к национальным механизмам защиты прав человека относится

Национальный механизм защиты прав человека преобладает над конвенционным

15 мая на IX Петербургском международном юридическом форуме обсудили национальные и международные формы судебной защиты прав человека

Дискуссионная сессия «Соотношение национальных и международных форм судебной защиты прав человека» была посвящена развитию национальных средств правовой защиты. Эксперты обсудили определение исчерпаемости национальных средств правовой защиты перед обращением в международные органы, возможность активизации участия высших национальных судов в качестве обязательной инстанции перед использованием наднациональных механизмов защиты прав и в целом перспективы развития сотрудничества между национальными и международными судами.

В сессии приняли участие Уполномоченный Российской Федерации при Европейском cуде по правам человека – заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин, советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов, судья Конституционного Суда РФ Николай Бондарь, заместитель председателя Верховного Суда РФ, председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ Татьяна Петрова, заведующий кафедрой международного права МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Исполинов, заведующий центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Анатолий Ковлер, председатель Государственного совета Турции Зеррин Гюнгер, министр юстиции Словении Андрея Катич, судья Конституционного Суда Испании Кандидо Конде-Пумпидо, судья Европейского суда по правам человека Юлия Моток, директор дирекции по правам человека Совета Европы Кристоф Пуарель.

Модератором сессии выступил судья ad hoc Европейского суда по правам человека, доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Бушев.

С приветственным словом к участникам обратился Михаил Гальперин. Он отметил безусловную важность темы дискуссионной сессии не только для России, но и для всех государств, входящих в Совет Европы. «Россия имеет свой путь в развитии средств правовой защиты, который, в первую очередь, связан с практикой Европейского суда по правам человека», – сообщил заместитель министра юстиции РФ. При этом он напомнил, что 7 мая 2019 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, устанавливающий национальный компенсаторный механизм возмещения вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в местах лишения свободы. «Надеюсь, что этот законопроект и есть пример того, как мы можем национальной юрисдикцией разгрузить международный суд и взять на себя большую часть дел, которые могут быть разрешены эффективно российской судебной системой», – заявил он.

Уполномоченный РФ при ЕСПЧ также отметил, что вопрос наличия национальных средств правовой защиты тесно связан с территориями с так называемым серым статусом. «Важно, чтобы мы вместе определили, как же сделать так, чтобы права проживающих на этих территориях людей защищались должным образом, без каких-либо “юридических иллюзий”. Необходимо понимать, какие же средства правовой защиты существуют именно на этих территориях, и если они эффективны и соответствуют конвенционным, то было бы разумно отдать защиту прав этим территориям», – заключил Михаил Львович.

По словам судьи Конституционного Суда РФ Николая Бондаря, в механизме защиты прав человека решающая роль принадлежит национальному государству. И в рамках национальных средств защиты прав человека особое место занимает Конституционный Суд. «Признавая те или иные требования закона неконституционными, мы переходим на более высокий уровень стандартов, связанных и с защитой прав человека, и с нормативным содержанием закона, и с правоприменительной практикой. В основе этого должна лежать конституционная максима: несправедливый закон не может иметь конституционного значения. Эта сложная и ответственная задача выполняется Конституционным Судом РФ», – отметил Николай Семёнович.

Говоря об общих подходах в соотношении национальной конституционной и конвенционной юрисдикций, Николай Бондарь упомянул о том, что в практике конституционного правосудия РФ и положения Европейской Конвенции по правам человека, и решения Европейского Суда активно использовались в решениях Конституционного Суда РФ еще до ратификации Конвенции 30 марта 1998 г. «Таким образом, через конституционное правосудие мы стимулировали, а в какой-то степени даже обеспечивали квазипризнание европейской юрисдикции», – добавил судья. Он также указал на ту значительную роль, которую Европейский Суд занимает в конституционном правосудии России, отметив, что на сегодняшний день более 30% постановлений Конституционного Суда содержат отсылки на решения ЕСПЧ и положения Конвенции.

Советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов в своем выступлении выделил феномен национальных правозащитных учреждений, где сочетаются судебная и внесудебная формы защиты прав человека. В России есть несколько таких учреждений. Это институты Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Уполномоченного по защите прав предпринимателей, обладающие определенными процессуальными полномочиями. Они могут участвовать в судебных процессах. СПЧ такими полномочиями не обладает, однако также участвует в судебной защите прав человека. Он дает юридические заключения по конкретным резонансным делам, касающимся именно соблюдения прав человека, которые направляются в Конституционный и Верховный Суды РФ. При этом, по словам Михаила Александровича, очень нередки случаи, когда Конституционный Суд РФ, принимая решения, опирался на юридическую позицию СПЧ.

Председатель Государственного совета Турции Зеррин Гюнгер рассказала о механизмах защиты прав человека в Турции, отметив при этом, что национальная система защиты прав человека должна быть основной, а международная – дополнительной.

Заведующий центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Анатолий Ковлер в своем выступлении уделил внимание существующему в практике соотнесения норм конфликту толкований. По его словам, очень часто возникающие между Конституционным Судом и ЕСПЧ конфликты СМИ подают как «жареные» факты. «Это происходит и на уровне судов интеграционных объединений и не надо делать из этого трагедию, поскольку речь действительно идет о конфликтах толкования, а не о конфликтах юрисдикций. Искусство права как раз в том, чтобы найти в этих мнениях точки соприкосновения», – резюмировал Анатолий Иванович.

По мнению Анатолия Ковлера, «главным критерием исчерпанности внутренних средств правовой защиты являются те средства, которые гражданин вправе использовать самолично, которые не должны ограничиваться дискреционными полномочиями должностного лица».

«Не может быть права без правовой защиты. Именно поэтому Европейская Конвенция придает важность средствам защиты. Конвенция не изобретает новых прав, а расширяет механизмы эффективной судебной защиты прав в первую очередь на национальном уровне, а затем на общеевропейском», – отметил в своем выступлении директор по правам человека Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы Кристоф Пуарель.

Он также рассказал об успешном сотрудничестве России и Совета Европы в развитии и укреплении национальных средств судебной защиты.

В заключение Кристоф Пуарель добавил, что государствам – участникам Конвенции необходимо в полной мере использовать европейскую программу правового образования Совета Европы, Программу HELP, направленную на укрепление внутренних средств судебной защиты. Она дает судьям, прокурорам, адвокатам надлежащий инструментарий, позволяющий проводить решения, основанные на конвенциях, внутри своего государства.

В рамках дискуссии эксперты пришли к единому мнению, что права и свободы граждан должны обеспечиваться и защищаться на национальном уровне. Тогда как конвенционный механизм защиты должен стать экстраординарным.

Текст: Анна Стороженко
Фото: Сергей Коньков / Фотохост-агентство ТАСС

Источник

Механизмы защиты прав человека

к национальным механизмам защиты прав человека относится к национальным механизмам защиты прав человека относится к национальным механизмам защиты прав человека относится к национальным механизмам защиты прав человека относится

к национальным механизмам защиты прав человека относится

к национальным механизмам защиты прав человека относится

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека. Внутригосударственная система обусловлена обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

К внутригосударственным способам и средствам относятся:

1) институт обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных служащих в вышестоящие административные органы;

2) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

3) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный Суд РФ. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России в 1994 г., а Федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность, принят в 1997 г. Ныне в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка;

4) Конституционный Суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.

Защита прав и свобод личности обеспечивается не только государственными мерами, но и индивидуальными возможностями гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами – право на самозащиту (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Большую роль в защите прав и законных интересов человека играют разнообразные институты гражданского общества, в том числе правозащитные объединения граждан.

Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный уровень) и на региональном, например в рамках Совета Европы, СНГ и др.

При ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.

Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах – Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989) – Комитет по правам ребенка и т. д.

Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества.

Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский Суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства‑участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения со стороны властей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Жалобы на действия частных лиц Европейским Судом не принимаются. Решение Европейского Суда является окончательным и обязательным для государств – участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.

к национальным механизмам защиты прав человека относится

Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, которые обязаны защищать не только конституционные права и свободы, но и права, предусмотренные международными договорами, иными документами, подписанными и ратифицированными государством‑участником. Вместе с тем следует отметить тенденцию существенного дополнения национальных правовых механизмов международными. Это свидетельствует о том, что проблема прав человека перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики и объект заботы всего мирового сообщества.

Источник

Права человека

Что такое права человека?

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта. Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

Международное право в области прав человека

Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно. С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты. Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны. В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий. Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Экономические, социальные и культурные права

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году. Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

Гражданские и политические права

Конвенции в области прав человека

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека. Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах — членах ООН. Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств. УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека. УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Права человека и система ООН

Права человека отражены во всех программах и стратегиях Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека. В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.

День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.

Источник

Защита прав и свобод человека

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В качестве органа, координирующего деятельность по вопросам прав человека, в 1946 г. в соответствии с Уставом ООН была создана Комиссия по правам человека. Комиссия готовит рекомендации, разрабатывает документы ООН в области прав человека, рассматривает жалобы о нарушении прав человека и сообщения о таких нарушениях. При необходимости Комиссия имеет право провести с помощью независимых экспертов расследование. Также ежегодно на своих открытых заседаниях она обсуждает факты нарушения прав человека.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты прав и свобод в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

к национальным механизмам защиты прав человека относится

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *