к личным неимущественным правам автора относится право

Статья 15. Личные неимущественные права

Статья 15. Личные неимущественные права

1. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.

3. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

К личным неимущественным правам автора относится право

1.1.1. Личные неимущественные права

К личным неимущественным правам автора относятся следующие права:

Право авторства (право признаваться автором произведения) ;

Право автора на имя (право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно) ;

Право на неприкосновенность произведения (право на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями) ;

Право на обнародование произведения (право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом) ;

Личные неимущественные права автора являются неотчуждаемыми и не могут передаваться иным способом. Некоторые права, такие как право авторства, право на имя и неприкосновенность произведения, охраняются бессрочно. После смерти автора его личные неимущественные права могут защищаться иными лицами.

Таким образом, в соответствии с ГК РФ, при любом использовании произведений необходимо обеспечивать соблюдение неимущественных прав автора (авторов), то есть, в первую очередь, обязательно указывать имя автора и др.

Ответственность за соблюдение соответствующих прав несет пользователь архива или сам архив в том случае, если он выступает пользователем (организует выставки, готовит публикации, размещает документы в сети Интернет и т.д.).

Источник

Личные не имущественные авторские права

Личные неимущественные авторские права неотчуждаемы и непередаваемы любым способом (статья 150 ГК РФ).

К личным не имущественным правам автора относятся:

Законом устанавливается принцип бессрочной охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (статья 1267 Г.К РФ ).

Правообладатель в целях оповещения третьих лиц о своих правах может устанавливать знак охраны авторских прав на каждом экземпляре произведения.

Консультация: (495) 921— 2231 ; Задать вопрос юристу

Статьи и новости по теме:

Это должно стимулировать здоровое развитие китайской игровой индустрии >

Европейский парламент сегодня проголосовал за принятие Директивы Европейского Союза об авторском праве >>

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете >>>

Выдача книг читателям без согласия правообладателя и выплаты им авторского вознаграждения в России в порядке вещей, но считается нарушением авторских прав и права на оплату труда авторов в государствах Европейского Союза >>>

Источник

Права автора и заказчика

В авторских правах много путаницы и вопросов.

Провожу платный мастер-класс. Я могу включить радио фоном?

Типография напечатала контрафактного Акунина и поручила курьерской службе развозить книги. Служба не знала о контрафакте. Можно ли отсудить у службы компенсацию за нарушение прав?

За одну статью о правах не рассказать, поэтому мы рассказываем частями. Чтобы вы не пропустили, собрали статьи в список:

Права автора и заказчика,

Как получить права от автора.

Сегодня о том, какие права есть у автора, какие может забрать заказчик и как обойтись без штрафа. В правах помогает разобраться юрист Павел Мищенко.

к личным неимущественным правам автора относится право

Какие права у автора

Автор — это человек, который что-то создал. Закон защищает автора любого произведения, даже надписи на стене: «Маша любит Пашу», иллюстрации к статьям или гифки с котиками. Об этом есть подробная статья на Деле.

Коммерческий канал в Телеграме без спроса утащил иллюстрацию к статье Дела о кассах. По закону автор иллюстрации может потребовать с канала пять миллионов рублей

к личным неимущественным правам автора относится право

У автора есть личные неимущественные права и имущественные:

Неимущественные права

Право автора на имя

Имущественные

Право использовать работу и получать за это деньги

В правах надо разобраться, чтобы понять — какие может передать автор, а заказчик получить, а какие нельзя. Иначе в договоре можно написать лишнего, и если будет спор, он не поможет отстоять свое в суде.

Неимущественные права

Неимущественные права — это права на славу и власть. Дизайнер сделал макет, теперь он автор. Вот что он может требовать:

Кроме славы автор получает право:

В законе это называется «правом на неприкосновенность», «обнародование» и «отзыв».

Автор написал сценарий, по нему сняли фильм и назначили дату премьеры. По закону автор может слить сценарий до официальной даты. А может вовсе запретить показывать фильм по его сценарию.

То же самое с фотографом. Фотограф передал фото дизайнеру, тот собрал макет, маркетолог согласовал и запустил в печать. А фотограф за день до печати решил, что не хочет, чтобы его фотографии были в макете. По закону он вправе так сделать.

Как быть заказчику с таким правом автора — это отдельная тема, расскажем о ней в другой раз. Скажем сразу, что можно подстраховаться. Как минимум, автор должен выплатить убытки компании из-за отзыва.

Неимущественные права могут быть только у человека — у одного или нескольких, если они вместе создавали произведение. У компании нет таких прав и она не может их получить.

Имущественные права

Имущественные права — это право на деньги. Зарабатывать на работе автора можно по-разному, способы описывает 1270 статья Гражданского кодекса. Такие права называются исключительными.

Право
Пример

Распространение, импорт и прокат

Продажа книг в магазине или прокат велосипедов

Сообщение в эфир или по кабелю

Программа по радио или ролик в интернете

Перевод книги с русского на английский

Доведение до всеобщего сведения

Всё что угодно: можно опубликовать в блоге, на сайте компании, забыть в кафе

Список в 1270 статье ГК — открытый. Это значит, что заказчик может делать с произведением, всё, о чем договорится с автором. Главное, чтобы договоренности не противоречили законодательству.

Исключительные права могут быть у человека, компании или индивидуального предпринимателя.

Какие авторские права может получить заказчик

У автора все права появляются сразу, как только он что-то создает. Ничего регистрировать, писать или кому-то говорить не надо. Дизайнер нарисовал макет — у него есть все права на этот макет.

Заказчик не может получить все авторские права, даже за большие деньги. Бывает такое: автор не знает законов, подписывает полный отказ в договоре, заказчик доволен.

Подпись автора не делает передачу законной. При конфликте автор может подать в суд на заказчика и суд поддержит автора. Чтобы не попадать в такую историю, лучше разобраться, что можно забирать и что нет.

Автор не передает неимущественные права, они всегда остаются у него. Часто появляется путанница из-за права автора подписываться собой. Так вот, заказчик не может получить это право.

Лена написала детектив за Арью Тонцову. Тонцова выкупает у Лены права на публикацию детектива, платит миллион долларов. Всё честно.

При этом Тонцова не может подписать детектив собой. Если Лена разрешит, Тонцова может опубликовать детектив под «анонимом», но поставить свою фамилию нельзя. У Лены навсегда останется право быть автором этого детектива.

Исключительные права можно передать. Есть два варианта:

Автор передает права полностью, на юридическом языке это называется «отчуждением прав». Тогда заказчик делает с произведением что угодно: хоть в рекламе использует, хоть с балкона бросает.

Дает права на время и не все. Для этого есть лицензионный договор. Условия могут быть любыми: дизайнер разрешает использовать макет только для детских садов, значит, заказчик может использовать макет только там. Или использовать как угодно и где угодно, но ровно год.

Чтобы пользоваться работой автора, заказчик получает исключительные права на эту работу. Как и какие — неважно: можно частичные права и по лицензионному договору, можно все и тогда подписать договор отчуждения прав.

Когда можно не получать исключительные права

На всё что использует заказчик, надо получить права. Сначала спрашиваете разрешение автора и получаете права, потом используете. Только так.

Некоторые уверены, что раз автор опубликовал что-то в интернете, этим можно пользоваться. Если в айтюнсе выходит фильм Спилберга, сомнений нет: фильм нельзя пиратить, а потом показывать у себя в ресторане. С менее известными авторами появляются вопросы.

к личным неимущественным правам автора относится право

Правило одинаковое для всех: ничего нельзя брать без разрешения автора. Если фотограф опубликовал фото в блоге, факт публикации не разрешает ее перепечатывать. При этом автор не обязан писать: «Фотографию нельзя использовать без разрешения». Об этом говорит 1229 статья Гражданского кодекса:

к личным неимущественным правам автора относится право

Знак «копирайта» тоже ставить необязательно. Это право автора, а не его обязанность, в этом помогает 1271 статья ГК:

к личным неимущественным правам автора относится право

Десять ссылок на блог автора, хвалебные слова в его честь — ничего из этого не считается разрешением автора. Фраза перед перепечаткой: «Лучшая фотография банки огурцов» не отменяет нарушение авторских прав, а попросту — воровство.

Есть несколько случаев, когда можно использовать чужую работу и не получать на нее права, например, процитировать или взять для основы пародии. Что это такое и кому подходит, рассказываем в статье на Деле. В остальных случаях права надо получать, исключений нет.

Чем рискует заказчик

Если компания не получила исключительные права и использует работу, она рискует заплатить компенсацию и лишиться проекта. Это если коротко.

Автор вправе потребовать возместить ущерб из-за нарушения авторских прав или компенсацию. Она может быть такой:

от десяти тысяч рублей до пяти миллионов за одно произведение — фотографию, макет, песню;

двукратная стоимость контрафактного экземпляра. Например, за копию макета;

двукратная стоимость исключительного права на произведение.

Размер компенсации называет автор и доказывает в суде. Компания может потерять и миллиард, это вопрос силы доказательств и мнения судьи.

Пока в судах между авторами-физлицами и компаниями, компании платят немного. Чаще платят десять тысяч рублей, но бывают исключения. Блогер Илья Варламов отсудил у Нюьс-медиа 200 000 рублей за фотографию. Об этом он пишет в своем блоге.

Если за права спорят две компании или нарушитель — компания, споры обходятся дороже. При крупных нарушениях можно получить исправительные работы или сесть в тюрьму.

За авторскими правами следят не только авторы, им еще помогают сервисы. Например, Инстаграм. Если автор пожалуется, Инстаграм вправе удалить пост с нарушением авторских прав и аккаунт целиком

Представьте, магазин одежды готовится запускать рекламу в Инстаграме.

Специально для рекламы магазин заказал съемку новых платьев. Для этого оплатил работу СММщика, фотографа, стилиста, моделей, а еще копирайтера, чтобы написал текст к фотографиям, и таркетологов, которые настроили рекламу.

СММщик подготовил посты к публикации, реклама пошла. И всё зря. Оказывается, для постов СММщик залил музыкальную композицию, которую откуда-то скачал. Автор композиции заметил свою работу и пожаловался Инстаграму. А тот удалил посты с этой музыкой.

Отзыв постов может выглядеть так:

к личным неимущественным правам автора относится право

Возможно, автор не знает, что он не передал исключительные права или знает, но не хочет возиться с документами и обещает не устраивать проблем. Зато проблемы может устроить конкурент.

Самое простое, что может сделать конкурент — скопировать чужую работу, например, логотип, макет, песню, всё что угодно. Если у компании по документам нет прав на эту работу, она не сможет обвинить конкурента в воровстве и запретить ее использовать.

Чтобы не терять деньги, заказы и обойтись без разбирательств с полицией, надо получить от автора исключительные права.

Как получить права

Исключительные права сами по себе не переходят от автора к заказчику. Мало заплатить дизайнеру за макет. Чтобы использовать макет в рекламе, надо получить официальное разрешение дизайнера.

Самый надежный способ получить разрешение — подписать договор. Вот что может понадобиться:

Права на готовую работу

Договор отчуждения исключительных прав, если берете все права

Лицензионный договор, если на время

На будущую

Если права у компании — договор подряда и акт. В договоре и акте должна быть фраза об отчуждении прав

Если у физлицо или ИП-автора — договор авторского заказа

Если ИП — не автор, но он на только права, но он не автор, например, нанял дизайнера на макет, — договор подряда и акт

Если у сотрудников — трудовой договор, служебные задания, акты. Написали о документах в статье на Деле: «Исключительные права работодателя»

Как оформить договор, подстраховаться от автора-обманщика и чем заменить договоры, если работа нужна срочно, а времени нет — расскажем в следующих статьях. А пока шаблоны договоров: можно скачать, заполнить и пользоваться.

Шаблоны подготовили юристы Центра управления законом.

Короче

Что надо помнить

У автора все права на произведение появляются сразу, как он его создаст

Автор может передать только исключительные права

Ничего нельзя брать, пока автор не разрешит: гифки, статьи, фотографии, музыку. При этом неважно, есть ли у автора пометка о копирайте или запрет на использование

Как заказчику получить права

Права на работу автора сами по себе не переходят. Нельзя просто так взять фотографию из блога и опубликовать в своем посте

Если нужны все права на работу, подойдут договоры отчуждения прав, договор подряда или авторского заказа

Если на время — лицензионный договор

Ссылка на автора не дает право использовать его работу

5 МЛН ₽

— возможная компенсация за нарушение исключительных прав

Источник

Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности

1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.

3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

4. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

Комментарий к ст. 1228 ГК РФ

1. Статья 1228 действует только в отношении результатов интеллектуальной деятельности. В большинстве случаев они создаются творческим трудом конкретных людей, которых п. 1 статьи в широком смысле называет авторами таких результатов. В их число попадают не только авторы произведений науки, литературы и искусства (в т.ч. авторы программ для ЭВМ и баз данных), но и артисты-исполнители, режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры, авторы изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, селекционных достижений и топологий интегральных микросхем.

Однако необходимо учитывать, что в ряде случаев к результатам интеллектуальной деятельности закон относит также нематериальные объекты, правовая охрана которых возникает не в связи с их творческим характером. Их ценность зависит от материальных затрат и организационных усилий лица, которому предоставляется такая охрана, а конкретный автор у этих объектов либо отсутствует, либо охрана его прав осуществляется при помощи другого правового инструментария. К таким результатам интеллектуальной деятельности относятся все объекты смежных прав, кроме прав на исполнение, а также секреты производства (ноу-хау). Таким образом, ст. 1228 относится лишь к тем результатам интеллектуальной деятельности, правовой режим которых направлен на защиту интересов их авторов.

2. Правовая охрана средств индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и предприятий осуществляется в интересах обладателей имущественных прав на такие объекты, а их создатели (в тех случаях, когда соответствующий нематериальный объект, например рисунок, зарегистрированный в качестве товарного знака, носит творческий характер) не являются субъектами правоотношений, возникающих в этой сфере. Права таких лиц защищаются в рамках других правовых институтов, поэтому ст. 1228 на средства индивидуализации не распространяется.

3. Автором результата интеллектуальной деятельности может быть признан только человек, в отношении которого ГК использует термин «гражданин». Согласно ст. 2 ГК под гражданами Кодекс понимает не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан, и лиц без гражданства.

Автором не может, по общему правилу, считаться ни юридическое лицо, ни государство в лице Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Однако в двух случаях ГК предусматривает исключение из этого правила. Оба эти случая относятся к сфере авторского права.

Во-первых, согласно п. 3 ст. 1256 ГК при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Таким образом, если по законодательству такой страны автором произведения может быть признано юридическое лицо, то на территории Российской Федерации оно также будет рассматриваться как автор произведения.

Во-вторых, в соответствии со ст. 484 ГК 1964 в определенных случаях за юридическими лицами могло быть признано авторское право (например, авторское право на кинофильм или телефильм принадлежало предприятию, осуществившему съемку). Часть 2 ст. 6 Вводного закона к ч. 4 ГК установила, что в тех случаях, когда сроки действия авторских прав юридических лиц еще не истекли, к возникающим в связи с этим правоотношениям по аналогии применяются правила части 4 ГК, причем для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

4. Способность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности является в соответствии со ст. 18 ГК частью содержания правоспособности граждан. Так как правоспособность возникает у гражданина с момента его рождения и прекращается смертью (п. 2 ст. 17 ГК), то и права автора возникают у него независимо от возраста и состояния здоровья.

Основанием для возникновения у автора субъективных прав являются его фактические действия по созданию результата интеллектуальной деятельности (в случаях, предусмотренных ГК, такие права признаются и охраняются при условии государственной регистрации соответствующего результата, см. п. 1 ст. 1232 ГК). Существование этих прав не зависит от дееспособности автора. Автором может быть и малолетний ребенок, и лицо, признанное недееспособным в результате душевного заболевания, и т.д. Права любого автора подлежат защите.

Однако осуществление прав в отношении результата интеллектуальной деятельности (в частности, заключение договоров, направленных на использование такого результата) требует наличия у автора дееспособности (ст. 21 ГК). Возраст, с которого наступает полная дееспособность в этой сфере, понижен с обычных 18 до 14 лет: несовершеннолетние в возрасте от 14 лет могут самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора результата интеллектуальной деятельности (подп. 2 п. 2 ст. 26 ГК).

Правами малолетних авторов в возрасте до 14 лет распоряжаются их родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК). Опекуны распоряжаются также правами лиц, признанных недееспособными (ст. 29 ГК). Гражданин, ограниченный в дееспособности в связи с тем, что вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может распоряжаться своими правами автора только с согласия попечителя (ст. 30 ГК).

5. Критерием признания гражданина автором результата интеллектуальной деятельности является создание такого результата его творческим трудом (абз. 1 п. 1 ст. 1228). Из абзаца 2 п. 1 комментируемой статьи вытекает, что автором может быть признан только гражданин, внесший личный творческий вклад в создание соответствующего результата.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. М., 1986. С. 687.

Поскольку в процессе создания результата интеллектуальной деятельности зачастую участвуют не отдельные лица, а группы или даже целые коллективы, то весьма важно понимать, все ли они могут считаться его авторами. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1228 лица, которые оказали автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, но не внесли своего личного творческого вклада в создание результата интеллектуальной деятельности, не могут быть признаны авторами (соавторами) этого результата. Таким образом, перечисленные виды деятельности в Кодексе четко отграничены от творчества.

В перечень тех, кто не может быть признан автором результата интеллектуальной деятельности, внесены также граждане, способствовавшие оформлению прав на результат интеллектуальной деятельности и его использованию либо осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Поскольку от деятельности таких лиц часто зависит реализация прав авторов и получение ими доходов, то данное правило призвано исключить возможные злоупотребления в этой сфере (например, принуждение к соавторству).

6. Автор результата интеллектуальной деятельности обладает личными неимущественными правами (п. 2 ст. 1228). Основным таким правом, присущим всем без исключения авторам, является право авторства. Его содержание не определено в ст. 1228, но в ст. ст. 1265, 1315, 1356, 1418 и 1453 ГК содержатся его идентичные определения как права признаваться автором соответствующего результата интеллектуальной деятельности.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п. 1 ст. 150 ГК, абз. 2 п. 2 ст. 1228). Эти права неотторжимы от личности автора, и он не может ими распоряжаться. Например, они не переходят к новому правообладателю по договору об отчуждении исключительного права, не могут перейти по наследству или быть на время предоставлены другому лицу. Автор также не может отказаться от этих прав. Такой отказ признается ничтожным, т.е. недействительным с момента его совершения (см. ст. ст. 166 и 167 ГК).

7. Личные неимущественные права действуют в течение всей жизни автора, но после его смерти их действие прекращается, т.к. субъективные права, неразрывно связанные с личностью их обладателя, не могут существовать без самого субъекта. Однако и после смерти автора сохраняется потребность общества в охране его авторства и авторского имени. В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 1228 авторство и имя автора охраняются бессрочно. Их защиту может осуществлять любое заинтересованное лицо. Из этого общего правила имеются два исключения, предусмотренные п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК в отношении авторов произведений и исполнителей (артистов, дирижеров и режиссеров спектаклей). Они вправе в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК для назначения исполнителя завещания, назвать лицо, на которое пожизненно возлагают охрану авторства, имени автора (исполнителя) и неприкосновенности произведения (исполнения) после своей смерти. Если такое распоряжение не будет сделано, а также в случае отказа лица от выполнения возложенных на него обязанностей либо после смерти этого лица охрана прав должна осуществляться заинтересованными лицами.

К числу заинтересованных лиц могут относиться как наследники автора и их правопреемники, так и другие лица, у которых есть имущественные интересы и(или) личные мотивы. Заинтересованным лицом может быть признан обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, не являющийся наследником автора (например, лицо, ставшее правообладателем при жизни автора на основании договора об отчуждении исключительного права), а также родственник автора (даже если он не является обладателем исключительного права). В качестве заинтересованных лиц могут также выступать различные общественные организации в сфере культуры и искусства.

8. Пункт 3 ст. 1228 предусматривает также, что автор обладает исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности. Это право, как уже упоминалось в ст. 1226 ГК, является имущественным. Исключительное право оборотоспособно (п. 4 ст. 129 ГК), т.е. отчуждаемо и передаваемо иными способами третьим лицам.

9. Результат интеллектуальной деятельности может быть создан совместным творческим трудом не одного автора, а двух и более человек. Вместе они признаются соавторами этого результата (п. 4 ст. 1228). С учетом содержания п. 1 комментируемой статьи соавторами могут считаться лишь граждане, каждый из которых внес личный творческий вклад в создание соответствующего результата. Характеристика их труда как совместного не означает, что они должны в процессе творчества находиться в одном месте и в одно время. Не имеет значения, как организована их работа; достаточно того, чтобы созданный результат был плодом их общих творческих усилий.

Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный соавторами, принадлежат им совместно. Это означает, что они должны осуществлять эти права сообща. Порядок совместного осуществления исключительного права предусмотрен в общем виде в п. 3 ст. 1229 ГК и распространяется на соавторов-правообладателей (см. подробнее комментарий к п. 3 ст. 1229). Взаимоотношениям соавторов конкретных видов результатов интеллектуальной деятельности посвящены ст. ст. 1258, 1314, 1348, 1411 и 1451 ГК.

Судебная практика по статье 1228 ГК РФ

При этом суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 150, 1228, 1229, 1255, 1257, 1259, 1265, 1274, 1300 ГК РФ, разъяснениями, данными в пункте 14 Постановления N 5/29 относительно применения пункта 1 статьи 1236 ГК РФ, регулирующей виды лицензионных договоров.
Согласно пункту 1 статьи 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Принимая оспариваемые заявителем судебные акты, Суд по интеллектуальным правам руководствовался положениями статей 198, 200 АПК РФ, статей 1228, 1257, 1259, 1483 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», и исходил из наличия установленной законом совокупности условий, необходимой для признания оспариваемого решения Роспатента недействительным.

Признав действия ответчика неправомерными, нарушающими исключительные авторские права истца, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 1228, пунктами 1, 2 статьи 1259, статьей 1257, пунктами 1, 5 статьи 1274, статьями 1300, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 43.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», взыскал с ответчика компенсацию за нарушение авторских прав на спорные фотографические произведения исходя из 10 фактов использования произведений, то есть по 40 000 руб. за каждый факт опубликования.

Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, установив факт принадлежность третьему лицу авторских прав на спорный объект, а также право общества «Уральское авторское общество» на обращение в суд с настоящими требованиями; придя к выводу о доказанности использования ответчиком фотографического произведения без согласия правообладателя, без размещения сведений об их авторе и источнике заимствования; признав обоснованным и соответствующим принципам разумности и справедливости заявленный истцом размер компенсации, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 15 Бернской конвенции, статей 1228, 1229, 1265, 1270, 1274, 1301 ГК РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом «Уральское авторское общество» исковые требования в полном объеме.

Руководствуясь Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886, статьями 1228, 1242, 1243, 1244, 1256, 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, взыскав вознаграждение за публичное исполнение музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальных произведениях, для его последующего распределения авторам.

Суды, руководствуясь статьями 1228, 1229, 1252, 1259, 1299, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что в данном конкретном случае вменяемые истцом ответчику действия не образуют состава отдельного правонарушения, за которое он подлежал бы привлечению к самостоятельной ответственности, отказав в иске.

Исключительное право на произведение, первоначально возникающее у его автора, в отличие от права авторства, права автора на имя, а также права на неприкосновенность произведения, может быть передано автором другому лицу по договору, перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (например, пункты 2 и 3 статьи 1228, статьи 1229, 1233, 1234, 1265, пункт 1 статьи 1267, статья 1270 ГК Российской Федерации).

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили, что Бойко С.И. и Петров А.В. состояли в трудовых отношениях с обществом; истцом не представлено достаточных доказательств создания ответчиками спорного изобретения в связи с выполнением ими своих трудовых обязанностей или конкретного задания общества как работодателя; отсутствие в должностных обязанностях ответчиков обязанности по разработке изобретений; из представленных истцом доказательств не следует, что осуществляемая обществом исследовательская деятельность была направлена на достижение технического решения, тождественного техническому решению по спорному патенту, и, руководствуясь статьями 1228, 1347, 1348, 1357, 1370, 1398 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», отказали в иске.

Принимая во внимание тот факт, что автору архитектурного проекта законодателем предоставлено дополнительное специальное право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством архитектурного объекта, а такое право носит личный неимущественный характер, передача которого третьим лицам законодателем не предусмотрена, так как в силу специфики авторского замысла, проверка соблюдения точности его реализации в архитектурный объект не может быть осуществлена никем, кроме самого автора, указав, что творцом произведения может быть только физическое лицо, что соответствует положениям статьи 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды, с учетом конкретных обстоятельств дела, пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом «Арт ВИНД» на основании статьи 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации требования о взыскании компенсации за нарушение неимущественного права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *