к какой группе методов социологии управления относится система законодательных актов страны
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Организационно – административные
· система законодательных актов страны;
· система нормативных документов вышестоящих структур управления;
· система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;
· система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).
Это управление может быть трёх видов:
2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)
3. осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)
2. экономические –базируются на действии экономических механизмов мотивации.
· Налоговая система страны;
· Кредитно – финансовый механизм;
· Система заработной платы;
· Система ответственности за качество работы;
· Система стимулирования инновационной деятельности.
3. социально – психологический механизмы.Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.
Под бюрократией также понимают замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении, монополизирующий властные функции в обществе с целью реализации своих корпоративных интересов.
Термин «бюрократия» используется не только для обозначения определенной социальной группы, но и системы организаций, создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, а также учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуру исполнительной власти.
Объектом анализа при изучении бюрократизма являются:
§ противоречия, возникающие при реализации функций управления;
§ управление как процесс труда;
§ интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.
Методы социологии управления.
Методы управления – это комплекс социальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы.
На каждом уровне управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким- либо одним случаем. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:
— прямое (приказ, задание);
— через мотивы и потребности (стимулирование);
— через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);
— через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).
Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, используются следующие методы социального управления:
— целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.);
— сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и т.п.).
— демократизации управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к выработке общих решений, выборности некоторых руководителей производства, развития трудовой активности и т.д.);
— социального планирования (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и другие мероприятия).
Итак, в общем виде можно выделить три основные группы методов социального управления:
Организационно – административные
• система законодательных актов страны;
• система нормативных документов вышестоящих структур управления;
• система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;
• система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).
Это управление может быть трёх видов:
2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)
3. осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)
2. экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.
• Налоговая система страны;
• Кредитно – финансовый механизм;
• Система заработной платы;
• Система ответственности за качество работы;
• Система стимулирования инновационной деятельности.
2. социально – психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
Метод системного анализа восемь колес
Особенность рассматриваемой модели в том, что в системе выделяются восемь основных элементов с вычленением (см. Таблицу. 1) материальной (1,3,5,7) и духовной сферы (2,4,6,8), где учитываются соответственно количественные и качественные характеристики компонентов. Всего рассматривается восемь блоков, каждый из которых («колёса») является компонентом некой «колесницы», моделирующей общественную систему в целом (Схема 1).
По аналогии, в случае отношения участников событий к тому, что они имеют (в результате отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления – производственных отношений элемент 7) рассматривается культурно-управленческий уровень (элемент 8), где требуется определённый порядок в системе отношений. Отношение людей друг к другу и к тому, что они имеют, должно быть разумным.
Общество, в котором мы живем – «Колёса Тихомирова»
В духовной сфере важен уровень «сознания» участников событий, который отражается при переходе от одних качественных характеристик к другим. Например, их опыт – это осознанная практика, а знания – осознанный опыт. Соответственно их убеждения – это осознанные знания. Точно так же при рассмотрении, что имеют участники событий, информация – это осознанное время, а научные достижения – осознанная информация, которая на уровне потребительной стоимости реализуется в полезности того, что люди имеют.
Отвлечение от главного для человечества наблюдается и в системе отношений людей друг к другу. Более разумное стремление к реализации жизненно важных потребностей (продолжение рода, воспитание потомства и т.п.) часто подавляется за счет чрезмерного внимания, например, к отношениям собственности.
Необходимы также более четкие представления, позволяющие разграничить различия усилий, направленных на обеспечение требуемой организованности и порядка в обществе (6,8, Таблице).
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1241 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Правильные ответы отмечены +
1. Социология управления является:
— Частным разделом менеджмента, изучающим особенности поведения людей в коллективе при выполнении трудовых обязанностей
+ Отраслью социологического знания, которая изучает систему и процессы управления, складывающиеся в обществе
— Самостоятельной социально-экономической дисциплиной, предметом которой выступают отношения людей на фоне функционирования той или иной экономической системы
2.Тест. Что является предметом социологии управления?
+ Управленческие отношения, процессы их институционализации, а также социальные механизмы оптимизации управленческих воздействий в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом
— Управленческие процессы, протекающие в обществе и его отдельных подсистемах, а также взаимосвязи и взаимозависимости между ними
— Методы влияния на общество и отдельных его членов, позволяющие достичь выполнения ими особых социальных заданий, которые способны повысить благосостояние
3. К функциям социологии управления относятся:
— Познавательная, оценочная, направляющая, предсказательная, культурологическая
— Оценочная, обучающая, социально-направляющая, прогностическая, поисковая, корректирующая
+ Познавательная, оценочная, прогностическая, обучающая, социально-инженерная, культурологическая, поисковая
4. Что является объектов социологии управления?
+ Управленческие процессы, протекающие в обществе и его отдельных подсистемах, а также взаимосвязи и взаимозависимости между ними
— Общество, социальные группы и отдельные индивиды
— Социально-экономические, политические и правовые процессы, протекающие в обществе
5. Объект социологии управления не включает в себя:
— Методы и механизмы достижения целей и задач
— Информацию социального характера о процессах управления
+ Совершенствование и улучшение процессов управления
6. Социология управления является отраслью:
7. Макросоциологический подход в социологии управления предполагает:
— Изучение отношений и управленческих процессов в масштабах локальных групп: регионов, коллективов, неформальных групп и т.д.
+ Изучение отношений и управленческих процессов на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях
— Изучение личности и ее потребностей, мотивации в управленческом процессе
— Первая ступень – общая социологическая теория и методология
+ Вторая ступень – специальная социологическая теория
— Третья ступень – эмпирическое исследование
9. Прогностическая функция социологии управления заключается в:
— Моделировании возможных вариантов состояния систем и процессов
— Рассмотрении управления как специфической трудовой деятельности
+ Определении возможных траекторий развития управления
10. Личность в социологии управления:
+ Один из объектов изучения
— Рассматривается как неотъемлемая составляющая процесса управления
— Выступает точкой приложения управленческих решений
11. Перечислите методы социологии управления:
— Экономические, политико-правовые, общественно-структурные
+ Организационно-структурные, коммуникационные, социотехнические, инновационные
— Правовые, социо-психологические, административные
12. К специфическим методам социологии управления относят … анализ.
13. Какая из форм социального партнерства применяется в России наиболее часто?
14. Когда возникли первые представления о процессах управления?
+ В первобытном обществе
— В середине XIX века
— Мотивационные факторы, способные положительно повлиять на материальное положение населения
— Распределение природных ресурсов и богатств
+ Формирование определенного мнения у членов общества (населения)
16. Укажите элементы, выделяемые в организационной структуре управления:
— Предмет и объект управления, мотивация
+ Уровни и звенья управления, вертикальные и горизонтальные связи
— Ресурсы, уровни управления, предмет и объект управления
17. Кого из нижеперечисленных можно считать руководителем низового звена?
18. Укажите характеристику шведской модели управления:
— Национальное самосознание имеет очень высокий уровень
— Производительность труда и ориентация на признание внутри коллектива напрямую связаны между собой
+ Социальная политика направлена на то, чтобы сделать имущественное неравенство между членами общества минимальным
19. Координация, реординация и субординация – это:
— Методы социальной мотивации
+ Разновидности управленческих моделей
— Принципы организации общества
20. Квалифицированные, а также не имеющие квалификации работники, которые непосредственно не реализуют цели организации – это:
— Кадровый состав работников
— Штатный список работников
+ Технический состав работников
21. Как называются субъекты и объекты действий, которые участвуют в реализации социальных технологий?
+ Социальные структуры, люди
— Звенья общественной цепочки
— Трудовые и материально-вещественные ресурсы
22. Как по-другому можно назвать социетальную систему?
— Система низшего порядка
— Система высшего порядка
23. Трудовой коллектив и семья – это пример системы:
+ Менее общего порядка
— Системы среднего порядка
24. Социальная система общего порядка – это:
25. Согласно концепции Н.Лумана социальные системы:
25. Начальное и непрерывное обучение – это характерная особенность … программ по подготовке госслужащих.
26. Поисковые прогнозы предназначены для:
— Определения наиболее уязвимых к той или иной социальной проблеме групп
— Систематизации знаний и их последующей оценки о текущих тенденциях развития общества
+ Выявления возможных вариантов, каким может быть будущее с опорой на реально существующие оценки текущих тенденций развития
27. Что из перечисленного является формой социального планирования?
+ Планирование посредством косвенных рычагов
— Комплексные экспертные оценки
28. Что такое социальное проектирование?
— Опережающее представление действительности
+ Процесс создания прообраза (прототипа) социальных объектов, качеств, отношений и процессов
— Предвидение социально-экономического, политического и культурного развития общества на ближайшую перспективу
29. Что принято считать наиболее существенной дисфункцией бюрократии?
— Строгое повиновение формальным правилам
— Противоречащие природе человека методы управления
+ Смещение управленцами акцента с целей организации на средства их достижения
Методы социологии управления
Объект, предмет и задачи социологии управления
Тема 1. Социология управления как научная дисциплина
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1. В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.
Специфической особенность социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей.
Т.о. социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.
Объектом социологии управленияявляются управленческие процессы, протекающие в обществ его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.
Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность боле полно представить специфику этой отрасли социологического знания.
Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:
1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;
2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными имсотрудниками и организационными структурами;
3. исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;
4. анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;
5. изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.
Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.
Определив особенности социологии управления как специальной социологической теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать ее основные задачи.
Первая из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.
Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.
Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах
Но если мы сумеем определить тенденции развития управленческой деятельности и оценить важность, практическую значимость новых управленческих теорий, их конструктивность и эффективность, перспективы их применения более или менее отдаленном будущем, то это означает, социология управления способна решить еще одну, четвёртуюзадачу. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев развита управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования
Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.
2.Можно выделить три основные группы методов социологии управления:
1. организационно – административные
· система законодательных актов страны;
· система нормативных документов вышестоящих структур управления;
· система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;
· система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).
Это управление может быть трёх видов:
2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)
3. осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)
2. экономические –базируются на действии экономических механизмов мотивации.
· Налоговая система страны;
· Кредитно – финансовый механизм;
· Система заработной платы;
· Система ответственности за качество работы;
· Система стимулирования инновационной деятельности.
3. социально – психологический механизмы.Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Социология права
Предлагаемое издание представляет собой краткий курс по дисциплине «Социология права». Книга раскрывает социальные функции права, показывая его роль в социальной интеграции, осуществлении контроля, разрешении конфликтов, легитимации социальных отношений, конструировании политических институтов. Программа курса «Социология права» разработана с учетом рекомендуемого Министерством общего и профессионального образования РФ стандарта и является важной составной частью в получении базового образования. Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей ВУЗов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Методы социологии права
Методы социологии права — это конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые социологией права для изучения социальных закономерностей функционирования, изменения и взаимодействия общества и права.
В социологии права наиболее часто используются следующие методы:
1) метод наблюдения. Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия. По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые им процессы различают:
а) невключенное наблюдение — исследователь не принимает участия в событиях;
б) включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь либо контактирует с участниками исследуемого процесса, либо входит на правах участника в исследуемую социальную группу (например, в криминальную группу, в религиозную секту), т. е. участвует в исследуемых событиях;
2) опрос — представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследовательской целью вопросы. Разновидности опроса:
а) анкетирование — письменная форма опроса, в которой используется готовый вопросник (или анкета, т. е. размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий вопросы, адресованные респонденту);
б) интервью — это опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом;
в) экспертный опрос — опрашиваемые лица являются специалистами в определенной области;
г) сплошной опрос — опрашиваемые лица принадлежат к какой-нибудь социальной группе;
д) выборочный опрос — это опрос, охватывающий отдельных представителей той или иной социальной группы в качестве респондентов;
3) анализ документов — это совокупность приемов, применяемых для извлечения из документальных источников (прессы, радио, телевидения, деловых документов) социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.
Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации (например, письменные документы, кино-, видео — и фотодокументы, картины, диски, магнитофонные записи и др.).
Предмет социологии права — нормативные правовые акты органов государства, договоры, заключенные между сторонами, и т. д.
Основные типы анализа документов:
а) традиционный (качественный) анализ — рассматривает и изучает составные части, материального объекта с позиции лица, проводящего данный анализ;
б) количественный (контент-анализ) анализ — выявление сходных по типу признаков, отражающих содержание документов;
Социологический эксперимент — один из методов сбора информации, в котором участвуют социальные группы. В данных исследованиях рассматриваются реакции социальных групп в определенных ситуациях.
а) субъект исследования (экспериментатор);
б) объект эксперимента — социальная общность или группа с присущими ей субъективными характеристиками деятельности (т. е. зависимыми переменными, каковыми являются, например, стереотипы, политическая, правовая, религиозная, экономическая активность и т. п.), поставленная экспериментатором в искусственно созданные условия;
в) экспериментальный фактор (или независимая переменная) — не зависящие от системы и любого из ее элементов управляемые и контролируемые исследователем специальные факторы (условия), влияющие на субъективные характеристики деятельности исследуемого социального объекта (например, различные виды наказаний и поощрений за те или иные поступки, определенные стимулы и препятствия и т. д.);
г) экспериментальная ситуация — создается для исследования объекта.
В зависимости от типа создаваемой в ходе эксперимента ситуации различают следующие виды экспериментов:
— контролируемый эксперимент, при котором искусственно вводится экспериментальный фактор;
— естественный эксперимент — применяются ситуации, наиболее близкие к тем, в которых исследуемый объект обычно находится;
— полевой эксперимент, при котором влияние экспериментального фактора прослеживается в естественных условиях, существовавших и до начала эксперимента;
— лабораторный эксперимент — проводится в искусственных условиях, в которые помещается объект.