как человек должен вести себя по отношению к побежденному врагу

Проблема гуманного отношения к поверженному врагу. Мальцева 2018. № 16. (ЕГЭ по русскому)

В чём проявляется гуманное отношение к поверженному врагу? Можно ли проявить сострадание к побеждённому неприятелю? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. Ф. Тендрякова.

Раскрывая проблему гуманного отношения к поверженному врагу, автор знакомит нас с военным эпизодом, когда он пережил «редкостно прекрасное чувство любви… к людям вообще за то, что они добры друг к другу, душевно красивы». В 1943 году на подступах к Сталинграду рассказчик, заблудившись, набрёл на землянку и среди спящих советских бойцов увидел немца, который с кухней случайно наехал на советские позиции, и его оставили с собой.

Рассказчик наблюдал за тем, как немецкий парнишка и русский мужик ели из одного котелка. Двое врагов забыли вражду, и рассказчика душили «слёзы счастья, слёзы гордости за всё человечество».

Авторская позиция заключается в следующем: к поверженному врагу можно и нужно проявить сострадание, ведь он уже не опасен.

Я согласна с мнением автора. Действительно, гуманное отношение к побеждённому врагу свидетельствует о благородстве, милосердии и сострадании.

Обратимся к литературным аргументам. В поэме А. С. Пушкина «Полтава» русские войска под руководством Петра Первого одержали в Полтавском сражении победу над шведами, которых вёл в битву самоуверенный Карл, не знавший до этого поражения. Устраивая царский пир в честь триумфа, Пётр приглашает на него и шведских пленных, поверженных врагов, с которыми обращается ласково и «за учителей своих заздравный кубок подымает». Русский царь, называя побеждённых врагов своими учителями, потому что они научили его одерживать победу в сражении.

В романе – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, где русские солдаты сидят в лесу у костра, и на яркий огонь выходят французы: офицер Рамбаль и денщик Морель, которые сильно ослабели от голода и замёрзли. Русские солдаты окружили французов, подстелили больному Рамбалю шинель и обоим принесли каши и водки. Захмелевший Морель запел по-своему, а русские солдаты с радостными улыбками смотрели на француза. Один из русских солдат сказал: «Тоже люди. И полынь на своём корню растёт». Примирение между врагами радостно приветствуют звёзды, разыгравшиеся в чёрном небе.

Мы пришли к выводу о том, что к побеждённому врагу нужно проявлять милосердие и сострадание.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Запомни!

(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас. — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу. (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят.

(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал. (51)Ладом!

(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

Как ведут себя люди во время войны по отношению друг к другу? Именно этот вопрос находится в центре внимания А.Астафьева в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о бесчеловечном отношении фашистских захватчиков к мирным жителям. А.Астафьев рассуждает о солдате в маскхалате, который горевал по родным: ”Машку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку!”. Представленное рассуждение показывает читателям, что в условиях войны люди становятся жестокими и бесчеловечными, равнодушными к судьбам других.

Далее А.Астафьев пишет о раненых бойцах и враче. Автор рассуждает о докторе, который оказывал помощь всем нуждающимся независимо, будь это советский солдат или немецкий:”В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненных, не спрашивая и не глядя- свой или чужой”. С помощью этого примера А.Астафьев, пытался донести до читателя, что даже на войне люди относились к врагам гуманно, помогали им, ставили на первое место жизнь человека, а не исполнение приказа.

Позиция автора мне понятна. А.Астафьев считает, что во время войны люди ведут себя по-разному: одни относятся гуманно даже к врагам, другие жестоки к беззащитным людям.

Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что война делает людей жестокими по отношению друг к другу, однако у одних получается сохранить в себе человечность и милосердие, а у других нет. О гуманном отношении людей друг к другу писал и М.Джалиль в стихотворении “Чулочки”:

Но дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках.

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, а если б дочка

Твоя вот здесь бы так легла,

И это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты человек не просто немец,

Ты страшный зверь среди людей.
Этот пример показывает, что война делает из человека зверя, заставляет делать страшные вещи.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

Как нужно относиться к пленным?

Должны ли солдаты проявлять милосердие по отношению к пленным?

Такие вопросы в риторике сочинения ЕГЭ считаются проблемными. Кроме этого, они удобны для последующего рассуждения.

Пример 1 в сочинении указан, но не достаточно четко. Посудите сами.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о бесчеловечном отношении фашистских захватчиков к мирным жителям. А.Астафьев рассуждает о солдате в маскхалате, который горевал по родным: ”Машку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку!”.

(5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас. — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

3) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Верно: кто помогал.

Ошибок нет, укажу на неточность употребления слова.

А.Астафьев рассуждает о солдате в маскхалате, который горевал по родным: ”Машку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку!”.
Представленное рассуждение показывает читателям, что в условиях войны люди становятся жестокими и бесчеловечными, равнодушными к судьбам других.
Автор рассуждает о докторе, который оказывал помощь всем нуждающимся независимо, будь это советский солдат или немецкий

Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой вопроса, выбором примеров-иллюстраций, грамматикой, пунктуацией. Избавляйтесь от лишних запятых. Удачи!

Источник

Как человек должен вести себя по отношению к побежденному врагу

Великая Отечественная война – историческое событие, оставившее глубокий след в памяти нашего народа. Многие убеждены, что враждебность и ненависть – это единственные чувства, связывающие противников во время войны. Но возможно ли быть гуманным по отношению к врагу? В своём тексте В.П. Астафьев размышляет над проблемой проявления благородства в годы войны.

В качестве примера автор рассматривает один из эпизодов войны. Командующий фронтом приказал похоронить немецкого генерала, погибшего во время боя, «со всеми воинскими почестями: домовину, салют и прочее». Вроде бы поверженный немец не достоин этого, но командующий видел в погибшем не просто врага, а такого же человека, как и любой другой. В.П. Астафьев отмечает, что как бы ни была война жестока, нужно проявлять благородство по отношению к противнику. Важно суметь сохранить в себе человечность.

Автор обращает внимание противоположное мнение офицеров и солдат. Услышав приказ похоронить генерала, они сдержанно засмеялась. Солдаты считали, что не нужно устраивать немцу похороны: «Его собакам бы скормить за то, что людей стравил. За то, что Бога забыл». Они были наполнены ненавистью к противнику, убившему соотечественников, и не желали ему лучшего конца. Этот пример доказывает, что проявить благородство в годы войны не так легко, как кажется. Внутренняя ненависть, обида, боль затуманивают рассудок, и тогда человек не желает проявлять милосердие к врагу.

Оба примера, противопоставленные друг другу, дают ясно понять, что даже в самые трудные времена – в период военных действий, можно и необходимо проявлять гуманизм и великодушие по отношению к противнику.

Автор считает, что благородство в годы войны проявляется в человеческом отношении ко всем пострадавшим людям, даже к врагам. Поверженный неприятель заслуживает милосердного отношения в исключительных ситуациях. Ведь все мы люди.

Я согласна с мнением автора. К любому человеку можно и необходимо относится уважительно, даже к врагу, и даже во время войны. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, где русские люди спасли от смерти офицера Рамбаля и его денщика. Замерзшие французы сами пришли к вражескому лагерю, они умирали от обморожения и голода. Русские солдаты проявили милосердие: накормили их кашей, налили им согревающей водки, а офицера на руках отнесли в палатку. Даже в военное время можно оставаться благородным человеком.

Таким образом, благородство во время войны проявлялось в человеческом, милосердном отношении ко всем людям, независимо от того, товарищ перед тобой или враг. Ведь самое главное для человека – сохранить свою человечность.

Источник

Как нужно относиться к врагам?

У многих людей в своем окружении есть не только друзья, но и враги. Некоторые своим врагам мстят, некоторые просто тихо ненавидят, другие таят на них смертельную обиду. Как нужно относиться к врагам так, чтобы не портить свою карму?

Начать, пожалуй, нужно с того, что враги есть далеко не у всех людей. И дело не в том, что они такие все праведные и святые, дело в том, как они относятся к своим недоброжелателям и в какую категорию людей их записывают. Например, дружили между собой две подруги. И вот одна из них уводит у другой мужа, или просто становится его любовницей. Одна женщина в этой ситуации такую подругу сразу вознесет в ранг врагов и будет ее люто ненавидеть всю жизнь и желать смерти. Другая на ее месте просто перестанет с ней общаться, сделав выводы, что это за человек. То есть враг не появится в вашей жизни сам по себе без вашего ведома, его появление будет вашим решением, вашей реакцией на поведение другого человека по отношению к вам.

То, как мы относимся к другим людям, что мы о них думаем, чего им желаем очень сильно влияет на нашу карму. Если мы относимся ко всем окружающим с уважением, даже любовью и хотим для них счастья, мы притягиваем в свою жизнь то, что желаем им. Если же мы кого-то люто ненавидим и желаем любых бед и неудач, то они неминуемо привлекаются в нашу жизнь. Так работает закон причины и следствия, закон бумеранга. Более подробно читайте в статье «К чему приводит чувство мести?«.

Представьте, что к нам прилетит, если мы начнем мстить обидчику, пытаясь, как нам кажется, восстановить утерянную справедливость. Помимо кармы, желание мести, жгучая обида и даже ненависть по отношению к своим врагам забирает очень много сил и энергии. Любая наша мысль – это энергия, которую мы потратили. А энергия не возникает из ниоткуда, верно? Ею нужно сначала запастись, восстановиться, наполниться. И вот после того, как мы потратили время на подзарядку, мы опять — таки тратим время на то, чтобы обижаться или ненавидеть…

Как нужно относиться к врагам?

Во-первых, не нужно людей, которые вас предали, сделали больно, возносить в ранг врагов. Да, вы ошиблись в человеке, но это не основание его за это ненавидеть. Сделали выводы, перестали с ним общаться и живете дальше.

Во-вторых, не забывайте, что этого человека вы притянули в свою жизнь неспроста. Для вашей души был заготовлен урок, и, если вы ненавидите своего обидчика и мстите ему, значит, вы этот урок так и не прошли. А из этого следует повторение жизненной ситуации, ведь те уроки, которые мы не усваиваем, судьба преподносит нам еще раз. Вы хотите, чтобы кто-то еще вас предал?

И самое главное, если вы затаили обиду на вашего врага, то этим вы делаете хуже себе, а не ему. Ваш обидчик живет и не подозревает о вашей ненависти, а ваша обида тем временем разрушает вашу душу, ваше тело, ваше здоровье. Ведь злокачественные опухоли, к примеру, это старая закостенелая обида с пожеланием зла своему обидчику, от этого она и называется ЗЛОкачественная. Ведь вы не хотите себе такой участи?

Простите своих врагов, отпустите свои обиды, сделайте правильные выводы и живите дальше.

Источник

Православная Жизнь

Преподаватель Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов и подвижник прошлого века преподобный старец Силуан Афонский за личным отношением человека к врагам усматривают «формулу» спасения его собственной души.

как человек должен вести себя по отношению к побежденному врагу

В этом году мы будем отмечать 1000-летие со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, планируются торжества. Важно помнить и чтить память святого крестителя и просветителя Руси – бесспорно. Но вспомним ли мы и о двух других великих святых, о братьях-страстотерпцах, погибших от рук родного человека в этом же году, вскоре после кончины их славного отца? Давайте вспомним, размыслив в период Великого поста, о не совсем обычных подвигах.

Ке́нозис (греч. κένωσις — опустошение, истощение; κενός — пустота), — говорится там же, — христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти. Термин взят из Фил. 2:7: «Уничижил [εκένωσεν] Себя Самого, приняв образ раба…».

как человек должен вести себя по отношению к побежденному врагу

И далее тут же примечается, что история Бориса и Глеба дала некоторыем мыслителям русского Зарубежья, а также России повод говорить о специфике русской культуры и истории, об их пассивном и даже рабском начале.

Жертвенность святых страстотерпцев высоко оценивается обществом. В принципе. Но мысль о том, что этот поступок есть проявление слабости, жива и сегодня, в сознании людей далеких от Церкви. Часто и православных христианин посещают похожие мысли. «Жертва – это, конечно, хорошо, но с врагом нужно бороться»: от ветхозаветного «Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника» (Пс.57:11) до новозаветного «Нет большей любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин.15:13). Часто в этом контексте вспоминается концепция Льва Николаевича Толстого о «Непротивлении злу силою» и, как антитезис, труд «О сопротивлении злу силою» Ивана Ильина и т.д.

И не разрешить дилемму одним махом. На первый взгляд.

«Кто не любит врагов, в том нет любви Божией»— мысль из сокровищницы нашего Предания. Старец Силуан Афонский вывел простую формулу спасения: «Научиться любить врагов». И еще старец говорил: «Обе заповеди Христа, т. е. о любви к Богу и о любви к ближнему, составляют единую жизнь, и потому если кто мнит, что он живет в Боге и любит Бога, а брата своего ненавидит, тот пребывает в заблуждении. Так вторая заповедь дает нам возможность проверить, насколько истинно живем мы в Боге истинном».

Далее о том, как себя вести с врагами: преподаватель Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов и подвижник прошлого века преподобный старец Силуан Афонский

как человек должен вести себя по отношению к побежденному врагуКандидат богословия отец Вадим Леонов в своей лекции «Кто такой Иисус Христос?» в рамках Православных просветительских курсов, отвечая на вопрос о святых благоверных князьях Борисе и Глебе, как первых кенотических подражателях Христа, останавливается на значении подвига страстотерпцев для каждого человека и всей русской культуры и истории.

«Вы задали очень интересный вопрос о кенозисе в русской истории, как некоем прототипе, заложенном подвигом святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Да, они совершили свой христианский подвиг, отказавшись от вооруженного сопротивления Святополку Окаянному. Борис обладал и соответствующим талантом полководца, и мощной вооруженной ратью. Но при этом говорил: «Не подниму руку на брата своего». И брат убивает его. Смысл этого убийства св. Борис так и объясняет: «Пусть брат свою лютую ненависть успокоит в моей смерти». И все, тогда не будет больше проливаться братская кровь. Он понимает: окажи он сопротивление, начнется братоубийственная война. Чтобы этого не случилось, князь себя полагает в жертву и в этом смысле подражает Христу.

Вот здесь возможно провести параллель с жертвой Спасителя и можно говорить о кенотичности подвига Бориса и Глеба (Глеб поступает практически так же).

как человек должен вести себя по отношению к побежденному врагу

как человек должен вести себя по отношению к побежденному врагу

Понимаете, через свой кенотический подвиг он спасает их, спасает их души. Так, что такое поведение нельзя назвать «пассивным». Это как раз действие, но не через силу человеческую, а через силу Божию. И дай Бог нам овладеть этим оружием».

как человек должен вести себя по отношению к побежденному врагу

А о ненависти и борьбе старец говорил так: «Чтобы устоять в любви Божией, необходимо, чтобы и гнев, и «ненависть» достигли последнего напряжения, но направляются они на живущий во мне грех, на действующее во мне зло, «во мне», а не в брате.
Вся сила сопротивления космическому злу сосредоточивается в глубоком сердце христианина, в то время как внешне он, по повелению Господню, «не противится злому» (Мф.5:39).
Сердце христианина всего боится, вплоть до малейшего движения мысли или недоброго чувства; оно тревожится за все, о всем болит и печалится, и вместе с тем ничего, ничего не боится, хотя бы «небо столкнулось с землею», хотя бы горы с шумом пали на главы наши всей своею мнимою тяжестью, глубокое сердце христианина пребудет в бесстрашном покое.
Христианин самое беззащитное существо; он под ударами всех и каждого; христианин — всем раб и всем попрание (1Кор.4:13), и вместе с тем он, и только он свободен и неприкосновенен в самом глубоком и совершенном смысле этого слова».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *