Как сделать интересным урок физики
Статья «Как сделать урок интересным»
статья по физике по теме
Размышления о том, как поддержать интерес учащихся на уроке
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как сделать урок интересным
Физика занимает особое место среди школьных предметов. Физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Не секрет, что в последнее время интерес учащихся к школьным предметам стремительно падает и основной задачей учителя становится поддержка и укрепление интереса. Профессиональный педагог обладает широким спектром различных методов, приемов, форм работы с детьми, но только правильная и грамотная комбинация педагогических инструментов действительно приведет к успеху.
Главенствующее место в поддержке и развитии интереса учащихся к предмету занимает подбор учебного материала. При подготовке урока необходимо выбирать материал таким образом, что бы он не был дословным воспроизведением текста учебника, конечно, нужно придерживаться того, что изложено в параграфе, но дублировать его ни к чему. Нужно помнить, что учебник написан, прежде всего, для того, что бы ученик в отсутствии учителя мог освоить учебный материал. Задача учителя состоит в том, чтобы насытить урок примерами, применением изучаемого явления в технике и быту, связью с современностью, иллюстрациями и т.п.
Хорошим подспорьем в развитии интереса ребенка к предмету является его активное вовлечение в происходящее на уроке. Когда учащийся становится неотъемлемой частью образовательного процесса, активно действующей фигурой, не пассивным сторонним наблюдателем, тогда и просыпается в нем эмоциональное отношение к происходящему, а значит и интерес. Учащегося на уроке необходимо постоянно «подергивать» держать в состоянии «низкого старта». В этом могут помочь такие задания как: приведи пример, дополни определение, что изменится если, изменится ли смысл высказывания если.
На уроках необходимо создавать атмосферу содействия. Ученик может выступать в роли помощника учителя при демонстрации того или иного эксперимента (даже при объяснении нового материала), консультанта при решении задач или лабораторных работ. Ученик может быть в роли учителя, например, в дни самоуправления в школе, когда учащиеся становятся учителями.
На помощь учителю сегодня приходят и современные образовательные технологии и технические средства. Интерактивное обучение, реализуемое через применение интерактивной доски, позволяет не только привнести элемент новшества и модернизма, но и привлечь внимание ученика, погрузить его в знакомую ему среду. Зачастую ученики пользуются техническими средствами виртуознее учителя, да это и не случайно, ведь дети выросли на «айпадах», «айфонах», «ноутбуках» и т.п. это знакомые для них устройства и привлечение их к образовательному процессу сокращает разрыв между «сухим» учебным материалом и «разнообразием» цифрового пространства. Именно поэтому на уроках физики использовать компьютерные технологии и все то, что предлагает электронные образовательные ресурсы, просто необходимо. Сейчас набирает силу и повсеместно внедряется лабораторное оборудование нового поколения, примером которого может служить цифровая лаборатория «Архимед». Цифровые датчики, современные компактные измерительные устройства, без сомнения увлекут ребят. И здесь мастерство учителя должно сработать на100%, что бы за легкостью, получения экспериментальных данных ученик не потерял истинной физической стороны выполняемой работы.
Конечно, нельзя обойти стороной и внеклассную работу. Когда, как не во внеурочное время без ограничения временных рамок можно полноценно окунуться мир физики. Внеклассная работа в школе чаще всего приобретает форму недели физики. Мероприятия, которые проводятся в рамках недели физики, нацелены на развитие познавательного интереса к предмету и укрепления межпредметных связей. Как правило, это КВН, интеллектуальные игры, фестивали экспериментов, игры по станциям и т.п. Безусловно, все мероприятия должны иметь современное техническое сопровождение.
Каждый учитель в праве выбирать для себя свой путь для реализации общей задачи просвещения учащихся, но каждый должен помнить, что за учеником стоит индивидуальность, личность со своими привычками, потребностями, интересами. Осмыслить, понять, принять новые знания всегда трудно, но трудности становятся легче, если появляется интерес в их разрешении и освоении. Я за интересный урок! А вы?
Статья «Как сделать урок физики интересным»
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Как сделать урок интересным
Физика занимает особое место среди школьных предметов. Физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Не секрет, что в последнее время интерес учащихся к школьным предметам стремительно падает и основной задачей учителя становится поддержка и укрепление интереса. Профессиональный педагог обладает широким спектром различных методов, приемов, форм работы с детьми, но только правильная и грамотная комбинация педагогических инструментов действительно приведет к успеху.
Главенствующее место в поддержке и развитии интереса учащихся к предмету занимает подбор учебного материала. При подготовке урока необходимо выбирать материал таким образом, что бы он не был дословным воспроизведением текста учебника, конечно, нужно придерживаться того, что изложено в параграфе, но дублировать его ни к чему. Нужно помнить, что учебник написан, прежде всего, для того, что бы ученик в отсутствии учителя мог освоить учебный материал. Задача учителя состоит в том, чтобы насытить урок примерами, применением изучаемого явления в технике и быту, связью с современностью, иллюстрациями и т.п.
Хорошим подспорьем в развитии интереса ребенка к предмету является его активное вовлечение в происходящее на уроке. Когда учащийся становится неотъемлемой частью образовательного процесса, активно действующей фигурой, не пассивным сторонним наблюдателем, тогда и просыпается в нем эмоциональное отношение к происходящему, а значит и интерес. Учащегося на уроке необходимо постоянно «подергивать» держать в состоянии «низкого старта». В этом могут помочь такие задания как: приведи пример, дополни определение, что изменится если, изменится ли смысл высказывания если.
На уроках необходимо создавать атмосферу содействия. Ученик может выступать в роли помощника учителя при демонстрации того или иного эксперимента (даже при объяснении нового материала), консультанта при решении задач или лабораторных работ. Ученик может быть в роли учителя, например, в дни самоуправления в школе, когда учащиеся становятся учителями.
На помощь учителю сегодня приходят и современные образовательные технологии и технические средства. Интерактивное обучение, реализуемое через применение интерактивной доски, позволяет не только привнести элемент новшества и модернизма, но и привлечь внимание ученика, погрузить его в знакомую ему среду. Зачастую ученики пользуются техническими средствами виртуознее учителя, да это и не случайно, ведь дети выросли на «айпадах», «айфонах», «ноутбуках» и т.п. это знакомые для них устройства и привлечение их к образовательному процессу сокращает разрыв между «сухим» учебным материалом и «разнообразием» цифрового пространства. Именно поэтому на уроках физики использовать компьютерные технологии и все то, что предлагает электронные образовательные ресурсы, просто необходимо. Сейчас набирает силу и повсеместно внедряется лабораторное оборудование нового поколения, примером которого может служить цифровая лаборатория «Архимед». Цифровые датчики, современные компактные измерительные устройства, без сомнения увлекут ребят. И здесь мастерство учителя должно сработать на100%, что бы за легкостью, получения экспериментальных данных ученик не потерял истинной физической стороны выполняемой работы.
Конечно, нельзя обойти стороной и внеклассную работу. Когда, как не во внеурочное время без ограничения временных рамок можно полноценно окунуться мир физики. Внеклассная работа в школе чаще всего приобретает форму недели физики. Мероприятия, которые проводятся в рамках недели физики, нацелены на развитие познавательного интереса к предмету и укрепления межпредметных связей. Как правило, это КВН, интеллектуальные игры, фестивали экспериментов, игры по станциям и т.п. Безусловно, все мероприятия должны иметь современное техническое сопровождение.
Каждый учитель в праве выбирать для себя свой путь для реализации общей задачи просвещения учащихся, но каждый должен помнить, что за учеником стоит индивидуальность, личность со своими привычками, потребностями, интересами. Осмыслить, понять, принять новые знания всегда трудно, но трудности становятся легче, если появляется интерес в их разрешении и освоении. Я за интересный урок! А вы?
«Дети за любой кипеж»: как сделать уроки физики интересными для всех
Почти в каждой школе есть ученик-гуманитарий, который заявляет учителям точных наук: «Мне ваша физика не нужна!» Наш новый блогер, учительница физики Елена Омуль, рассказывает, как увлекает учеников экспериментами и практическим применением физических законов в жизни.
Большинство учеников среднестатистической общеобразовательной школы идут на урок физики с твёрдой уверенностью, что «все эти научные заморочки нужны только тем, кто хочет поступить в технический вуз». В беседе семиклассник, враждебно настроенный к физике, авторитетно заявил, что ему физика ни к чему, так как он собирается стать поваром. На мои возражения, что физика нужна всем, в том числе и поварам, мальчик отмахнулся. В конце концов нашла способ заставить его работать на уроке с азартом, но речь о другом.
Вспоминаю урок по изучению электрического тока в свои школьные годы: какая-то проволочная рамка на рисунке в учебнике и два листа сплошного текста. При загрузке в мозг в первую очередь теории ребёнку не к чему её привязать. Смысл теоретического знания неочевиден.
Время от времени в педагогической литературе мелькают высказывания, что пора как-то изменить учебники физики, приблизить их к повседневной жизни. Предлагаю построить урок как фильм, пущенный задом наперёд: берём конкретное устройство, рассматриваем степень его нужности в жизни, мысленно разрезаем устройство и проговариваем свойства, присущие ему, разматываем клубок дальше и приходим к началу главы в учебнике, то есть к определению явления, с которым столкнулись.
«Лирики» забудут правила и формулы, но, как пользоваться прибором в повседневной жизни, запомнят накрепко, а уж на долю «физиков» формул и определений на уроке будет достаточно. В памяти будет легче вызвать образ, связанный с рассмотренным устройством, чем с абстрактными теоретическими определениями.
7 сложных физических явлений, о которых мы узнали из сериала «Теория большого взрыва»
Начнём с электромагнитной индукции. Привяжем образ индукции в мозгу ребёнка к чему-то нужному в быту, к тому, чем можно пользоваться каждый день, — индукционной плитке. Покажем пару эффектных фотографий. Обсудим с учениками плюсы такой плиты: 90% КПД, не пригорает. Потом перейдём к минусам: нужна специальная посуда, покрывающая всю поверхность над индукционным элементом. Задаёмся вопросом, почему вода в кастрюле кипит. Опять показываем картинку — плитку без верхней варочной поверхности. Плавно переходим к индукционной катушке, уже в классическом книжном варианте.
Опыты Фарадея спрашивала как домашнее задание следующим образом: на демонстрационный столик ставила катушку индуктивности, присоединённую к амперметру проводками, рядом в произвольном порядке-беспорядке клала разнообразные раритеты из лаборантской, среди них скромно лежал магнит (может быть, даже не один), задание — добыть электрический ток.
Ещё можно сделать раздаточный материал из нескольких карточек с любым определением, записанным частями, или формулой. Пусть ученики собирают в правильном порядке определение. Я сторонник тотальной (или фронтальной) проверки домашнего задания, не люблю играть в рулетку — кто-то один отвечает, остальные зевают.
В школе отработала один год и крепко усвоила: дети за любой кипеж, если он отличается от обыденного сидения за партами.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Разговор по душам. Как сделать уроки физики интересными
Содержание курса физики принципиально не менялось с 1966 года. Хотя формально и были нововведения, идеология предмета остается старой. Чтобы обозначить ключевые проблемы изучения физики и пути их решения, корпорация «Российский учебник» организовала онлайн-дискуссию. Насущные вопросы со зрителями обсудили доктор физико-математических наук, экс-министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, директор Центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник» Елена Тихонова и преподаватель физики, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2009» Вадим Муранов.
Проблема: Вызовы нового времени
Сегодня мы имеем дело с новым социально-политическим устройством государства, новыми объемами информации, новым типом детей. Сами по себе эти факторы, конечно, не являются проблемой, но когда они сталкиваются с традиционной системой образования, начинаются трудности.
Один из главных трендов современного образования — это переход от образовательных систем к обучающемуся обществу. Введение ФГОС можно назвать первым шагом к изменению идеологии образования и к становлению тех личностных характеристик ученика, которые ценятся в современном социуме и обеспечивают успех.
Часть профессий уходит в прошлое, а о том, что будет в недалеком будущем, можно только догадываться (как это сделали, например, создатели «Атласа профессий»). Согласно стандарту, учитель сегодня должен не только быть источником знаний, но и развивать в учениках навыки XXI века, то есть готовить их к жизни, о которой, в условиях современного стремительного развития мира, он и сам имеет не самые точные представления.
Решение: Рассматривать в качестве субъекта образования не только ученика, но и учителя. Лишь мотивированный учитель может вовлечь учеников в образовательный процесс, помочь им раскрыться в направлениях творчества и инноваций, подготовить будущих экспертов-физиков.
Проблема: Отсутствие интереса учеников
Сегодня много говорится об индивидуализации и персонализации образования. И если индивидуализация — это то, что обеспечивает учитель, то персонализация (вовлеченность в рабочий процесс) ложится на плечи самого ученика и формируется пропорционально его мотивации.
Цифры показывают, что с вовлеченностью дела сегодня обстоят плохо. ЕГЭ по физике выбирают только 20-25% выпускников, и далеко не все из них получают высокие баллы. При этом именно от тех, кто выбрал физику, по сути, зависит будущее страны, экономика страны (развитие науки, промышленности).
Ученикам сложно заглядывать в будущее и понимать ценность физики, пробираясь через сухие факты и заучивая двухсотую формулу. Все чаще со стороны парт звучит вопрос: «А для чего мне вообще это надо?». Школьная физика редко показывает связь науки и жизни.
«Мы гоним и гоним материал. Но физика — это не материал, это потрясающая наука, в которой много удивительных вещей. Они проходят мимо учеников и никак не затрагиваются в школе. В общем-то, ученик может сам изучить большую часть теоретического материала, если будет мотивирован. Мы не даем ученику шанса».
Решение: В 7-9 классах, то есть в начале изучения физики, уделять особое внимание знакомству с наукой. Ставить такую педагогическую цель как формирование интереса к физике, любви к физике. Устраивать встречи с учеными, инженерами (не только в больших городах).
Проблема: Разрыв в естественно-научном образовании
В начальной школе дети знакомятся с естественными науками на уроках «Окружающий мир». Затем, в 5-6 классах, они никак не развиваются в этом направлении, и в 7 классе приступают к изучению физики, зачастую не помня даже правила перевода единиц измерения. Нет преемственности.
Решение: Ввести естествознание для 5-6 классов (знакомство с физикой, химией).
Проблема: Отсутствие естественно-научной картины мира
Пусть сегодня много говорится о создании межпредметных связей, на деле они остаются номинальными. По этой причине у ребенка не складывается общая естественно-научная картина мира: физику он воспринимает отдельно, химию отдельно — как и географию, и биологию. Когда заходит речь о выстраивании общей концепции естественно-научного образования, каждый педагог «перетягивает одеяло» на свой предмет.
Плачевные результаты отражаются в международных исследованиях. И хотя в мониторинге TIMSS, основанном на процессуальных предметных единицах, Россия входит в ТОП-10, но в исследовании PISA, проверяющем умения применять знания в незнакомом контексте без привязки к предмету, российские ученики далеки от лидирующих позиций. Опять-таки – потому что не понимают связи физики, химии и жизни.
Решение: Объединить преподавателей разных дисциплин.
Проблема: Отсутствие современных приборов
Нынешние ученики окружены гаджетами, датчиками, «умными» вещами. Стандартный набор экспериментальной базы потерял актуальность и не отражает взаимосвязь физики с окружающим миром. Эксперименты, однако, являются неотъемлемой частью изучения физики.
Конечно, в некоторых школах у учеников есть самое современное оборудование для научных опытов, но таких школ единицы. В большинстве случаев учителям приходится придумывать креативные подходы для демонстрационной части урока, действуя не ради, а вопреки.
Решение: Продуманно распределять бюджет на обновление кабинета физики. Делать рациональные закупки с учетом нюансов эксплуатации (например, брать устройства с зарядкой от сети, чтобы учителям не нужно было самим покупать батарейки). Сотрудничать с лабораториями вузов.
Проблема: Бюрократическая нагрузка учителей
Как известно, подавляющую часть времени вне урока учителя тратят не на подготовку к занятиям, а на решение административных вопросов, заполнение бумаг. В таких условиях сложно заниматься саморазвитием и искать информацию, материалы для интересного урока, актуализировать знания.
Решение: Финансировать профессиональное развитие педагогов. Развивать издание научно-популярной литературы, которую учителя могли бы использовать на уроках. Выпускать научно-популярные журналы, основанные на современном материале и методических системах.
10 интересных идей для уроков физики
Которые понравятся юным исследователям
Сконцентрировать внимание школьников на уроках физики бывает сложно. Поэтому находчивые преподаватели используют разные подходы и способы развернуть ситуацию в обратную сторону и сделать занятие интересным.
Предлагаем подборку идей, которые помогут наглядно объяснить законы физики.
Огнеупорный шарик
Подержите надутый воздушный шарик над огнём свечи, чтобы показать ученикам, как он лопнет. Затем проделайте то же самое со вторым шариком, наполненным водой. С ним ничего не произойдёт.
Объяснение: вода внутри воздушного шарика поглощает жар свечи. В результате сам шар не горит и не лопается.
Лавовая лампа
Заполните высокую банку или стакан водой на 2/3 и долейте сверху растительное масло. Засыпьте краситель и ложечку соли.
Объяснение: масло располагается над водой, так как оно легче. Соль тяжелее масла и воды. После её добавления она опускается на дно и тянет за собой масло. После того, как соль растворяется, она отпускает частички масла, и те снова поднимаются к поверхности.
Пакет-непроливайка
Проткните заполненный водой пакетик карандашом. Вода вытекать не будет.
Объяснение: при разрыве полиэтилена его молекулы сильнее притягиваются друг к другу. В результате он стягивается вокруг карандашей.
Огонь-призрак
Расположите горящую спичку возле стены и посветите на неё фонариком. Тени от пламени не будет.
Объяснение: свет свободно проходит сквозь огонь. Поэтому он не отбрасывает тени.
Личная радуга
Налейте в стеклянную миску воду и поместите зеркальце. Направьте на зеркало луч фонаря и поймайте отражённый свет на бумагу. На ней появится радуга.
Объяснение: когда свет проходит сквозь воду, он «разбирается» на части — 7 цветов радуги.
Танцующая монетка
Положите стеклянную бутылку в морозилку на 5 минут, а затем поместите на её горлышко смоченную в воде монетку. Монетка начнёт подскакивать, издавая щелчки.
Объяснение: монетку подбрасывает воздух, который сжался в морозилке, но начал снова расширяться при комнатной температуре.
Камера-обскура
Этот опыт лучше проводить в солнечный день. Затемните помещение (можно заклеить окна плотным картоном). Проделайте в картоне небольшое круглое отверстие. На противоположной от окна стене появится перевёрнутое изображение улицы.
Объяснение: перевёрнутое изображение на стене создают лучи света, проходящие сквозь малое отверстие.
2 яйца
Положите сырое яйцо в стакан с водой. Оно утонет (если нет — яйцо испорчено). Затем положите такое же яйцо в стакан с водой, в которую добавлены 5 больших ложек соли. Яйцо останется на плаву.
Объяснение: плотность яйца больше плотности чистой воды, но меньше плотности раствора соли. Поэтому оно тонет в первом стакане и остаётся на плаву во втором.
Нелопающийся шарик
Нанесите на низ и верх шарика средство для мытья посуды и пронзите его насквозь деревянной шпажкой. Он не сдуется.
Объяснение: снизу и сверху шара располагаются точки минимального натяжения. Благодаря этому воздух остаётся внутри.
Торнадо
Заполните стеклянную банку (лучше высокую) водой на ¾, добавьте в неё несколько капель средства для мытья посуды, а затем — краску и блёстки. Закройте банку и раскрутите её по спирали.
Объяснение: за счёт центробежных сил вода вращается у краёв банки, а блёстки при этом собираются посередине.
Используя эти идеи, можно без большого труда сделать уроки физики интереснее. Есть все шансы, что на такие занятия ученики будут ходить с удовольствием.
Внеклассное мероприятие по физике, посвященное Дню космонавтики