к интерактивным формам обучения относятся

Интерактивные методы обучения в современной педагогике. Примеры и рекомендации по использованию

У учителей, особенно новичков, часто возникают вопросы по технологии использования на уроках интерактивных методов обучения. Как сделать так, чтобы дети не баловались, а работали, и чтобы материал хорошо усвоился? В статье разберем, какие методы называются интерактивными и как их применять на уроках на разных ступенях обучения в школе.

Интерактивные методы: суть, задачи, принципы

Интерактивные методы основаны на двустороннем обмене информацией между участниками обучения. На рисунке ниже показано, как строится взаимодействие при использовании такого метода.

к интерактивным формам обучения относятся

Учитель в этой схеме стоит над процессом, он создает условия для работы и направляет учащихся в их деятельности. И несмотря на то, что педагог не является главным участником, подготовка таких уроков намного сложнее и занимает больше времени, чем организация обычных занятий. Но результат обычно стоит затраченных усилий.

Задачи интерактивных методов обучения

В итоге знания усваиваются гораздо быстрее и лучше. Интерактивные методы находятся в основании пирамиды на следующем рисунке:

к интерактивным формам обучения относятся

Принципы интерактивных методов

В интерактивных методах широко используются различные технологии: для постановки проблемы применяют аудио и видео, для поиска и оформления результатов — компьютеры. Современные технологии делают обучение более эффективным.

Примеры интерактивных методов обучения

Сюжетно-ролевая игра

Возраст : для начальной и средней школы.

В чем польза : дети учатся играть разные роли, выражать свою позицию, влиять на других участников, вести диалог и находить компромисс, решать конфликтные ситуации.

Виды сюжетно-ролевых игр : связанные с открытием, профессией, искусством; фантастические, созидательные, игры-путешествия.

Как проводить . Учитель задает правила игры и обстановку, в которой будет происходить действие, составляет список ролей, определяет задачи и при необходимости этические установки для каждой роли. Дети распределяют роли, готовят необходимый реквизит и проводят другую предварительную подготовку. Затем наступает время игры, где учащиеся демонстрируют добытые знания, взаимодействуют друг с другом. Они могут попробовать различные варианты и модели поведения и выбрать оптимальный.

Примеры сюжетно-ролевых игр

Зоопарк . Детям дается задание создать условия для содержания животных в зоопарке: узнать, чем они питаются, где живут и т. д. Затем они проводят «экскурсию» для своих одноклассников.

Драматизация . Дети знакомятся со сценарием художественного произведения, распределяют роли, готовят костюмы (или элементы костюмов) и декорации. Чтобы эффект от такого урока был сильнее, после инсценировки следует провести с детьми беседу и спросить, как они себя чувствовали в своей роли, какие выводы сделали.

Игра на ассоциации

Возраст : для начальной и средней школы.

В чем польза : улучшает память и внимание, развивает образное и логическое мышление, обогащает словарный запас. Игры на ассоциации идеально подходят для уроков русского и иностранного языка.

Виды игр на ассоциации : вербальные (на словах), образные (с использованием изображений или пантомим), предметные (с применением предметов).

Как проводить . Играть в ассоциации можно в начале урока или в конце, использовать игру как разминку или как закрепление изученного на уроке. Учитель объясняет правила. Далее в зависимости от вида игры дети садятся в круг и по очереди называют слова или угадывают загаданное слово.

Примеры игр на ассоциации

Цепочка ассоциаций . Ученики по очереди придумываю ассоциацию на слово, сказанное предыдущим участником. Слова не должны повторяться. Вариант посложнее — необходимо объяснить свою ассоциацию.

Цветочек ассоциаций . Задача учеников — назвать как можно больше ассоциаций к одному и тому же слову или предмету.

Угадай слово . Класс делится на две группы. По одному человеку из каждой группы становятся ведущими. Они загадывают одно и то же слово и по очереди любым образом пытаются подсказать своей группе, что это за слово — называя слова-ассоциации или показывая пантомиму. Задача команды — отгадать загаданное слово. Кто быстрее, тот и победил.

Мини-исследование

к интерактивным формам обучения относятся

Возраст : простые мини-исследования под руководством педагога можно проводить в начальной школе; сложные, рассчитанные на большой объем самостоятельной работы — в средних и старших классах.

В чем польза : дети учатся собирать и анализировать данные и формулировать на их основе версию, подбирать факты для ее обоснования или опровержения, защищать свою точку зрения; развивается мышление, самоконтроль и взаимоконтроль. Можно использовать на любом уроке.

Виды мини-исследований : по числу участников (индивидуальные, групповые и коллективные); по месту (урочные и внеурочные), по времени (короткие и длительные), по теме (предметные и межпредметные).

Как проводить

Определить предмет исследования — его предлагает учитель или сами ученики.

Сформулировать суть проблемы.

Составить план исследования и пути решения проблемы. Этот этап для учеников наиболее трудный, им стоит подсказать, на какие вопросы нужно ответить и где найти необходимые сведения.

Проведение исследования. Кроме изучения источников этот этап может включать проведение эксперимента, опытов, опроса, анализ статистических данных.

Оформление результатов и подведение итога.

Примеры мини-исследований

Составление справочника. Например, это может быть справочник лекарственных растений региона или книга русских пословиц. Класс делится на группы по 2–3 человека. Каждая группа изучает какую-то одну тему (одно растение, одну пословицу и т. д.) и представляет результаты в виде описания, рисунков, исторических сведений. Результаты могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде: как презентация, видеоролик или слайдшоу.

Эксперимент . Группа учеников определяет проблему и проводит эксперимент в классе или дома, опрашивает других людей, собирает статистические сведения, анализирует их. Результатом становится исследовательская работа с таблицами, схемами, иллюстрациями.

Кейс-метод (разбор ситуаций)

Возраст : для средней и старшей школы.

В чем польза : дети учатся применять теоретические знания для решения практических задач; материал усваивается более эффективно за счет эмоциональной вовлеченности; развиваются коммуникативные навыки, умение анализировать и мыслить критически. Подходит для использования на уроках по любому предмету.

Как проводить

Суть этого метода состоит в разборе проблемной ситуации, созданной на основе фактов из реальной жизни. Его задача — помочь не столько освоить знания, сколько развить новые качества и умения. Как правило, проблемная ситуация имеет несколько решений и множество альтернативных путей, которые приводят к этому решению.

Учитель распределяет учеников по небольшим группам, знакомит с ситуацией и сроками, объясняет, как будет оценивать работу.

В группах ученики работают с кейсом и формируют свое решение.

Каждая группа презентует свое решение перед классом.

Учитель организует обсуждение решений, после чего подводит итоги.

Примеры кейсов

Метод анализа ситуации . Группы учащихся анализируют представленную ситуацию, находят в ней проблемы и придумывают варианты решения. Затем оценивают предложенные решения и выбирают наилучшее.

Метод инцидентов . Ученики получают неполный кейс — в виде краткого сообщения «Случилось. » или «Произошло. ». Задача учащихся — разобраться в проблеме, определить, каких знаний не хватает для принятия решения. Они задают учителю вопросы и, получив достаточное количество сведений, анализируют их и выносят решение.

Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод, информационный лабиринт) . Это работа с документами. Каждая группа получает одинаковый набор разнородных документов, относящихся к определенной проблеме, человеку или организации — докладные, служебные записки, письма, личные документы и т. д. Задача учащихся на первом этапе — разобрать все эти документы, адресовать правильному исполнителю. На втором этапе они проводят анализ всех документов и определяют, что случилось и как можно решить проблему, то есть выйти из лабиринта.

Если вы хотите применять методы интерактивного обучения в школе, расширьте свое представление о современных образовательных технологиях в целом. Обратите внимание на следующие курсы повышения квалификации АНО «НИИДПО». Обучение на курсах дистанционное*, после успешного освоения программы выдается удостоверение установленного образца.

Источник

Статья «Формы и методы интерактивного обучения»

Формы и методы интерактивного обучения

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодейстии.

«Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс» (по В. Болотову)

«При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок. » (по Г.А. Цукерману).

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока [8, с. 26].

Технологии интерактивного обучения.

Ротационные (сменные) тройки.

Работа в малых группах.

Суд от своего имени.

Ролевая (деловая) игра.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ( работа в группах).

Знание о мифах как жанрах устного народного творчества ; знание новых слов: «кифара», «певцы-рапсоды»; умение составлять краткие записи по содержанию литературоведческой статьи ; формирование интереса к содержанию мифов ; умение сотрудничать позволяет получить этот метод.

Ресурсы : 6 листов белой бумаги А-4, 6 маркеров (ручек), учебник литературы.

к интерактивным формам обучения относятся

1. Из какого языка пришло слово «миф» и что оно обозначает

2. Кто был создателем мифов?

3. О чем рассказывалось в мифах?

В качестве домашнего задания учащимся предлагается представить себя на месте жителя Древней Греции и сочинить историю, объясняющую одно из данных явлений (по вариантам):

1)Как возник мир и что его наполняет?

2)Откуда берется отголосок в лесу, точно повторяющий в тишине каждое громко сказанное слово?

ИНТЕРВЬЮ . ( работа в парах или групповая).

Этот метод поможет получить поможет ученикам повторить сведения относительно прямой речи и диалога, закрепит навыки постановки знаков препинания при прямой речи, поможет развитию речи, пополнит знания о значении грамотности для развития каждого человека.

Ресурсы : 5 листов белой бумаги А-4, 5 листов анкеты с вопросами (См. Приложение), 5 маркеров.

1 шаг. Ученики делятся на 5 групп или работаю в паре. Каждая группа получает 1 лист белой бумаги А-4, маркер, лист анкеты с вопросами :

2 шаг. В группе выбирается (по желанию или жеребьевке) ученик – интервьюер, который будет задавать вопросы анкеты каждому ученику группы, и записывать ответы.

4 шаг. Все учащиеся ходят по классу и знакомятся с работами друг друга.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается составить диалог с одним из одноклассников на тему? “Что бы ты изменил в своей школе для того, чтобы образование было качественным?”

ДВА, ЧЕТЫРЕ – ВСЕ ВМЕСТЕ ( работа в парах, четверках).

Ресурсы : карточка с текстом на пару учеников, тетрадь и ручка – на каждого ученика.

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывет,

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой –

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Да только ПРЕ- ставить надо

Заполни таблицу, выписав соответствующие по смыслу слова из текста.

Значение приставки в этих словах

Слова с приставкой ПРЕ-

Значение приставки в этих словах

сходно со значением слова очень

сходно со значением ПЕРЕ –

Данная стратегия формирует навык ведения дебатов, умение вести спор, приводить нужные доказательства, воспитывает любовь и уважение к близким людям. Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель», её гуманизм. Общечеловеческая тема «блудных детей».

«Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?»

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать сочинение-рассуждение, определяя свое отношение к следующей фразе: »Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья».

Данная стратегия помогает ученикам научиться анализировать литературный образ и давать оценочную характеристику, развивает речь учеников, формировать чувство сотрудничества на примере анализа повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ресурсы : портрет писателя Н.В.Гоголя, бумажные круги с надписями героев повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» (диаметр 4 см): Чуб, Вакула, Оксана, Солоха, Пузатый Пацюк, черт, царица Екатерина 2; 5 самоклеющихся разноцветных полосок в форме лепестков ромашки (длина 5 см), фломастер (ручка) – на каждого ученика. Скотч, булавки.

1 шаг. Каждому ученику выдается бумажный круг с надписью одного из героев повести и пять лепестков ромашки.

2 шаг. На каждом из лепестков ромашки ученики записывают по одному слову, которое характеризует одного из персонажей повести (например: смелый, красивая, хитрая и т.п.).

В качестве домашнего задания Ученикам предлагается подготовить рассказ о приключениях кузнеца Вакулы в Петербурге.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

контролирует ход работы в группах;

отвечает на вопросы;

регулирует споры, порядок работы;

в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

Необходимо отметить, что все формы требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов, а также возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Наиболее известными и потенциально эффективными формами интерактивного обучения на уроках русского языка считаются следующие: творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, ПОПС-формула (Позиция ученика – Обоснование – Пример – Следствие), тренинг, информационный блок, кейс-стади. Так, например, при использовании метода творческих заданий на уроках русского языка, у школьников повышается познавательная активность и вырабатывается потребность учиться, организация работы в малых группах, позволяет обучающимся иметь возможность сообща решать определенный круг вопросов, чувствуя поддержку каждого члена группы, мотивируя школьника к саморазвитию и навыкам самопозиционирования в ученическом коллективе, в процессе ролевый игры у детей вырабатывается чувство командного духа, умение сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к познанию. Материал мини-лекций на уроках словесности строго ранжирован (т.е. имеет этапы реализации, рефлексии, оценки), выстроен по принципу научности, соответствует возрастным особенностям обучающихся и обеспечивает практическую направленность изученного материала, и в этом его плюсы. Метод проектов способствует развитию не только познавательных, творческих навыков учащихся, но и умению самостоятельно конструировать свои знания, свободно ориентироваться в информационном пространстве, способствует развитию связей между теоретической и практической стороной предмета. Активные «пятиминутки» способствуют мотивации обучающихся к изучению школьных предметов, укрепляют метапредметные связи (русский и английский язык), развивает языковую интуицию школьника, его наблюдательность, умение сравнивать и обобщать, позволяют комплексно и систематически осуществлять работу по формированию лингвистических умений. В свою очередь, ПОПС-формула способствует развитию не только аналитических способностей у учащихся, но и умения рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения. Благодаря тренинговому методу каждый обучающийся может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. В процессе тренинга учащиеся приобретают новый опыт, который основывается на уже имеющихся знаниях. Технология блочно-модульного обучения позволяет школьникам реализовать себя в ходе урока, все знания, полученные при этом, выстраиваются в четкую систему понятий и представлений. Обучающиеся получают навыки отбора и анализа информации. Данная технология основывается на возрастные и личностные особенности обучающихся и состоит из нескольких модулей, что позволяет учителю выбирать разные формы организации при каждом модуле.
Перечни сложных для осмысления вопросов можно выделить, обращаясь ко всем уровням языковой системы. Материалом рассмотрения в данной статье выступают трудные вопросы лексикологии – «наиболее сложные для восприятия, понимания и усвоения школьниками или недостаточно освещенные в существующих учебниках и учебных пособиях понятия, связанные с квалификацией того или иного языкового явления в контексте системно-структурных связей внутри лексики как подуровня языковой системы».
Для школьников (особенно пятиклассников) многие лексические понятия сложны, так как лексикология, как и любая наука (математика, химия, черчение и т.д.), во многом абстрактна. А некоторые лексические понятия учащимся порой просто невозможно осознать. На основе собственного опыта преподавания можно сказать, что существуют трудности в изучении лексических единиц русского языка. Так, трудными считаются темы, связанные с изучением лексического значения слова, работой со словарями, вопросами классификация языковых явлений (например, дифференциацией омонимов и смежных с ними слов, омонимов и многозначных слов, а также архаизмов и историзмов).
Используя интерактивные формы и методы, учитель в процессе освоения учебного материала гарантирует разнообразие не только мыслительной, но и практической деятельности обучающихся. «По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы».
Используя интерактивные формы и методы, учитель в процессе освоения учебного материала гарантирует разнообразие не только мыслительной, но и практической деятельности обучающихся. Так, применяя интерактивные технологии в процессе изучения темы «Лексическое значение слова» обучающиеся приобретут предметные компетенции (осознании функции слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знание основных приемов толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова», умение пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию, толковать лексическое значение слова, используя различные приемы, разграничивать лексическое и грамматическое значения слова).
Наряду с предметными, обучающиеся смогут приобрести и метапредметные компетенции: регулятивные, включая умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; познавательные, связанные с навыками построения сообщений в устной и письменной форме; коммуникативные, состоящие в способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Такой объем компетенций получают обучающиеся в ходе изучения остальных тем, входящих в «круг трудных вопросов лексикологии», если учитель-словесник использует интерактивные технологии.

Интерактивы позволяют сформировать у школьника круг необходимых компетенций, предусмотренных ФГОС, основой которых является обогащение лексикона (словарного запаса) обучающихся.

Итак, в чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В. А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Преимущества интерактивных методик обучения в том, что они:

• пробуждают у обучающихся интерес;

• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

• формируют у обучающихся мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

— развитие личностной рефлексии;

— осознание включенности в общую работу;

становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

— развитие навыков общения;

— принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

— повышение познавательной активности.

— формирование класса как групповой общности;

— повышение познавательного интереса;

— развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

— нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

-формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *