Как сделать индекс шаповаловой
Индекс мощности Шаповаловой В.А.
Основные понятия:
Мощность в физиологии, как и в физике характеризует способность выполнять работу. Мощность определяется тренированностью и общим уровнем здоровья. Определяемый индекс, является интегральным показателем. Низкое значение индекса кроме слабого развития двигательных качеств – силы, быстроты и выносливости, свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях кардио-респираторной системы.
Ход работы (практическая часть)
1.Определите вес тела и переведите значение в граммы.
2.Измерьте ваш рост в сантиметрах.
3.Рассчитайте и оцените индекс.
Вес тела в г разделить на рост в см полученное число умножить на количество наклонов выполненных за одну минуту и разделить на 60 (у.е.)
Вопросы для проверки усвоенных умений.
2. Как долго человек способен удерживать максимальную мощность при выполнении работы?
Темы для самостоятельного изучения теоретического материала.
Работоспособность и утомление.
ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К АДАПТАЦИИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №15.
Тема:
Оценка адаптационного потенциала (АП) по методу Баевского Р.М. и сотр. (1988).
Основные понятия.
Используется для оценки функциональных возможностей организма в целом. Система кровообращения служит индикатором адаптационного потенциала. Переход от здоровья к болезни, от нормы к патологии представляет собой процесс постепенного снижения степени адаптации организма к условиям окружающей среды.
Функциональное состояние (или уровень здоровья) оценивается:
1. удовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных возможностях организма;
2. напряжением адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;
3. неудовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды при снижении функциональных возможностей;
4. срывом адаптации, сопровождающимся резким снижением функциональных возможностей организма.
Ход работы (практическая часть)
1. Определите ЧСС в покое;
2. Измерьте артериальное давление в покое. Рассчитайте свое пульсовое двление;
3. Измерьте массу тела в кг.;
4. Измерьте ваш рост в см.;
5. Рассчитайте адаптационный потенциал и оцените его.
АП (в балах) = 0,011ЧП + 0,014Адс + 0,008АДд+0.014В+
— 0,009Р + 0.009Мт – 0,27
АП – адаптационный потенциал;
ЧП – частота пульса;
АДс – артериальное давление систолическое;
Адд – артериальное давление диосталическое;
МТ – масса тела в кг;
Оценка теста:
Удовлетворительная адаптация – не больше 2,1 бала;
Напряжение механизмов адаптации 2,11- 3,2;
Неудовлетворительная адаптация 3,21 – 4,3;
Срыв адаптации – выше 4,31.
Вопросы для проверки усвоенных умений.
Что такое адаптация?
Что необходимо делать при высоких значениях адаптационного потенциала?
Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 7030 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Как сделать индекс шаповаловой
Тема «Мониторинг физического развития» дает возможность отследить функциональное состояние и уровень физического здоровья учащихся и включает в себя 6 функциональных проб (индексов): «Проба Руфье», «Проба Штанге», «Индекс Кетле», «Индекс Робинсона», «Индекс Шаповаловой», «Проба Ромберга», которые характеризуют уровни функциональных возможностей систем организма. Функциональные пробы проводятся в сентябре, апреле-мае месяце, для выявления состояния организма, а также определения динамики развития функциональных систем. Все функциональные пробы нужно проводить из спокойного положения до выполнения физических упражнений.
1. Масса-ростовой индекс Кетле 2
Индекс массы тела=масса тела (кг): (длина тела стоя) (м 2 )
2. Индекс мощности Шаповаловой
Характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости. Обследуемый лежит на гимнастическом мате, ноги согнуты в коленях под углом 90º, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, стопы зафиксированы или удерживаются партнером. По команде «Марш!» выполняется подъем туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возращаясь обратным движением в и.п. до касания пола лопатками,
локтями, затылком, время выполнения упражнения 60 секунд.
Индекс Шаповаловой = масса тела (г) · количество сгибаний за 60 сек : длина тела (см) · 60
3. Индекс Руфье
Характеризует выраженность реакции сердечнососудистой системы на стандартную физическую нагрузку. Проба выполняется следующим образом: в положении сидя у обследуемого подсчитывается пульс за 15 сек. (Р1), затем обследуемый выполняет за 45 сек. 30 глубоких приседаний, руки вперед. После выполнения в положении сидя, подсчитывается пульс за первые 15 сек. отдыха (Р2) после 45 сек. отдыха подсчитывается пульс (Р3) за 15 сек.
4. Индекс (проба) Ромберга
Координационная функция нервной системы определяется с помощью Индекса (пробы) М.Е. Ромберга. Проба Ромберга II. Пробу Ромберга часто используют при определении функционального состояния вестибулярного анализатора. Ученик стоит так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Время устойчивости определяется к потере равновесия. Дрожание пальцев рук, покачивания, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации и, исходя из этого, останавливается секундомер.
Координационную пробу Ромберга следует применять до и после занятий. Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга может наблюдаться при усталости, перенапряжении, перетренированности, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физкультурой.
5. Проба Штанге-Генчи
Заключается в выяснении продолжительности задержки дыхания в секундах. Во время задержки дыхания ноздри закрываются указательным и большим пальцами. Оценка пробы осуществляется путем сравнения со стандартными величинами сигнальных отклонений аналогично антропометрическому профилю. Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в легких, то есть когда давление внутри легких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объемом воздуха примерно равным 2/3 от максимально возможного вдоха. После 5-ти минут отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами. Время от времени задержки дыхания до ее прекращения. Результаты этой пробы дают возможность косвенно определить емкость кислородтранспортной системы (изменения насыщенности крови кислородом) и интенсивности окислительно-восстановительных процессов. Проба Штанге относится к простейшим способам контроля функционального состояния дыхательной системы.
6. Индекс Робинсона (двойное произведение)
Характеризует состояние регуляции сердечнососудистой системы. Артериальное давление измеряется у обследуемого в положении сидя, стандартной манжеткой. В случае регистрации повышенного АД необходимо измерить через 10-15 сек в положении лежа. ЧСС определяется пальпаторно (путем ощупывания) или аускультативно (путем прослушивания) в положении сидя. После чего проводится обсчет полученных данных. Результаты сравниваются по таблице.
Индекс Робинсона = ЧСС (уд/мин) · АД сист. (мм рт.ст.) : 100
Как сделать индекс шаповаловой
Практическое решение задач, связанных с процессом адаптации студентов является важной социальной задачей и предполагает выработку методов диагностики их адаптационных возможностей и способностей, уровня адаптированности, режима и организации учебного процесса, выработке направления оптимизации процесса адаптации к образовательной деятельности. Поэтому исследование процесса адаптации и физического здоровья студентов к учебному процессу в вузе является весьма актуальным.
Здесь уместно, перефразируя известный афоризм о друге, выразиться так: «Скажи, студент, как ты относишься к своему здоровью, и я скажу как ты будущий учитель, будешь относиться к своим детям, к своим ученикам».
Мы уверены в том, что преподаватель, осознающий необходимость целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению своего собственного здоровья, сумеет эффективно содействовать нормальному физическому и психическому развитию подрастающего поколения. В этом плане он выгодно отличается от того специалиста, который не в состоянии мобилизовать учащихся и студентов личным примером и придерживаться здорового образа жизни только на словах.
В целом стратегический курс образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни молодежи достигнет желаемых положительных результатов только в том случае, если все задачи, связанные с воспитанием, обучением и медицинским обслуживанием будут решаться комплексно, при активном участии администрации, профессорско-преподавательского состава, медицинских работников вузов и при самом активном участии каждого студента.
Поскольку, предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах, мы применили по принципу других авторов (Руфье, М.А. Годик, Г.А. Апанасенко, А.П. Шаповаловой) формализованную оценку каждого показателя в баллах.
4. Индекс мощности Шаповаловой В.А.=
5. Индекс Руфье =
Далее по таблицам каждому показателю дают оценку в баллах. После оценки каждого показателя по таблицам в баллах рассчитывается общая сумма баллов, которая и определяет уровень физического здоровья студента.
Кроме общей оценки уровня физического здоровья, необходимо учитывать и оценки каждого показателя, так как это дает возможность определения «слабых мест» организма каждого студента.
Так низкая оценка индекса Кетле может свидетельствовать о недостаточном питании студента или слабом развитии мышц, либо, наоборот, об угрозе ожирения или ожирении.
Низкая оценка индекса Робинсона свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы.
При низкой оценке индекса Скибинского можно говорить о недостаточности функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения и сниженной устойчивости к гипоксии.
Низкие оценки индекса Руфье говорят о недостаточном уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма студента.
Учет этих данных позволит преподавателю физической культуры или тренеру подбирать рациональный индивидуально дозированный оздоровительно-тренировочный двигательный режим, что даст возможность оптимизировать процессы роста и развития организма студента, с большим успехом нивелировать негативное влияние вузовского режима и организацию учебного процесса и других отрицательно воздействующих факторов среды.
Предложенную систему экспресс-диагностики довольно легко внести в компьютерную программу и осуществлять прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого студента и на этой основе планировать и выбирать соответствующие мероприятия по их оздоровлению немедикаментозными средствами и подбирать тренировочные программы.
Интегральной характеристикой состояния здоровья является уровень адаптационных возможностей организма, который учитывает и гомеостаз и функциональные резервы, и степень напряжения регуляторных механизмов. Поэтому уровень адаптационных возможностей организма вполне может быть использован в качестве критерия для оценки количества здоровья на данном отрезке времени (мощность здоровья) при первичном скрининге.
К числу важнейших интегральных функциональных характеристик организма относится общая резистентность, являющаяся показателем его устойчивости к различным воздействиям, изучение которых и определение степени и уровней адаптации организма к условиям окружающей среды позволяет выявить состояние здоровья в переходный период от нормы к болезни и своевременно начать целенаправленные профилактические мероприятия.
Работоспособность, а в конечном итоге и здоровье человека определяется его адаптационными резервами, возможности которых тесно связаны с напряжением физиологических механизмов и зависят от силы действующего фактора и продолжительности воздействия (Н.А. Агаджанян, И.В. Руженкова, Ю.П. Старшинов с соавт., 1997).
В результате физиологических исследований взрослых доказана возможность использования измерений совокупности функциональных показателей сердечнососудистой системы как индикатора адаптивных реакций целостного организма показателя риска развития у них заболевания. Такой подход закономерен, поскольку система кровообращения является связующим звеном между всеми органами и системами, между «управляющими центрами и управляемыми элементами» (В.В. Парин, Р.М. Баевский, М.Д. Емельянов и др., 1967; Р.М. Баевский, А.П. Берсе-нева, В.К. Вакулин и др., 1987; Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 1997).
В настоящее время для определения адаптационных возможностей предложены различные методы качественной и количественной оценки (Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин и др., 1987). Наиболее широкое признание получили принципы и подходы В.П. Казначеева (1980), и В.И. Светличной и С.Г. Тусупбековой (1990), в основе которых лежит концепция о сердечно-сосудистой системе, как индикаторе общих приспособительных реакций и об антропометрических показателях, как показателях физического статуса организма.
Авторами введено понятие уровней адаптации, которые являются косвенной характеристикой состояния адаптационных возможностей организма. Различают «удовлетворительную адаптацию», «напряжение адаптации», «неудовлетворительную адаптацию» и «срыв адаптации».
Уровень адаптации оценивается по значению адаптационного показателя (АП), расчет которого производится по методу Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой и др. (1987) по следующей формуле:
+0,014(возраст, годы)+0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27,
Учитывая, что ранее не проводилось изучение уровней адаптационных возможностей у студентов, для решения задач исследования были разработаны нормативные значения АП. При разработке нормативов авторы использовали специальную программу, основанную на методе центильных коридоров. Индивидуальные величины АП распределяются по четырём степеням установленным для взрослых на основании критериев эффективности.
Нормативные значения адаптационного потенциала (АП) для взрослых, соответствующие различным уровням адаптации
(Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин и др., 1987)
«Метод экспресс оценки физического здоровья школьников»
«Метод экспресс оценки физического здоровья школьников»
Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связанно с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.
Цель работы: изучить физического гармоничного развития обучающихся 5-9- классов
Задачи работы:
Объектом нашего исследования стало физическое здоровье подростков с углубленным изучением экологии
Глава 1. Здоровье человека
1.1. Здоровый образ жизни школьника
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
1.2. Причины, влияющие на здоровья школьника
— устойчивость к действию повреждающих факторов;
— показатели роста и развития;
— функциональное состояние и резервные возможности организма;
— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.
От чего зависит здоровья человека?
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья. Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя про человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития.
1.3. Антропометрические измерения человека
Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и
антропометрические исследования. Антропометрия – совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях как внешнего и внутреннего строения, так и функциональных признаков.
1) Соматометрические – длина и масса тела, диаметры (окружности);
2) Физиометрические (функциональные) – жизненная емкость легких
(ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;5
3) Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата
(форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие
мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Каждый школьник, определив собственные показатели физического развития, заносит их в тетрадь в виде таблицы:
человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития и др.
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов:
наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью
удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению
ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
К объективным показателям функционального состояния здоровья относят
морфологические (рост, масса тела) и функциональные ЧСС (частота сердечныхсокращений), ЖЕЛ (жизненная емкость легких), частота дыхания, мышечная сила, температура тела).
К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят
самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).
Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние
организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять
отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения расслабляющих упражнений).
1.4. Социальное и физическое здоровье
Социальное здоровье
Социальное здоровье человека наряду сфизическим и психическим является основой здоровья любого человека. Существует несколько вариантов его определения. Первый, подразумевает способность человека взаимодействовать с другими представителями общества, умение находить себе друзей и поддерживать с ними доверительные отношения. Во втором, случаи понимают здоровье общества в целом, как совокупность здоровья каждого индивидуума, составляющего это общество.
Социальное здоровье человека очень сильно влияет на нашу жизнь. Те, кто хорошо интегрированы в общество, как правило, живут дольше и быстрее восстанавливаются от болезней и депрессий. Доказано, что социальная изоляция является пусковым механизмом для возникновения многих болезней. Именно плохая адаптация, неумение наладиться хорошие отношения с другими людьми, подрывает в человеке веру в свои силы и отсутствием желания что-либо менять в своей жизни.
Физическое здоровье
Физическое здоровье – это такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции. Кроме того, в совокупности с психическим и социальным здоровьем физическое состояние дает представление о таком важном понятии, как общее здоровье. Существует разные методики оценки состояния физического здоровья человека. Одни из них можно провести дома самостоятельно, другие же, более сложные – только при помощи медицинского работника. Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.
Глава 2. Методика исследования
2.1. Правила выполнения антропометрических измерений
1. Измерение роста (длины тела)
1.1. Установить обследуемого (без обуви и головного убора) на
платформу ростомера в положение «прямо». При этом обследуемый стоит,
выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,
межлопаточной областью и затылком.
1.2. Произвести измерение длины тела по верхней точке головы.
1.3. Результат записать в таблицу.
2. Измерение массы тела
2.1. Установить обследуемого (без верхней одежды и обуви) на напольные
2.2. Произвести измерение массы тела.
3. Результат записать в таблицу.
3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК)
3.1. Наложить сантиметровую ленту вокруг грудной клетки обследуемого.
При наложении ленты обследуемый стоит без верхней одежды с разведенными в стороны руками. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток и
пропускается под руками, затем обследуемый опускает руки, и лента
накладывается спереди по среднегрудинной точке).
3.2. Произвести измерение окружности грудной клетки. (В процессе
измерения лента должна плотно прилегать к телу).
3.3. Результат записать в таблицу.
4. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
4.1. Подготовить обследуемого к измерению. (Для этого обследуемый
делает несколько спокойных дыхательных движений).
4.2. Произвести измерение ЖЕЛ. (Для этого обследуемый максимально
вдыхает и сразу максимально выдыхает в спирометр).
4.3. Повторить измерения еще дважды и определить среднее значение
4.4. Результат (среднее значение) записать в таблицу.
5. Определение уровня гармоничности физического развития.
5.1. Сравнить данные таблицы с таблицами возрастно-половых
стандартов (Приложение 1).
5.2. Для каждого обследуемого определить соответствие каждого
измеренного показателя (длина, масса, ОГК и ЖЕЛ) номеру «коридора»
5.3. Сделать вывод о гармоничности физического развития по следующим
любыми двумя из показателей не превышает 1;
внимание на физическое развитие – группа риска состояния
5.4. При необходимости дать рекомендации о проведении лечебно-
2.2.Определение индекса Кетле( индекс массы тела)
Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами для соответствующего возраста и пола.
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о не гармоничном развитии.
Индекс Кетле
Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:
Индекс Кетле
Вес (кг)
Рост 2 (м)
2.3.Определение индекса Робинсона
Индекс Робинсона= ЧСС (уд/мин) X АДсист. (мм рт. ст.) / 100
характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы ;
2.4. Определение индекса Шаповаловой
Масса тела (г)/ длина тела (см) x КП/60,
2.5. Определение индекса Руфье
2.6. Определение индекса Скибинского
Индекс Скибинского=ЖЕЛ(мл)x проба Штанге (с)/ЧСС(уд/мин)
Он характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.