как человек должен вести себя по отношению к побежденному врагу
Проблема гуманного отношения к поверженному врагу. Мальцева 2018. № 16. (ЕГЭ по русскому)
В чём проявляется гуманное отношение к поверженному врагу? Можно ли проявить сострадание к побеждённому неприятелю? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. Ф. Тендрякова.
Раскрывая проблему гуманного отношения к поверженному врагу, автор знакомит нас с военным эпизодом, когда он пережил «редкостно прекрасное чувство любви… к людям вообще за то, что они добры друг к другу, душевно красивы». В 1943 году на подступах к Сталинграду рассказчик, заблудившись, набрёл на землянку и среди спящих советских бойцов увидел немца, который с кухней случайно наехал на советские позиции, и его оставили с собой.
Рассказчик наблюдал за тем, как немецкий парнишка и русский мужик ели из одного котелка. Двое врагов забыли вражду, и рассказчика душили «слёзы счастья, слёзы гордости за всё человечество».
Авторская позиция заключается в следующем: к поверженному врагу можно и нужно проявить сострадание, ведь он уже не опасен.
Я согласна с мнением автора. Действительно, гуманное отношение к побеждённому врагу свидетельствует о благородстве, милосердии и сострадании.
Обратимся к литературным аргументам. В поэме А. С. Пушкина «Полтава» русские войска под руководством Петра Первого одержали в Полтавском сражении победу над шведами, которых вёл в битву самоуверенный Карл, не знавший до этого поражения. Устраивая царский пир в честь триумфа, Пётр приглашает на него и шведских пленных, поверженных врагов, с которыми обращается ласково и «за учителей своих заздравный кубок подымает». Русский царь, называя побеждённых врагов своими учителями, потому что они научили его одерживать победу в сражении.
В романе – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, где русские солдаты сидят в лесу у костра, и на яркий огонь выходят французы: офицер Рамбаль и денщик Морель, которые сильно ослабели от голода и замёрзли. Русские солдаты окружили французов, подстелили больному Рамбалю шинель и обоим принесли каши и водки. Захмелевший Морель запел по-своему, а русские солдаты с радостными улыбками смотрели на француза. Один из русских солдат сказал: «Тоже люди. И полынь на своём корню растёт». Примирение между врагами радостно приветствуют звёзды, разыгравшиеся в чёрном небе.
Мы пришли к выводу о том, что к побеждённому врагу нужно проявлять милосердие и сострадание.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Запомни!
(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.
(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас. — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.
— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу. (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!
(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.
(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.
(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.
(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят.
(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.
(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.
(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.
(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:
— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал. (51)Ладом!
(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.
(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».
Как ведут себя люди во время войны по отношению друг к другу? Именно этот вопрос находится в центре внимания А.Астафьева в предложенном для анализа тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о бесчеловечном отношении фашистских захватчиков к мирным жителям. А.Астафьев рассуждает о солдате в маскхалате, который горевал по родным: ”Машку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку!”. Представленное рассуждение показывает читателям, что в условиях войны люди становятся жестокими и бесчеловечными, равнодушными к судьбам других.
Далее А.Астафьев пишет о раненых бойцах и враче. Автор рассуждает о докторе, который оказывал помощь всем нуждающимся независимо, будь это советский солдат или немецкий:”В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненных, не спрашивая и не глядя- свой или чужой”. С помощью этого примера А.Астафьев, пытался донести до читателя, что даже на войне люди относились к врагам гуманно, помогали им, ставили на первое место жизнь человека, а не исполнение приказа.
Позиция автора мне понятна. А.Астафьев считает, что во время войны люди ведут себя по-разному: одни относятся гуманно даже к врагам, другие жестоки к беззащитным людям.
Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что война делает людей жестокими по отношению друг к другу, однако у одних получается сохранить в себе человечность и милосердие, а у других нет. О гуманном отношении людей друг к другу писал и М.Джалиль в стихотворении “Чулочки”:
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Этот пример показывает, что война делает из человека зверя, заставляет делать страшные вещи.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
Как нужно относиться к пленным?
Должны ли солдаты проявлять милосердие по отношению к пленным?
Такие вопросы в риторике сочинения ЕГЭ считаются проблемными. Кроме этого, они удобны для последующего рассуждения.
Пример 1 в сочинении указан, но не достаточно четко. Посудите сами.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о бесчеловечном отношении фашистских захватчиков к мирным жителям. А.Астафьев рассуждает о солдате в маскхалате, который горевал по родным: ”Машку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку!”. |
(5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас. — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
3) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Верно: кто помогал.
Ошибок нет, укажу на неточность употребления слова.
А.Астафьев рассуждает о солдате в маскхалате, который горевал по родным: ”Машку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку!”. |
Представленное рассуждение показывает читателям, что в условиях войны люди становятся жестокими и бесчеловечными, равнодушными к судьбам других. |
Автор рассуждает о докторе, который оказывал помощь всем нуждающимся независимо, будь это советский солдат или немецкий |
Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой вопроса, выбором примеров-иллюстраций, грамматикой, пунктуацией. Избавляйтесь от лишних запятых. Удачи!
Как человек должен вести себя по отношению к побежденному врагу
Великая Отечественная война – историческое событие, оставившее глубокий след в памяти нашего народа. Многие убеждены, что враждебность и ненависть – это единственные чувства, связывающие противников во время войны. Но возможно ли быть гуманным по отношению к врагу? В своём тексте В.П. Астафьев размышляет над проблемой проявления благородства в годы войны.
В качестве примера автор рассматривает один из эпизодов войны. Командующий фронтом приказал похоронить немецкого генерала, погибшего во время боя, «со всеми воинскими почестями: домовину, салют и прочее». Вроде бы поверженный немец не достоин этого, но командующий видел в погибшем не просто врага, а такого же человека, как и любой другой. В.П. Астафьев отмечает, что как бы ни была война жестока, нужно проявлять благородство по отношению к противнику. Важно суметь сохранить в себе человечность.
Автор обращает внимание противоположное мнение офицеров и солдат. Услышав приказ похоронить генерала, они сдержанно засмеялась. Солдаты считали, что не нужно устраивать немцу похороны: «Его собакам бы скормить за то, что людей стравил. За то, что Бога забыл». Они были наполнены ненавистью к противнику, убившему соотечественников, и не желали ему лучшего конца. Этот пример доказывает, что проявить благородство в годы войны не так легко, как кажется. Внутренняя ненависть, обида, боль затуманивают рассудок, и тогда человек не желает проявлять милосердие к врагу.
Оба примера, противопоставленные друг другу, дают ясно понять, что даже в самые трудные времена – в период военных действий, можно и необходимо проявлять гуманизм и великодушие по отношению к противнику.
Автор считает, что благородство в годы войны проявляется в человеческом отношении ко всем пострадавшим людям, даже к врагам. Поверженный неприятель заслуживает милосердного отношения в исключительных ситуациях. Ведь все мы люди.
Я согласна с мнением автора. К любому человеку можно и необходимо относится уважительно, даже к врагу, и даже во время войны. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, где русские люди спасли от смерти офицера Рамбаля и его денщика. Замерзшие французы сами пришли к вражескому лагерю, они умирали от обморожения и голода. Русские солдаты проявили милосердие: накормили их кашей, налили им согревающей водки, а офицера на руках отнесли в палатку. Даже в военное время можно оставаться благородным человеком.
Таким образом, благородство во время войны проявлялось в человеческом, милосердном отношении ко всем людям, независимо от того, товарищ перед тобой или враг. Ведь самое главное для человека – сохранить свою человечность.
Как нужно относиться к врагам?
У многих людей в своем окружении есть не только друзья, но и враги. Некоторые своим врагам мстят, некоторые просто тихо ненавидят, другие таят на них смертельную обиду. Как нужно относиться к врагам так, чтобы не портить свою карму?
Начать, пожалуй, нужно с того, что враги есть далеко не у всех людей. И дело не в том, что они такие все праведные и святые, дело в том, как они относятся к своим недоброжелателям и в какую категорию людей их записывают. Например, дружили между собой две подруги. И вот одна из них уводит у другой мужа, или просто становится его любовницей. Одна женщина в этой ситуации такую подругу сразу вознесет в ранг врагов и будет ее люто ненавидеть всю жизнь и желать смерти. Другая на ее месте просто перестанет с ней общаться, сделав выводы, что это за человек. То есть враг не появится в вашей жизни сам по себе без вашего ведома, его появление будет вашим решением, вашей реакцией на поведение другого человека по отношению к вам.
То, как мы относимся к другим людям, что мы о них думаем, чего им желаем очень сильно влияет на нашу карму. Если мы относимся ко всем окружающим с уважением, даже любовью и хотим для них счастья, мы притягиваем в свою жизнь то, что желаем им. Если же мы кого-то люто ненавидим и желаем любых бед и неудач, то они неминуемо привлекаются в нашу жизнь. Так работает закон причины и следствия, закон бумеранга. Более подробно читайте в статье «К чему приводит чувство мести?«.
Представьте, что к нам прилетит, если мы начнем мстить обидчику, пытаясь, как нам кажется, восстановить утерянную справедливость. Помимо кармы, желание мести, жгучая обида и даже ненависть по отношению к своим врагам забирает очень много сил и энергии. Любая наша мысль – это энергия, которую мы потратили. А энергия не возникает из ниоткуда, верно? Ею нужно сначала запастись, восстановиться, наполниться. И вот после того, как мы потратили время на подзарядку, мы опять — таки тратим время на то, чтобы обижаться или ненавидеть…
Как нужно относиться к врагам?
Во-первых, не нужно людей, которые вас предали, сделали больно, возносить в ранг врагов. Да, вы ошиблись в человеке, но это не основание его за это ненавидеть. Сделали выводы, перестали с ним общаться и живете дальше.
Во-вторых, не забывайте, что этого человека вы притянули в свою жизнь неспроста. Для вашей души был заготовлен урок, и, если вы ненавидите своего обидчика и мстите ему, значит, вы этот урок так и не прошли. А из этого следует повторение жизненной ситуации, ведь те уроки, которые мы не усваиваем, судьба преподносит нам еще раз. Вы хотите, чтобы кто-то еще вас предал?
И самое главное, если вы затаили обиду на вашего врага, то этим вы делаете хуже себе, а не ему. Ваш обидчик живет и не подозревает о вашей ненависти, а ваша обида тем временем разрушает вашу душу, ваше тело, ваше здоровье. Ведь злокачественные опухоли, к примеру, это старая закостенелая обида с пожеланием зла своему обидчику, от этого она и называется ЗЛОкачественная. Ведь вы не хотите себе такой участи?
Простите своих врагов, отпустите свои обиды, сделайте правильные выводы и живите дальше.
Православная Жизнь
Преподаватель Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов и подвижник прошлого века преподобный старец Силуан Афонский за личным отношением человека к врагам усматривают «формулу» спасения его собственной души.
В этом году мы будем отмечать 1000-летие со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, планируются торжества. Важно помнить и чтить память святого крестителя и просветителя Руси – бесспорно. Но вспомним ли мы и о двух других великих святых, о братьях-страстотерпцах, погибших от рук родного человека в этом же году, вскоре после кончины их славного отца? Давайте вспомним, размыслив в период Великого поста, о не совсем обычных подвигах.
Ке́нозис (греч. κένωσις — опустошение, истощение; κενός — пустота), — говорится там же, — христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти. Термин взят из Фил. 2:7: «Уничижил [εκένωσεν] Себя Самого, приняв образ раба…».
И далее тут же примечается, что история Бориса и Глеба дала некоторыем мыслителям русского Зарубежья, а также России повод говорить о специфике русской культуры и истории, об их пассивном и даже рабском начале.
Жертвенность святых страстотерпцев высоко оценивается обществом. В принципе. Но мысль о том, что этот поступок есть проявление слабости, жива и сегодня, в сознании людей далеких от Церкви. Часто и православных христианин посещают похожие мысли. «Жертва – это, конечно, хорошо, но с врагом нужно бороться»: от ветхозаветного «Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника» (Пс.57:11) до новозаветного «Нет большей любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин.15:13). Часто в этом контексте вспоминается концепция Льва Николаевича Толстого о «Непротивлении злу силою» и, как антитезис, труд «О сопротивлении злу силою» Ивана Ильина и т.д.
И не разрешить дилемму одним махом. На первый взгляд.
«Кто не любит врагов, в том нет любви Божией»— мысль из сокровищницы нашего Предания. Старец Силуан Афонский вывел простую формулу спасения: «Научиться любить врагов». И еще старец говорил: «Обе заповеди Христа, т. е. о любви к Богу и о любви к ближнему, составляют единую жизнь, и потому если кто мнит, что он живет в Боге и любит Бога, а брата своего ненавидит, тот пребывает в заблуждении. Так вторая заповедь дает нам возможность проверить, насколько истинно живем мы в Боге истинном».
Далее о том, как себя вести с врагами: преподаватель Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов и подвижник прошлого века преподобный старец Силуан Афонский
Кандидат богословия отец Вадим Леонов в своей лекции «Кто такой Иисус Христос?» в рамках Православных просветительских курсов, отвечая на вопрос о святых благоверных князьях Борисе и Глебе, как первых кенотических подражателях Христа, останавливается на значении подвига страстотерпцев для каждого человека и всей русской культуры и истории.
«Вы задали очень интересный вопрос о кенозисе в русской истории, как некоем прототипе, заложенном подвигом святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Да, они совершили свой христианский подвиг, отказавшись от вооруженного сопротивления Святополку Окаянному. Борис обладал и соответствующим талантом полководца, и мощной вооруженной ратью. Но при этом говорил: «Не подниму руку на брата своего». И брат убивает его. Смысл этого убийства св. Борис так и объясняет: «Пусть брат свою лютую ненависть успокоит в моей смерти». И все, тогда не будет больше проливаться братская кровь. Он понимает: окажи он сопротивление, начнется братоубийственная война. Чтобы этого не случилось, князь себя полагает в жертву и в этом смысле подражает Христу.
Вот здесь возможно провести параллель с жертвой Спасителя и можно говорить о кенотичности подвига Бориса и Глеба (Глеб поступает практически так же).
Понимаете, через свой кенотический подвиг он спасает их, спасает их души. Так, что такое поведение нельзя назвать «пассивным». Это как раз действие, но не через силу человеческую, а через силу Божию. И дай Бог нам овладеть этим оружием».
А о ненависти и борьбе старец говорил так: «Чтобы устоять в любви Божией, необходимо, чтобы и гнев, и «ненависть» достигли последнего напряжения, но направляются они на живущий во мне грех, на действующее во мне зло, «во мне», а не в брате.
Вся сила сопротивления космическому злу сосредоточивается в глубоком сердце христианина, в то время как внешне он, по повелению Господню, «не противится злому» (Мф.5:39).
Сердце христианина всего боится, вплоть до малейшего движения мысли или недоброго чувства; оно тревожится за все, о всем болит и печалится, и вместе с тем ничего, ничего не боится, хотя бы «небо столкнулось с землею», хотя бы горы с шумом пали на главы наши всей своею мнимою тяжестью, глубокое сердце христианина пребудет в бесстрашном покое.
Христианин самое беззащитное существо; он под ударами всех и каждого; христианин — всем раб и всем попрание (1Кор.4:13), и вместе с тем он, и только он свободен и неприкосновенен в самом глубоком и совершенном смысле этого слова».