к глянцевым фактурам относятся
Фактура и материалы
Фактура и материалы.
Большое значение для усиления эмоционального воздействия композиции имеет фактура поверхности.
Фактура – это совокупность различных технических приемов обработки материальной поверхности, особенности отделки или строения поверхности какого-либо материала, способствующие достижению художественно-декоративной выразительности предмета.
Фактура может быть различной – от совсем гладкой до рельефной. В первом случае величины элементов фактуры очень малы, неразличимы невооруженным глазом, их количество на единице поверхности велико. В случае рельефных фактур количество элементов гораздо меньше, но их величины достаточно крупные. Порой элементы фактуры настолько велики, что приобретают значение самостоятельных форм.
Характер поверхности материала может вызвать впечатление плотности или рыхлости, тяжести или легкости. Разные фактуры по-разному взаимодействуют с формой. Материалы, имеющие крупные элементы фактуры, видоизменяют геометрический вид формы. Например, изделие из длинноворсового меха придает форме костюма округлость, обобщенность. Наиболее точно, без искажений характер формы передают гладкие фактуры.
По способу отражения света от поверхности предмета все фактуры делятся на:
— шероховатые, имеющие довольно крупные элементы, создающие
сложную светотеневую игру на поверхности;
— матовые, имеющие средние по величине элементы и рассеивающие свет
по различным углам (в таких случаях говорят «поглощающие свет»);
— глянцевые, или зеркально отражающие, имеющие настолько мелкие
элементы, что почти все световые лучи, падающие на поверхность,
отражаются под тем же углом, под каким падают на поверхность.
Факторами восприятия фактур, являются удаленность предмета от зрителя и характер освещения. Разность фактур мы воспринимаем не только визуально, но и на ощупь, различая при этом гладкие, скользкие, или зернистые, рельефные поверхности.
Кроме тканей, качество поверхности которых определено ткацким переплетением и характером обработки, в швейном производстве применяют и другие материалы, природные и искусственные: кожа, замша, мех, разнообразные пленочные материалы. Каждый из них обладает своеобразной, присущей только ему фактурой, которая прекрасно сочетается с фактурой ткани.
Каждая фактура несет в себе признаки определенного эмоционально-образного звучания. По силе воздействия на зрителя фактуры различают пассивные, имеющие почти однородную нейтральную поверхность с очень мелкими элементами, и активные, имеющие сложную рельефную поверхность с крупными элементами. Активные фактуры очень декоративны и не нуждаются в дополнительном украшении. Пассивные же фактуры являются хорошим фоном для активных или для отделки.
Использование в одном костюме тканей и материалов с различными фактурами придает внешнему виду изделия дополнительную выразительность. Особенно интересный эффект можно получить тогда, когда в костюме применены ткани, тождественные по цвету, но различные по фактуре. Так как восприятие одного и того же цвета сильно меняется в зависимости от качества поверхности. Таким образом, использование разнородных фактур помогает получить эффект тонкой цветовой нюансировки. Этот прием часто применяют для создания оригинального, нарядного костюма, но при этом сдержанного и цельного по цвету.
Практически не существует несовместимых фактур, однако может быть неумелое их соединение, когда они начинают спорить и даже уничтожать красоту друг друга. Особенно велика опасность неудачного использования активных фактур, если к тому же ткани имеют разные цвета и рисунки. Главными критериями художника в работе с материалами, имеющие различные поверхности, являются его интуиция и чувство меры.
Список литературы.
Глянец в интерьере: чем хорош и в каких случаях уместен
По мнению дизайнеров и экспертов в области интерьерных решений, глянец снова в тренде. Ещё недавно все тотально собирали предметы старины, обустраивая свои гнездышки вещами «с историей» и материалами с яркой фактурой – трещинами, потёртостями, несовершенствами. Теперь же на смену приходят более «прилизанные» обстановки с яркими цветовыми сочетаниями и глянцевыми поверхностями. Посвящаем сегодняшний материал глянцу.
В этой статье вы узнаете:
Почему глянец в интерьере – это здорово
Где использовать глянец уместно, а где – не очень
С чем его можно сочетать
Глянец способен изменять пространство до неузнаваемости. Привычные цвета и оттенки в глянцевом исполнении или просто в соседстве с ним смотрятся совсем иначе: они отражают свет или отражаются сами, смотрятся притягательно. Вот несколько причин полюбить глянец в интерьере.
Глянец не может не бросаться в глаза. Поверхности с сияющим и отражающим финишем обладают глубиной, манят своей гладкостью. На глянцевом фоне всё выглядит интереснее: и матовые фактуры, и мебель, и, казалось бы, незначительные элементы интерьера. Если у вас нет возможности использовать яркие цвета, это прекрасная возможность исправить скучность и «плоскость» интерьера.
Любая отражающая поверхность непременно визуально расширяет пространство. За счёт игры света глянец будет давать комнате дополнительный объем. Выкрасив пол или потолок краской с глянцевым финишем, вы сделаете ваше помещение выше. К тому же, это стильно и практично.
Плавно перетекаем в такое важное свойство глянцевых поверхностей как практичность. На гладких поверхностях пыль оседает и задерживается куда меньше, чем на рельефных. Да и уборку на глянце делать куда проще – смахнул тряпкой и всё чисто! Глянец более удобен в условиях повышенной влажности и на поверхностях, которые требуют частой чистки и уборки. Единственное расстройство – на глянце остаются отпечатки пальцев. Но если подобрать какой-нибудь многоцветный принт, это сделает следы не такими заметными.
Глянец в целом более характерен современным стилям, хорошо смотрится в футуристичных интерьерах и хай-теке. Но он может также освежить классические обстановки, не меняя общей концепции.
В конечном итоге, глянец – это символ роскоши. Любые отражающие поверхности – лакированная мебель, хрусталь и зеркала, отполированный мраморный пол – эффектные и изысканные элементы самых богатых домов ушедших времен. Чтобы глянцевый интерьер не был слишком «холодным», разбавьте его «тёплыми» материалами: дерево, шерсть и шёлк, плотные шторы из натуральных тканей
Правила использования глянца в интерьере
Гладкие и блестящие поверхности радуют глаз, но они хороши далеко не для каждого случая. Глянец в любом случае делает помещение более ярким и торжественным и не так важно, где он располагается – на стенах, мебели или интерьерных деталях. Но, конечно, он интересен только в сочетании с различными цветами и текстурами. Полностью глянцевой помещение – это, по правде сказать, безвкусица.
Сочетайте глянец и матовые поверхности. Например, разместите глянцевый стол на фоне текстурной стены пастельного цвета, и он заиграет. Или наоборот, поставьте строгий, но шикарный диван в стиле арт-деко на пол с глянцевым финишем. Игра на контрасте – сочетание беспроигрышное. И будьте аккуратны с зеркалами. От слишком большого количества отражений зарябит в глазах.
Где лучше использовать глянец? В ванной – в первую очередь. Поскольку там много воды, и нужна постоянная уборка, глянцевые стены и потолок придутся как нельзя кстати. Пол лучше не делать совсем гладким, так как это небезопасно.
Глянцевая кухня – почему бы нет. Глянец сделает пространство объёмнее и облегчит частую уборку. Кроме того, глянцевые гарнитуры хорошо гармонируют с бытовой техникой.
Глянец в гостиной – можно попробовать. Особенно, если вы поклонник футуристичных интерьеров, хай-тека и всего в таком духе. А вот в спальне глянец будет смотреться неуместно. Мы писали ранее о зеркалах в спальне и о том, как они повышают тревожность. Блики на глянце создадут тот же эффект, поэтому советуем отказаться от этой затеи.
Беседа четырнадцатая. Передача фактур на снимке и структура фотоизображения
Что такое фактура? Под фактурой понимается характер строения поверхностей, которые по этим признакам могут быть разделены на три большие группы: матовые, глянцевые и зеркальные. К матовым фактурам относятся все поверхности, имеющие шероховатое строение: клеевые покраски, бумаги сортов ватман и полуватман, хлопчатобумажные ткани, матовые и структурные фотобумаги. Глянцевыми фактурами являются все гладкие поверхности, такие, как масляные покраски, мелованные бумаги, шелковые ткани (например, атлас), глянцевые фотобумаги. К зеркальным фактурам относятся все гладко полированные поверхности металлических, стеклянных и других подобных предметов.
Понятие фактуры неотделимо от цвета. Две стены, окрашенные масляной краской, пусть совершенно одинаковые по строению поверхности, покажутся нам разными по фактуре, если они окрашены в различные цвета. Белая оштукатуренная стена приобретает иную фактуру, чем такая же черная.
Например, рассматривая фото 47, мы отмечаем, что на снимке хорошо передана фактура снега. А ведь на деле здесь речь идет об обработке светом макрорельефа снежной поверхности, то есть не только ее структуры, но и небольших выпуклостей, впадин, различных неровностей снежного покрова.
В прямой зависимости от строения поверхности находится характер отражения падающего на нее света. Так, матовые поверхности отражают свет одинаково во всех направлениях, рассеивают его (диффузное отражение). Направленный свет, падающий на такую поверхность, отражается от нее в виде мягкого рассеянного света; поверхность при этом выглядит равномерно и мягко освещенной.
Количество света, отраженного глянцевой фактурой, зависит от углов, под которыми свет падает на такую поверхность и под которыми она рассматривается. Так, под углом зеркального отражения мы видим на поверхности мягкие блики (зеркальная составляющая отраженного света); под другими углами отражается тем меньше света, чем меньше угол падения луча. Отражение от глянцевой поверхности называют смешанным, поскольку в потоке отраженного света наряду с диффузной составляющей имеется составляющая зеркальная.
Зеркальная фактура характеризуется только направленным отражением падающего света. Это значит, что даже при освещении зеркальной поверхности потоком рассеянного света (например, фольговый отражатель) на ней образуются лишь яркие жесткие блики, являющиеся отражением самого источника света. Вне бликов ввиду отсутствия в отраженном свете диффузной составляющей зеркальная поверхность выглядит темной, неосвещенной.
Фактуры в различных случаях могут быть переданы по-разному. Иногда они изображаются в полную силу, как, например, на фото 50. Этот характерный портрет не только допускает подробную проработку строения кожи, но и во многом выигрывает именно при такой ее передаче. В других портретных работах структура кожи лица передается значительно мягче (см., например, фото 80) и, связанная с общим изобразительным решением снимка, становится важным компонентом картины. С особой мягкостью передана фактура на фото 72. Нежные линии скульптурного портрета и белью тона материала (гипс) подсказали фотографу и светлую тональность снимка и тонкую проработку материала.
Освещение фактур. Для передачи характера поверхности предметов на фотографическом снимке решающее значение имеет соответствующее их освещение. При освещении матовых фактур с мелкой, неразличимой глазом поверхностной структурой следует учитывать их свойство отражать свет диффузно. Благодаря такому отражению и мельчайшему, не воспринимаемому глазом строению поверхности фотографируемые предметы нуждаются в особо тонкой световой отработке. В этих случаях светом очерчиваются складки, изгибы, грани объемных форм, что обогащает рисунок тональными переходами, исключает однообразие тона, возникающее на плоскостях с матовой поверхностью.
Чтобы выявить строение крупноструктурных и шероховатых поверхностей, следует освещать их косыми пучками направленного света, как бы скользящими по предметам. Такой свет обрисовывает выпуклости и впадины шероховатых поверхностей, на микрорельефе которых образуются мельчайшие освещенные и теневые участки, подчеркивающие их структуру.
Освещение шероховатой поверхности светом, падающим на нее по нормали или под малыми углами, а также освещение ее рассеянным светом не дает возможности показать на снимке характерные особенности данной фактуры. В этом случае одинаково ярко освещаются и выпуклости и впадины, вследствие чего рельефность поверхности сглаживается и фактура на снимке теряет свои главные признаки.
При освещении глянцевых фактур следует учитывать даваемое ими смешанное отражение и то обстоятельство, что на освещаемой поверхности под определенными углами образуются блики, иногда совсем мягкие, иногда более яркие, но всегда хорошо заметные. Здесь также необходим направленный свет, косые световые пучки. Только они выявляют эту фактуру. Угол падения светового потока будет определяться в зависимости от того, насколько ярким мы хотим получить блик. Напомним, что максимальную яркость он приобретает при зеркальном угле отражения. Во избежание образования слишком ярких бликов свет желательно смягчить, например перекрыть осветительный прибор марлевой сеткой. Возникает также необходимость применять наряду с направленным еще и рассеянный свет, повышающий общую освещенность поверхности по всей ее площади и тем снижающий контраст между тоном поверхности и бликом.
При съемке со специальными осветительными приборами нахождение углов падения световых пучков, благоприятных для отработки глянцевой фактуры, представляется задачей легко разрешимой. При съемке на натуре или в интерьере при заданных условиях освещения эти углы могут быть учтены лишь соответствующим выбором точки съемки.
Наиболее сложны в смысле световой отработки и воспроизведения на снимке фактуры зеркальные. Яркие жесткие блики в местах зеркального отражения луча и самого источника света и очень незначительная яркость других участков освещаемой поверхности (вследствие отсутствия диффузной составляющей в отраженном свете) приводят к возникновению высокого интервала яркостей, трудно воспроизводимого на светочувствительных материалах. Изображение получается высококонтрастным, состоящим из забитых светом бликов и почти черных поверхностей, часто передаваемых с сильной недодержкой.
Такое изображение дает совершенно неправильное представление о фактуре предмета. Полированный или никелированный металл, зеркало и пр., которые в действительности воспринимаются глазом как светлые, блестящие, на фотографическом снимке получаются темными, почти черными. Пластика объемной формы предметов при этом почти полностью теряется.
При освещении зеркальных фактур прежде всего следует избегать применения резко направленного света. Лучше использовать свет мягкий, рассеянный, что дает возможность несколько смягчить яркость образующихся бликов. Но даже и этот рассеянный свет не дает еще нужного высветления зеркальной поверхности. Здесь необходима особая схема расстановки осветительных приборов.
Зеркальная поверхность отражает в себе окружающие ее предметы. Если осветительные приборы направить именно на эти предметы, начинает высветляться и отражающее их зеркало, и тогда на снимке зеркальные поверхности приобретают свойственную им светлоту, дающую верное представление о характере зеркальной фактуры.
Было бы неправильным стремиться полностью убрать на полированных предметах и их изображениях блики. Так мы ликвидировали бы существенные признаки этих фактур. Мешают часто не сами блики, а лишь повышенная их яркость, когда плотности негатива в этих частях изображения становятся слишком высокими и не дают возможности пропечатать их на снимке.
До сих пор мы говорили о специальной отработке светом фактур с целью их наиболее полного выражения и воспроизведения на снимке. Однако в практике фотографа могут встретиться случаи, когда необходимо в какой-то степени сгладить, скрыть фактуру. Такие задачи могут возникнуть, например, при съемке портрета, где излишне подчеркнутая фактура лица, строение кожи с ее морщинками и другими возможными дефектами порой приводят к общей натуралистичности портрета, лишают его подлинного сходства с изображаемым человеком, вредят общей живописности снимка.
Основным является задне-боковой свет, направленный на объект съемки справа. На предметах мы видим блики, возникающие под действием этого осветительного прибора. Эти блики нужны, но они не должны быть излишне яркими. Впрочем, повышенную яркость бликов легко ослабить, закрыв осветительный прибор одной-двумя марлевыми сетками. При задне-боковом направлении основного светового потока в кадре возникают падающие тени, включенные в данном случае в общую композицию снимка. На предметах со стороны фотоаппарата также располагаются тени. Становится совершенно необходимой подсветка этих теней.
Все пространство кадра наполняет рассеянным светом прибор, установленный спереди рядом с фотоаппаратом. От силы рассеянного света зависит густота теней. На фото 116 переднего рассеянного света много и тени проработаны очень хорошо, на теневых сторонах предметов видны все детали, образуются также блики. А на чашке, находящейся на переднем плане, рассеянный свет даже избыточен.
Похожая схема света использована при съемке фото 117 (А. Горчуков «Натюрморт»). Фактура стеклянного бокала выявлена с помощью осветительного прибора, направленного сзади (контровой свет). Блики хорошо подчеркивают фактуру стекла, очерчивают объемные формы.
Блестящие фактуры выявляются на снимке еще и с помощью отражений: в полированных поверхностях отражаются не только источники света, но и сами предметы.
В схему света включен еще один осветительный прибор. Он направлен на бокалы слева, очерчивает форму их ножек. Фон полностью лишен подсветки, и фотограф строит рисунок кадра на очень высоком контрасте.
Но все же чаще при съемке стекла применяется контровой свет, особенно эффектный в натюрмортах с граненым стеклом. На контровом свете построено фото 120 (А. Тюпкин «Натюрморт с фруктами»). Направление светового потока здесь выбрано правильно и с точки зрения освещения других фактур, включенных в общую композицию.
Контровой свет яркими бликами расцвечивает глянцевую фактуру яблок и особенно срез лимона, повернутого к источнику света так, что отраженный свет направляется к объективу под углом зеркального отражения.
Освещение шероховатых фактур. Шероховатые по фактуре предметы и поверхности удачно освещены на фото 121 (К. Абдыкулов «Натюрморт»), снятом в условиях павильона с применением источников искусственного освещения. Воспроизводится эффект солнечного света, и прибор, имитирующий этот свет, направлен на предметы слева и сзади (задне-боковой свет). Косые лучи, скользящие по шероховатым поверхностям, отбрасывают микротени и выявляют структуру материалов. Вторым осветительным прибором, установленным рядом с фотоаппаратом, создается общая подсветка.
Посмотрите, как контровой свет подчеркивает фактуру пушистого оперения птенцов на фото 123 (М. Ананьин «Будущие черные аисты»): становится видимой не только контурная форма, но и мягкая структура пуха, его легкость, белизна. Яркий контровой свет является именно тем косым пучком, который был нужен для отработки фактуры.
На фото 124 (И. Хорошилов «Тихая вода») снова использован контровой свет. На этот раз его лучи зажигают яркие блики на поверхности воды, отлично отрабатываю! ее зеркальную фактуру. Под углами зеркального отражения мы видим изображения солнечного диска и его сияющих лучей.
Отметим для себя большие возможности контрового света на натуре: он желателен и для выявления воздушной дымки (об этом говорилось выше) и для освещения шероховатых и зеркальных фактур, он прекрасно очерчивает контуры фигур и предметов. По этим причинам контровой свет на натуре является очень распространенным в фотографической практике,
Такова проблема изображения фактур и методика отработки этого важного компонента реалистического художественного снимка.
О фактурности фотоизображения. Среди очень разнообразных по решениям снимков в современной фотографии встречаются такие работы, в которых их авторы стремятся добиться не только передачи фактуры снимаемых материалов, но и получить определенную структуру самого фотоизображения, особую его фактурность.
Примером такого фактурного снимка является фото 125 (Л. Лазарев «Этюд»). На снимке хорошо передано настроение осеннего дня, состояние природы и человека в дождливый ненастный день. Эффект достигается с помощью умелого отбора материала, правильно выбранной тональности изображения, мягкого оптического рисунка, выразительной передачи фактуры покрытого водой асфальта. Но в общем рисунке кадра есть еще одна интересная деталь: мы видим особую структуру самого фотоизображения, своеобразный растр, ритмический рисунок, легкими штрихами прочерчивающий всю поверхность снимка. Этот рисунок, состоящий из сетки черных точек, словно меняет характер мазка в фотокартине и придает ей своеобразие.
Чего добивался фотограф введением в снимок такого растра? Ему казалось, что обычное изображение выбранного объекта будет лишь частностью: снимок покажет, что по мокрому асфальту парка идет человек, и только. А фотограф стремился к обобщению, к созданию картины осени с присущим ей состоянием природы, настроением, тональностью. Он ищет краски осени и видит их в низкой тональности изображения, в мягкости и размытости оптического рисунка. Растр, тон которого совпадает с общим тоном отпечатка, кажется фотографу органичным дополнением к такой живописной трактовке темы. Что ж, эту попытку можно считать удачной, снимок получился живописным, и сделан он с большим настроением.
Негатив получился очень мягким. Для этого съемка велась с заведомой передержкой (экспозиция была примерно в два раза больше расчетной), а обработана пленка в очень мягком проявителе «Хинон». Время проявления 13 мин, как и рекомендовано в рецепте проявителя. Негатив имеет проработку всех деталей и в светах и в тенях. Съемка велась фотоаппаратом с размером кадрового окна 6х6 см, фокусное расстояние объектива 75 мм. Пленка «Фото-65».
Сложность получения фактурных снимков состоит главным образом в подборе рисунка и тональности растра, в его органическом слиянии с основным изображением по смыслу, рисунку, масштабу и тону.
Уже одно это выявляет зернистую структуру светочувствительного слоя. Но и в других звеньях получения фотоизображения фотограф старался еще укрупнить зерно. Так, экспозиция рассчитывалась по теням, что заведомо дает сильную передержку в светах, особенно на белом фоне. Передержанный негатив сильно запроявляется. Печать ведется на особоконтрастной фотобумаге.
Сухой негатив на 5-6 с опускают в горячую воду (60-70° С), а затем сразу же переносят в ванну с холодной водой (13-14 С). Перенос из ванны в ванну делается несколько раз, степень ретикуляции контролируется визуально, негатив при этом рассматривается через лупу. Масштаб полученного геометрического рисунка возрастает постепенно, с каждым переносом негатива из горячей воды в холодную, и фотограф по своему вкусу может выбрать характер образующейся сетки. Конечно, необходимы предварительные пробы на ненужных негативах, дающие опыт проведения этого несложного процесса.
Основные виды фактур ткани
Ключ к совмещению тканей – умение смешивать фактуры. Для этого используйте Круг фактур. Руководствуясь им, можно всегда составить не только удачные сочетания, но и комбинировать на первый взгляд несочетаемые фактуры. На Круге фактур диаметрально противоположные поверхности контрастны по качеству. Фактура ткани, если говорить простым языком, – это характерная внешняя поверхность ткани. Она может восприниматься визуально, то есть на глаз (матовая, глянцевая, прозрачная, непрозрачная), аудиально – на слух (шорох шелка, звон металла, скрип кожи) и тактильно, то есть на ощупь (гладкая, скользкая, шероховатая, зернистая, ворсистая, рельефная, мягкая, грубая, жесткая). Фактуры делятся на две группы: гладкие и шероховатые, которые, в свою очередь, делятся на матовые и глянцевые. ШЕРОХОВАТЫЕ: • матовые фактуры непринужденны, зрительно увеличивают объем. Мягкие, буклированные и пушистые предполагают комфорт и уют, грубые – твид, вельвет – более тяжеловесны и предполагают тепло и защиту. Выраженная фактура способна сбросить десяток лет. • глянцевые фактуры выглядят богато, роскошно. Они будто зачарованно отражают мерцающие вечерние огни. ГЛАДКИЕ: • матовые фактуры часто выглядят формально и добротно. Зрительно уменьшают объем, поэтому хороши для всех типов фигур. Но добавляют возраст, а насыщенные цвета в них зачастую выглядят плоско и неинтересно. • глянцевые фактуры легки и несколько агрессивны. Они обладают эффектом, противоположным матовым тканям, выявляя мелкие недостатки фигуры. Не рекомендуются пожилым и полным женщинам.
|