к каким формам методической работы относится самообразование
Организация процесса самообразования педагога
Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика. Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, знакомиться с передовым опытом. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование.
Самообразование осуществляется добровольно и сознательно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
— эпизодичность прохождения курсов;
— время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
— качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
— возможность пройти их в удобное для педагогов время;
— возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
— дистанционные курсы проводятся на платной основе;
— не все учителя владеют ИКТ на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно;
— документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, не всегда учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:
— научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
— изучение научно-методической и учебной литературы;
— участие в педагогических советах, методических объединениях;
— посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
— теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
— использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
— самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
— освоение информационных концепций, знаний и навыков;
— наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
— обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
— методическая помощь является персональной и адресной;
— попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал ( дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и п резентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования может являться:
— одна из задач образовательного учреждения;
— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Алгоритм составления плана работы по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
Самообразование как условие профессионального роста педагога
Елена Смирнова
Самообразование как условие профессионального роста педагога
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого воспитателя должно стать его потребностью. Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.
Основными направлениями саморазвития личности есть самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).
На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.
В процессе самообразованиявоспитатель может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.
Самообразование педагога будет эффективным,когда: реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления. В самообразовании педагогадолжны быть следующие результаты: повышение качества преподавания, педагогического взаимодействия с обучающимися, написание пособий, статей, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм, методов и приемов обучения, подготовка докладов, выступлений, дидактических материалов, тестов, методических рекомендаций и др. Работа над собой является процессом сложным, креативным, который не может быть жестко регламентирован и который требует содействия.
В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.
Каждый воспитатель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий и мероприятий.
Технология организации самообразования педагоговможет быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный
3 этап – практический
4 этап – теоретический
5 этап – итогово-контрольный
Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности.
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательнойдеятельности должен формироваться банк материалов:
• списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта
• разные варианты планов работы по самообразованию
• образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности
• образцы конспектов литературных источников
• новинки психолого-педагогической литературы.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую.
Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию
• Ежедневная работа с информацией.
• Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в детский сад, просят определить его в группу к «лучшему» воспитателю. Никто не хочет быть плохим воспитателем!
• Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Основные принципы, направления и источники самообразования
• единство общей и профессиональной культуры
• взаимосвязь и преемственность
• перманентность перехода от низкой ступени к
• вариативность и др.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
• профессиональное
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)
В личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
• результаты самообразования учителя на определённых этапах
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приёмов обучения
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• педагогических разработок
• обобщение опыта по исследуемой проблеме
Самообразование педагога будет продуктивным,если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
• программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности
• педагог обладает готовностью к педагогическому
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Личный план самообразования, алгоритм его составления и примерные темы для самообразования
На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.При оформлении работы указываются:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2. Творческая визитка педагога:
Ф. И. О. педагога
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.
Примерные темы самообразования воспитателей
Экологическое воспитание в семье
Интеллектуальное развитие дошкольника
Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей
Формирование творческой личности
Воспитание культуры межнационального общения
Научно-методические подходы к организации полового воспитания
Организация работы с одаренными детьми
Активные формы работы с воспитанниками
Воспитание дошкольников на основе традиций
Патриотическое воспитание дошкольников
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников и семьи
Игра как важное средство воспитания дошкольника
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные
Прикреплённые файлы:
МКОУДОД «Кореневская детская школа искусств им. А.М. Руденко»
«Самообразование: формы и методы».
отделения хорового пения
Совершенствование качества обучения напрямую зависит от уровня подготовки преподавателей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии преподавателя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Процесс самообразования заключается в том, что преподаватель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. К этим источникам знаний относятся: курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), Интернет, видео, аудио информация, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия.
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Составляющие процесса самообразования
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:
посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
совершенствовать знания по специальности, изучать инновации в этой области;
систематически интересоваться событиями современной культурной жизни;
повышать уровень своей эрудиции, общей культуры.
Преподавателями ДШИ в этом учебном году были выбраны такие формы самообразования, как: взаимопосещение преподавателей, методические разработки, методические доклады, проведение открытых уроков и мастер-класса (Лашина И.В,), посещение курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов, открытых уроков, концертов, выставок.
Анализируя тематику открытых уроков, методических сообщений, методических разработок, можно выявить основную направленность в методической деятельности преподавателей, темы и области по саморазвитию и совершенствованию качества преподавания своего предмета.
Так, по тематике открытых уроков, можно сказать, что преподаватели уделяют особое внимание двум направлениям: формы и методы работы над технической составляющей предмета и над развитием исполнительских умений: раскрытием и передачей художественного образа, над средствами музыкальной выразительности. Своим опытом работы поделиться Лашина И.В., которая проведёт мастер-класс для преподавателей ДДТ «Открытка к празнику».
Тематика методических разработок позволяет сделать вывод, что основной направленностью в этой области методической деятельности преподавателей школы является поиск новых современных форм и методов работы с детьми, которые будут формировать у них стойкий интерес к своему предмету, будут способствовать качественному усвоению знаний, развитию творческих и художественных способностей, умений и навыков (Павленко З.И., Литвинова Е.М., баян – Иванова М.А., ИЗО – Шапкина С.Н.,).
Методические сообщения касаются проблематики формирования личности музыканта (Муханова Ю.С.), работы над исполнительскими умениями и навыками обучающихся (Пашкова И.В.), использования новых и игровых методов и форм для качественного усвоения теоретических дисциплин (сольфеджио – Литвинова Е.М.), аппликатурные принципы в работе с учащимися в классе фортепиано (Гавриш А.С.), роли крупной формы в музыкальном развитии юного пианиста (Тинькова М.Ю.).
Преподаватели посещают курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары, области, организуют совместные походы с обучающимися на выставки и концерты.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для педагогов дополнительного образования по теме: «Технология организации самообразования педагогов»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования дом детского творчества
для педагогов дополнительного образования
Дата проведения ТО: 15.10.2015г.
Методист ДДТ Свиколкина Г.С.
«Технология организации самообразования педагогов»
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный. Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий. На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический. На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический. В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях ТО, на районных МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный. На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования педагога должен включать:
· перечень литературы, которую планируется изучить;
· срок завершения работы;
· предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании ТО, планы-конспекты, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность учреждения в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:
· списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта;
· разные варианты планов работы по самообразованию;
· образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;
· образцы конспектов литературных источников;
· новинки психолого-педагогической литературы.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Форма представления результатов
1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
Первый год работы над темой
II. Прогности ческий
1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на реше ние проблемы.
3. Прогнозирование результатов
Первый год работы над темой
Выступление на заседа нии ТО
1. Внедрение передового педагогического опыта; сис темы мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточ ных результатов.
4. Корректировка работы
Второй год работы над темой
Открытые занятия, выступ ления на заседании ТО
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме.
3. Представление материалов
Третий год работы над темой
Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение опыта
дальней шей педагогической деятельности
Реферат, индивидуаль ный творческий проект и др.
СТРУКТУРА ПЛАНА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
1. Индивидуальный план самообразования на год (ы)
2. Должность (руководителя, учитель, классный руководитель)
4. Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
5. Когда обучался на курсах
6. Общешкольная тема, проблема над которой школа будет работать в ближайшие 3 (5) лет
7. Индивидуальная тема, проблемы над которыми будет работать учитель на данный период (по годам).
8. Когда начата работа над темой
9. Когда предполагается закончить работу над темой.
10. Цели и задачи самообразования по теме.
Форма завершения работы
1. Изучение инструктивно-нормативной документации
2. Научно-теоретическая подготовка по своему направлению
3. Практическая реализация изученных материалов в УВП
4. Научно-методическая подготовка
ТЕМА, НАД КОТОРОЙ РАБОТАЕТ ПЕДАГОГ
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают «Тему, над которой работает» и фиксируют эту тему в планах творческого объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Примерные темы:
• Система блочного тестирования на занятиях
• Работа с одаренными детьми
• Нестандартные творческие работы на занятиях
• Разработка комплекса воспитательных мероприятий в детском объединении
• Игровые моменты на занятиях
• Развитие культуры речи на занятиях
• Интерактивные методики в обучении
• Использование системы опорного конспектирования на занятиях
Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой педагогической фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения тому или иному направлению творческой работы, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик.
ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.
ОТ САМООБРАЗОВАНИЯ К ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Необходимо помнить о том, что все цели для их результативного достижения должны быть реальными и конкретными; с выраженными характеристиками рубежности, определенности, краткосрочности и технологичности.
Педагогический коллектив – это сложный, полиструктурный объект управления, поскольку педагоги отличаются по возрасту, полу, образованию, стажу, по уровню профессиональной подготовленности, личностного развития, педагогического мастерства, готовности к инновациям и многим другим основаниям.
В любом коллективе нет и не может быть двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов даже среди тех, кто проработал много лет. Поэтому и уровень самообразования у всех будет разный.
Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.
Первый уровень — низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки).
Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.
Третий уровень — высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, которое осуществляется на основе овладения той или иной технологией.
Наивысший уровень самообразования характерен таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.
Мы убеждены, что в процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного подхода и в определении основных направлений профессионального развития.
Не может не радовать тот факт, что из двух групп источников самообразования педагоги отдают предпочтение
источникам, которые способствуют профессиональному развитию.
Значение дифференцированного подхода мы видим в том, что он позволяет исключить неоправданную и нецелесообразную уравниловку, дает возможность более эффективно работать с каждым педагогом, способствует реализации желания творческих педагогов быстрее и глубже продвигаться в самообразовании и развитии, позволяет учитывать профессиональные запросы и интересы педагогов, повышает уровень их мотивации.
Если педагог выходит на уровень педагога-творца, то, естественно, план его работы будет отличаться как приоритетными направлениями деятельности, так и содержательным наполнением. Тема будет иметь проблемный, исследовательский характер, что, в свою очередь, найдет отражение в его профессиональной позиции, взглядах, подходах, действиях педагога.
Думаю, каждого из нас интересует ответ на вопрос: как построить оптимальную систему самообразовательной работы, которая способствовала бы повышению уровня профессионально-личностного развития педагогов без их перегрузки, «профессионального сгорания» и других проблем?
Целесообразно в этом случае самообразование педагогов осуществлять поэтапно:
— на 1 этапе создается определенный настрой на самостоятельную работу; выбирается цель работы, формулируется личная индивидуальная тема, происходит осмысление последовательности действий.
— на 2 этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;
— вовремя 3 этапа происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
— 4 этап предусматривает теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
Для того чтобы самообразование носило целенаправленный системный характер и было результативным, администрация, как правило, рекомендует членам педагогического коллектива разработать индивидуальные программы (планы) саморазвития.
В процессе работы над темой самообразования у педагога могут возникать затруднения на том или ином этапе, что вполне реально и объяснимо. Поэтому он должен иметь возможность получить квалифицированную помощь от методиста, администрации, руководителя творческого объединения, более опытных коллег, а также в процессе курсового повышения квалификации.
В ходе работы в план могут вноситься коррективы и изменения, предусматривающие иные способы достижения прогнозируемых результатов.
Завершается работа над индивидуальной темой самоанализом и самооценкой эффективности ее исполнения. Отводится время для обобщения и оформления материалов. Пополняется авторская методическая копилка, в качестве которой может выступать индивидуальное профессиональное портфолио.
Итоги совместной работы педагогического коллектива по данному направлению, как правило, подводятся в конце года на педагогическом совете или итоговом творческом объединении, например, на фестивале методических идей.
При организации отчета педагога о результатах самообразования необходимо обратить внимание на то, что эта работа предполагает не просто изложение материала о проделанном, но и требует наглядной демонстрации продукта труда, в качестве которого могут выступать:
1) разработанные сценарии, исследования, презентации, новые формы, методы и приемы обучения, дидактические материалы, тесты, методические рекомендации, информационные бюллетени;
2) доклады, выступления, творческие отчеты, открытые занятия;
3) проведение тренингов, семинаров-практикумов, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Самообразовательная деятельность педагогов станет более продуктивной, если они четко будут знать критерии эффективности самообразования, а также ознакомятся с планом изучения администрацией вопросов самообразования.
Участниками административного контроля за самообразованием являются: директор, заместители директора, руководители ТО, педколлектив ДДТ и конечно, самое главное лицо, сам педагог. На основании гласного обсуждения работы педагога решаются вопросы повышения категории, надбавок, премии и других способов поощрения творческих педагогов.
Мы убедились, что взаимоконтроль за самообразовательной деятельностью дает возможность представить различные точки зрения (администрации и коллег) на работу педагога и является важным стимулом в организации действительно эффективной методической работы.
Наиболее популярной методикой, позволяющей осуществить внутриучрежденческий контроль за самообразованием педагогов стала:
Методика «Человек со стороны»:
Каждый педагог отсматривает с разрешения коллег 10 занятий.
Задача заключается в том, чтобы по определенной схеме найти все то, что было бы полезно для «посетителя».
После посещения занятия на семинаре все проверяющие, не имея права критиковать и искать недостатки, выступают с аргументированным сообщением о тех находках, которые они сделали во время своего учебно-методического путешествия.
Руководство самообразованием осуществляется путем вынесения на педагогические советы, совещания при директоре, заседания творческих объединений вопросов, связанных с самообразованием; проведения индивидуальных бесед, циклов лекций, семинаров, совместного обсуждения администрацией и педагогами методов изучения трудных разделов и тем программ.
Чтобы исключить формализм в самообразовательной деятельности педагогов, собеседование, как форму руководства самообразованием, рекомендуется проводить поэтапно на протяжении всего учебного года.
Траектория самообразования напоминает пирамиду, нижней ступенькой которой является адаптация, а верхней саморазвитие.
Пройдя этот нелегкий путь, педагог не станет противиться обобщению своего опыта, как на традиционном, так и на уровне передового педагогического опыта.
Главным в данном процессе останется лишь не потерять высоту.