Как называется это произведение
Как называется это произведение
Виды жанры литературных произведений
Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.
ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):
ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.
Виды (жанры) литературы
Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.
Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Баллада — это лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.
Видения — это жанр средневековой литературы, который характеризуется, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и загробным, потусторонним, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу, — с другой.
Детектив — это преимущественно литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.
Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
Комедия нравов (комедия характеров) — это комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, которая высмеивает все эти человеческие качества.
Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
Песня, или Песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
Научная фантастика — жанр в литературе, и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая различные виды наук, такие как: точные, естественные, и гуманитарные науки.
Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
Ода — жанр лирики, который представляет собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.
Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
Послание (э пистолярная литература ) — это литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).
Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
Фольклор — вид народного искусства, который отражает общие закономерности общественного развития народов. В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, роман и т. д.). Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.
Элегия — лирический жанр, который содержится в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.
Эпиграмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Эпос — это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.
Эссе — это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.
Что такое литературный жанр — какие жанры произведений бывают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопрос о жанре как разновидности той или иной сферы искусства достаточно сложен. Этот термин встречается в музыке, живописи, архитектуре, театре, кино, литературе.
Определить жанр произведения – это задача, с которой справится не каждый школьник. Для чего вообще необходимо жанровое деление? Где проходят границы, отделяющие роман от поэмы, а рассказ от повести? Попробуем разобраться вместе.
Жанр в литературе — что это такое
Слово «жанр» происходит от латинского genus (вид, род). Литературоведческие справочники, сообщают, что:
жанр – это исторически сложившаяся разновидность литературных произведений, объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.
Из определения видно, что в процессе жанровой эволюции важно выделить три момента:
Все жанры литературы можно представить таким образом:
Это три варианта типологии, помогающие отнести произведение к тому или иному жанру.
История появления жанров литературы на Руси
Литература стран Европы формировалась по принципу движения от общего к частному, от анонимного к авторскому. Художественное творчество как за рубежом, так и в России, питалось двумя источниками:
Если внимательно всмотреться в историю словесности в Древней Руси, можно заметить, как на смену летописям (что это?), патерикам, житиям святых и святоотеческим сочинениям постепенно приходят новые формы повествования.
На рубеже XIV-XV веков появляются такие жанры древнерусской литературы, как слово, хождение (предок романа-путешествия), басня (бытовой «осколок» нравственной притчи), героическая поэма, духовный стих. На материале устных преданий вырастает былина, выделившаяся отдельно в период распада древнего мифа на сказочный эпос и реалистическую воинскую повесть.
Взаимодействуя с зарубежными письменными традициями, русская литература обогащается новыми жанровыми формами: романом, светской философской повестью, авторской сказкой, а в эпоху романтизма (когда это было?) – стихотворением (что это?), лирической поэмой, балладой.
Реалистический канон вызывает к жизни проблемный роман, повесть, рассказ. На рубеже ХIХ-ХХ веков снова становятся популярны жанры с размытыми границами: эссе (что это такое?), очерк, новелла, маленькая поэма, символистская сказка (что это?). Старые формы наполняются оригинальным смыслом, переходят друг в друга, разрушают заданные стандарты.
Мощное влияние на становление жанровой системы оказывает драматическое искусство. Установка на театральность меняет облик таких привычных рядовому читателю жанров, как поэма, повесть, новелла и даже небольшое лирическое стихотворение (в эпоху поэтов-«шестидесятников»).
В современной литературе жанровый канон остаётся открытым. Намечается перспектива взаимодействия не только внутри отдельных жанров, но и внутри различных видов искусства. Каждый год появляется новый жанр в литературе.
Литература по родам и видам
Самая популярная классификация разбивает произведения «по родам» (все ее составляющие показаны в третьей колонке на рисунке, приведенном в начале этой публикации).
Чтобы разобраться в этой жанровой классификации, необходимо запомнить, что литература, как и музыка, стоит на «трёх китах». Эти киты, называемые родами, в свою очередь, делятся на виды. Для наглядности представим эту структуру в виде схемы:
Эпические жанры и примеры таких произведений
Самые крупные эпические формы, известные новому времени – это эпопея и роман-эпопея. Предками эпопеи можно считать сагу, распространённую в прошлом у народов Скандинавии, и сказание (например, индийское «Сказание о Гильгамеше»).
Эпопея – это многотомное повествование о судьбе нескольких поколений героев в исторически сложившихся и закреплённых культурной традицией обстоятельствах.
Обязателен богатый социально-исторический фон, на котором разворачиваются события частной жизни героев. Для эпопеи важны такие признаки, как многокомпонентность сюжета, связь между поколениями, наличие героев и антигероев.
Так как она изображает масштабные события на протяжении веков, в ней редко встречается тщательная психологическая прорисовка, но эпопеи, созданные в последние несколько столетий, сочетают эти установки с достижениями современного искусства. В «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси не только описана история нескольких поколений семьи Форсайтов, но и даны тонкие яркие образы отдельных персонажей.
В отличие от эпопеи, роман-эпопея охватывает меньший промежуток времени (не более ста лет) и повествует о 2-3 поколениях героев.
В России этот жанр представлен романами «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.
К средним формам эпоса относятся роман и повесть.
Термин «роман» происходит от слова «Roman» (римский) и напоминает об античном прозаическом повествовании, породившем этот жанр.
Образцом античного романа считается «Сатирикон» Петрония. В средневековой Европе получает распространение плутовской роман. Эпоха сентиментализма дарит миру роман-путешествие. Реалисты развивают жанр и наполняют его классическим содержанием.
На рубеже XIX-XX веков появляются следующие виды романов:
В школьной программе множество романов. Приводя примеры, назовите книги И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь». Жанр «Преступления и наказания», «Идиота», «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского — тоже роман.
Повесть не затрагивает судьбы поколений, но имеет несколько сюжетных линий, развивающихся на фоне одного исторического события.
Повесть – это жанр «Капитанской дочки» А. С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя. В.Г. Белинский говорил о первенстве повествовательной литературы в культуре XIX века.
Малые эпические формы (рассказ, очерк, новелла, эссе) имеют одну сюжетную линию, ограниченное число персонажей и отличаются сжатым объёмом.
Для примера подойдут рассказы А. Гайдара или Ю. Казакова, новеллы Э. По, очерки В.Г. Короленко или эссе В. Вульф. Оговоримся, что очерк иногда «работает» как жанр научного стиля или публицистики, но обладает художественной образностью.
Лирические жанры
Крупные лирические формы представлены поэмой и венком сонетов. Первая более сюжетна, что роднит её с эпосом. Второй статичен. В венке сонетов, состоящем из 15-ти 14-стиший, описывается какая-либо тема и впечатления автора о ней.
В России поэмы имеют социально-исторический характер. «Медный всадник» и «Полтава» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Реквием» А.А. Ахматовой – все эти поэмы лирически описывают русскую жизнь и национальные характеры.
Малые формы лирики многочисленны. Это стихотворение, ода (что это?), канцона, сонет, баллада, эпитафия, басня, мадригал, рондо, триолет. Некоторые формы зародились в средневековой Европе (сонетный жанр лирика в России особенно полюбила), некоторые (например, баллада) стали наследием немецких романтиков.
Традиционно небольшие стихотворные произведения принято делить на 3 вида:
В последнее время как отдельный подвид также выделилась городская лирика.
Драматические жанры
Драма даёт нам три классических жанра:
Все три разновидности сценического искусства зародились в Древней Греции.
Комедия изначально ассоциировалась с религиозными культами очищения, мистериями, во время которых на улицах разворачивалось карнавальное действо. Шедший по улицам вместе с артистами жертвенный козёл «comos», названный впоследствии «козлом отпущения», символизировал все людские пороки. Их-то и должна, по канону, высмеивать комедия.
Комедия — это жанр «Горя от ума» А.С. Грибоедова и «Недоросля» Д.И. Фонвизина.
В эпоху классицизма сложилось 2 типа комедии: комедия положений и комедия характеров. Первая играла обстоятельствами, выдавала одного героя за другого, имела неожиданную развязку. Вторая сталкивала действующих лиц перед лицом идеи или задачи, порождая театральный конфликт, на котором держалась интрига.
Если во время комедии драматург ожидал целительного смеха толпы, то трагедия ставила своей задачей вызвать слёзы. Она была обязана закончиться гибелью героя. Сопереживая героям, зритель испытывал катарсис или очищение.
В жанре трагедии написаны «Ромео и Джульетта», а также «Гамлет» У. Шекспира.
Собственно драма – это позднейшее изобретение драматургии, снимающее терапевтические задачи и делающее установку на тонкий психологизм, предметность, игру.
Примером классической драмы можно считать пьесы Н.А. Островского и А.П. Чехова.
Определение жанра литературного произведения
Чтобы правильно определить жанр текста, советуем оттолкнуться от авторского обозначения. Иногда оно помогает разгадать смысл произведения.
Как поэма «Евгений Онегин» была названа романом? Для чего Гоголь определил роман «Мёртвые души» как поэму? И почему чеховский «Вишнёвый сад» — комедия? Жанровые обозначения – это подсказки, напоминающие, что в мире искусства есть верные направления, но, к счастью, нет навсегда проторённых дорог.
Чуть выше приведено видео, помогающее определить жанр того или иного литературного произведения.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Люблю литературу особенно тогда когда не ставят двойки
Люблю повести и романы, лирические и драматические. А почему в списке нет фантастики, разве она не является одним из жанров литературы?
Как говорил мой учитель, в школе вы проходите классику, а в жизни погружаетесь в драму.
К сожалению методы преподавания сейчас чахнут и в том возрасте, когда надо прививать любовь к литературе отворачиваются от нее.
Лишь намного позже, в уже зрелом возрасте многие начинают ценить и любить классику. Жалко конечно.
Роды и жанры литературы
Содержание:
Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Роды литературы
Эпос — это
Лирика — это
Драма — это
Лиро-эпос — это
Эпические жанры литературы
Рассказ | – сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»). |
Притча | – малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению. |
Очерк | – один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»). |
Новелла | – один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»). |
Повесть | – нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»). |
Роман | – характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»). |
Роман-эпопея | – это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»). |
Лирические жанры литературы
Лирическое стихотворение | – Н. Рубцов «В осеннем лесу» |
Ода | – ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого). |
Элегия | – грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»). |
Сонет | – лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»). |
Послание | – письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»). |
Эпиграмма | – краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»). |
Драматические жанры литературы
Комедия |
Эпос (с греческого — «повествование») | Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) | Драма (с греческого — «действие») |
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). | Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие — чувство и то, как оно повлияло на героя. | Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра. |
Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.
Литературные жанры
Жанр — это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.
Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное — вид. Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) — жанрами.
Пример: род — эпический, вид — рассказ, жанр — святочный рассказ.
Роды литературы и их жанры, таблица.
Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:
Современные литературоведы выделяют 4 род литературы — лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой — описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.
Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.
К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора.
Эпос и его особенности
Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.
События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.
Крупные эпические жанры
Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.
Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.
Малые жанры эпоса
Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.
Для рассказов характерны следующие особенности:
В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.
Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.
В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.
Характеристика лирики
Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.
Лирические жанры
Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:
Особенности драматических произведений
Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене. Единственное средство раскрытия характера героя в драме — его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир.
Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.
Драматические произведения
Трагедия, комедия и фарс жанры драмы.
Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором — сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.
Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям. Фарс — это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль — лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем.
Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения — отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.
Из каких частей состоит произведение?
Любое литературное произведение, будь то роман, рассказ или стихи, делится на составные части, далеко не равные по размеру, но в любом они присутствуют.
Завязка(интригующее начало); как правило, завязка состоит из одного или нескольких эпизодов, в которых обозначается интрига произведения, начало конфликта героев или событий. Завязка призвана родить интерес у читателя, подтолкнуть его к дальнейшему чтению.
Развитие действия по эпизодам – это основная часть прозаического произведения, самая объёмная, самая сложная. У каждого эпизода своя схема. В нём обязательно должны быть начало и конец и связующая мысль с предыдущим эпизодом и с последующим.
Кульминация – это наивысшая точка развития действия, эмоциональная высота, пик развития конфликта; в произведении размещается обычно ближе к концу.
Развязка. Это описание событий, которыми заканчивается повествование.
Произведение запоминается читателю именно по началу и концу. Эти части произведения должны быть наиболее художественно сильными.
Значение слова «произведение»
1. Действие по знач. глаг. произвести—производить. Все это были как будто нарочно выдуманные учреждения для произведения сгущенного до последней степени такого разврата и порока, которого нельзя было достигнуть ни при каких других условиях. Л. Толстой, Воскресение.
3. Мат. Результат умножения.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Произведение — в математике результат операции умножения.
Произведение — результат деятельности человека в искусстве.
Произведение — результат деятельности человека в музыке.
Произведение — результат в аудиовизуальной деятельности человека.
Произведение — результат в служебной деятельности человека.
ПРОИЗВЕДЕ’НИЕ, я, ср. 1. Действие по глаг. произвести в 4 знач. (в 1, 2 и 3 редко) — производить (книжн. редко). 2. чего. Результат труда, создание (книжн.). П. рук человека. Красивейшее п. природы. Необыкновенное п. ума человеческого. П. искусства. 3. Продукт творчества (сочинение, картина, скульптура, здание). Избранные произведения В. И. Ленина. Произведения Льва Толстого. Литературное п. Здесь собраны лучшие произведения художников и скульпторов. 4. Число, полученное в результате умножения (мат.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
произведе́ние
1. действие по значению гл. произвести, производить; создание (процесс), изготовление, порождение чего-либо ◆ Произведение потомства.
2. результат такого действия; создание, творение, плод творчества художника ◆ Произведение искусства.
3. матем. результат перемножения сомножителей ◆ Произведение двух чисел. ◆ Векторное произведение.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова нотификация (существительное):
Что такое произведение
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «произведение» можно с полным правом назвать междисциплинарным.
В математике — это число, полученное в результате умножения. В различных видах искусства – это законченное творение, итог творческого свершения.
Чтобы уточнить значение слова, обратимся к справочному материалу.
Произведение — это.
Толковый словарь даёт до 4-х значений:
В художественной литературе произведение – это словесное сочинение любого жанра, имеющее автора.
Это может быть повесть, рассказ, роман, стихотворение, поэма, даже дневниковая запись – всё, что вышло из-под пера или набилось на клавиатуре писателя.
Признаки произведения
Иронически произведением можно назвать всё что угодно, — хоть надпись на заборе. А если по гамбургскому счёту? Есть определённые критерии художественности. Перечислим основные из них:
Последний критерий выглядит расплывчатым. Что имеется в виду? Речь о том, что качественное произведение искусства похоже на отдельный материк или хотя бы остров, на котором вполне можно прожить всю жизнь, не нуждаясь в отплытии на чужую землю.
Например, сказки о Муми-троллях Туве Янссон. Идиллический мир долины Муми-троллей, образы дома, семьи, философствующего папы и заботливой мамы, трогательный Муми Тролль, свободолюбивый Снусмумрик, взвинченная Филифьонка…
В их мирке есть место всем оттенкам человеческих эмоций, герои вместе переживают радость летних полдней и ужас зимнего умирания. Кажется, им нет дела до нас с вами, а мы, тем не менее, узнаём в них себя.
Или малороссийские повести Н.В.Гоголя. Его парубки и дивчины, черти и ведьмы, Пацюки и Солохи обращаются друг с другом запросто: едят, спят, пляшут, поют, женятся, ссорятся, летают в «Петембурх».
А между тем, всё, на чём держится мир, у них есть: добро и зло, Бог и дьявол, любовь и ненависть, талант (что это?) и бездарность. Этому миру, сказочному и волшебному, веришь как живому. Такой представляешь себе душу украинца, полную ярких красок, безудержного веселья и фантастической веры в чудесное.
Литературное произведение обобщает свойства человека, времени или пространства, выделяя самое яркое, главное, запоминающееся, после чего за ними закрепляются навсегда определённые представления.
Чем убедительнее художественный образ, чем совершенней произведение, тем сильнее его влияние на общество.
Анализ литературного произведения
При анализе художественных произведений важно помнить о том, что начинать его нужно не с частностей.
Сперва нужно обозначить основную идею, описать культурно-исторический контекст, в котором создавались поэма или роман, затем перейти к разбору тем, мотивов, персонажей.
Схема анализа прозаического произведения выглядит так:
Анализируя произведения небольшого объёма, рекомендуется тщательнее изучить формальные признаки текста (метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, синтаксические и стилистические фигуры).
В « плотно написанном» тексте содержание «упаковано» в шкатулки словесных образов, к которым нужно подобрать правильный ключик. Особенно это справедливо в отношении поэтических произведений. Но поэзия – это особая галактика, говорить о которой нужно отдельно.
Заключение
Произведение, после того как оно написано, начинает жить собственной жизнью. И предугадать, какой будет очередная его интерпретация, совершенно невозможно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Зачем анализировать литературное произведение? Прочитал, если понравилось, значит автору удалось достучаться до моего разума. Если речь о школе, то там до косточек придется разбирать даже то творение, что не произвело хорошего впечатления, ведь ещё и сочинение писать придётся.
Игорь: вот я с Вами полностью согласен. Зачем анализировать, когда есть только два критерия — понравилось и не понравилось. Никогда этого не понимал. Зачем что-то выискивать между строк? Искать скрытый смысл? Зачем вообще знать, что хотел сказать автор? Мне кажется, что сам автор ничего из того, что ему приписывают сказать и не хотел.
1. Как называются произведения устного народного творчества?
2. Что такое сказка?
1. Стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного характера
2. Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях
3. На какие виды делятся народные сказки?
1. Фантастические, нравоучительные, бытовые
2. Веселые, грустные, о животных
3. Волшебные, о животных, бытовые
4. К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»?
7. Какая из этих сказок относится к бытовым?
2. «Солдатская шинель»
3. «Спящая царевна»
4. Ни одна из них
8. Как называется самая знаменитая древнерусская летопись?
1. «Хождение за три моря»
2. «Повесть временных лет»
3. «Слово о полку Игореве»
9. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин в произведении «Подвиг отрока-киевлянина…»?
1. Переплыл Днепр, чтобы сообщить дружине о том, что киевляне собираются сдаться печенегам
2. Предупредил князя о том, что Киев в осаде
3. Отличился в сражении с печенегами
10. Эпос, драма и лирика – это…
1. Роды литературы
2. Названия произведений А. С. Пушкина
11. Главная мысль басни – это…
12. Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» посвящена
1. Отечественной войне 1812 года
2. Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
3. Гибели М. Ю. Лермонтова
13. Балладу «Кубок» написал
1. М. В. Ломоносов
2. В. А. Жуковский
14. Как зовут королевича в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
15. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» написал
1. М. Ю. Лермонтов
2. Антоний Погорельский
16. Как Алеша, главный герой «Черной курицы…» предал подземных жителей?
1. Рассказал о них, хотя обещал этого не делать
2. Отдал зернышко другому мальчику
3. Украл золотой империал
3. М. Ю. Лермонтов
4. Это народное произведение
18. В сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки…» Н. В. Гоголя действие происходит…
19. Стихотворение «Есть женщины в русских селеньях…» Н. А. Некрасова посвящено
2. Простой крестьянке
3. Бурлакам на Волге
1. Антоний Погорельский
4. М. Ю. Лермонтов
21. Главный герой рассказа И. С. Тургенева «Муму» Герасим работал
22. Героиня рассказа «Муму» Татьяна – это
2. Мать Герасима
3. Прачка, которая нравилась Герасиму
4. В рассказе «Муму» нет такой героини
Как определить и что такое понятие жанра в литературе
Давайте разберемся, что такое жанр в литературе, какие их виды существуют и как определить, к какому направлению относится то или иное произведение.
Зарождение и развитие жанров
Деление произведений по родам известно еще со времен античности. Что такое жанр в античной литературе? Это:
Художественная литература была практически неотделима от театра, а потому набор ограничивался тем, что можно воплотить на сцене.
В Средние века список расширился: теперь сюда вошли новелла, роман и повесть. К Новому времени относится появление романтической поэмы, романа-эпопеи, а также баллад.
XX век с его огромными по значению переменами, то и дело происходившими в жизни общества и отдельного человека, породил новые литературные формы:
Это интересно! Что такое кульминация
Что такое жанр в литературе
Совокупность некоторых особенностей групп литературных форм (признаки могут быть как формальными, так и содержательными) – это и есть жанры литературы.
Согласно Википедии они подразделяются на три большие группы:
Википедия называет не менее 30 различных направлений. В их число входят (из самых известных):
Существуют и менее общеупотребительные:
Это интересно! Жанр беллетристика – что это такое
Как определить жанр
Как определить жанр произведения? Если речь идет о романе или оде, то мы не запутаемся, а вот нечто более сложное – скетч или стансы – могут вызвать затруднения.
Итак, перед нами раскрытая книга. Сразу можно верно назвать известные литературные формы, в определении которых мы даже не нуждаемся. К примеру, мы видим объемное творение, описывающее большой промежуток времени, в котором фигурирует много персонажей.
Сюжетных линий несколько – одна главная и неограниченное число (по усмотрению автора) второстепенных. Если все эти требования соблюдены, то каждый школьник-старшеклассник с уверенностью скажет, что перед нами роман.
Если это небольшое повествование, ограничивающееся описанием какого-либо события, при этом отношение автора к тому, о чем он говорит, явственно видно, – то это рассказ.
Сложнее, например, с опусом.
Толкование понятия неоднозначно: чаще всего так обозначают нечто вызывающее насмешку, то есть эссе, повесть или рассказ, достоинства которого сомнительны.
В принципе, многие литературные произведения могут быть отнесены к понятию «опус», если не отличаются ясностью слога, богатством мысли, проще говоря – бесталанны.
А что такое стансы? Это своеобразное стихотворение-воспоминание, стихотворение-размышление. Вспомните, например, пушкинские «Стансы», написанные им в долгой зимней дороге.
Важно! Чтобы правильно классифицировать то или иную литературную форму, обязательно учитывайте и внешние признаки, и содержание.
Попробуем свести литературные жанры воедино, а для этого соберем известные нам виды произведений в таблицу. Конечно, охватить все нам не удастся – наиболее полно литературные направления представлены в серьезных филологических трудах. Но небольшой список можно составить.
Таблица будет выглядеть следующим образом:
Определение жанра (в общепринятом значении) | Характерные признаки |
Рассказ | Точный сюжет, описание одного яркого события |
Очерк | Разновидность рассказа, задача очерка – раскрыть духовный мир героев |
Повесть | Описание не столько события, сколько его последствий для душевного мира персонажей. В повести раскрывается внутренний мир героев |
Скетч | Короткая пьеса (чаще всего состоящая из одного акта). Действующих лиц минимальное количество. Рассчитана на постановку на сцене |
Эссе | Небольшой рассказ, где немалое место отводится личным впечатлениям автора |
Ода | Торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию |
Виды жанров по содержанию
Прежде мы касались вопроса о форме написания и делили роды литературы именно по этому признаку. Однако направления можно трактовать шире. Очень важно содержание, смысл написанного. При этом термины в обоих списках могут «перекликаться», пересекаться.
Это интересно! Изучаем значение слов: кто это такой протагонист
Скажем, рассказ попадает сразу в две группы: рассказы можно выделить по внешним признакам (короткий, с явно выраженным отношением автора), и по содержанию (одно яркое событие).
Среди направлений, разделяемых по содержанию, отметим:
Комедия – это, пожалуй, одно из наиболее древних направлений. Определение комедии многопланово: она может быть комедией положений, комедией характеров. Различают также комедии:
Трагедии тоже были известны еще античному миру. Определение этого жанра литературы – произведение, исход которого непременно будет печальным, безысходным.
Жанры литературы и их определения
Список литературных жанров можно найти в любом учебнике для студентов-филологов. Кому важно знать, по каким направлениям выделяются литературные формы?
Эта информация нужна следующим специалистам:
При создании художественного произведения автор подчиняет свое творение определенным канонам, и их рамки – условные границы – позволяют отнести созданное к группе «романы», «эссе» или «ода».
Это понятие имеет отношение не только к творениям литературы, но и к другим видам искусства. Википедия объясняет: этот термин можно употреблять также по отношению к:
Важно! Даже игра в шахматы подчиняется своим жанровым стандартам.
Однако это очень большие отдельные темы. Нас же сейчас интересует, какие жанры есть в литературе.
Примеры
Любое понятие стоит рассматривать с примерами, и виды литературных форм – не исключение. Ознакомимся с примерами на практике.
Начнем с самого простого – с рассказа. Наверняка все помнят со школы чеховское произведение «Спать хочется».
Это страшная история, написанная нарочито простым, будничным слогом, в основе ее – преступление, совершенное тринадцатилетней девочкой в состоянии аффекта, когда ее сознание затуманилось от усталости и безысходности.
Мы видим, что Чеховым соблюдены все законы жанра:
В качестве примера повести можно взять «Вешние воды» Тургенева. Автор здесь больше рассуждает, словно помогая читателю сделать выводы, ненавязчиво подталкивая его к этим выводам. В повести важное место отводится вопросам морали, этичности, внутреннему миру героев – все эти проблемы выходят на первый план.
Эссе – тоже вещь достаточно конкретная. Это своеобразная зарисовка, где автор высказывает собственные мысли по конкретному поводу.
Для эссе характерны яркая образность, оригинальность, откровенность. Если вы читали когда-нибудь Андре Моруа и Бернарда Шоу, то поймете, о чем идет речь.
Романы и их характерные черты – протяженность событий во времени, множественные сюжетные линии, хронологическая цепочка, периодические отступления автора от заданной темы – не позволяют спутать жанр с каким-либо другим.
В романе автор затрагивает множество проблем: от личных до остросоциальных. При упоминании о романах на ум сразу приходят «Война и мир» Л. Толстого, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Грозовой перевал» Э. Бронте.
Виды и группировки
Кроме группировки по содержанию и форме, мы можем воспользоваться предложением филологов и подразделить все созданное писателями, поэтами и драматургами по родам. Как определить жанр произведения – к какому роду оно может относиться?
Можно сформировать такой список разновидностей:
Первые отличаются спокойным повествованием, описательностью. Эпическим может быть роман, очерк, стихотворение. Вторые – это все, что связано с личными переживаниями героев, а также с торжественными событиями. Сюда относят оду, элегию, эпиграмму.
Драматические – это комедия, трагедия, драма. По большей части «право» на них выражает театр.
Резюмируя сказанное, можно применить такую классификацию: в литературе существует три крупных направления, охватывающих все, что когда-либо было создано прозаиками, драматургами и поэтами. Делятся произведения по:
В рамках одного направления может быть много совершенно разноплановых сочинений. Так, если брать деление по форме, то сюда мы отнесем рассказы, романы, эссе, оды, очерки, повести.
Определяем принадлежность к какому-либо направлению по «внешнему строению» произведения: его размеру, количеству сюжетных линий, отношению автора к происходящему.
По содержанию: сюда войдут трагедии и комедии, отдельно выделяют жанр драмы и «порождение» современной литературы – ужасы.
Деление по родам – это лирические, драматические и эпические произведения. Лирическим может быть роман, рассказ, очерк. К роду эпических относят поэмы, сказки, былины. Драматические – это пьесы: комедии, трагикомедии, трагедии.
Важно! Новое время вносит коррективы в систему литературных направлений. В последние десятилетия получил развитие жанр детектива, зародившийся в XIX в. В противоположность роману-утопии, возникшему в период позднего Средневековья, зародилась антиутопия.
Полезное видео
Подведем итоги
Литература в наши дни продолжает развиваться. Мир меняется с огромной скоростью, а потому претерпевают изменения формы выражения мыслей, чувств, скорость восприятия. Возможно в будущем сформируются новые жанры – настолько необычные, что пока нам трудно представить их себе.
Не исключено, что они будут находиться на стыке сразу нескольких видов искусства, например, кино, музыки и литературы. Но это – в будущем, а пока наша задача – научиться разбираться в том литературном наследии, которое у нас уже есть.
ГДЗ Литературное чтение 2 класс (часть 2) Климанова. Проверим себя (стр.47-48). Номер №6
Обсудите с другом. В каких произведениях предметы показаны как живые? Как называется этот приём? Зачем это понадобилось писателям?
Какие ещё художественные приёмы используют авторы?
ГДЗ Литературное чтение 2 класс (часть 2) Климанова. Проверим себя (стр.47-48). Номер №6
Решение
Мы встречаем два произведения, в которых неживые предметы показаны как живые. Это стихотворение К.Чуковского «Федорино горе» и рассказ Н.Носова «Живая шляпа».
В стихотворении К.Чуковского мебель и посуда оживают, потому что Федора не убирается и не моет их. От такой грязнули даже неживые предметы убегают.
У Н.Носова шляпа оказывается живой, потому что под нее попал котенок. Шляпу пугаются герои, но когда все выясняется все смеются. Этот прием использован для создания комической ситуации.
Думаю, что писатели используют такой прием, чтобы дети лучше воспринимали мораль произведения, которую изначально задумал автор.
К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, олицетворение, сравнение, ирония) и фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно−ответная форма изложения).
Как называются литературные приемы. Как называется литературный прием с игрой слов
Что можно пожелать человеку, желающему заняться литературным трудом? Во-первых, вдохновения и мечты. Без этого немыслимо любое творчество. Только так ремесло становится искусством! Однако чтобы человеку начать писать, ему априори следует много читать. Первоначально приемы литературного чтения изучаются еще в средней школе. Важно понять фактическое содержание произведения, его основные идеи, мотивы и чувства, движущие персонажами. На основании этого производится целостный анализ. Кроме того, существенную роль играет собственный жизненный опыт.
Роль литературных приемов
Адепту литературной деятельности следует осторожно и умеренно пользоваться стандартными приемами (эпитетами, сравнениями, метафорами, иронией, аллюзиями, каламбурами и т. п.). Секрет, который почему-то редко разглашается, заключается в том, что они являются вторичными. Действительно, овладение умением писать художественные произведения зачастую критикой трактуется как умение использовать определенные литературные приемы.
Что даст осознание и понимание их сути сочиняющему и пишущему человеку? Ответим фигурально: примерно то же, что дадут ласты тому, кто пытается плыть. Если человек плавать не умеет, ласты для него бесполезны. То есть стилистические языковые ухищрения не могут служить самоцелью для автора. Мало знать, как называются литературные приемы. Надо уметь увлекать людей своей мыслью, фантазией.
Метафоры
Определим основные литературные приемы. Метафоры представляют собой уместное творческое замещение свойств одного субъекта или объекта свойствами другого. Таким тропом достигается необычный и свежий взгляд на детали и эпизоды произведения. Примером могут послужить известные метафоры Пушкина («фонтан любви», «по зеркалу рек») и Лермонтова («жизни море», «слезы брызгами»).
Эпитеты и сравнения
Что собой представляют такие литературные приемы, как эпитеты? Писатель В. Солоухин назвал их «одеждой слов». Если говорить о сущности эпитета предельно кратко, он является тем самым словом, которое характеризует сущность объекта или явления. Приведем примеры: «статная береза», «золотые руки», «быстрые мысли».
Сравнение как художественный прием позволяет для повышения выразительности сопоставлять социальные действия с явлениями природы. Его можно легко заметить в тексте по характерным словам «как», «словно», «будто». Часто сравнение выступает в роли глубокого творческого размышления. Вспомним цитату известного поэта и публициста XIX века Петра Вяземского: «Жизнь наша в старости — изношенный халат: и совестно носить его, и жаль оставить».
Каламбур
Как называется литературный прием с игрой слов? Речь идет об использовании в художественных произведениях омонимов и многозначных слов. Так создаются хорошо знакомые всем и любимые всеми народом анекдоты. Такие слова нередко использованы и классиками: А. П. Чеховым, Омаром Хайямом, В. Маяковским. Как пример приведем цитату Андрея Кнышева: «В доме все было краденое, и даже воздух какой-то спертый». Не правда ли, остроумно сказано!
Впрочем, те, кто интересуется, как называется литературный прием с игрой слов, не должны думать, что каламбур всегда комичен. Проиллюстрируем это известной мыслью Н. Глазкова: «Уголовников тоже влечет к добру, но, к сожалению, к чужому».
Как бы то ни было, литературный прием с игрой слов пришел из простонародной речи. Неслучайно каламбурами богат одесский юмор Михаила Жванецкого. Не правда ли, замечательна фраза от маэстро юмора: «Машину собрали. в мешок».
Умеющим создавать каламбуры. Дерзайте!
Мы в данной статье ограничились толкованием только некоторых инструментов литераторов. На самом деле их гораздо больше. Например, такой прием, как метафора, содержит в себе олицетворение, метонимию («он съел три тарелки»).
Литературный прием парабола
Очевидно, что литературный прием парабола является более глобальным, чем ранее описанные нами. Чтобы заметить его использование писателем, недостаточно прочитать определенный абзац или главу. Для этого следует не только прочесть полностью все произведение, но и произвести его оценку с точки зрения развития сюжета, раскрытых автором образов, общей проблематики. Именно эти приемы анализа литературного произведения позволят, в частности, определить факт использования писателем параболы.
Творчество и художественные приемы
Когда человеку бесполезно браться за литературный труд? Ответ предельно конкретен: когда он не умеет излагать мысль интересно. Не стоит начинать писать, вооружившись знаниями, если ваши повествования не выслушивают окружающие, если у вас нет вдохновения. Даже если вы используете эффектные литературные приемы, они вам не помогут.
Допустим, найдена интересная тема, есть персонажи, имеется захватывающий (по субъективному мнению автора) сюжет. Даже в такой ситуации мы рекомендуем пройти несложный тест. Вы должны его устроить сами для себя. Проверьте, получится ли у вас заинтересовать замыслом своего произведения хорошо знакомого человека, интересы которого вы прекрасно представляете. Ведь типажи людей повторяются. Заинтересовав одного, удастся заинтересовать и десятки тысяч.
О творческом потенциале и композиции
Автору, безусловно, следует остановиться и не продолжать писать, если он себя по отношению к читателям подсознательно ассоциирует либо с пастырем, либо с манипулятором, либо с политтехнологом. Нельзя унижать свою аудиторию подсознательным превосходством. Читатели заметят это, и такого «творчества» автору не простят.
Разговаривайте с аудиторией просто и ровно, как равный с равными. Вы должны каждым предложением, каждым абзацем заинтересовать читателя. Важно, чтобы текст был захватывающим, несущим в себе интересующие людей идеи.
Описание
Описание несет в себе функцию привязки сюжета к определенному месту, времени, сезону, совокупности персонажей. Оно функционально подобно театральной декорации. Безусловно, автор изначально, еще на стадии замысла, представляет обстоятельства повествования достаточно подробно, однако презентовать читателю их следует постепенно, художественно, оптимизируя используемые литературные приемы. Например, художественная характеристика персонажа произведения автором обычно дается отдельными штрихами, мазками, подаваемыми в различных эпизодах. При этом дозировано используются эпитеты, метафоры, сравнения.
Ведь в жизни тоже поначалу уделяется внимание бросающимся в глаза чертам (рост, телосложение), и только затем рассматриваются цвет глаз, форма носа и т. д.
Диалог
Действие
Действие является обязательным элементом для литературных повествований. Оно выступает мощным авторским элементом сюжета. При этом действием является не только физическое движение объектов и персонажей, но и любая динамика конфликта, например, при описании судебного процесса.
Предостережение для начинающих: не имея четкого представления о том, как нужно изложить читателю действие, не стоит начинать создавать произведение.
Какие литературные приемы используют при описании действия? Лучше всего, когда их вообще нет. Сцена действия в произведении, пусть даже и фантастическом, наиболее последовательна, логична, осязаема. Именно благодаря этому у читателя создается впечатление документальности художественно описанных событий. Допустить использование приемов литературы при описании действия могут лишь настоящие мастера пера (вспомним из шолоховского «Тихого Дона» сцену появления ослепительного черного солнца перед глазами Григория Мелехова, потрясенного гибелью возлюбленной).
Литературный прием классиков
Проверим себя стр. 68 — 70
1. Какие произведения С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова ты читал раньше? Назови их. Перескажи самое любимое.
В этом разделе собраны самые известные произведения этих писателей.
Из них: Путаница, Кот и лодыри С. Маршака; Мой секрет и Сила воли С. Михалкова; Верёвочка и В школу А. Барто; и многие другие.
Но одно произведение, которое понравилось мне больше остальных.
Оно одновременно и смешное, и интересное.
Там описываются события одного весёлого случая, который произошёл с ребятами и котом.
Дело было утром, дети раскрашивали картинки, а кот игрался рядом.
Вдруг он прыгнул за мухой и зацепил шляпу, которая лежала на краю стола.
Шляпа упала прямо на кота, и закрыла его.
Но испуганный кот начал бегать по комнате, а со стороны эта шляпа казалась живой.
Мальчишки не на шутку и пугались, и начали кидаться в неё картошкой.
При попадании бедный кот мяукнул и выдал себя.
Все поняли, что это он двигал шляпу, а не она сама.
2. Как ты думаешь, почему произведения этих писателей объединены в один раздел? Что сближает этих авторов?
Выбери ответ:
— пишут интересно, весело;
— ругают детей;
— радуются хорошим детским поступкам, помогают избавиться от недостатков;
— показывают плохих детей (подшучивают над плохими детьми);
— учат добру.
Во всех этих рассказах присутствует весёлое настроение.
Это можно объяснить тем, что во всех них участвуют дети.
А они всегда попадают в смешные ситуации.
Авторы учат на примере них, как надо поступать в той или иной ситуации.
Когда проблема разрешается, и автор, и герои, и читатели радуются.
Герои избавляются от своих недостатков через жизненные уроки.
А читатель может посмотреть на эту ситуацию со стороны, и понять как следует себя вести.
И если вдруг произойдёт похожая ситуация, будет знать, что делать.
3. Обращаешь ли ты внимание, когда читаешь произведение, на автора и название?
Да, перед самим текстом всегда указывается и название, и автор.
Я всегда смотрю на это, чтобы потом можно было порекомендовать произведение моим друзьям или просто поговорить о нём с кем-то.
Без названия сложно понять, о чём будет рассказ.
И всегда интересно, читая название, предоставлять, о чём будет рассказ и какие события в нём описываются.
А потом сравнивать, угадал ли ты.
И если этого автора я уже читал, можно примерно понять, будет этот рассказ серьёзным или шуточным.
4. Расскажи о своём любимом писателе, перечисли его произведения. Знаешь ли ты других писателей, которые также весело пишут для детей? Подготовь и сделай сообщение в классе.
Сообщение о любимом писателе Николае Носове для 2 класса
Мне очень нравится такой писать, как Н. Носов.
Он написал такие известные произведения: На горке, Живая шляпа, Затейники и другие.
Я знаю ещё писателей, которые пишут с таким же весёлым настроением, как и мой любимый писатель.
Например, А. Барто, К. Чуковский, М. Михалков и многие другие.
Всех этих писателей мы изучаем в школьной программе и учимся на этих сказках.
Мне нравится такие произведения, потому что все недостатки человека автор показывает не с негативной стороны, а с юмором.
И через призму хорошего настроения мы понимаем, что всё это можно и нужно исправлять.
И тогда всё становится лучше.
5. Какие произведения народного фольклора можно поставить в один ряд со стихами К. Чуковского «Радость» и «Небылица»?
Как называются такие маленькие стихи: сказки; потешки; пословицы: поговорки; небылицы?
Такие весёлые произведения, в которых описываются фантастические события, можно назвать небылицами или потешками.
В народном творчестве есть много похожих рассказов.
Главное отличием небылиц в том, что автор придумывает такие события, которых не может быть в реальном мире.
То есть это полностью придумка.
В таких произведениях животные могут разговаривать, делать вещи, которые им несвойственны.
И вокруг них обычно происходят невероятные события.
Такие маленькие сказки могут быть в форме стихотворения или же нет.
6. Какой ты представляешь Федору из стихотворения К. Чуковского? Рассмотри рисунок на странице 19.
Какой момент изобразил художник? Найди и прочитай эти строки.
На иллюстрации мы видим Федору из рассказа «Федорино горе», автор которого К. Чуковский.
В нём описывается бабушка, которая ленилась и не мыла посуду.
В результате посуда обиделась и решила уйти от неё.
Но вовремя Федора поняла, что была неправа и совершала ошибки.
На рисунке она выглядит очень расстроенной, потому что в этот момент от неё уходит вся обиженная посуда.
В итоге она извинилась и пообещала, что такого больше не повторится.
7. Обсудите с другом. В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям?
В рассказе Федорино горе вся посуда умеет разговаривать и мыслить.
Она обижается и решает уйти от такой плохой хозяйки.
Но потом меняет своё решение на противоположное, потому что ей становится жалко бабушку.
Автор наделяет предметы человеческими качествами для того, чтобы читатель смог лучше понять чувства и ситуацию.
Ведь если бы он просто сказал, что нужно мыть посуду, то это неинтересно и не запоминающееся.
А вот история, когда вся посуда сбежала, надолго запомнится и будет уроком.
8. На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Носова была живая? Что хотел сказать автор читателям этим названием?
Когда дети попали в шляпу картошкой, котёнок мяукнул и секрет был раскрыт.
На самом деле это всё он внутри двигался.
А из-за того, что котёнок маленький, и лапы, и хвост спрятались под шляпой.
Этим весёлым рассказом автор показывает, что некоторые вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд.
То есть всегда нужно думать и советоваться, по поводу спорной ситуации.
А также необязательно придумывать небылицы, когда не можешь объяснить ситуацию.
Лучше попытаться найти логическое объяснение этому.
9. Весёлые или грустные рассказы написал Н. Носов? Нравятся ли вам герои произведения. Обсудите с другом.
Задайте в классе вопросы по содержанию рассказов.
Это больше юмористический писатель, рассказы которого поднимают настроение и веселят.
Это один из моих любимых писателей.
Я прочитал очень много его рассказов.
Можно задать вопросы по рассказу «Живая шляпа».
Например, как ребята отреагировали на шляпу, которая движется.
Или по произведению Затейники.
Был ли на самом деле волк и кто схватил Петю?
Можно придумать много вопросов, на которые смогут ответить только самые внимательные читатели.
И только те, кто понял главную мысль, которую хотели донести автор.
10. Какое настроение вызывают у тебя стихи А. Барто? Кому они посвящены?
Из каких стихов видно, что поэт любит детей?
Стихотворения этого поэта всегда вызывают только положительные эмоции.
Они отличаются своей добротой и светлой радостью.
Когда читаешь их, всегда улыбаешься или же смеёшься.
А в конце обязательно находишь ту главную мысль и понимает, как бы ты поступил в этой ситуации.
Я часто рекомендую стихов А. Барто моим друзьям и знакомым. И всем тоже нравится.
11. Расскажи, чем интересны произведения С. Михалкова. Назови своё самое любимое стихотворение.
Все они очень хорошие и добрые.
В них он акцентирует внимание, на детство и позитив, учит оставаться детьми и любить животных.
Но при этом, знакомит читателя с тем, что же такое сила воли.
Из одноимённого произведения мы узнаём, что её можно и нужно развивать.
В стихотворении мальчик боится спать в темноте, но пытается заснуть без света.
Тем самым он борется со своими страхами и становится лучше.
Это поучительная история, ведь подобные случаи наверняка были у каждого.
12. Вспомни названия произведений.
1) А что у вас? С. Михалкова;
2) Рассеянный с улицы Бассейновой С. Маршак;
- Как называется эта прическа
- Как называется этот знак