Как сделать интересным урок географии

9 весёлых способов сделать уроки географии интереснее

Как сделать интересным урок географии

9 весёлых способов сделать уроки географии интереснее

На правильно продуманном уроке географии дети могут путешествовать по всему миру, даже не покидая свой класс. Мы попросили разных учителей поделиться любимыми советами и увлекательными способами проведения урока, чтобы напомнить детям, что учиться можно не только с помощью карт и глобусов.

1. Исследуйте мир с помощью друзей по переписке

Организуйте общение по переписке с помощью учителя из другого города или даже страны. Да, звучит несколько старомодно, но это поможет детям оттачивать навыки письма и даст представление о жизни за пределами их школы и района. Закончить четверть или учебный год можно с помощью видеочата, где дети наконец-то смогут «встретиться» со своими друзьями по переписке.

2. Завесьте стену часами

Помогите ученикам научиться понимать и определять часовые пояса, повесив побольше часов в классе. Установите на одних среднее географическое время и пометьте его как Гринвич, Англия. Выберите множество крупных городов по всему миру, включая ваш родной город, чтобы подписать другие часы и установить на них нужное время.

Теперь вы можете периодически обращать внимание учеников на часы, лучше в разное время суток. Например, утром, когда они только приходят в школу, поговорите о том, что в этот же момент могут делать школьники в других часовых поясах. Вы также можете использовать часы в качестве отправной точки, чтобы объяснить, как связаны координаты долготы и часовой пояс.

Как сделать интересным урок географии

3. Делайте путеводители

Учитель информатики Мелинда Клекер преподает забавные уроки географии, предлагая ученикам создавать собственный дизайн туристических брошюр. Она просит детей выбрать разные государства. Каждый из них проводит своё исследование страны и двух крупных городов, чтобы добавить информацию в брошюру. Это отличный способ объединить навыки письма, знания компьютера, графического дизайна и географии в одном проекте.

4. Рассмотрите мир с помощью Google Earth

Каждый раз, когда учитель четвертого класса Джулия Макинтайр рассказывает о своих путешествиях, она использует Google Earth, чтобы показать ученикам расстояние между их школой и пунктом назначения. «Это действительно даёт возможность осознать перспективу и масштаб», — говорит она. А ученики Джоша Уильямса изучают проект «Нетронутые моря», разработанный National Geographic, и используют Google Earth, чтобы проанализировать, как природные ландшафты по всему миру менялись с течением времени.

5. Придумайте собственный остров

Ученики шестого класса вместе со своей учительницей Эми Гетти начинают учебный год с создания карт островов, которые представляют собой их жизнь. Они наполняют рисунок биографическими деталями, а затем используют фантазию, знание рельефа и условных обозначений для разработки карт.

Как сделать интересным урок географии

6. Играйте в прятки по всему миру

Загадайте определённое место где-то на планете. Дайте детям несколько подсказок, основанных на широте, долготе, сезонных изменениях, животных и прочих географических данных. Они должны проанализировать ключи к разгадке и сопоставить их, чтобы в итоге найти 10 секретных уголков по всему миру.

7. Рисуйте карту путешествий персонажа

Рассказывая о местах действий в книгах, Джессика Брукс предлагает детям нарисовать карту путешествий главного героя на протяжении всего сюжета, включая название и масштаб карт, острова и розу ветров. Другой преподаватель, Мелоди Арнетт, говорит, что она легко внедряет географию в уроки чтения, помогая своему классу выяснить, где именно в мире разворачивается сюжет каждой книги, которую они проходят. «Иногда это очевидно, когда речь идёт о народной сказке из Таиланда, — говорит она, — а иногда мы делаем выводы, основываясь на подсказках из самой истории».

8. Занимайте самых быстрых учеников

Вот идея, чтобы самые быстрые и активные ученики занимались даже после того, как закончили основную работу. Руна Заман предлагает держать в столе стопку из копий пустых мировых карт и просить детей помечать знакомые государства и их границы. Ученики могут получить дополнительную оценку или небольшой приз в зависимости от количества стран, которые они пометили правильно.

9. Держите весь мир в своих руках

Играйте в игру «Брось глобус», кидая большой надувной мяч-глобус в классе. Когда ученик ловит его, он должен сказать классу, какой континент или океан находится у него под правым большим пальцем. Если они знают что-то об этом месте, они также могут поделиться этим с остальными учениками.

Источник

Урок географии по теме «Загадочная и удивительная география, или Общие географические понятия в занимательной форме». 7-й класс

Класс: 7

Задачи:

Оборудование: географические карты, атласы, карточки с топографическими знаками, образцы полезных ископаемых, слайды с используемыми географическими объектами.

Ход урока

Учитель: Я хочу сделать заявление:

География! Какая ёмкость слова!
География для нас не просто звук!
География – опора и основа
Всех без исключения наук!

Сегодня мы должны постараться доказать, что практически во всех науках присутствуют основные географические понятия и показать, какова роль географии в жизни человека. Попробуем совершить увлекательное путешествие, не покидая стен нашего кабинета, в страну “Сообразилия”.

Вам понадобятся географические знания, смекалка и надёжный гид по географии. Догадайтесь, какой?

“Карты в нём одна к другой
Сшиты в типографии
Он теперь всегда с тобой –
Гид по географии.” (Атлас)

Совершенно верно. Это атлас.

Задание №1.

С помощью карт атласа попробуйте назвать географические объекты, носящие русские и иностранные имена людей. Дайте им объяснение.

Река Лена – Восточная Сибирь.

Река Яна – в Якутии.

Река Нил – в Африке.

Город Владимир – Россия.

Город Борисоглебск – Воронежская область.

Государство Ливия – северная Африка.

В толковом словаре В.И.Даля имя определяется как “ личное название человека, даваемое ему при рождении”.Это как бы персональный знак человека, определяющий его место в жизни. Но довольно часто имена людей, можно встретить в географических терминах и названиях.

Задание №2.

Постарайтесь увидеть эти названия и термины. Терминам дайте определение.

Климат – многолетний режим погоды на определённой местности.

Слюда – слоистый минерал.

Равнина – обширный, выровненный участок земной поверхности с небольшой разницей высоты.

Австралия— часть света, материк.

Ереван – столица Армении.

Саратов – город-порт на р. Волге.

Сарагоса – город в Испании.

Иран, Ирак –государства в Юго-Восточной Азии.

Хоккайдо –второй по величине остров Японии.

Ливан – государство в Западной Азии.

А вот ещё несколько имён, которые могут образовать географические понятия. Попробуйте и их преобразовать.

Архипелаг – группа островов, объединённых общим названием.

Мавритания –государство на северо-западе Африки.

Островитянин – житель острова.

Самарканд – город в Узбекистане.

Задание №3.

Иногда совершенно разные предметы могут иметь одно “имя” на двоих.

А теперь сделаем остановку-привал для активного отдыха.

Физминутка.

Постарайтесь проиллюстрировать движениями стихотворение, которое я буду вам читать и при этом постарайтесь быть очень внимательными.

А теперь проверим вашу внимательность.

Задание №4.

С помощью топографических знаков изобразите маршрут нашей прогулке в лес.

Сколько географических объектов и каких вы сумели найти и зарисовать?

(Лес, водоём, тропинка, куст, поле.)

И снова в путь! Дорогу осилит идущий!

Задание №5.

Вспомните географические понятия, названия, имена, содержащие математическое число100 или числительное сотый.

Восток, исток, столица, Эстония, Ростов, Севастополь, Владивосток, Бостон, Стокгольм, Христофор Колумб, Ливингстон.

Задание №6. “Географическая шкатулка”.

Отгадайте, какие предметы находятся в географической шкатулке?:

Её берёт с собой геолог,
Турист, водитель, археолог. (Карта)

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Под стеклом сижу
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдёшь
Дорогу обратно легко найдёшь. (Компас)

Он чёрный и блестящий
Помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.(Уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорогах во дворе,
Он и на стройке,и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.(Песок)

Задание №7. Отгадайте загадку:

“Взлетают пыль и кучи пепла
В земле бушует бог огня.
Какие горы Гекла? Этна?
Такой вопрос вам от меня”(Вулканические)

Что такое вулкан? (Геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.)

Часто вулкан называют огненным “дьяволом”.Почему?

Наверное, поэтому, складывается впечатление, что вулканизм исключительно враждебен по отношению к человеку.

Но вулкану присущи качества многих мирных профессий.

Давайте подумаем, каких?

Строитель – выбрасывает много песка, шлаков, камней. Из них делают строительные материалы, строят дома, устилают дороги.

Земледелец – вулканический пепел- хорошее удобрение для почвы.

Фабрика – создаёт много полезных ископаемых(базальт, гранит, обсидиан, пемзу).

Лекарь – на целебных горячих ключах построены санатории и дома отдыха.

Итог:

Домашнее задание: подобрать русские пословицы и поговорки, в которых содержатся географические названия.

Источник

Использование нестандартных форм урока географии как средство повышения интереса к предмету
статья по географии на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Использование нестандартных форм урока географии как средство повышения интереса к предмету.

Проблема повышения и поддержания интереса к изучению географии и актуальна сейчас для каждого педагога. Как сделать каждый урок географии интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Над этим вопросом работают многие учителя географии. Известно, что большинство учащихся с большим интересом начинают изучение нового для них предмета «География», но на среднем, а тем более на старшем этапе, их интерес к предмету заметно понижается.

Целью данной работы является исследование нестандартных форм организации уроков географии как средства повышения интереса к предмету. В ходе рассмотрения работы решаются следующие задачи :

— рассмотрение нестандартных форм проведения уроков географии;

— анализ деятельности учителя по применению нестандартных форм проведения урока;

— определение влияния нестандартных форм проведения урока на интерес учащихся к предмету.

Организация активной речевой деятельности на уроке – это всегда очень сложная задача. Её успешному решению способствуют совершенные приёмы обучения и организационные формы урока географии. Одним из способов выявления организационных форм урока и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, было анкетирование, которое провела с учениками 5-10 классов. Учащимся были заданы такие вопросы: 1. Какая форма урока тебе больше всего нравится? Почему? 2. На каких уроках ты лучше всего понимаешь материал? 3. Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?

Вот некоторые ответы школьников: «Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде соревнования или праздника, так как на таких уроках меньше эмоциональной напряженности», «Мне нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение, дискутирует», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем возможность проявлять свои способности, лучше узнаём друг друга, учимся использовать географию в повседневных ситуациях », «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков, когда нужно целый урок делать одно и то же».

Исходя из ответов учащихся, мною были определены формы проведения уроков, ведущие к повышению речевой активности учащихся и повышению интереса к предмету. Одной из наиболее удачных форм проведения уроков географии, на мой взгляд, является нестандартная форма организации урока. Нестандартный урок- это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов.

Кроме того, можно выделить еще ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:

· обучающая – развитие памяти, внимания, восприятия информации различного характера;

· развлекательная – создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;

· коммуникативная – сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;

· развивающая – гармоничное развитие личностных качеств;

· воспитательная – психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;

· релаксационная – снятие эмоционального напряжения.

Такая функциональная нагрузка урока позволяет использовать элементы сразу нескольких эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного и т. д.) или какую-либо одну (в соответствии с целями и задачами). При выборе форм нестандартного урока учитель должен учитывать возрастные особенности и интересы учащихся.

Приведу несколько примеров нестандартных форм проведения уроков, используемых мною в педагогической деятельности.

Т ехнология проектной деятельности создает широкие возможности для развития у учащихся опыта творческой деятельности, рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познанию Окружающего мира.

Создание различных проектов на уроках географии способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. В своей работе я часто использую метод проектов. Например, на уроках географии в 6 классе по теме «Река, на которой стоит мой город», «Растительность школьного двора». Эта работа осуществляется в несколько этапов: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий; обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; отчет по проекту, оценка выполнения проекта. Учащиеся с интересом включаются в работу по созданию проекта, а роль учителя сводится к оказанию помощи по планированию работы, текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Уроки-экскурсии проводятся мной в 9классе при изучении своего региона. «Экскурсия по промышленным предприятиям нашего города», «Экскурсия по памятным местам нашего го города», Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, В ходе таких уроков учащиеся с интересом составляют план-маршрут экскурсии с посещением интересных в городе мест, выступая при этом в роли экскурсовода, создают презентации, показывающие красоту и привлекательность родного края. При изучении в 6 классе темы «Гидросфера» дети выступают в роли капельки и путешествуют по озерам, рекам, болотам, океан,. побывают в тучке и оказываются в стакане воды из крана. С помощью такой формы организации урока, учащиеся начинают понимать некоторые явления природы.

Это активная форма учебного занятия, во время которого возникает игровое состояние – эмоциональное отношение к исторической или настоящей действительности. Через понимание мыслей, чувств и поступков дети как бы примеряют на себя роль взрослых людей моделируя реальность. Знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, змоционально окрашенными.

Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности:

Приведу примеры некоторых игр используемых на уроке:

Игра №1 «Восстановите слова»

Предлагается посмотреть на слова, в которых перепутаны местами буквы. Необходимо восстановить слова и дать правильный ответ. Например, дьемурав(муравьед),тено (енот).

Игра №2 «Казаки – разбойники»

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды.»Разбойники прячутся на географической карте, а «Казаки» по сообщениям (координатам) определяют места укрытия «разбойников».Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.

Игра №3 «Самое, самое»

Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами.Самые высокие горы, самое глубокое озеро.

Игра №4 «Найдите ошибки»

Учащимся предлагается составить рассказ ( по 5-6 предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.

Игра №4 «Географическая эстафета»

Игра №5 « Что-то новенькое»

Удобно проводить в качестве закрепления, Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появиться изученные на уроке термины и понятия, географические понятия, имена путешественников. Листок получают учащиеся, сидящие на последних партах. Ученик пишет понятие или термин и передает листок впереди сидящему. Игра идет не более 1-2 минуты, если кто-то не справляется – ряд получает штраф.

Подобные формы проведения уроков более характерны для процесса обучения в ВУЗе. Но, на мой взгляд, применение такой формы организации урока возможно и в старших классах школы. При подготовке к семинару учащиеся используют материалы из различных источников: сайтов, газет, журналов, справочников и других интернет-ресурсов. Работа может быть представлена в форме доклада, презентации, рисунков. Также обязательна устная защита работы, после чего все учащиеся принимают активное участие в оценивании работы, дополняют, высказывают свое мнение по предложенному вопросу, участвуют в оценивании работы, выступая в роли экспертов. На уроке-семинаре мы обычно рассматриваем 3-4 вопроса. Так, например, на уроке в 10классена тему «Миграции населения»рассматривались такие вопросы как: 1.Что по вашему мнению произошло на Украине? 2.Роль от дельных личностей в случившемся. 3.Какие вы предлагаете пути урегулированияТакой вид работы приучает учащихся выделять главное из большого объема информации, слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение

4. Урок с использованием интернет-ресурсов

В последнее время постоянно поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и многое другое. Учащиеся могут как самостоятельно так и под руководством учителя принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Для уроков с использованием Интернета характерны самостоятельность учеников в выборе материала, активность, заинтересованность.

Таким образом, несмотря на трудоемкость процесса внедрения и применения нестандартных форм организации урока, он представляется весьма результативным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *