Как сделать интонационные пометы

Сделай интонационные пометы покажи паузы поставь логическое ударение

Помогите срочноооо. Бестактно прерывать разговор собеседника. Если вы хотите вставить что-либо существенное- попросите разрешения:”Простите, могу ли я добавить?” или “Извините, что я перебываю, но я хотел добавить. “. Если вы не расслышали вопроса. то не вежливо спрашивать “что?” или “как?”, нужно сказать:”Извините, я не расслышал” или “Прошу прощения,повторите,пожалуйста.

Вежливость, как правило,родит ответную вежливость, а грубость – ответную грубость.

Выпиши из текста предложения с этикетными фразами.Подчеркни в них запятые и знаки в конце предложений,Сделай интонационные пометы: покажи паузы, поставь логическое ударение.

В каком предложении автор выражает основную мысль текста? Выпиши его. Укажи в нём значками логическое ударение, паузы, стрелки повышения и понижения тона голоса.

Интонационные знаки в тексте

В предыдущей статье разговор шёл о способах передачи интонации в тексте, но интонационные знаки я оставила на закуску. Кстати, кто не читал, может пройти по ссылке в конце этой статьи.

Что такое интонационные знаки

Интонация в устной речи передаёт эмоции говорящего, но не сводится только к этому. Да и вообще эмоции передаются опосредованно, через изменение тональности речи. А сама интонация – это паузы, повышение и понижение тона. Кстати, музыка родилась из интонации человеческой речи, и с помощью сочетания звуков разной высоты (тональности) и ритма она может передавать разное настроение. В письменной речи тональность передаётся с помощью знаков препинания.

Все эти знаки являются интонационными, каждый из них выполняет три функции: грамматическую, смысловую и интонационную. Вот о последней мы с вами и поговорим.

Какой знак за что отвечает

Точка – это завершение мысли, и звучит она, как пауза, перед которой понижается тон. Причём ударение ставится на последнем слове, поэтому очень чётко ощущается акцент и резкое снижение тона. Точка ставится на выдохе, а начиная следующее предложение, человек делает вдох. Поэтому и не стоит увлекаться слишком длинными предложениями, при чтении которых не хватает дыхания. Читателю приходится делать дополнительный вдох в середине или ближе к концу предложения, и интонация его искажается. При парцелляции предложение намеренно разрывается точками, и создается определённая интонационная окраска.

Запятая – это тоже пауза, но менее продолжительная и значимая. Интонация запятой может быть разной в зависимости от смысла и построения предложения. Но обычно тон перед запятой повышается, чтобы сделать акцент на ударное слово. Например: «Ну хорошо, давайте разберёмся». Особенно внимание акцентируется на словах, которые выделяются запятыми с двух сторон.

А деепричастный оборот, например, требует еще более активного повышения тона и произносится с усилением. Это надо принимать во внимание – перегрузка предложения деепричастиями затрудняет его восприятие, а текст, где много деепричастных оборотов утомляет, так как воспринимается (и по сути, является) разговором на повышенных тонах.

Точка с запятой – занимает промежуточное положение между точкой и запятой. Извините за тавтологию. Но по интонации звучит ближе к точке.

Двоеточие – это знак-сигнал: «Внимание! Дальше будет уточнение». На этом знаке всегда делается пауза, перед которой происходит повышение тона, чтобы привлечь внимание. Двоеточие связано со значимостью следующей части предложения, будь то перечисление или раскрытие смысла.

Тире – это знак паузы, которая может быть наполнена разным смыслом: раздумье, пропуск слова, остановка, чтобы следующий за знаком текст был воспринят, как более значимый. «Представьте себе – у неё нет филологического образования!»

Пауза, обозначаемая тире, может быть довольно длительной, той самой, театральной. Как говорит один из персонажей С. Моэма: «Никогда не делай паузу без нужды! А уж если взяла паузу, то тяни её сколько сможешь! Чем больше артист — тем больше у него пауза!»

Многоточие – очень богатый интонационно знак. Звучит как длительная пауза и вздох. Многоточие указывает и на незаконченную мысль, и на то, что автор мысль додумал «про себя», но почему-то не захотел поделиться с читателем. Писатель надеется, что его поймут, догадаются, домыслят фразу, но не хочет говорить вслух. Многоточие – это может быть и размышление, и нерешительность, и сложный выбор, в котором автор предлагает поучаствовать читателю. «Я растерялась… наверное. Не нашла слов, чтобы ответить также резко и язвительно. А ведь всё могло бы быть иначе…»

Скобки используются для слов-пояснений, которые как бы остаются за кадром и, вообще, не должны звучать. И нередко действительно не нужны.

Вопросительный и восклицательный знаки – это самые понятные интонационные знаки, выражающие наиболее яркие эмоции, их трудно не заметить в тексте. В вопросительном предложении акцент делается на слове несущем вопрос и стоящем непосредственно перед знаком. Поэтому от порядка слов может изменяться смысл предложения. «Он учится в университете?» или «Он в университете учится?» («Или работает?»).

Восклицательный знак – это выражение сильных эмоций, он передаёт радость и испуг, возмущение или недоумение. Поэтому использовать его надо дозировано, так же как и любые слишком сильные эмоции.

Однако следует помнить, что в русском языке на первом месте всегда грамматическая функция знаков препинаниями. При расстановке их учитываются в первую очередь правила, а уж только потом интонационная функция, поэтому способность передавать интонацию, не нарушая при этом правил – очень важное писательское умение.

Речь актера. Логическая пауза и ударение

Что такое логическая пауза и ударение?
Какое значение имеют они в речи?

Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли.

Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном».

В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова.

Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого.

Возьмем, например, такую фразу:

«В каждом произведении сценического искусства существует как бы несколько смысловых слоев»
(Г.Бояджиев «Душа театра»).

В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой).

В более распространенном простом предложении и, тем более,
в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее:
надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.

Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.

Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность.
Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.

Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.

В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным», так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.

Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.

Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.

Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска.

Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.

Эта общая тенденция сохраняется и при необходимости в особом смысловом выделении какого-то слова внутри речевого звена (синтагмы), – тогда последнее слово синтагмы все равно будет выделено, но с меньшей силой.

Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.

Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.

Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.

Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.

Сильное выразительное средство языка – противопоставление.

Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение.

Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».

На противопоставлении построены многие пословицы:
«Ученье свет – неученье тьма»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.

Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:

«Он понял, что между надменным, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и поношенном фраке, – ничего не было общего».
(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению.

Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова.

Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями).

В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.

Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными.

Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ‘.

Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами
обозначается одной вертикальной чертой — |,

более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||.

И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества. || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77—78.).

Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении.

Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.

Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд».

Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному “заряду” и транслировать необходимую эмоцию, как “орудие” которым ведется конфликт к победе”.

Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только “заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? – персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает “прочитать” внутренний диалог героя.

Источник

Нанеси интонационные пометы значки логических ударений зашумел в лесу

Прочитайте и озоглавте текст.Вставь недостающие буквы. Зашумел в лесу з_л_той дож_ь!Капля по листу щ_лкнет-с_рвётся лист.С_ницы

Ответ или решение 1

Как сделать интонационные пометы

Зашумел в лесу золотой (золото) дождь (дожди)!

Капля по листу щелкнет – сорвётся (словарное слово) лист.

Синицы (синь) на ветках завозятся (приставка ЗА) – брызнут листья (разделительный мягкий знак) по сторонам (стороны).

Ветер (словарное слово) вдруг налетит (налет) – закружится пёстрый смерч (мужской род).

А уж если косач (мужской род) с лету в ветки вломится – хлынет сверкающий лиственный водопад (водопады)!

Быстрая смена действий подчеркивается с помощью восклицательного знака.

Зашумел в лесу з_л_той дож_ь!Капля по листу щ_лкнет-с_рвётся лист.С_ницы на ветках з_возятся-брызнут лист_я по ст_р_нам.Вет_р вдруг нал_тит-закружится пёстрый смерч_. А уж если косач_ с лёту в ветки вломится-хлынет св_ркающий лиственный водопа_! С помощью какого знака подчёркивается быстрая смена действий (причина и следствие)? Нанеси интонационные пометы:значки логических ударений,пауз,стрелки повышения и понижения тона голоса.

Также наши пользователи интересуются:

⭐⭐⭐⭐⭐ Лучший ответ на вопрос «Зашумел в лесу з_л_той дож_ь!Капля по листу щ_лкнет-с_рвётся лист.С_ницы на ветках з_возятся-брызнут лист_я по ст_р_нам.Вет_р вдруг нал_тит-закружится пёстрый смерч_. А уж если косач_ с лёту в ветки вломится-хлынет св_ркающий лиственный водопа_! С помощью какого знака подчёркивается быстрая смена действий (причина и следствие)? Нанеси интонационные пометы:значки логических ударений,пауз,стрелки повышения и понижения тона голоса.» от пользователя Alena Karpova в разделе Русский язык. Задавайте вопросы и делитесь своими знаниями.

Открой этот вопрос на телефоне – включи камеру и наведи на QR-код!

с помощью какого знака подчёркиваеться быстрая смена действий причина и следствие?
нанеси интонационные пометы: значки логичесих ударений пауз стрелки повышения и понижения тона голоса

Как сделать интонационные пометы

Осень.
Зашумел в лесу золотой дождь! Капля по листу щёлкнет – сорвётся лист.Синицы на ветках завозятся – брызнул лист по сторонам. Ветер вдруг налетит- закружиться пёстрый смерч. А уж если косач с лёту в ветки вломился – хлынет сверкает сверкающий лиственный водопад!

Как сделать интонационные пометы

Если ответ по предмету Русский язык отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Логическое ударение.
методическая разработка

Как сделать интонационные пометы

В статье приводятся виды работ по обучению логическому ударению слабослышащих и глухих детей, освещаются особенности овладения данной категорией детей логическим ударением.

Скачать:

ВложениеРазмер
logicheskoe_udareniedokument_microsoft_office_word_4.docx88.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»

ЮРИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

I. Что такое логическое ударение,

его роль и значение в речи.

Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Логическое ударение имеет большое значение для выразительного чтения. Подобно тому, как невозможно произнести слово, не выделив в нем ни одного слога, точно так же нельзя произнести такт или фразу, не выделив в такте одного слова, а во фразе несколько слов, сколько в ней тактов. Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего основной смысл, звучит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.

К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.
Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором.
Так, в стихотворении А.Пушкина «Осень» автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Постановка логического ударения без предварительного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого. Так, если в рассказе В.Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» – произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он уступил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.
Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе в зависимости от ее смысла и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.
Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова».

Произнесем ее с выделением различных слов и посмотрим, как эта фраза будет восприниматься.
У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого).
У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).
У меня вчера очень болела голова (не просто болела, а очень сильно).
У меня вчера очень болела голова (был не здоров, а болел).
У меня вчера очень болела голова ( голова, а не что-то другое)

II. Правила постановки логических ударений.

Существуют правила постановки логических ударений, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношении слова.

Логическим ударением выделяются:

– Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые:

– Слова, содержащие противопоставление:

У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем. – этот год противопоставлен будущему;

Поля опустели ; обнажились леса.
( И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)
Побежали оба Мороза…
(«Два мороза».)

– Существительное, стоящее после прилагательного:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
( А. Пушкин «Зимнее утро»)
Однако, если читающий хочет особо выделить признаки предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном.

– Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:

Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако, если читающий хочет выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, то от этих правил допустимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и не искажает смысл текста.

логическое ударение можно сделать не на существительном «сердце», а на прилагательном «пустое», если читающий хочет особо отметить бездушие убийцы.

Пустое сердце бьется ровно,

III. Способы выделения логического ударения.

В устной и письменной речи существуют различные способы выделения логического ударения.

1. Произнесение логически ударного слова более громким голосом.

2. Логическое ударение выделяется повышением и понижением тона голоса.

3. Логическое ударение выделяется с помощью паузы перед выделяемым словом.

4. Главное слово выделяется замедлением темпа произнесения.

Часто мы используем в речи не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.

1. Лексический способ.

2. Графический способ.

Основные лексические средства, работающие на выделение слова в тексте:

1. Выделяющие частицы: это, именно, как раз, исключительно, единственно, только, лишь, даже, и.

Эти частицы всегда выделяют следующее за ними слово. Давайте понаблюдаем за поведением логического ударения в предложениях: «Я вчера ездил к бабушке» и « Это я вчера ездил к бабушке». Нетрудно заметить, что частица это заставляет нас логически выделить слово я.

Сравним предложения: «Только он заходил в ту комнату» – «Он заходил только в ту комнату» – «Он заходил в ту комнату»; «Такая статья и была написана мною» – «Такая статья была написана и мною».

Пропуск нужной частицы, точнее, ее неупотребление в необходимых случаях, служит серьезным препятствием к пониманию смысла предложения. Сравните: Лишь в восемь часов работа была закончена.

В восемь часов работа была закончена.

3. Усилители наречного типа.

В этой роли выступают наречия меры и степени: весьма, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютно и т.п. Сравните: «Я вчера был в театре» – «Я вчера действительно был в театре»; «Точное слово подобрала сейчас Валентина» – « Очень точное слово подобрала сейчас Валентина».

4. Повторение слова (буквальное или вариативное).

Например: «Я понял, понял жизни ад», «От искр всю ночь, всю ночь светло», «Только зачем, зачем ты поддаешься влиянию этого человека?». Вариативные повторы: давным-давно, один-одинешенек, всего-навсего, криком кричит.

В предложении «Она написала не статью, а книгу о воспитании детей» слово «книгу» выделено противопоставлением, поэтому логическое ударение воспринимается именно на этом слове. Обычные средства противопоставления – не …, а; как …, так и… и т.п.

Графические средства передачи логического ударения:

Курсив, полужирный шрифт, ПРОПИСНЫЕ буквы. Сюда же можно отнести графическое выделение слова р а з р я д к о й и подчеркивание, с помощью де-фи-сов между слогами или б-у-к-в-а-м-и).

2. Знак ударения – акýт.

Иногда возникают ситуации, когда предложение написано так, как оно и должно быть написано, а логическое ударение не воспринимается читателем сразу, приходится перечитывать. Что делать? – перестановка слов порождает корявую, искусственную фразу, добавить лексический усилитель не удается, выделяющий шрифт перебарщивает, чересчур уж выделяет, а этого вроде не требуется… Единственное средство в таких случаях – знак ударения. Написано: «Конец показывает, что каждый может», «Сокол против воробьев, а против кошки – мышь». (Пословицы.) Варианты исправления: «Конец показывает, чтó каждый может», «Сóкол против воробьев, а против кошки – мышь».

3. Восклицательный знак (а также два или три восклицательных знака в скобках). «Перед тем, как отправиться с детьми в трёхдневный поход, воспитатель провел семь (!) тренировок по восхождению на гору».

Логическое ударение слову придает именно конечная позиция. Если мы пишем: «Человек сидел в кресле» – значит, хотим подчеркнуть, что человек сидел именно в кресле, а не на стуле и не на полу. Стоит написать «В кресле сидел человек», как выделяется слово «человек» (то ли его, этого человека, вообще не должно было быть, то ли в кресле мог сидеть и кто-нибудь другой).

IV. Особенности овладения логическим ударением

глухими и слабослышащими школьниками.

Овладение словесным и логическим ударением представляет серьезные трудности для глухих и слабослышащих детей и достигается лишь постепенно, в результате специальных упражнений и постоянного контроля над их речью со стороны педагогов.

Восприятие на слух логического ударения слабослышащими школьниками возможно. Но в то же время вне зависимости от степени остатков слуха школьники практически не выделяют в своей речи логического ударения. Для их речи характерно равноударное произношение всех слов в предложении.

При овладении логическим ударением у детей встречаются следующие затруднения:

1. Недопонимание смысла читаемого текста, непонимание, о чем идет речь.
2. Нет навыка и умения – выделить голосом нужное слово.

Работа над логическим ударением глухих школьников ведется поэтапно.
Цель работы: научить детей выделять голосом логическое ударение в устной речи.
Предлагается следующая последовательность работы.
На I этапе работы над логическим ударением следует начинать с вопросов и ответов учащихся.
На доске записывается предложение, затем доска делится на две части: в одной пишутся вопросы к предложению, в другой – ответы. Педагогом используются организационные вопросы и ответы. Например: Сначала слухо-зрительно. Какое сегодня число? Какой сейчас урок? Что мы будем делать на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

Учитель ставит цель перед детьми: сегодня они будут учиться слушать и выделять голосом главные слова в вопросах и ответах. Затем вслух читает первое вопросительное предложение. Выясняет, понимают ли это предложение учащиеся. После этого учитель в микрофон, закрыв лицо экраном, произносит первое вопросительное предложение, выделяя голосом смысловое содержание вопроса. Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель выясняет, какое слово главное при ответе на первый вопрос, подчеркивает его и предлагает послушать, как нужно ответить на вопрос, выделяя голосом первое слово в предложении.

Затем предлагает учащимся повторить вопрос и ответ, воспроизведя логическое ударение. Аналогичная работа проводится с остальными вопросами и ответами.
На II этапе дети учатся воспринимать на слух логическое ударение с голоса учителя, определять, какое слово, ориентируясь на смысл вопроса, необходимо выделить в ответе, самим воспроизводить логическое ударение в вопросе и ответе.
На III этапе дети работают над логическим ударением в связном тексте. Учитель читает текст, выделяя голосом ударные слова, учащиеся воспринимают на слух, подчеркивают их карандашом. Затем осуществляется проверка правильности чтения текста учащимися. Кроме того, ведется работа по выделению логического ударения в самостоятельной речи.
Вывод: систематическая работа над логическим ударением формирует умение определять на слух и воспроизводить в речи логическое ударение.

Работа над логическим ударением продолжается на протяжении всего обучения. Это длительный процесс требующий систематичности и постоянного контроля учителя, так как у детей с недостатками слуха отсутствует самоконтроль.

V. Практическая часть.

Упражнения в постановке логического ударения.

Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание, потому что постановка логического ударения зависит от смысла высказывания.

1). Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

2). О чем спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по–разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.

3). На доске или на карточке написаны предложения:

Дети идут в кино. Дети идут в кино. Дети идут в кино.

Учитель читает предложения, выделяя голосом указанное слово. Дети объясняют смысл предложений. Затем произносят предложения (сопряжено, отраженно, самостоятельно).

4). На доске написано предложение.

Скоро наступит жаркое лето.

Учитель предлагает ответить на вопросы: “Когда наступит жаркое лето?”, “Какое лето скоро наступит?”.

Педагог обращает внимание на то, что смысл предложений меняется из-за усиления громкости и протяжности голоса.

Учитель читает предложения. Дети слушают и выделяют слово, на котором сделано логическое ударение.

5). Дети самостоятельно читают предложения, делая логическое ударение.

6). Дети самостоятельно читают предложения, делая логическое ударение то на одном, то на другом слове, объясняя смысл сказанного.

Например, предложение Петя починил лыжи можно прочитать по-разному, делая логическое ударение на разных словах.

Чтобы показать, кто починил лыжи, надо сделать логическое ударение на слове Петя:

Чтобы показать, что сделал Петя с лыжами, надо сделать логическое ударение на слове починил:

Чтобы показать, какую вещь починил Петя, надо сделать логическое ударение на слове лыжи:

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1: Прослушай предложение и выдели голосом главное слово.
Цель: Научить ребенка делать логическое ударение во фразе.

Инструкция: Педагог читает предложение ровным голосом, не выделяя слова. Ребенку предлагается самостоятельно сделать ударение на любом слове, какое он считает нужным по смыслу и объяснить, почему он выбрал это слово.
Мы с мамой пойдем в лес.

Задание 2: Выдели в этом и последующем предложении поочередно каждое слово и обрати внимание, как меняется высказываемая мысль.
Цель: Учить детей делать ударение на каждом слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль.
Девочка играет в саду с куклой.
(играет девочка, а не мальчик)
Девочка играет в саду с куклой.
(не просто унесла ее туда)

Девочка играет в саду с куклой.
(а не в лесу)
Девочка играет в саду с куклой.
(а не с другой игрушкой)

Задание 3: Прочти фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом. Проследи и объясни изменение смысла фразы.

Цель: Учить детей делать ударение на каждом слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль.
Шуба висела на вешалке.Дети поехали на экскурсию.
Мальчик прочитал интересную книгу.
Старик посадил яблоню.

Задание 4: Прочти стихотворение, делая логические ударения.
Цель: Учить детей определять главное слово во фразе, исходя из текста.

Инструкция: Прочти про себя текст, определи какие слова главные по смыслу, подумай, как лучше можно выделить слова.
– замедлить это слово,
– прочесть это слово громче,
– изменить высоту голоса,
– сделать паузу перед (или после) слова.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Задание 5. Ответить на вопросы, подчеркивая голосом выделенные слова.

Кто играл вальс? Что делала Лена?

Кто ест морковку? Что делает Сережа? Что ест Сережа?

Кто убирает класс? Что делает дежурный? Что убирает дежурный?

Дежурный убирает класс. Дежурный убирает класс. Дежурный убирает класс.

Задание 6. Прочитать предложения с правильной интонацией. Поставить вопрос к каждому предложению и к выделенным словам.

Моя мама — доярка. Больше всех дает молока Буренка. Самая красивая корова — Зорька. У Зорьки есть теленок Буян.

Под крымское солнце на Черное море

Ребята приехали с Белого моря.

Приехали белые с Белого моря,

Уехали черные с Черного моря.

Я пройдусь по лесам,

Много птичек есть там;

Гнезда теплые вьют.

Там я пчелок найду:

Я пройдусь по лугам,

Мотылёчки есть там;

Верному другу цены нет. Хороша помощь вовремя. Друзья познаются в беде. Мал золотник, да дорог. Долг платежом красен. Что посеешь, то и пожнешь. Красна девушка с косами, а солдат с орденами. Кто храбро врага бьет, о том слава не умрет. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Не красна изба углами, а красна пирогами. Под лежачий камень и вода не течет.

Жить — людям служить. Хорошо тот воспитан, кто трудом испытан. Не то хорошо, что сделано быстро, а то хорошо, что сделано надолго. Сыпь коню мешком, так не будешь ходить пешком. Не гони коня кнутом, а гони овсом. Ты за ней — она от тебя. Ты от нее — она за тобой. (Тень.) Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце.) Два братца через грядку глядят, друг друга никогда не видят. (Глаза.) Ношу их много лет, а счета им не знаю. (Волосы.) Сам вода да по воде плавает. (Лед.)

VI. Конспекты занятий.

Тема: Логическое ударение.

Цель: Познакомить уч-ся с логическим ударением. Учить выделять его в речи. Способствовать формированию выразительной речи.

Оборудование. Таблицы, карточки.

II. Установка цели урока. Сегодня будем учиться выделять логическое ударение в речи.

III. Работа по теме урока.

а А о О па ПА по ПО паПАпаПАпаПАпаПА

2. Послушай, как говорит учитель. Скажи вместе с учителем.

5. Скажи, постепенно изменяя силу голоса от тихого к громкому.

6. Скажи, постепенно изменяя силу голоса от громкого к тихому.

7. Послушай, как говорит учитель. Скажи вместе с учителем. Скажи сам(а).

ПАПА пришёл? СНЕГ идёт? ДОЖДЬ идёт? Тата ТАТА? Пришла МАМА? Снег ИДЕТ? Дождь ИДЕТ?

Итог. –Что мы сейчас делали?

-Мы говорили громко, тихо. Мы выделяли голосом главные слова в предложении.

Вывод: Выделение голосом слов, важных по смыслу, называется логическжм ударением. Эти слова произносятся замедленно и с большей громкостью.

8. Прочитай предложение. Составь вопрос по образцу. Ответь кратко.

Урок начался. УРОК начался? Урок НАЧАЛСЯ?

9. Послушай, как говорит учитель. Повтори. Выделяй в вопросе слова, важные по смыслу. Ответь кратко.

Ты ОТВЕЧАЛ сегодня на уроке?

На КАКОМ уроке ты отвечал?

Тебе ПОСТАВИЛИ оценку?

КАКУЮ оценку тебе поставили?

10. Послушай, как говорит учитель. Дай полный и краткий ответ, выделяя гол слова, важные по смыслу.

КТО учит уроки? ШКОЛЬНИКИ.

ШКОЛЬНИКИ учат уроки.

Что ДЕЛАЮТ школьники? УЧАТ.

Школьники УЧАТ уроки.

ЧТО учат школьники? УРОКИ.

Школьники учат УРОКИ.

11. Прочитай вопросы. Скажи ответы. Выделяй голосом слова, важные по смыслу.

КТО ходил в лес? Ребята ходили в лес.

КУДА ходили ребята?

Кто катается на коньках? Брат катается на коньках.

На чём катается брат?

12. Задай вопрос к каждому слову в предложении. Ответь, выделяя голосом важные по смыслу слова.

Ученики записали домашнее задание.

Сестра вытирала посуду.

13. Послушай, как говорит учитель. Повтори. Выделяй голосом важные по смыслу слова.

Прилетела цапля К ОЗЕРУ, вошла в воду ПО КОЛЕНИ, наклонила ГОЛОВУ и притаилась. А глаза ЗОРКИЕ — ВСЕ видят. Вот плывёт краснопёрая ПЛОТИЧКА. Цапля КЛЮНУЛА, но МИМО. Плотичка ведь БЫСТРАЯ — УВЕРНУЛАСЬ. Цапля СНОВА замерла. ЖДЕТ. Тут плывёт неповоротливый КАРАСИК и МУХ ловит. А цапля его ХВАТЬ — и ГОТОВО! ТРЕПЕЩЕТСЯ в цаплином клюве карасик. А цапля ПОДПРЫГНУЛА раза три, ВЗМАХНУЛА крыльями и ПОЛЕТЕЛА.

Чему сегодня учились? – Мы учились выделять логическое ударение.

Какие слова выделяются логическим ударением? – Главные слова в предложении.

Для чего нужно выделять логическое ударение? – Чтобы говорить выразительно. Чтобы лучше понимать смысл предложения.

Тема. Работа над логическим ударением в диалоге.

Цель: Формирование выразительности речи.

Задачи: Формировать практические навыки выделения логического ударения в самостоятельной речи.

Оборудование. Таблицы, карточки.

-Сегодня будем учиться выделять логическое ударение в диалоге.

-Что такое логическое ударение?

-Логическое ударение – это выделение в речи важных по смыслу слов в предложении.

-Как произносятся в предложении важные по смыслу слова (слова, на которые падает логическое ударение)?

– В предложении важные по смыслу слова произносятся громче, чем остальные.

Прочитайте эти вопросы и ответы. Говорите громче слова, на которые падает логическое ударение. Обратите внимание на то, как нужно произносить подчёркнутые слова.

В каком классе ты учишься? Я учусь в … классе.

Какая сегодня погода? Сегодня пасмурная погода.

Сколько у тебя сегодня уроков? У меня сегодня шесть уроков.

Почему ты не гулял(а) вечером? Потому что у меня болела голова.

Послушайте, как учитель читает вопросы и ответы. Прочитайте их сами. Правильно расставляйте логическое ударение — главные по мысли слова (они подчёркнуты) произносите громче.

– Куда вы вчера ходили?

– Где работает твоя мама?

– Сколько человек в вашей семье?

– Как зовут твою маму?

– В каком классе учится твоя младшая сестра?

Прочитайте предложения. Обратите внимание на то, как логическое ударение меняет смысл предложения.

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не твой товарищ)

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (пойдёшь или нет)

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не завтра)

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не на стадион)

Расспроси товарища (подругу) о его (её) биографии. Скажи, какие слова в каждом вопросе требуют логического ударения.

Где ты родился(ась)? Когда ты родился(ась)? Где работают твои родители? Есть ли у тебя братья и сёстры? В каком году ты поступил(а) в школу? В какую школу ты поступил(а)? В каком году ты закончишь школу?

5. Задайте товарищу (подруге) пять вопросов о том, как он(а) провел(а) выходной день.

Помните о логическом ударении.

6. Прочитайте вопрос и ответьте на него. Определите, на какие слова падает логическое ударение. Говорите в правильном темпе.

Как называется город, в котором ты живёшь?

Какие в нём улицы, дома?

Есть ли в вашем городе парк? Какой он?

Почему тебе нравится ваш город?

Есть ли в вашем городе театр?

Есть ли в вашем городе троллейбусы?

Итог. Как выделяется логическое ударение в диалоге?

Когда задают вопрос, логическое ударение падает на вопросительное слово. В ответе – на ответное слово.

Тема. Логическое ударение в повествовательном предложении (сообщении).

Цель: Формирование выразительности речи.

Формировать практические навыки выделения логического ударения в речи.

Оборудование. Карточки, таблички.

-Будем учиться выделять логическое ударение в сообщениях.

– Что такое логическое ударение? (- Выделение голосом важных по смыслу слов).

– На какое слово может падать логическое ударение? (- На любое).

IV. Работа по теме урока.

1. Прочитайте предложения. Правильно выделяйте голосом слова, на которые падает логическое ударение.

Я занимаюсь в драматическом кружке.

Я очень люблю читать книги о животных.

Я интересуюсь разными журналами.Я стараюсь хорошо говорить.

С окружающими я общаюсь только устно.

Я часто хожу в кинотеатр.

Поставьте вопросы к данным предложениям. Определите слова, на которые падает логическое ударение.

2. Мальчик пишет письмо сестрёнке. Как вы думаете, какие вопросы он задаст ей в письме? Задайте эти вопросы. Выделите голосом слова, на которые падает логическое ударение. Как вы будете произносить эти слова?

3. Прочитайте предложения. Выделяйте голосом слова, на которые падает логическое ударение. Поставьте вопрос к каждому предложению.

Ребята поймали птичку.

Ребята поймали птичку.

4. Напишите предложение три раза. В каждом предложении подчеркните слова, на которые может падать логическое ударение. Попросите товарища проверить вашу работу. Выделяйте голосом (говорите громче) слова, на которые падает логическое ударение.

Я вчера был(а) в кино.

5. Прочитайте предложения. Определите, на что нужно обратить главное внимание в каждом предложении. Выделяйте слова, на которые падает логическое ударение, голосом. Говорите в правильном темпе.

6. Итог урока. Чему сегодня учились? Как мы выделяем голосом логическое ударение? Что было для вас трудно?

Тема. Логическое ударение как выразительное средство: роль, значение.

Цель: Формирование выразительной речи.

1.Сформировать понятие о логическом ударении и его роль в выражении своих мыслей.

2. Формировать умение слышать и передавать оттенки речи, умение понимать смысловые отношения в частях предложения.

3. Закрепить умение графического выделения логического ударения.

II. Установка цели урока.

Чему мы должны научиться на уроке?

1.Ставить логическое ударение в предложении.

2.Выяснить для чего нужно логическое ударение.

-Что такое логическое ударение?

-Это выделение слов, важных по смыслу.

IV. Работа по теме урока.

1. Составьте предложение по картинке:

Мороз нарисовал узоры на стёклах. Прочитайте.

2. Попробуйте задать вопрос к этому предложению.

– Кто нарисовал узоры на стёклах? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух ответ.

– Что нарисовал мороз на стёклах? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух.

– Где мороз нарисовал узоры? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух.

– Что сделал мороз? (Мороз нарисовал узоры на стёклах), читаем вслух.

– Почему одно предложение мы по разному читали? Каждый раз выделяли главное слово.

– Для чего нужно уметь ставить в предложениях логическое ударение? (при выразительном чтении, когда задаём вопрос или хотим что то выяснить)

– Как мы выделяем на письме логическое ударение?

-Мы подчёркиваем главные слова одной чертой.

3. Прочитайте предложение на карточке и выделите чертой главные слова.

Береги уши от мороза!

– На какое слово можно ещё поставить ударение? У кого другие варианты?

Вывод: На какое слово в предложении может падать логическое ударение?

4. Вам нужно составить предложение по имеющимся ответам. Прочитайте эти ответы.

– Какое предложение было?

Видел в зоопарке белого медведя?

-Почему на один вопрос дали 4 ответа? (выделяли слово, на которое хотели обратить внимание)

– Прочитайте предложение с логическим ударением так, чтобы можно было ответить.

– Запишите это предложение и поставьте логическое ударение. Как можно выделить логическое ударение на письме? (- Подчеркнуть одной чертой нужное слово).

5. Работа с отрывком из стихотворения А. С Пушкина:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

– Кто автор? Какая это сказка?

– Выделим в этом стихотворении логическое ударение. (Прочитать и подчеркнуть выделенные слова).

– С каким понятием познакомились на уроке? (логическое ударение)

– Что же такое логическое ударение? (выделением голосом слова, на которое хотят обратить внимание)

– Где нам может пригодиться умение ставить логическое ударение?

– Будете ли вы применять новое умение в устной речи?

– Какое задание вам понравилось?

– Какое задание оказалось трудным?

Задачи: Способствовать развитию умения выделять главное слово в предложении; воспроизводить при чтении и в речи логическое ударение.

Расширять практические навыки постановки логического ударения в вопросительных предложениях.

Оборудование. Карточки, таблички.

-Сегодня будем отрабатывать логическое ударение в вопросительных предложениях.

1. Послушайте, как я скажу: Кто читает книгу? Что делает Катя? Что читает Катя?

Какие слова я выделяла? Повторите так же. Для чего мы выделяли эти слова? Эти слова важные по смыслу в этих предложениях.

2. Читаем правило: Логическое ударение в вопросительном предложении находится на вопросительном или другом важном по смыслу слове. Голос повышается на ударном слоге этого слова.

3. Прочитайте, выделите логическое ударение.

4. Послушайте, как я скажу, а затем повторите, выделяя слова с логическим ударением. Повторите несколько раз.

Какое число было вчера?

Какое сегодня число?

Ты сегодня придёшь?

Ты сегодня придёшь?

Ты сегодня придёшь?

5. Прочитайте по ролям, выделяя логическое ударение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *