к внеурочным формам занятий физическими упражнениями относятся
Методика организации проведения крупных форм внеурочной работы.
Методика организации проведения крупных форм внеурочной работы.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Таблица 1
В таблице 1 показана классификация внеурочных форм занятий по физическому воспитанию в школе. К крупным формам относятся:
Спортивный час в группах продленного дня
Методика организации самостоятельных тренировочных занятий
Методика самостоятельных занятий должна учитывать определенные требования:
тренировки нужно проводить через день или хотя бы три раза в неделю;
продолжительность тренировки должна быть не менее 20 минут;
суммарная нагрузка в тренировке должна соответствовать функциональному состоянию занимающегося.
Предварительным этапом подготовки к самостоятельным тренировочным занятиям является ознакомление с правилами выполнения упражнений. Необходимо определить дозировку и интенсивность работы, а также разобраться с назначением этих упражнений.
Эффективность тренировки будет наиболее высокой, если использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами.
Результаты тренировок зависят от их регулярности. Большие перерывы между занятиями (4–5 дней и более) снижают эффект предыдущих занятий.
Не стоит стремится к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки. Это может привести к перегрузке организма и переутомлению.
Составляя план тренировки, необходимо включать упражнения для развития всех двигательных качеств.
Физиологические принципы самостоятельных занятий:
доступность и индивидуализация занятий, основанная на правильном
чередовании нагрузок и отдыха с учетом тренированности и переносимости нагрузки;
2) постепенное повышение требований (динамичность);
3) последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.
Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 2–5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься менее 2-х раз в неделю не целесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через 2–3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше, чем через 2 часа после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак. Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.
Каждое самостоятельное тренировочное занятие должно состоять из трех частей, подготовительной, основной и заключительной части.
Подготовительная часть или разминка может быть общей и специальной. Общая разминка состоит из ходьбы, медленного бега, общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц.
Упражнения рекомендуется начинать с мелких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать упражнениями для ног. После упражнений силового характера и растягивания следует выполнять упражнения на расслабление.
Специальная часть разминки преследует цель подготовить к основной работе те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат. Она обеспечивает нервно-координационную и психологическую настройку организма на предстоящую деятельность. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений, имитация, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. Желательно учитывать темп и ритм предстоящей работы.
В основной части осуществляется тренировка и развитие физических и волевых качеств, изучается спортивная техника и тактика.
В заключительной части выполняются медленный бег и упражнения на расслабление, чтобы обеспечить постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.
Самостоятельно можно заниматься прежде всего гимнастическими упражнениями, силовыми упражнениями, спортивными играми и упражнениями, которые обеспечиваются средствами циклических видов спорта, такими как легкая атлетика, плавание, ходьба на лыжах, коньки.
Методика организации занятий физическими упражнениями в рамках кружков и секций по физическому воспитанию
Цель организации работы спортивных секций в общеобразовательной школе — приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями спортивной направленности, ведению соревновательной деятельности, а также пропаганда и популяризация физической культуры и спорта. В отличии от других форм внеурочной работы, занятия в спортивных секциях являются наиболее востребованными у учащихся, поскольку они позволяют разнообразить двигательную деятельность, проявлять личностный потенциал через систему занятий и элементарную соревновательную деятельность. Исходя из этого занятия в школьных спортивных секциях имеют специфические особенности.
Школьные спортивные секции из всех форм занятий физическими упражнениями в школе, наиболее приближены к понятию «базовый спорт». То есть двигательная деятельность и другие компоненты работы должны быть ориентированы на тренировочную деятельность в спорте, тем самым, моделируя (насколько это возможно исходя из имеющихся условий), спортивную подготовку. То есть школьные спортивные секции занимают своего рода промежуточное положение между учебным предметом «физическая культура» и системой спорта. Можно сказать, что спортивные секции удовлетворяют потребности в двигательной деятельности для той части учащейся молодежи, которая не имеет желания или возможностей для занятий спортом.
В отличие от других форм внеурочной работы, школьные спортивные секции позволяют решать комплекс задач физического воспитания: образовательных, оздоровительных и воспитательных. При этом под решением образовательных задач необходимо понимать расширение двигательного фонда, освоение сложных двигательных действий вида спорта и овладение необходимой теоретической информацией в области физической культуры и спорта. Под решением оздоровительных задач необходимо понимать укрепление здоровья школьников, повышение уровня их физической подготовки и функциональных возможностей. Решая воспитательные задачи по формированию морально-нравственных и личностных качеств, необходимо организовать учебный процесс и выстроить отношения между его участниками таким образом, чтобы в полной мере использовать педагогические возможности спортивно-соревновательной деятельности.
Содержание и организация деятельности спортивных секций должно опираться на основные методические подходы.
1. Школьные спортивные секции могут быть организованы по нескольким направлениям: по одному виду спорта, комплексные спортивные секции по нескольким видам спорта, где на протяжении учебного года, учебный материал в одной группе учащихся соответственно изменяется. Возможна организация занятий в различных группах по нескольким видам спорта, исходя из интересов учащихся. Также возможны занятия по новым видам физкультурно-спортивной деятельности, по общей физической подготовке и др.
2. При выборе направления работы спортивной секции необходимо ориентироваться на потребности учащихся, имеющуюся материально- техническую базу, национально-культурные особенности региона и профессиональную подготовленность учителя.
3. Подбор упражнений, методов тренировки и других содержательно-организационных компонентов учебно-тренировочного процесса осуществляет непосредственно учитель физической культуры, проводящий секционные занятия, ориентируясь в первую очередь на принцип доступности.
4. При организации работы спортивных секций целесообразно использование нормативно-методической базы спорта (этапы подготовки, распределение нагрузки и др.), адаптированной под специфику школьной спортивной секции.
5. Учебно-воспитательный процесс в спортивной секции, кроме решения основных задач, должен иметь выраженную спортивно-образовательную направленность.
6. Несмотря на отсутствие периодизации, распределение упражнений и планирование тренировочной нагрузки должно быть «увязано» с основными соревнованиями, исходя из календаря мероприятий.
7. В работе спортивной секции учителю необходимо разрабатывать документы планирования учебно-тренировочного процесса и осуществлять все виды контроля: этапный, текущий и оперативный.
3. Методика организации и проведения похода выходного дня
Походы выходного дня – это начальная ступень туризма. Как правило, они невелики по продолжительности (от одного до трех дней) и протяженности. Маршруты таких походов предназначаются для отработки полезных в полевых условиях умений и навыков движения по маршруту, преодоления естественных препятствий, организации туристского лагеря-бивака, проведения наблюдений за природой и других краеведческих работ. При достаточно частом и регулярном проведении ПВД способствуют общему физическому развитию участников, их закалке, повышению самостоятельности, морально-волевой и физической выносливости и проверке групп на психологическую совместимость.
Поход выходного дня — наиболее массовый и доступный вид туристского похода. Подразделяются на познавательные, прогулочные, тренировочные и соревновательные.
Формальные требования к походам выходного дня
Самодеятельные (спортивные) походы проводятся в соответствии с Правилами проведения туристских спортивных походов.
Продолжительность похода установлена разрядными требованиями, исходя из минимального времени в днях, необходимого для прохождения маршрута с подготовленной группой.
Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель. Причем не подразумеваемую, а словесно сформулированную и доведенную до сведения каждого участника похода.
2. Спортивная и тренировочная (до 30 км) Преодоление естественных препятствий и природных трудностей, повышение уровня физической подготовки и спортивной квалификации.
3. Познавательная Разведка новых мест, знакомство с достопримечательностями, изучение родного края.
4 . Экскурсионная Посетить исторические места, места, связанные с именами выдающихся людей.
5. Коммуникационная Встреча с друзьями, знакомство с новыми людьми
6 .Эстетическая Цель похода может состоять и в том, чтобы пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом. Цель может заключаться в том, чтобы посетить какие-то места, славящиеся своей красотой.
7 . Учебная Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности и т. д. Маршрут должен быть под силу каждому из участников по физической нагрузке, а также соответствовать по протяженности и сложности, установленным нормативам в зависимости от вида туризма.
Формы построения занятий в физическом воспитании (классификация, характеристика, урочные и внеурочные формы).
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза-имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.
По особенностям организации занимающихся и способам ру-ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя-ются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).
Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно-сятся:
1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени-ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);
2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из-бранном виде спорта.
Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис-тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя-тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле-ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе-мые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правилр, не решают задач развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол-жительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер-жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро-вительно-реабилитационного или рекреационного характера;
3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под-готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова-ний, отборочные соревнования, первенств^, чемпионаты, конт-рольные прикидки или соревнования и др.).
Характеристика форм занятий физическими упражнениями
Урочные формы занятий
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю-щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза-имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред-стоящей основной работе. I
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.
По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.
Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.
Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.
Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.
Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
1) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;
2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;
4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест-ное решение задач обучения технике движений, воспитания, физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.
По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.
Неурочные формы занятий
Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.
Для малых форм занятий характерны:
1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро- ■ ванности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);
2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15— 20 мин);
3) отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.;
4) невысокий уровень функциональных нагрузок.
Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни-тельную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:
1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;
2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.
К соревновательным формам организации занятий относятся:
1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;
2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.
В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.
Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности.
Использованная литература:
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.
3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.
4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
Реферат на тему: «Внеурочные формы занятий»
Характеристика внеурочных форм занятий……………2
Особенности отдельных (не урочных) форм занятий в физкультурной практике………………………………. 3
Утренняя гимнастическая зарядка…..…………….4
Физкультпаузы и физкультминуты……………….5
Микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера…………………………5
Крупные формы самостоятельных занятий тренировочного и физкультурно-реактивного характера……………………………………………….6
Самодеятельные тренировочные занятия………. 6
Физкультурно-реактивные формы занятий……….8
3.3Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании……………………………………9
4. Список используемой литературы…………………….12
Практическая реализация задач физического воспитания школьников осуществляется на специально организованных занятиях физической культуры. В ходе занятий и через занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания. Для советской школы характерно большое многообразие форм занятий. Некоторые методисты, объясняя это явление, исходят только из необходимости увеличить длительность времени выполнения упражнений и тем самым удовлетворить потребность учащихся в движениях. Между тем анализ форм занятий показывает, что изъятие хотя бы одной из форм приводит к нарушению педагогического процесса, снижает качество решения задач физического воспитания.
По мере развития массового физкультурного движения в различных сферах его возникают разнообразные формы занятий физическими упражнениями. И хотя основными остаются рассмотренные педагогически регламентированные формы, все шире распространяются подобные им и вместе с тем отличающиеся формы целесообразного построения физкультурных, в частности спортивных, занятий индивидуального и группового (коллективного) характера.
В теории и практике физического воспитания школьников все формы занятий принято разделять на две группы. Одна представляет собой преимущественно учебно-образовательный процесс, осуществляемый на уроках; другая – комплекс воспитательных воздействий вне уроков. Вторую форму занятий мы рассмотрим подробнее.
2.Характеристика внеурочных форм занятий.
Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др.
Характерной чертой внеурочных форм занятий является их добровольность. Даже при условии функционирования комплексной программы физического воспитания часть форм является необязательной для посещения школьниками. Поэтому организаторы этих занятий должны заботится о том, чтобы вызывать у учащихся интерес к ним. Это достигается их высокой эмоциональностью. Очень важно, чтобы на этих занятиях каждый ученик мог проявить себя независимо от уровня своей подготовленности. Во внеурочных занятиях закрепляются и совершенствуются усвоенные на уроках физические упражнения, приобретенные знания. Сделать физическое воспитание – создать наилучшие условия для воспитания привычки к систематическим занятиям и содействовать внедрению физической культуры в быт советских людей – главная функция внеурочных форм занятий.
Все формы объединяют общая цель и задачи. Каждая из них решает и специфические. Вот почему основная задач, выдвигаемая реформой общеобразовательной и профессиональной школы, состоит в необходимости организации ежедневных занятий физическими упражнениями для всех учащихся за счет строгого выполнения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, широкого вовлечения учащихся в занятия спортивных секций и кружков, внедрения дополнительных и факультативных занятий по физическому воспитанию, создав для этого необходимые условия.
3. Особенности отдельных (не урочных) форм занятия в физкультурной практике.
Типичными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:
— относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению вырабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности;
— сравнительно небольшая протяженность. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут;
— незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены;
— относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.
Методика построения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств.
Для иллюстрации сказанного здесь приводятся примеры малых форм занятий.
3.1.1. Утренняя гигиеническая зарядка.
Одна из наиболее распространенных, популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности. Ее главное назначение — оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка. Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития отдельных двигательных качеств и общей тренированности и некоторые другие.
3.1.2. Вводная гимнастика.
Это тоже своего рода разминка, которая, последовательно активизируя функциональные системы организма, способствует эффективному выполнению последующих рабочих операций, сокращает период врабатывания. Кроме общего эффекта разминки здесь имеет значение и специфическая психомоторная настройка на основные рабочие действия, если трудовая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного и того же состава движений (в рамках рабочего динамического стереотипа). Поэтому в зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется. Так, когда основные трудовые операции должны следовать в определенном двигательном темпе и ритме, как минимум в последнем из упражнений вводного комплекса важно смоделировать соответствующие темпоритмовые соотношения, что достигается, как правило, не имитацией самих трудовых действий, а с помощью гимнастических движений.
3.1.3. Физкультпаузы и физкультммиуты.
Малые формы занятий в сфере производственной физической культуры в специальной литературе обычно подразделяют в первую очередь по продолжительности: физкультпаузы продолжительностью 5—7 мин. (точнее их можно назвать «ординарные физкультпаузы»), физкультминуты—1—2 мин. и микропаузы.
Принципиально полезность этих и других форм производственной физической культуры не вызывает сомнений.
3.1.4. Микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера.
Иллюстрирующим особенности малых форм занятий в условиях повседневной жизни, могут служить микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера. Речь идет об относительно небольших по разовым затратам времени, но, как правило, ежедневных порциях физических упражнений, в том числе и включающих некоторые бытовые двигательные действия. Путем соответствующего дозирования нагрузки им придается тот или иной парциальный тренировочный эффект, возможный в условиях жестко ограниченного времени, которое удается выделить между основными и другими неотложными делами.
Естественно, что обеспечить развитие даже отдельных сторон тренированности микросеансами упражнений можно лишь в узких пределах, если, конечно, они не перерастают в развернутые формы занятий физическими упражнениями.
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера.
При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение.
3.2.1. Самодеятельные тренировочные занятия. Для многих, особенно для людей зрелого возраста, они уже стали основной формой личной организации физического самовоспитания. Часто это не только спортивно-тренировочные занятия, а не имеющие непосредственно спортивной ориентации самостоятельные занятия по общей физической подготовке или избирательно-кондиционной тренировке.
Выбор предмета занятий в данном случае определяется, индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физическим образованием. Вместе с тем существенное влияние на их практическую ориентацию оказывают условия жизни и другие обстоятельства. Долг специалистов в этом отношении — тактично формировать индивидуальные интересы и установки в соответствии с принципами научной системы физического воспитания, быть распространителем проверенных, подлинных знаний и практических подходов в любой сфере физической культуры. Первостепенное значение имеет, серьезная постановка всеобщего физкультурного образования уже на начальных этапах обязательного курса физического воспитания. Только на его основе можно создать надежные гарантии против случайных увлечений в самостоятельной физкультурной деятельности, отнюдь не игнорируя индивидуальных склонностей и интересов.
В принципе и на рассматриваемые формы тренировочных занятий, хотя они организуются на самодеятельных началах, распространяются известные общие положения методики физического воспитания. Иначе говоря, качество построения и вся эффективность таких занятий в наибольшей мере зависят от уровня физкультурной образованности занимающихся, что в условиях развертывания массового физкультурного движения остро выдвигает проблему всеобщего физкультурного образования.
Целесообразный объем затрат времени на самодеятельные тренировочные занятия в различные возрастные периоды и в разных конкретных условиях жизнедеятельности не остается, естественно, постоянным. Когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции они должны быть не менее чем трех-четы-рехкратными еженедельно, примерно часовой продолжительности каждое. Это лишь минимум, необходимый для их непреходящей эффективности, для обеспечения общего уровня физической тренированности и предупреждения ее регресса. Вместе с тем тратить ежедневно помногу часов на физическую тренировку, для большинства отнюдь не лучший способ использования жизненного времени и энергии. Тут важно соблюдать меру.
3.2.2. Физкультурно-рекреативные формы занятий.
Имеющие характер расширенного активного отдыха. Эти занятия в немалой степени позволяют поддерживать нормальное физическое состояние организма и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Они издавна, XOIH пока все еще далеко не во всех подходящих случаях, практикуются в режиме школьного дня (большие «подвижные перемены»), в свободное время в домашних условиях, в выходные дни и в других подобных ситуациях. «Занятиями» их можно назвать, понятно, лишь в условном смысле слова, поскольку по определяющему содержанию это — отдых, но отдых деятельный, основанный на предметной двигательной активности, которая в данном случае ценна более всего своим восстановительным и оздоровительным эффектом. Пригодных для этого ее вариантов, как известно, достаточно много— от таких, например, как элементарные подвижные игры (на больших школьных переменах, на дворовых площадках) или спортивные игры по свободному регламенту, согласованному между участниками, до таких, как туристские походы в выходные дни и в отпускной период при условии, что предъявляемые в них нагрузки умеренны, не сопровождаются долго выраженным кумулятивным утомлением, а тем более изнуряющим воздействием (имеется в виду не спортивный туризм, а практикуемые в режиме активного отдыха однодневные и многодневные походы пешком, на велосипеде, лодках, лыжах и т. д.).
Такие формы двигательной активности, как по содержанию, так и в структурном отношении значительно менее жестко регламентированы, чем тренировочные и другие занятия, типичные для физического воспитания, что вытекает из их восстановительно-рекретивной (включающей моменты развлечения-отдыха) ориентации, предполагающей свободное самостоятельное варьирование поведения с установкой не на кем-то навязываемое дело, а на лично интересный содержательный отдых. Это, однако, не исключает необходимости регулирования нагрузки, предупреждения травм и исключения других нежелательных явлений, что обеспечивается на основе физкультурно-образовательных знаний, умений, навыков.
3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании.
В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма. В качестве одного из частных методов или методических приемов активизации занятий элементы состязания включаются уже на ранних возрастных этапах физического воспитания. В особую целостную форму построения занятий они перерастают по мере приобщения к регулярной физкультурно-спортивной деятельности и формирования личностной установки на спортивные достижения.
Хорошо известный факт, что специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов организма и тем по-особому действенно стимулировать их развитие, обусловил распространение вариантов соревновательных форм занятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкультурной практики. Наиболее широко они представлены в собственно-спортивной деятельности, где у высококвалифицированных спортсменов участие в соревнованиях, организуемых в официальном порядке, занимает 10—15 и более процентов, общего объема времени, затрачиваемого на спортивные занятия в течение года. По понятным причинам в общем, курсе физического воспитания и в самодеятельном массовом физкультурном движении спортивные состязания не практикуются столь широко, но и здесь соревновательные формы построения занятий имеют существенное значение.
В этой связи нужно различать собственно-спортивные соревнования в строгом смысле этого понятия и подобные им формы организации физкультурных занятий. Первые отличаются такими признаками как: непосредственно доминирующая ориентация поведения соревнующихся на победу или индивидуально высшее достижение. При использовании соревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики эти признаки собственно-спортивных соревнований нередко частично отсутствуют либо выражены как бы в преобразованном виде.
Спортивные соревнования или подобные им физкультурные акции модифицируются и приобретают различную конкретную направленность в зависимости от определяющего профиля системы занятий, в рамках которой они организуются. В рамках общего обязательного курса физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях применение соревновательных форм организации занятий подчинено, прежде всего, логике педагогического процесса, интересам улучшения его качества. Соревновательная и урочная формы занятия здесь в определенных случаях как бы сливаются. При этом соревнования имеют большей частью внутренний характер. Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении, не имеющем чисто спортивной ориентации.
Итак, формы организации физического воспитания дополняют основную разнообразием средств и методов, увеличивая тем самым объем двигательной активности и создавая предпосылки воспитания.