Как сделать искусственный остров
Как делают искусственные острова.
Дубликаты не найдены
В Дубае строят миниатюрную Европу на шести островах за 5 миллиардов долларов
Дубай продолжает активно застраиваться. Теперь туристов будут удивлять не огромными небоскребами или рукотворными песчаными пляжами. В планах местного правительства — строительство «собственной Европы». Располагаться она будет на 6 небольших островах. Несмотря на коронавирус, открытие первых из них запланировано уже в конце 2020 года. А общая стоимость проекта составила более 5 миллиардов долларов. Расскажем ниже, что представляет собой эта миниатюрная Европа в Дубае.
Отдельный остров не станет олицетворением какой-либо страны. Его изюминка — виллы с номерами, расположенными под водой. При этом стены и полы частично сделаны из прозрачного стекла, так что гости могут наблюдать за обитателями подводного мира из окон своей ванны или джакузи. Остров располагается прямо у кораллового рифа, так что вид точно будет незабываемым.
Этот остров построен в форме подковы, в центре которой располагается лазурно-голубая лагуна. Он ориентирован на семейный туризм. Его гости смогут прогуляться по тропическому саду или отдохнуть на песчаном пляже. На острове будут проводить традиционные немецкие карнавалы, рождественские ярмарки и знаменитый «Октоберфест».
Создатели этого острова были вдохновлены кораблями скандинавских викингов. На его территории построено несколько роскошных дворцов со стеклянными крышами. Их общая стоимость — 27 миллионов долларов. В ресторанах дворцов будут подавать блюда шведской кухни, в том числе фрикадельки и знаменитую кислую сельдь.
Это уникальный рукотворный остров, построенный в форме сердца. На его оформление дизайнеров вдохновили Мальдивы. Со всех сторон его окружают плавучие виллы. Каждая из них будет стоит около 5 миллионов долларов.
Миниатюрная рукотворная Венеция будет занимать отдельный остров. Это первый в мире подводный курорт с ресторанами и отелями, расположенными под водой.
Все они будут иметь стеклянные стены и полы, чтобы гости могли полюбоваться на коралловые рифы. Остров будут прорезать и миниатюрные каналы, на которых можно будет покататься на гондолах. На Венеции планируется проводить местный карнавал и оперные спектакли.
На этом острове будут построены отдельные виллы с видом на безграничное море. У каждой из них будет свой бассейн и выход к пляжу. Все виллы будут построены из дерева, камня и стекла. Огромная лагуна в центре острова будет напоминать о швейцарских озерах.
Это главный остров всего рукотворного архипелага. Здесь планируется открыть 4 бутик-отеля — Монако, Ницца, Канны и Сан-Тропе.
В них будут размещаться люксы с панорамным видом на море. В одноименном отеле построят точную копию знаменитой пристани для яхт в Монако.
На отдельном острове будет располагаться роскошный отель, названный в честь курорта Портофино. Здесь планируется построить отдельную пристань для яхт, бассейн олимпийских размеров и 514 аквариумов. Атмосфера на территории отеля будет максимально приближена к итальянскому духу настоящего Портофино.
Остров украсят терракотовыми зданиями. Номера отеля будут оформлены в итальянском стиле. На фасаде главного здания разместят огромный висячий сад с 31 тысячей растений. На курорте планируется построить снежную игровую зону, где все желающие в любое время году будут лепить снеговиков.
Опережая глобальное потепление: зачем строят искусственные острова и спасут ли они города от затопления
К концу столетия рост уровня моря на 0,5 м приведет к затоплению 500 прибрежных городов — это затронет 1,5 млрд человек во всем мире. В результате этих изменений полностью исчезнет Кирибати — страна в Тихом океане, которая из-за угрозы изменений климата планирует заменить естественные коралловые острова, на которых она находится, на искусственные, более высокие и безопасные. «Хайтек» рассказывает, как строят искусственные острова, сколько это стоит, наносят ли они вред экологии и какие еще существуют причины для создания рукотворных насыпей в океанах и морях.
Как и в других ситуациях, связанных с изменениями климата, повышение уровня океана в разных регионах происходит с разной интенсивностью. Города на восточном побережье США, среди которых Нью-Йорк и Майами, особенно уязвимы — наряду с крупными городами в Юго-Восточной Азии, такими как Бангкок и Шанхай. В США уровень океана растет в два-три раза быстрее, чем в среднем по миру, тогда как в городах вдоль дельты реки Хуанхэ в Китае наблюдается повышение уровня моря более чем на 22 см в год.
Чтобы справиться с последствиями изменений климата, страны по всему миру строят или планируют строительство искусственных островов. Они также могут решить проблему с перенаселением городов — насыпи в море или океане могут быть использованы для строительства новых жилых домов или инфраструктурных объектов.
Например, Мальдивские острова планируют к 2040 году построить два искусственных острова. Один из них позволит справиться с перенаселением страны, второй будет использоваться для захоронения бытовых и промышленных отходов. Малайзия планирует к 2070 году переселить на четыре рукотворных острова 700 тыс. человек. В городе Сонгдо в Южной Корее, который построен на искусственном острове площадью 600 га, уже живет 300 тыс. человек, а на его территории находится самое высокое здание в стране Northeast Asia Trade Tower (305 м).
Идея искусственных островов не нова. Такие острова существуют уже тысячи лет, хотя чаще их строили путем отрезания мысов земли с помощью каналов (например, Дежима, голландского торгового порта, построенного в 1630-х годах в заливе Нагасаки) или путем создания плавучих островов из камыша, какие создавало племя Урос на озере Титикака. Недавно ученые нашли в Шотландии рукотворные острова, чей возраст датируется временем древнее завершения создания Стоунхенджа.
Однако строительство искусственного острова только недавно стало экономически обоснованной инициативой — как для борьбы с перенаселением, так и из-за угроз затопления прибрежной полосы. Ведь такие проекты оцениваются в несколько миллиардов долларов.
Как строят искусственные острова
Процесс строительства может немного отличаться для островов в зависимости от области, в которой они создаются, но обычно он состоит из трех основных этапов: укрепления дна и дноуглубительных работ, забивки свай и строительства морской дамбы по периметру объекта, заполнение ее песком, щебнем или гравием.
После укрепления или углубления дна инженеры создают в нем конструкцию из переплетенных шпунтовых свай по периметру будущего острова. Затем сваи заливаются бетоном для гидротехнических сооружений. В результате получается морская дамба, которая отражает энергию падающей волны обратно в море.
Пространство внутри дамбы затем засыпается песком крупной фракции, который поднимается с морского дна. Песок засыпается с помощью драгирующего корабля. В ходе этого процесса, который называется процессом радуги, песок по дуге поднимается на высоту 4 м над поверхностью воды.
Таким способом строились «Пальмовые острова» в Дубае. Китайские инженеры при создании искусственного острова на рифе Огненный крест вместо свай при строительстве дамбы использовали стальные листы, внешне напоминающие половины промышленных канистр для хранения нефти.
Примеры
В мире существует несколько сотен искусственных островов — некоторые из них были построены до ХХ века и использовались для сельскохозяйственных и оборонительных нужд. Часто такие сооружения создавались в результате осушения озер или морских заливов — как в случае с самой молодой провинцией в Нидерландах, Флеволанд.
В России есть пять рукотворных островов. Как правило, они предназначались для создания укрепительных сооружений — это острова Новая Голландия, Черепахский, Федерация, Сухо и Порт Бронко.
Однако эти сооружения, в отличие рукотворных островов конца ХХ века и начала XXI, не решали проблем с перенаселением городов, защитой от повышения уровня океана и недостатком территории. Вот несколько примеров искусственных островов, которые пытаются решить эти задачи.
Пальма Джумейра, Дубай
Искусственный остров Пальма Джумейра построен в 2006 году девелоперской компанией Nakheel. Его размеры составляют 5х5 км, а площадь — 800 футбольных полей. Пальма входит в группу «Пальмовых островов», которые в сумме должны будут увеличить береговую линию столицы ОАЭ на 520 км. Остров сделан из 992 798 513,37 куб. м океанического песка песка, уплотненного с помощью вибраций.
Остров обрамлен волнорезом в форме полумесяца, который при обычных условиях находится на 3,5 м выше уровня моря. Во время отлива его высота над уровнем воды достигает 10 м.
В 10 м от волнореза находятся первые виллы — дизайнеры искусственного острова полагают, что даже в экстремальных условиях волне не удастся преодолеть барьер. На Пальме Джумейре также несколько отелей, а объект ежедневно посещает более 20 тыс. туристов — в отличие от других искусственных островов, Пальма создан, в первую очередь, в качестве имиджевого проекта: для привлечения туристов и как площадка для элитной жилой застройки.
Международный аэропорт Кансай, Япония
Разработанный архитектором Ренцо Пьяно и открытый в 1994 году, японский международный аэропорт Кансай расположен на искусственном острове в бухте Осака у берега Хонсю.
Построенный для разгрузки переполненного аэропорта Осаки, Кансай теперь стал международным центром, осуществляя почти 800 рейсов в Азию и Австралию каждую неделю, 59 в Европу и 80 в Северную Америку.
Искусственный остров Жемчужина, расположенный в столице Катара Дохе, — один из самых больших рукотворных островов в мире. Его площадь составляет более 4 млн кв. м, на территории сооружения построено 400 многоэтажных домов, несколько десятков вилл и отелей.
Главный аэропорт Гонконга — Чхеклапкок — входит в десятку крупнейших аэропортов мира по пассажирообороту: в 2017 году его услугами воспользовались 78 млн человек.
Большая часть аэропорта, в том числе обе взлетные полосы, находятся на искусственном острове, построенном рядом с Чек Лап Кок, и соединены с крупнейшим естественным островом Гонконга — Лантау.
В ближайшие годы из-за роста авиаперевозок и быстрого экономического развития региона аэропорт перестанет справляться нагрузкой — однако пристроить к нему третью взлетную полосу вряд ли удастся. Это потребует строительства искусственной суши в глубоких водах, это значит, что строительство третьей полосы может быть сопоставимо со строительством целого аэропорта.
Вред для экологии
Более 200 тыс. человек живут в разделенных квартирах — это помещения площадью около 4,5 кв. м, в котором есть только матрас, плита и шкаф. Такие квартиры еще называют «домами в клетках», поскольку личное пространство жители вынуждены ограничивать заграждениями из проволоки. Нехватка пространства пронизывает все аспекты жизни от снижения продолжительности жизни до задержки брака.
Но не все считают искусственные острова хорошим решением. Экологи утверждают, что строительство метрополии около Лантау нанесет ущерб морской жизни, а сам остров будет уязвим для наводнений, причиной которых станут изменения климата. Ученые приводят в пример тайфун Джеби, который осенью 2018 года вызвал разрушительное наводнение в аэропорту Осаки, Япония, построенном на насыпных землях.
Кроме того, искусственный остров для расширения застройки нанесет ущерб китайским белым дельфинам, которые находятся под угрозой исчезновения. Остров будет построен в местах обитания этих млекопитающих.
Ученые доказали, что существующие искусственные острова уже нанесли ущерб окружающей среде. Строительство острова в Дубае уничтожило места гнездования черепах и единственный в регионе коралловый риф. Искусственные острова, которые Китай строит в Южно-Китайском море для защиты сомнительных притязаний на суверенитет, также повредили рифы. Местные рыбаки утверждают, что строительство Форест-сити в Малайзии уже уничтожило их улов.
Как сделать остров
Искусственно созданные острова многие считают чем-то очень современным, а между тем еще в доисторической Ирландии и Шотландии, Мексике и Микронезии уже были маленькие насыпные участки суши — для ритуальных и религиозных целей. Со временем острова стали способом расширения города или страны (а зачастую и единственной возможностью обзавестись недвижимостью) и отдаления малоприятных предприятий (вроде мусоропереработки и нефтяной платформы) от горожан. Главный принцип построения острова — насыпной, но случаются и совсем необычные: например, из мусора или из пластиковых бутылок.
Остров-свалка: Тилафуши, Мальдивы
Площадь: 430 м²
Население: 1000 человек
Время, потребовавшееся на строительство: 20 лет
На Мальдивах вообще довольно остро стоит вопрос свободного пространства, поэтому, когда столице Мале потребовалось место под городскую свалку, оно тут же нашлось, но не на острове, а в океане. Мусор Мале (и заодно других островов-курортов) складывался в специальные контейнеры, которые затем закапывались в песок в мелководной лагуне Тилафуши. Так появился первый в мире искусственный остров, целиком созданный из отходов, который сейчас растет на 1 кв. м в день. На нем живут и работают эмигранты.
Личный остров: Спиральный, Мексика
Площадь: 34 м²
Население: 1 человек
Количество строительного материала: 250 000 пластиковых бутылок
Британский эксцентрик Ричард Сова всегда мечтал о собственном острове в океане, но денег на подобное приобретение не имел. Тогда он построил искусственный, а в качестве строительного материала выбрал пластиковые бутылки, которые привязаны к основанию острова и дают ему возможность плавать там, где захочется, и бросать якорь в нужном месте. Несмотря на то что остров совсем крошечный и, казалось бы, ненадежный (один раз его разметал шторм), на нем есть растительность (имеющая и практическое применение — она дает тень) и жилье с электропитанием от солнечных батарей. Сова ратовал за такие острова и собирал на Kickstarter деньги на постройку «полезных арт-объектов», но, увы, у него ничего не вышло.
Столетний остров: Харбор, Сиэтл
Площадь: 1,4 км²
Количество строительного материала: 18 млн куб. м земли
Постройка острова была начата в 1909 году, а когда спустя три года была завершена, стала по тем временам самым крупным искусственным островом в мире. На Харборе, как только он был готов, стали возводить научно-исследовательские институты, склады и мастерские, а теперь там и вовсе отделение порта и стадион. Земля для насыпания бралась с обычных сиэтлских улиц и со дна реки Дувамиш. И хотя никаких проблем с островом пока не возникало, мост, соединяющий его с городом, все же построили так, чтобы он стоял всей своей тяжестью не на Харборе, а в воде на сваях.
Самый крупный остров: Флеволанд, Нидерланды
Площадь: 970 км²
Население: 394 758 человек
Время, потребовавшееся на строительство: 13 лет
Голландцы любят повторять старинную присказку: «Господь создал Землю, а голландцы — Нидерланды». Впрочем, так оно и есть — именно здесь находится крупнейший искусственный остров в мире. Остров Флеволанд — собственно, это целая голландская провинция — интересен в первую очередь тем, что для его строительства потребовалось не насыпать землю или закапывать мусор, а, напротив, осушить озеро. На территории провинции постоянно работают мощные насосы, которые предохраняют земли от затопления.
Как намыть остров
С помощью создания искусственных территорий люди научились отвоевывать у рек, морей и океанов пространство суши. И, как выяснилось, процесс этот стартовал довольно давно. Новые робинзоны меняли тактику освоения, использовали разные технологии и техники, прежней оставалась лишь суть – колоссальные возможности островов.
Андрей Кугий, управляющий партнер маркетплейса недвижимости «М2Маркет», объясняет, что таким образом города обычно решают две проблемы. Первая – перенаселение: намывные территории снижают плотность и способствуют развитию района. Вторая – создание новой уникальной локации.
Намывные территории позволяют решать различные задачи, поддерживает его Алексей Наумов, руководитель отдела инженерных изысканий «Группы КТБ Железобетон». «В первую очередь это, конечно, задачи по увеличению площади суши. Земли в густонаселенных районах часто не хватает. А для таких стран, как Япония, Сингапур, Нидерланды, Кипр или ОАЭ, увеличение суши мирным способом возможно лишь за счет возведения искусственных территорий», – говорит Наумов.
Первопроходцами в этой области можно по праву считать голландцев. Постепенное осушение территории государства, около трети площадей которого находится ниже уровня моря, происходит с XIV века (а может, и раньше). Возведение кольцевых дамб и плотин вело к постоянному увеличению материковой площади. Сейчас искусственно осушенная территория в Нидерландах занимает около 2500 кв. км.
А вот первый искусственный остров Дэдзима был создан в Японии. Его начали строить в 1634 году и в дальнейшем использовали в качестве морского порта для голландских торговых судов. Из многотысячного архипелага Японских островов семь являются искусственными.
Сегодня по количеству искусственных островов лидирует Дубай (ОАЭ). Рядом с береговой линией мегаполиса находятся известные всему миру архипелаги Мир, Вселенная, а также Пальмовые острова.
Также крупные проекты по созданию намывных территорий осуществляются в Китае и Сингапуре. В 2007–2013 годах в Китае возведен остров Phoenix Island общей площадью 50 га.
«Многие страны с береговой линией, такие как Великобритания, Бразилия, США, Дания, Италия, Кипр и другие, увеличивают территорию, отвоевывая ее у моря, создавая намывные территории и наделяя их новой функцией», – комментирует Алексей Наумов. Например, в сейсмоопасных районах в постройку защитных морских сооружений из гидротехнического бетона закладывается возведение искусственных территорий. Насыпь делается на мелководье между защитными дамбами и береговой линией.
Другой пример создания уникальной локации на намыве, приводят пример эксперты из «М2Маркет», остров Пеберхольм в Дании. Это место, где мост, соединяющий Данию и Швецию, переходит в подземный тоннель. Однако на самом острове решено было сделать заповедную экозону: позволить природе самой его освоить. Остров разрешено посещать только биологам, не чаще раза в год.
Искусственные острова возводятся для туристических, жилых, рекреационных, оборонительных и промышленных целей. Так, к примеру, туристические искусственные территории создаются в ряде стран Персидского залива – ОАЭ, Катаре, Бахрейне, Кувейте, а также в других регионах – на Венецианских островах, в Майами, на Мальдивах.
Гавань на Кипре Limassol Marina – первый островной проект, реализованный на частные средства и отмеченный многими международными наградами. Эта искусственная марина сегодня принимает полтысячи суперъяхт ежедневно. На ее территории разместились жилые резиденции, рестораны, магазины, бутики и рекреационные объекты.
«Есть и другие причины возведения искусственного сооружения, которые диктует время, причем время в прямом смысле слова», – добавляет Наумов. В Японии на намывном острове построен международный аэропорт Кансай, который может круглосуточно принимать самолеты.
Помимо Японии аэропорты, расположенные на намывных островах, есть в Гонконге и в Китае. В последнем, кстати, на искусственной насыпи был построен гигантский мост Гонконг – Чжухай – Макао протяженностью 55 км. Аналогичный по назначению проект – мост длиной 19 км на искусственной насыпи Тузлинской косы в Керченском проливе – соединил Крым и Краснодарский край.
В Россию технологии возведения искусственных насыпей пришли еще во времена правления Петра I. Восточная часть острова Котлин, где находится Кронштадт, искусственно надсыпана по повелению императора. «Санкт-Петербург вполне может считаться одним из пионеров в этой области, потому что застройка вдоль набережных, портовая застройка в XVIII–XIX веках во многом осуществлялись на искусственных намывных территориях, и для этого были отличные гидрологические основания: обширная мелководная акватория Финского залива», – объясняет Антон Финогенов, заместитель генерального директора фонда «Дом.РФ».
В советское время проекты намывных территорий стали особенно активно осуществляться в Ленинграде в 1960-е годы – они были рассчитаны под типовую массовую жилищную застройку на северо-западе и юго-западе города и на Васильевском острове. Здесь в том числе пытались осуществить проект так называемого морского фасада города, который нельзя признать в полной мере успешным, так как планы по строительству общественных объектов не были полностью реализованы, а архитектурные решения были консервативными.
«Знаменитый Летний сад, Троицкая площадь – эти территории тогда «плавали» или представляли собой болото. У Петербурга даже есть опыт двойного изменения одной и той же территории – сооружения Лиговского канала, одного из самых протяженных в городе, с его последующей засыпкой. Сейчас на месте канала проходит Лиговский проспект, один из самых оживленных и активно застраиваемых, – вспоминает Сергей Мохнарь, директор департамента развития ГК «ПСК». – В советское время, с середины XX века, практика намыва только развивалась. Наиболее крупный участок появился в составе острова Декабристов, созданный путем объединения острова Голодай с другими. Часть Васильевского острова, территории на юго-западе (также активно застраиваемые в те годы и сейчас), локация Лахта-центра, пара крупных парков (300-летия и Южно-Приморский) – появление этих и не только локаций есть результат намыва».
Новым толчком к возведению искусственных островов в нашем отечестве послужило развитие нефтедобывающей промышленности в СССР. Одним из таких флагманов стал Азербайджан. Город Нефтяные Камни появился в Каспийском море на насыпной территории.
По мнению Финогенова, в России потенциал намывных территорий есть только в Ленинградской области и СПб. В Калининградской области, Краснодарском и Приморском краях, в Крыму другая гидрологическая ситуация и менее развиты рынки девелопмента. Однако намыв может применяться и под портовые объекты, в частности под терминалы, что является более распространенной практикой.
«Основной плюс намывных территорий – это создание нового водного фронта города с достаточно дорогой и современной недвижимостью, потому что при этом открывается уникальный вид на воду. Но осуществление таких проектов экономически целесообразно только в крупном городе с развитым рынком недвижимости. К примеру, в Сочи такие проекты не получили развития из-за сложных сейсмических характеристик», – рассуждает Финогенов из «Дом.РФ».
Суть всех методов возведения искусственных территорий сводится к перемещению природных материалов (песка, камней и прочих) с суши на море. Исключение составляют искусственные ледовые острова, при возведении которых используется либо морская вода, либо лед.
К минусам подобных проектов Алексей Наумов из КТБ железобетона относит негативное влияние на природу и экологию. «Во время строительства нарушается биологическая и экологическая обстановка, искусственно уменьшается площадь мирового океана. Вне зависимости от методики в процессе возведения небольшого острова нарушается экосистема, в десятки раз превышающая его площадь. Конечно, есть негативные последствия, которые можно полностью исключить, используя современные подходы, – выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от строительной техники, загрязнение гидросферы нефтепродуктами. Но есть и ряд биологически опасных процессов, которые сопутствуют строительству искусственных островов. Нарушение циркуляции прибрежных морских течений, взмучивание водной акватории взвешенными частицами, застойное загрязнение воды приводят к нарушениям в фотосинтезе, ухудшают фитопланктон – микроскопические организмы, которые включают в себя растения, водоросли, бактерии», – перечисляет эксперт.