к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

Формы педагогического контроля

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.

Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение.

Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют от преподавателя больших затрат времени.

Курсовые и выпускные квалификационные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

Тематический контроль – это оценка результатов определенной темы или раздела программы.

Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль – экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно–исследовательской практики.

Заключительный контроль – госэкзамен, защита дипломной работы или дипломного проекта.

Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка – способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности. Преподаватель выясняет причину ошибок в ответе, подсказывает студенту, на что он должен обратить внимание при пересдаче, доучивании.

Отметка – численный аналог оценки. Абсолютизация отметки ведет к формализму и безответственности по отношению к результатам обучения. При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций: «отлично» ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

«Хорошо» ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной–двух).

«Удовлетворительно» – за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

«Неудовлетворительно» – за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.

Наиболее распространенное средство педагогического измерения – педагогический тест. Педагогический тест – это совокупность заданий, отобранных на основе научных приемов для педагогического измерения в тех или иных целях.

Существует ряд требований к тесту организационного характера:

– тестирование осуществляется главным образом через программированный контроль. Никому не дается преимуществ, все отвечают на одни и те же вопросы в одних и тех же условиях;

– оценка результатов производится по заранее разработанной шкале;

– применяются необходимые меры, предотвращающие искажение результатов (списывание, подсказку) и утечку информации о содержании тестов.

Существует два вида тестирования:

– обыденное, практическое (применяемое в учебном процессе).

В учебном процессе тесты применяются в основном для проверки качества знаний. Тесты могут быть гомогенными (по одному предмету) и гетерогенными (проверяется сумма знаний). Тестирование предполагает системность. В рамках одного вуза оно должно проводиться от момента поступления студентов до момента окончания ими вуза.

Тест – это совокупность заданий, опробованных на основе научных критериев для педагогического измерения в тех или иных целях.

Цели тестового контроля могут быть следующими:

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

– обобщающая – повышение качества обучения;

– локальные (конкретные) цели:

1. Объективная оценка объема знаний студентов.

2. Профориентация и профотбор. Тесты устанавливают адекватность выбора профессии абитуриентами.

3. Итоговая аттестация и аккредитация вузов. В настоящее время в России созданы с этой целью группы разработчиков – 5–6 вузов, работающих по разным специальностям.

4. Выявление структуры знаний у студентов.

5. Система полного усвоения знаний. Эта система особенно популярна в западных странах. Выявляются нули в тестах и соответственно заполняются пробелы в знаниях.

6. Оценка эффективности работы кафедры, преподавания читаемых на ней предметов.

В российской высшей школе выделяют три основных принципа контроля:

Воспитывающий принцип проявляется в том, что активизирует творческое и сознательное отношение студентов к учебе, стимулирует рост познавательных потребностей, интересов, организует учебную деятельность и воспитательную работу. Всякий контроль, принижающий личность студента, не может применяться в вузе.

Систематичность. Систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок, по которым можно более объективно судить об итогах учебы.

Всесторонность. Круг вопросов, подлежащих контролю и оцениванию, должен быть широк настолько, чтобы охватить все основные темы и разделы предмета.

При оценке личности следует учитывать деловые, моральные качества, ценностные ориентации, общественную работу, учебные достижения. Всесторонность контроля – одна из составляющих комплексного подхода к воспитанию.

Источник

Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

Педагогический контроль представляет собой систему проверки результатов обучения и воспитания студентов. Попытки исключить его полностью или частично из учебно-воспитательного процесса приводят к снижению уровня знаний, качества обучения и т. п. Главная цель контроля состоит в определении качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам изучения того или иного предмета.

Эффективное функционирование системы педагогического контроля требует соблюдения определенных условий:

объективность контроля – согласованность критериев оценивания, обоснование которых всем известно заранее;

несомненность полученных оценок, которые с необходимостью признаются и теми, кого контролируют, и теми, кто осуществляет контроль;

гласность, благодаря которой делаются обоснованные выводы, стимулирующие активную позитивную работу.

К контролю знаний предъявляются следующие требования:

объективность – создание условий для максимально точного выявления знаний студентов, выдвижение к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;

обоснованность оценок – их аргументация;

систематичность – важнейший психологический фактор, способствующий формированию организованности, дисциплинированности, упорства и направленности на достижение цели;

индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний – учет особенностей нервной системы студентов, их характера, потенциальных возможностей; создание дидактических условий, снижающих напряженность учебного процесса;

всесторонность и оптимальность – адекватность контроля целям обучения; валидность контроля, т. е. охват всего объема знаний, подлежащих контролю; надежность, то есть подтверждаемость результатов в ходе повторных проверок и сравнения с данными других преподавателей;

профессиональная направленность контроля, что обусловлено целевой подготовкой специалиста и способствует повышению мотивации познавательной деятельности будущих специалистов.

Функции контроля:

обучающая, ведь проведение контроля полезно для всей группы: каждый сопоставляет свои знания со знаниями отвечающего, анализирует ответ, дополняет, отвечает на вопросы и т. д.;

воспитательная, поскольку студенты приучаются к систематичности учебной работы, настойчивости и трудолюбию;

развивающая, так как развиваются память, внимание, логическое мышление, профессиональные способности, мотивы познавательной деятельности;

методическую функцию осуществляет сам преподаватель с целью дальнейшего усовершенствования курса, корректировки всего учебного процесса.

В качестве форм педагогического контроля выступают экзамены, зачеты, коллоквиумы, устный опрос, письменные контрольные работы, защита курсовых и дипломных работ, отчет о результатах практики.

В зависимости от времени проведения и поставленных задач учебный контроль бывает таких видов:

текущий, который осуществляется в ходе занятий и позволяет выявить степень понимания учебного материала, умения применять знания на практике;

итоговый, который осуществляется с целью оценки результатов обучения на определенных этапах или уровнях образования; это семестровый контроль, семестровый экзамен, семестровый дифференцированный зачет (на основе выполнения индивидуальных заданий), коллоквиум (обязательный опрос на семинаре, который представляет собой контрольное повторение темы или раздела); государственная аттестация;

государственная аттестация, которую осуществляет государственная экзаменационная (квалификационная) комиссия после завершения обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или его этапе с целью установления фактического соответствия уровня образовательной подготовки требованиям квалификационной характеристики;

устный опрос, помогающий контролировать не только знания, но и вербальные способности, способствует активному использованию научных понятий, исправлению речевых ошибок;

письменные работы, помогающие определить уровень усвоения материала, но при условии исключения списывания;

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

защита курсовых и дипломных работ, способствующая росту самостоятельности студентов, формированию их профессиональных компетенций.

Практическое использование какой-либо формы контроля обязательно завершается оценками и отметками.

Оценка – это способ и результат установления факта соответствия или несоответствия знаний, умений, навыков, усвоенных студентами, целям и задачам обучения. Оценка также предусматривает выяснение причин, которые мешали усвоению, и способов организации учебной деятельности для устранения ошибок. Отметка является числовым аналогом оценки и имеет несколько ранговых значений: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно.

К недостаткам такой системы относятся:

– во-первых, субъективизм в оценке;

– во-вторых, слабая дифференцированность шкалы.

В основе оценивания качества знаний студентов лежат требования предметных программ, но независимо от специфики предмета есть и общие требования к оценке знаний студентов:

‒ понимание и степень усвоения вопроса, полнота, которая измеряется объемом программных знаний об изучаемом объекте;

‒ глубина, характеризующая совокупность связей между знаниями, которые осмысливаются студентом;

‒ методологическое обоснование знаний;

‒ ознакомление с основной литературой по предмету, а также с современной периодической и отечественной литературой по специальности;

‒ умение использовать теорию на практике, решать задачи, осуществлять расчеты, отрабатывать проекты; оперативность, то есть количество ситуаций, в которых студент может использовать свои знания;

‒ ознакомление с историей и современным состоянием науки и перспективами ее развития;

‒ логика, структура, стиль ответа и умения студента защищать выдвигаемые научно-теоретические положения, осмысленность, обобщенность, конкретность;

‒ гибкость, то есть умения студента самостоятельно находить ситуации использования этих знаний;

При осуществлении контроля необходимо учитывать следующие моменты:

√ нецелесообразно контролировать то, что усвоено на уровне ознакомления, первичных представлений;

√ не следует контролировать в ситуациях, когда преподаватель уверен, что все студенты справятся с заданием; нужно, чтобы меньшая часть студентов испытывала затруднения с выполнением задачи, тогда стимулируется вера студентов в свои силы;

√ хорошо организованный поэтапный, модульный контроль снижает необходимость итогового контроля;

√ необходимо варьировать средства, способы контроля;

√ доброжелательная атмосфера во время осуществления контроля позитивно влияет на результаты контроля.

Источник

Основы педагогического контроля в высшей школе.

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

Функции педагогического контроля

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными.

Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля. При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции.

Формы педагогического контроля

Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

Источник

Формы и виды педагогического контроля

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

к какой форме педагогического контроля относится экзамен по курсу

Педагогическую систему контроля в вузе образуют такие формы, как экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. В учебно-воспитательном процессе все эти формы тесно взаимосвязаны и переплетены. Но есть формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными, потому что каждая из перечисленных форм имеет свои особенности.

Например, во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение.

Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют больших затрат времени для преподавателя.

На семинаре в основном проявляется обучающая функция: высказываются различные суждения, задаются наводящие вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции.

Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля.

При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции.

Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста.

Умелое сочетание разных видов контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

Различают основные виды контроля:

По времени педагогический контроль делится на предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Предварительный (поэтапный) контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты контроля должны использоваться для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента студентов.

Текущий контроль предназначен для управления усвоением знаний и умений студентов. Он помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

Заключительный контроль – государственные экзамены, защита дипломного проекта, дипломной работы или выпускной квалифицированной работы, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с точки зрения:

1) способов: традиционный (экзамены, зачеты) или нетрадиционный (программированный контроль, тест);

2) использования ТСО: безмашинный, машинный;

3) формы: устный, письменный;

4) массовости (по охвату студентов): индивидуальный, фронтальный, индивидуально-групповой;

5) контролирующего лица: преподаватель, студент-напарник (взаимоконтроль), студент сам (самоконтроль);

6) дидактического материала:

·контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут-общение и т.п.);

· с дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты, контролирующие приборы).

Источник

Современные требования к оцениванию результатов обучения

2.3. Функции педагогического контроля

Педагогический контроль – это система дидактических и методических средств и принципов руководства, методистов и педагогов образовательной системы, предназначенная для оценки результатов образовательного процесса.

Такой контроль позволяет оценить учебные достижения, выявить пробелы в них, установить причинно-следственные связи целевых и достигнутых уровней образования, оценить эффективность методов обучения, работы преподавателей, принять управленческие решения.

Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности:

В текущем (повседневном) учебном процессе важен текущий контроль усвоения знаний, оценка результатов приобретения новых знаний. Содержание контроля задает приоритеты обучения, используя требования к учебным достижениям.

Пример. С развитием ЕГЭ может наступить дисбаланс акцентов, приоритетов обучения. Некачественные тесты, ориентированные больше на знание понятий и фактов могут перенести акценты учителей к фактологическим материалам, а не к раскрытию сути этих понятий и фактов, законов, к развитию творчества.

Мотивация обучаемых – тем выше, чем полнее и четче определены оценочные критерии для учебных достижений, детальней описана процедура их достижений и больше информирован обучающий о путях и средствах достижения высоких оценок.

Входной контроль используется в вузе, но в школе – лишь иногда, при наборе в профильные классы (инициатива учебного заведения). Такой контроль применяется в форме экспресс-диагностики, тестирования.

Текущий контроль позволяет получать оперативно информацию о состоянии учебного процесса и регулировать его. Контролируются данные по динамике усвоения нового материала, процессы (процедуры) выполнения заданий, организация учебного процесса и др.

Итоговый контроль (этап, рубеж, финал) оценивает учебные достижения в конце определенного этапа обучения, например, прохождения раздела. Анализ результатов такого контроля дает обучающему информацию для принятия решений и улучшения работы, выявляет систематические пробелы в подготовке обучаемых.

Контролирующая функция – систематический контроль результатов обучения, усвоения знаний, привития умений и развития навыков.

Диагностическая функция – анализ причин и структур затруднений обучающихся, особенно, для нужд индивидуализации обучения.

Обучающая функция реализуется во время передачи знаний, обратной связи (при ответах), самоконтроле (самостоятельной работе), обучающего контроля (контрольные работы, опросы, тестирование).

Воспитывающая функция реализуется во время обучения, самоконтроля (самооценки) и воспитывает такие качества обучаемого, как творческий подход, интерес, работоспособность, упорство, самооценка и др. Эта функция – основная при развитии мотивационной функции, при росте мотивационных устремлений, побуждая обучаемого к новым достижениям, более высоким оценкам.

Информационная функция, полнота ее реализации зависит от данных контроля, растет при повышении меры ответственности принимаемых ( по результатам контроля) решений.

Сравнительная функция сопоставляет данные мониторинга (тестирования) образовательной структуры, например, с данными по региональному уровню. Для корректности сопоставления необходимо шкалирование, формирования представительных выборок и сравнение социально-экономических факторов (состав обучаемых, подбор преподавателей, обстановка).

Прогностическая функция выявляет способности по усвоению нового учебного материала, отражая предысторию обучения. Например, применяются тесты с подтвержденной прогностической способностью, в частности, в ЕГЭ – это КИМ.

Развивающая функция служит развитию междисциплинарности, творческого подхода, активизации, переносу знаний на незнакомую ситуацию, способностей к анализу, обобщению, композиции, агрегированию и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *