как формируются общественные отношения
Социальные отношения: понятие, примеры, классификация, типы
Социальные отношению пронизывают все сферы жизнедеятельности человека. Социальное взаимодействие с другими является неотъемлемой частью жизни любого человека вне зависимости от области его деятельности. Из этой статьи вы узнаете, что такое социальные отношения, рассмотрим примеры и виды социальных отношений.
Что такое социальные отношения?
Социальные отношения — это относительно устойчивые связи, которые формируются между индивидами и социальными группами. Социальные отношения обеспечивают взаимодействие людей, обмен информацией и опытом в рамках одной социальной группы.
Взаимодействие людей друг с другом не носит случайный характер. Они выступают в качестве представителей определенных социальных групп, занимают определенное место в сложившейся иерархии. На основании этого осуществляется подбор людей для налаживания коммуникации. Социальные отношения воспроизводятся в рамках функционирования социума, являются его продуктом. Изменение социального статуса человека приводит к тому, что изменениям подвергаются и характер его отношений с другими людьми. Изменения социального характера подразумевают изменение всей системы взаимоотношений.
Важно отметить, что коммуникация между людьми осуществляется не на основании их чистых «Я», а как между индивидами, которые находятся на определенной ступени развития производственных сил и потребностей. В связи с этим их личное, индивидуальное отношение друг к другу, взаимно обусловленная коммуникация двух людей как индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей конкретной социальной группы создало, и каждый день воспроизводит социальные отношения. В рамках взаимодействия людей не только проявляются уж сформированные социальные отношения, но и складываются новые, которые соответствую новым экономическим отношениям.
Структура социальных отношений
В структуру социальных отношений составляют 3 основных элемента:
На современном этапе существует широкий спектр социальных отношений, отдельного внимания заслуживают те, которые имеются во всех остальных отношениях и представляют собой основу. Речь идет об отношениях социальной зависимости и власти.
В качестве примера можно рассмотреть романтические отношения между двумя людьми, которые подразумевают взаимные обязательства и зависимость одного партнера от другого. Такой формат распространяется на дружбу, уважение, управление и руководство, где отношения зависимости и власти проявляются больше всего.
Виды социальных отношений, примеры
Социальные отношения – это комплексное понятие, в содержании которого представлено несколько видов взаимодействий, разделенных по следующим признакам:
Важно отметить, что некоторых из видов социальных отношений могут состоять из подвидов.
Существует еще одна классификация социальных отношений — по степени регулярности, в рамках которой выделяют следующие виды:
Типы социальных отношений
В качестве основного фундамента для возникновения и развития социальных отношений между людьми выступает наличие полной взаимности, при этом оно не всегда является выгодным для всех заинтересованных сторон. К примеру, один человек хочет, чтобы другой человек был рядом с ним и для достижения этой цели используется все способы, в том числе принуждение и навязывание ненужной совместной деятельности. При этом второй человек не разделяет его стремлений и отталкивает, в результате возникает конфликт интересов.
Принято выделять четыре типа социальных отношений:
Заключение
Социальные отношения выступают в качестве обязательного элемента жизнедеятельности любого человека. Их можно рассматривать в качестве инструмента, с помощью которого человек можно вступать в коммуникацию с другими людьми на основании общих интересов, целей и потребностей.
В условиях развитого гражданского общества на первый план выдвигаются социальные связи с правовым подтекстом, отдается предпочтение уважению личности и свобод человека, реализацию и защиту его прав. Социальные отношения проявляются в различных формах, позитивных и негативных, способствуют развитию человека в рамках одной социальной группы, определяют его место в иерархии.
Общественные отношения как феномен общества
Основу жизни человека как вида составляет деятельность, в процессе которой он изменяет окружающий мир и развивается сам. В ней он всегда связан с другими людьми и обществом, является участником многообразных материальных и духовных взаимодействий. Один из видов таких взаимодействий – общественные отношения.
Понятие
Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе совместной деятельности, это то, что объединяет людей и делает общество системой. Они предназначены для стабилизации и закрепления общественно значимых моделей, типов социальных взаимодействий.
Носителями общественных отношений являются индивиды и социальные группы. Отношения групп определяются их местом в существующей системе производственных и классовых отношений. Индивиды участвуют в общественных отношениях как члены, представители своей группы (класса, коллектива, партии, профессии). Такие отношения носят надличностный, надындивидуальный характер, являются выражением взаимодействия социальных ролей, исполняемых отдельными индивидами.
Признаки общественного отношения:
Каждой исторической формации присуща определенная совокупность социальных отношений. Среди них можно выделить устойчивые, длительно существующие и динамичные, отражающие происходящие в обществе изменения.
Постепенное развитие общественных отношений, не влияющее на основы общественной формации, является эволюционным. Кардинальное их изменение, связанное с ломкой существующего общественного уклада, носит революционный характер.
Структура
Возникновение, функционирование, развитие и завершение любого общественного отношения предполагает наличие ряда условий:
Участники общественных отношений:
Предметное содержание деятельности субъектов и их взаимодействий составляют:
Общественные отношения возникают во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов, регулируются механизмом социального контроля.
Виды, функции
Все общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Первичными, ведущими являются материальные – экономические, производственные. Они не зависят от воли и сознания людей и определяются производительными силами общества. На их базе возникают вторичные, надстроечные идеологические – политические, правовые, нравственные, эстетические. Это деление относительно.
Общественные отношения проявляются в виде интересов их носителей, которые могут совпадать или противоречить друг другу. По своей направленности, характеру взаимосвязей между индивидами и группами социальные отношения подразделяются на отношения:
В зависимости от степени формализации общественные отношения подразделяются на:
Система общественных отношений выполняет следующие функции:
Общественные отношения образуют единую систему, определяют существенные стороны личных отношений – таких как любовь, дружба.
Заключение
Общественные отношения реализуются в человеческой деятельности, а деятельность существует в системе общественных отношений. Они формируют человека как существо социальное: связывают его с социальной группой, обществом, включают в общественную практику.
План ответа по теме «Общественные отношения»
1. Человек как участник общественных взаимодействий.
2. Понятие общественных отношений. Признаки:
3. Структура общественных отношений. Условия:
4. Участники общественных отношений. Содержание их деятельности.
5. Виды отношений по характеру связей между субъектами:
Общественные отношения как связи субъектов коллективной деятельности и продукт социального взаимодействия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественные отношения – это многообразные связи, которые возникают между социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности.
Понятие общественных отношений
Общество как совокупность людей выполняет определенный набор функций, в частности, занимается воспроизводством и социализацией человека, производством материальных и духовных благ и услуг, распределяет продукты деятельности, регламентирует человеческую деятельность и поведение людей. Сущность общества заключается не в самих людях, ег представляющих, а в тех отношениях, которые они формируют в процессе своей жизнедеятельности. Таким образом, общество предстает как совокупность общественных отношений.
Отдельные субъекты вступают в общественные отношения именно как части той или иной социальной группы. Общественные отношения являются важнейшим признаком общества и придают ему устойчивость и структуру системы. Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее писал, что люди не образуют общества, общество есть сумма связей и отношений, в которые вступают индивиды по отношению друг к другу. Аналогичной идеи придерживался и социолог П. Сорокины. Он указывал, что человек – это лишь физическая оболочка и психологический феномен, в то время как наиболее важны социальные связи и человеческое взаимодействие.
Все общественные отношения можно разделить на две больших группы:
Готовые работы на аналогичную тему
В свою очередь материальные отношения делятся на следующие группы: производственные, экологические и делопроизводственные отношения.
Духовные или идеальные отношения подразделяются на моральные, политические, правовые, религиозные, философские, художественные отношения.
В качестве содержания общественных отношений выступают те или иные социальные действия, которые совершают люди как члены социальных групп с целью удовлетворения тех или иных потребностей и интересов.
Общественные отношения регулируются при помощи различных норм. К числу социальных норм относят:
Природа общественных отношений
Исходя из определения общественных отношений, можно сделать вывод, что они представляют собой продукт, который появляется в процессе деятельности социальных групп. Человек есть единица или субъективный элемент, образующий социальные группы. Таким образом, человек выступает как творец общественных отношений. Однако общественные отношения как продукт деятельности человека весьма специфичный итог. Несмотря на то, что в процессе деятельности люди ставят цели и, как правило, достигают ее, то предугадать как изменяться в этом процессе общественные отношения, часто не могут.
Причина этого заключается в том. Что каждое новое поколение застает некую сложившуюся систему общественных отношений, отражающую определенный уровень развития экономики, техники, права, культуры общества и т.д. Общественные отношения в той или иной степени испытывают на себе влияние самых разнообразных факторов, одних больше, других меньше, однако начиная изменения в одной области, человек порождает волну, которая с самого начала выходит из-под контроля и последствия вызванной эволюции плохо прогнозируемы.
Примером того, как общественные отношения менялись тогда, когда этого никто не ждал и даже препятствовал, может стать Япония, всячески препятствовавшая собственной европеизации. Однако внедрение новой техники, которую первоначально считали неопасной а данном плане, привело к промышленной революции и складыванию новых производственных отношений и постепенному изменению самого общества. Обратный пример – колониальная Испания, приток золота в которую закончился экономическим кризисом, упадком собственного производства и сельского хозяйства и, как итог, отставание в развитии от своих европейских соседей.
Материальные и духовные отношения
Общественные отношения представляют собой объективную реальность, которая существует в том числе помимо воле и сознания человека. Однако духовные отношения представляют собой тот пласт отношений, который во многом создается человеческим сознанием, таким образом, включает в себя объективные и субъективные моменты. Обе группы общественных отношений тесно связаны друг с другом, духовные отношения есть и в рабочем коллективе, как есть и производственные. Деление отношений на духовные и материальные предельно широко. Более того, часть из них с трудом относимы в ту или иную группы. Так, политические отношения, с одной стороны, идеальны (духовны), поскольку отражают взгляды или идеи того или иного класса или социальной группы, но они складываются входе практической деятельности, выражаются во время политической практики, соответственно, с этой точки зрения носят материальный характер. Кроме того, также тяжело классифицировать семейные отношения, в которых тесным образом переплетены экономические, правовые, моральные и другие виды отношений.
Еще более противоречивы межличностные отношения, которые устанавливаются на личном уровне индивида. Их выделение от общественных также весьма условно. Межличностные отношения возникают и существуют в обществе, поэтому они вполне «общественные отношения». В узком смысле они являются персонифицированной формой общественных отношений, что особенно характерно для малых групп (например, семья). Поэтому общественные отношения, наряду с их объективизмом, вовсе не лишены личной составляющей и не так далеки от субъекта, как может показаться на первый взгляд.
Общество и общественные отношения
Поставим вопрос: что мы понимаем под обществом? Ответ напрашивается вроде бы сам собой: это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. И все же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится к эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей. При этом остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.
Теперь становятся понятными слова К. Маркса: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Это положение неверно было бы интерпретировать в смысле сведения всего многообразия общественной системы к одним только общественным отношениям. Маркс выделяет важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, связывает индивидов и их разрозненные действия в единое, хотя и внутренне расчлененное целое. Обнаружение и анализ таких связей — общественных отношений — величайшая заслуга К. Маркса, важный элемент его философской концепции общества. Но что же они собою представляют?
Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Так, производственная деятельность протекает всегда в той форме, которая придает этой деятельности устойчивый характер и благодаря наличию которой организуется производство в масштабах общества. Именно такую организующую роль внутренней структуры, активной формы выполняют производственные отношения.
Сказанное справедливо в отношении не только производственной, но и других видов деятельности. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т. д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения.
Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т. д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит по мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.
Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Как и почему возникают и затем постоянно воспроизводятся общественные отношения, можно понять на примере производства. Обратим внимание прежде всего на то, что производственная деятельность всегда связана с разделением труда. Вначале это разделение определялось половозрастными особенностями людей, затем возникло общественное разделение труда, например ремесло отделилось от земледелия. Уже одно это рождает потребность в определенных устойчивых связях, которые координируют усилия людей в рамках общественно необходимого разделения труда.
Далее, занимаясь определенным видом деятельности, человек производит продукт не для собственного потребления или, во всяком случае, не только для этого. Созданная им потребительная стоимость, обладая вещественной природой, способна отделяться от своего творца, переходить к другим людям, которые могут потреблять ее непосредственно, как, скажем, человек потребляет продукты земледелия, выращенные в собственном саду, или опосредствованно, как потребляются, например, добытые горняками, шахтерами металл или уголь, работниками иной отрасли труда. Но во всех случаях результат производства — вещи, потребительные стоимости, связывают людей, становятся носителями возникающих между ними общественных отношений.
Наконец, использование орудий труда связано с освоением накопленного обществом опыта по их применению. Знания не передаются но наследству. Будучи продуктом общества, они сами являются своеобразными общественными «генами». Наиболее оптимальное для каждой исторической эпохи использование знаний, материализованных в орудиях труда и закрепленных в навыках, эмпирических наблюдениях, а затем в науке, возможно лишь при условии включения индивидов в соответствующие общественные отношения.
В формах общественных отношений осуществляется вся деятельность больших общественных групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные алгоритмы деятельности социальных групп. Это не означает, что общественные отношения даны свыше: они порождены деятельностью реальных людей и существуют лишь как формы этой деятельности. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.
Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общественных отношений и заменой его новым.
Как формируются общественные отношения
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий – эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3) оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4) структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни.
Субъектами общественных отношений выступают индивиды, малые и большие группы, территориальные общности, этносы, организации, социальные институты, сами большие общества как целостности. Соответственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые и международные. Наблюдаются также многообразные субъектно-смешанные отношения, когда индивид взаимодействует с организацией, организация оказывается в конфликте с этносом и т.д.
По предметному содержанию общественные отношения дифференцируются соответственно основным сферам жизнедеятельности общества на: экономические, социальные, политические, моральные, идеологические и др. Каждый из этих типов общественных отношений имеет свои основания, отличающие его от др.: экономические отношения складываются на основе производства, обмена и распределения товаров и услуг; социальные – на основе статусов различных субъектов в социальной структуре и в обществе в целом; политические – на основе публичной власти и т.п. Конкретное содержание каждого типа общественных отношений исторически изменяется вместе с изменением всего общества. Возникнув, новые элементы общественных отношений постепенно утверждаются в повседневной жизни людей, приобретают характер институтов социальных, устойчиво воспроизводящих себя и свои взаимоотношения со средой.
Весьма разнообразны общественные отношения по их характеру, внутреннему своему содержанию. Различают непосредственные и опосредствованные, прямые и косвенные, формализованные и неформализованные отношения. Важнейшее значение для субъектов общественных отношений имеет паритетность или диспаритетность их взаимоотношений: равенства и неравенства, кооперации и конкуренции, господства и подчинения, антагонизма и сотрудничества. Не менее существенна тенденция, при которой общественные отношения становятся силой, господствующей над субъектами, превращаются в отчуждение их взаимодействий.
В философском аспекте ключевым является вопрос о характере взаимосвязей между различными типами общественных отношений: имеют ли их взаимосвязи плюральный, многофакторный характер, или же более обоснованно монистическое разделение всех типов общественных отношений на две группы – детерминирующие (первичные, материальные) и детерминируемые (вторичные, идеологические).
Созданное К.Марксом и Ф.Энгельсом материалистическое понимание истории исходит из монистического деления, позволяющего с единых позиций объяснить всю историю человечества, принципиальную структуру, функционирование и развитие каждого общества. Марксизм выделяет экономические, производственные отношения как материальные, характер которых детерминируется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Они служат базисом, на котором формируются в виде надстройки соответствующие ему (детерминируемые им) политические, правовые, нравственные и иные идеологические отношения (см. Базис и надстройка). По мере развития производительных сил они вступают в противоречие с производственными отношениями, что приводит к революционному изменению базиса и надстройки, всей системы общественных отношений. Одна формация общественная сменяется др. Причинно-следственная зависимость идеологических отношений от материальных не однозначна и включает обратное воздействие надстроечных отношений на базисные; напр., социалистическая революция начинается со слома прежней политической надстройки и создания новой, которая активно строит базис социалистического общества и сама изменяется под его воздействием.
В общественной науке 20 в. распространены и иные подходы. Так, М.Вебер обосновал значительную роль духа протестантизма (его ценностей и норм) в становлении буржуазных экономических отношений в Западной Европе и Северной Америке. Этот исторический пример интерпретируется как одно из доказательств определяющего влияния культуры на экономику. П.А.Сорокин на основе исследования истории культуры многих стран мира за 2 тысячи лет предложил социокультурный подход, в котором культурные и социальные отношения (включая экономические) соотносятся как равновлиятельные, а не односторонне детерминирующие функционирование и эволюцию общества.
Наиболее общей и влиятельной концепцией плюральных взаимосвязей общественных отношений как целостной системы является структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон). За исходный пункт здесь принимается структура социального действия, включающая четыре функции (адаптацию, целедостижение, интеграцию, латентность) и соответствующие подсистемы (поведенческую, личностную, социальную, культурную), каждая из которых объединяет совокупность факторов и отношений. Взаимосвязь между этими подсистемами имеет двойственный характер: потоки детерминирующей энергии движутся от поведенческой подсистемы через личностную и социальную к культурной; но иерархия информационного контроля имеет противоположную направленность: содержащиеся в культуре информационные обобщения высшего порядка контролируют соответствующие обобщения социальной, затем личностной и, наконец, поведенческой подсистем. Реальная взаимосвязь четырех подсистем отношений, образующих целостную систему, оказывается сложной результирующей двух противоположно направленных потоков воздействий.
Новейшие подходы к пониманию природы и взаимосвязей общественных отношений акцентируют внимание на человеке как субъекте деятельности и отношений (Маргарет Арчер, У.Бакли, Э.Гидденс, М.Крозье, А.Турен, П.Штомпка, А.Этциони). В дополнение к структурно-функциональной модели предлагаются концепции морфогенеза, взаимозависимости деятелей и систем, социальной реальности как некоторого коэффициента деятельности. Вновь в поле зрения оказывается гуманистический подход раннего Маркса, его диалектическая концепция деятельности, проблема преодоления отчуждения человека.
1. Вебер М. О некоторых категориях понимания социологии. – Он же. Избранные произведения. М., 1990;
2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13;
3. Парсонс Т. Понятие общества. – «Tesis», 1993, т. 1, № 2;
4. Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений. – В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;
5. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996;
6. Archer M. Culture and Agency. Cambr., 1988;
7. Crozier M., Freiberg E. Actors and Systems. Chi. – L., 1980;
8. Eizioni A. The Active Society. N. Y., 1968;
9. Giddens A. The Constitution of society. Cambr., 1984;
10. Luhmann N. Sociale Systeme. Fr./M., 1993;
11. Merton R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968;
12. Parsons T. The Social System. N. Y., 1964;
13. Touraine A. The Self-production of Society. L., 1977.