к компетенции муниципальных органов в области жилищных отношений относятся
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в статью 14 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 14 ЖК РФ
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ часть 1 статьи 14 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.1
2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ часть 1 статьи 14 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.2
2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ часть 1 статьи 14 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3.1
3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
Информация об изменениях:
7) согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме;
Информация об изменениях:
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ пункт 9 части 1 статьи 14 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме;
Информация об изменениях:
9.2) информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты, принятие которых предусмотрено пунктом 9.3 части 1 статьи 14 в редакции Федерального закона от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ, должны быть приняты не позднее шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона
9.3) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ в часть 2 статьи 14 настоящего Кодекса внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ статья 14 настоящего Кодекса дополнена частью 3
3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 14 ЖК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений (действующая редакция)
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
9) осуществление муниципального жилищного контроля;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме;
9.2) информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
9.3) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Комментарий к ст. 14 ЖК РФ
Комментируемая статья посвящена полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Акты, которые принимают муниципальные органы, должны соответствовать ЖК РФ, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Согласно комментируемому ЖК эти органы, в частности, устанавливают норму предоставления жилья, учетную норму (ст. 50), определяют размер платы за наем жилого помещения, его содержание и ремонт (ст. 156) и др.
Установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 25 февраля 2005 г. N 17 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с Рекомендациями по установлению порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных вышеупомянутым Приказом.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации письмом от 29 июня 2015 г. N 19959-НА/07 с целью оказания практической помощи для руководства и использования в работе разработало рекомендуемую форму нормативно-правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе порядка принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с такого учета.
О муниципальном жилищном контроле см. комментарий к ст. 20.
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
9) осуществление муниципального жилищного контроля;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме;
9.2) информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
9.3) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 2, пунктом 9 части 1 статьи 14, частью 1.1 статьи 20 ЖК РФ, статьями 5 и 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.10.2012 N 94-ЗАО «О муниципальном жилищном контроле в Ямало-Ненецком автономном округе», пришли к выводу о том, что предписание выдано уполномоченным лицом на основании результатов внеплановой выездной проверки, проведенной в установленном действующем законодательстве порядке.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь пунктом 9 части 1 статьи 14, частями 1.1, 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд апелляционной инстанции указал, что в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управлением не доказано наличие у него надлежащих полномочий на проведение указанной проверки и принятие оспариваемого ненормативного акта.
Согласно разъяснению Верховного Суда РФ к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ относятся учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания // Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 г. (ответ на вопрос 3), утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г.
Энциклопедия судебной практики. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений (Ст. 14 ЖК)
Энциклопедия судебной практики
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
(Ст. 14 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 14 ЖК РФ
1.1. Указанный в ст. 14 ЖК РФ перечень полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений не является исчерпывающим
Нельзя признать состоятельным довод административного истца о противоречии пункта 2 Положения пункту 1 части 1 статьи 14 ЖК РФ, конкретизирующему полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, поскольку к их полномочиям отнесены не только вопросы регулирования отношений, связанных с муниципальным жилищным фондом, а также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, поименованным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Правильно отвергнут судом довод административного истца о противоречии пункта 2 Положения [о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47] пункту 1 части 1 статьи 14 ЖК РФ, конкретизирующему полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, поскольку к их полномочиям отнесены не только вопросы регулирования отношений, связанных с муниципальным жилищным фондом, а также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, поименованным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
По смыслу статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся не только вопросы, перечисленные в указанной статье, но и иные вопросы, отнесённые к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений настоящим Кодексом.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьёй 13 и частью 2 статьи 14 Кодекса, при этом данный перечень исчерпывающим не является.
Приведенный в статье [14 ЖК РФ] перечень полномочий не является исчерпывающим, в него входят также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 14).
2. Вопросы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления
2.1. Органы местного самоуправления вправе производить осмотр жилых помещений, в отношении которых имеется информация о самовольных перепланировках и переустройствах
В соответствии с пунктами 7, 9 и 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществлению муниципального жилищного контроля; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки.
Обеспечение органом местного самоуправления контроля за муниципальным жилым фондом выражается в первую очередь в обеспечении его сохранности.
Поскольку в результате самовольных перепланировок и переустройства в жилых помещениях могут нарушаться права и законные интересы проживающих в домах граждан, администрация в целях недопущения создания угрозы их жизни и здоровью обязана реагировать на поступившую информацию о таких нарушениях и производить осмотр жилых помещений.
Осуществление препятствий в исполнении администрацией города возложенных на нее функций в виде непредставления доступа в жилое помещение нарушает права всех проживающих в многоквартирном жилом доме граждан.
2.2. Закон допускает право органа местного самоуправления на сохранение произведенной самовольно перепланировки и переустройства жилого помещения в перепланированном состоянии
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрет и не исключают полномочия органа местного самоуправления согласовать самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить помещение в существующем состоянии.
Положения статьи 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 14, статей 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения статьи 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 ст. 14 статей 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Статья 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключает полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 14, статей 26-28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
2.3. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срок отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
2.4. Полномочие органа местного самоуправления по признанию жилых помещений непригодными для проживания реализуется путем создания соответствующей межведомственной комиссии
Законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
Содержащееся в п. 8 ст. 14 ЖК РФ полномочие органа местного самоуправления по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда [непригодными для проживания] реализуется через создание межведомственной комиссии.
2.5. Специального закона субъекта РФ о наделении органов местного самоуправления полномочиями по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не требуется
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется.
Ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ возлагается на органы местного самоуправления, наличия же специального закона соответствующего субъекта РФ о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
2.6. Органы местного самоуправления вправе изменять назначение здания
Законодательством не урегулирован порядок изменения назначения здания с «жилого дома» на «многоквартирный».
В связи с указанными обстоятельствами суд руководствовался положениями части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогия закона) и пришел к выводу о том, что к компетенции органа местного самоуправления относится изменение назначения помещения (перевод из нежилого в жилое, из жилого в нежилое), в связи с чем по аналогии закона к его компетенции относится также и решение вопроса об изменении статуса объекта недвижимого имущества.
Федеральным законодательством не урегулирован порядок изменения назначения здания с «многоквартирного» на «индивидуальный жилой дом».
В связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к правильному выводу о том, что к компетенции органа местного самоуправления относится изменение назначения помещения (перевод из нежилого в жилое, из жилого в нежилое), в связи с чем по аналогии закона к его компетенции относится также и решение вопроса об изменении статуса объекта недвижимого имущества.
2.7. Органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль за использованием и сохранностью только муниципального жилья, а не всего жилого фонда города
Органы местного самоуправления наделены полномочиями осуществлять контроль за использованием и сохранностью только в отношении муниципального жилья, а не всего жилого фонда города, в связи с чем они имеют права наравне с другими собственниками жилья. Иные полномочия органов местного самоуправления по установлению контроля за реализацией другими собственниками прав по управлению жилым домом законодательством не предусмотрены.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями осуществлять контроль за использованием и сохранностью только в отношении муниципального жилья, а не всего жилого фонда города, в связи с чем они имеют права наравне с другими собственниками жилья. Иные полномочия органов местного самоуправления по установлению контроля за реализацией другими собственниками прав по управлению жилым домом законодательством не предусмотрены.
2.8. На органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию маневренного жилого фонда
Суд правомерно пришел к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).
Вопреки доводам жалобы о том, что ни истцом, не ответчиком не указано на конкретный нормативно-правовой акт, который содержал бы обязанность органа местного самоуправления по созданию маневренного жилищного фонда, статья 15 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в совокупности с иными приведенными в решении суда нормами [п. 6, п. 7, п. 8, п. 9 статьи 14 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10. 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации «, п. 1, п. 9 ст. 14, ст. 95 ЖК РФ] обосновывает вывод суда о необходимости возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на собственника муниципального жилья.
Внимание
Некоторые суды не признают за органами местного самоуправления обязанность по созданию маневренного фонда.
2.8.1. Формирование маневренного фонда не является обязанностью органов местного самоуправления
Положения [п. п. 1, 4, 5, 8 ст. 14, ст. 19, ст. 92, ст. 95 ГК ЖК РФ] не указывают на обязанность органа местного самоуправления создания маневренного фонда.
Отнесение указанных полномочий к числу собственных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять обязательно за свой счет, неправомерно.
Суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию к созданию маневренного фонда.
3. Вопросы, не относящиеся к компетенции органов местного самоуправления
3.1. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать порядок признания жилых помещений непригодными для проживания и порядок перевода жилых помещений муниципального фонда в нежилые
К полномочиям органов местного самоуправления относится не регулирование порядка перевода жилых помещений в нежилые, а принятие в установленном федеральным законодательством порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые. Регулируя же вопрос о содержании заявления, в частности, обязывая заявителя указывать цель перевода, а также предполагаемые формы и способы использования помещения, орган местного самоуправления выходит за пределы своих полномочий, определенных законодательством, и вмешивается в компетенцию органов государственной власти.
Анализ норм [п. п. 6, 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ] позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению порядка признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания и порядка перевода жилых домов и жилых помещений муниципального фонда в нежилые.
3.2. ЖК РФ не наделяет органы местного самоуправления какими-либо полномочиями по бесплатной передаче в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, не наделяют указанные органы публичной власти какими-либо полномочиями по бесплатной передаче в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде (статья 14).
3.3. ЖК РФ не наделяет органы местного самоуправления какими-либо полномочиями по обеспечению проведения капитального ремонта жилых домов
Статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющая полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, не наделяет указанные органы публичной власти какими-либо полномочиями по обеспечению проведения капитального ремонта жилых домов.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.