к какому подходу правопонимания относится следующее определение право это система естественных
1. Каково соотношение объекта и предмета теории государства и права как науки?
А. Предмет включает в себя объект
Б. Предмет является частью, стороной объекта
В. Объект и предмет тождественны друг другу
2. К какому подходу правопонимания относиться следующие определение:
«Право-это система общеобязательных, формально определенных, исходящих от государства и им охраняемых норм, регулирующих общественные отношения»?
В. К социологическому
К нормативному, потом, что в предложенном определении ключевая фраза, что право это система норм исходящих от государства.
3. К какому подходу правопонимания относиться следующие определение:
«Право –это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства»?
Б. К социологическому
В принципе здесь правильного ответа нет, потому что это определение. Но в самом отдаленном виде это отражение социологического подхода.
4. К какому подходу правопонимания относиться следующие определение:
Право-это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создает, а лишь открывает»?
А. К социологическому
Потому что право- это многомерное явление, это сложный социологический феномен, и поэтому считать что право создается государством в рамках философского подхода это не верно.
5. В чем состоит суть реалистической модели соотношения государства и права?
А. Право верховенствует над государством
Б. Государство создает право, но в своей деятельности связано им
В. Государство стоит над правом и им не связано
Потому что государство- это особая политическая, структурная, территориальная организация общества, обладающая монополией на принуждение, суверенитетом, издающая законы и взимающая налоги. Которые определяет правовой формат деятельности государственных органов: правовой статус, полномочия и т. д.
6. К какому понятию относиться следующее определение:
«Совокупность правил и приемов, с помощью которых создаются нормативно-правовые акты»?
А. Юридическая практика
Б. Юридическая техника
В. Юридическая методика
В данном определении есть неточность «регулируется», но если создается и принимается- тогда это юридическая техника.
Потому что именно в рамках эксперимента происходит мысленное моделирование правила поведения.
8. как соотноситься норма права и статья нормативного акта?
Б. Как причина и следствие
В. Как часть и целое
Потому что нормативно правовой акт- источник права- это внешняя форма его выражения.
9. Как соотноситься система права и система законодательства?
А. Как часть и целое
В. Как причина и следствие
Потому что система права – это внутреннее строение права, а система законодательства – это построение нормативного массива.
10. Как соотноситься система права и правовая система?
Б. Как содержание и форма
В. Как причина и следствие
Поскольку правовая система- это конкретно историческая совокупность системы права, системы законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государстваю
11. Назовите условия, не имеющие значения для образования самостоятельной отрасли права.
А. Степень своеобразия общественных отношений.
Б. Удельный вес или определенная значимость общественных отношений
В. Невозможность урегулировать возникшие общественные отношения с помощью норм других отраслей права.
Г. Предпочтения законодателя в сфере правового регулирования
Д. Необходимость применения особого метода правового регулирования
Потому что критериями деления системы права на отрасли является предмет и метод правового регулирования. Предмет любой отрасли это всегда типовые, устойчивые, однородные, повторяющиеся общественные отношения.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Основные проблемы современного понимания права
Значение определения права
Существует бесконечное число определений права, но ни одно из них не стало общепризнанным, господствующим.
Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества. Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является одновременно отношением субъекта познания к правовой действительности и научным направлением, теорией.
Множество теорий права, типов правопонимания известно истории человечества. Центральной их проблемой является сущностное понятие права, его основных категорий и принципов. Именно в определении права в концентрированном виде воплощается специфичность теории. Не случайно научные дискуссии разворачиваются именно вокруг центрального определения права, так как именно в определении права выражается специфика соответствующего типа правопонимания, именно в нем находят свое отражение и концептуальное единство все правовые понятия.
Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание сущности права. За историческими, географическими и иными границами своего возникновения каждое определение права теряло свое значение. Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции
Значение определения права опирались их авторы: естественного права или юридического позитивизма. Первая традиция основана на единстве, тождестве справедливости и права. Согласно этому подходу, несправедливый закон не есть право и его следует отвергать во имя естественно-правовых постулатов справедливости. Вторая, позитивистская, традиция характеризуется обратным соотношением. При определении права на первое место выдвигаются предметные представления о нем как институте, подчеркиваются структурные и функциональные характеристики правовых систем. Духовная, моральная сторона права уступает место рациональной.
При всем разнообразии теорий права можно выделить две основные тенденции правопонимания, ведущие свои корни из древнего мира. Их выделение строится на следующих проблемных вопросах:
Представители первой тенденции считали, что правила поведения, нормы права вносятся в человеческое общество волей государства либо силой провидения (божественной волей). Оно не является результатом развития социума, а вносится в него извне. При этом право и закон отождествляются, а субъект права лишается возможности оценивать правовые предписания как несправедливые или справедливые. Точнее, отсутствие в законе интереса индивида не освобождает его от исполнения норм, несущих государственный или иного происхождения интерес.
Вторая тенденция правопонимания возникает из иных подходов к возникновению права. Происхождение правовых предписаний обосновывается из внутреннего развития общества. Социальная практика, совместная деятельность людей, столкновение их интересов являются источником права. Право и закон, соответственно различаются в том случае, если закон не несет в себе идей общечеловеческой справедливости. Именно этим двум направлениям соответствуют естественно-правовые и позитивистские концепции права. Охарактеризуем некоторые из теорий понимания права.
Естественно-правовые теории правопонимания
Естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, древних и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра.
Позитивистское понимание права
Несмотря на разнообразие трактовок и подходов, общим для данного направления является признание правом только норм, созданных государством. В юридическом позитивизме правом признается любая норма (вне зависимости от содержания), обладающая формально-юридическими качествами, то есть позитивизм выводит формулу «закон есть закон» независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании.
Юридический позитивизм отождествляет понятия права и закона, тогда как естественно-правовые концепции исходят из различения права и закона.
Это учение имеет как недостатки, так и достоинства, благодаря которым оно и сегодня является одним из самых распространенных. Негативные оценки позитивизма связаны с тем, что его отказ от социальной оценки права привел к одиозному звучанию формулы «закон есть закон». Эта формула может открыть дорогу волюнтаризму и произволу в области правотворчества и в государственном управлении в целом. Все, что порождает государство, является ценным само по себе, так как сила, его создающая, является совершенной и абсолютной.
К числу недостатков позитивизма относится его трактовка прав человека как конституционных, данных государством и закрепленных в законодательстве. Такой подход позволял государствам не только давать права своим гражданам, но и ограничивать, забирать их совсем. Современная доктрина прав и свобод человека не укладывается в позитивистские рамки.
Вместе с тем юридический позитивизм имеет ряд непререкаемых заслуг перед современным правоведением.
Именно позитивистские школы признаны классическими, и в настоящее время не потеряли своей актуальности разработанные понятия: учения о правовой норме и структуре, виды толкования права, понятие субъекта права, основания юридической ответственности и многие другие разработки. К заслугам юридического позитивизма относится утверждение принципа верховенства закона, требование строгой законности.
Юридический позитивизм условно может быть подразделен на три большие группы учений, существующих в разных странах и возникших в разное время: государственно-институционный (этатический), социологический и антропологический (психологический и биологический).
Социологический позитивизм опосредует связь между обществом и государством, верховенствует и там и здесь.
Социологические школы исходят из того, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает «свободу воли», «волюнтаризм» законодателя и ориентирует науку на изучение реальных процессов, происходящих в обществе.
Однако многое зависит от того, как понимается развитие права в недрах общества, какая часть реальных правоотношений рассматривается в качестве основных, каким целям служит основная идея. Она может использоваться как для того, чтобы потребовать от законодателя реформ, изменений действующего законодательства, так и для того, чтобы не допустить сколько-нибудь существенных законодательных новшеств, поскольку новое право еще не сложилось.
Следствием социологического подхода к праву явилось появление двух понятий, занявших важное место в современной правовой теории.
Другое понятие — свобода судейского усмотрения. Представители социологически ориентированных школ констатировали, что, прежде всего, новые тенденции обнаруживает суд, который ближе к конкретным жизненным фактам, чем законодатель. Социологическая юриспруденция сближается с доктриной естественного права, которая также настаивала на возможности суда выйти за рамки закона, противоречащего принципам естественного права и справедливости.
Современный тип правопонимания: поиски сущности
Путь России к праву большей частью позитивистский.
После революций 1917 года правовые учения в России переживали упадок ввиду победы нигилистических позиций в отношении как права, так и государства. Октябрьскую социалистическую революцию рассматривали как первый шаг на пути мировой революции, которая приведет к прекращению всех государственно-правовых институтов. Окончание гражданской войны и военного коммунизма привели к развитию права. Ведущим моментом в правопонимании является классовый подход, точнее интересы господствующего класса, порождающие систему (порядок) общественных отношений.
Этапным для развития советского правопонимания стало определение права, сформулированное А.Я. Вышинским: «Советское социалистическое право есть совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства».
Кризис юридического позитивизма разворачивается давно, что приводит к пикам и падениям авторитета этого учения.
Сегодня человечеству необходимо совершенно новое и ценностное мировоззрение, которое может представлять собой осмысленное, синтезированное начало положительного опыта различных наук. Его основу может составить учение о естественной справедливости.
История человечества оценила достоинства и недостатки основных тенденций правопонимания: позитивизма и естественно-правовых доктрин. Юридический позитивизм придал праву рациональный, практический уклон. Реализм права привел его к освобождению от духовно-нравственной нагрузки. Негативные последствия такой «свободы» сказываются в снижении роли права, чрезмерной зависимости права от политического непостоянства лидеров государства, расцвете эгоизма, нестабильности общественного порядка.
Сегодня человечество поставлено перед необходимостью сделать глобальный поворот в своем развитии: оно должно приучить себя жить в условиях мира, сотрудничества, доброжелательности, свободы. В контексте обновления человеческой цивилизации право как нормативный феномен культуры примет облик, полностью совместимый со свободным социальным творчеством людей.
В правовом развитии акцент стоит на свободе, а это требует его ориентации на ценности самоопределения, саморегулирования, самоуправления во всех сферах человеческой жизни.
Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.
1. Общая теория права
1.1. Понятие и сущность права.
1.2. Источники права. Нормы права.
1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.
1.4. Российское право и «правовые семьи».
1.1. Понятие и сущность права
Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.
Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости
В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.
Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.
Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.
С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.
Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.
Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).
Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.
Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.
Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты
Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.
Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.
Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.
Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:
1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),
2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.
Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.
Следует выделить также следующие функции права:
Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.
Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.
Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.
Понятие, сущность и содержание права
Понятие и основные признаки права
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. Данное определение права раскрывается через совокупность следующих признаков:
1. Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.
2. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое – систему права.
3. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права.
4. Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.
5. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.
По мнению М.Н.Марченко к наиболее важным отличиям правовых и неправовых социальных норм относятся следующие критерии: характер отношений, порядок и способ их установления, формы и способы выражения, формы и средства обеспечения, характер и степень определенности мер воздействия. Нормы права закрепляют основные общественные отношения, содержатся в актах, санкционируемых государством, излагаются в письменной форме, обеспечиваются системой санкций и гарантий со стороны государства.Нормы права состоят из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения (регулятивные нормы, нормы прямого регулирования) и исходных (отправных, учредительных) норм, и в действительности являются общими правовыми предписаниями.
Норма права в конечном счете является не только социальным, но государственным регулятором общественных отношений, так как именно государство гарантирует ее реализацию. Право «всегда есть прежде всего совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов».Но право не просто система норм, а упорядоченная совокупность предписаний, санкционированных государством. От общественных организаций могут исходить иные социальные нормы, но не нормы права. В тоже время, государство, создавая право, лишь формулирует его (является источником права в формальном смысле), определяет его границы, а не основания, которые необходимо искать в обществе (в «общей воле»), общество является источником права в материальном смысле. Право должно соблюдаться всеми субъектами права, в том числе государством, в противном случае оно становится не обязательным, т.е. не правом, а произволом. В тоже время государство должно обеспечивать реализацию правовых норм с помощью средств и приемов правоприменительного механизма.
Сущность и содержание права
Сущность права раскрывается в его предписаниях, так как право носит предоставительно-обязывающий характер. При этом право выражает или общую, или классовую волю. Выделяются следующие подходы к сущности права:
Сущность права не сводится только к классовым или общесоциальным началам, в различные периоды истории то классовые, то социальные начала выходят на первый план. Кроме того, существуют и другие подходы к определению и сущности права: позитивизм (признание правом норм, исходящих от государства), нормативизм («чистая теория права»), неопозитивизм (признание права таким, какое оно есть, – нормы признания), социологическая юриспруденция («живое право»), психологическая теория (признание права официального и неофициального – норм переживаний императивно-атрибутивного характера), либертарная теория права (различения права и закона, обосновывающая понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов) и др. Таким образом, право рассматривается как система юридических норм, правовых отношений, идей, идеалов и ценностей.
В содержании права необходимо различать конкретно-историческое и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права многообразно, соответствует истории, религии, культуре, национальной самобытности и др. Логическое содержание права предполагает, независимо от исторических и иных смыслов права, – возможность применения равного масштаба к неравным людям, т.е. обеспечение формально-юридического равенства неравных, фактических статусов лиц. Термин «право» в современной правовой науке используется в следующих значениях: социально-правовые притязания (естественные права), позитивное право (выраженное в системе нормативно-правовых актов), право в объективном смысле (право как система юридических норм – трудовое, гражданское, семейное и т.д.), право в субъективном смысле (официально признанные возможности лица). Если право – прежде всего нормативно, то предметом нормирования является само содержание юридической нормы. Норма определяет границы поведения, устанавливает пределы возможного поведения, или меру свободы субъекта. Свобода и составляет основное содержание права, заключаемого в форму юридической нормы, предполагающее в современных условиях – формальное юридическое равенство всех субъектов права. Юридические нормы конкретизируют общий принцип свободы субъектов права. Каждая правовая норма есть мера свободы человека. Проблема сущности права связана с его содержанием; принято различать историческое содержание права и логическое содержание права.
Правила, которыми регулируется игра и борьба личных интересов, их совокупность составляют право, которое «охраняет общие интересы и выражает общественные отношения, отливая те и другие в требования и положения, обычай или закон». Предполагается, что «совокупность. рамок и правил составляет право», которое должно соотносится с реальной действительностью.Е.Н.Трубецкой подчеркивал, что историзм «позволяет учитывать национальное, что игнорировала старая естественно-правовая школа права», отмечая, что «нет права, общего всем нациям».Роль интересов, их борьбы в образовании права, выражается в стремлении «обеспечить личную свободу, как внешнюю, так и внутреннюю».Определение права Е.Н.Трубецким носит предоставительно-обязывающий характер: «право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой».В содержании права усматривается предоставление и ограничение внешней свободы. Но указывается на «обеспечение» свободы – внешней и внутренней. Если Е.Н.Трубецкой делает акцент на регулятивно-охранительных функциях права, то, например, В.О.Ключевский – на гарантиях, на механизме реализации нормы.
Указание на борьбу интересов в образовании права близко пониманию Р.Иеринга, который, по словам Е.Н.Трубецкого, подчеркивал участие в образовании права исторического коллективного опыта и идеи разума, «причем исторический опыт служит средством для осуществления диктуемой разумом цели права».
Указание на то, что «право, формы власти, политические учреждения никогда не переходят целиком из эпохи в эпоху, из союза в союз», не только отрицает решающее значение на правотворчество рецепции, но и определяет зависимость политико-правовых форм от гражданского состояния общества. В таком случае нормы права выступают как «правила, которые закрепляются установлениями общества. ». Разделяя все связи в обществе на интересы и отношения, предполагается, что интересы оформляются в праве, а отношения оформляются в различные союзы. При данном подходе раскрывается механизм одновременного анализа форм государства и права.
Источником права (в материальном смысле) в конечном итоге является не личность, а общество. Национальный характер правотворчества связан с формой национального (суверенного) государства. Историко-органическое понимание права тесным образом связано с изучением теории факторов развития (природа, личность, общество). Категория «дух народа», раскрывается через систему связей (экономических, политических, юридических и др.), соответствующих реальным отношениям. Идея порядка, основанного на праве, составляет главную цель государственного союза.
Недопустимо смешивать требования политической обязательности с практической необходимостью, в противном случае – можно утратить самое понятие о праве, так как «обязательность – понятие из области права, а необходимость – простой факт. Где действует постоянное и обязательное право, там не остается места для личного уговора». В.С.Нерсесянс отмечает, что по своей сущности право является формальным равенством. Все определения права в различных концепциях отражают или предполагают этот принцип. «Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений, как: право – это формальное равенство; право – это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей; право – это всеобщая справедливость и т.д. Ведь всеобщая формально-равная мера так же предполагает свободу и справедливость, как последние – первую и друг друга».Таким образом, сущность права проявляется в историческом, экономическом, культурно-религиозном, национальном, специально-юридическом аспектах. Содержание права исторично, сущность права изменчива и инварианта. Большое влияние на понимание сущности права оказывает юридическая доктрина.
Понятие права в объективном и субъективном смыслах
Объективное и субъективное право – юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает. Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические прецеденты, правовые обычаи и другие конкретные формы права определенного периода. Объективным данное право является в силу того, что не зависит непосредственно от воли и сознания отдельных лиц.
Субъективное право всегда обеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права. Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т.д.
Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать независимо от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным. Объективное право – это юридические нормы, выраженные в определенных юридических формах, субъективное право означает те юридические возможности, которые возникают и реализуются на основе объективного права (законодательства).
Основные концепции правопонимания
Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов. Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом. Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых. Если «понятие права – это сжатая юридическая теория, то юридическая теория – это развернутое понятие права. Ведь только юридическая наука в целом (как совокупное понятийно-теоретическое знание о праве) и есть систематическое и полное раскрытие понятия права в виде определенной теории».В зависимости от выбора предмета изучения правопонимание может быть правильным или искаженным, положительным или отрицательным, полным или неполным.
Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права – нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др. Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.
1. Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др. Развитие нравственной основы права происходит в ущерб ее формально-юридическим свойствам. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости, Ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий». Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам. Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства». «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики.
2. Историческая школа права. Наибольшее развитие получила в конце XVIII – начале XIX вв. в трудах представителей немецкой исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта и др.). Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению. Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа». Поэтому немецкая историческая школа придерживалась консервативных взглядов и идейно была направлена против универсализма римского права, выражала стремление отстоять самобытность национальных форм и содержания права. Известной идеологической формулой данной школы был тезис о том, что «Дух народа определяет право народа». Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории». Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает прежде всего внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Выражаясь современным языком, эта школа выступила против «глобализации» права и правосознания. В данной теории справедливо подчеркивалась естественность развития права, зависимость законодателя от убеждений нации и от традиционных нормативно-правовых установок. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала. В тоже время достоинством данного учения являлась разработка эволюционности, органичности развития права, отрицание необходимости революционных волеустановлений. Т.е. право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения. Немецкая историческая школа права повлияла заметно на развитие русского позитивизма и государственнического подхода (Кавелин, Чичерин, Сергеевич).
3. Нормативистская теория права. Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы. В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства. Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики, политики, социальной системы. «Догматическое направление в отличие от исторического имеет целью систематическое изложение норм гражданского права; материалом для догматики является все положительное право; не ограничиваясь описанием и обобщением, догматик задается целью определения юридических понятий…Определение основано также на обобщении». В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права, а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка, т.е. под государством понимается прежде всего государственный режим. Обращение преимущественно к формальной стороне права игнорирует его содержательную сторону, прежде всего, права личности. Абсолютизируется роль суверена, т.е. государства в определении содержательных характеристик права. Под правом понимается в основном – порядок должного поведения, так как право по Кельзену принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно не имеет юридической силы вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы права. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик. Признаются широкие возможности государства влиять на общество, его развитие и недооценивается роль последнего, в том числе в правотворческом процессе.
4. Марксистская теория права. Эта теория приобрела завешенную форму в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Таким образом, в праве прежде всего классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные аспекты права (правомерное, неправомерное) преувеличиваются в ущерб содержательным, общесоциальным началам права. Содержание права носит узкоклассовый характер.
5. Психологическая теория права. Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право. Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право – устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Т.е. наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого. Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения. Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).
6. Социологическая теория права. Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского и др. Она основывается на эмпирических исследованиях, связана с развитием и функционированием правовых институтов. Под правом здесь понимаются прежде всего юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений. Возрастает значение договорного права, но «обязательная сила договоров определяется их формою, а не их содержанием, т.е. соглашением, а не интересами, как утверждает Иеринг». Главное для данного направления – изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается прежде всего «живое право». Право и закон здесь разделяются, если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего. Формулируют «живое право» прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения. Данное понимание права близко к доктрине общего (англосаксонского) права и было направлено в определенной мере против консерватизма немецкой исторической школы права. М.М.Ковалевский отмечал, что «немецкие юристы утратили сознание той связи, в какой право состоит с ростом культуры и гражданственности. Идея внутреннего развития и тесной зависимости, существующей в каждый данный момент между правом и экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом нации…Без истории нельзя указать ни органического характера законодательства, ни скрывающихся в нем несовершенств, источник которых всецело лежит в том, что жизнь обогнала юридическое творчество». Отмечается приоритет содержания над правовой формой. По мнению Б.А.Кистяковского, «недостатком социологической юриспруденции является разработка впоследствии только социологических проблем о причинах и силах, ведущих к образованию и развитию правовых учреждений». Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению». Разновидностями данного правопонимания являются социальная концепция права и солидаристское учение о праве, в которых право рассматривается как средство достижения социального равновесия и сотрудничества различных социальных слоев в осуществлении власти и преобразований общественной жизни. Акцентируется при этом внимание на регулятивных, социальных функциях права как средства разрешения возможных социальных конфликтов. Теория способствует ориентации права на общедемократические ценности.
7. Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Последователи данного подхода в правоведении признают прежде всего практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений. Сторонники «широкого» понимания права исходят из того, что право не тождественно законодательству, данный подход прежде всего направлен на познание сущностной (философско-ценностной) основы права, на изучение смысла права, общеправовых начал и принципов. Право здесь рассматривается как форма свободы, например, в либертарной теории права: право как форма свободы, формальная свобода. В понятие права включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам справедливости. Оба подхода сходятся в понимании права, как совокупности норм, установленных и охраняемых государством.
Право и закон
Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Как и в вопросе соотношения права и государства здесь преобладает два основных подхода. Первый ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права. То, что исходит от государства в форме его общеобязательных велений и является правом. Второй подход к разрешению права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства явлением. Считается даже, что право предшествует закону в качестве естественного права. Право при этом определяется как форма выражения свободы, как формальная свобода. Государство рассматривается ограниченным в своих действиях правом.
Пытаясь решить проблему соотношения закона с правом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям – справедливости, гуманизму и т.д. В этих же целях используется иногда понятие «правовой идеал», который и составляет содержание правовых законов. Таким образом, все иные законы, которые не содержат в себе «правового идеала», т.е. не соответствуют правовым принципам – не являются правовыми. Но стремление подвести под закон жесткую моральную основу не всегда соответствует предназначению права. Право не всегда является нормативно закрепленной справедливостью. Введение понятия «правовой закон» также не способствует разрешению проблемы соотношения права и закона, даже усложняет проблему. Хотя законы и можно признать не правовыми, в тоже время необходимо отметить, что «не может быть права до и вне своей формы (закона). Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантии реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не являются».
В настоящее время приходится констатировать нерешенность проблемы соотношения права и закона, поэтому продолжают существование различные теории правопонимания. Кроме того, необходимо учитывать, что в каждой стране существуют свои подходы к данной проблеме. Например, в России не существует в целом проблемы противоборства права и закона, традиционно право рассматривается в единстве с законом, важным является не противопоставление естественного права позитивному, а достижение соответствия между содержанием и формой позитивного права. Но на теоретическом уровне предпринимаются значительные усилия для отграничения права от «неправового закона». Каким бы не было существо спора, закон всегда должен соответствовать праву, закрепленному в виде основополагающих принципов права, которые играют роль ориентиров, определяющих пути совершенствования правовых норм и правового регулирования общественных отношений.
Право и экономика, право и политика, государство и право
Вопросы соотношения права и экономики, права и политики являются спорными в юридической науке. Согласно одному подходу вмешательство государства в экономику не должно быть, экономика должна развиваться по своим внутренним законам. Согласно второму походу, право наоборот должно регулировать детально экономику. Государство вмешивалось во все экономические отношения, пытаясь ими управлять на всех уровнях (плановая экономика). Жесткое воздействие государства на экономику охватывало и производство, и обращение, и потребление. Экономическая деятельность при данной модели управления жестко детерминирована государством, в том числе с помощью правовых актов. Либеральная школа экономики (Хайек, Фридмен) считали, что право, законы должны создавать своеобразную регулятивную среду для обеспечения экономики необходимыми правовыми средствами нормальной экономической конкуренции. Роль государства при этом ограничивается лишь созданием правовых условий. Сфера дозволений, диспозитивных отношений расширяется.
В настоящее время сформулированы в России основные направления использования правовой формы для обеспечения реализации модели правового государства, предполагающего рыночную модель экономики. Цели экономического развития при этом формулируются в законодательстве, четко определяется круг субъектов экономических отношений, регламентируется порядок разрешения споров о праве, устанавливаются правовые формы осуществления коммерческой деятельности, антимонопольное законодательство и способы, виды юридической ответственности (из договора, из причинения вреда и др.).
Рассматривая соотношение права и политики, необходимо учитывать, что политика появилась вместе с государством. Исторически государство является первым инструментом политического воздействия на общество. Традиционно политика рассматривается как государственное управление обществом. Распространен взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями. Некоторые представители науки считают политику средством политической борьбы. Основным объектом политики являются проблемы, нарушающие баланс общественных сил и интересов, которые можно решать путем реформ в государственно-правовой сфере. В античных государствах соотношение права и политики получило самые разнообразные формы. Здесь определилось понятие политики как светского, общественного института, выражавшего общие интересы полиса (города-государства). Получили большое признание приоритет законов перед государственной властью (Платон) и идея справедливости как главная основа политики (Аристотель). Характерной чертой политики средневековых государств являлась политическая раздробленность (сеньориальная монархия), последствием которой был партикуляризм (раздробленность) феодального права.
В условиях образования централизованных монархий, в эпоху абсолютизма право и закон все более подчиняются политике. Переворот в соотношении права и политики произошел в ходе буржуазных революций в Европе и Северной Америке, где законодательная власть постепенно перешла к органам народного представительства (парламентам). Законы, изданные парламентами, становятся обязательными для судебной и исполнительной властей. Существенный прогресс в достижении приоритета права по отношению к политике произошел после второй мировой войны. Была провозглашена Всеобщая декларация прав человека, закреплявшая свободу и достоинство человека, в том числе и как основную цель политики государств-членов ООН. Общепризнанные демократические основы права получили распространение в современных конституциях. Права человека стали главным ориентиром и средством осуществления политики и для государства, и для общественных объединений. Политика правового государства не может быть свободна от требований конституции, от норм международного права и международных договоров. Государство проводит эти принципы во внутренней и внешней политике, соблюдает в процессе принятия политических решений.
Единство государства и права проявляется в том, что они возникают и развиваются совместно, имеют одинаковые подходы к сущности и типологии, выступают средствами и инструментами власти. Различия между государством и правом состоят в том, что государство является особой организацией политической власти, а право выступает в роли социального регулятора. Государство при этом выражает силу, а право волю. Если первичным элементом системы права является норма права, то первичным элементом государства – государственный орган. Воздействие государства на право состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право в результате правотворчества, а также реализует его в процессе правоприменения. С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата и компетенцию его органов.
Типы права: различные подходы
Типология права – это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиций формационного и цивилизационного подходов. В рамках формационного подхода главным критерием типа права являются социально-экономические признаки. Базис (тип производственных отношений) является фактором общественного развития, который определяет тип надстроечных элементов: государства и права. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Здесь продуктивна сама идея – делить право на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество. Но формационный подход не дает возможности в должной мере учитывать культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.
В рамках цивилизационного подхода типология права выводится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков цивилизации. В соответствии с этими критериями выделяют такие принципы права: национальные правовые системы (конкретно-исторические совокупности права, юридической практики и правовой идеологии государства) и правовые семьи (совокупности правовых систем, выделяемых на основе общности правовых источников, структуры права и исторических способов формирования права). Различаются следующие правовые семьи: англосаксонская, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.