к источникам правового регулирования семейных отношений осложненных иностранным элементом относятся
Правовое регулирование семейных отношений с иностранным элементом
Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права
Глобализация правовых систем, постепенное стирание границ между культурами, религиями, развитие средств транспорта и связи привели к существенному расширению круга семейных отношений лиц с самыми различными национальностями, гражданством, местом жительства. Проблема заключается в том, что сотрудники органов внутренних дел (особенно служба участковых уполномоченных полиции) постоянно взаимодействуют с населением и часто вынуждены становиться свидетелями земельных, имущественных, семейных споров, в т. ч. с участием иностранных граждан (подданных) или лиц без гражданства. В соответствии с Приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» участковые уполномоченные полиции в рамках защиты семейных правоотношений непосредственно принимают участие в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, проводят индивидуальную профилактическую работу с лицами, совершившими или способными совершить правонарушения, в т. ч. в сфере семейно-бытовых отношений, и представляющими опасность для окружающих.
Следует отметить, что не все иностранные традиции получают правовую поддержку, в частности, в большинстве современных стран признается моногамная нуклеарная семья, как правило, с разнополыми партнерами. Соответственно, в России далеко не всегда признаются правовые последствия полигамии, неравенство супругов, запрещено усыновление (удочерение) лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола и пр. С другой стороны, в нашем государстве существует достаточно развитая система защиты и охраны семейных правоотношений, соответствующих общепризнанным принципам международного и отечественного права.
В этой связи необходимо уточнить, что под гражданством (подданством) понимается устойчивая политико-правовая связь лица с конкретным государством. Она выражает совокупность взаимных прав и обязанностей публичного и частного субъекта и показывает принадлежность человека к определенному правопорядку.
Иностранным гражданином (подданным) является физическое лицо, принадлежность которого к другому государству подтверждена документально (паспортом, свидетельством о рождении, паспортом моряка, удостоверением беженца и т.п.).
Лицом без гражданства (апатридом) признается человек, который не является гражданином или подданным страны, на территории которой находится и не может подтвердить свою принадлежность к гражданству (подданству) иного государства. Возможны ситуации, когда человек имеет два или более гражданств или подданств (бипатрид, полипатрид).
Здесь важно определение факта наличия иностранного элемента в семейных правоотношениях. Как правило, возможны следующие ситуации:
Кроме того, для ряда государств, имеющих федеративное устройство, характерно наличие достаточно разнообразного законодательства субъектов. В частности, в США законы штатов значительно различаются в вопросах заключения, расторжения брака, усыновления и пр. С другой стороны, Китайская Народная Республика, являясь унитарным государством, признает особый режим регулирования семейных отношений в таких административных округах, как Гонконг, Макао, провинции Тайвань и др.
При реализации правоотношений с иностранным элементом имеет значение два важных момента: нормы какого правового режима применяются, и какие нормы международного права имеют универсальный характер и подлежат применению независимо от национального законодательства. Другим немаловажным вопросом выступает выбор применимых норм материального и норм процессуального права.
Вопросы разрешения коллизий между национальными правовыми режимами относятся к сфере международного частного права. Его основу составляют так называемые коллизионные нормы, указывающие на то, какое законодательство подлежит применению.
Особое значение имеют международные договоры. Они, обладая универсальным и наднациональным характером, могут содержать как материальные, так и процессуальные нормы, регулирующие семейные отношения с иностранным элементом. Центральное место здесь занимают Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Гаагская конвенция о законе, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей, 1956 г., Нью-Йоркская конвенция 1958 г. о признании и исполнении решений иностранных судов, Гаагская конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении 1965 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 года и др.
Следующий уровень составляют международные договоры регионального характера. Здесь можно указать Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод 1950 г., Европейскую конвенцию о правовом статусе детей, рожденных вне брака 1975 г., Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей 1996 г. и др.
В рамках Союза Независимых Государств (СНГ) унификация множества двухсторонних и многосторонних соглашений началась в 1993 г. с принятием Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, уголовным и семейным делам. В 2002 г. ее дополнила Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Обе конвенции гарантируют правовую защиту лиц, проживающих на соответствующих территориях, регламентируют порядок разрешения коллизий национальных законодательств, в т.ч. касаемо личного статуса лиц, их семейного положения, заключения и расторжения брака, опеки и попечительства, усыновления, а также имущественных правоотношений, осложненных иностранным элементом.
Российская Федерация также является участником более 40 двухсторонних межгосударственных соглашений. Среди них можно назвать договоры о правовой помощи с Республикой Болгария 1975 г., Исламской Республикой Иран 1996 г., Республикой Польша 2000 г. и др.
Последним уровнем правового коллизионного регулирования (впрочем, соответствующим международным стандартам) выступает внутреннее законодательство Российской Федерации. Так, в Семейном кодексе РФ имеется специальный раздел VII, состоящий из коллизионных норм, посвященных семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Отдельные коллизионные нормы также содержатся в разделе VI части 3 Гражданского кодекса РФ «Международное частное право».
Особенностью содержащихся в разделе VII Семейного кодекса РФ коллизионных норм является разрешение возможности применения к семейным отношениям иностранного права в зависимости от гражданства участника семейного отношения или от места его жительства. В то же время существует приоритет применения отечественного семейного законодательства к семейным отношениям на территории РФ по принципиальным вопросам (форма и порядок заключения и расторжения брака на территории РФ (ст. 156, 158 СК РФ), порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории РФ (ст. 162 СК РФ); порядок и условия усыновления ребенка на территории РФ (ст. 165 СК РФ)). В ряде случаев закон оставляет выбор подлежащего применению законодательства на усмотрение сторон. В частности, в случае заключения брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут избрать применимое законодательство (п. 2 ст. 161 СК РФ).
Другой важной чертой правового регулирования семейных правоотношений в России выступает предоставление иностранцам национального режима. Так, согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и исполняют обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ. Иначе говоря, иностранцы и лица без гражданства обладают такой же правоспособностью и дееспособностью в семейных отношениях, как и граждане РФ, за некоторыми исключениями. Так, пункт 4 ст. 124 СК РФ предусматривает, что усыновление детей иностранными гражданами и лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Если практика применения отечественного семейного законодательства уже достаточно устоялась, необходимость применения судами РФ, органами ЗАГСа и иными уполномоченными органами норм иностранного семейного права требует от них толкования или установления действительного (фактического) содержания норм иностранного законодательства. Более того, исходя из положений п. 1 ст. 165 СК РФ судьи, рассматривающие дела о международном усыновлении детей, обязаны исследовать иностранное законодательство. Это, в частности, необходимо в целях установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (например, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.).
В силу пункта 1 ст. 166 СК РФ в целях установления содержания норм иностранного семейного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции РФ и другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь эксперта в области иностранного права. Исходя из абзаца третьего пункта 1 ст. 166 СК РФ и части 3 ст. 272 ГПК РФ суд также вправе предложить заинтересованным лицам представить документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, легализованные в установленном порядке (ч. 4 ст. 71 ГПК РФ).
В частности, при рассмотрении конкретного дела по заявлению граждан Италии, супругов, об установлении удочерения в отношении ребенка, гражданина Российской Федерации, Новосибирский областной суд пришел к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению, т.к. соответствует требованиям ст. 124-139 Семейного кодекса Российской Федерации, Закону Италии № 184 (1) от 04.05.1983 «Порядок усыновления, опеки и попечительства несовершеннолетних лиц».
В целях установления содержания норм иностранного семейного права компетентные органы вправе привлечь экспертов. Заключение эксперта должно быть составлено в письменной форме с подробным описанием произведенных исследований, сделанных выводов и ответов на поставленные судом вопросы. Вместе с тем оно не может быть для суда обязательным и оценивается наряду с другими доказательствами.
Если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на предпринятые выше меры, не будет установлено, суд или иной компетентный орган применяет законодательство Российской Федерации (пункт 2 статьи 166 СК РФ).
Как уже отмечалось, существует ряд ограничений применения иностранного права. Среди них наиболее часто встречается оговорка о публичном порядке (ordre public). Она означает, что нормы иностранного права на территории РФ не применяются, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) России (ст. 167 СК РФ) или противоречат «сверхимперативным нормам» отечественного законодательства. В этом случае к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства следует применять законодательство РФ.
Другим основанием неприменения норм иностранного права может выступать реторсия или ответные меры на факт ущемления граждан РФ другим государством. Примером реторсии может выступать принятие 28 декабря 2012 г. Федерального закона № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», который установил запрет на усыновление российских детей гражданами США в связи с гибелью малолетнего Димы Яковлева.
Брачное правоотношение с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
При анализе семейных правоотношений важно знать, легитимен ли брак на территории России. Это позволит правильно квалифицировать многие имущественные, личные и иные притязания сторон. Сотрудники полиции и других правоприменительных органов сталкиваются с такой проблемой достаточно часто, например, при установлении круга потерпевших лиц (в случае причинения смерти), лиц, подлежащих уведомлению в случае задержания несовершеннолетнего, возможности депортации лица, перечня правопреемников и пр. Часто брак, заключенный в одном государстве, может быть не признан в другом, соответственно, он не порождает правовых последствий. Это явление называют «хромающим браком».
Российские граждане, находящиеся за рубежом, вправе заключить брак в консульских учреждениях или в дипломатических представительствах Российской Федерации (т.н. «консульские браки»,, ст. 157 СК РФ). Иностранные граждане, находясь на территории Российской Федерации, обладают аналогичным правом, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.
Из этого следует, что иностранные граждане, вступающие в брак на территории Российской Федерации через консульские учреждения и дипломатические представительства, обязаны соблюдать нормы национального семейного законодательства, при этом дополнительной легализации брака не требуется. Аналогичные правила действуют в отношении российских граждан за рубежом. Порядок консульской регистрации брака российскими учреждениями детально прописан в приказе МИД России от 29.06.2012 № 10490 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации».
При регистрации брака гражданами Российской Федерации в иных органах, отличных от дипломатических представительств (консульских учреждений), требуется соблюдение законодательства страны регистрации брака, а также императивных норм семейного законодательства Российской Федерации (в частности, ст. 14 СК РФ). Поэтому не будет признан в России религиозный (без государственной регистрации), полигамный брак, брак между близкими родственниками и пр.
Условия заключения брака на территории Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 156 СК РФ, определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. Место жительства лица без гражданства определяется в соответствии с разрешением на временное проживание или видом на жительство в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Здесь следует иметь в виду, что иностранные граждане (и не только они) не могут вступать в брак на территории Российской Федерации при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 14 СК РФ (даже если их личный закон такого запрета не содержит):
Отсутствие указанных фактов иностранный гражданин обязан подтвердить документально перед органами регистрации актов гражданского состояния.
Если гражданин РФ (или лицо без гражданства, проживающее в России) заключил брак в другом государстве в нарушение требований ст. 14 СК РФ, этот брак не будет признан в России, т.к. нарушает личный закон лица.
С другой стороны, согласно ч. 2 ст. 158 СК РФ, браки между иностранными гражданами, заключенные на территории иностранного го-сударства, признаются действительными и на территории Российской Федерации. Учитывая, что нормы ст. 14 СК РФ прямо не относят к публичному порядку Российской Федерации, это означает возможность признания на территории России браков, заключенных иностранцами на основании законодательства и на территории их страны. Например, будут признаны последствия полигамных браков, заключенных на основе норм шариата подданными Кувейта, Иордании, Саудовской Аравии и ряда других азиатских и африканских стран.
При этом в отношении иностранных граждан должны соблюдаться требования законодательства стран, гражданами (подданными) которых они являются, о брачном возрасте и препятствиях к заключению брака. Например, в Великобритании для женщин брачный возраст наступает с 16 лет, кроме того, запрещены браки между родственниками вплоть до четвертой степени родства.
В случае если международный договор Российской Федерации содержит иные правила, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ применяются его нормы. Так, например, ст. 22 двухстороннего договора между СССР и Финляндской Республикой предусматривает применение не личного закона, а законодательства Договаривающейся стороны, на территории которой заключается брак, если хотя бы один из вступающих в брак является гражданином этой Договаривающейся стороны или имеет на ее территории местожи-тельство.
Браки, заключенные с участием иностранных граждан (лиц без гражданства) или российских граждан за пределами РФ, могут быть признаны недействительными. Недействительность брака, заключенного на территории РФ или за ее пределами, определяется законодательством, которое применялось при заключении брака. Это полностью коррелирует с положениями ст. 156 и 158 СК РФ о форме, порядке и условиях заключения брака. Аналогичное правило содержится в ст. 30 Минской конвенции о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам.
Поскольку расторжение брака является актом гражданско-правового характера, к нему по общему правилу применяется закон места его совершения. Поэтому процессуальный порядок признания брака недействительным подчиняется законодательству той страны, компетентный орган которой рассматривает данный спор. Решение суда о признании брака недействительным будет признаваться на территории иностранного государства на основании международных договоров.
Например, на территории Российской Федерации супруги вправе обратиться за расторжением брака в судебные органы, если они не могли расторгнуть брак через органы ЗАГСа, в случае если стороны имеют спор о совместно нажитом имуществе, о передаче ребенка на воспитание от одного родителя к другому, взыскании алиментов и в других случаях, предусмотренных ГПК РФ.
Суд общей юрисдикции, рассматривая вопрос о расторжении брака, связанного с иностранным элементом, обязан разъяснить сторонам процессуальные права и обязанности, которые равны для обеих сторон, поскольку иностранные граждане обладают полной процессуальной правоспособностью и дееспособностью на территории Российской Федерации и для них не предусматриваются никакие процессуальные ограничения.
Гражданин Российской Федерации вправе обратиться за расторжением брака со своим супругом и на территории иностранного государства, соблюдая при расторжении нормы семейного законодательства иностранного государства.
Браки, расторгнутые на территории иностранного государства с соблюдением норм национального государства, признаются действительными и на территории Российской Федерации.
Суды Российской Федерации, рассматривая гражданское дело о расторжении брака, связанного с иностранным элементом, применяют нормы российского семейного законодательства, за исключением случаев, если иное предусматривается международными договорами.
Согласно п. 8 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ, суды в РФ вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в РФ или хотя бы один из супругов является российским гражданином.
Гражданин РФ, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 160 СК РФ расторжение брака между гражданами РФ либо расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами (лицами без гражданства), совершенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.
При этом, как отметил Верховный Суд РФ, в соответствии со ст. 415 ГПК РФ в Российской Федерации признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов: относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение; о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов Российской Федерации; о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов Российской Федерации; в других предусмотренных федеральным законом случаях. В этих случаях принятие какого-либо дополнительного акта не требуется и можно, например, ссылаясь на решение иностранного суда о разводе, вступать в новый брак.
Брак в этом случае будет считаться расторгнутым с момента вступления в законную силу решения компетентного органа о расторжении брака.
Личные неимущественные и имущественные отношения супругов при наличии иностранного элемента
Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам в ч. 1, 2 ст. 27 содержит аналогичное правило о том, что личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, являющихся гражданами разных государств СНГ, определяются законодательством страны их совместного проживания. Однако если они проживают на территории разных государств стран СНГ, но имеют общее гражданство, то применяется законодательство страны, гражданами которой они оба являются (ч. 3 ст. 27 Минской конвенции). Например, к личным неимущественным и имущественным отношениям граждан Киргизии, один из которых проживает на территории Армении, а другой на территории Азербайджана, независимо от разного места их жительства будет применяться законодательство Киргизской Республики.
Международными договорами могут быть предусмотрены и иные коллизионные привязки. Так, Гаагская конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов от 14 марта 1978 г. (участники: Австрия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Фран-ция2), устанавливает, что режим собственности супругов регулируется внутренним правом, определенным супругами до брака. При этом супруги могут определять только одно право, которое применяется ко всей их собственности:
Некоторые особенности правового регулирования предусмотрены в отношении отдельных видов имущества супругов. Так, дела по спорам о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, заявления о признании рассматривают исключительно отечественные суды по его месту нахождения (п. 1 ч. 1 ст. 403 ГПК РФ).
Личные неимущественные и имущественные отношения родителей и детей при наличии иностранного элемента
По общему правилу, источником материального права, регламентирующего установление и оспаривание происхождения ребенка, выступает законодательство страны, гражданином которой ребенок является по рождению, в т.ч. если впоследствии гражданство ребенка изменялось (п. 1 ст. 162 СК РФ). Аналогичные правила содержатся в Минской и Кишиневской конвенциях о правовой помощи.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах1 1966 г. каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства, которое Декларация прав ребенка 1959 г.2 рекомендует определять с момента рождения наряду с реализацией права на имя.
В России порядок приобретения гражданства ребенком регламентируется Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Согласно его положениям (ст. 12) ребенок приобретает гражданство России, если на день его рождения:
Упрощенный порядок приобретения ребенком гражданства зафиксирован в Соглашении между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (г. Москва, 1999).
Процессуальный порядок установления или оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется российским правопорядком. При этом установление отцовства осуществляется органами регистрации гражданского состояния (дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации, если хотя бы один из родителей является ее гражданином). В случае оспаривания отцовства компетентным органом выступает федеральный суд общей юрисдикции. В соответствии со ст. 402, 403 ГПК РФ суды Российской Федерации вправе рассматривать дела о взыскании алиментов и установлении отцовства, если истец имеет место жительства в России. Причем только они вправе рассматривать дела в порядке особого производства об усыновлении (удочерении) лица, являющегося российским гражданином или имеющего место жительства в России.
По общему же правилу, к родительским правоотношениям применимы следующие коллизионные привязки (ст. 163 СК РФ):
Аналогичные правила содержатся в Минской (ст. 32) и Кишиневской конвенциях (ст. 35) о правовой помощи. Вместе с тем это не универсальное правило. Так, ряд двухсторонних договоров Российской Федерации (с Болгарией, Венгрией, Румынией, Эстонией и др.) при раздельном проживании отсылают к законодательству страны гражданства ребенка. А Договор о правовой помощи с Венгрией от 15 июля 1958 г. (в ред. Протокола от 19 октября 1971 г.) наряду с основным правилом о применении при раздельном проживании сторон к их отношениям законодательства страны гражданства ребенка (ст. 27), содержит дополнительное правило, предписывающее применение законодательства страны места проживания ребенка, если оно для него более благоприятно (ст. 28/В)1.
На дела о правоотношениях родителей и детей, как правило, распространяется компетенция судов договаривающейся стороны, законодательство которой подлежит применению. Здесь также действует процессуальное законодательство страны, где располагается уполномоченный орган.
Как отметил Верховный Суд РФ, обращение с ходатайством о принудительном исполнении решения суда о взыскании алиментов (при наличии соответствующего международного договора) является правом заявителя и не ограничено трехлетним сроком давности принудительного исполнения решения иностранного суда на территории Российской Федерации, установленного ч. 3 ст. 409 ГПК РФ. Данное право, исходя из характера и особенностей алиментных обязательств, может быть реализовано в любой период времени, на который присуждены алименты, до совершеннолетия ребенка. При этом в отношении исполнения иностранных решений конкретного государства действует принцип взаимности.
Порядок взыскания алиментов на территории СНГ устанавливается в соответствии с национальным законодательством страны места жительства ответчика, при этом решения судов не требуют легализации и исполняются в приоритетном порядке (ст. 5, 7 Соглашения стран СНГ от 09.09.1994 (г. Москва) «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов»).
Усыновление (удочерение) при наличии иностранного элемента
Вопрос усыновления детей иностранными гражданами занимает особое место в законодательстве Российской Федерации. Российская Федерация, согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ, признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров перед нормами национального права. При этом нормы конвенций и международных договоров составляют часть российского гражданского процессуального права и семейного права.
Так, усыновлению, а также вопросам охраны детства посвящены: Женевская декларация прав ребенка 1924 г.; Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.; Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная странами СНГ в г. Минске 22 января 1993 г., ратифицированная Российской Федерацией 4 августа 1994 г.; Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г.; Европейская конвенция об усыновлении детей от 24 апреля 1967 г.
Если же ребенка, гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего в другом государстве, изъявляет желание усыновить иностранный гражданин (как правило, отчим, мачеха ребенка), для проведения усыновления требуется получение предварительного разрешения на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы Российской Федерации.
Как отмечается в специальной литературе, преимущество при усыновлении отдается гражданам Российской Федерации. В соответствии с СК РФ усыновление ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в тех случаях, когда оказывается невозможным передать детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих в России. Исключение делается только для родственников ребенка, которые имеют преимущества при его усыновлении независимо от того, где они проживают и гражданами какой страны являются.
Следует отметить, что, применяя иностранное законодательство при рассмотрении дел о международном усыновлении, суд, исследуя в судебном заседании законодательство государства, гражданами которого являются усыновители, устанавливает, таким образом, наличие или отсутствие препятствий к тому, чтобы заявители могли стать усыновителями (например, в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого, в случае, когда заявление подано одиноким лицом). Кроме того, копии текста закона или иного правового акта иностранного государства прилагаются усыновителями к заявлению об усыновлении. Правило об использовании при международном усыновлении законодательства иностранного государства имеет целью обеспечение стабильности усыновления в соответствующем государстве. В некоторых судах субъектов РФ имеются наряды, в которых содержатся выдержки из семейного законодательства разных государств по вопросам усыновления детей. В отдельных случаях суды запрашивают в соответствующем государственном органе иностранного государства официальные разъяснения по применению норм иностранного права.
Исходя из изложенного, нельзя не согласиться с обоснованным мнением А.П. Фокова о том, что дела об усыновлении (удочерении) детей в силу своей специфики представляют особую сложность, требуют тщательной досудебной подготовки и неукоснительного соблюдения закона на всех последующих стадиях судопроизводства по этой категории дел, с тем чтобы споры разрешились в пользу всех заинтересованных лиц.
Учет сведений об иностранных гражданах, желающих усыновить российских детей, ведется согласно Правилам ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием.
Помимо документов, удостоверяющих личность, правила ведения государственного банка данных предусматривают предоставление таких документов, как:
Для получения разрешения на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы РФ, указанные лица предоставляют через соответствующее консульское учреждение или дипломатическую организацию РФ либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ следующие документы:
Е.А. Крапиневская уточняет, что «непосредственно усыновление производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством».
Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. Это, во-первых, как уже говорилось ранее, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении.
Эти принципы были в полной мере восприняты и закреплены в тексте специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. В ней употребляется термин «иностранное усыновление», в целом созвучный термину «международное усыновление». Иностранное усыновление имеет место, «когда ребенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве («государство происхождения»), переехал, переезжает или должен переехать в другое Договаривающееся государство («принимающее государство») либо после его усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения».
Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, производится органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральным органом исполнительной власти, т.е. Министерством образования и науки РФ. Однако непосредственное обращение в Министерство образования для постановки на учет допускается только в случаях, если кандидаты в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов РФ. Порядок учета на региональном уровне определяется в разделе VI Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.
Порядок такой деятельности и контроль за ее осуществлением в соответствии с п. 2 ст. 126 СК установлен Правительством РФ. В отличие от положений абзаца 2 ч. 2 ст. 126, где говорится об учете на региональном и федеральном уровнях лишь иностранных граждан и лиц без гражданства, нормы указанных Правил распространяют соответствующие процедуры дополнительно на граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории и желающих усыновить или удочерить ребенка.
Как отмечает С.А. Абрамова, «деятельность на территории России специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности и не должна преследовать коммерческих целей. Порядок такой деятельности определяется Правительством РФ по представлению Министерства юстиции и Министерства иностранных дел РФ».
Указанные органы и организации вправе представлять интересы граждан РФ, постоянно проживающих за ее пределами, иностранных граждан и апатридов в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории России через свои представительства. В настоящее время действует разрешительный (аккредитационный) порядок открытия такого представительства. Аккредитация осуществляется Министерством образования и науки РФ. Разрешение на открытие представительства может быть выдано только некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим на основании лицензии деятельность по усыновлению на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи в установленном российским законодательством порядке заявления об аккредитации и представления всех необходимых документов. Решение вопроса об аккредитации представительства принимается Министерством образования РФ по согласованию с Министерствами иностранных дел, юстиции, здравоохранения и социального развития РФ. При положительном решении представительства аккредитуются сроком на один год, который впоследствии может быть продлен.
На основании выданного разрешения осуществляется обязательная регистрация открывшегося правительства в Государственной регистрационной палате Министерства юстиции РФ, где информация о нем вносится в реестр и выдается соответствующее свидетельство. Свидетельство представляется в Минобразования и науки РФ и в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность представительства по усыновлению.
Российские дети могут передаваться на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за ее пределами, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.
Н.М. Кострова указывает, что «защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранцами (апатридами), вне территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульскими учреждениями РФ, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия».
Обязанность усыновителей поставить усыновленного ребенка на учет сохраняется и при перемене места жительства. Контроль за постановкой усыновителями ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению, которые представляли в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители на территории России. Для обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые 6 месяцев обязано направлять консульским учреждениям информацию об усыновленных детях.
Консульские учреждения в конце каждого календарного года направляют в Минобразования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.
Основным условием международного усыновления, устанавливаемого на территории России, является соблюдение прав и законных интересов усыновляемых несовершеннолетних детей. Если в результате усыновления или удочерения могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное ранее подлежит отмене в судебном порядке.