как фамусовское общество относится к крепостному праву

«Горе от ума»: отношение к крепостному праву каждого из героев

Содержание:

Грибоедов создал известную, нравственную, социальную пьесу в стихотворной форме в девятнадцатом веке. Это высокохудожественное, значимое для общества произведение. Писатель трудился над ним более двух лет. Ему удалось максимально четко описать основные типы характеров людей того времени.

Автор поднимает любовный конфликт, главными героями которого становятся Софья и Чацкий. Вторая сюжетная линия – общественное, идеологическое противостояние между двумя классами. Грибоедов сравнивает отношение к общественному строю Фамусова, Чацкого. Одна из ключевых проблем – крепостничество, его значение в общественной жизни русских людей.

«Горе от ума»: отношение к крепостному праву

Общественный конфликт начинается с противопоставления. Писатель описывает нынешний век, прошедшие годы. Для этого он создает монолог помещика Фамусова, с помощью которого герой отвечает на высказывания Чацкого. Он вспоминает своего дядю, который был шутом для того, чтобы получить повышение.

Отношение Фамусова к крепостному праву автор описывает как одну из черт его характера. Это жестокость, грубость, невежество. Чацкий – антипод образа Фамусова. Он поддерживает свободные нравы, мечтает о развитии, процветании России. На этом этапе в пьесе формируется основа противостояния между двумя взглядами: прогрессивное общество, консервативный, фамусовский уклад.

как фамусовское общество относится к крепостному праву

Отношение фамусовского общества к крепостному праву

Крепостное право каждый общественный представитель воспринимает как естественное условие нормальной жизни. Крестьяне для них – источник прибыли, рабочая сила, беспрекословно выполняющая все приказы. Особенности отношения героя к крепостничеству:

Писатель показывает, насколько негативно сказывается крепостничество на жизни простых людей. Он характеризует фамусовское общество как ключевую проблему России. По мнению Грибоедова крепостной строй тормозит развитие страны. Об этом он говорит через персонажа Чацкого.

Как Чацкий характеризует крепостничество – основные идеи

Комедия позволяет читателю вникнуть в устройство государства благодаря противопоставлению двух действующих лиц. Чацкий негативно относится к крепостничеству в принципе. Его взгляды можно оценить по ряду высказываний, эпизодов:

Писатель не использует прямые конфликты между Фамусовым и Чацким по вопросу крепостного права. С помощью других литературных оборотов он дает понять, что Чацкий является настоящим патриотом, поддерживает вольные взгляды в противовес Фамусову. По его мнению, число рабов не показывает ценность человека. Главным остается характер, моральные качества.

Однако в произведении нет фраз от героя о необходимости отказаться от крепостного права. Герой стремился к свободе для всех сословий в обществе.

Источник

Отношение Чацкого к крепостному праву, к народу, цитаты

При изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» обязательно следует остановиться на таком вопросе, как отношение главного героя – Чацкого к крепостному праву и народу.

Сатирическая комедия в стихах классика русской литературы XIX века А.С.Грибоедова «Горе от ума» затрагивает такие острые в те времена темы, как разница между «веком нынешним» и «веком минувшим», воспитание, образование, крепостное право, общественные порядки и светские нравы. Это обличение московского общества начала века, не имеющего никаких моральных ценностей, фальшивого и неискреннего в своих действиях и словах, общества, где дружба покупается и продается и ничто, даже любовь, не изменяет устоявшихся антипрогрессивных принципов.

Произведение характеризуется тем, что оно буквально разошлось на цитаты – комедия считается одним из самых цитируемых в отечественной культуре текстов. Многие цитаты стали впоследствии крылатыми выражениями, которые мы употребляем и по сей день. Следует отметить, что изначально творение Грибоедова было запрещено цензурой по причине явных негативных выпадов автора против порядков придворного общества, крепостного права, устройства армии и пр.

Выразителем идей писателя является главный герой Чацкий, а его оппонентом – Фамусов. Они – представители двух веков, двух абсолютно разных взглядов на жизнь и устройство мира.

Особенно важное место занимает в комедии отношение Чацкого к крепостному праву и народу. Цитаты, характеризующие мнение героя на тему русского народа и крепостного права, являются одними из ключевых для понимания смысла комедии и глубокой, едкой сатиры, созданной писателем.

Конфликт

В произведении «Горе от ума» в основе сюжета лежат два конфликта: первый — любовный, в котором участвуют главный герой Чацкий и Софья, второй – общественно-идеологический, где опять же не обходится без Чацкого, самого хозяина (Фамусова) и его гостей, защищающих устаревшие консервативные взгляды.

Приступая к теме «Отношение к крепостному праву Фамусова», сначала разберемся, что это за человек, что у него в приоритете. Чацкий станет главным обличителем таких столпов дворянского общества, как Фамусов, убежденных крепостников, которые готовы отправить за любую оплошность своих крепостных слуг в Сибирь.

Цитаты Чацкого о крепостном праве (Горе от ума)

Взявшись за изучение текста комедии «Горе от ума», мы найдем всего пару фраз, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву. Однако эти два высказывания настолько четкие и сильные с эмоциональной точки зрения, что несложно сделать вывод о мнении героя (и в его лице – автора) на тему крепостного права и угнетенного русского народа. Чацкий резко обличает крепостное право, его пороки и негативные последствия и ревностно встает на защиту простого люда.

Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг: Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки.

Данная цитата является ярким подтверждением негодования героя произведения, когда речь идет о крепостных людях. Употребляя нарицательное имя Нестор в значении руководитель, Чацкий, без сомнения, имеет в виду всю русскую знать, имеющую простых людей в жестокой обузе. И люди эти, не имеющие выбора и преданные хозяину, защищают его, хотя могли бы вести себя совсем по-другому. И что же в благодарность? Хозяин меняет их – живых людей! – на собак! Возмущению и ненависти героя нет предела.

Стоит отметить, что Чацкий по сюжету возвращается в Москву из трехлетнего пребывания за границей. Из этого можно сделать вывод, что он видел различные общества и государственные устройства, уж точно свободные от крепостного права, и уяснил для себя весь ужас этой открытой формы рабства XIX века. А вот и другая цитата из текста, следующая прямо за предыдущей:

Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей? Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке.

В приведенной цитате мы видим весьма частый пример использования крепостных для самых разных затей их хозяев – в угоду ли собственному «вкусу», либо на потеху или удивление соседей и друзей. Чацкий говорит о некоем знатном господине (безусловно, образ собирательный), который устроил ни много ни мало балет с участием крепостного народа – отвратительный пример использования живых людей как животных, как кукол. Но даже не в этом вся беда – как только настал час расплачиваться с кредиторами, помещик продал всех крепостных в счет долгов.

Ни в одной из цитат, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву, не содержится ни прямых выпадов в сторону последнего, ни открыто поддерживающих слов по поводу простолюдин. Но даже так приведенные цитаты не вызывают никаких сомнений насчет взглядов героя и его отношения к крепостному праву и народу. Первое – суровое, обличающее негодование, второе – жалость и сочувствие, признание несправедливости, царящей в отношении к людям.

Образ Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – центральная фигура пьесы. Обращаясь к теме «Отношение к крепостному праву Фамусова», нужно отметить, что этот герой является ярким представителем консерваторов, которые придерживаются философских учений своих предков. Он называет их «отцами», в свою очередь, это люди, занимающие высокие государственные посты и являющиеся богатыми помещиками. Они всегда выступают за сохранение самодержавия и крепостного права. Их никогда не интересовали вопросы просвещения и свободы. Образ Фамусова — это собирательный образ, который представляет собой то правящее сословие, которое имеет власть над другими.

как фамусовское общество относится к крепостному праву

Отношение Чацкого к службе

С чего же разгорелся весь конфликт Чацкого с обществом? Все началось с беседы с Молчалиным. Чацкий не может понять, как Софья могла полюбить такого человека. Когда в дом Фамусова съезжаются гости, Чацкому удается пообщаться с каждым, и с каждым таким разговором будет увеличиваться противостояние.

Чацкий в открытую выступает против крепостного права и против тех людей, которые считаются «столпами» дворянского общества, например, таких как Фамусов. Ему также ненавистны порядки екатерининского века.

Чацкий считает себя свободной и независимой личностью, которой чужда рабская принадлежность. Но Фамусов и все его общество — это вельможи екатерининского века и особые «охотники поподличать».

Отношение Чацкого к службе негативное, и поэтому он уходит со службы. Чацкий с огромным желанием мог бы служить Родине, но ему совсем не хочется прислуживать начальству, в то время так в светском обществе Фамусова бытует мнение о том, что служба лицам, а не делу является источником личных выгод.

как фамусовское общество относится к крепостному праву

Казенный человек

Сам Фамусов тоже человек не бедный и имеет достаточно высокий чин «управляющего в казенном месте». От него во многом зависит успех и продвижение по службе многих людей. Он распределяет награды и чины, составляет протекции молодым чиновникам и пенсии отставникам. Вполне понятно, что такие люди, как Фамусов, будут до последнего сражаться за сохранение своего статуса и привилегий. Этот герой восхваляет московские традиции и нравы. Он считает, что во всем нужно опираться на опыт «отцов» и учиться у старшего поколения.

Цитаты Фамусова содержат смысл того, «что по отцу и сыну честь», пусть он будет плохенький, но если имеет пару тысяч крепостных, то и женихом будет считаться достойным.

Избыток ума — порок

Фамусов в своих жизненных убеждениях пороком называет передовое молодое свободомыслие. Он считает, что это происходит от избытка ума и учености. Об уме у него приземленное и житейское представление. По его рассуждениям, умный тот, кто смог хорошо устроиться и за счет покровителей сделать себе карьеру. Для него ученость — это все равно, что вольнодумство, в ней он видит огромную опасность для всего общества и государства. Цитаты Фамусова на этот случай просто потрясают: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».

Отношение к службе

В фамусовском обществе главная тема — это служба, здесь все мечтают о чинах и о богатстве. К таким людям, как полковник Скалозуб, Фамусов относится с глубоким уважением. Чацкого, который забросил службу, считает человеком «пропащим», «хотя если бы захотел, так был бы деловой» — замечает о нем Фамусов. Однако сам помещик к своим обязанностям относится весьма пренебрежительно «подписано, так с плеч долой».

как фамусовское общество относится к крепостному праву

Отношение Чацкого к крепостному праву (Комедия Горе от ума Грибоедова)

Основной тематикой произведения является авторские рассуждения о насущных проблемах общественной жизни, выраженные путем использования образа главного художественного героя в лице Чацкого, молодого человека, имеющего прогрессивные взгляды на образование, воспитание, нравственность, государственное устройство, армию и считающего нынешнее общество погрязшим в невежествах, неискренностях и лжи.

Персонаж на всем протяжении повествования изображается писателем в качестве представителя века нынешнего, противопоставленного веку минувшему в образах героев, представленных в фамусовском обществе, особенно в лице помещика Фамусова.

По отношению к вопросу о крепостничестве герой высказывается в пьесе немного, эпизодически, но достаточно красноречиво, четко, с сильными эмоциями. Данный вопрос затрагивается Чацким в известном монологе «А судьи кто…», а также в нескольких слов относительно знатного дворянина, решившего ошеломить окружающих собственным крепостным балетом, и одного из помещиков, меняющих людей на борзых собак.

Герой с ярким воодушевлением заявляет о назревшей необходимости в проведении реформ, однако не является прямым сторонником отмены крепостного права в России. Особенность отношения Чацкого к этому вопросу состоит в его утверждениях о невозможности применения грубых форм крепостничества и злоупотреблений власти, избавление от которых приведут к гуманности вышестоящих чинов к крепостным крестьянам, при этом персонаж ни разу не высказывается о полном освобождении народа от крепостных уз.

Чацкий не скрывает своих искренних чувств по отношению к забитому, покорному народу, выражая жалость и обличая жуткую эксплуатацию живыми людьми, воспринимаемыми как неодушевленные марионетки. Тем самым, писатель причисляет основного персонажа к истинным патриотам, имеющим собственное независимое, вольнолюбивое воззрение, сочувствующим к жизни простолюдин, однако прямо не выступающим в виде открытого выпада против изменения существующих государственных устоев.

Своеобразный негодующий взгляд главного героя пьесы на проблему русского крепостничества обуславливается авторским отношением к этой проблеме и направлен в первую очередь на особую дворянскую группу, называемую придворной знатью, злоупотребляющую крепостным правом и живущих в продажном, фальшивом мире.

Отношение к крепостному праву Фамусова

Фамусов — русский помещик XIX века, для которого владение крепостными представляется самым естественным делом. Чацкий же, наоборот, резко высказывается о крепостном праве и всячески обличает его сторонников. Он никогда не приемлет того, что крепостных можно выменять на породистых щенков борзых собак. Чацкий выступает против угнетения народа, он за свободу и равенство между людьми. Помещики живут и пируют за счет своих рабов, поэтому «сами толсты, а их лакеи тощи».

Если раскрывать дальше тему «Отношение к крепостному праву Фамусова», то образ Фамусова являет собой жесткое реакционно настроенное чиновничество, которое было оплотом царского самодержавия. Разоблачая реакционность фамусовского общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет господство этих людей, как влияют они на жизнь простого русского народа.

Сочинение Отношение Чацкого к крепостному праву

Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” была написана в 1822 году. Это время характеризуется образованием нового либерального поколения людей. Подрастают потомки участников “Заграничных походов”, которые уже сумели лицезреть тогдашний уровень жизни Европы. Развитие Запада ушло далеко вперёд, поэтому в сознание российского общества постепенно начали закладываться мысли о либеральных преобразованиях.

А.С. Грибоедов пытается передать дух того периода, стараясь поднимать важные социальные вопросы. Одним из них является крепостное право. Действительно, главной целью молодого поколения было освобождение крестьян и иных низших сословий. Автор пытается передать свои раздумья через главного героя Александра Чацкого, который является представителем той самой либеральной прослойки России. Какого же его отношение к вышеуказанному крепостному праву?

Стоит начать с того, что Чацкий прожил 3 года в Европе. Этот факт уже свидетельствует об его ином мировоззрении. Побывав в окружении счастливых и свободных людей, он вернулся в Москву. Нынешнее положение дел повергло его в шок и отчаяние. Он не мог представить, что его Родина настолько консервативна. В Александре сразу просыпается желание как-либо повлиять на ситуацию. Да, у него нет союзников, а противником ему выступает грозное Фамусовское общество, неготовое на кардинальные изменения, но главный герой всё равно стремится к достижению своей цели через все возможные пути.

У Чацкого складываются идеалы о вольном человеке, независимом от помещика. Он понимает, что дворяне используют их лишь в качестве трудовой силы. Взамен бедные крестьяне ничего не получают. Например, Арапка, которая считается не за человека, а за собаку. Александр никак не может понять такого отношения. Он обличает каждого представителя “Века минувшего”, называя их жалкими властителями и Несторами, что показывает их бесчестие, рассудка нищету.

В итоге у Чацкого не получается поменять взгляды аристократии. Да, он сдаётся и уезжает, но это не отменяет того, что Александра можно назвать настоящим патриотом Родины. Он стоит на стороне простого народа и желает свой стране процветания, в том числе и отмены крепостного права. Но радикальные изменен невозможны без прогрессивных людей, коих в России было не так много.

Источник

ГДЗ, литература, 9 класс. Сравнительная характеристика Чатского и Фамусова в цитатах

А.С. Грибоедов написал бессмертное произведение «Горе от ума», которым напророчил модель поведения общества после военного периода. В это время произошло деление людей на две группы и у каждой были свои взгляды на дальнейшую жизнь.

Автор комедии выразил это противостояние в двух образах. В произведении есть герой Чацкий и его антипод Фамусов. Грибоедов резюмируя «Горе от ума» говорил, что в ней есть двадцать пять не сильно умных людей и один адекватно оценивающий ситуацию и себя в ней.

Читая комедию можно понять, что Чацкий и Фамусов правы, но каждый по своему. Эти герои наделены живым и поворотливым умом. У них только разное поведение и подача своей правды обществу.

Не смотря на то, что время движется вперед, Фамусов надолго застрял в прошлом. Он приемлет консерватизм. Все новое и необычное Фамусов старается отвергать и воспринимает «в штыки». Он не желает менять свой привычный мир и соответствовать современным веяниям.

Чацкий же наоборот смотрит в бедующее и стремится за ним успеть. Он готов к новым открытиям. В отношениях он обращает внимание на человеческие качества, а не на оболочку. Деньги и положение в обществе, для него не играют ни какой роли.

Фамусов и Чацкий имеют дворянские корни. Фамусов относится к образованию скептически, у него нет желания самосовершенствоваться. Чацкий имеет огромное стремление к познанию нового. Он хочет быть просвещенным и грамотным человеком. Фамусову не нравится то, что Чацкий хочет сломать привычный устой жизни.

Между персонажами часто возникают споры. Один из них был основан на том, что Чацкий высказал мнение по поводу службы. Он считал, что настоящий дворянин должен быть предан делу, а не стремится к лицемерию и обману. Фамусову не понравилось это высказывание. На этой почве у них разгорелся конфликт.

Фамусов придерживался своих взглядов по поводу семейных отношений. Он считал, что для заключения брака любовь не имеет значения. Женихов своей дочери он оценивал только по материальным критериям.

Чацкий был противоположного мнения. Он считал, что только на искренних чувствах можно построить счастливую и настоящую семью. К деньгам он относится без фанатизма и ставит их на второй план в отношениях.

Герои абсолютно противоположные друг другу. Чацкий современный человек. Он имеет собственное мнение и не стесняется его высказывать. Из-за этого мужчина не понравился Фамусову. Не смотря на то, что Чацкого выставили сумасшедшим, он все равно остался героем в глазах у читателя.

Другие сочинения: ← Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовМильон терзаний Чацкого →

ГДЗ, литература, 9 класс. Сравнительная характеристика Чатского и Фамусова в цитатах

Грибоедов, Горе от ума. Таблица с цитатами Чатского и Фамусова

А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии «Горе от ума», оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место.Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел «великосветское общество» того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями «века нынешнего» и «века минувшего».

Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель «века минувшего», недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что «на поселенье».Помещики не считают своих крепостных людьми.Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку. Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: Чтоб наших дочерей учить всему — И танцам!и пенью!и нежностям!и вздохам! И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился», да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли: Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей и дел, и мнений И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-«забрать все книги бы, да сжечь». Представители «фамусовщины» думают только о чинах, богатсве и выгодных связях.К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. «Мне только бы досталось в генералы»,-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый человек.Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе: А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Фамусов служит не делу, а лицам.Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов.Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был уважаемым человеком, «пред всеми знал почет». Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык.Чацкий с иронией говорит,что в свете «господствует смешенье языков: французского с нижегородским». Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-«Английского клуба почтенный член до гроба»-говорит, что «дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных». Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова.Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.К «кандидату в женихи» предъявляются определенные материальные требования: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых,- Тот и жених. Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:»кто беден, тот тебе не пара».А вот полковник Скалозуб-«и золотой мешок, и метит в генералы». Чины, мундиры, деньги — это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов. Главный представитель «века нынешнего»-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый человек.Чацкий совершенно по-другому относится «к звездам и чинам».Он потому и ушел со службы, что «служить бы рад, прислуживаться тошно».Он ненавидит карьеризм и подхалимство: Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея!… Но между тем кого охота заберет, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком… Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление «набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле»: Теперь, пускай из нас один, Из молодых людей найдется-враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний. Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает «Нестора недодяев знатных», который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке. Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде: Воскреснем ли когда от чужевластья мод, Чтоб умный добрый наш народ Хотя по языку нас за немцев. Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством,благородным желанием помочь родине и изменить мир к лучшему.Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он «проиграл битву, но выиграл войну».Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.Гончаров писал:»Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы».Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя.Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.

Похожие материалы:

Казенный человек

Сам Фамусов тоже человек не бедный и имеет достаточно высокий чин «управляющего в казенном месте». От него во многом зависит успех и продвижение по службе многих людей. Он распределяет награды и чины, составляет протекции молодым чиновникам и пенсии отставникам. Вполне понятно, что такие люди, как Фамусов, будут до последнего сражаться за сохранение своего статуса и привилегий. Этот герой восхваляет московские традиции и нравы. Он считает, что во всем нужно опираться на опыт «отцов» и учиться у старшего поколения.

Цитаты Фамусова содержат смысл того, «что по отцу и сыну честь», пусть он будет плохенький, но если имеет пару тысяч крепостных, то и женихом будет считаться достойным.

Образ Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – центральная фигура пьесы. Обращаясь к теме «Отношение к крепостному праву Фамусова», нужно отметить, что этот герой является ярким представителем консерваторов, которые придерживаются философских учений своих предков. Он называет их «отцами», в свою очередь, это люди, занимающие высокие государственные посты и являющиеся богатыми помещиками. Они всегда выступают за сохранение самодержавия и крепостного права. Их никогда не интересовали вопросы просвещения и свободы. Образ Фамусова — это собирательный образ, который представляет собой то правящее сословие, которое имеет власть над другими.

Отношение к крепостному праву Фамусова

Фамусов — русский помещик XIX века, для которого владение крепостными представляется самым естественным делом. Чацкий же, наоборот, резко высказывается о крепостном праве и всячески обличает его сторонников. Он никогда не приемлет того, что крепостных можно выменять на породистых щенков борзых собак. Чацкий выступает против угнетения народа, он за свободу и равенство между людьми. Помещики живут и пируют за счет своих рабов, поэтому «сами толсты, а их лакеи тощи».

Если раскрывать дальше тему «Отношение к крепостному праву Фамусова», то образ Фамусова являет собой жесткое реакционно настроенное чиновничество, которое было оплотом царского самодержавия. Разоблачая реакционность фамусовского общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет господство этих людей, как влияют они на жизнь простого русского народа.

Цитаты Фамусова из «Горе от ума»

Павел Афанасьевич Фамусов является одним из самых ярких персонажей комедии «Горе от ума». Павел Афанасьевич Фамусов — дворянин, мужчина в возрасте. Несмотря на свой возраст и седину, Фамусов еще вполне свеж и бодр. В этом разделе собраны лучшие цитаты Фамусова из «Горе от ума».

Что говорит! И говорит, как пишет!

Тогда не то, что ныне.

Кто беден, тот тебе не пара.

Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.

Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты́.

Подписано, так с плеч долой.

как фамусовское общество относится к крепостному праву

Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты́.

Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам.

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

Хоть душу отпусти на покаянье!

Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты.

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.

Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца. Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти — так был бы деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Чтоб наших дочерей всему учить, всему — и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто

В жены их готовим скоморохам.

как фамусовское общество относится к крепостному праву

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой.

Не весел я. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!

Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Бывают странны сны, а наяву страннее.

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! и книжных и бисквитных лавок!

За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

И знать вас не хочу, разврата не терплю.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Комедия «Горе от ума» — вершина драматургии 19 века. В ней Грибоедов показал социальный конфликт консервативного и прогрессивного дворянства. К консервативным взглядам принадлежит фамусовское общество, а сторонником прогрессивных взглядов является Чацкий.

Сходство в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу заключается в том, что они оба относятся к нему с презрением, но выражают это по-разному. Чацкий делает это открыто, высказывая каждому то, что он думает о нём и его образе жизни, используя едкие реплики и сарказм. Он спорит с Фамусовым, критикуя услужливый способ продвижения по карьерной лестнице: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молодой человек осуждает замужнюю жизнь Платона Михайловича, ругается с старухой Хлёстовой, укоряет Молчалина, тем самым выражая презрение к взглядам дворянства «века минувшего».

Софья также не разделяет взглядов дворян «минувшего века». Девушка получила хорошее образование, она умна и часто проводит время за чтением книг. Именно поэтому она не желает выходить замуж за Скалозуба, ведь он «очень глуп». Софья влюблена в Молчалина и хочет выйти за него замуж, несмотря на то, что он не богат и не имеет знатного рода. В фамусовском обществе такое недопустимо. Но девушку не волнует общественное мнение: «Что мне молва? Кто хочет, так и

Два героя произведения

Автор акцентирует внимание читателя на том, что среди всех персонажей лишь один здраво смотрит на мир. Остальных же он относит к глупцам. При анализе участников бала видно, что именно Чацкий и Фамусов выступают в роли главных героев.

Грибоедов полностью на стороне первого. Хотя нельзя сказать, что его оппонент не имеет интеллекта. У обоих представителей разных эпох своя правда, и они достойно отстаивают свою позицию и принципы. Их взгляды на жизнь различаются, но это не делает кого-то из них хуже другого. Оба заслуживают внимания и интереса.

как фамусовское общество относится к крепостному праву

Идеалы Фамусова

У Фамусова ум дворянина, его взгляды и идеалы консервативные, направлены на защиту собственного комфорта и положения в обществе. Новые веяния эпохи не просто чужды герою, они угрожают существованию помещиков. Главные ценности этого человека:

Ценности Чацкого

Ум Чацкого достаточно гибок, чувствуется готовность действовать, строить новый мир, он инициатор, свободный от прежних ценностей. Его идеалы построены на чести и достоинстве, а главное — это личные качества, а не деньги или положение. Еще он ценит:

Вот почему взгляды персонажей не совпадают по всем вопросам, касающимся дворянства, а каждое слово молодого героя способно обеспокоить и взволновать консерваторов. Если для Чацкого важно просветление, доступное образование и развитие человечества, то Фамусову подобные перемены грозят потерей комфорта.

Ведь если народ станет образованным, то прежние уклады уже просто не смогут существовать. А элита не в состоянии будет устраивать пиры и приемы. И этот спор между поколениями заставляет дворян относиться к герою с опаской и ужасом.

Вариант 2

Главным героем анализируемого произведения является Александр Чацкий. Берясь за анализ необходимым будет сконцентрировать своё внимание на таком важном вопросе как отношение героя произведения — Чацкого к крепостному праву.

Комедия в стихотворениях носит обличительный характер, она касается наиболее острых тем для времени в котором жил Грибоедов. Это темы о воспитании, образовании, крепостном праве, нынешнем веке и веке прошедшем, о морали, а также о общественном устройстве. В анализируемой комедии вскрывается вся правда, вся подноготная про московское общество, которое не имело понятия о морали, совсем не имело каких-либо нравственных ценностей. В данном обществе всегда царил дух напряженности, неискренности, фальшивых чувств. Здесь всё было продажным, продавалась дружба, любовь.

Произведение Грибоедова является очень успешным, оно разлетелось на множество цитат. «Горе от ума» на сегодня является одной из самых цитируемых комедий. Множество высказываний из нее превратились в устоявшиеся выражения, кои являются неотъемлемой частью речи в современности. Немаловажно сказать, что сперва произведение Грибоедова запрещалось цензурой, ибо в нём содержалась критика по отношению к крепостному праву.

Значимое место в комедии Грибоедова занимает отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву. В произведении читатель сумеет найти немного фраз, которые показывают отношение Чацкого к крепостному праву. Но, несмотря на это, немногочисленные высказывания являются довольно-таки сильными. Чацкий с резкой критикой обрушивается в сторону крепостного права, на его недостатки.

Цитаты Чацкого хорошо подтверждают его возмущение, когда речь заходит про крепостных людей. Так, в одной из своих речей, Чацкий, используя имя Нестор, означающее руководитель, несомненно, говорит про русскую знать, которая держит простой люд в угнетении. Простой люд не имеет выбора, он защищает своего хозяина, хотя мог бы вести себя совсем по-иному. И что же делает хозяин в ответ на защиту, преданность? Нет, он не отвечает благодарностью, наоборот: меняет простой люд на собак! Негодованию и ненависти главного Чацкого нет конца.

Все речи, которые характеризуют отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву, не несут в себе каких-либо конкретных выпадов в сторону последнего. Ни одна цитата прямо не поддерживает слов по поводу простого люда. Однако несмотря на данный факт, цитаты Чацкого несомненно, не вызывают сомнений насчет мнения героя по отношению к крепостному праву. Первое — ненавистное, обличающее возмущение, второе — эмпатия, ощущение лжи, неправоты направленной в сторону к простому человеку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *