к внутренним показателям отношения к учению на уроке относят
Теоретические положения о понятии «мотивация учения», внутренняя и внешняя мотивация
Теоретические положения о понятии «мотивация учения»,
внутренняя и внешняя мотивация
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ
ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений, а и следовательно, отличающихся методик для выявления какого-либо факта. Похоже, единственный способ решения этих трудностей – определить свою собственную позицию по этой проблеме, и выбрать для своей работы те термины, те методики, которые более понятны и ближе к «стилю» преподавания.
Перед началом работы сегодняшнего методического объединения вспомним, что же такое «мотив учения», и его составляющие компоненты: «смысл учения», «постановка целей», «эмоции», «интерес».
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента: осознание ребенком объективной значимости учения; понимание ребенком субъективной значимости учения.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Классификация мотивов по Т. А. Ильиной
Мотивы, непосредственно побуждающие:
зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов.
опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.
Мотивы, перспективно побуждающие:
связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.
это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.
мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.
опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.
Мотивы интеллектуального побуждения:
интерес к процессу умственной деятельности;
стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы;
пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.
Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются; кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста; так в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.
Другой вариант классификации мотивов учения по Т. А. Ильиной
(опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи)
Задача учителя при этом – развивать у учеников стремление к успеху, поощрять даже маленькие достижения, не акцентировать внимание на неудачах.
Вариант классификации мотивов по А. К. Марковой
(характеризующий отношение к самой деятельности)
Вариант классификации мотивов по Е. П. Ильину
Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли внешней и увеличении внутренней мотивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и учителями.
Теперь же интересно будет посмотреть, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Ниже я привожу таблицу, где показан возраст и соответствующий возрасту мотив (таблица составлена обзорно, и мотивы сознательно упрощены, а некоторые даже и не включены, т.к. главное назначение этой таблицы – показать другой принцип классификации, а также показать взаимосвязь возраста и мотива).
«Мотивы учебной деятельности»
интерес к учению вообще
стремление к взрослости
беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);
познавательный мотив (очень редко).
стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;
мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;
требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;
потребность в познании и оценке свойств своей личности;
главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);
особенность мотивации – наличие подростковых установок.
основной мотив – подготовка к поступлению.
Как видно из этой таблицы – мотив с возрастом меняется, и меняется потому, что меняются потребности.
Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.
Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.
Характеристики внутренней мотивации:
1. Стремление к новизне. Различают абсолютную новизну и новизну как необычное сочетание знакомых раздражителей.
2. Стремление к двигательной активности.
5. Самореализация, самоактуализация, самоосуществление. Человек способный свободно реализовывать свою сущность, испытывая при этом высочайшее чувство удовлетворения и счастья, является самореализующейся личностью, то есть психически здоровой, зрелой, осуществляющей свой рост личностью. Здесь проявляется и чувство компетентности, эффективности и самодетерминации.
Мотивация внутреннего типа, характеризующаяся социализованным личностным смыслом,— это реальная внутренняя мотивация развития. Она является необходимым фактором построения внутренне гармоничной предметной структуры учебной деятельности, оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации.
Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.
Учебная мотивация. Уровни учебной мотивации
Понятие «учебная мотивация». Уровни учебной мотивации.
— Какие универсальные учебные действия описаны в ФГОС? ( таблица )
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее, контролировать и оценивать, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
В профессиональных стандартах «Педагог» и «Специалист в области воспитания» выделено трудовое действие: «формирование мотивации к обучению». Для этого педагогу необходимо:
знать педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
— применять методы, приемы и способы мотивации обучающихся к саморазвитию, самореализации;
— владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
— развивать у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Как же научить детей учиться?
Можно сказать, что мотивированным человеком как-будто что-то движет, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, и достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация – это частный случай мотивации.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться: чтобы получить образование, окончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей. Для того чтобы ребенок учился, у него тоже должна быть мотивация.
Давайте посмотрим, как формируется мотивация в соответствии с возрастом.
Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение взрослых. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании детей может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
У учеников средней школы интерес к школьным предметам еще сильно зависит от личности учителя, но постепенно на первый план выходит стремление быть если не лучше, то хотя бы не хуже одноклассников. В этом нет ничего плохого, но есть опасность, что неудачи могут привести к формированию низкой самооценки ребенка, и, возможно, отказу от деятельности («Нечего и стараться, все равно я хуже всех», мне все равно не поставят хорошую оценку…). Поэтому стоит объяснить, что соревноваться лучше не с другими, а с самим собой.
В старших классах подростки начинают понимать полезность приобретенного знания как средства получить что-то более ценное.
Таким образом, постепенно формируется мотивация.
— Какие уровни учебной мотивации выделяют?
Выделяют пять уровней учебной мотивации.
При среднем уровне школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Сниженный уровень мотивации – внешняя школьная мотивация. Дети, показавшие такой уровень мотивации, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
При низкой школьной мотивации дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Проявления мотивации учения школьников в учебном процессе
Разные побуждения, входящие в мотивационную сферу, например познавательные и социальные мотивы, не одинаковы по своему проявлению, они по-разному «сигнализируют» о себе в ходе учения. Можно соотнести различные проявления активного отношения школьников к учению с отдельными видами мотивов[24]. Это целесообразно сделать для того, чтобы учителю легче было регистрировать их в ходе урока.
Познавательные мотивы имеют следующие проявления:
1) широкие познавательные’мотивы: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене;
2) учебно-познавательные мртивы: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
3) мотивы самообразования: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования « т. д.).
Социальные мотивы проявляются иным образом:
1) социальные широкие мотивы: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных; включение в разные виды общественно-политической и общественно полезной деятельности; участие в играх с социальными сюжетами (например, «Зарница» и др.);
2) социальные позиционные мотивы: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращению к товара-щу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании;
3) мотивы социального сотрудничества: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе и стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы к коллективной и обратно.
Разные проявления в учебном процессе имеют мотивы «знаемые», т. е. только осознаваемые школьниками, и мотивы реально действующие.
«Знаемые» мотивы выражаются в умении школьника осознать и сформулировать суждение о том, ради чего и для чего он учится, умении соотносить свои мотивы, мотивы и цели, умении выстроить свои мотивы по степени значимости (ранжировать их).
Реально действующие мотивы проявляются в успеваемости и посещаемости, в причинах пропусков занятий, реальной активности в познавательной и общественной деятельности, длительности учебной работы и ее развернутости по всем компонентам, отношении к перерывам в работе, выполнении дополнительных заданий, выяснении непонятных вопросов в классе после звонка, числе и характере вопросов к учителю, поднятии рук, репликах, самостоятельном стремлении без прямого требования учителя включиться в обсуждение на уроке для дополнения, исправления, самостоятельном стремлении к ответу на уроке, действиях и движениях, носящих ориентировочный характер (всматривание, вслушивание, ощупывание и т. д.).
Целеполагание обнаруживает себя на уроке следующим образом: умение школьников ставить самостоятельные, новые, гибкие перспективные цели, умение работать по инструкции, умение доводить работу до конца, стремление к завершенности учебных действий, поведение при столкновении с трудностью (преодолевает трудность сам или обращается за помощью), общее число отвлечений на уроке, число отвлечений при помехах.
Самостоятельно возникающие мотивы обнаруживаются в стремлении школьника к самостоятельной постановке задач и целей независимо от отметки учителя, в нежелании принять подсказку учителя и товарища.
Положительные эмоции сопереживания выражаются в готовности к эмоциональному отклику, в переживании успеха-неуспеха товарищей, в обращении за сопереживанием к учителю и товарищу для снятия своей неуверенности, беспокойства.
Эмоции престижности при встрече с новым материалом обнаруживаются в ходе обсуждения материала с товарищами на переменах, в рассказах и обращениях к учащимся других классов, в реакциях интереса и восклицаниях на уроке.
Эмоции удовлетворения при контакте с учителем, при справедливо поставленной отметке проявляются в хорошей дисциплине и тишине на уроке, в позе интереса, в числе и характере реплик, восклицаний, комментариев, мимике, жестах, в выразительных движениях, в интонационной выразительности речи школьников.
Показателями отсутствия интереса к учению, как это хорошо известно учителю, являются пассивность и безразличие школьников, их нежелание проявлять активность, самостоятельность, инициативу в учебной деятельности, количество любых побочных и посторонних действий, не связанных с ходом урока, разговоры школьников между собой на темы, не относящиеся к уроку, чтение посторонних книг, равнодушие и скука.
Как правило, бывает недостаточно судить о мотивации только по одному показателю, например по эмоциональному оживлению класса, по отдельным репликам. Только сопоставление разных показателей дает достаточно полную картину отношения к учению.
Все указанные показатели имеют и четкую количественную характеристику: максимальная длительность самостоятельного выполнения задания, частота обращения к учителю, число отвлечений и вопросов и др. Однако необходимо подчеркнуть, что не количественное возрастание отдельных показателей, а •именно качественное усложнение мотивационной сферы, ее более сложная организация, большая иерархичность и вместе с тем подчинение многих побуждений стержневым доминирующим мотивам является главным показателем зрелости мотивации учения.
Все эти показатели были упорядочены здесь для того, чтобы учитель имел их перед собой и достаточно полно представлял себе, какие именно проявления мотивации надо искать, фиксировать, сопоставлять у разных учеников, у одного и того же ученика от класса к классу и т. д. Очень полезно также сравнивать все эти свидетельства положительного отношения к учению на уроках в зависимости от их различной структуры и использования разных методов обучения, на уроках по различным учебным предметам, на уроках у разных учителей.
Описанные проявления мотивации являются критериями реального отношения школьников к своему учебному труду. В педагогической литературе правильно отмечается, что показателем эффективности воспитательной работы должно быть не число проведенных мероприятий (диспутов, конференций, даже трудовых дел), а именно произошедшее в ходе этого измене-к-ие отношения самих школьников к организуемой деятельности[25].
О характере мотивации учитель может судить не только по описанным выше многочисленным и разнообразным проявлениям отношения к учению, но и косвенно, по уровню реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное — показатели сформированное учебной деятельности школьников. Об этом свидетельствует имеющийся у каждого учителя материал наблюдений об умении школьников принимать и решать учебные задачи, выполнять учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Этот материал наблюдений может быть пополнен в ходе индивидуальных бесед с учениками и их ответов на вопросы о трудностях в учебной работе.
Мотивация личности в учебной деятельности
1. Мотивация учебной деятельности и ее виды
Мотив – это свойство конкретного субъекта поведения, то есть стабильное личностное свойство определенного человека, благодаря которому он стремится к определенным действиям.
Мотивация – это собирательное наименование методов и средств побуждения учеников к познанию и обучению, активному усвоению учебного материала. Понятие мотивации может и не относится к конкретной личности.
Потребность – это состояние нужды в чем-либо, ощущение нехватки определенного блага, которое необходимо для развития и стабильного функционирования человека.
Цель – это итог деятельности, осознаваемый в конкретной и явной форме. Именно на цель ориентировано определенное действие, удовлетворяющее актуализированные потребности.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. [2. 246c]
1. Мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
2. Организацией образовательного процесса;
3. Субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т. д.);
4. Субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
5. Спецификой учебного предмета.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2. Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей в не учебная деятельность. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.
4. Низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Причины спада школьной мотивации в среднем звене:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нет четкого представления о своем будущем.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Г. Розенфельд выделяет следующие группы мотивов: [3. 221c]
1.Учение как радость от: работы, решения проблемы, общения с друзьями. Группа мотивов предполагает интерес обучающегося к самому процессу деятельности;
2. Учение, как стремление достичь личной (материальной) выгоды. Примером этой группы мотивов может быть ожидание подростком материального поощрения за его успехи в учебе от близких, в будущем – высокооплачиваемую профессию;
3. Учение на основе влияния друзей и других образцов для подражания. Это может быть вариант подражания старшему брату или успешному сверстнику;
4. Учение как стремление повысить социальный статус, избежать неудачи, позора. У школьника всегда есть возможность продемонстрировать другим свои способности в учебной деятельности и претендовать на более высокий статус в группе;
5. Учение вследствие принуждения, давления. Мотив «надо» обучающиеся усваивают с дошкольного возраста,при этом результат обучения нужен другим: родителям, учителям, сам школьник, выполняя требования, стремиться освободиться от внутреннего напряжения и давления со стороны;
7. Учение на основе понимания значения профессии, жизненные установок, целей. Данная группа мотивов чаще наблюдается в старшем школьном возрасте, когда перед обучающимся становится актуальным вопрос профессионального самоопределения;
8. Учение на основе жизненных потребностей. Данная группа мотивов будет наблюдаться у школьников, если педагог четко демонстрирует связь учебного материала с повседневной жизнью ребенка, возможности его применения в быту.
В. Хенниг выделил семь групп мотивов учения:
1. Гражданские мотивы, т. е. мотивы долга перед обществом;
2. Познавательные мотивы: стремление добывать новые знания, приобретать знания и навыки;
3. Мотивсоциальной идентификации с родителями: родительские ожидания в области учебы ребенка эмоционально отражаются в отношениях ребенка и родителей, что является условием для возникновения такого мотива;
4. Мотивсоциальной идентификации с учителем: стремление соответствовать общим требованиям учителя в отношении учебы;
5. Мотив переживания связан с привлекательностью учебного материала в смысле его занимательности;
6. Материальный мотив: учение, как предпосылка для будущей хорошей материальной жизни;
7. Престижный мотив: стремление приобрести или поддержать высокий социальный престиж среди одноклассников.
По классификации Л. И. Божович мотивы учебной деятельности подразделены на две большие группы в соответствии со спецификой деятельности:
К первой группе относят следующие мотивы и их уровни:
1. Учебно-познавательные мотивы: потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; интерес к знаниям, потребность в расширении кругозора, увлеченность процессом учения, стремление к развитию сообразительности, смекалки; ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;
3. Мотивы самообразования: ориентация на приобретение дополнительных знаний;
4. Мотивы, связанные с содержанием учения (мотивация содержанием): интерес, занимательность; интерес к фактам, правилам; интерес к сути явлений, их происхождению; интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более широкую и часто невидимую их внутреннюю суть, к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях;
5. Мотивы, связанные с процессом учения (мотивация процессом): исполнительский; поисково-исполнительский и творческий. [4. 583c]
Ко второй группе относят следующие мотивы и их уровни:
1. Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т. п. ; мотивы самоопределения и самосовершенствования, осознание важности приобретаемых знаний, понимание социальной значимости учения;
3. Отрицательные мотивы (мотив избегания неприятностей): стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться;
4. Мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействиями с другим человеком).
В. С. Ильин в зависимости от ведущего мотива выделяет три типа мотивации учения:
1. С ведущим мотивом долга в учении, понимания необходимости учения;
2. С ведущим мотивом непосредственного интереса к знанию, потребности в учении;
3. С ведущим мотивом вынужденности, когда школьник не осознает важности учения, не проявляет к нему интереса и учиться его вынуждают обстоятельства.
Педагогу необходимо учитывать доминирующие мотивы учения школьников для повышения их устойчивой положительной мотивации.
Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.
Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».
Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию «Формирование у детей духовно-нравственных качеств.
Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.
Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.
Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.
Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.