к нормативно правовым актам европейского союза не относятся

Классификация правовых актов Европейского Союза.

к нормативно правовым актам европейского союза не относятся к нормативно правовым актам европейского союза не относятся к нормативно правовым актам европейского союза не относятся к нормативно правовым актам европейского союза не относятся

к нормативно правовым актам европейского союза не относятся

к нормативно правовым актам европейского союза не относятся

Нормативно-правовые акты Европейского союза включают:

Регламенты, директивы и решения образуют основную и наиболее многочисленную часть источников европейского права. За годы существования сообществ их число составило многие десятки тысяч.

С точки зрения условий и порядка формирования и места, занимаемого в общей иерархии норм европейского права, все акты Европейского сообщества подразделяются на три группы: нормы первичного (или основополагающего) права, нормы вторичного (или производного) права, нормы третичного (или дополнительного) права.

К первичному праву традиционно относятся все учредительные договоры, то есть: Парижский Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г., Римский Договор, учреждающий Европейское Сообщество 1957 г., Римский Договор, учреждающий Евратом 1957 г., Маастрихтский Договор о Европейском Союзе 1992 г., а также изменяющие и дополняющие договоры, к которым относятся Брюссельский Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию Европейских Сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный Договор 1970 г., Бюджетный Договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский Договор об изменении Договора о Европейском Союзе, Ниццский Договор, одобривший очередные изменения учредительных договоров Союза 2001 г. К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами ЕС, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров.

Договоры о Сообществах. Основу Сообществ создают его учредительные договоры. В литературе их часто обозначают как своего рода «Конституцию» правового порядка.

Суд ЕС назвал Договор о Сообществе конституционной грамотой правового сообщества. Положения первичного права, которые применимы непосредственно, имеют правовое действие для отдельных внутригосударственных органов, без необходимости принятия особого законодательного, правореализующего акта.

Предпосылкой для непосредственного применения является то, что положения Договора безоговорочны и не требуют никакой дальнейшей конкретизации содержания. В сфере основных свобод Суд ЕС постоянно подчеркивает, что отдельные положения договоров представляют собой непосредственно действующие правовые нормы, которые каждый может реализовывать в судебном порядке и которые обязаны уважать внутригосударственные суды.

к нормативно правовым актам европейского союза не относятся

Иногда к категории норм, дополняющих право ЕС в широком смысле слова, относят соглашения между институтами, внутренние регламенты институтов, правовые акты, не подпадающие под категорию, определенную в ст. 249 Договора о Сообществе (указания, инструкции, заявления, коммюнике, декларации и т. п.). Суд ЕС в определенной мере признает за ними характер источников права при условии, что они порождают юридические последствия для третьих лиц или используются Судом при толковании правовых норм, поскольку позволяют судить о намерениях сторон или институтов Союза.

Источник

Нормативно-правовые акты Евросоюза

к нормативно правовым актам европейского союза не относятся к нормативно правовым актам европейского союза не относятся к нормативно правовым актам европейского союза не относятся к нормативно правовым актам европейского союза не относятся

к нормативно правовым актам европейского союза не относятся

к нормативно правовым актам европейского союза не относятся

Важнейшую группу источников европейского права образуют акты, издаваемые институтами Европейского Союза. Номенклатура этих актов и их краткая характеристика даны в ст. 189 Договора ЕС. К их числу отнесены регламенты, директивы и решения.

Регламент является нормативно-правовым актом общего характера, который во всех своих элементах обязателен для всех субъектов европейского права и является актом прямого действия, т.е. он подлежит применению властями и судебными учреждениями всех государств-членов независимо от того, выступало ли данное государство за их принятие или нет. Все регламенты, которые нередко в литературе, а иногда в официальных актах именуются законодательными актами Сообществ или Союза, подлежат обязательной публикации в официальном органе Европейских сообществ — «Журналь офисьель», и вступают, по общему правилу, в силу, если иное не установлено в самом акте, на 20-й день после их опубликования. Прямое действие регламента непосредственно оговорено в учредительных актах (ст. 189).

Второй вид нормативно-правовых актов, издаваемых институтами Союза, — этодирективы. Их главное отличие от регламента заключается в том, что в директиве, как правило, указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты, однако национальным властям предоставляется пра­во самим определять, в какой форме или посредством каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты. Директивы, таким образом, связывают государство только в том, что касается достижения определенных результатов. По общему правилу, указываются и сроки достижения поставленных целей. Однако директива никакой детальной регламентации содержать не должна. Наметившаяся было тенденция к детализации директив не получила поддержки в ходе подготовки Амстердамского договора. Восторжествовал прямо противоположный подход, который и должен определять правовой режим директив. Соответственно отныне вводится новая квалификационная разновидность этих актов: а) рамочные директивы и б) обычные директивы. Первые образуют самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту. Вторые могут содержать более детальную регламентацию, особенно если они принимаются на основе и во исполнение регламента. В этом случае имеет место иерархическая соподчиненность.

Одной из сфер, в которой директивы используются особенно широко, является осуществление мероприятий по гармонизации национального права. В этом случае указывается, какие именно дали и результаты должны быть достигнуты, с тем, чтобы устранить столкновение (коллизию) норм национального права различных государств-членов в той или иной области, но при этом не указывается, каким образом эта цель должна быть достигнута национальными властями.

Директивы могут быть адресованы как самим государствам-членам Союза, в этом случае они обязательно публикуются в «Журналь офисьель», так и отдельным государствам-членам Союза. В этом случае может быть достаточна их нотификация. Директивы вступают в силу с даты их опубликования или нотификации, а не с момента истечения срока, установленного для их осуществления. Это особенно важно иметь в виду в связи с краткостью исковой давности по искам об аннулировании.

Третью группу нормативно-правовых актов Сообществ образуют решения. Их отличительная особенность заключается в том, что это акты индивидуального, а не общего характера. Будучи обязательными для своих адресатов во всех своих составных частях, они, как правило, касаются специальных, узких, нередко технических вопросов и обязательны для тех субъектов европейского права, коим они адресованы. Адресатом не обязательно должно выступать государство. Это могут быть определенные категории юридических лиц даже отдельные юридические лица. По общему правилу, решения нотифицируются (сообщаются) тем субъектам, которых они непосредственно касаются и которые выступают в качестве исполнителей соответствующих предписаний.

Правом издания нормативно-правовых актов ЕС пользуются Совет, действующий совместно с Европейским парламентом. Комиссия, а также финансовые институты типа Европейского центрального банка (ЕЦБ), учреждение которо­го предусмотрено Маастрихтским договором во исполнение постановлений о создании Экономического и валютного союза.

к нормативно правовым актам европейского союза не относятся

Статья 89 (н.н. ст. 249) Договора о ЕС предусматривает возможность принятия еще двух видов актов Сообществ — это рекомендации и заключения. Однако эти последние не являются нормативно-правовыми актами, т.е. не носят обязательного юридического характера. Вместе с тем следует иметь в виду, что сама процедура принятия решений в рамках Европейского Союза построена таким образом, что нередко для принятия нормативно-правового акта, особенно общего характера, требуется предварительное получение заключения со стороны консультативно-вспомогательных органов. Так, при издании регламентов, относящихся к сфере экономического и социального сотрудничества, соответствующие институты Европейского Союза должны в обязательном порядке запрашивать заключение Экономического и социального комитета, а при принятии нормативно-правовых актов, относящихся к осуществлению региональной политики, необходимо запросить мнение Комитета регионов. Само по себе заключение этих консультативных органов обязательным для институтов, принимающих регламент или директиву, не является. Однако если такое заключение не будет запрошено, то это может служить основанием для аннулирования принятого нормативно-правового акта в связи с существенным пороком формы (При игнорировании заключения, имеющего обязательную силу, основанием для предъявления иска и отмены акта является нарушение компетенции).

Нормативно-правовые акты Сообществ образуют основную и наиболее многочисленную часть источников европейского права. За годы существования Сообществ их уже принято многие и многие, тысячи. Показательно, что нередко критики деятельности Европейского Союза в отдельных странах обращают внимание на то, что число нормативно-правовых актов, издаваемых в Брюсселе, заметно превосходит число норма­тивно-правовых актов, издаваемых национальными государственными органами. Это порой служит основанием для утверждения о том, что при помощи европейского права Европейский Союз подчиняет себе суверенные государства и определяет их законодательную и правовую политику. В действительности такого рода утверждения заметно преувеличены. Дело заключается в том, что если даже по числу издаваемых актов институты Европейского Союза превосходят национальные государственные органы, то в то же время нельзя не обратить внимание на то, что очень многие регламенты и директивы касаются чисто технических вопросов.

Источник

26. Какие виды правовых актов издают институты Европейского Союза?

26. Какие виды правовых актов издают институты Европейского Союза?

Правовые акты — важнейшая разновидность источников вторичного права Европейского Союза, основная форма нормотворческой деятельности его институтов. Наличие полномочий издавать нормативные, а также индивидуальные акты, не подлежащие ратификации странами-участницами, сближает Европейский Союз с федеративными государствами, а его правовую систему — с «федеральным правом».

Помимо уже рассмотренных выше регламентов, директив, рамочных решений (см. вопрос № 5), институты Европейского Союза издают множество предписаний в других формах, которые не всегда вписываются в традиционную классификацию «нормативный — индивидуальный» акт. Эти документы могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер.

Действующая система правовых актов наднациональных институтов имеет комплексную природу, что обусловлено «опорным» строением организации Европейский Союз. Она подразделяется на три подсистемы, которые соответствуют трем опорам Союза: Европейские сообщества (первая опора), общая внешняя политика и политика безопасности (вторая опора), сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (третья опора).

Правовые акты Европейских сообществ (ЕС и Евратом) издаются на основании «римских договоров» 1957 г. — Договора об учреждении Европейского сообщества (Договор о ЕС) и Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Договор о Евратоме). Согласно Договору о ЕС (ст. 249) видами правовых актов Европейского сообщества служат[48]:

регламент и директива — нормативные акты, выступающие в качестве «закона» (регламент) или «основ законодательства» (директива) ЕС (см. вопрос № 5);

решение(англ. decision; франц. dйcision), которое в рамках Сообщества, как правило, служит индивидуальным актом. «Решение обязательно во всех своих элементах для адресатов, которых оно указывает» (ст. 249). Например, в форме решений Европейская комиссия налагает штрафы на предприятия или санкционирует объединение крупных компаний.

В некоторых случаях посредством решений Сообщества устанавливаются нормативные предписания, обычно по организационным вопросам. Такие акты в доктрине называют решения sui generis (особого рода), например совместное Решение Европейского парламента, Совета, Комиссии, Суда, Счетной палаты, Экономического и социального комитета, Комитета регионов и Омбудсмана от 25 июля 2002 г. «О создании Ведомства по подбору персонала Европейских сообществ»;

рекомендация и заключение — акты, не имеющие обязательной силы.

Рекомендация (англ. recommendation; франц. recommandation) служит формой для выдвижения предложений, пожеланий в адрес государств-членов, физических и юридических лиц, например Рекомендация Европейской комиссии от 16 мая 2002 г. «Независимость бухгалтерских ревизоров в Европейском Союзе: общие принципы» или Рекомендация того же института от 11 марта 2002 г. «Об общеевропейской модели curriculum vitae».

Если, как в приведенных примерах, рекомендации содержат положения общего характера, то в западной доктрине их рассматривают в качестве источников «мягкого права» (англ. soft law) Европейского Союза. Нормы последнего хотя и не сопровождаются санкциями, тем не менее добровольно используются в качестве стандартов поведения участниками общественных отношений.

Заключение (англ. opinion; франц. avis)[49] — это акт, отражающий официальную позицию заинтересованного института или органа ЕС по конкретному вопросу, например Заключение Европейского центрального банка от 19 сентября 2003 г. «О проекте Договора, устанавливающего Конституцию для Европы», где ЕЦБ высказал свои оценки, замечания и предложения по проекту Конституции Европейского Союза (см. вопрос № 17).

Хотя рекомендации и заключения ЕС, в отличие от регламентов, директив и решений, не имеют обязательной силы, Суд Европейских сообществ постановил, что судебные власти государств-членов должны принимать их во внимание при уяснении смысла других источников права Сообщества, т. е. рекомендации и заключения могут считаться обязательными как акты толкования юридических норм ЕС.

Правовые акты, изданные в рамках Европейских сообществ, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза с шифром «ЕС» — Европейское сообщество (англ. ЕС; франц. СЕ)[50] или «Евратом» (Euratom).

Правовые акты по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза — ОВПБ (вторая опора) издаются на основании Раздела V Договора о Европейском Союзе 1992 г. «Положения об общей внешней политике и политике безопасности» (ст. 13–15).

Поскольку ОВПБ обращена «за пределы» Союза, т. е. касается его отношений с третьими странами и международными организациями, то институты Союза в данной области не могут регулировать поведение иностранных государств посредством нормативных и индивидуальных актов, не вправе приказывать им, как вести себя в отношении собственных граждан или на международной арене.

По этой причине система юридических инструментов ОВПБ заметно отличается от той, которая сложилась в Европейских сообществах (первая опора). Правовые акты ОВПБ устанавливают программу, позиции или конкретные мероприятия Союза внешнеполитической направленности. Они являются обязательными для государств-членов и для самого Союза, но как таковые непосредственно не порождают прав и обязанностей для физических и юридических лиц (не обладают прямым действием):

общая стратегия (англ. common strategy; франц. stratйgie commune) — документ, устанавливающий программу действий Европейского Союза по отношению к определенной стране или географическому региону.

Европейский Союз издает общие стратегии с 1999 г., и первым актом такого рода явилась Общая стратегия от 4 июня 1999 г. «По отношению к России». Позднее были утверждены общие стратегии по отношению к Украине и к Средиземноморскому региону;

общая позиция(англ. common position; франц. position commune) — правовой акт, посредством которого Европейский Союз определяет свой подход к конкретной внешнеполитической проблеме. Например, в Общей позиции от 11 июня 2001 г. «О Международном уголовном суде» Европейский Союз поддержал создание этого нового органа международного правосудия и обязался поддерживать его деятельность.

В настоящее время на основании общих позиций устанавливаются санкции Европейского Союза по отношению к иностранным государствам и их руководителям, в том числе запрет въезда последних на территорию государств-членов. Актами подобного рода служат, к примеру, Общая позиция от 18 февраля 2002 г. «Об ограничительных мерах в отношении Зимбабве» и Общая позиция от 27 февраля 2003 г. «Об ограничительных мерах в отношении руководителей Приднестровской области (Республика Молдова)»;

общая акция(англ. joint action; франц. action commune) — правовой акт, на основании которого Европейский Союз осуществляет практические действия на международной арене, в том числе военные операции. Примерами этого вида документов выступают Общая акция от 31 марта 2002 г. «О полицейской миссии Европейского Союза» (в Боснии и Герцеговине), Общая акция от 25 июня 2003 г. «О вкладе Европейского Союза в процесс урегулирования конфликта в Грузии/Южной Осетии», Общая акция от 27 января 2003 г. «О военной операции Европейского Союза в бывшей югославской Республике Македония»;

— как и в рамках Европейских сообществ, по вопросам ОВПБ издаются решения, которые служат здесь мерами по исполнению общих стратегий, позиций, акций, а также принципов и ориентиров ОВПБ.

Например, на основании и во исполнение Общей акции от 27 января 2003 г. («О военной операции Европейского Союза в бывшей югославской Республике Македония») 18 марта того же года было принято Решение «О начале военной операции Европейского Союза в бывшей югославской Республике Македония», которое определило начальную дату и предельный срок осуществления данного мероприятия.

Правовые акты, изданные в рамках общей внешней политики и политики безопасности, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза с шифром «ОВПБ» (англ. CFSP; франц. PESC)[51].

Правовые акты в рамках сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере — СПСО (третья опора) издаются согласно разделу VI Договора о Европейском Союзе 1992 г. «Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере» (ст. 34).

С учетом предмета третьей опоры акты, принимаемые институтами Союза в этой области, касаются только вопросов борьбы с преступностью. Как и акты ОВПБ, они тоже не имеют прямого действия. Это означает, в частности, что граждане не могут быть непосредственно привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных правовыми актами Европейского Союза. Во всех случаях необходимо принятие национального «трансформирующего» закона, например поправок в уголовный кодекс государства-члена:

— наиболее важным правовым актом Союза в рамках третьей опоры служит рамочное решение — «основы законодательства» в уголовно-правовой сфере (см. вопросы № 5, № 155 и № 157);

— по вопросам СПСО правовые акты издаются также в форме решений, имеющих юридически обязательный характер.

Решения СПСО обычно содержат организационные положения, например Решение от 28 февраля 2002 г. «О создании Евроюста в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью». Они также служат основой для практических мероприятий Союза и государств-членов в сфере борьбы с преступностью, например Решение от 27 июля 2002 г. «О совместном использовании офицеров по связи, откомандированных карательными органами государств-членов»;

— как и в сфере ОВПБ, по вопросам сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере Союз может принимать общие позиции, определяющие его подход к определенной проблеме. Общие позиции СПСО издаются в том случае, когда вопрос выходит за рамки Европейского Союза, носит общеевропейский или глобальный характер. Например, посредством общих позиций СПСО устанавливается единый подход государств-членов к готовящимся новым международным соглашениям по борьбе с преступностью.

Правовые акты, изданные в рамках сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза с шифром «ПВД» — правосудие и внутренние дела (англ. JHA; франц. JAI)[52].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5. Какие методы использует право Европейского Союза?

5. Какие методы использует право Европейского Союза? В праве Европейского Союза используются те же методы регулирования общественных отношений, какие характерны для современных государств: методы управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и

24. Какие источники составляют первичное право Европейского Союза?

24. Какие источники составляют первичное право Европейского Союза? Первичное право Европейского Союза — это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники первичного права разрабатываются и

27. Как изменится система правовьх актов институтов Европейского Союза после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г.?

27. Как изменится система правовьх актов институтов Европейского Союза после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г.? Одним из главных правовых последствий вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза станет упрощение внутреннего

Раздел VI ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Раздел VI ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 33. Из каких элементов складывается организационный механизм Европейского Союза? Европейский Союз в качестве наднациональной организации публичной власти управляет подведомственными ему сферами общественной жизни через

37. Каковы основные контрольные институты и органы Европейского Союза?

37. Каковы основные контрольные институты и органы Европейского Союза? Отталкиваясь от опыта современных государств, в организационном механизме Европейского Союза были учреждены специализированные институты и органы, которые осуществляют контрольную функцию.

39. Какие органы Европейского Союза осуществляют консультативные функции?

39. Какие органы Европейского Союза осуществляют консультативные функции? Наиболее важными и авторитетными органами консультативного характера выступают Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, функционирующие в рамках ЕС и Евратома (первой опоры). Кроме

44. Где размещены институты и органы Европейского Союза?

44. Где размещены институты и органы Европейского Союза? В 1950-е гг., когда начался процесс строительства Европейского Союза, обсуждалась идея выделить для европейских институтов «особый округ, имеющий собственный суверенитет», т. е. поступить по образцу США (федеральный

57. Какие дополнительные категории дел правомочны разбирать суды Европейского Союза?

57. Какие дополнительные категории дел правомочны разбирать суды Европейского Союза? Помимо рассмотренных в предыдущих вопросах дел искового производства (прямой юрисдикции) и преюдициальных запросов (косвенная юрисдикция), суды Европейского Союза уполномочены

60. Какие должностные лица существуют в судах Европейского Союза?

60. Какие должностные лица существуют в судах Европейского Союза? Высшим должностным лицом Суда Европейского сообщества является Председатель, избираемый судьями из своего состава сроком на три года[104] (полномочия Председателя Суда, как правило, неоднократно

81. На какие виды (категории) подразделяется компетенция Европейского Союза?

81. На какие виды (категории) подразделяется компетенция Европейского Союза? Сообразно модели федеративных государств компетенция Союза подразделяется на две основные категории — в зависимости от ее соотношения с компетенцией государств-членов.Первая категория —

§ 7. Сравнительно-правовой анализ международно-правовых моделей Европейского Союза и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

§ 7. Сравнительно-правовой анализ международно-правовых моделей Европейского Союза и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана Для раскрытия основных характеристик международно-правовой модели Европейского Союза необходимо более подробно остановиться на

§ 1. Институциональная система Европейского Союза и виды актов, принимаемых Европейским Союзом

§ 1. Институциональная система Европейского Союза и виды актов, принимаемых Европейским Союзом Институциональная система Европейского Союза – понятие, характеризующее систему существенных элементов Европейского Союза как международной межправительственной

§ 4. Виды международно-правовых актов и характерные черты международно-правового инструментария Таможенного союза и ЕврАзЭС

§ 4. Виды международно-правовых актов и характерные черты международно-правового инструментария Таможенного союза и ЕврАзЭС Виды и характерные черты международно-правовых актов Таможенного союза обусловлены спецификой этого межгосударственного интеграционного

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Под правоотношениями понимают общественные отношения в той их части, которая урегулирована нормами права. Применительно к праву ЕС особенности возникающих на их основе и регулируемых им

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *