Как сделать имитацию фрески
Имитация фрески. Мастер-класс
Имитация фрески своими руками. Мастер-класс
Мастер-класс по изучению различных техник рисования
Автор: Онипко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования, Кагальницкий Центр детского творчества Азовский район Ростовская область
Мастер – класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства, людей не равнодушных к творчеству.
Назначение мастер-класса:
А) педагогам для изучения с детьми различных техник рисования на необычных поверхностях;
Б) можно использовать в оформлении интерьера как стены так и картины любого формата.
Конспект мастер – класса «Имитация фрески»
Тема «Рисование бабочки».
Цель: познакомить учителей и педагогов с техникой рисования на нетрадиционной поверхности и способу создания имитации фрески.
Задачи:
— Познакомить педагогов с видом монументальной живописи – фреска.
— Обучать особенностям изготовления фрески, рисованию на необычной поверхности.
— Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
— Воспитывать эстетически – нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.
Ход мастер-класса:
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась «чистая» фреска («буон фреско») без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители «модерна» (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).
В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.
Рис. Микеланджело Дельфийская Сивилла (фрагмент фрески).
Процесс изготовления имитации фрески
В больших масштабах фреска требует очень большой многоступенчатой подготовки поверхности, да и сам процесс тоже требует знаний не только как художника, но и архитектора, скульптора, строителя и т.д. В интернете очень много информации о фресках, о изготовлении как в промышленных масштабах, так и для творческих людей, которые просто увлекаются например декупажем.
Я систематизировала материал и адаптировала его под школьный возраст. Мне очень нравится давать детям что то необычное, потому что это их увлекает, развивает фантазию, воображение! Процесс изготовления фрески не сложный, справятся и дети дошкольного возраста (при условии соблюдения техники безопасности). Поэтому предлагаю вам эту технику и надеюсь что она принесет вам удовольствие, а вы уже в свою очередь заразите этим удовольствием своих учеников (воспитанников).
Итак: Имитация фрески (по сухой штукатурке)
И, конечно же, если эта работа проводится с детьми (зависит от возраста) нужно рассказать о технике безопасности при использовании колющихся и режущих инструментах, о предназначении шпатлевки (инструкция по применению). Если считаете что использование, какого – либо инструмента опасно для ребенка, то лучше показать или использовать опасный инструмент лично педагогом.
1. Подготовка поверхности.
Б) Когда шпатлевка просохнет, слегка прошкурить наждачной бумагой поверхность, не сильно, слегка по выступающей поверхности, где неровности. Убрать пыль сухой кистью.
В) Покрыть тонким слоем сухую шпатлевку пва+вода. Разводить клей с водой примерно 1 часть клея и 1 часть воды. Дать просохнуть клею.
Второй этап – это подготовка и перенос рисунка.
Пока сохнет шпаклевка можно выбрать рисунок, нарисовать в натуральную величину (по размеру вашей досточки) эскиз.
2. Подготовка рисунка. Выбираем рисунок. Я выбрала бабочку.
Почему бабочку?
У древних греков бабочка была символом бессмертия души, а в названиях бабочек часто встречаются имена древнегреческих богов и героев. Даже богиню Психею изображали в виде девушки с крыльями бабочки.
В Индии на свадьбах влюбленные дарят друг другу бабочек в знак верности и любви.
Выражение «бабочки в животе» означает безграничные чувства к любимому человеку.
Благодаря бабочкам человечество получило шелк.
С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь именно к бабочке обратился Будда со своей проповедью.
В Японии бабочка является символом страны. По верованиям японцев, бабочка символизирует молодую женщину.
Бабочки являются популярными объектами в современной культуре. Их изображения часто используются в рекламе, элементах декора и дизайна.
Бабочки в качестве центральных образов фигурируют в целом ряде кинофильмов.
Образ бабочек встречается в произведениях множества художников, писателей и поэтов со всего мира. Первые художественные изображения бабочек известны по древнеегипетским фрескам, возрастом 3500 лет.
Вопрос: Какие варианты переноса рисунка на изделие вы знаете?
— Нарисовать или срисовать самостоятельно.
— Симметричное вырезание контура бабочки.
— Нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги.
Я предлагаю такой вариант переноса рисунка.
Подготовка и перенос рисунка на штукатурку.
А) На эскизе по контуру рисунка через одинаковое расстояние проставить точки шилом.
Б) Перевернуть рисунок
В) С изнанки слегка пройтись по выступающим точкам наждачной бумагой.
Г – Д) Рисунок прикладываем к штукатурке и по нему проходим мешочком с углем (или пастелью).
Уголь (пастель) просыпается сквозь дырочки и получается точечный рисунок.
Лучше использовать пастель и не слишком темных оттенков. С углем детям оказалось очень грязно работать. Взрослый еще справится при условии аккуратности выполнения.
На практике с детьми мы пользуемся копировальной бумагой.
Как приготовить мешочек?
1. растолочь в пыль уголь (пастель)
2. высыпать угольную (пастельную) пыль на кусочек марли ( марля свернута в 2-3 слоя)
3. связать ниткой, собрав марлю в форме мешочка.
Третий этап – это уже сама роспись рисунка. Самое интересное! Здесь вам простор для фантазии!
3. Роспись рисунка.
А) По контуру рисунка проходим черным цветом (необязательно).
Б) Цветом расписываем рисунок (фон) – использовала акварель.
В) Цветом расписываем сам рисунок – бабочку; использовала гуашь (разводим с ПВА).
Краска должна просохнуть (можно сушить феном ).
Можно использовать краски: темпера, акриловые, акварель, гуашь. Если гуашь, то развести ее с клеем пва.
Четвертый этап – заключительный – это состаривание поверхности. Этот этап можно и не рассматривать с детьми, но я вам покажу и расскажу, а вам уже решать.
4. Состаривание поверхности.
А) Макетным ножом делаем «трещины времени» (неглубоко, лишь намек). Шкурим аккуратно по всей поверхности и по рисунку тоже.
Б) Полусухой мягкой губкой с краской (золото, серебро и т. д.) легкими движениями проходим по выступам штукатурки. Можно использовать строительную кисть.
В) Опять слегка зашкуриваем.
Наши фрески готовы!
Готовая работа
Свой мастер-класс по имитации фрески я проводила с учителями по изобразительному искусству, трудовому обучению и воспитателями ДОУ.
Мастер-класс Декупаж МК имитация фрески Клей Краска Салфетки
Всем привет! Хочу поделиться, как сделать имитацию фрески. Это мой первый мастер класс, поэтому не судите строго. Может кому-то это и пригодится))))
Для начала нам потребуются материалы: потолочная плитка, шпатлевка, клей ПВА, акриловые краски, шпатель, 2 кисти с натуральной и синтетической щетиной, красивая салфетка.
Берем салфетку, обрываем края (их лучше не вырезать, а оборвать, чтоб не видно было границ перехода) и наклеиваем на подготовленную плитку.
Края нужно покрасить темной краской, в данном случае у нас салфетка на темно-коричневом фоне, поэтому я края тоже покрасила темно-коричневой краской.
Дальше начинаем оттенять нашу картину. Для этого нам понадобится кисть с натуральной щетиной. Я начала оттенять картину снизу. Для того, чтоб не видно было перехода, мы краску вбиваем плотно рядом с салфеткой, но дальше мы наносим почти сухой кистью краску как бы разнося цвет.
Тут поближе видно, что сначала густо краска, а потом я ее разнесла до края.
Оттенять начинаем от более темного до более светлого оттенков. Каждый слой нанесенной краски обязательно должен высохнуть.
Потом точно также делаем и верх картины Сначала более темная краска.
. потом приводим к более светлой
И вот что у нас должно получится.
Когда все высохло, берем наждачку, лучше крупную и начинаем шкурить по самой салфетке и краям. Получаются «старинные» потертости.
После этого придаем нашей фреске законченный вид, оборвав края плитки и все. работа готова. Покрывать ее лаком не стоит, т.к. это у нас «старинная фреска» Нам преподавательница на курсах говорила, что в строительных магазинах продают воск для венецианской штукатурки и что им можно эту работу покрыть для защиты. Но я этот воск пока не купила, поэтому работы ничем не защищены.
Имитация фрески, или Необычное применение декупажных карт
Сейчас, в разгар лета, вопрос ремонта и обновления дач, квартир актуален. Может моя скромная работа послужит толчком, примером для нового декора вашего дома.
Этот мастер-класс предназначен для тех, кто работал со шпателем, знаком с красками и слышал о технике декупаж 🙂
Думаю, что и для новичка не составит большой сложности повторить мою задумку в прихожей, а может и на любой другой свободной стене в квартире.
На месте рамы- багета между фресками и будущими обоями клеим малярную широкую ленту.
Обрываем края рисовой бумаги.
Металлическим шпателем кладем на стену шпатлевку хаотичными движениями на месте приклеивания рисовой карты. Слой тонкий, края разглаживаем.
Даем шпатлевке слегка подсохнуть и клеим рисовую бумагу (ПВА+вода). Не кисточкой! А резиновым широким (см. 6-8) шпателем, движениями от середины к краям.
Аккуратными движениями разглаживаем резиновым шпателем рисовую бумагу, не забывая о неровной поверхности под ней.
Последовательно клеим все три рисунка.
По разметке малой рамки шпателем обрамляем шпатлевкой рисунок. Задумка «паспарту». Фактурой и цветом оттеняем рисунок.
Подбираем акриловые краски под оттенки рисовой бумаги для плавного перехода, сливания со шпатлевкой.
Это могут быть готовые краски, или белый акрил + колер. Шпатлевка хорошо впитывает влагу. В краску добавьте воды, она не должна быть густой.
Красим «паспарту», стараемся убрать границы. Работаем одним цветом поочередно на трех фрагментах.
Ждем полного высыхания рисунка. Проверяем на ощупь, не влажная ли еще шпатлевка под ним. Шкурим слегка нулевкой и протираем чуть влажной салфеткой (без усилия и фанатизма). Пока мы не покрыли рисунок защитным слоем лака, можно легко повредить рисовую бумагу.
Завершаем работу с «паспарту». Наносим шпателем (3-4 см шириной) шпатлевку, слегка шкурим, тонируем красками, опять шкурим. Останавливаемся, если добились нужного результата по цвету.
Произвольными, хаотичными движениями наносим Грубую шпатлевку по всей площади.
Просушенную шкурим. Тонируем.И опять шкурим.
в мокром виде. уже подсохла.
Тонируем охрой, разбавленной водой. Шкурим.
Подитожу фронт работы: первый слой ГРУБОЙ шпатлевочной смесью металлическим шпателем. Высох. Ошкурить грубой шкуркой. Тонировать жидким акрилом. Далее два-три слоя акрилатной универсальной шпатлевкой или тонкой финишной смесью резиновым шпателем меньшего размера. Сушим.Тонируем. Шкурим.
и в завершении работы:
Широкой кисточкой окрашиваю всю площадь разбавленным акрилом.
Осталось фреску обрамить в багет. Он клеится на жидкие гвозди.
На этом история могла быть закончена. Но. консоль мы мастерили сами, и она является продолжением темы. Поэтому, я обязательно оформлю второй мастер-класс. Он не будет таким утомительно долгим. А вдруг пригодится?!
Благодарю вас за внимание!
Желаю творческих успехов, вдохновения!
С уважением, Наталия Антонова!
Имитируем фреску: создаем панно на холсте
В творческих магазинах продаются грунтованные холсты на подрамниках для написания картин маслом или акрилом. Я решила использовать такой холст немного для других целей, захотелось поиграть с рельефом. Так возникло данное панно. Рада буду, если кого-то мои эксперименты вдохновят на творчество!
Что необходимо:
— холст грунтованный на подрамнике;
— мотив (у меня это рисовая бумага), можно салфетки;
— мастихин, кисти, нажданая бумага, губка.
1. Создаем рельеф. Для этого наносим хаотично шпаклевку на холст, с помощью мастихина. Не забываем про боковинки. Там тоже наносим рельеф.
2. Даем просохнуть шпаклевке, не менее суток.
3. После высыхания, прошкуриваем поверхность. Не сильно, лишь убирая грубые и острые выступы.
4. Кистью щетина, сметаем мелкую пыль и грунтуем холст. Даем просохнуть грунту.
5. Наносим мотив. Приклеиваем его на холст, проходясь пальцами по всему рельефу, чтобы выгнать пузыри.
6. Мотив приклеен, даем ему высохнуть.
7. После просушки, слега шкурим мотив, добиваясь эффекта потертости картины.
Вот результат ошкуривания мотива.
8. Защищаем мотив лаком, для дальнейшей подрисовки картины.
9. Начинаем подрисовывать картину. Там, где осталось свободное место, прокрашиваем акриловыми красками.
10. Давая не сильно просохнуть краске, смываем с выступов шпаклевки краску. Я смывала чуть влажной губкой, жесткой стороной. Чтобы добиться таких же потертостей, как на мотиве.
11. Покрываем все защитным лаком. От четырех слоев и дальше, кому сколько захочется.
Последний слой можно нанести матовым лаком, так как фреска не должна блестеть, как новая.
Любуемся результатом!
Спасибо за внимание, буду рада, если мастер-класс будет кому-то полезен.
можно найти еще много мк, если забить в поисковике: имитация фрески.
Результат хороший, правда никаких новых ньюансов я не увидела.
соглашусь, почему-то декупажницы эту технику назвали «фреской», хотя перед работой достаточно просто прочитать описание и посмотреть классические фрески. И никогда я не видела такие поверхности фрески, обычно они ровные, ведь поверхность готовят под роспись, а уже с течением времени они трескаются и осыпаются, углубления у старых фресок тоже есть, но вот изображения там нет. А здесь по сути, всё наоборот.
Спасибо за мнения. Не претендую на первенство в вопросе. Захотелось создать панно и заодно поработать с холстом. Вот и результат моих проб)))
Видела изделия в такой технике,очень красиво смотрятся на самом деле,
Спасибо, Наталья. Вы правильно все сказали, именно на кухню я и сделала это панно. И еще парочку в подарок близким))
Спасибо, Елена! Мне понравилась идея и результат. А как называется, лично мне финалетово
Спасибо, Марина. Рада, что понравилось.
Наталья, спасибо за мнение. Соглашусь, что рис приклеить легче.
Ну холст был не таким и дорогим. Оргалита я не нашла, да и маленькими размерами он, скорее всего не продается. Фанерку, можно, но, опять же, все они листовые, продаются в стоительных магазинах метражами. А мне надо 20х20 см. Пилить самой, как-то не хочется)
Можно на любой ткани делать или сразу на стене.
Здравствуйте! Я просто для себя что-то делаю, для удовольствия. Много чего не знаю и поэтому читаю мнения и советы мастеров на этом сайте. Я прямо не нарадуюсь, что наткнулась на ЯМ как-то случайно. Живые люди, живое общение. Какие здесь профессионалы. Какие работы. И поняла, что самые полезные сведения почерпнешь из споров. Елена, мне тоже без разницы, как правильно назвать эту технику или сам мастер-класс. оцениваю только по тому, захотелось ли тоже попробовать сделать. И вот захотелось. Фанерка толстая есть, карты с мотивами есть, клеи/лаки/краски тоже. Выходные тоже имеются иногда! Значит приятное времяпровождение обеспечено. Только вот имеющаяся структурная паста с песком, подойдет ли? Я ею делала рисунки по тафарету с крупными элементами- красиво получается. Ну вот, высказалась. ))) пошла работать. в душном офисе и ждать выходных! Всем хорошего настроения! Удачи!
А все-таки попробую на чем-то маленьком. А если попробовать как Татьяна (на примерах ниже), наверно как раз эта паста с песком подойдет, и даст эффект осыпавшейся стены. будем мудрить
красивый и доходчивый МК! спасибо большое!
Я в своих «имми-фресках» дополняю ещё и саму работу шпатлёвкой. Иногда,шп.с краской смешиваю,акриловой разумеется. Мне почему-то хочется добиться эффекта того,словно обсыпалась стена,а там о-па! оказывается фреска была! ну,как-то так)))
это фрагмент,а это сама работа-
ещё,с вашего разрешения..
это у меня на кухне,на стене
можно,кстати,действительно эконом-вариант брать-холст на картоне(вместо холста на подрамнике)
вот фрагмент шпатлёвки вместе с золотой акрил.краской,наносится шпателем,кистью..кому как удобней.