к локальным формам аномального развития принято относить
Настроить шрифт
Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.
В большинстве своем это так называемые непрогредиентные 1 болезненные состояния, своего рода пороки развития, подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющие собой его патологическую модификацию, затрудняющую полноценное психосоциальное развитие ребенка без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
1 Прогредиентность (от лат. progredior — идти вперед) — нарастающий характер нарушений при каком-либо заболевании. Непрогредиентный характер нарушений означает отсутствие усугубления первичного дефекта, лежащего в основе психического недоразвития.
В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е. Сухаревой и М.С. Певзнер, а также современными исследованиями в области нейропсихологии (В.В. Лебединский, Э.Г. Симерницкая, А.В.Семенович и др.) целесообразно рассмотреть следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребенка дизонтогении: 1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении), 2) их этиологию, 3) распространенность болезненного процесса — локальность или системность патогенного воздействия, 4) степень нарушения межфункциональных связей.
Это так называемые параметры дизонтогенеза. Рассмотрим их подробнее.
Возрастная обусловленность дизонтогении
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других — более легкие и поддающиеся коррекционно-педагогическому воздействию (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трех лет, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.
Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.
В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 — 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.
Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:
– сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;
– психомоторный (4 — 7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;
– аффективный (7–12 лет) – на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;
– эмоционально-идеаторный (12–16 лет) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.
Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.
Перечисленные выше реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на ту или иную в редкость.
Этиология нарушений
Под этиологией понимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению. Так, экзогенные вредности в зависимости от наследственной предрасположенности, определяющей чувствительность мозговых структур к тем или иным воздействиям, могут привести к разным по тяжести отклонениям в развитии. Совпадение во времени различных влияний также приводит к неодинаковым конечным результатам. Среди причин, вызывающих ухудшение психического здоровья детей, на первом месте стоит поражение центральной нервной системы различной степени тяжести, на втором — хронические соматические заболевания.
Интенсивность и распространенность патологического процесса
Существенным условием выраженности той или иной патологии является интенсивность воздействия. С последним связана и распространенность болезненного процесса, характер сенсорных или интеллектуальных нарушений.
К локальным формам отклоняющегося развития принято относить дефекты отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речевой и двигательной сферы. К системным нарушениям разной тяжести относятся интеллектуальные дефекты — умственная отсталость и задержка психического развития.
Степень нарушения межфункциональных связей (в частности, межполушарных) и иерархических координации
Отставание в развитии никогда не носит равномерного характера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей неустойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с поврежденной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.
Дефекты зрения и слуха возникают вследствие повреждения или недоразвития периферических звеньев соответствующего анализатора. При этом центральные отделы анализатора, корковые структуры, во многих случаях остаются сохранными, а изменение их функционирования может иметь вторичный характер, обусловленный депривацией (неупотреблением). При двигательной патологии также могут диагностироваться локальные повреждения эфферентного (исполнительного) звена анализатора, при сохранном состоянии других отделов головного мозга.
При рассмотрении природы речевой патологии принято считать, что во многих случаях оказываются затронутыми лишь специфические речевые корковые зоны, а в целом деятельность мозговых структур, обеспечивающих неречевые психические функции, остается сохранной.
В то же время при психологическом изучении нарушений психических функций у детей с разными формами локальной и системной патологии неизменно обнаруживаются сходные с нормой общие закономерности развития, проявляющиеся в возрастной периодизации развития психических функций. Эта периодизация, с одной стороны, обусловлена сроками биологического созревания областей коры и подкорковых образований головного мозга, их кор-ково-подкорковых связей, с другой — характером и интенсивностью воздействий окружающей среды, обусловливающих степень и характер возникающих недостатков развития психических функций.
Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации 1
Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные – имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. «Наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции по сравнению с элементарными» (Т. 5. – С. 131).
1 Компенсация (от лат. compensare — возмещать, уравновешивать) — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении.
В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными на рушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. на правление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании нега тивного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».
Отталкиваясь от теории А. Адлера о значении различных «слабостей», недугов, дефектов для повышенного развития других функций, Л. С. Выготский сформулировал основные положения методологии и практики стимулирования компенсаторных процессов у детей и подростков с различными видами психического дизонтогенеза.
Ключевым понятием теории А. Адлера является понятие «комплекса неполноценности», которое формируется у человека, с позиции А. Адлера, благодаря его вечному стремлению к пре восходству и которое обеспечивает в конечном счете преодоление имеющихся проблем в развитии.
Компенсация недостаточности или повреждения каких-либо психических функций возможна только непрямым путем (непрямая или психическая компенсация), т.е. за счет создания «обходного пути», включающего либо внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции), либо межсистемные, когда, например, невозможность овладения слепыми оптической системой знаков, лежащих в основе письменной речи, компенсируется осязательным каналом, что делает возможным развитие письменной речи на основе осязательной азбуки (шрифта Брайля). Именно в создании «обходных путей культурного развития ненормального ребенка» Л. С. Выготский видит «альфу и омегу» лечебной педагогики: «Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для: педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка. Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации».
Основные виды психического дизонтогенеза
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л.С.Выготским (текст 4).
1 Защитные механизмы личности — это специфические способы восприятия событий, своего рода «маневры», к которым прибегает человек для смягчения неприятных переживаний и удержания их вне сознания.
Текст 4. Три типа дефекта
«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная сис тема. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на разви тие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринима ющих органов (слепота, глухота, слеп о глухота), повреждение или не достаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недо статок или повреждение центральной нервной системы (слабоумие)» (Т. 5.-С. 181-182.)
В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложен ной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалева Л.Каннер) об основных направлениях качественно несводимым друг к другу нарушений психического развития человека:
дисфункция созревания 1 связана с морфофункциональной воз растной незрелостью центральной нервной системы и взаимодей ствием незрелых структур и функций головного мозга с неблаго приятными факторами внешней среды;
1 Дисфункция созревания — тип развития, занимающий промежув точное положение между собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. В рамках нормального типичного онтогенеза у правшей часть из них демонстрирует незрелость отдельных психических функций, что препятствует овладению сложными интегративными формами психической деятельности (пись мо, чтение, произвольная регуляция деятельности). То же самое можно отнести к атипичному психическому развитию у левшей.
общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).
Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского.
Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию со зревания:
Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:
– поврежденное развитие (органическая деменция),
– дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).
Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений 1 :
– искаженное развитие (ранний детский аутизм),
– дисгармоническое развитие (психопатии).
В последние годы все больше появляется детей с так называемыми сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллектуального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития». Фактически сейчас все больше можно говорить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ребенка.
К локальным формам аномального развития принято относить
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Данный буклет разработан в помощь приемным родителям.
Статья:
Выделяют следующие типы нарушений психического развития:
Общее психическое недоразвитие;
Задержанное психическое развитие;
Поврежденное психическое развитие;
Дефицитарное психическое развитие;
Искаженное психическое развитие;
Дисгармоничное психическое развитие.
Психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных, что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем)
Раннее время поражения. Выражена недостаточность высших психических функций.
Пример – умственная отсталость.
Замедление темпа формирования познавательной и эмоционально-волевой сфер. Наряду с недостаточно развитыми функциями имеются сохранные. Пример – задержка психического развития
Поврежденное развитие связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.
Позднее (после 2 – 3 лет) нарушение. Большая часть мозговых структур и систем уже сформирована.
Тяжелые нарушения отдельных систем и анализаторов.
Пример – слепота, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи.
Нарушение последовательности формирования психических функций.
Пример – ранний детский аутизм.
Дисгармоническое развитие. Основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Диспропорциональность развития эмоционально-волевой сферы.
Неравномерность психического развития.
Акселерация– это ускоренное (в среднем на 1-2года) физическое, интеллектуальное и сексуальное развитие в целом и парциально в детском и подростковом возрасте.
Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.
Возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов
Выберите один ответ:
a. вторичные дефекты
b. первичные дефекты
Возникновение коррекционной психологии (от греч. specialis – особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести
Выберите один ответ:
a. к 60-м гг. XIX столетия
b. к 60-м гг. XX столетия
c. к 50-м гг. XX столетия
d. к 20-м гг. XX столетия
Закон компенсации Л.С. Выгосткого гласит:
Выберите один ответ:
a. минус дефекта превращается в минус компенсации
b. минус дефекта превращается в плюс компенсации
c. плюс дефекта превращается в плюс компенсации
d. плюс дефекта превращается в минус компенсации
Имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения
Выберите один ответ:
a. вторичные дефекты
b. первичные дефекты
Индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений
Выберите один ответ:
a. функциональная норма
c. статистическая норма
Оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях
Выберите один ответ:
a. функциональная норма
c. статистическая норма
Уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Выберите один ответ:
b. функциональная норма
c. статистическая норма
Для второго периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии характерно:
Выберите один ответ:
a. признание целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями
b. осознание необходимости заботиться о лицах с отклонениями в развитии
c. осознание необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии
d. осознание необходимости организации системы специального образования
e. переход от «институализации» к интеграции
Для первого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии характерно:
Выберите один ответ:
a. осознание необходимости организации системы специального образования
b. осознание необходимости заботиться о лицах с отклонениями в развитии
c. переход от «институализации» к интеграции
d. признание целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями
e. осознание необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии
Для пятого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии характерно:
Выберите один ответ:
a. признание целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями
b. осознание необходимости заботиться о лицах с отклонениями в развитии
c. переход от «институализации» к интеграции
d. осознание необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии
e. осознание необходимости организации системы специального образования
Для третьего периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии характерно:
Выберите один ответ:
a. осознание необходимости заботиться о лицах с отклонениями в развитии
b. переход от «институализации» к интеграции
c. осознание необходимости организации системы специального образования
d. осознание необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии
e. признание целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями
Для четвертого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии характерно:
Выберите один ответ:
a. признание целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями
b. переход от «институализации» к интеграции
c. осознание необходимости заботиться о лицах с отклонениями в развитии
d. осознание необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии
e. осознание необходимости организации системы специального образования
Какие виды педагогической деятельности имеют свою специфику в условиях инклюзивного образования?
Выберите один ответ:
a. Участие в проведении методических семинаров
b. Преподавание и воспитательная работа
c. Учебная деятельность
d. Игровая деятельность
Какие способы включения в систему инклюзивного образования предлагают педагоги? Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»
b. использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования
c. включать учеников с инвалидностью в те же виды активности, хотя ставить разные задачи
d. обособленное обучение учеников с инвалидностью
Какие умения относятся к составляющим профессиональной компетентности педагогов для работы в инклюзивном образовании? Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Умение писать статьи об инклюзивном образовании
b. Умение работать в команде, взаимодействовать со специалистами для выстраивания психолого-педагогического сопровождения обучения детей с особенностями развития
c. Умение мотивировать самостоятельность познавательной деятельности
d. Умение применять современные технологии воспитательной работы в целях создания особой атмосферы и культуры детского сообщества
Каким образом опыт внедрения инклюзивного образования позволяет ответить на вопрос: не приведет ли введение инклюзии к неизбежным потерям в качестве образования?
Выберите один ответ:
a. Нет данных о влиянии на качество образования
b. Инклюзия в образовании приводит не только к нормализации жизни детей с ограниченными возможностями, но и к большей успешности их обычных сверстников за счет повышения педагогического мастерства педагогов
c. Инклюзия никак не влияет на качество образования
d. Инклюзия понижает качество образования
Какими непосредственными знаниями должен обладать педагог инклюзивного образования? Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Совокупность обобщенных знаний о человеке, проблемах его социализации при наличии у него того или иного отклонения в умственном, психическом или физическом развитии
b. Знание соответствующих программ, пособий
c. Знания периодические
d. Знания, насыщенные гуманистическим содержанием
Какими непосредственными умениями должен обладать педагог инклюзивного образования? Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Гностические умения
b. Правильные умения
c. Диалоговые умения
d. Организационные умения
Какова задача тренингов, организованных для педагогов и повышающих качество инклюзивного образования?
Выберите один ответ:
a. Равномерное распределение детей в образовательных учреждениях
b. Равномерное распределение педагогов в образовательных учреждениях
c. Мотивированное повышение педагогической компетентности
d. Разработка тематики тренинговых занятий
Что понимается под направленностью в «концепции личности» В.С. Мерлина?
Выберите один ответ:
a. Система направленных действий, позволяющих достичь наиболее высоких результатов в инклюзивном образовании
b. Система знаний, позволяющих достичь наиболее высоких результатов в инклюзивном образовании
c. Сложное образование в личности, которое должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношения к другим людям, к себе, к своему будущему
d. Система направленного образования личности, способствующая высокой активности субъекта
Что является показателем педагогического мастерства в условиях инклюзивного образования?
Выберите один ответ:
a. Умение привлечь к работе родителей
b. Умение проводить уроки
c. Умение организовать внеклассные мероприятия
d. Умение построить систему образования под потребности и возможности конкретного ребенка
Вопрос об общих и специфических закономерностях аномального развития был поставлен
Выберите один ответ:
К локальным формам аномального развития принято относить
Выберите один ответ:
a. умственную отсталость
b. диффузное поражение головного мозга
c. дефекты отдельных анализаторных систем
d. системные нарушения
К параметрам дизонтогенеза относится
Выберите один ответ:
a. степень нарушения межфункциональных связей
b. генетическое влияние
c. речевое недоразвитие
d. социальное влияние
Нарушение нормального онтогенеза в науке является
Выберите один ответ:
c. дисгармоничным развитием
Нарушения, обусловленные патогенными факторами (токсоплазмоз, краснуха, интоксикация), которые вызывают заболевания у матери в период беременности, относят к
Выберите один ответ:
Непрогредиентный характер нарушений означает
Выберите один ответ:
a. психическое недоразвитие
b. усугубление дефекта
d. отсутствие усугубления дефекта
Общие закономерности аномального развития были сформулированы
Выберите один ответ:
Отклонения в развитии, вызванные природовыми и постродовыми поражениями организма ребенка, относят к
Выберите один ответ:
Понятие «дизонтогенез» было введено представителями
Выберите один ответ:
c. социальной помощи
d. клинической медицины
Характер нарушений при прогредиентных болезненных состояниях является
Выберите один ответ:
О каком из принципов коррекционной педагогики можно сказать: он предполагает, что в специальном образовании необходимо распространять коллективную предметно-практическую деятельность под руководством педагога, которая создаст естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении
Выберите один ответ:
a. принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании
b. принцип дифференцированного и индивидуального подхода
c. принцип необходимости специального педагогического руководства
d. принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования
О каком из принципов коррекционной педагогики можно сказать: он утверждает, что необучаемых детей нет Педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса?
Выберите один ответ:
a. принцип коррекционно-компенсирующей направленности
b. принцип педагогического оптимизма
c. принцип социально-адаптирующей направленности образования
d. принцип ранней педагогической помощи
Выберите один ответ:
a. комплексное изменение личности, когда человек становится «другой», не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы вылечиться и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком
b. интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком
c. интегральный, системный диагноз, приводящий к изменению личности в целом, нуждающийся в лечении и реабилитации в условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком
Выберите один ответ:
a. термин, обозначающий специальные условия которые необходимо создать, для детей-инвалидов, чтобы дать им возможность расширить свой потенциал
b. термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал
c. термин, который используется в отношении дефектов, физических или эмоциональных особенностей, которые требуюткоррекции и развития, а также технологий и методов работы с данной категорией лиц
Содержание специального образования зависит от …
Выберите один или несколько ответов:
a. материальной оснащенности образовательной организации, где проходит обучениечеловека с ограниченными возможностями
b. квалификации педагогов-дефектологов специальной образовательной организации
c. возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями
d. особенностей отклонений в развитии человека с ограниченными возможностями
В основе работы действующих в современной России служб ранней помощи лежат:
Выберите один или несколько ответов:
a. медицинский и реабилитационный подходы к реабалитации и компенсации дефектов
b. законодательные акты РФ в области специального образования
c. поэтапность формирования коррекционно-педагогической среды в условиях семьи
d. мультидисциплинарный подход к организации практической деятельности
В связи с реформированием системы специального образования в России, ранее созданные коррекционные образовательные учреждения будут:
Выберите один ответ:
a. закрыты и переоборудованы на основе государственной системы, а их работа будет остановлена на переходном этапе
b. реконструированы и обогащены на благотворительные средства, а их работа будет приостановлена на переходном этапе
c. реконструированы и обогащены на основе государственной системы, а их работа будет поддержана на переходном этапе
Основными перспективами развития системы специального образованияв России являются:
Выберите один ответ:
a. разработка всероссийской программы развития системы ранней диагностики и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
b. все ответы верны
c. проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки кадров
d. создание единой информационной системы обеспечения деятельности образовательных учреждений, социальных служб, педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченным потенциалом развития
Теоретическую базу для программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья составляют основополагающие работыо значимости практической деятельности для активациимыслительных процессов
Выберите один ответ:
a. А.В. Владимирского
Было ли в эпоху средневековья отношение общества к детям, страдающим физическими и психическими недугами, более гуманным по сравнению с эпохой античности?
Выберите один ответ:
В каком веке в Германии, Франции, Австрии были основаны первые Институты для глухих, глухонемых?
Выберите один ответ:
Какие способы включения детей в разные интеграции разработали зарубежные педагоги инклюзивного образования? Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Включать детей в одинаковые виды деятельности, но ставить различные задачи
b. Пользоваться и иными стратегиями группового участия: полевые и лабораторные исследования, совместные проекты, игры и пр
c. Воспринимать детей-инвалидов также, как и здоровых детей
d. Вовлечь школьников в групповые решения задач и коллективные формы обучения
e. Объединить всех детей с ОВЗ в отдельную учебную группу
Какие способы решения задач инклюзивного и интегрированного образования предполагает федеральная целевая программа «Доступная среда», проект которой разработан Минздравом социального развития Российской Федерациина 2011-2015 гг.? Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Формирование в школах условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов
b. Создание процедуры аттестации родителей по вопросам готовности к оказанию помощи детям-инвалидам
c. Подготовка педагогов инклюзивного и интегрированного образования
d. Изменение процедуры и принципов аттестации и оценки учащихся
e. Предоставление детям-инвалидам возможности обучаться по индивидуальным планам
Какие три подхода применяются на сегодняшний день в РФв образовании детей с ОВЗ? Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Инклюзивное образование, в котором дети с ОВЗ обучаются совместно с обычными детьми
b. Дифференциальное образование детей с ОВЗ в коррекционных (специальных) учреждениях I-VIII видов
c. Интегрированное образование детей в специальных группах (классах) в школах
d. Интегрированное образование русскоязычных детей в иноязычной среде
Каким образом была ориентирована европейская общественная идеология послевоенного периода в отношении детей-инвалидов?
Выберите один ответ:
a. Она ориентировалась на восприятие детей-инвалидов как на угрозу, как на чужеродный пласт общества, от которого надо избавиться
b. Она ориентировалась на восприятие детей-инвалидов как полноценных людей
c. В послевоенной идеологии не было места рассмотрению вопроса о детях-инвалидах
d. Она ориентировалась на восприятие детей-инвалидов как людей, нуждающихся в долговременном лечении и уходе
Каковы трудности организации инклюзивного обучения в современной российской школе?
Выберите один ответ:
a. В России нет разработанных технологий инклюзивного образования
b. Российские школы ориентированы на здоровых детей, для которых достаточными считаются типовые методы педагогической работы
c. В российских школах нет возможности использовать технологии инклюзивного образования
d. В России нет школ, в которых внедряются технологии инклюзивного образования
Какое отношение к детям-инвалидам пропогандировал в античную эпоху закон Ликурга (IX-VIII вв. до н.э.)?
Выберите один ответ:
a. Предлагал полноценное развитие совместно с другими детьми
b. Предлагал изолированное обучение
c. Предлагал умерщвление физически неполноценных младенцев
d. Предлагал не обращать внимание на особенности таких детей, ничем не выделяя инвалидов из общей среды
Почему для включения в образовательный процесс детей-инвалидов важно формирование конкретных технологий и адекватных моделей педагогического и психологического сопровождения инклюзии в образовательном процессе? Выберите правильный вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Эти технологии обеспечат, в первую очередь, эффективное обучение детей без ОВЗ
b. Эти технологии и модели позволяют сделать процесс инклюзии максимально пластичным и адаптивным
c. Эти технологии помогут дифференцировать детей по их образовательным возможностям
d. Эти технологии обогатят систему использования образовательных технологий
Что, по мнению западных педагогов, является показателем эффективности инклюзивного обучения?
Выберите один ответ:
a. Сравнение результатов академической успеваемости и экономических затрат
b. Обеспеченность методической литературой по технологиям инклюзивного образования
c. Сформированность уважения к труду педагогов инклюзивного образования
d. Материальная обеспеченность школ инклюзивного образования
Какие два основных этапа проходит школа в реализации инклюзивного образования?
Выберите один ответ:
a. Этап подготовки кадров и этап обмена опытом
b. Этап подготовки к урокам и этап реализации уроков
c. этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в управлении, культуре и практике образовательного процесса
d. Этап реализации инклюзивного образования и этап оценки знаний и умений учащихся
Назовите рекомендации по адаптации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Выберите один или несколько ответов:
a. Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу)
b. Задание не должно быть кратким, оно должно быть подробным с большим количеством глаголов
c. Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основных идеях
d. Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием
Назовите требования к организации урока в инклюзивном классе. Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала
b. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий
c. На уроке учитель должен одинаково работать со всеми учащимися, независимо от особенностей здоровья и уровня развития
d. На уроке учитель должен менять разные виды деятельности
e. Урок должен иметь четкий алгоритм
С изучением чего связано проведение комплекса программ мониторинговых исследований инклюзивного процесса?
Выберите один ответ:
a. С изучением мониторинговых исследований
b. С изучением системы организации внеурочной деятельности
c. С изучением параметров процесса инклюзии в общеобразовательном учреждении и в системе образования в целом
d. С изучением методики проведения уроков
Что включает в себя индивидуальная образовательная программа для ребенка с ограниченными возможностями здоровья? Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий
b. Поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением
c. Сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов
d. График посещения медицинского учреждения совместно с родителями и учителями
Что необходимо школе, чтобы успешно отслеживать качество реализации инклюзивного образования?
Выберите один ответ:
a. Оборудовать кабинет опроса детей с ограниченными возможностями здоровья
b. Иметь разработанную программу оценки своих изменений и владеть мониторинговыми программами или участвовать в системных мониторингах по отслеживанию изменений
c. Подготовить учебное пособие для обмена опытом инклюзивного образования
d. Ежемесячно тестировать педагогов инклюзивного образования
Что такое мониторинг в образовании? Выберите характеристику, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ определению данного понятия.
Выберите один ответ:
a. Мониторингом является определение целевых установок исследования через фиксацию состояния системы, выявление потенциальных рисков и актуальных проблем
b. Это однократное тестирование, позволяющее сделать выводы об уровне образованности и развития конкретного ребенка
c. Это очень стабильная процедура, воспроизводимая раз за разом без изменений
d. Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления
Какие организации должны финансово-экономически, материально-технически и нормативно обеспечивать образовательные организации, участвующие в инклюзивном образовании?
Выберите один ответ:
a. Образовательные организации общего образования
b. Организации муниципальных управлений образования
c. Образовательные организации специального образования
d. Образовательные организации профессионального образования
Каковы ожидаемые результаты организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, участвующих в реализации инклюзивного образования? Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Накопление одним образовательным учреждением опыта реализации инклюзивного образования, изоляция такого опыта и создание условий для победыэтого организации в различных конкурсах профессионального мастерства
b. активизация участия образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем обучения детей с ОВЗ
c. расширение возможностей для повышения квалификации, педагогического мастерства и психолого-педагогической компетентности педагогических кадров
d. повышение эффективности использования методических ресурсов
Могут ли инновационные образовательные организации успешно развиваться в закрытой системе (в рамках одной школы)?
Выберите один ответ:
Назовите основные задачи модели сетевого взаимодействия. Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Создание списков детей, нуждающихся в методическом сетевом взаимодействии работников инклюзивного образования
b. организация доступной и эффективной системы повышения квалификации и педагогического мастерства
c. использование потенциала образовательных учреждений и педагогов, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности, для оказания адресной методической поддержки педагогическим и управленческим кадрам
d. создание единого информационно-образовательного пространства
Назовите основные проблемы организации сетевого взаимодействия в системе инклюзивного образования. Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Стихийность взаимодействия образовательных учреждений
b. Слабость, статичность и ригидность сетевых связей
c. Отсутствие нормативно-правового статуса сетевого взаимодействия и его управляемости
d. Отсутствие технического обеспечения сетевого взаимодействия в регионах РФ
e. Недостаточная готовность некоторых учреждений и организаций к сетевому взаимодействию
Что такое сетевое взаимодействие в условиях реализации инклюзивного образования?
Выберите один ответ:
a. Индивидуальная деятельность образовательного организации по совершенствованию свой системы инклюзивного образования с использованием ресурсов Интернет
b. Налаживание через компьютерные сети контактов образовательного организации с медицинскими организациими в целях сбора объективной информации о состоянии здоровья детей-инвалидов
c. Совершенствование технического обеспечения процесса инклюзивного образования
d. Совместная деятельность нескольких образовательных учреждений,организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методики технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образованияи т.д