенностях административных правоотношений в целом. Безусловно, наиболее существенной классификацией из приведенных является первая, предполагающая деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные (субординационные и координационные), поскольку именно она отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права.

Структура административного правоотношения

Субъектами административного правоотношения являются два и более участника, как минимум один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. Это может орган исполнительной власти, орган местного самоуправления или организация, наделенные государственно-властными полномочиями, либо должностное лицо такого органа или организации. Второй стороной в административном правоотношении может быть любое физическое или юридическое лицо (другой коллективный субъект), но которое распространяет свое действие норма административного права.

Для выполнения этого условия субъект административного правоотношения должен отвечать требованиям административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административных правоотношениях, способности иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность), т.е. способности своими действиями приобретать и реализовывать права, выполнять юридические обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные административным правом, а также нести ответственность за нарушение предписаний административно-правовых норм. Наличие указанных двух качеств в совокупность обусловливает наличие у субъекта общего административно-правового статуса. В то же время у субъекта административного правоотношения существует и специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в такого рода отношения, становится лицензиатом, государственным служащим, заявителем и т.д.

Традиционно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов административного правоотношения. Так, в общественном отношении, урегулированном нормой административного права, может участвовать орган исполнительной власти (коллективный субъект) или должностное лицо органа исполнительной власти (индивидуальный субъект). К числу индивидуальных субъектов относятся все физические лица, обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты, работники и т.д.)

Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников. Согласно разработкам теории права монистическая концепций утверждает, что объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются регулированию со стороны правовых норм. В то же время плюралистическая концепция утверждает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения. Вторая концепция считается более современной и разделяется большинством специалистов.

В административном праве также существуют разногласия по вопросу об объекте административно-правового отношения. Группа авторов, среди которых Ю.М. Козлов, Р.О. Халфина и другие, в качестве единственного объекта любого правового отношения признает действия, поведение людей, в то время как другая выделяет два вида объектов правоотношения: объект имущественных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи, и объект неимущественных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей. Следует отметить, что вторая группа не менее представительна: в нее входят Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров и другие.

Существует также мнение, согласно которому существует непосредственный (действия и поведение) и отдаленный объекты (материальные предметы, информация, продукты духовного творчества) административного правоотношения.

Думается, все же разумнее разделять понятия «объект правоотношения» и «предмет правоотношения» как это делается в уголовном праве. Это придаст больше четкости теоретической конструкции. Для того чтобы яснее представить себе объект правоотношения, возникающего на основе нормы административного права, нужно понять, на что собственно направлено государственное управление, реализуемое в этом правоотношении. Государственное управление направлено на приведение частного и корпоративного интереса в соответствие с общественным, государственным, а значит, на корректировку поведения частных лиц и их объединений в соответствии с принципами государственного и общественного устройства. Следовательно, и объектом административного правоотношения может быть только соответствующее поведение субъектов правоотношения. Между тем его предметом может быть все, что угодно.

Содержание административно-правовых отношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения. Понятия эти не нуждаются в особом пояснении в рамках теории административного права. Однако следует иметь в виду, что властный характер административных правоотношений не препятствует наличию юридических обязанностей у властных субъектов правоотношения. Более того, все субъективные права субъектов государственного управления так или иначе связаны с их публичными обязанностями, поэтому их волеизъявление при реализации своих субъективных прав в административном правоотношении в значительной степени ограничено. Этим в частности, объясняется ситуация, в которой чиновник, налагая арест на имущество или отнимая ребенка у матери, лишенной родительских прав, идет против собственной воли, реализуя субъективное право.

Юридические факты в административном праве

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Источник

Виды гражданских правоотношений

1. Гражданские правоотношения классифицируются по различным основаниям. Значение подразделения правоотношений на разные виды состоит в том, что для различных видов юридических отношений устанавливаются различные основания возникновения, изменения и прекращения, они различаются по структуре содержания, для разных видов используются разные способы защиты и т.д.

2. В первую очередь правоотношения принято подразделять на имущественные и неимущественные. Критерий деления — объекты правоотношений. Имущественные отношения складываются по поводу материальных благ. Неимущественные отношения имеют объектами нематериальные блага.

3. Гражданские правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные (соответствующее деление воспринято и общей теорией права). Критерий деления — степень определенности субъектов правоотношений. В абсолютных правоотношениях точно определен только один субъект — управомоченное лицо, а обязанными лицами являются всякий и каждый. Так, собственник имеет права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (управомоченное лицо). Круг обязанных лиц не ограничен (точно не определен) — все обязаны не нарушать права собственника. К абсолютным правоотношениям относятся также юридические отношения, складывающиеся по поводу результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации между правообладателем (управомоченное лицо) и неограниченным кругом обязанных лиц. Абсолютным является наследственное правоотношение (управомоченное лицо — наследник).

Для абсолютных правоотношений характерно, что действует управомоченное лицо, а обязанные лица должны воздерживаться от совершения действий, нарушающих абсолютное право.

Относительным правоотношением признается юридическая связь, субъекты которой точно определены. Всегда можно знать поименно, кто является продавцом, а кто покупателем, арендодателем и арендатором и т.д. Соответственно, участники относительного правоотношения имеют права и несут обязанности друг перед другом. Относительными являются все обязательственные отношения (часто производится необоснованное отождествление этих понятий). Чаще всего обязанное лицо должно совершить определенное действие (уплатить деньги, передать вещь и т.д.). Но могут быть и иные относительные правоотношения. Ими являются правоотношения, существующие между участниками общей собственности (например, между супругами в отношении имущества, нажитого в период брака), некоторые корпоративные правоотношения (о них далее) и др.

4. Традиционной является классификация правоотношений на вещные и обязательственные. Критерий деления — способ удовлетворения интересов управомоченного лица. В вещных правоотношениях интерес управомоченного лица удовлетворяется посредством собственных действий. Так, собственник владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом, обязанные лица воздерживаются от нарушений (бездействуют). В обязательственных отношениях интерес управомоченного лица удовлетворяется посредством действий лица обязанного. Так, интерес покупателя заключается в том, чтобы получить товар. Он удовлетворяется действиями продавца по передаче товара. Интерес продавца — получить определенную денежную сумму. Он удовлетворяется благодаря действиям покупателя — уплате денег. Вещные права являются имущественными, абсолютными, обязательственные отношения — относительными. В соответствии с господствующей точкой зрения обязательства представляют собой имущественные правоотношения. Существует мнение о допустимости неимущественных обязательств (например, в силу договора лицо принимает на себя обязанность в определенное время соблюдать тишину (не играть на рояле)).

Данная классификация не является всеобъемлющей. В частности, ею не охватывается большинство отношений, складывающихся по поводу результатов интеллектуальной деятельности, возникающих в связи с открытием наследства и др. Однако вещное право и обязательственное право представляют собой крупнейшие объединения в гражданском праве — подотрасли, в первую очередь это ст. ст. 209 — 306 ГК (вещное право) и ст. ст. 307 — 1109 ГК (обязательственное право). Поэтому классификация правоотношений на вещные и обязательственные сохраняет свое значение.

5. Регулятивные и охранительные правоотношения. Критерий деления — различие специально-юридических функций.

Регулятивные отношения обеспечивают реализацию регулятивных функций гражданского права. Они складываются при нормальном развитии отношений, при правомерном поведении субъектов. Например, на основании договора купли-продажи складывается регулятивное правоотношение, в содержание которого входят права и обязанности продавца и покупателя по передаче товара и уплате цены.

См. об этом, например: Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 314 — 316, 350 — 351.

Учебник «Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права» (отв. ред. Е.А. Суханов) (том 1) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

См., например: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. С. 125.

См.: Гонгало Б.М. Предмет гражданского права. Проблемы теории гражданского права. М., 2003. С. 20 — 21.

Учебник «Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права» (отв. ред. Е.А. Суханов) (том 1) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

См., например: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. С. 126; Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2008. Т. 1. С. 131 — 134.

Источник

К административным правоотношениям относятся отношения

ГК РФ Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2 ГК РФ

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *