к дополнительным формам обучения обж относятся
Основные формы организации обучения основам безопасности жизнедеятельности
Основные формы организации обучения основам безопасности жизнедеятельности
Классификация разнообразных форм организации образовательного процесса проводится по различным основаниям. С. А. Смирнов особо подчеркивает, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:
• форма обучения (педагогическая технология);
• форма учебной деятельности учащегося;
• форма организации текущей учебной работы класса, группы.
И.П.Подласый предлагает классифицировать формы обучения по следующим показателям:
• количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);
• место организации учебы (школьные и внешкольные);
• продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия), классический урок — 45 мин, спаренное занятие — 90 мин, спаренное укороченное занятие — 70 мин, а также уроки «без звонков» произвольной длительности.
По утверждению современных исследователей И.Ф.Исаева, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, в дидактике признается наличие трех наиболее известных основных систем организационного оформления педагогического процесса, отличающихся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учеников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним отнесены: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее основы заложил И. Лойола, развивал немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я. А. Коменский.
Преимущества классно-урочной системы состоят в четкой организационной структуре; простом управлении учебно-воспитательным процессом; экономии учебного времени; возможности взаимодействия детей в процессе обучения, взаимообучения, соревновательности; постоянном эмоциональном влиянии личности учителя на учеников; систематичности и последовательности в процессе получения знаний.
Среди недостатков классно-урочной системы можно выделить:опору на «среднего» ученика, которая создает трудности для слабого ученика и задерживает развитие способностей более сильных, талантливых детей; трудности учета индивидуальных способностей учащихся, их особенностей развития; отсутствие организованного общения старших учеников с младшими; одинаковый для всех темп и ритм работы.
Классно-урочная форма организации обучения является основной. Кроме нее, в школе используются и другие формы: вспомогательные, внеклассные, внеурочные, домашние, самостоятельные и т.п. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
VIII. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности
1. Как называются перечисленные принципы: научности и доступности, системности и непрерывности, преемственности, безопасности информации?
2. Какая фраза отражает триединую формулу безопасности?
3. Сколько существует принципов отбора содержания курса БЖ?
4. Как называется принцип, основной идеей которого является наличие развивающего потенциала?
а) принцип историзма;
б) принцип экологизации;
в) принцип функциональной полноты;
г) принцип гуманизации.
5. Согласно какому принципу учебный материал должен отражать современный уровень наук и соответствовать их фундаментальным положениям?
а) принцип научности;
б) принцип доступности;
в) принцип системности.
6. Какой принцип отбора содержания материала по ОБЖ направлен на формирование экологической культуры у учащихся?
а) принцип историзма;
б) принцип функциональной полноты;
в) принцип интегративности;
г) принцип экологизации.
7. Как называется документ, отражающий роль образования в развитии российского общества на современном этапе?
а) концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
б) образовательная программа;
в) постановление МО РФ о развитии образования.
8. К какой модели профильного обучения относится создание ресурсного центра?
а) внутришкольная профилизация;
б) модель сетевой организации.
9. Знания ученика обнаруживаются в его …
10. С какими общеобразовательными предметами можно проинтегрировать школьный курс ОБЖ?
а) со всеми образовательными предметами;
в) физическое воспитание;
11. Вид лабораторной работы, при котором учитель организует и контролирует выполнение работы, а учащиеся работают по индивидуальным инструктивным карточкам, называется …
г) вид деятельности.
13. Первую классификацию методов обучения предложил …
14. Рассказ применяется, когда …
а) устанавливаются причинно-следственные связи;
б) речь идет об истории вопроса;
в) идет строгая регистрация фактов.
15. Группа методов, в которых источником знаний является слово, называется …
16. Группа методов, когда учитель передает знания показывая, а учащиеся усваивают эти знания наблюдая, называются …
17. Метод обучения, при котором учащийся самостоятельно решает новую для него проблему в процессе работы, называется …
б) частично поисковый;
18.Беседа возможна, когда …
а) учащимся интересна тема беседы;
б) у учащихся есть определенный запас знаний;
в) участвуют более двух человек.
19. К каким методам обучения относятся игра?
20. Выберите то из перечисленных определений урока, наиболее полно отражающее содержание данного понятия …
а) урок есть основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом детей – по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении;
б) урок – это элемент всестороннего развития личности при систематическом и последовательном приобретении знаний и умений;
в) урок – это форма преподавания, когда учитель уделяет большое время учебному материалу и когда используются различные формы работы.
21. На фронтальной лабораторной работе учащиеся …
а) вместе с учителем выполняют лабораторную работу;
б) выполняют лабораторную работу группами самостоятельно;
в) выполняют лабораторную работу индивидуально.
22. К обязательным формам обучения ОБЖ относится …
23. Основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом по определенной программе ОБЖ, твердому расписанию и в школьном помещении называется …
24. Укажите дополнительную форму обучения …
в) внеурочная работа;
г) внеклассная работа;
25. Для определения типа урока чаще всего учитывают …
в) дидактические задачи;
г) способы организации учащихся на уроке.
26. Основной дидактической задачей обобщающего урока является …
а) формирование новых знаний;
б) обобщение знаний;
в) контроль за знаниями;
г) конкретизация знаний по теме;
27. Основанием для выделения вида урока может быть …
г) средства обучения;
д) характер учебно-познавательной деятельности учащихся;
е) степень подготовленности учащихся;
ж) материально-техническая база кабинета;
28. В организации наблюдения учащихся главную роль играет …
в) фиксация результатов.
29. Организационные приемы — это …
а) действия учителя и учащихся, при помощи которых даются задания;
б) действия учителя, направленные на восприятие, внимание и работу учащихся;
в) действия учителя по возбуждению и развитию познавательных интересов учащихся.
30. Организация учебно-воспитательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения, используемая учителем в процессе воспитывающего обучения, — это …
а) форма преподавания;
б) форма воспитания;
31. Такие внеклассные занятия, как участие в школьной олимпиаде по ОБЖ, школьная научная конференция учащихся, тематические выставки, «День безопасности», «Неделя здоровья» и др., относятся …
а) к индивидуальным;
32. Определение И. Д. Зверева: «Система взглядов на действительность, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде; совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений» — относится …
33. Система знаний, умений, ценностных ориентаций в области наук, искусства, законов, обычаев, традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды называется …
а) экологической культурой;
б) экологическим мышлением;
в) экологизацией содержания образования.
34. Интерактивное обучение — это …
а) обучение, погруженное в общение, сохраняющее конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые;
б) обучение, позволяющее активизировать работу учащихся и снижать интенсификацию учебного процесса …
35. Форма учебно-воспитательной работы группой учащихся, проводимая вне школы, позволяет проводить наблюдения, а также изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях называется …
в) занятия на учебно-опытном участке.
36. Внеклассная работа — это …
а) форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя;
б) форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявление у детей познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по ОБЖ.
37. К каким методам обучения относится следующая группа методов: адаптивные методы, метод моделей, метод проблем и открытий?
а) компьютерные методы;
б) наглядные методы;
в) обсуждение изученного материала.
38. Компьютерный метод, позволяющий развивать творческие способности, научное предвидение, применять на практике полученные знания, развивать воображение, инициативу и активизировать процесс обучения, называется …
а) метод проб и ошибок;
б) информационно – справочный метод;
39. Познавательная деятельность на уроке ОБЖ, при которой учащиеся самостоятельно решают учебную проблему, называется …
40. С помощью какого вида контроля можно выяснить уровень знаний по пройденному разделу?
41. Процесс выявления и равнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности по ОБЖ с требованиями, заданными и учебными программами, называется …
а) проверка и оценка знаний, умений, навыков по ОБЖ;
б) констатирующий эксперимент;
42. Какие два уровня образования представлены в нормативных документах по ОЮЖ в школе?
а) базовый и профильный;
б) базовый и повышенный;
в) профильный и повышенный;
г) общеобразовательный и повышенный.
43. К дополнительным формам обучения ОБЖ относятся …
б) домашнее задание;
в) кружковая задания;
г) элективный курс и кружковая работа.
44. К целям изучения элективных курсов ОБЖ не относятся …
а) ориентация на индивидуализацию обучения по ОБЖ;
б) социализация учащихся;
в) подготовка учащихся к осознанному выбору будущей профессии;
г) экономическое воспитание;
д) расширение кругозора учащихся по ОБЖ.
45. Элективные курсы – это …
а) курсы по выбору учащихся;
б) обязательные для всего класса;
в) занятия в кружке;
г) курсы в системе дополнительного образования с обязательной сдачей государственного экзамена.
46. К формам обучения в профильном классе по ОБЖ не относятся …
а) обзорные и установочные лекции и единый государственный экзамен по ОБЖ;
б) самостоятельное изучение дополнительной литературы по ОБЖ;
в) написание защита рефератов;
г) научно-исследовательская деятельность;
д) лабораторно-практические занятия;
е) школьные научно-практические конференции;
ж) олимпиады по ОБЖ.
47. По содержанию профильные курсы могут быть:
а) углубляющие действующий профильные курсы ОБЖ;
б) практически направленные;
д) помогающие выбрать профиль.
а) учебная программа;
в) методические рекомендации для учителя;
г) учебное пособие или хрестоматия;
д) наглядные пособия
е) рабочая тетрадь для учащихся.
49. Единый государственный экзамен сдается:
а) по элективным курсам;
б) предметам профильного обучения;
в) предметам базового уровня обучения.
50. Перечислите параметры оценки по критериям диагностики культуры безопасности:
51. К фундаментальным понятиям относятся:
б) химически опасный объект;
е) чрезвычайная ситуация;
52. К периферийным понятиям относятся:
б) химически опасный объект;
е) чрезвычайная ситуация;
53. Перечислите три основных уровня, на которых рассматривается фундаментальное понятие «Опасность»:
54. Перечислите три группы средств визуального восприятия:
а) натуральные объекты;
б) изобразительные, графические;
55. Перечислите три конкретных метода обучения:
а) устное изложение учебного материала;
в) наглядные методы обучения;
е) работа с печатными источниками.
56. К словесным методам обучения ОБЖ относятся:
57. Какой характер носит деятельность учащихся при активных методах обучения ОБЖ?
58.К активным методам обучения ОБЖ относятся:
б) эвристическая беседа;
д) демонстрация видеофильмов.
59. К методам проблемного обучения ОБЖ относятся:
а) частично поисковый;
в) проблемного изложения материала;
60. К интерактивным методам относятся:
б) обучение в учебных мастерских;
в) проблемные лекции и семинары;
61. Из словесных методов обучения в курсе ОБЖ преимущественно используются:
в) поисковая беседа;
62. К наглядным методам относятся:
а) демонстрация кинофрагмента;
б) описание стихийных бедствий;
в) распознавание опасных объектов;
г) демонстрация противогаза, огнетушителя.
63. Выделите интерактивные уровни:
а) прослушивание лекции;
в) применение аудиовизуальных средств;
г) наглядные пособия;
д) обсуждение в группах;
е) обучение на практике;
ж) обучение в процессе обучения других.
64. Из наглядных методов обучения в курсе ОБЖ преимущественно используются:
а) демонстрация схем;
б) демонстрация нескольких объектов одновременно;
в) демонстрация средств индивидуальной защиты;
г) демонстрация фильмов;
д) демонстрация современной аппаратуры.
65. Приведите классификацию деловых игр, по ОБЖ, по пяти наиболее характерным признакам:
а) по характеру моделируемых ситуаций;
б) характеру игрового процесса;
в) способам передачи и переработки информации;
г) динамике моделируемых процессов;
д) тематической направленности и характеру решаемых проблем;
66. К техническим методическим приемам относятся:
а) запись вопросов на доске;
б) прикрепление рисунков на доске;
в) демонстрация с обходом учащихся;
г) постановка опыта.
67. К внеурочной работе относятся:
68. Выберите формы обучения из предложенного списка:
69. В зависимости от методов, которые преобладают при изучении нового материала, выделяют виды уроков:
а) изучение нового материала;
б) отработка умений и навыков;
ж) урок пресс-конференция.
70. Подберите сочетания дидактических задач, которые решаются на комбинированном уроке:
а) проверка знаний, умений, навыков;
в) обобщение знаний;
г) закрепление знаний;
д) систематизация знаний;
е) изучение нового материала,
71. Какие выделяют типы уроков?
к) изучение нового материала;
72. Какие выделяют виды уроков?
к) изучение нового материала;
73. Из списка приемов выберите только организационные:
а) демонстрация со стола;
б) демонстрация с обходом учащихся;
в) демонстрация с раздачей объектов на руки;
г) постановка опытов;
д) выявление приоритетов;
74. Из списка приемов выберите только технические:
а) использование инструктивных таблиц;
б) изготовление макетов и схем;
в) прикрепление схем на доске;
75. Укажите черты сходства между уроком и внеурочной работой по ОБЖ:
а) обязательная форма организации обучения;
б) проводятся по четкому расписанию;
в) выполняются после урока;
г) проводятся в кабинете ОБЖ;
д) требуют оборудования.
76. К элементам лекционно-семинарской формы учебной работы относятся:
а) вводная и заключительная лекции;
в) практическая работа;
е) наблюдение за объектом.
77. Экскурсия имеет сходство с уроком по следующим признакам:
а) дополнительная форма организации обучения;
б) обязательная форма организации обучения;
в) проводится в классной комнате;
г) решает учебно-воспитательные задачи;
д) обязательно включает в самостоятельную работу учащихся;
е) время проведения ограничено;
ж) проводится по школьной программе.
78. К логическим приемам относятся:
79. К элементам воспитания в процессе обучения ОБЖ относятся:
в) эстетическое воспитание;
г) экологическое воспитание;
д) экономическое воспитание.
80. К внеклассной работе относятся:
а) кружковая работа;
в) научная конференция учащихся;
д) подготовка к олимпиаде;
ж) экскурсия на объект.
81. К внеклассной работе по ОБЖ относятся:
а) занятия в кружке;
б) выставка макетов, изготовленных учениками самостоятельно;
в) написание реферата по соответствующей теме;
г) домашняя работа по теме «Безопасное жилище»;
д) общешкольная кампания «День безопасности», «День защиты детей».
82. К внеклассной работе по теме «Здоровье» можно отнести:
а) кружок юных пропагандистов здоровья;
б) просветительская работа по токсикомании и наркомании;
в) выполнение научного исследования по влиянию различных факторов на здоровье человека;
г) экскурсия в анатомический музей.
83. Экологическая ответственность учащихся проявляется:
а) в ответственности за состояние естественного природного окружения;
б) ответственности за свое здоровье и здоровье других людей;
в) активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды;
г) создание экологической среды.
84. В процессе обучения на основе содержания образования формируются:
а) потребности личности;
б) мотивы социального поведения;
г) ценностная ориентация;
85. Развивающая функция обучения предполагает развитие:
г) эмоционально-волевой сферы.
86. Что относится к критериям выбора наглядных технических средств обучения?
87. Перечислите шесть основных признаков компьютерного зрительного синдрома:
б) боли в области глазниц и лба;
в) боли при движении глаз;
г) покраснение глазных яблок;
д) боли в области шейных позвонков;
е) быстрое утомление при работе;
ж) расстройство речи.
88. К итоговым видам проверки и оценки знаний по ОБЖ относятся:
а) контрольная работа;
б) единый государственный экзамен;
г) практическое задание;
89. Типы тестовых заданий бывают:
90. Перечислите основные формы тестовых заданий:
б) свободного изложения;
в) множественного выбора;
г) восстановления соответствия;
д) восстановления последовательности;
91. Укажите основные виды тестовых заданий:
б) свободного изложения;
в) множественного выбора;
г) восстановления соответствия;
д) восстановления последовательности;
92. Учебник по ОБЖ является:
а) источником знаний, носителем содержания по предмету;
б) средством обучения ОБЖ;
в) формой организации обучения ОБЖ.
93. Что в обязательном порядке должно быть в кабинете ОБЖ?
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическая разработка темы:
«Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».
Глава I Методы преподавания уроков.
1.3 Уровни познавательной деятельности.
1.4 Характеристика некоторых особенностей организации урока.
1.5 Методическая характеристика уроков.
Глава II Основные формы преподавания уроков
2.1 Фронтальная форма урока.
2.2 Групповая форма урока.
2.3 Индивидуальная форма обучения.
Глава III Основные методы работы с материалом курса ОБЖ
3.2 Наглядные методы
3.3 Практические методы.
3.4 Контрольные методы
3.5 Мнемонические методы
Тема моей методической работы: «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов,В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки
зрения на понятие, эффективность применения различных форм и методов процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Целью моей работы является исследование и обобщение современных методов и форм преподавания уроков для дальнейшего использования в педагогической работе.
Можно выдвинуть следующую гипотезу, если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
1.2 Классификация методов преподавания.
Применяя словесные методы, учитель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, иллюстрирует свою речь наглядными пособиями, но основным источником знания, тем не менее, остается слово.
При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащихся. Именно из наблюдения и осознания наблюдаемого складывается в данном случае деятельность школьников. Учитель главным образом направляет внимание учащихся, уточняет правильность их восприятия.
Практические методы предусматривают источником знаний результаты, полученные учащимися в процессе исследования, практической работы. Слово учителя также необходимо при организации данного типа занятий: инструктаж, проверка результатов работ, помощь в подведении итогов, общее руководство ходом работы.
Разделение методов учебного процесса на активные и пассивные ни в коей мере неправомерно. В зависимости от возраста учащихся и содержания курса все они должны развивать знания и научное мировоззрение, а следовательно, быть активными.
Многими методистами рекомендуются следующие критерии выбора методов обучения в соответствии с различными формами содержания урока.
При изучении процессов необходима постановка экспериментов, кинофильмы, демонстрирующие динамику развития процесса, серии рисунков, так же отражающие поэтапность изменения ситуации.
При изучении единиц измерения основными методами должны служить задания на оценку действия измеряемого фактора, либо задачи и задания на вычисление с использованием данных единиц измерения.
Методы, выбранные для проведения конкретного урока должны соответствовать степени подготовленности и самостоятельности учеников, то есть необходимо соответствие их уровню познавательной деятельности.
1.3 Уровни познавательной деятельности.
Уровень познавательной деятельности закладывается учителем на стадии подготовки урока и реализуется путем постановки задач и вопросов в ходе занятия.
Рецептивный уровень, характеризующийся монологом учителя и прослушиванием излагаемого текста учащимися.
Репродуктивный уровень, характеризующийся наличием обратной связи со стороны учащегося, то есть организацией вопросно-ответной формы изложения материала.
Эвристический уровень отличается снижением активной роли учителя на уроке. При использовании данного метода тщательно продуманные вопросы учителя, подводят учеников к пониманию того или иного фактора или процесса, изучаемого на уроке.
Исследовательский уровень определяется следующими условиями:
1. Учитель на уроке занят только контролем выполнения заданий, управлением процессом усвоения материала, текущим инструктажем.
2. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, приводящие их к новому знакомству с материалом урока. С другой стороны, избыточное разнообразие применяемых методов рассеивает восприятие учащихся и они теряют возможность воспринимать логику изучаемого материала.
1.4 Характеристика некоторых особенностей организации урока.
Начинать урок рекомендуется с установки, активизирующей учащихся, готовящей их к познавательной деятельности. На этом этапе ученик должен внутренне подготовится к восприятию материала, выполнению каких-либо заданий.
Я начинаю урок с объявления его темы, значения и места в курсе ОБЖ, формы его проведения. Затем проверяю подготовленность рабочего места у учеников, в зависимости от формы урока и применяемых методов провожу инструктаж по условиям работы на данном уроке.
Я всегда помню, что изучение нового материала эффективно только тогда, когда учителю удается построить необходимые логические причинно-следственные связи, определяющие внутреннюю структуру излагаемой на уроке темы. При этом новая информация должна опираться на уже имеющиеся у учеников знания и умения.
1.5 Методическая характеристика уроков:
Характеристика. Урок этого типа полностью посвящается построению логической структуры курса года или объемного и сложного раздела программы. Урок ставит своей целью создание у учащихся надлежащей психологической установки на предстоящую учебную работу, раскрытие роли получаемой в будущем информации для выживания в условиях современного мира, жизненной ценности курса (раздела).
1. Представление учителя, знакомство с новыми учениками. Эта составляющая урока используется или в начале нового учебного года, или при приеме класса в течение года.
2. Состав, структура и значение материала курса (раздела).
3. Инструктаж, в ходе которого внимание учащихся акцентируется на требованиях, предъявляемых учителем к учащимся, правилах работы на уроках при изучении данного предмета (раздела), необходимых для продуктивной работы предметов оснащения учащегося (ручки, тетради, учебника и других принадлежностей).
2. Объяснительный урок
Характеристика. Данный урок целиком посвящается изучению нового материала.
1. Подготовительный этап. В него входят постановка задач урока, проверка готовности учащихся к учебной деятельности.
2. Организация познавательной деятельности учащихся по ходу изучения нового материала.
3. Изучение нового материала, определение его места в системе знаний учащихся, его осмысление и обобщение. Обобщение информации происходит по частям, соответствующим логическим разделам темы.
4. Постановка заданий на практическое применение полученных знаний.
5. Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Урок данного типа применим при значительном объеме и сложности новой информации. Он может быть довольно широко использован при привлечении различных источников знаний (словесных, литературных, кино- и видеопродукции). Незаменим при использовании слайдов, диафильмов, кино- и видеофильмов.
3. Учетно-повторительный урок
Характеристика. Проводится в конце каждого крупного раздела для контроля степени его усвоения учащимися. Может иметь различную форму:
от контрольной работы до зачета.
1. Постановка задач урока.
2. Разъяснение его цели и формы проведения. Даётся информация о требованиях к ответам, критерии выставления оценок, правилах работы с источниками знаний
3. Постановка и выполнение заданий.
Учет знаний учащихся осуществляется путем использования различных форм и методов, но, тем не менее, основными являются вопросы учителя. В зависимости от формулировки, они заставляют ученика сопоставлять, сравнивать явления, искать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщать материал.
При выставлении итоговой оценки необходимо учитывать степень активности ученика в процессе выполнения групповых работ, качество его докладов, выступлений во время дискуссий и выполнения практических работ.
4. Комбинированный урок
Является наиболее распространенным в практике средней школы.
Характеристика. Имеет несколько дидактических целей и включает в себя все задачи учебного процесса:
повторение пройденного материала, изучение нового материала, его осмысление, анализ, а также его закрепление, запоминание и применение.
1. Подготовительный этап: разъяснение задач урока, проверка готовности учащихся к учебной деятельности.
2. Установление взаимосвязей между предшествующими темами и разделами и новым материалом.
3. Проверка домашнего задания.
4. Изучение нового материала, определение его места в системе знаний учащихся, его осмысление и обобщение.
5. Закрепление и проверка результатов работы на уроке. Этот этап имеет следующую функциональную нагрузку: выделить из материала урока главное и удостовериться в том, что эти части информации усвоены учащимися.
6. Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Не всегда целесообразно переносить этот этап на конец урока, когда внимание учащихся заторможено. Домашнее задание может быть объявлено перед изучением нового материала, либо перед закреплением изученной темы. В любом случае оно должно сопровождаться детальным и инструкциями по его выполнению. Необходимо четко определить и довести до учащихся как правильно выполнить домашнее задание, какие знания и умения необходимо приобрести и хорошо усвоить.
Частое использование комбинированного урока, к сожалению, приводит к снижению познавательного интереса учащихся. Некоторый положительный эффект дает изменение структуры урока, порядка использования его частей, но и в этом случае возможности активизации внимания учащихся через некоторое время исчерпываются. Наиболее применим комбинированный урок в изучении объемных тем, в первую очередь в тех случаях, когда вновь изучаемый материал является логическим продолжением и развитием ранее полученной учащимися информации.
Глава II Основные формы преподавания уроков
При фронтальной форме проведения урока занятие проводится со всем классом в полном его составе. Задания и материал не варьируются. При фронтальных контрольных и практических работах применяются равнозначные по уровню сложности задания. Различные варианты работ используются только для предотвращения списывания.
Основное и единственное преимущество фронтальной формы учебного процесса заключается в том, что при данной форме урока значительно облегчается работа учителя.
Фронтальная форма организации урока применима при изучении нового материала, проводимого методом рассказа, лекции или беседы. Но и в этом случае желательно учитывать различную скорость восприятия учащихся.
В практике советской школы фронтальная форма применялась наиболее часто, при этом ориентация была на наиболее типичный «средний» уровень учащихся.
Следствиями данного подхода, сохранившегося и по сей день, являются:
2. Резкое снижение заинтересованности в предмете у учащихся, обладающих способностями выше среднего уровня. Им не интересно заниматься «по среднему», поскольку их возможности требуют более сложного и разнообразного материала. Правда, у данной группы школьников всегда остается возможность самообразования, если учитель не в состоянии организовать для них какие-либо кружки и факультативы.
Групповая форма учебного процесса подразумевает два различных варианта организации урока.
При первом варианте класс условно разделяется на группы по уровню возможностей и способностей школьников, и каждой из получившихся групп задания и материал предоставляются отдельно. В данном случае каждый учащийся работает с относительно посильной по уровню сложности информацией.
Второй вариант наиболее приемлем при проведении практических работ. Он предусматривает деление класса на группы, включающие в себя учащихся различных уровней подготовленности. Группы получают одинаковые по сложности задания. Задание одно для всей группы и его выполнение либо невыполнение зачитывается одинаково для всех членов группы. При подобной работе выполнение творческой части задания ложится, естественно, на наиболее способных школьников, а отстающим, как правило, поручают техническую и оформительскую работу. Однако даже при механической обработке материала они оказываются в состоянии, во-первых, хотя бы частично разобраться в подготовленной для них «лидерами» информации, и, во-вторых, получают необходимые навыки в оформлении работ. Причем распределение ролей в группе происходит без участия учителя, что несет в себе и некоторый воспитательный элемент: «лидером» оказывается не самый сильный и наглый, а наиболее талантливый ученик. Естественно, у учителя остается возможность (часто это просто необходимо) дифференцировать оценку для различных участников группы.
3. Индивидуальная форма учебной работы
Индивидуальная форма организации учебного процесса предполагает точное дозирование объема и сложности информации исходя из способностей, возможностей и подготовленности каждого конкретного ученика. В результате данная форма работы является наиболее трудоемкой для учителя и, следовательно, практически не находит своего применения в практике общеобразовательной школы. Действительно, при наполняемости класса свыше 15 человек организовать индивидуальный подход к каждому школьнику в полном объеме не представляется возможным.
Однако эта форма учебной работы находит свое частичное выражение в некоторых учетно-контрольных уроках, проводимых в виде зачета, когда производится индивидуальный опрос каждого ученика, а так же при проведении дополнительных занятий с отстающими. Так, я эту форму работы применяю на консультационных часах, когда ко мне приходят ученики и сдают пропущенный ими материал из-за тренировок в виде индивидуальных заданий ( например ответы в тетради на вопросы после параграфа или устные ответы на вопросы пройденных тем).
Глава I I I Основные методы работы с материалом курса ОБЖ
Методы работы с учебным материалом для удобства изложения и восприятия подразделены на пять крупных групп:
Краткая общая характеристика каждой из них помещена непосредственно перед описанием методов указанной группы.
3.1 Речевые методы в основном могут быть использованы на таких уроках изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний.
Фронтальный метод. Применяется для раскрытия вопросов малознакомых учащимся, когда у них еще нет достаточных знаний для организации плодотворной беседы. Применим в тех случаях, когда от учащихся требуется не столько понимание тех или иных процессов, сколько их образное и последовательное описание. Форма рассказа применима в основном в начальной школе.
Фронтальный метод. Характеризуется монологом учителя, построенному по принципам научности, систематичности подачи материала темы или объемного вопроса программы. Содержание лекции, ориентированной на уровень 7 класса, должно отличаться внутренней, легко прослеживаемой логикой изложения, значительным количеством ярких подробностей, иллюстрирующих отдельные положения текста и применяемые в нем научные термины. В данном возрасте лекция должна обладать значительными признаками рассказа и, желательно, элементами беседы. Лекция применима в основном в старших классах.
Фронтальный либо индивидуальный метод. В беседе изложение учителем содержания урока соседствует с вопросами, задаваемыми им учащимся. Вопросы должны опираться либо на данные, известные школьникам из средств массовой информации, либо на знания, усвоенные на предыдущих уроках изучаемого курса или других школьных предметов. В ходе ответов на данные вопросы производится контроль степени усвоения излагаемого материала.
Вполне приемлема и такая форма беседы, когда излагаемый учителем материал провоцирует учащихся на постановку учителю вопросов по изучаемой или смежной теме. Такая беседа значительно активизирует интерес учащихся к излагаемому в ответ на заданный вопрос материалу, обеспечивает более высокую степень его усвоения.
Эвристическая беседа отличается особой формой вопросов, так называемыми «наводящими». При правильных ответах на подобного рода вопросы учащиеся должны самостоятельно прийти к запланированному учителем выводу или раскрытию свойств объекта, явления, процесса.
Обычно доклады распределяют за 1-2 недели до запланированного по данной теме урока. За день до урока крайне желательно просмотреть готовый доклад на предмет случайных ошибок или неверно понятых терминов.
3.2 Наглядные методы также используются на уроках изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний и предназначаются для зрительного восприятия информации школьниками. Применение этих методов улучшает понимание материала, позволяет его оп ределенным образом систематизировать и структурировать.
5. Педагогический рисунок
Если важно подчеркнуть логику материала, то рисунок рекомендуется выполнять параллельно с изложением темы. Если же значение рисунка носит иллюстративно-мнемонический характер или же предполагается его использование в качестве основания для вопросов учащимся, имеет смысл заготовить его заранее, но открыть для обозрения только в надлежащий момент урока.
Возможно и комбинированное использование рисунка. К примеру, заготовленная заранее контурная карта позволит показать область распространения ЧС (чрезвычайной ситуации) непосредственно во время объяснения, либо она может быть заполнена учащимся, вызванным для контроля знаний.
Эксперимент, таким образом, изначально разрабатывается и проводится учителем как составной иллюстративный элемент урока по изучению нового материала. Представляется необходимым сопровождение демонстрации эксперимента соответствующими комментариями, позволяющими учащимся мысленно изменить масштабы видимого до масштабов изучаемой катастрофы. Кроме того, на дальнейших уроках необходимо возвращать учащихся к увиденному в ходе эксперимента.
7. Применение технических средств обучения (ТСО)
Фронтальные методы. Экранные технические средства обучения (кинофильмы, видеофильмы, слайды, диафильмы, учебные телепрограммы) обладают одной важной особенностью. Учитель не имеет возможности непосредственной разработки учебного материала. Он вынужден или полностью соглашаться с редактором указанного пособия и ориентироваться на его (редактора) восприятие материала, его оценку возможностей учащихся, либо демонстрировать пособие не полностью, а избранными фрагментами. Случается, что фрагменты, выделенные из контекста ленты, меняют свое значение или сильно теряют в глубине восприятия.
Эффективность кино- (видео-) и телевизионных уроков впрямую зависит от подготовки учащихся к восприятию содержания учебной ленты, от характера поставленных пред ними до начала просмотра вопросов и заданий. По окончании просмотра экранного пособия рекомендуется провести краткую беседу, чтобы выяснить степень усвоения изложенного в нем материала.
Другая группа экранных ТСО лишена вышеназванных недостатков. К ней относятся эпипроектор и кодоскоп.
Эпипроектор позволяет включить в текст лекции или рассказа иллюстрацию из любого полиграфического источника, спроецировав её на экран для всеобщего обозрения. Это значительно удобнее, чем показывать указанную иллюстрацию, ходя по рядам или передавая книгу по партам. При использовании эпипроектора не теряется время на постепенный просмотр пособия всеми учениками класса. Учитель может продолжать объяснение материала, учащиеся получают доступ к иллюстрации именно в тот момент, когда наиболее готовы к ее восприятию, а не с задержкой.
Кодоскоп, или графический проектор, является в какой-то мере заменителем школьной доски. Он позволяет рисовать на широкой прозрачной пленке непосредственно в процессе объяснения материала, и все нарисованное немедленно отображается на экране. Возможно так же использование заранее приготовленных изображений.
Все экранные средства обладают одним общим и очень значительным недостатком. Они не позволяют производить какие-либо записи или копировать рисунки в момент демонстрации. Теоретически возможно оборудовать все учебные места в классе скрытыми источниками света, но на практике это маловероятно для общеобразовательной школы.
К звуковым техническим средствам обучения относятся проигрыватель и магнитофон. Использовать их на уроке можно двояко.
Традиционным является применение звуковых ТСО для сопровождения речи учителя соответствующими шумовыми эффектами, примерами звуков. Используются ТСО и для замены «живой» речи учителя. Однако средства данной группы позволяют, подобрав спокойные мелодии, звуки типа «зеленый шум», использовать их при минимальной громкости звучания, в качестве фона для урока. При этом могут быть достигнуты две цели:с одной стороны у учащихся снимается часть нервной нагрузки, с другой стороны школьники, прислушиваясь к фону, вынуждены прислушиваться и к значительно более громкой речи учителя.
К новым техническим средствам обучения относятся компьютеры с соответствующим программным обеспечением и оборудованием, которое обещает совершить переворот в формах обучения. Сейчас на уроках актуальны презентации.
3.3 Группа практических методов ставит своей задачей обеспечение освоения учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Кроме того методы данной группы, ориентированные на изучение нового материала, развивают у школьников самостоятельность.
8. Практическая работа
Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Практические работы ставят своей задачей обеспечить освоение учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний.
Поскольку в курсе ОБЖ 7 класса учащиеся в основном знакомятся с природными явлениями, имеющими географическую обусловленность, при разработке практических работ необходимо пользоваться уже сформированными у них умениями и навыками работы с географической картой, атласом, контурными картами.
В зависимости от уровня познавательной активности учащихся практическая работа может быть организована тремя разными способами.
а) По образцу. При данном способе организации практической работы учащиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея в своей тетради или на доске выполненное задание такого же типа. Сверяясь с ним, ученики получают возможность применить его способы и подходы к решению поставленных в практической работе задач.
В основном метод ориентирован на старшую школу
9. Самостоятельная работа
Индивидуальный метод. Целью самостоятельных работ в курсе ОБЖ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации. Исходя из возможностей класса, имеющегося в распоряжении учителя материала и других критериев, выбирается один из способов, описанных выше при характеристике практической работы:
При организации самостоятельных работ, в которых основным (единственным) источником информации служит учебник по ОБЖ, необходимо формулировать предлагаемое учащимся задание так, чтобы они анализировал и текст, выделяли его главные положения, определяли структуру материала. Недопустимо организовывать самостоятельную работу в форме механического переписывания фрагментов текста.
При использовании нескольких источников информации целесообразно давать задания на сравнение материала разных источников, сопоставление и дополнение информации основного источника выдержками из дополнительных.
3.4 Контрольные методы применяются как самостоятельные комплексы для организации учетно-контрольных уроков, так и как составляющие комбинированных уроков. Целью данной группы методов, как ясно из их названия, является выяснение уровня усвоения учебной информации учащимися.
10. Терминологический диктант
Фронтальный метод. Метод позволяет проконтролировать знание учащимися специальных терминов, использующихся в пройденном материале курса. При этом возможен следующий инструктаж учеников учителем:
Возьмите отдельный лист бумаги. В правом верхнем углу подпишите свою фамилию и класс. Пронумеруйте строки листа с первого номера до. (десятого, пятнадцатого).Вам не надо записывать тот вопрос, который я вам зачитаю. Необходимо только напротив номера вопроса написать односложный ответ. К примеру, вопрос номер десять:
Оценка выставляется соответственно следующим критериям, приведенным в таблице.
Таблица 1 . Критерии выставления оценки за терминологический диктант
11. Программированное обучение. Тесты
Индивидуальный метод. Решает задачи контроля знания терминологии или простых теоретических вопросов.
При организации контроля методом классического теста учащимся выдается список вопросов, каждый из которых имеет несколько ответов. Ученик переписывает вопрос на свой листочек и напротив него выписывает тот ответ (те ответы), которые считает правильными.
Возможно, при наличии в школе копировальной техники, выдавать учащимся листы-задания с подготовленным полем для записи фамилии и класса, в котором ученик вычеркивает неправильные ответы. Если подобной техники не имеется, заготовленные листы-задания можно запаять в полиэтилен, с которого пометки написанные шариковой ручкой легко удаляются.
При программированном подходе к тестированию организация работы строится несколько по-другому.
Вариант 1. Цифровой метод
Ученик должен заполнить строку ответов номерами тех тезисов, которые они считают правильными ответами на заданный вопрос.
Так же правомерно выдать учащимся рисунок, элементы которого пронумерованы, а в виде вопросов предложить текстовые описания этих элементов, либо перечень их свойств. Причем в данном случае для разных вариантов номера на одном и том же рисунке могут быть отмечены цифрами различного цвета.
Метод применим для текущего контроля темы, итогового контроля крупных тем.
Вариант 2. Графический метод.
При данном способе контроля вопросы не нумеруются. Если учащийся считает, что тезис-ответ № 3 соответствует одному из вопросов, он отмечает его номер полукругом.
Если, по его мнению, тезису № 5 не соответствует ни один вопрос карточки, номер прочеркивается
Проверка работ осуществляется карточкой-дешифратором, являющимся зеркальным отражением правильно заполненного графика.
Метод применим для итогового контроля крупных тем.
12. Контрольная работа
Фронтальный или индивидуальный метод. Обычно контрольная работа планируется па целый учебный час.
При организации контрольной работы возможно использование двух различных подходов:
Учащиеся оцениваются соответственно количеству правильных ответов. Поскольку уровень вопросов различен, количество ответов будет кореллировать со степенью подготовленности учащегося.
2. Индивидуальный метод. Вариантов заданий много. Рекомендуется максимально приблизить количество вариантов к списочной численности класса.
Каждый вариант состоит из 3 вопросов соответствующих разным составляющим контролируемой темы. Вопросы во всех вариантах одинаковы по уровню сложности. Ученик получает вариант, соответствующий его способностям и уровню подготовки. Работы оцениваются в зависимости от количества правильных ответов, их подробности и связности изложения, уровня сложности варианта.
Индивидуальный метод. Обычно экспресс-опрос применяется в составе комбинированного урока для выборочной проверки подготовки домашнего задания. При его проведении вызванные учащиеся размещаются на передних партах каждого ряда, что обеспечивает надежное наблюдение за их действиями со стороны учителя, и получают карточки с вопросом или заданием, предусматривающем использование материала заданного на дом параграфа. Возможно также использование тестов. Пока «первые парты» готовят свои ответы, учитель имеет возможность вести опрос остальной части класса.
Фронтальный и индивидуальный метод. Ставит своей задачей проконтролировать усвоение учебного материала у максимально возможного количества учащихся при минимальном расходе времени урока.
При опросе желательно иметь на доске приготовленные задания, которые требуют некоторого времени на их подготовку. Учащиеся вызываются к доске и готовят на ней в письменной или графической форме ответы на указанные задания. Учитель в это время слушает ответ одного (из вызванных к доске) ученика, или ведет контроль домашнего задания в форме беседы. После окончания устных ответов (беседы) проводится проверка заданий, выполненных на доске. С отвечающих учеников требуется комментарий к их ответам (рисункам). С оставшейся части класса запрашивается анализ ошибок, допущенных отвечающими.
Ниже приводится несколько мнемонических методов, облегчающих восприятие и запоминание материала учащимся.
15. Репродуктивное домашнее задание
16. Превентивное (опережающее) домашнее задание
Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Превентивное домашнее задание эффективно задавать, когда построение следующего урока осуществляется методом беседы, а материал весьма обширен и разнообразен. Кроме того, данная форма домашнего задания благоприятна в тех случаях, когда учителю желательно отвлечься от основной темы урока для обсуждения различных сопутствующих вопросов.
Превентивное домашнее задание не требует специальной проверки. Степень знакомства учащихся с материалом контролируется при обсуждении текущей темы урока по уровню и содержанию задаваемых ими вопросов.
Индивидуальный метод. Метод учебной деятельности, применимый в случаях, когда информация труднодоступна, или ее источником являются периодические издания. Используется для того, чтобы эта информация была в любой момент под руками у ученика, а так же для более глубокого запоминания им учебного материала.
Конспектирование предполагает умение учащегося выделять из текста главные компоненты, основные мысли, оставляя за пределами записываемого текста пояснения и иллюстративный материал. Задание написать конспект целесообразно сопроводить инструкцией, заостряющей внимание учащихся на вышеизложенных особенностях работы.
Основные условия, применяемые к реферату: использование не менее трех источников информации; строгое соответствие заданному объему; обязательное наличие списка использованной литературы в предлагаемой форме:
Автор, название источника, место издания, издательство, год издания.
Рефераты должны проверяться и рецензироваться учителем.
По материалам рефератов рекомендуется проводить специальное занятие в форме конференции или защиты реферата, на котором резюме (основные мысли и положения); подготовленные автором заранее, докладываются им перед классом и обсуждаются одноклассниками.
Крайне желательно выдавать учащимся темы рефератов как можно раньше. Важно, чтобы на момент распределения тем были известны сроки сдачи работ на проверку и рецензирование учителем и дата защиты реферата.
Многоцелевые методы могут быть использованы, на уроках различного типа с практически одинаковым эффектом.