Как сделать исследование по технологии
Как правильно оформить творческий проект по технологии
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская средняя общеобразовательная школа №2 »
Аксессуары для дома (комнатные тапочки).
Выполнила: ученица 8 класса
Выбор и обоснование проекта…………………………………..4
Исследование, анализ проблемы………………………………..5
Требование к изделию…………………………………………. 5
Экономическая оценка работы………………………………….8
Существует такая сказка-притча «Старые тапочки». В ней пожилая женщина сшила тапочки из сукна и меха и понесла продавать на рынок. Её изделие понравилось молодой девушке, она купила тапочки и стала носить их и радоваться. Но однажды пришла к девушке в гости подруга. Посмотрела она на тапочки и принялась их хаять: самодельные, немодные, никто такие не носит. А потом подарила турецкие яркие, блестящие тапочки. С неохотой, только чтобы не огорчать подругу, девушка переобулась в них. Настала зима, и однажды девушка простудилась. Прибежала она домой, ноги в тапочки сунула, да не греют те тапочки. И тогда вспомнила она о старых тапочках, таких тёплых и удобных. Достала девушка их с полки, надела на ноги и вскоре согрелась. Мягкое, обволакивающее тепло убаюкивало. Выздоровела она, и с тех пор носила старые тапочки и благодарила их, за тепло. Вот такая сказка-притча о верности давним друзьям.
Эта сказка мне попалась на страницах интернета, когда искала на сайтах по рукоделию идеи для творческого проекта. Я сама очень домашний человек, люблю, когда в доме тепло и уютно. Мне нравиться носить дома теплую, мягкую и нарядную одежду, некоторые вещи я шью себе сама. Прочитанная сказка-притча вдохновила меня на изготовление домашних тапочек, таких, чтобы они соответствовали моей домашней одежде и согревали меня в холодные зимние вечера.
Утром мы находим их под кроватью. Они стоят в прихожей, дожидаясь нас. Приходя домой, мы обязательно их оденем. И это, конечно же, домашние тапочки. Самый уютный и повседневный элемент одежды.
Что нужно знать при выборе модели для изготовления домашних тапочек?
Внешний вид конечно важен, но это не самое главное, они должны быть неудобными и хорошо влиять на мышцы стопы:
• не приводить к быстрой утомляемости ног
• не вызывать появление мозолей
• желательно, чтобы тапочки были изготовлены из натурального материала
• стельки не должны быть из синтетики
• хорошо, если подошва в тапочках выполнена из натуральной кожи.
Таким образом, я определилась с изделием для творческого проекта. Завершив работу над проектом, я выполню два важных дела:
— сошью для себя домашние тапочки;
— выполню творческий проект по технологии.
Цель проекта: изготовить уютные домашние тапочки.
— изучить историю возникновения и создания домашних тапочек;
— изучить технологию изготовления тапочек;
— изучить свойства некоторых материалов;
— изготовить выкройки деталей тапочек по индивидуальным размерам;
— закрепить навыки вязания.
2.Выбор и обоснование проекта
Мною принято решение сшить для себя домашние тапочки. Для того, чтобы выбрать подходящую модель я пересмотрела много сайтов на интернете. Информации о видах тапочек и способов изготовлении очень много. Основные виды это вязанные или шитые тапочки. Связать тапочки можно крючком или спицами. Даже самые простые тапочки, связанные по принципу следок, украшенные вышивкой лентами или контрастной отделкой, могут стать очень привлекательными и нарядными.
Рисунок 1 Рисунок 2
Рассмотрев все варианты, я пришла к выводу связать тапочки барашки. Так как у меня есть мой талисман мягкая игрушка барашек, пусть и мои ноги будут украшать тоже барашки.
Исследовательская работа
творческая работа учащихся по технологии (11 класс)
Исследовательская работа по технологии. Земляника.
Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому! Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.
Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.
Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязанные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Суккулово муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
Секция: «Блестящая идея»
Направление: «Технология и дизайн»
Тема научно–исследовательской работы
Выполнила Сидорова Диана Геннадьевна
обучающаяся 11 класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Суккулово
муниципального района Ермекеевский район
Иванова Светлана Алексеевна
МОБУ СОШ с. Суккулово
2. Выбор материала и инструментов……………………………..…………….. 7
3. Техническая безопасность……………………………………….……….…. 8
5. Эколого-экономическое обоснование……………………………….………13
Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому! Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.
Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.
Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязанные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.
Одним из самых распространенных способов вязания является вязание крючком. На самом деле, это совсем не сложно. Крючки – короткие стержни, оканчивающиеся слегка закругленным, отполированным крюком. На крючке всегда находится только одна рабочая петля, все остальные петли во время работы закрыты, поэтому вязание крючком более устойчиво к распусканию. Свой проект мы сделали, опираясь на специальную литературу.
Посмотрев на календарь, я увидела, что скоро день рождение моей мамы и решили, что ей нужно подарить хороший подарок, сделанный своими руками.
В интернете мы увидели «вязаную землянику в горшке», и решили, что это именно то, что нам нужно. Ведь моя мама любит вязаные изделия. Мы начали готовить весь материал, проволоку, пряжу и крючки. Мы каждый день садились и выполняли работу по чуть-чуть.
Тема работы: «Вязаная земляника».
Цель проектной работы: создать новое конкурентно способное изделие.
Задачи проектной работы:
— расширить представления о новых видах декоративно-прикладного искусства;
— исследовать источники информации литературных данных об истории создания вязания крючком;
— овладеть техническими приемами в процессе создания декоративного изделия.
Объект проектной работы: вязаная земляника.
Предмет проектной работы: технология вязания земляники крючком.
Гипотеза : можно ли в результате исследования использовать данное изделие в дальнейшей работе.
Методы: наблюдение, анализ, сравнение.
1. Историческая справка
Найденные и зафиксированные первые вязаные полотна датируются 19 веком. Некоторые исследователи связывают развитие вязания крючком с появлением технологий, упрощающих и удешевляющих выработку хлопковых нитей.
Первое письменное упоминание этого вида рукоделия (можно сказать, что история рукоделия с этого и начинается) найдено в мемуарах 1899 года Элизабет Грант – ирландской путешественницы того времени.
Изначально это было тонко заточенная деревянная палочка. Гораздо позже появилась согнутая головка, которая, модифицировавшись, дошла до наших дней.
Также некоторые специалисты полагают, что изначально вязание крючком было исключительным мужским занятием. Мужчины вязали рыболовные сети.
2. Выбор материала и инструментов
Пряжа, как правило, продаётся в мотках или клубках. На этикетке клубка (или мотка) фабричного производства обычно указывается, для какого вида вязания (ручного или машинного) предназначена эта пряжа.
Для ручного вязания лучше не использовать сильноскрученную нить, потому что связанное из неё полотно будет перекашиваться. Чтобы проверить, годится ли пряжа для ручного вязания, нужно отмотать нитку подлиннее, сложить её пополам и держать в висячем положении.
Пряжа должна быть ровной по толщине, однородной и достаточно прочной, так как неодинаковая толщина нити обязательно скажется на внешнем виде и качестве готового изделия. Однако существует специальная буклированная пряжа, с равномерно распределёнными по всей длине узелками или утолщениями. Из неё хорошо смотрятся изделия, выполненные чулочной вязкой.
Пряжу, полученную из тонкого шерстяного волокна, используют в основном для машинного вязания тонких нарядных изделий, более толстую- для ручного вязания теплой и спортивной одежды. Хлопчатобумажные нитки идут на вязание в основном летних изделий.
Инструменты для вязания
3. Техническая безопасность
Рассмотрим основные правила техники безопасности при вязании крючком:
-крючки, спицы и другие приспособления должны хорошо отшлифовываться, их нужно хранить в спец. пеналах;
-если рядом сидит человек, нельзя делать резкого движения крючком в его сторону;
-запрещено использование ржавых иголок и булавок. Их нужно хранить в коробке с крышкой;
-передавать ножницы нужно кольцами вперед, они должны лежать с сомкнутыми лезвиями;
-проводить влажно – тепловую обработку изделия нужно на спец. оборудованном столе хорошим утюгом, или на гладильной доске;
-вредно вязать лежа, портиться зрение;
-нужно стараться работать не больше двух часов, с перерывами, нельзя работать несколько часов подряд;
-постарайтесь, чтобы движения руки были плавными, не спешите, тогда ваша работа получится красивой и ровной;
-нельзя вязать, когда в комнате полутемно, плохое освещение, возле телевизора. Свет должен падать слева, лучше всего вязать днем;
-садитесь как вам удобно, нужно чтобы тело при вязании находилось в правильном положении, так вы будете отдыхать за работой;
Вяжем землянику: 1 ряд – наберите 4 воздушных петли из красной пряжи и замкните цепочку в кольцо.
9 ряд-убавка через 2 петлю, то есть каждую первую и третью петлю мы провязываем вместе,10 ряд-убавка в каждой петле, то есть провязываем вместе две петли подряд-весь ряд.
Так делаем пока в круге не останется 4-5 петель, отрезаем нить, оставляя кончик около 10 см, вставляем его в иголку.
И стягиваем отверстие с помощью иголки; несколько раз проводим нитку через ягодку, фиксируя ее внутри, чтобы наша ягодка потом не распустилась. Отрезаем красную ниточку.
Отдельно свяжите чашелистик для клубники, набрав цепочку 8 воздушных петель, замкните цепочку в кольцо. В первом ряду свяжите три воздушных петли подъема, а затем 11 столбиков с накидом провязываем в кольцо.
Продолжайте вязать чашелистик, добиваясь формы реального чашелистика с заостренными кончиками. Готовый чашелистик пришейте на верхнюю часть ягоды.
Листик зелёный, по краям проложить проволоку: Связать цепочку из 20 воздушных петель. 1 ряд: в третью от крючка петлю провязать 1 столбик без накида, далее в каждую петлю 4 полу столбик с накидом, 9 столбик с накидом, 3 полустолбик с накидом, 1 столбик без накида.
2 ряд: повернуть работу, вяжем 5 столбиков без накида, далее 9 полу столбика с накидом, 4 столбика без накида.3 ряд вяжется по кругу симметрично второму ряду.
Сборка: Отрезок проволоки длиной 20-25 см. с петелькой на конце прикрепить к основанию каждой ягодки и цветка. Соединить вместе 5 цветка и три листа, далее присоедините 5 ягод к листьям ягоды. Затем присоедините собранные части к основному стеблю. Закончив сборку, обмотаем проволоку зеленой пряжей «Травка». Придаём ей форму, затем поставим композицию в горшочек и закрепляем гипсом.
Творческие проекты и работы учащихся
1. Титульный лист проекта
Образец оформления титульного листа творческого проекта (работы):
2. Содержание проекта
Образец оформления содержания творческого проекта (работы):
3. Введение проекта
Образец оформления введения творческого проекта (работы):
Согласно плана творческого проекта во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.
Во введении также дается характеристика основных источников информации. В этой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения.
4. Историческая справка по проблеме проекта
Теоретическая историческая справка-информация об изготовляемом предмете, проблеме проекта.
5. Технологическая часть проекта
В технологической части, обычно в соответсвии с планом творческого проекта, необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту творческого проекта, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
6. Экономическое обоснование проекта, расчеты
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.
7. Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия)
Особое внимание в плане творческого проекта по технологии, да и по другим предметам, необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
8. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта
9. Оценка проекта (изделия). Реклама
Образец оформления оценки и рекламы изделия:
10. Заключение проекта
В заключении творческого проекта записывают краткие выводы по результатам выполненного проекта, а также проводят оценку полноты решения поставленных задач.
В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
11. Список литературы проекта
Образец оформления списка литературы творческого проекта (работы):
После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.
12. Приложения проекта
Образец оформления приложений творческого проекта (работы):
(эскизы, схемы, технологическая документация).
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть проектной работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в творческом проекте или творческой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «План творческого проекта«:
План творческого проекта
Учебно-исследовательская деятельность на уроках технологии
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Основной задачей работы с одаренными детьми является создание условий для развития и реализации их способностей, причем не только специальных, но и общих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Учебно-исследовательская деятельность на уроках технологии»
В каждом человеке – солнце,
Проблема одарённости и организации работы с одарёнными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. Среди самых интересных и загадочных явлений одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её развития волновали педагогов, родителей на протяжении столетий. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость работы с одарёнными детьми. Но говорить о существовании полноценных систем организации работы с одарёнными преждевременно. Существуют комплексные методики диагностики одарённости, рекомендации по определению приоритетных видов деятельности для отдельных типов одарённости. Будущее любой страны зависит не столько от её политических лидеров, сколько от наличия в данном обществе критической массы талантливых и одарённых людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс. Объективно необходимо целенаправленное выявление и обучение одарённых школьников, так как оно способствует формированию будущего нации. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества.
В настоящее время не существует четких определений одарённости. Разработка методов определения способностей и одарённости была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей.
Цель своей деятельности в этом направлении я вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
— обучение по способностям,
— развитие духовно-нравственных основ личности одарённого ребенка,
— развитие индивидуальности одарённого ребенка.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Занятия исследовательской работой делают учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:
проблемно-реферативный — аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий — наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
проектно-поисковый — поиск, разработка и защита проекта — особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Любая исследовательская деятельность требует тщательной подготовки
как ученика, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.
Задача моей педагогической деятельности на современном этапе – обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по технологии через развитие познавательной и исследовательской компетентности.
Предмет «Технология» для меня и моих учеников это экспериментальная творческая площадка, на которой путем интеграции с другими предметами я создаю следующие условия для развития навыков проектной и исследовательской деятельности школьников:
1. Творческая среда. Пытаюсь каждый урок превратить в творческий
процесс, для этого использую научно-популярную литературу, интернет-ресурсы.
2. Учет возрастных особенностей. Любое исследование должно быть посильным, интересным, полезным, соответствовать возрасту учащихся.
3. Психологический комфорт. Стараюсь создать на уроке такую психологическую среду, чтобы каждый ребенок, независимо от своих умственных возможностей чувствовал себя значимым в процессе исследования.
Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской деятельности. Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
1. Подготовка к проведению исследования.
— определение объекта и предмета исследования:
— выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование
— планирование и разработка исследовательских действий;
— изучение научной литературы;
— формулирование цели и задачи исследования.
2. Проведение научного исследования.
3. Оформление научно-исследовательской работы.
4.Защита результатов исследования.
Свою задачу вижу в поиске простых и удобных средств для практической реализации каждого из названных этапов.
Тематика исследовательских работ и проектов весьма разнообразна, например: «Национальные костюмы народов Поволжья», «Исследование проблем рационального питания школьников», «Зрительные иллюзии в одежде», «Символика древних славян», «Рукотворные куклы» и т. д.
Дети пытаются разобраться в самом процессе исследования, привлекают архивные и музейные материалы, учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).
Исследовательская работа начинается с выбора и обоснования темы, а также ее актуальности для сегодняшнего дня. Это является, на мой взгляд, одним из важных моментов в исследовании. Тема может быть выбрана как самим ребёнком, так и предложена научным руководителем в соответствии с возрастом и наклонностями. При этом необходимо учитывать следующее:
— тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам взрослым, не даст должного эффекта и превратиться всё это в скучное, добровольно-обязательное мероприятие;
— тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Способность находить необычные оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты;
— тема должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям ребенка. Это правило касается также и уровня ее подачи, одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами;
— тема исследовательской работы должна быть реальной, так как отсутствие необходимой материальной базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению;
— тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как способность ребенка долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, ограничена.
Исследовательская работа начинается с постановки проблемного вопроса, который даёт рождение большому количеству разнообразных по содержанию, объёму исследования и сложности тем.
Тема выбрана. Начинается кропотливая работа.
Для того чтобы работа была плодотворной, обсуждается и составляется так называемый «план действий» в котором, поэтапно расписываются шаги следования к заданной цели. Порой нельзя предугадать те или иные моменты, и поэтому на протяжении всей работы в план вносятся изменения.
Следующим этапом является работа с литературой по выбранной теме. Ребята отправляются в библиотеку для самостоятельного поиска, используют предложенный мною подбор, а также ищут необходимый материал в Интернете.
В каком виде могут быть представлены результаты исследования?
Этот непростой вопрос нуждается в индивидуальном рассмотрении. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, например макет плана обустройства пришкольной территории, наглядный демонстрационный опыт, научный отчет о проведенном эксперименте, публичный доклад, мультимедийная презентация и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.
Лучшие учащиеся выходят со своими работами на более высокий уровень и становятся участниками городских конкурсов. Выступление на различных конкурсах, олимпиадах даёт неоценимый опыт конкурентной борьбы, способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы.
Исследовательская работа способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в собственные силы. Юные исследователи создают собственные проекты, эскизы, схемы, рисунки, иллюстрации, макеты, модели одежды. Это — первые серьезные попытки детей в исследовательской и творческой деятельности. Возможно, эти работы не являются еще целостными и законченными — они любопытны своей непосредственностью, свежим восприятием и оригинальным решением поставленных задач.
Заключение: исследовательские умения и навыки учащихся необходимо развивать на уроках, так же как и универсальные умения и навыки. Каждый учитель должен организовать исследовательскую деятельность учащихся, и это с введением новых ФГОС будет обязательным требованием в должностных обязанностях учителя. Истинный мастер обучения, талантливый педагог, достигает успеха тем, что ставит обучаемого в такие условия, чтобы он сам мог правильно действовать: мыслить, преобразовывать предметы внешнего мира, сопоставлять полученные результаты с целью, делать выводы. Искусство обучающего в том, чтобы направлять процесс мышления и действий обучающихся, мягко корректируя, не давать отклоняться от цели, верно и надежно ориентировать мыслительные поиски.
Успешного выпускника может подготовить успешный учитель, который владеет современными эффективными методами и средствами взаимодействия с учеником, умеет подготовить ученика к самоорганизации и самоуправлению познавательной деятельностью. Владение методикой исследования, системой исследовательских умений становится сегодня одной из важнейших качественных характеристик успешного учителя.
Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества были обоснованы Л.С. Выгодским : «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие завтрашнего дня. Исследуя то, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».