как экономика влияет на право

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

«>Принято считать, что экономика определяет содержание как политики, так и права.

;color:#000000″>Экономика влияет на право либо непосредственно, либо опосредованным путём — через государство, политику, правосознание и др. Непосредственное влияние экономики на право проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности. Наиболее типичным является опосредованное влияние экономики на право. Это проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и др.

;color:#000000″>Обратное воздействие права на экономику происходит тремя основными способами:

;color:#000000″>— право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);

;color:#000000″>— право стимулирует создание и развитие новых экономических отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор);

;color:#000000″>— право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель).

;color:#000000″>Право либо способствует развитию экономики, ускоряет ее, либо тормозит поступательное движение вперед.

;color:#000000″>Политика ;color:#000000″>— это система отношений между людьми и их объединениями по поводу власти, государства, демократии. Борьба за власть и ее удержание, участие в делах государства, формирование и функционирование институтов демократии — это сфера политики.

;color:#000000″>Политика и право тесно взаимосвязаны. Процесс принятия закона также является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются социальными группами, классами, народами, а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер. Если принципы справедливости и свободы верно отражаются в политике и затем получают законодательное закрепление, можно сказать, что политика соответствует праву. Если политика искажает принципы справедливости и свободы, то соответствующей праву она не становится и существует в форме произвольного законодательства. Право зависит от политики:

;color:#000000″>• любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства);

;color:#000000″>• политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.

;color:#000000″>Политика зависит от права, которое является средством выражения политики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики.

;color:#000000″>Право воздействует на политику.

;color:#000000″>• конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы (разделение властей, политический плюрализм, статус партий, избирательное право и др.), политические права и свободы граждан;

;color:#000000″>— делает легитимными политические решения и органы государственной власти, что обеспечивает им поддержку населения (в том числе не допускает противодействие власти в случае принятия непопулярных решений), определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур;

;color:#000000″>— гарантирует (охраняет и защищает) политические права и свободы граждан, обеспечивает механизм их реализации.

;color:#000000″>Право выступает как своеобразный индикатор зрелости политики того или иного класса, народа (нации), государства.

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Источник

Право, экономика, политика: их взаимосвязь и взаимовлияние

как экономика влияет на право как экономика влияет на право как экономика влияет на право как экономика влияет на право

как экономика влияет на право

Право «живет» в окружении разнообразных социальных явлений, которые влияют на него, но и они испытывают его влияние. К таким явлениям принадлежат экономика и политика.

Каково соотношение права и экономики?

Экономика — одна из сторон материального производства в широком значении этого понятия, вторая сторона — социальная сфера общества, обеспечивающая существование и воспроизведение физической жизни человека. Взаимодействие этих сторон материальных отношений является объективной основой формирования права. Например, собственность есть социально-экономическое явление действительности. И только в сочетании с юридическим элементом возникает право собственности. Сама по себе принадлежность кому-то имущества означает лишь «привязку» субъекта собственности к объекту, лица к вещи. И только юридическая связь между ними переводит это социально-экономическое явление в правовую плоскость. При ее наличии и можно говорить о праве собственности. Отсюда следует, что определенным экономическим отношениям соответствует правовая форма, их закрепляющая.

Экономика влияет на право либо непосредственно, либо опосредованным путём — через государство, политику, правосознание и др. Непосредственное влияние экономики на право проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности. Наиболее типичным является опосредованное влияние экономики на право. Это проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и др.

Обратное воздействие права на экономику происходит тремя основными способами:

· право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);

· право стимулирует создание и развитие новых экономических отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор);

· право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель).

Рассмотрим каждый из указанных способов.

1. Необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений объективно порождается экономическими потребностями общества. Выступая как закрепитель сложившихся реальных отношений в экономике (напр., определение участников рыночных отношений с помощью регистрационной деятельности компетентных органов государства), право обеспечивает их стабильность. Право соответствует материальным условиям жизни, обусловлено ими, фиксирует их. Оно не может быть выше уровня экономического развития общества. Например, нельзя требовать, чтобы в Украине были установлены такие же нормы права, как в США, об обеспечении старости, о пособиях по безработице и т.п., поскольку, не имея под собой реальной экономической почвы, они не будут выполнены.

2. В условиях трансформации экономической системы общества право может выступать в качестве определенного стимулятора развития этих отношений. Право не может насаждать рыночные отношения, но может способствовать их развитию. Оно способно снять преграды на пути к рынку, создать дополнительные экономические стимулы, закрепить экономические основы рыночной динамики, определить круг субъектов рыночных отношений и др. В Украине право стимулировало обеспечение экономической свободы, развитие права частной собственности, утверждение равноправия форм собственности, защиту бизнеса от чрезмерного регулирующего воздействия государства, предупреждение загрязнения окружающей среды и др. Однако новые, более развитые по своему содержанию производственные отношения, не могут появиться раньше, чем будут подготовлены необходимые материальные предпосылки.

3. Право влияет на экономику, выступая в качестве охранителя существующих экономических отношений. Это выражается в запрещении законом порочных средств ведения хозяйства и коммерции; применение санкций при злоупотреблении рекламой, товарными знаками и т.п. (антимонопольное законодательство). Это проявляется в регламентации порядка разрешения рыночных дел и споров о праве; восстановлении нарушенного состояния, возмещении вреда; установлении юридической ответственности, прежде всего материальной — по воле потерпевшей стороны (а не по указанию сверху).

как экономика влияет на право

Таким образом, определяясь экономикой, право оказывает обратное воздействие на экономику — либо способствует развитию экономики, ускоряет ее, либо тормозит поступательное движение вперед. Торможение происходит в том случае, когда экономические требования в праве отражаются в искаженном виде. Советское законодательство, к сожалению, на протяжении нескольких десятилетий устанавливало такие методы правового регулирования и закрепляло такую структуру управления народным хозяйством, которые препятствовали развитию рыночных отношений, подрывали экономические стимулы трудовой деятельности. Да и в современной Украине право нередко ставит барьеры на пути экономического развития (например, в налоговой сфере, конфликты в которой часто приводят людей в арбитражный суд).

Каково соотношение права и политики?

Политика — это система отношений между людьми и их объединениями по поводу власти, государства, демократии. Борьба за власть и ее удержание, участие в делах государства, формирование и функционирование институтов демократии — это сфера политики.

Политика появилась вместе с государством. Другие субъекты политической системы (партии, общественные объединения и т.п.) формировались постепенно, приобретая навыки воздействия на разработку и осуществление политики. Политика может проводиться в разных территориальных рамках — государства, региона, области, города, района и т.п. Мы ведём речь о политике государства, которая может быть определена как стратегический курс государства (имеет три вида деятельности: выработка курса политики, выбор этого курса, реализация выбранного курса). Выработка курса политики, как правило, — прерогатива политических партий. Избиратели, которые голосуют на выборах за программу той или иной партии, выбирают курс политики государства. Реализация выбранного курса политики осуществляется через механизм государства правительством, сформированным партией (либо блоком партий), победившей на выборах. Государство ответственно за реализацию политического курса, который должен соответствовать интересам общества.

Политика и право тесно взаимосвязаны. Процесс принятия закона (законодательный процесс) также является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются социальными группами, классами, народами (нациями), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер. Например, политический характер имеет решение населения Крыма о самоопределении в форме Автономной Республики в составе Украины или принятие новой Конституции Автономной Республики Крым в 1998 году. Если принципы справедливости и свободы верно отражаются в политике и затем получают законодательное закрепление, можно сказать, что политика соответствует праву. Если политика искажает принципы справедливости и свободы, то соответствующей праву она не становится и существует в форме произвольного законодательства. Актуально звучат сегодня в Украине слова Иммануила Канта: «. всей политике следует преклонять колени перед правом. ».

Право зависит от политики:

любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства);

политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.

Политика зависит от права, которое является средством выражения политики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики.

Право воздействует на политику.

конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы (разделение властей, политический плюрализм, статус партий, избирательное право и др.), политические права и свободы граждан;

делает легитимными политические решения и органы государственной власти, что обеспечивает им поддержку населения (в том числе не допускает противодействие власти в случае принятия непопулярных решений), определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур;

гарантирует (охраняет и защищает) политические права и свободы граждан, обеспечивает механизм их реализации.

Право выступает как своеобразный индикатор зрелости политики того или иного класса, народа (нации), государства.

В демократическом государстве легитимация официальной политики предусматривает ее соответствие праву, а легализация — закрепление в правовом законе.

Функции ОЮП –это направление юридического воздействия на общество.

Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Личностная ценность юр. права –это его способность закреплять и характеризовать свободу человека, которая является необходимым условием для становления человека как личности.

Правовой статус личности – это комплекс СЮП СЮО и взаимных интересов личности.

Гражданство – это юр. связь между личностью и гос., которая состоит их взаимных правах и обязанностях.

Источник

Проблемы взаимодействия экономики и права

Проблема соотношения государства, права и экономики, их взаимодействия и взаимовлияния составляла интерес многих исследователей на протяжении всего существования цивилизации. Практическое значение для экономического развития имеет не столько проблема соотношения права и экономики, сколько проблема возможности с помощью права воздействовать на экономику, управлять экономическими процессами. Это один из тех вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

Право, как разновидность социального нормативного регулятора, фактически воздействует на самые различные сферы жизнедеятельности общества, государства и человека. Особое место при этом принадлежит экономике, экономическим отношениям, хозяйственным связям, которые представляют собой своего рода материальную основу производства, воспроизводства духовных, нравственных, политических и иных ценностей общественной жизни.

Хозяйственная деятельность осуществляется в рамках определенной социальной среды, т.е. установленных в обществе определенных «правил». К ним относятся законы, определяющие отношения собственности, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, различные государственные организации, партии, профсоюзы.

Процесс взаимосвязи государства, права и экономики нельзя представлять упрощенно. Это весьма сложное явление, на которое оказывают влияние не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие факторы, выходящие за рамки прямых взаимодействий государства, права и экономики.

Нормального функционирования экономики невозможно без вмешательства государства. Главным для эффективного регулирования экономики является степень вмешательства государства в процессы производства и распределения, а также методы, избираемые для такого вмешательства.

В большинстве случаев экономика влияет на право через государство, политику, правосознание и др. Непосредственное влияние экономики на право проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности. Опосредованное влияние экономики на право проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и др.

Заметно и влияние права на экономику. Оно происходит тремя основными способами : 1) право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);

право стимулирует создание и развитие новых экономических отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор); 3) право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель).

В настоящее время пересмотрены позиции в отношении роли государства в сфере экономики, что является вполне оправданным. Любое государство должно в той или иной мере и форме оказывать свое влияние на производство и распределение, осуществлять процессы управления, которое представляет собой форму реализации исполнительной власти.

А. Н. Романов, Я. В. Дэй Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Источник

§13. Право, экономика, политика: их взаимосвязь и взаимовлияние

Право «живет» в окружении различных социальных явлений, которые влияют на него, но и они испытывают его влияние. К таким явлениям относятся экономика и политика.

Обратное влияние права на экономику происходит в три основных способа:

— право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);

— право стимулирует создание и развитие новых экономических отношений, если для этого есть соответствующие условия (право как стимулятор);

— право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, особенно такие, что вновь возникли (право как охранник).

Рассмотрим каждый из указанных способов.

1. Необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений объективно порождается экономическими потребностями общества. Выступая как закрепитель сложившихся реальных отношений в экономике (напр., определение участников рыночных отношений с помощью регистрационной деятельности компетентных органов государства), право обеспечивает их стабильность. Право соответствует материальным условиям жизни, обусловленное ими, фиксирует их. Оно не может быть выше чем уровень экономического развития общества. К примеру, нельзя требовать, чтобы в Украине были установлены такие же нормы права, как в США, об обеспечении старости, о пособии по безработице и т.п., поскольку, не имея под собой реального экономического основания, они не будут выполнены.

2. В условиях трансформации экономической системы общества право может выступать как некий стимулятор развития этих отношений. Право не может насаждать рыночные отношения, но может способствовать их развитию. Оно способно снять преграды на пути к рынку, создать дополнительные экономические стимулы, закрепить экономические основы рыночной динамики, определить круг субъектов рыночных отношений и др. В Украине право стимулировало обеспечение экономической свободы, развитие права частной собственности, утверждение равноправия форм собственности, защита бизнеса от избыточного регулирующего воздействия государства, предотвращения загрязнения окружающей среды и др. Однако новые, более развитые по своему наполнению производственные отношения, не могут появиться раньше, чем будут подготовлены необходимые материальные предпосылки.

3. Право воздействует на экономику, выступая как хранитель существующих экономических отношений. Это выражается в запрете законом порочных средств ведения хозяйства и коммерции; применении санкций при злоупотреблении рекламой, товарными знаками и т.д. (антимонопольное законодательство). Это проявляется в

Политика и право тесно взаимосвязаны. Процесс принятия закона (законодательный процесс) также является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются социальными группами, классами, народами (нация-

мы), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер. Например, политический характер имеет решение населения Крыма о самоопределении в форме Автономной Республики в составе Украины или принятия новой Конституции Автономной Республики Крым в 1998 г. Если принципы справедливости и свободы верно отражаются в политике и впоследствии получают законодательное закрепление, можно сказать, что политика соответствует праву. Если политика искажает принципы справедливости и свободы, то соответствующей праву она не становится и существует в форме произвольного законодательства. Актуально звучат ныне слова Иммануила Канта: «. всей политике следует преклонить колени перед правом. «.

Право зависит от политики:

— любые интересы людей перед тем, как стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства);

— политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.

Политика зависит от права, которое является средством выражения политики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики.

Право воздействует на политику:

— конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы (разделение властей, политический плюрализм, статус партий, избирательное право и др.), политические права и свободы граждан;

— делает легитимными политические решения и органы государственной власти, что обеспечивает им поддержку населения (в том числе не допускает противодействия властям в случае принятия непопулярных решений), определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур;

— гарантирует (охраняет и защищает) политические права и свободы граждан, обеспечивает механизм их реализации.

Право выступает как своеобразный индикатор зрелости политики того или иного класса, народа (нации), государства.

В п. 8 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» корпоративные права определяются как «право собственности на часть (пай) в уставном фонде (капитале) юридического лица, включая право на управление, получение соответствующей части данного юридического лица, а также части активов в случае его ликвидации в соответствии с действующим законодательством».

Выделяют три вида субъективных прав:

— естественные права, данные человеку от рождения, независимо от того, закреплены они в законе или нет;

— субъективные права, возникающие в процессе установления определенных отношений.

Один из первых представителей буржуазной теории естественного права Джон Локк отмечал, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу И имущество».

Юридическая аксиология направлена на відрізнений ценности и оцениваемого факта (явления, объекта, отношений и т.д.) и определения (с позиций и в контексте соответствующей иерархии и системы ценностей) его ценностного значения и смысла. Ценность при этом относится к сфере целей, значений повинности, нормативности, формальности в ее відрізненні от сферы эмпирического, сущего, фактического. К предмету юридической аксиологии входит изучение ценности права, цінносно-правового значения закона и государства.

Источник

Право и экономика

В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов, других частей надстройки («культурного развития общества») и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете.

В теории марксизма указывается на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. Так, Энгельс в одном из писем к Конраду Шмидту писал о том, что право может как способствовать экономическому развитию, так и тормозить его.

Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике «социалистического строительства». Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования.

Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.

В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.

В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия.

В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев):

а) определение целей экономического развития;
б) закрепление равноправия всех форм собственности;
в) определение круга субъектов рыночных отношений;
г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;
д) продуманная налоговая политика;
е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;
ж) установление юридических санкций за экономические правонарушения.

Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:

а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *