к комплексным формам организации образовательного процесса можно отнести
Доклад на тему «Формы и методы организации учебного процесса»
ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Рекомендовано к использованию для методистов учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов, в том числе швейного профиля. Имеет прикладной характер, обобщен опыт организации учебного процесса в профессиональном лицее.
Галегова Любовь Давидовна,
методист, преподаватель экономики ПЛ № 4
«Дорогу осилит идущий»
В учреждениях СПО учебный процесс отличается многообразием организационных форм, и весьма важное место в нем занимает урок.
Как организационная форма он характеризуется постоянством отведенного на него времени (как правило, два часа), постоянством состава обучающихся (учебная группа), проведением преимущественно в учебном кабинете (аудитории) по расписанию, под руководством преподавателя.
В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) одним из важнейших условий реализации компетентностного подхода в ППКРС является широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с обучающимися. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, обусловлен главной целью ППКРС, а также зависит от особенностей контингента обучающихся и содержания конкретных учебных дисциплин. В зависимости от этого объем занятий, проводимых в интерактивных должен быть не менее 20 % от общего объема аудиторных занятий.
Классификация методов проведения занятий в педагогической системе подготовки обучающихся ОУ СПО сложились и получили широкое распространение три группы форм взаимодействия преподавателей и обучающихся в ходе проведения занятий. 1. Традиционные методы. 2. Активные методы. 3. Интерактивные методы. Взаимодействие субъектов учебного процесса при использовании тех или иных методов можно представить следующим образом. Традиционный метод это форма взаимодействия преподавателя и обучающегося, в котором преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных указаниям преподавателя. Связь преподавателя с обучающимися на таких занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С позиций современных педагогических технологий и эффективности усвоения учебного материала традиционный метод не достаточно эффективен, хотя в тоже время он имеет существенные плюсы. Это относительно несложная подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия. К основным традиционным методам обучения относятся: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия (практикумы), самостоятельная работа, все виды контроля (текущий, периодический, итоговый). Активный метод характеризуется как форма взаимодействия преподавателя и обучающихся, при котором они взаимодействуют друг с другом и не являются пассивными слушателями, а играют роль активных участников образовательного процесса. Активный метод Преподаватель и обучающиеся имеют равные права. Стиль управления занятием в данном случае более демократичен. Интерактивный метод означает взаимодействие не только между преподавателем и обучающимися., но также и между обучающимися. Преподаватель позволяет участникам образовательного процесса находиться в режиме диалога, беседы. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. При этом преподаватель направляет деятельность обучающихся на достижение целей занятия.
В системе профессионального обучения по основной дидактической цели выделяют следующие виды уроков:
3. Учебно-обобщающий урок. Обобщение, углубление и систематизация пройденного материала.
Лекция как организационная форма обучения – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция – наиболее экономичный способ передачи учебной информации. В учебном процессе различают следующие виды лекций:
1. Вводная. Разъясняются теоретические и прикладное значение предмета, связь его с другими предметами, роль в понимании мира, в подготовке специалиста.
2. Текущая. Систематическое изложение учебного материала.
3. Заключительная. Обобщается изученное ранее на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки.
В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды лекций:
1. Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения);
2. Проблемная (показывает решение проблемы);
Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм в том. Что он ориентирует обучающихся на проявление самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.
В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды:
2. Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов.
3. Семинар-диспут – коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения.
4. Смешенная форма семинара. Включает в себя обсуждения докладов, свободные выступления обучающихся, дискуссионные обсуждения.
Консультация. Это вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен обучающимися, либо не усвоен совсем; изложение требований, предъявляемых на зачётах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций – ликвидация пробелов в знаниях обучающихся и помощь в их самостоятельной работе. Проводятся следующие виды консультаций: систематические по учебному предмету, предэкзаменационные, по курсовому и дипломному проектированию, консультации в период производственной практики. Различают индивидуальные и групповые консультации.
Организацию и руководство практикой осуществляют руководители практики от ПЛ № 4 и от организации. Общее руководство и контроль за практикой осуществляет заместитель директора по учебно-производственной работе. Непосредственное руководство практикой учебной группы осуществляется мастером производственного обучения.
Активные методы обучения классифицируются по различным признакам и различают несколько их классификаций:
Проблемная лекция – лекция, на которой новое знание доводится обучающимся через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания обучающихся в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, ввиду отсутствия готовой схемы решения. Для ответа на него требуется размышление. В ходе лекции мышление обучающихся активизируется путем создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание.
Пресс-конференция – это занятие, имитирующее проходящие в реальности пресс-конференции при условии, когда учебная группа разбивается на два коллектива. Один из них превращается в «представителей прессы», а другой – в «специалистов». Коллектив «специалистов ведет беседу с «представителями прессы», направленную на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Учебной целью таких занятий является обобщение и закрепление изученного материала. Занятия такого вида способствуют развитию у обучающихся навыков работы с дополнительной литературой при подготовке к пресс-конференции, воспитывают умение работать в коллективе.
Мозговая атака (мозговой штурм) – активный групповой метод дискуссии, один из наиболее известных и широко применяемых методов поиска идей путем творческого сотрудничества группы специалистов. Будучи единым мозгом, группа старается штурмом преодолеть трудность, которая мешает решить рассматриваемую проблему.
Курсовая работа – форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения основного раздела или всей учебной дисциплины.
Дипломная работа – это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой обучающиеся решают конкретные профессиональные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования обучающихся.
Научные исследования – метод творческой самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателей.
Решение ситуационных (производственных) задач (метод кейсов ) – метод, с помощью которого значительно облегчается и качественно улучшается обмен идеями в группе обучающихся. При этом кейс (от англ. case – случай, обстоятельство) рассматривается как описание ситуации или случая, которые используют для обучения, оценки и поиска наиболее эффективного и (или) быстрого решения. Этот метод ещё определяют как ситуационный анализ. Суть метода выражается в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную или производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Обучение в сотрудничестве – метод обучения в малых группах или обучение в команде под руководством преподавателя. Как показывает педагогическая практика, работа обучающихся в группе от двух до пяти человек над одним заданием, проблемным вопросом, оказываются продуктивнее объяснительно- иллюстративного и репродуктивных методов. Основной особенностью данного метода является то, что задача каждого обучающегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимы знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Роль преподавателя также несколько меняется. В большей степени его функции сводятся к консультированию, он также получает возможность уделять больше внимания отдельным обучающимся.
Тренинговые методы направлены на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников образовательного процесса. Тренинг рассматривается как метод интерактивного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг используется тогда, когда желаемый результат – это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. В ходе проведения тренингов используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм и др.
Деловая игра – форма имитация различных аспектов профессиональной деятельности. Суть метода заключается в моделировании ситуаций той деятельности, которую предстоит осуществлять обучающимся. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый обучающийся решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Деловая игра – это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации ранее полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст.
В итоге рассмотренные интерактивные методы обучения обеспечивают высокую мотивацию обучающихся, прочность знаний, ценность индивидуальности, развивают творчество и фантазию, коммуникабельность, формируют активную жизненную позицию, командный дух, свободу самовыражения, взаимоуважение, акцент на деятельность.
И в заключении, реализация требования ФГОС СПО третьего поколения предполагает значительные изменения в содержании учебно-методического обеспечения образовательного процесса, что в свою очередь требует решения вопроса о соотношении традиционных, активных и интерактивных форм и методов обучения. Одни только традиционные формы обучения не могут обеспечить формирование требуемых компетенций у обучающихся для их профессиональной деятельности. Традиционные формы ограничены односторонним направляющим действием от преподавателя к обучающемуся. При этом преподаватель является центральной фигурой, источником информации и руководителем, одновременно выполняя контролирующую функцию. При реализации активных форм обучения роль обучающихся значительно возрастает, хотя и в этой ситуации преподаватель остается центральной фигурой. Вместе с тем в данной ситуации обучающиеся получают возможность включаться в ход занятий постановкой вопросов, высказыванием собственных точек зрения, изложением предложений. Уже при интерактивных методах и формах организации образовательного процесса преподаватель и обучающиеся выступают как своеобразные партнеры. При этом роль преподавателя заключается в выработке общего подхода к выполнению тех или иных учебных заданий, направления познавательной деятельности обучающихся. При этом главным источником информации наряду с преподавателем является учебная и справочная литература, периодические и научные публикации.