к внеклассным формам краеведения не относятся
Система внеклассной краеведческой работы
Система внеклассной краеведческой работы
Введение
Актуальность исследования. В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы по предмету. Очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеурочной работы [Козлова Ю.В., 2005].
Роль внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало интереснейших разделов географической науки [Щукина Г.И., 1984].
В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время [Прохорчик А.Ф., 1980].
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определённых качествах.
Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину».
Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно краеведению [ФГОС., 2014].
Роль внеклассной краеведческой работы неуклонно возрастает, особенно в последние годы, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. По той простой причине, что краеведение – всегда «краелюбие».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: системный, личностно-деятельностный, личностно ориентированный, подходы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина); положения непрерывного экологического образования и воспитания (С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин); положения теории и методики обучения географии (Н.Н. Баранский, И.И. Баринова, Т.П. Герасимова, Ю.Н. Гладкий, И.В. Душина; А.П. Кузнецов, В.П. Максаковский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров). Проблемам внеклассной работы по географии посвятили в разное время свои работы многие ученые-методисты: А.В. Даринский, И.И. Баринова, Т.П. Герасимова, И.В. Душина и др.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — система внеклассной краеведческой работы по географии.
Цель работы – выявить систему внеклассной краеведческой работы по географии в общеобразовательной школе. Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
Собрать и проанализировать литературу по теме исследования.
Отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе
3. Рассмотреть особенности внеурочной деятельности по географии.
4. Разработать эффективные формы и методы внеурочной деятельности по географии.
Методы исследования. В курсовой работе использовались методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; сравнение и наблюдение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе профессиональной деятельности учителей географии.
Структура и объем исследования: курсовая работа содержит введение (2 страницы), две главы (1 глава – 4 страницы, 2 глава – 12 страниц), заключение (2 страницы), список использованной литературы (20 источников), приложение.
Психолого-педагогические основы организации системы краеведческого аспекта преподавания географии
1.1 Понятие внеклассной краеведческой работы по географии
Идеи краеведения всегда широко пропагандировались выдающимися деятелями России, начиная с Н.И. Новикова. Ещё в XVIII веке в своей статье «О воспитании и наставлении детей» он писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». К.Д. Ушинский энергично отстаивал мысль о том, что преподавание географии должно начинаться с развития у учащихся «инстинкта местности», которое даёт именно краеведение. Принцип краеведческой работы – обучение путём открытий – это актуальная проблема нашего времени. Краеведение всегда несёт в себе любовь к родному краю – малой Родине, – содействует процессу укрепления и оздоровления общества. Уникальность краеведения в том, что оно является не просто совокупностью сведений о какой-либо конкретной территории, но и является школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений и разного уровня культуры и образования. В этой связи краеведение всегда было ещё и способом освоения и сохранения исторического опыта, своеобразным отбором всего рационального в природопользовании, хозяйственном укладе, народных промыслах, образе жизни и традициях [Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А., 1980].
По организационным формам внеклассная краеведческая работа может быть объединена в три направления: государственное, школьное и общественное. Как раз школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется учащимися под руководством учителя в соответствии с учебными и воспитательными задачами [Никонова М.Н. 1985].
В новом стандарте указаны различные виды внеурочной деятельности, среди которых отдельно выделены познавательная и туристско-краеведческая. Результатом первого уровня туристско-краеведческого вида внеурочной деятельности являются: образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок.
Ещё одной совместной формой работы является организация выставок работ учащихся, посвящённая краеведческой тематике, что для ребят, участвующих в подобного рода мероприятиях, особенно значимо.
Результатом второго уровня туристско-краеведческого вида внеурочной деятельности являются: туристический поход, краеведческий клуб.
В стандарте, к которому переходят образовательные учреждения, подчёркивается, что последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня создаёт возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Одним из результатов третьего уровня в познавательном и туристско-краеведческом видах внеурочной деятельности школьников является организация школьного музея.
Составной частью внедрения стандарта нового поколения в жизнь является работа по воспитанию граждан России. Всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни пронизывают базовые национальные ценности, среди которых: «патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству».
Каждая из базовых ценностей превращается в школе в воспитательную задачу, при решении которой особая роль отводится краеведению. В условиях перехода образовательных учреждений к стандарту второго поколения роль краеведения в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности не только не ослабевает, а наоборот усиливается.
Мы знаем, что новый стандарт делает акцент на самообразовании учащихся. Учитель же выступает в роли скорее наставника. Как раз в краеведческой деятельности подобный подход наиболее ярко выражен. Правильная организация труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развития самостоятельности и личности учащихся [ФГОС., 2014]..
Цель внеклассной работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является создание условий для развития личностных качеств учащихся, усиление их интереса к географической науке.
Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации [Никонова М.Н., 1985].
Организация краеведческой работы на уроках истории и во внеурочное время.
Статья об организации краеведческой работы на уроках истории и обществознания.
Содержимое разработки
Организация краеведческой работы на уроках истории и во внеурочное время.
«Воспитание любви к родному краю,
к родному селу или городу,
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?»
Меняются времена, эпохи, люди…
Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение —всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни. Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».
Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области».
Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что «краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта.
Историческое краеведение в школе проводится в некоторых направлениях: на уроках и во внеклассной работе.
Краеведение на уроках истории
Используя краеведческий материал на уроках истории, учителю необходимо помнить, что с одной стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с другой – он входит в систему знаний по истории края. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории, края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока.
Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения, создают презентации.
Сызранская земля по красоте не уступает лучшим уголкам нашей планеты. Земля хлеборобов и животноводов, беззаветных тружеников, вложивших душу и сердце в возрождение, и развитие своей малой родины.
Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, культуре, быте, традициях людей, не вызвав иронию, недоверие, а заинтересовать, заставить думать!
Сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками.
В основе моей работы лежит японская мудрость: «Скажи мне — и я забуду; покажи мне — и я запомню; дай сделать — и я пойму».
Начинаю заниматься первоначально изучением родного края на уроках истории и обществознания.
Работу с детьми начинаю с изучения своей семьи, своего рода. Например, в пятом классе на уроках истории дети составляют свою родословную. Но перед этой работой я даю стартовую анкету о своих предках. И если учащиеся набирают небольшое количество баллов, то они стремятся исправить ситуацию, привлекают к работе родственников, и в завершении работы они уже знают буквально всё о своих предках в трёх-четырёх поколениях, и это с гордостью демонстрируют при защите своей работы.
В шестом классе, дети на уроках обществознания, после изучения темы «Символика России», получают задание, нарисовать герб своей семьи и составить к нему описание, используя правила составления герба.
В седьмом классе учащиеся пишут сообщение на тему «Служба моих родственников в армии».
Так же использую элементы краеведческой работы на уроках истории при изучении таких тем как « Великая Отечественная война», «Культура и образование», «Революция 1917 года и Гражданская война» и др., и на уроках обществознания при прохождении таких тем «Защита Отечества», «Экономика семьи», «Человек и природа», «Нравственны основы жизни» и д.
Внеклассная работа по краеведению.
Основными особенностями внеклассной краеведческой работы являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.
Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.
Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных музейных уголков, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.
Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, внеурочная деятельность, лекторий, издание книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.
Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.
Мне кажется, что не все дети самостоятельно могут изучить историю своего края, так как не владеют методами данного изучения. Мной разработана программа внеурочной деятельности краеведческого направления «Край родной, навек любимый». Программа адресована учащимся 7-ых классов и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 часа в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Цель программы:
воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям я использую разнообразные методы работы (словесно – наглядные, проблемно – поисковые), при составлении плана занятий учитываю возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки. Учитывая, что дети быстро утомляются при выполнении однообразной работы, я заранее продумываю каждое занятие, стараюсь использовать различные формы работы.
Теоретический материал обычно даю в начале занятия. Новую тему, то или иное задание стараюсь объяснять просто и доходчиво. Теоретический материал преподношу в форме рассказа – информации или беседы. Постоянно развивая интерес детей к занятиям, стремлюсь выбирать такую форму проведения занятий, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя учащимся как можно больше самостоятельности, вместе с тем направляю творческую деятельность кружковцев, развиваю у них способность выбирать тему, помогаю в выполнении поставленной задачи.
Мною используются различные формы внеурочных занятий:
б) Диспут – форма коллективного обсуждения, столкновение многих точек зрения, мнений, суждений по поводу той или иной проблемы.
д)Творческая исследовательская работа
ж) Поисковая работа
Мне хочется остановится на таких формах внеурочных занятий по краеведению – экскурсия и творческая исследовательская деятельность.
Экскурсия предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии.
Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
С учащимися 6 класса в 2015 году совершили интересную и познавательную экскурсию по городу Сызрани. Цель экскурсии была такова: ознакомиться с историческими местами родного города, архитектурными ансамблями. Мы побывали в Выставочном зале, Казанском соборе, Вознесенском мужском монастыре.
В рамках внеурочной деятельности была организована поездка на источник в честь Феодоровской Божией Матери и в музей ГБОУ СОШ №22.
Очень часто мы посещаем библиотеки в Юго-Западном районе, где встречаемся с писателями и поэтами г.Сызрани – Крючковой А.М., Корниенко, Чвановой и др. В библиотеке юные краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края.
Интересны для ребят просмотры выставок местных художников, например, Сысуевой Татьяны Анатольевны.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
Дети самостоятельно работают над темой своего исследования. Они могут использовать любые источники: библиотечный фонд, Интернет, периодическую печать, встречаются с интересными людьми, записывают их воспоминания, берут интервью. При необходимости они получают у меня консультацию, исправив недочеты, если они имеются, ребята выносят свой труд на общее рассмотрение. Происходит презентация исследовательских и творческих работ.
Учащимися были подготовлены такие интересные и содержательные исследовательские работы:
Сызрань вчера, сегодня, а будет ли завтра?
Женские монастыри г.Сызрани и Сызранского уезда в 17-20 вв.
Засызран- страна помидорная
Паломничество –туризм для души
Прошлое и настоящее Сызранского Свято-Вознесенского мужского монастыря
Имеются результаты краеведческой работы: учащиеся активно принимают участие в городских, окружных и областных мероприятиях краеведческой направленности и становятся лауреатами и призерами:
— Кирилло-Мефодиевские чтения (в номинации «Рефераты», «Презентация»)
— конкурс творческих работ « Русь моя родная»
-Конкурс «Моя малая Родина»
-Конкурс сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
-олимпиада «Наше наследие» и т.д,
Все представленные формы и приемы нельзя считать универсальными, выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, образовательными и воспитательными целями урока или занятия, умениями и навыками учащихся. Причем связь между историей края и историей страны в целом осуществляется тогда, когда она логична и педагогически целесообразна.
Академик Д.С. Лихачёв писал: « … если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле». Главная мысль приведённого высказывания: каждый человек, каждый гражданин должен знать, любить свою малую родину, свой отчий край, формировать в себе готовность жить и трудиться в родном крае, содействовать его возрождению и развитию. Если этого не будет, то человек не приобретёт важную опору – стержень в жизни, а общество постепенно скатится к духовной деградации и упадку. Воспитание любви к родному краю, родной стороне – это одновременно и воспитание любви к Отечеству – России, частицей которой является отчий край.
Статья «Внеурочная деятельность по краеведению»
Муниципальное образовательное учреждение Тамбарская основная
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
«СУЩНОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ»
Шалунова З.Х. с. Тамбар
Пруд. Шум. С. Тамбар
Мой край бесценный! – Оттого, что мой
Всем будущим моим и прошлым дорог,
Где в стынь и под зеленою листвой
Стволы твоих берез, что белый порох
Огромный надо мною небосвод,
Но все же, как жилка к сердцу,
К родному дому, где вечно ждет
С вечерним чаем мама у окошка
В последнее десятилетие в образовательных учреждениях резко возрос интерес к изучению своего края. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения; гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).
Любое общество продлевает свое существование путем социализации новых поколений, передовая им веками наполненный ценный жизненный опыт, направить мысли и стремление наших воспитанников на путь познания и добра можно только развивая у детей чувство гражданской ответственности, сохраняя и возрождая народные традиции. Сегодня развитие интереса к истории края является важной частью патриотического и нравственного воспитания молодежи. Знание истории своего края, традиции, культуры, искусства народов является основой роста духовной культуры общества. Именно в народной культуре сосредоточен нравственный, патриотический, философский и эстетический смысл жизни многих поколений. Назрело время создать должное прошлому, приобщится к миру ценностей: либо малоизвестный, либо прочно забытых.
Всем знакомы изречения: «Без прошлого нет будущего», «Без памяти предков нет настоящего». Преемственность, бережное отношение к родовым традициям способны дать подрастающему поколению ключ к пониманию к целесообразности и смысла жизни, ее творческого созидания. Не знать историю своей малой родины – значить не видеть себя и свой род в большой истории, значит относиться ко всему в истории отвлеченно, безлично – и не обязательно. Знать историю родного края для человека так же естественно, как знать собственную наследственность. Хорошо, если человек может гордиться родословной семьи, края и отечества. Но если в ней есть темные пятна – знать о них тем более важно, чтобы нормализовать жизнь, сохраняя свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. Любовь к отечеству, чувство причастности к судьбе родного края не возникают сами по себе, а воспитываются.
Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее природным особенностям и предания, к исконным занятиям предков. Его воздействия велико на разум наш и на душу. В этом главный смысл слов А.С. Пушкина о любви к отечественным гробам к родному пепелищу « В них сердце обретает пищу». Подлинное краеведение – всегда краелюбие.
Главная цель: расширить и углубить знание о родном крае у молодого поколения, оказать информационную поддержку в изучении новых школьных предметов по краеведению и внеклассных мероприятиях. Краеведение – один из основных принципов или походов в педагогике (как дидактика, так и воспитание).Так что же такое краеведение? Каждый из нас понимает это слово по своему, но не кто не будет отрицать, что это – краелюбие, краезнание. И знать свой край, значит и любить его.
«Любовь к родному краю, к родной культуре,
к родному селу и городу, к родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу… постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к своей стране
к ее истории, ее прошлому и настоящему, а
затем ко всему человечеству, к человеческой
Краеведение – это и школа познания и школа воспитания культурой, и школа становления и закрепления представлений о взаимосвязи природы и общества, о взаимосвязи наук. Закреплением многообразных форм краеведческой деятельности определились особые направления краеведения (историческое, географическое, литературное, экологическое и другие), в том числе и школьное краеведение. Но при этом основными задачами краеведения остаются: просветительская, научная, памятникоохранная и природоохранная.
Очень важная и исключительно редкая особенность краеведения в том, что у него нет двух уровней: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует поскольку в его создании и потреблении участвуют массы. Отсюда вытекают основные направления в моей краеведческой работе:
Информационное обеспечение по вопросам краеведения.
Изучение традиции духовной и культурной жизни (литература, искусство).
Воспитание уважительного отношения к историческим событиям и людям нашего села, вершившим эту историю.
Формирование экологической культуры как основы будущего здорового образа жизни на земле.
Конечно, основу составляет фонд краеведческой литературы. Необходимость и значение краеведческой работы я думаю сегодня понимают многие. В этом мы ведем знамение времени – объективную востребованность краеведения, популяризацию знаний о родной земле.
С первого года обучения школьники начинают знакомится с историей своего края, его природы, культуры. На уроке русского языка и литературы, окружающего мира, и изобразительного искусства я ввожу своих учеников в прекрасный мир знаний, об окружающей природе, о людях, которые живут и трудятся рядом сними. Наблюдение во время прогулок, экскурсий, и однодневных походов, встреча с интересными людьми расширяют кругозор детей, позволяют лучше усвоить и понять школьные дисциплины. Материал учебников начальных классов дает учащимся лишь общее представление об истории, природе, культуры нашей родине. А как живут наши земляки, как работают наши родители, (какую продукцию выпускают), какого хозяйство нашего села, какие растения растут, какие животные водятся в нашем края – эти и многие другие вопросы возникают перед младшими школьниками, постепенно усложняясь и расширяясь по мере того, как взрослеют наши дети,
Внеурочная деятельность по краеведению позволяет расширить рамки учебной программы, помогает проведению на высоком уровне достаточного количества прогулок, экскурсий походов, проведение праздников, викторин, и т.д.
По традиции каждый год осень проводит «Неделю походов проводим игру – путешествие в классе. Ребята путешествуют, не выходя из класса, но при этом готовится к настоящим походам. Игра проходит в классе как соревнования. Мы проходим первые километры … Это и первые встречи с окружающем миром, это и привитие первых практических навыков (устройство походного быта, преодоление естественных препятствий, простейшие знания основ ориентирования по местным приметам, определение признаков природы и т.д.), но и вырабатывают также качества характера, необходимые в жизни. Это умение подчинять свои личные интересы коллективным, необходимость и готовность оказать помощь товарищу, трудолюбие и выносливость, обязательность в выполнении поручений, честность и правдивость. Чем раньше приобщится к таинственному и яркому миру, лежащему за порогом родной школы, тем богаче станет его замечательный мир детва.
Цель краеведческого уголка состояла в том, чтобы учащиеся были привлечены к участию в собирательной работе, уделить внимание не только сбору интересующего материала, но и правильному оформлению. Важно научить ребят относиться с уважением ко всему, что они наблюдают, собирают и изучают, выбрать наиболее существенное и характерное, а также видеть плоды своего труда. Познакомить учащихся с простейшими элементами научно – исследовательского подхода к выполнению заданий и научить грамотному оформлению материалов. Важно, чтобы дети получили оценку своего труда.
Возрождение своего прошлого, его которого немыслима жизнь, облик, внутренний мир человека.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». А.С. Пушкин.
Назаркин, А.П. Литературное краеведение в Кузбассе. – Кемерово, 1993. – 60с