Как сделать искусственное северное сияние
Полярное сияние. Природное и искусственное
Полярное сияние над замёрзшим озером в Канаде. Источник фото: 123rf.com
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!»
Отрывок из стихотворения
А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Говоря о авроральных явлениях, волей-неволей вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о встрече северной Авроры, собственно, это неспроста, потому как полярное сияние или «Аврора» происходит от имени римской богини зари Авроры. Древнегреческие поэты использовали это имя как метафору рассвета, зачастую указывая на его «игру» цвета на темном небе. Благодаря такой ассоциации довольно легко запомнить то, что полярные сияния – явления именно авроральные.
Полярные сияния встречаются как на северном, так и на южном полюсах. В отличие от многих других геофизических явлений их можно увидеть без специальных приборов. Но систематическое изучение началось не так давно: как появились наземные обсерватории и были запущены искусственные спутники Земли. Это позволило учёным узнать, что сияния связаны сразу с несколькими геофизическими явлениями, в том числе магнитными бурями, изменениями в околоземном пространстве.
Вопреки ожиданиям, полярные сияния проявляются чаще не в зимнее время, а ближе к весеннему и осеннему равноденствию, встречаются они и летом.
Полярное сияние. Вид из космоса. Источник фото: avatars.mds
Полярные сияния бывают не только на Земле
Фото планеты Юпитер и фото полярных сияний, сделанные разными инструментами телескопа «Хаббл» (видимый диапазон и ультрафиолет). Источник фото: habr
Искусственно созданные полярные сияния
Как многие знают на своём опыте, главный признак того, что вы действительно поняли теорию в том, что вы знаете как применить это на практике. Этот приём часто пригождается в школе, когда, например, после изучения определённой темы в физике следует лабораторная работа. Такими же методами пользуются и учёные. Хорошенько изучив полярные сияния, появились попытки их повторить.
Так, в рамках Международного геофизического года США провели эксперимент, в котором было выявлено, что свечения, подобные полярным сияниям возникают в результате ядерных взрывов в высоких слоях атмосферы. Такие сияния были видны после взрывов «Тик» и «Ориндж», в результате которого на гавайских островах было видно малиновое свечение, а в результате взрывов «Аргус I, II и III», которые также были в 1958 году, были видны свечения около Азорских островов красного цвета с примесью желтовато-зеленого.
А в Советском Союзе в 1973 году впервые проведен эксперимент «Зарница», в результате которого было создано искусственное полярное сияние на высотах 100 – 180 км, которое продолжалось 232 секунды и проявлялось розовым свечением, подобным полярному сиянию. Эксперимент был возможен благодаря созданию метеорологической ракеты МР-12. Когда она вышла за пределы атмосферы, электронная «пушка» направила потоки заряженных частиц в околоземное пространство, в результате чего появилось искусственное полярное сияние. В результате исследователи получили более трёхсот фотографий искусственно созданного полярного сияния, а в дальнейшем, советские учёные уже совместно с коллегами из Франции провели другой эксперимент по созданию искусственного северного сияния уже в 1985 году.
Лабораторная модель полярного сияния.
Источник фото: Википедия
Кто знает, может быть вскоре человек начнёт управлять физическими явлениями природы по заказу, сможет предотвращать цунами, землетрясения и другие природные катастрофы… Остаётся только пожелать учёным успехов в их разработках, но в тоже время, бережном отношении к природе и научным достижениям во благо всему человечеству.
Физическая природа авроральных явлений. WikiTraining
Искусственно созданные полярные сияния. WikiTraining
Все, что вы хотели знать о полярных сияниях, но боялись спросить. Что такое полярное сияние, где его найти и как не пропустить. Тасс
Альманах педагога
Автор: Минвалеева Лилия Миниахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 23» г.Усинска
Населённый пункт: Усинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема: «Чудо Севера»
Дата публикации: 19.12.2016
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска
Трофимова Эвелина Витальевна, 6 лет
Исследовательская деятельность дошкольников
Руководитель Минвалеева Лилия Миниахметовна, воспитатель
Опыт № 4 «Северное сияние в тарелке»
Один из интересных и самый простой в исполнении опыт. Берем белую и плоскую тарелку выкладываем конфеты вокруг тарелки, наливаем воду и наблюдаем за появлением «Северного сияния» в тарелке.
Опыт № 5 «Северное сияние в масле»
Для опыта берем стеклянную ёмкость (у нас был высокий стакан), гуашь, шприц, теплую воду и масло растительное. Сначала в емкость наливаем воду, затем осторожно наливаем растительное масло, сверху начинаем капать разведенной краской. Через слой масла, краска попадает в воду не сразу, образуя красивые разноцветные шарики. Медленно опускаясь в воду, разноцветные шарики по пути создают, целые миры, похожие на северное сияние! Капли медленно плюхаются на дно и медленно разбиваются на мелкие брызги. Наблюдать очень интересно!
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы мы
изучили
с детьми природное явление северное сияние. Само название, говорит нам о том, что данное явление происходит на крайнем Севере, за полярным кругом. Там это явление происходит довольно часто. Узнали, что Северное сияние происходит, только в ясную морозную ночь, когда за 3 дня до этого стояли сильные морозы.
Выяснили,
ч т о во время полярного сияния за короткое время выделяется огромное количество энергии. Некоторые вспышки сравнимы с потреблением энергии всей Россией за день! Мы
познакомились
со способами получения северного сияния в «домашних условиях» методом
экспериментирования.
Именно через экспериментирование дети самостоятельно вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления. Проводимые опыты с моей помощницей Эвелиной, дети продемонстрировали дома для своих родителей. Наша исследовательская деятельность это один из способов развития творческой личности в результате нашего проекта дети рисовали и лепили северное сияние, создали коллективную работу коллаж «Северное сияние в тундре». Наш проект «Чудо севера» один из ярких, познавательных проектов нашей группы т.к насыщен опытами и экспериментами, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Опыт. №1 «Волшебство красок»
Опыт. 2 «Северное сияние в молоке»
Опыт 3 « Северное сияние в стакане»
Опыт № 4 «Северное сияние в тарелке»
Опыт № 5 «Северное сияние в масле»
Творческая часть нашего проекта
Рисование Северного сияния по технике монотипия
Создаем коллаж «Северное сияние в тундре»
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Северное сияние»
Мария Савченко
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Северное сияние»
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Северное сияние»
На этой недели в подготовительной группе «Светлячки» ребята изучали тему «Север»
В течение недели ребята узнали о жизни на севере, Животные, растения, природные явления.
Больше всего ребят заинтересовало северное сияние, и мы решили уделить этому явлению больше времени.
Отчего появляется северное сияние? Как появляется северное сияние? Когда появляется?
Чтобы увидеть северное сияние во всей его красе, нужно выбрать период наивысшей активности Солнца. К тому же, это должна быть морозная, ясная ночь.
Заинтересовать детей, легко, если устроить им небольшое «волшебство». По натуре дети любознательны и им интересно все новое, неизведанное, если это волшебство будет происходить их руками, восторгу не будет предела.
Мы провели опыт «Северное сияние в стакане»
Смешивание цветов у детей всегда вызывает неподдельный интерес.
Мы взяли белую полоску салфетки и нарисовали разноцветные точки. Эту полоску погрузили в стакан с водой, под действием воды салфетка стала намокать, а краска подниматься вверх и цвета стали перемешиваться тем самым напоминать нам северное сияние.
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе» [Цели и задачи проекта. Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Фотоотчет «Исследовательско-экспериментальная деятельность в подготовительной группе» Сегодня, войдя в группу, ребята увидели на столе керосиновую лампу, свечу и фотографии с изображением старинных видов освещения. Эти предметы.
Фотоотчет о занятиях по рисованию «Пингвины и северное сияние» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет с занятий по рисованию «Пингвины и Северное сияние» Задачи: познакомить детей с пингвинами и средой.
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Вода вокруг нас» Занятие по теме «Вода вокруг нас». Тема «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей.
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Как создать радугу Введение Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался природным чудом – радугой. Многие, наверное, замечали, что радуга, как правило, появляется.
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Воздух-невидимка» «Воздух- невидимка» Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей подготовительной группе Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания,.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Север»
Сидрат Абдулазизова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Север»
Цель: Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Развитие представлений о явлениях неживой природы.
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа: Поземка, вьюга, буран, студеная, лютая, «мороз щиплет».
Дидактический наглядный материал: иллюстрации северного пейзажа, емкости со снегом и льдом, формочки, одноразовые ложки, пластиковые стаканы, блюдца, пищевые красители, молоко 2, 5 % жирности, пипетки, палитра, моющее средство.
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает: уже несколько недель мы с вами знакомились с регионом нашей страны, каким?
Ответ детей: о севере
Воспитатель: молодцы, а сейчас послушайте стихотворение «Все покрыто серебром»
— Как вы думаете, что за тройка скакунов в санях?
— Назовите зимние месяцы?
— Ребята, какие вы зимние явления знаете?
— Как вы думаете, что такое позёмка?
— Посмотрите я сегодня вам принесла волшебную коробку, которую нам прислал профессор с севера, для того что бы мы с вами могли лучше узнать о сказочной стране.
— Я сейчас каждому из вас положу немного снега, посмотрите какой он?
(белый, пушистый, мягкий, холодный)
— Молодцы! А теперь вам раздам по несколько кусочков льда, опишите какой он?
(гладкий, твердый, холодный, прозрачный).
1 опыт. Что тяжелее лед или снег.
Перед детьми стоят емкости с водой, снег и лед.
— Ребята возьмите ложкой снег и положите его в тарелку с водой.
— Что произошло со снегом?
Ответы детей: снег постепенно тает и тонет.
Воспитатель: правильно, значит, какой вывод можно сделать?
Дети: снег это вода, он превратился в воду и он тяжелее воды.
Воспитатель: а сейчас положите в воду лед. Что с ним происходит?
Дети: лед постепенно тает, но не тонет.
Воспитатель: смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а ещё у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.
Упражнение «Назови действие»
Зимой метель что делает? (метет)
Из снежной тучи снежинки что делают? (падают, летят, кружатся)
Зимой снег всё вокруг.
Иней на ветвях деревьев.
— Молодцы, вы все хорошо справились.
— А теперь мы с вами поиграем в игру «Льдинки, ветер и мороз»
Опыт № 2 «Северное сияние»
— Мы много с вами читали о севере. И всем вам больше всего понравилось северное сияние. Но мало кто знает, что северное сияние можно получить в домашних условия. Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние.
Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый.
Воспитатель: молодцы ребята, у вас на столе стоят емкости с пищевым красителем, но фиолетовый краситель я найти не могла, а вы не знаете, как можно с помощью других цветов получить фиолетовый цвет?
Воспитатель: молодцы, а теперь вы можете, взят с помощью пипетки те цвета, которые вы считаете, вам не обходимы для получения фиолетового цвета и попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет.
— Молодцы все справились, а какие цвета вы использовали для получения фиолетового цвета?
Ответы детей: красный и синий.
— Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно пипеткой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии
— И капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня.
Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства.
Далее идет наблюдение детей за реакцией.
Итог занятия: Дети высказывают свои мысли, свои эмоции, подходят к друг другу смотрят, что получилось у других детей. Делаю вывод, что все северные сияния разные, не похожи друг на друга. Повторяют и зарисовывают последовательность опыта.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Занимательная химия» Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности Тема: Занимательная химия» (подготовительная группа) Цель: Расширить знания.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Наши помощники — органы чувств» Цель: знакомство детей с органами чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа (6-7лет, в том числе ОНР. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская. Образовательные.
Конспект занятия по опытно экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами муки» Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Задачи: Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Посев цветочных семян» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Посев цветочных семян» Хайбулина Инна Вячеславовна Средняя группа Цель: формирование.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Кораблекрушение» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Кораблекрушение». Программное содержание: Цель: закрепить.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Прозрачная вода» Цель: учить детей характеризовать воду как прозрачную жидкость. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Задачи: 1. Учить.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух и его свойства» Тема занятия: «Воздух и его свойства» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Как над Архангельском искусственное полярное сияние создавали
17 ноября 2020 года на военный космодром Плесецк в Архангельской области прилетел министр обороны РФ Сергей Шойгу. Главком Воздушно-космических сил генерал-полковник Сергей Суровикин доложил ему, что 24 ноября ракета «Союз-2» выведет на орбиту три спутника связи «Гонец-М», которые войдут в группировку спутниковой системы «Гонец-Д1М», предназначенную для глобальной связи, включая удаленные и труднодоступные районы и Крайний Север.
Своим появлением в конце 1980-х спутники связи открыли новую страницу в истории связи, призакрыв предыдущую страницу — коротковолновой радиосвязи. КВ-радиосвязь с тех пор нужна не везде и не всегда — севернее 70−80 широты, где нет спутников, в случае их отключения, как это сделали США, отключив GPS во время «2-й войны в заливе», а также в некоторых случаях кораблям-самолетам. Вместе с КВ-радиосвязью аутсайдером стала целая отрасль науки и техники, а Архангельская магнитосферная обсерватория на Андриановом острове перестала существовать.
Радиосвязь зависит от магнитного поля и ионосферы Земли
Земля — большой магнит. Магнитное поле защищает жителей планеты от губительного воздействия космических частиц, например, «солнечного ветра», изменяя траекторию их движения. Поле и «солнечный ветер», еще и создатели полярных сияний. Ленты полярного сияния развеваются на тысячи километров, их высота составляет сотни километров, а толщина — сотни метров. Занавес прозрачен, сквозь него можно видеть звезды, нижний край окрашен в красный или розовый цвет, а верхний исчезает где-то высоко-высоко. На Русском Севере полярные сияния называли «пазорями» или «сполохами». «Пазори» — от слова «заря», а «сполохи» — от «полошить» — поднимать тревогу на пожаре.
От магнитного поля Земли и ее ионосферы зависит качество радиосвязи, наблюдения за ними и прогноз состояния необходимы при определении сроков военных, космических и других важных операций.
Институт земного магнетизма и ионосферы Академии наук СССР (ИЗМИРАН) с конца 1950-х вел наблюдения солнечной активности для обеспечения радиационной безопасности космонавтов, а с 1966 стал головным институтом Академии наук по наблюдениям за магнитным полем Земли и ее ионосферой.
Обсерватория на Адриановом острове Северной Двины
Александр Зайцев, 80 лет, доктор физико-математических наук, научный сотрудник ИЗМИРАН: «В 1957−58 году прошел Международный геофизический год, после которого руководство СССР пришло к выводу, что обсерваторий у нас не хватает. Совмин принял решение открыть 12 КМИСов — комплексных магнитно-ионосферных станций. На субавроральной магнитной широте возникли Лопарская, Архангельская, станции в Салехарде, Тикси, Певеке, Подкаменной Тунгуске, Якутске.
В Архангельск выехали сотрудники ИЗМИРАН во главе с Харлампием Канониди, им понравилось село Вознесенье на Андриановом острове напротив Архангельска. Оформили документы на землю, начали строительство, и лишь тогда поняли, как ошиблись с широтой. Вознесенье было на 10 км южнее линии, по которой устанавливались льготы Крайнего Севера. Но для советских людей материальный интерес не был главным, работали за идею.
Поднявшаяся с полетом Гагарина волна космического энтузиазма в начале 1970-х стала еще выше благодаря писателям и режиссерам — фантастам. Дети на всю жизнь запомнили фильмы «Москва-Кассиопея» (1973), «Отроки во Вселенной» (1974), «Тайна железной двери» (1971). А взрослые смотрели вышедший на экраны в 1972 году «Солярис» Тарковского — с любимцем женщин Донатасом Банионисом и звездным букетом — Натальей Бондарчук, Анатолием Солоницыным, Юри Ярветом, Владиславом Дворжецким. Работники обсерватории с их прогнозом полей и устойчивостью связи находили себя в «Солярисе» Станислава Лема.
Станислав Лем, польский писатель-фантаст, роман «Солярис»: «Я сидел у огромного иллюминатора и глядел на Океан… Рапорт составленный за пять дней, теперь представлял собой пучок воли, мчащийся в пустоте, где-то за созвездием Ориона. Когда пучок достигнет темной пылевой туманности… он попадет в первый из цепи передатчиков. Оттуда от одного ретранслятора к другому, прыжками длиной в миллиард километров, он будет нестись по огромной дуге, пока последний передатчик, металлическая глыба, до отказа набитая точными приборами, …не соберет лучи еще раз и не направит их дальше в пространство, к Земле.
Потом пройдут месяцы, и такой же пучок энергии, направленный с Земли… помчится к двойному солнцу Солярис.
Сигналы возвестят о приближении металлического исполина, который с протяжным ревом гравитаторов опустится над Океаном. Это будет или «Улисс», или «Прометей», или какой нибудь-другой громадный крейсер дальнего космического плавания… А потом корабль мягко поднимется, полетит быстрее звука, оставляя за собой достигающий Океана грохот…».
Плавание в прошлое космонавтики
На остров, в село Вознесенье, в прошлое космических наблюдений, можно попасть из Архангельска на теплоходе или на моторке. К тайне и загадкам ездят на соответствующем транспорте, и я выбрал моторку. Погода соответствовала — нечто среднее между каплями дождя и туманом висело над рекой. Из серого морока выплыл Андрианов остров с куском бетонного причала.
В проводники вызвалась Наталья Рудкина, девушка с Вознесенья, помнившая еще обсерваторию и обсерваторских. Рудкины отсюда родом, Валентина Алексеевна — глава Приморского района, живет с дочерью Натальей и внучкой, сохранив на острове родовой дом. Дом, по словам Натальи, большой, в его цокольном этаже в 1920—1930-е годы дедЫ Рудкины организовали мебельную артель. Комод рудкинского производства, стоящий в музее Вознесенья, не шедевр, но в первые годы советской власти, когда не было ничего, требовались именно такие — недорогие, без излишеств.
К бывшей обсерватории, где сейчас сельский клуб, вела прямая, как линейка, бетонная дорожка. Аллея навевала фантазии о закрытых космических городках. У крыльца встречали скамейки, с планетами и орбитами из неизвестного блестящего металла, и директор клуба. Внутри оказался не сельский клуб, а оформленный под планетарий актовый зал на 50 человек и музейная комната. Весьма по-столичному оформленные. Здесь не стыдно проводить космические совещания и конференции ЛЮБОГО уровня. Жаль, что мало подлинных экспонатов и документов — помог бы ИЗМИРАН с космодромом Плесецк. Гостеприимная директор клуба Татьяна Вешнякова принесла горшки из русской печи с пшенной кашей, яичней и калитки с картошкой — как, наверное, приносили 50 лет назад московским и французским ученым.
Наталья Рудкина помнит рассказы, как приезжали москвичи, как начинались знакомства-романы, как люди женились и выходили замуж. До сих пор Валентина Рудкина хранит телефон начальника станции Евгения Козлова, хотя тому уже за 80 и живет он в Иванове. Судя по сдержанной гордости, музей и актовый зал стали такими «космическими» благодаря приятным воспоминаниям Валентины Алексеевны.
Пара островов — французский Кергелен и архангельский Андрианов
Александр Зайцев: «Главная задача станции была наблюдать состояние ионосферы и магнитного поля Земли. В зоне полярного сияния КВ-радиоволны, в которых тогда были заинтересованы Минобороны, космонавты, летчики, моряки, сильно меняются — нужен их постоянный прогноз.
Первый советско-французский эксперимент провели в 1966 году. Надо было определить точку в Архангельской области, сопряженную с островом Кергелен. Для этого ионосферу зондировали станции на острове Кергелен и в Вознесенье, в архангельской деревне Согра и на специальной барже, курсирующей по Северной Двине. Выяснили, что точка, наиболее сопряженная с о. Кергелен, по широте соответствует Карпогорам. Когда оба основания дуги на суше — уникальное явление.
Самым известным экспериментом, в котором центром всего становилась обсерватория в Вознесенье, оказался советско-французский проект АРАКС. Его предложили для создания искусственного полярного сияния. С острова Кергелен запустили ракету электронной пушкой, электроны двигались по силовой линии в северное полушарие, а здесь, в Архангельской области, их «ловили».
Информационное агентство «Двина-Информ»: «С Кергелена на двух твердотопливных ракетах «Эридан» запустили советский ускоритель заряженных частиц… На высоте нескольких сот километров ускоритель испускал электроны, которые под действием магнитного поля Земли преодолевали за считаные секунды до ста тысяч километров и вызывали различные природные явления над территорией Архангельской области. Затем их регистрировали и изучали.
Запуски состоялись 26 января и 15 февраля… В Архангельской области были установлены 12 высокочувствительных телекамер для съемки северного сияния. С 9 декабря 1974 года между Ваймушей, Парижем и Кергеленом установили прямую телетайпную связь. Кроме того, по ходу второго запуска наблюдения проводились также с борта летающей лаборатории Як-40… А в центре всего… было Вознесенье».
В Вознесенье помнят французов, приезжавших в командировки на три месяца. Жили они в двухэтажном доме, в паре квартир, приспособленных под гостиницу для иностранцев. А работали в зале нынешнего клуба, там, где актовый зал. История обсерватории — летопись международного сотрудничества.
1968 год. Успешная реализация советско-французских исследований — проект «Омега» в рамках программы «Интеркосмос», с помощью высотных аэростатов, проводившиеся в магнитосопряженных районах Архангельская область — о. Кергелен в Индийском океане. Изучены плазменные и электромагнитные процессы, протекающие в магнитосопряженных областях ионосферы и магнитосферы.
1971 год. Развернуты комплексные геофизические наблюдения на 2-х экспедиционных базах: Мезень и Карпогоры. Эти три станции (Архангельск, Мезень, Карпогоры) составили основы Архангельского геофизического полигона.
1976 год. Обсерватория приняла участие в осуществлении советско-западно-германского проекта «Прокупайн» по искусственной инжекции плазменных струй. Успешно осуществлен советско-американский эксперимент (1975−1976) по исследованию геомагнитных вариаций с использованием американского спутника АТС-5 и трех советских станций в Архангельске, Минске, Одессе.
1977 год. Успешно осуществлен советско-французский эксперимент АРАКС — остров Кергелен — Архангельская область.
Проведен ракетный эксперимент по исследованию плазменных струй и силовых линий магнитных полей — проект «Поркупайн» с участием СССР, ФРГ, Франция, США, Великобритании.
1980−1989 годы. Проведен большой объем наблюдений в рамках международного проекта «Глобальные исследования ионосферы и атмосферы».
1996 год. Ликвидация Архангельской обсерватории «по материальным соображениям».
Не лучшие годы
Александр Зайцев: «После 1991 года сеть станций разрушили, сократили и Архангельскую обсерваторию. Сейчас в Скандинавии около 40 таких обсерваторий, у нас всего 5. В Карпогорах осталась экспедиционная выносная точка, остатки того коллектива, который работал в Архангельске, — машина с кунгом, где стоит оборудование. Какие-то задачи по мониторингу магнитного поля и ионосферы оставило за собой Министерство обороны».
Сейчас в ИЗМИРАН из 250 работников 183 — старше 65 лет. Платят 0,1−0,2 академической ставки, размер которой для Москвы установлен в 150 тысяч рублей. Сергей Шойгу взял «под крыло» все связанные с обороной наблюдения за ионосферой и магнитным полем. Иначе оставшиеся фрагментарные наблюдения не решили бы военных задач.
Александр Зайцев: «Некоторые соседние институты, типа Ядерного центра, куда зашел Росатом, живут получше, но в целом у науки не лучшие годы. Общество с таким отношением к науке не имеет будущего»