к образцам плоскостной композиции относятся

Лабораторная работа № 3. Плоскостные композиции

Композиционное решение на плоскости имеет свои особенности построения. Главным фактором, определяющим все построение плоскостной композиции в целом, является линия. Форма, цвет и фактура находятся в соподчиненном к ней отношении.

Одной из главных особенностей этих форм композиции является строгая геометричность. Чаще всего используются сочетания:

2. Прямых и кривых (составленных из дуг различных радиусов) (см. рис. 11).

3. Возможно использование только окружностей различной величины и криволинейных элементов.

Динамичность композиционного решения может быть подчеркнута цветом. Общий колорит произведения может придать всей композиции большую гармоничность или, наоборот, ввести фактор раздражающего диссонирующего восприятия. Возможно одновременное использование фактуры и цвета. Нежелательно использование цвета с целью зрительного разрушения или деформации формы. При размещении композиции на листе необходимо учитывать соотношения масс отдельных элементов, расположение центра композиции и ее ориентацию на листе (верх и низ композиции).

Создание сложных, иногда подобных графическим, композиций, придает им свойства произвольного линейно-плоскостного орнамента.

Задание 1. Членение фронтальной поверхности линейны­ми элементами.

Цель задания. Изучить приемы выявления поверхности листа посредством линейных элементов прямолинейного или криволиней­ного очертания.

Методические указания. Линейные элементы могут распо­лагаться горизонтально, вертикально и наклонно, пересекаться или быть параллельными.

Порядок выполнения макета:

— вырезать макетным ножом по линейке прямолинейные элементы;

— вырезать циркульным макетным ножом все криволинейные эле­менты, предварительно вычертив их на бумаге с учетом сопряжений;

— разложить элементы на листе ватмана или плотной цветной бумаги в соответствии с первоначальным эскизом;

— приклеить элементы резиновым клеем.

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

к образцам плоскостной композиции относятся

Орнаменты

Всякому народу, на какой бы стадии развития культуры он бы не находился, присуще мощное стремление к созданию красивых форм.

В ассирийских орнаментах, кроме рельефных узоров, встречаются и растительные мотивы, цветок лотоса, шишки пинии, ряды розеток и т. д.

У древних греков орнаментика возникла вначале из египетских и ассирийских традиций, однако эллины сумели их видоизменить и создать на их основе свой орнаментальный стиль, в котором декоративные мотивы строго соподчинены архитектурному и тектоническому назначению отдельных конструктивных элементов.

Выбор типа орнамента, его формы, мотивов и трактовки обусловлен историческими, местными, национальными или стилистическими условиями. Характер орнамента представляет обычно совокупность элементов в каком-либо стиле. Орнаменты бывают ленточные, ковровые с четким чередованием однотипных форм, часто с геометрически построенным узором, и «геральдические» с симметричным построением узора.

Композиционно организованные повторяющиеся элементы орнаментов могут состоять из геометрических форм, растительных узоров, изображения птиц, животных, людей и фантастических образов.

Рисунок может повторяться через определенные интервалы или быть единым для всей поверхности. Желательно использование фактуры бумаги и цвета.

Макетирование в линейных орнаментах осуществляется делением поверхности на ряд элементов с расположением их последовательно или на расстоянии друг от друга, а также на разных, нюансных по высоте уровнях, как, например, в переплетающемся орнаменте. Изготовление таких орнаментов имеет свои особенности, т. к. отдельные элементы переплетены между собой, то каждая фигура может иметь несколько точек опор на разных высотах. Если детали такого орнамента имеют незначительную толщину, то она может быть приравнена к толщине листа «ватмана» или картона, из которого выполняется макет.

Лабораторная работа № 4. Плоскость и виды пластической разработки поверхности (рельеф)

Пластика поверхности является одним из ведущих факторов в фор­мировании художественного образа и принимает активное участие в раскрытии его идейно-художественного содержания и стиля. Так, на­пример, в каменном зодчестве прошлого пластическое решение плос­кости развивало и конкретизировало авторскую идею и могло быть структурным, т. е., отражающим внутреннее строение объема, его конструктивное решение, и декоративно-художественным.

Образное решение поверхности зависит от ее структуры, конст­рукции и функционального назначения, например, выбор вида плас­тической разработки может быть продиктован расположением выс­тупающих частей конструкций, солнцезащитных решеток и общим ти­пом пластической разработки здания.

Характеристика самих пластических средств опирается на процесс восприятия формы, т. е. ее положения в пространстве, очертания, пропор­ции и основные структурные членения, обеспечивающие ее единство. Наиболее типичным для форм пластической разработки поверхности яв­ляются нюансные соотношения между ее отдельными составляющими, об­разующими незначительный рельеф поверхности, например, вертикаль­ными и горизонтальными членениями. Важными свойствами в решении поверхности являются также цвет, фактура и светотень.

При сильной пластической разработке поверхности по глубинной координате может быть нарушена ее целостность, приводящая от­дельные элементы к трансформации в объем. Поэтому в этом разделе мы рассмотрим как непосредственно сами плоскостные решения, так и трансформации плоскости в объем.

Задание 1. Членение фронтальной поверхности прямолинейным геометрическим орнаментом.

Цель: Изучить некоторые приемы выявления пластики фронтальной поверхности.

Задачи: Освоить принцип выявления пластики фронтальной поверхности за счет светотеневых градаций. Освоить некоторые приемы макетирования из плоского листа бумаги.

Требования: Выполнить геометрический орнамент по образцу (рис. 12, 13). Придумать членение фронтальной поверхности с помощью прямых линий (орнамент). Размер 10×30 см.

Методические указания: Линии членений могут быть вертикальными, горизонтальными, наклонными, параллельными, пересекающимися. Они могут образовывать орнамент: ленточный, центричный, повторяющийся через определенные интервалы, либо единый для всей поверхности.

Порядок выполнения макета:

—переколоть измерителем нужные точки на изнанку листа;

—сделать сквозные прорези;

—стереть карандашные линии;

—согнуть по линии надсечек.

Задание 2.Членение фронтальной поверх­ности криволинейным орнаментом.

Цель, задачи и методические указания см. задание 1.

Требования: сделать макет циркульного ор­намента по образцу (рис. 14). Придумать членения фронтальной поверхности с помо­щью циркульных или кривых линий (орна­мент). Размер 10×30 см (15, 16).

При выполнении этих упражнений следует избегать членений, которые требуют сквоз­ных прорезей. Эти прорези сильно расходят­ся при резком изменении угла поворота и при интенсивном, глубоком рельефе образу­ются отверстия в бумаге, разрушающие це­лостность поверхности.

Нанося на поверхность бумаги прямо­линейный или криволинейный рисунок, сгибая бумагу по этим линиям, из плос­кого листа можно получить рельефную пластику поверхности. Поверхность мо­жет иметь разную глубину рельефа, как нюансные светотеневые оттенки, так и четкие градации с четкими падающими тенями, в зависимости от нанесенных членений поворотов отдельных частей плоскости листа в разных направлениях (рис. 15, 16).

к образцам плоскостной композиции относятся

к образцам плоскостной композиции относятся к образцам плоскостной композиции относятся
Рис. 13Рис. 14

к образцам плоскостной композиции относятся к образцам плоскостной композиции относятся
к образцам плоскостной композиции относятся к образцам плоскостной композиции относятся
к образцам плоскостной композиции относятся к образцам плоскостной композиции относятся

к образцам плоскостной композиции относятся

к образцам плоскостной композиции относятся

Задание 3. Фронтальная композиция из простых геометрических элементов.

Цель:Ознакомиться с основными понятиями и принципами построения фронтальной композиции.

Задачи: освоить принцип выполнения макета из сложных выкроек; добиться согласованности и соподчиненности входящих в композицию элементов; выявить фронтальность плоского листа; сориентировать композицию по отноше­нию к зрителю (определить верх и низ).

Требования: Выполнить фронтальную компози­цию в виде макета-рельефа на вертикальной плоскости из простых геометрических фигур. Для композиции использовать простые геоме­трические фигуры, врезанные друг в друга (куб, призма, цилиндр, конус и т. д.). Количе­ство элементов от 5 до 9 (рис. 17-19).

Методические указания: композиция должная быть уравновешенной, в ней должна переда­ваться пространственная очередность распо­ложения фигур и прослеживаться первона­чальная форма каждого элемента. Высота рельефа задается автором. Допускается как симметричное, так и асимметричное расположение элементов на листе. Композиция должна иметь главный эле­мент или композиционный центр. Выделе­ние главного элемента по отношению к под­чиненным достигается неравенством их по трем признакам: форме, величине и располо­жению на плоскости;

Порядок выполнения: Делаются тоновые на­броски композиции, потом маленький чер­новой (рабочий) макет, на котором прове­ряется правильность композиционного за­мысла и соединения элементов, делаются поправки. По рабочему макету выполняют­ся выкройки отдельных элементов для ос­новного макета. На этом задании происходит освоение основных навыков выполнения сложных выкроек, предусматривающих врезку, сты­ковку и склеивание отдельных элементов и соединение их не только между собой, но и с поверхностью основания.

Источник

Автор: преподаватель Городского художественного лицея

г. Актобе Малышева Елена Николаевна

Тема: «Абстрактная плоскостная композиция»

Цель мастер-класса : Обзорная лекция по самым познавательным уголкам мира. Практическое создание аппликации архитектурных зданий и сооружений.

Знакомство с основными этапами изображения плоскостной композиции.

Определение единого пространства абстрактного изображения.

1. Обучающая – научить выполнять последовательно и поэтапно аппликацию абстрактной архитектуры зданий и сооружений, с учетом основных средств композиции.

2. Развивающая – повышение творческой активности, развитие образного и пространственного мышления, развитие умения видеть красоту форм, объемов, цвета.

3. Воспитывающая – воспитание эстетических чувств, волевых качеств, воображения, умения последовательного поэтапного выполнения работы.

1) наглядные пособия изображения архитектурных зданий и сооружений;

2) работы учащихся Городского художественного лицея;

3) слайды на тему: «Абстрактная плоскостная архитектура»

— цветной картон (формат А3) – 1шт.

— бумага для акварели (формат А3) – 1шт.

— простой карандаш, ластик

— гуашь 12 цветов, кисти белка № 2, 4, 6

— баночка для воды, палитра

План проведения мастер-класса:

Организационный момент – 2-3 минуты

Сообщение цели и задач – 5 минут

Объяснение материала – 15 минут

Практическая работа – 50 минут

Индивидуальная работа во время всего занятия

Завершение, подведение итогов – 15-20 минут

1. Приветствие, создание творческой атмосферы в аудитории, проверка правильной организации рабочего места художника и проверка принадлежностей для мастер-класса;

2. Знакомство с аудиторией слушателей и объявление темы мастер-класса.

3. Подготовка к активному, сознательному усвоению материала.

а) беседа об архитектуре;

б) знакомство с основными изобразительно-выразительными средствами композиции;

4. Изложение темы с показом слайдов. Знакомство с основными материалами, необходимыми для данного мастер-класса;

5. Практическое выполнение абстрактной плоскостной композиции:

а) Замысел. Композиционные поиски. Поиск стиля, формы, освоение плоскостного пространства.

Выполнение эскиза абстрактной плоскостной композиции архитектурных зданий и сооружений.

б) Выполнение оригинала работы в материале. Подготовка листа формата А3, его покраска, для выполнения аппликации.

в) Подготовка форм для выполнения аппликации абстрактной архитектуры зданий и сооружений.

г) Создания объема в архитектуре с помощью светотени.

д) Цельность и завершенность композиции.

6. Подведение итогов

(коллективный просмотр, самоанализ работ и отзывы о проведенном

— Здравствуйте, уважаемые слушатели, коллеги!

Давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся!

С каким настроением вы сегодня пришли на мастер-класс?

Займемся творчеством, и пусть наше настроение будет прекрасным.

Подготовка к активному, сознательному усвоению материала.

Не для кого, не секрет, что классические уроки вызывают у учеников скуку или, того хуже, творческую апатию. Нужно устроить праздник! Возьмем обычную аппликацию архитектурных зданий и сооружений. Пусть преобразятся дома, заиграют краски и случится чудо творчества! Для реализации этой задачи есть множество способов. Один из них это – абстрактная архитектура.

Мир архитектуры – это мир, в котором мы живем повседневно.

Можно сказать, каждый из нас знает архитектуру и хорошо и плохо. Хорошо, потому что в своей жизни видит и помнит множество выдающихся произведений зодчества, а плохо, потому что мало знает о том, по каким законам эти произведения создаются, почему они такие, какие они есть.

Вот и тема мастер-класса, звучит так: «Абстрактная плоскостная композиция».

Целью данного мастер-класса является, знакомство с основными этапами выполнения аппликации абстрактных зданий и сооружений, а также практическое выполнение плоскостной композиции.

Объяснение материала, показ слайдов.

Сравним две аппликации. Одна из них выполнена в привычном стиле, дома и здания выглядят классически. А вот другая аппликация необычная.

Что это абстрактная архитектура?

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

Ну-ка давайте посмотрим – здание в виде «собаки со щенком», или дом «огромная корзина», а вот еще здание в форме «рыбы». Стоп.

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

— для того, чтобы наш урок был познавательным, давайте совершим путешествие в самые увлекательные уголки мира.

Архитектуру называют каменной летописью истории. И действительно, она прежде всего – часть материальной культуры человечества, которая несет уникальную информацию о жизни людей в давно прошедшие исторические эпохи.

Слайдовая презентация на тему «Самые красивые места мира».

Радость творчества, как это прекрасно. Сегодня вам предоставляется возможность побывать в роли архитекторов и фантазеров, и выполнить аппликацию абстрактного здания или жилого дома.

Это будет сооружение, которого может быть и нет нигде в мире, оно существует только в нашем воображении. Здесь нужна смекалка и творческий подход.

Начнем! Вот так абстрактную архитектуру видят наши учащиеся Городского художественного лицея.

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

1. Танжарикова Айнур,15 лет 2. Жакупова Асель, 14 лет 3. Рыскулова Лунара, 14 лет 4.Омиргалиева Айша, 15 лет

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

5.Толганай Толганай, 14лет 6.Есетова Дания, 15 лет 7. Верещагина Екатерина, 15 лет

А вот такие сдания уже существуют в действительности.

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

Неправда ли, здорово!

Этапы выполнения абстрактной плоскостной композиции :

Абстрактная плоскостная архитектура – это сильный отход от натуры, преобразованный до геометрических форм.

1. Замысел. Оригинальность решения. Особенности авторского стиля.

Выполнение эскиза композиции карандашом.

Необходимо выполнить эскиз абстрактного здания, сооружения или жилого дома. Например, здание «сказочная птица», дом в виде «старого башмака»,

сооружение «цветочный замок» и т.д.

2. Выполнение эскиза оригинала на формате листа. Построение композиции. Определим правильное композиционное размещение архитектурного сооружения на плоскости листа цветного картона (вертикальное или горизонтальное). Выполним прорисовку всех форм с учетом компоновки и основных изобразительно-выразительных средств композиции.

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

3. Возьмем лист акварельной бумаги формата А3 и начинаем забрызгивать его краской. Это может быть как «теплая», так и «холодная» цветовая гамма, а можно использовать все цвета «цветового спектра». Получается окрашенная основа в стиле «абстрактной живописи» или «монотипии».

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

4. Из подготовленной «окрашенной основы» вырезаем детали будущего здания, сооружения или жилого дома. Выполняем аппликацию «абстрактной архитектуры» приклеивая эти детали на цветной картон. Здесь понадобятся ножницы и клей.

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

Вот какой необычный дом у нас получился. Придадим ему объем, с помощью пастельных мелков. Обозначим светотени.

Для выполнения данной «абстрактной архитектурной композиции» вам понадобятся два листа формата А3. Один лист акварельной бумаги. Второй лист цветного картона любого цвета. Клей, ножницы, пастельные мелки.

Простым карандашом выполним эскиз абстрактного здания или сооружения.

Переносим поисковый эскиз на лист цветного картона. Выполняем эскиз оригинала. Каждый из вас выполняет свою авторскую композицию.

Берем лист акварельной бумаги и начинаем рисовать на нем, с помощью краски, «абстрактные пятна», чем-то напоминающие палитру. Какую цветовую гамму вы выберете, зависит от вас. После того как лист порыт краской можно применить технику «разбрызгивание». На выбранный участок разбрызгивается краска более насыщенного цвета – обычно с зубной щетки или с кисти с жесткой щетиной.

Вырезаем детали для будущей композиции, из окрашенного листа бумаги и приклеиваем их на цветной картон. Выполняем аппликацию «абстрактной архитектуры».

С помощью пастельных мелков придаем объём зданиям и домам, подчеркивая светотени. Переходим к детализации. Завершаем работу.

— проведем коллективный просмотр работ;

— отметим лучшие работы, обратим внимание на ошибки менее удачных;

— самоанализ работ и отзывы о проведенном мастер – классе;

Выставка работ учащихся Городского художественного лицея г. Актобе

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

к образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятсяк образцам плоскостной композиции относятся

1. Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб., 1996.

2. Голованова М. Главное – не изображать, а выражать. Художественная школа. Москва, №5 (20), 2007.

3. Гунтов А. «Мир архитектуры», изд. «молодая гвардия», 1985г. Москва.

4. Р. Эш. « Әлемнің ұлы кереметтері », изд. «Алматык ітап баспары», 2012г.

5. «Пластические искусства краткий терминологический словарь», изд. «Пассим». Москва, 1995г.

6. В.С. Горичева, Т.В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», Изд. «Академия развития», 2000г.

7. Альбом-книга « Астана үшін мың тағ зым!»изд. «Фолиант», 2012г.

8. Журнал «Интерьер дайджест. INTERIOR ». № 1(65), январь 2006г.

9. Научно-популярное издание «Большая детская энциклопедия для девечек», изд. «Астрель», 2005г.

10. Журнал « AD ». Самые красивые дома мира. № 11(123), ноябрь 2013г.

Журнал « AD ». Самые красивые дома мира. № 4 (105)(123),апрель 2012г.

11. Бердяев Н. «Кризис искусства» Репринт воспроизв. изд. 1918г.М., 1990.

12. Ивашнев В.И. «Юный художник» №2, 2000

13. Исмаилова Н. «Искусство» №17, 2001

14. Исмаилова Н. «Искусство» №2, 2002

В разработке мастер-класса были использованы фото и материалы, images . Яндекс. ru . интернет ресурсов, а также из методического фонда Городского художественного лицея г. Актобе

Автор – составитель учитель ИЗО и черчения Городского художественного лицея Малышева Елена Николаевна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *