к критерию выделения классов относится отношение к религии
Тест по обществознанию на тему: Социальная роль и стратификация
Тест по дисциплине: Обществознание
По теме: «Социальная роль и стратификация»
1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…
Б) социальный статус
В) семейное положение
Г) социальная стратификация
3. Критерием выделения страт может быть:
Б) отношение к религии
В) отношение к политической идеологии
Г) уровень развития личных способностей.
4. Социальная роль это –
А) степень признания достоинств личности
Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
Г) социальное перемещение индивида
5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения.
Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
6. Глубинная причина социальных конфликтов:
А) несовпадение характера
Б) различные воззрения социальных групп
В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.
7. С социальной сущностью человека связана потребность:
А) приспосабливаться к условиям природной среды
Б) заботиться о своем потомстве
В) обеспечивать безопасные условия жизни
Г) получить признание в обществе
8. Социальная стратификация – это …
А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой
Б) совместная деятельность людей в различных группах
В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей
Г) система признаков социального расслоения, неравенства
9. Приобретенным является статус-
10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это…
А) политика общества
Б) структура общества
В) характер общества
В1. Общность людей, для которой характерны следующие признаки:
А) единство языка и культуры
Б) единый экономический механизм
В) хозяйственная сплоченность
Г) общность исторического пути
В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом
1) социальная мобильность
Б) перемещения из одной социальной группы в другую
2) социальная дифференциация
В) руководящее начало, требование, образец
Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
4) социальная норма
Запишите полученную последовательность.
В3. Задание с подстановкой слова.
В4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «отклоняющееся поведение».
Девиация, деликвентность, наркомания, гениальность, асоциальность, способность, аномия, преступность.
Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию
1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов.
Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
2. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей – это…
А) внутренний социальный контроль
Б) внешний социальный контроль
Г) социальные санкции
3. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.
А) влияние общественного мнения
В) регламентация социальных институтов
Г) групповое давление
4. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства – это..
Г) социальный класс
5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.
Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма.
Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
7. Нации и народности – это…
А) исторические типы общества
Б) этнические общности
В) демографические группы
Г) поселенческие группы
8. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?
А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.
Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.
В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким, как все.
Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.
9. Верны ли следующие суждения о социализации?
А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни.
Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
10. Верны ли суждения о девиантном поведении?
А) Новаторство является проявлением девиантного поведения.
Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
В1. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
1. Молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала её победа в конкурсе «Учитель года».
2. Менеджер, поступивший на работу после окончания учебного заведения, женился на дочери директора фирмы и получил значительное повышение по службе.
Б) профессиональная деятельность
3. После окончания престижного учебного заведения молодой специалист был приглашен на работу в очень известную фирму по продаже компьютеров.
4. Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследования лечения болезни, собрал материал и защитил кандидатскую диссертацию.
Запишите полученную последовательность.
В2. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфесиальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, выпадающую из ряда, образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
В3. Прочитайте текст и вставьте недостающие слова, которые указаны ниже.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус___________(1). Это явление получило название социальной_______________(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____________(4). ___________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.д.. Каналами мобильности выступают социальные _______________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.д.»
Каждое слово может быть использовано только один раз.
В4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Социологи определяют социальную роль, как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
Определите, какие положения носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Полученные данные запишите.
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнено не менее 90 % предложенных заданий ;
оценка «хорошо»… если выполнено не менее 80 % предложенных заданий
оценка «удовлетворительно» выполнено не менее 70 % предложенных заданий ;
оценка «неудовлетворительно» если выполнено не менее 60 % предложенных заданий
Тест с ответами по теме: “Социальные отношения”
1. Что считается стабилизирующей частью современного демократического общества:
а) государственные служащие
б) высший класс
в) средний класс +
2. Какие согласно Марксу, в первую очередь, факторы определяют классовую стратификацию общества:
а) культурные
б) экономические +
в) общественные
3. С социальной сущностью человека связана потребность:
а) приспосабливаться к условиям природной среды
б) заботиться о своем потомстве
в) получить признание в обществе+
4. В чей круг интересов не входили вопросы социальной стратификации:
а) П. Сорокина
б) Т. Парсонса
в) О. Шпенглера +
5. Какой их перечисленных классов не выделяется согласно распределительной теории:
а) буржуазия
б) феодалы
в) бедные +
6. Определите глубинную причину социальных конфликтов:
а) несовпадение характера
б) различные воззрения социальных групп
в) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей +
7. С какого возраста устанавливает брачный возраст семейный кодекс РФ:
а) 15 лет
б) 16 лет
в) 18 лет +
8. Согласно какой теории классов основными разграничительными признаками выступают размер и форма дохода:
а) распределительной +
б) олигархической
в) повелительной
9. Социальная роль:
а) степень признания достоинств личности
б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
в) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих +
10. Как называется распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге:
а) люмпенизацией
б) стратификацией +
в) маргинальностью
11. Какой класс Маркс и его сторонники считали главной формой социальной стратификации:
а) общественный класс +
б) буржуазию
в) класс пролетариата
12. Критерием выделения страт может быть:
а) уровень дохода +
б) отношение к религии
в) отношение к политической идеологии
13. Что является спецификой социальной стратификации:
а) то, что она отражает принцип неравенства +
б) то, что она показывает разницу поколений
в) то, что она отражает реальный уровень жизни социума
14. Как называется пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние субъекта:
а) люмпенизацией
б) стратификацией
в) маргинальностью +
15. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением:
а) социальная роль
б) социальный статус +
в) семейное положение
16. Как называется совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев:
а) социопатия
б) социальная стратификация +
в) социальное разбиение
17. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности:
а) территориальные
б) демографические +
в) этнонациональные
18. Как называется переход людей из одних общественных групп в другие:
а) социальной стратификацией
б) социальной дифференциацией
в) социальной мобильностью +
19. Выберите, чем характеризуется любая социальная группа:
а) малочисленностью состава
б) родственными связями
в) общностью социального статуса +
20. Как называется большая группа людей, находящаяся на определенной позиции в шкале неравенства:
а) элита
б) страта +
в) позиция
21. Отметьте, что понимается под «совокупностью социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей»:
а) внутренний социальный контроль
б) внешний социальный контроль +
в) самоконтроль
22. Как называется разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение:
а) социальная стратификация
б) социальная дифференциация +
в) классообразование
23. К основным признакам принадлежности к среднему классу не относится следующее:
а) наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода
б) низкий уровень образования+
в) доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране
24. Наличие чего предполагает различие групп:
а) различного мировозрения
б) специфических признаков +
в) принадлежности к разным культурам
25. К личным неимущественным правам супругов не относится:
а) право выбора рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
б) право на осуществление материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи
в) заключение брачного договора+
26. Что такое положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением:
а) социальная роль
б) социальный статус +
в) семейное положение
27. К фиксированным социальным общностям относится:
а) работники правоохранительных органов +
б) болельщики
в) отдыхающие
28. От какого латинского корня происходит слово «дифференциация»:
а) порядок
б) сходство
в) различие +
29. К фиксированным социальным общностям относится:
а) беженцы +
б) болельщики
в) путешественники
30. Что такое социальная роль:
а) степень признания достоинств личности
б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
в) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих +
Тест по теме: «Социальные отношения».
Тест по теме «Социальные отношения»
1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…
Б) социальный статус
В) семейное положение
Г) социальная стратификация
3. Критерием выделения страт может быть:
Б) отношение к религии
В) отношение к политической идеологии
Г) уровень развития личных способностей.
4. Социальная роль это –
А) степень признания достоинств личности
Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
Г) социальное перемещение индивида
5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения.
Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
6. Глубинная причина социальных конфликтов:
А) несовпадение характера
Б) различные воззрения социальных групп
В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.
7. С социальной сущностью человека связана потребность:
А) приспосабливаться к условиям природной среды
Б) заботиться о своем потомстве
В) обеспечивать безопасные условия жизни
Г) получить признание в обществе
8. Социальная стратификация – это …
А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой
Б) совместная деятельность людей в различных группах
В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей
Г) система признаков социального расслоения, неравенства
9. Приобретенным является статус-
10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это…
А) политика общества
Б) структура общества
В) характер общества
11. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов.
Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
12. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей – это…
А) внутренний социальный контроль
Б) внешний социальный контроль
Г) социальные санкции
13. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.
А) влияние общественного мнения
В) регламентация социальных институтов
Г) групповое давление
14. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства – это..
Г) социальный класс
15. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.
Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
16. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма.
Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
17. Нации и народности – это…
А) исторические типы общества
Б) этнические общности
В) демографические группы
Г) поселенческие группы
18. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?
А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.
Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.
В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким, как все.
Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.
19. Верны ли следующие суждения о социализации?
А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни.
Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
20. Верны ли суждения о девиантном поведении?
А) Новаторство является проявлением девиантного поведения.
Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
А) о социальных отношениях
Б) изучает социальную структуру
В) рассматривает социальное неравенство
Г) анализирует социальную адаптацию индивида
В2. Общность людей, для которой характерны следующие признаки:
А) единство языка и культуры
Б) единый экономический механизм
В) хозяйственная сплоченность
Г) общность исторического пути
В3. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В4. Задание с подстановкой слова.
В5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «отклоняющееся поведение».
Девиация, деликвентность, наркомания, гениальность, асоциальность, способность, аномия, преступность.
Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию
В6. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
4. Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследования лечения болезни, собрал материал и защитил кандидатскую диссертацию.
В7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфесиальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, выпадающую из ряда, образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
В8. Прочитайте текст и вставьте недостающие слова, которые указаны ниже.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус___________(1). Это явление получило название социальной_______________(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____________(4). ___________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.д.. Каналами мобильности выступают социальные _______________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.д.»
Каждое слово может быть использовано только один раз.
В9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Социологи определяют социальную роль, как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
Определите, какие положения носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Полученные данные внесите в таблицу.
С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах в обществе.
С2. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Социальная стратификация общества
Понятие и критерии социальной стратификации общества
Страта — это большая группа людей, которая отличается от других своим положением в социальной структуре общества.
Социальная стратификация — это отражение различий, которые есть между различными группами людей (классов и слоев) в определенном обществе.
Проще говоря, социальной стратификацией общества называют отношения между слоями общества, а также определенными социальными институтами.
Так как каждая социальная структура представляет из себя совокупность работающих социальных общностей, в ней можно выделить закономерные элементы.
Элементы социальной структуры общества:
Пять основных критериев социальной стратификации:
Доход — количество финансовых поступлений за определенный период (месяц, год).
Богатство — накопленные доходы.
Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать влияние на деятельность других людей с помощью авторитета, права, насилия и других методов.
Образование — знания, умения и навыки, которые освоены в процессе обучения.
Престиж — общественная оценка привлекательности, значимости профессии, должности, увлечений.
Выделяют три стратификационных уровня:
Социальная стратификация существует в любом обществе. Давайте узнаем причины ее возникновения.
Причины социальной стратификации
Принято выделять несколько причин возникновения социальной стратификации. Каждая причина относится к разным периодам развития человеческого общества. При этом в процессе усложнения общества причины тоже приобретали более комплексный характер.
Основные причины социальной стратификации:
Гендерное разделение. В результате сформировались патриархальные и матриархальные общества, в которых один гендер явно доминировал над другим.
Различия в способностях, биологический фактор. Простой пример: представители одного племени были физически более развиты и смогли одержать победу над своими соседями. В итоге между двумя племенами образовались отношения типа «господин-подчиненный», основанные на превосходстве в физической силе одной группы людей над другой.
Неравный доступ к ресурсам. Отсутствие жизненно важных ресурсов на территории одного государственного или догосударственного образования ставит его в своего рода экономическую зависимость от соседа, обладающего данными ресурсами. В свою очередь это дает последнему рычаг влияния, который может быть использован для формирования подчинительных отношений между двумя данными субъектами.
Наличие экономических привилегий, политических прав, социальных льгот. Данная причина характерна для эпохи национальных государств, когда доминирующий этнос в отдельно взятом государстве занимал более привилегированное положение относительного любого другого. Это проявлялось в том, что представители меньшинств не могли занимать государственные должности, иметь недвижимое имущество в частном владении, находиться в одном помещении с доминирующим большинством. Пример: расовая сегрегация в США в начале XX в.
Существование системы ценностей, в соответствии с которой определяется важность видов деятельности. Обычно важность видов деятельности определяется текущими потребностями общества и экономики, однако государственная политика, реалии времени и пропаганда могут искусственно превозносить одни профессии над другими. Так, в СССР привилегированным классом была партийная элита, а в нацистской Германии подвергались общественному осуждению юноши, не имевшие отношения к армейским структурам.
Социологи признают неравенство как важную характеристику социального распределения в социуме, однако в настоящее время нет единой трактовки природы такого паттерна.
Теории социальной стратификации
Все ученые приходили к выводу, что социальная стратификация естественна, как и иерархическое деление между людьми, при этом каждый выделял разные причины неравенства.
Ученый | Причина неравенства |
Карл Маркс | Сам факт обладания человеком собственностью, уровень доходов. |
Макс Вебер | Критерии Карла Маркса + социальный престиж и участие человека в жизни политической партии. |
Питирим Сорокин | Права и привилегии, ответственность и обязанности между людьми распределены неравномерно. |
Выделяют три наиболее авторитетные теории социальной стратификации: теория Карла Маркса, система Макса Вебера и функционализм Питирима Сорокина. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Классовая теория Маркса
В теории Маркса общество делится на два основных класса: эксплуататоров и эксплуатируемых, которые находятся в состоянии постоянного непримиримого противоборства из-за противоположных интересов.
Критерий принадлежности к классу — владение средствами производства. Классовая борьба в свою очередь представляется как движущая сила истории. Итог борьбы — социальная революция, за которой следует смена общественного строя.
Маркс выделил пять этапов развития общества — общественно-экономических формаций:
Первобытно-общинная. Отсутствие частной собственности подразумевало отсутствие классов.
Рабовладельческая. Классы: рабовладельцы и рабы.
Феодальная. Осознание нерентабельности рабского труда стало причиной появления новых классов: феодалов и крестьян.
Капиталистическая. Классы: предприниматели, владельцы собственности и рабочие.
Коммунизм. Бесклассовое общество, которое возникло в связи с уничтожением частной собственности.
Как показала история, воплощение идеи Маркса о бесклассовом обществе оказалось недостижимым.
Теория трехкомпонентной стратификации Вебера
Вебер определял положение человека в обществе исходя из трех критериев: принадлежности к классу, социального статуса и связи с партией.
Класс по Веберу — экономическое понятие, которое зависит от имущественных отношений индивида. Классы:
Социальный статус находится в сфере культуры и объединяет людей по схожему образу жизни, мировоззрению, роду занятий. В связи с этим в рамках или вне классов формируются статусные группы — сообщества людей, которых объединяет социальный статус.
Партии (группы власти) находятся вне классов или статусных групп, их борьба не связана с деятельностью деловых и финансовых организаций из-за наличия особых интересов, которые происходят из желания решать вопросы определенного круга лиц. При этом партия может не быть причастна к политике.
Каждая из трех составляющих положения человека в обществе дает ему возможности для улучшения своей жизни. Эти возможности Вебер назвал «жизненными шансами».
Теория социальной стратификации Сорокина
По мнению Сорокина, на расслоение общества влияют экономика (доход и богатство), политика (влияние и власть) и профессиональная деятельность (мастерство и навыки).
Дополнительные характеристики, которые влияют на степень расслоения, но не создают его: возраст, культура, речь и другие.
Сама же стратификация заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
По этой теории, индивиды, занимающие высокое положение в обществе по одному из критериев, обычно занимают равно высокое положение по другим критериям, однако этот принцип работает не всегда. Это явление называется статусным несовпадением и приводит к тому, что человек предпринимает усилия, которые направлены на повышение своего статуса в обществе.
Сорокин классифицировал профессиональную стратификацию на:
Основная идея Сорокина в том, что общество тяготеет к сохранению социальной пирамиды в ее текущем состоянии. Если привилегированный слой получает еще больше прав и возможностей, это ведет к социальной революции, в результате которой происходит разрушение элиты общества. При этом развитие общества, по мнению Сорокина, циклично, поэтому привилегированный слой общества снова начнет расти.
Исторические типы стратификационных систем
Рассмотрим четыре основных вида социальной стратификации в таблице.
Название | Значение | Характер общества |
Рабство |