Как сделать источниковедческий анализ

1.1. Этапы и процедуры источниковедческого анализа

1.1. Этапы и процедуры источниковедческого анализа

1.1.1. Структура источниковедческого анализа

В источниковедческом анализе выделяют два этапа: анализ происхождения исторического источника (исторический этап) и анализ содержания исторического источника (логический этап). Все процедуры источниковедческого анализа взаимосвязаны, каждая последующая логично вытекает из предыдущей и опирается как на ее результаты, так и на результаты всех предшествующих процедур. Конечно, изучение конкретного исторического источника может потребовать акцентировать внимание на каких-то отдельных процедурах, но изменение их последовательности возможно только в тех случаях, когда исследователь четко понимает, зачем он это делает, и может четко обосновать предлагаемую им структуру, отличную от стандартной.

Анализ происхождения включает следующие процедуры:

• изучение исторических условий создания исторического источника;

• изучение личности автора (чему предшествует техническая процедура установления авторства);

• выявление конкретных обстоятельств создания исторического источника;

• изучение истории текста исторического источника. Анализ содержания предполагает:

• интерпретацию исторического источника;

• установление степени полноты и достоверности его информации.

Представленная выше структура – это логическая конструкция, необходимая для контроля над реальным исследовательским процессом, который протекает сложно и малопредсказуемо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Опыт пространственного анализа

Опыт пространственного анализа Приведенная краткая справка о шато и киданях может показаться лишней, потому что специалисты по истории Дальнего Востока знают и даже просто держат в памяти гораздо большее количество информации, но ведь другие специалисты, историки

Опыт анализа

Опыт анализа Джамуха появляется на страницах «Сокровенного сказания» вновь уже в связи с избранием Тэмуджина Чингисханом и сражением при Далан-балчжутах, в рассказе о котором есть следующая фраза: «Чжадаранцы, во главе с Джамухой, объединили вокруг себя тринадцать

Попытка анализа

Попытка анализа Среди множества причин массовой революционности евреев — от злостной сущности еврея как такового до «мрачного давления царизма в тюрьме народов» — до сих пор почему-то никто не обратил внимание на факт, который, в общем-то, бросается в глаза: на массовую,

Тонкости анализа

Тонкости анализа Несмотря на свое незнание о свойствах бактерий Helicobacter pylori, медики XIX века сумели понять, что имеют дело с серьезным желудочным заболеванием. Они оставили такие точные описания поражения желудка Наполеона, что современные исследователи смогли их

Попытки анализа

Попытки анализа В феврале 1946 г. жесткий подход к СССР окончательно побеждает в вашингтонских кабинетах власти. Это поворотный момент в переходе мира к холодной войне. Давая установку, президент Трумэн выразил «резкое недовольство недавно проявленной позицией

Попытки анализа

Попытки анализа В феврале 1946 г. жесткий подход к СССР окончательно побеждает в вашингтонских кабинетах власти. Это поворотный момент в переходе мира к «холодной войне». Давая установку, президент Трумэн выразил «резкое недовольство недавно проявленной позицией

Опыт анализа

Опыт анализа Джамуха появляется на страницах «Сокровенного сказания» вновь уже в связи с избранием Тэмуджина Чингисханом и сражением при Далан-балчжутах, в рассказе о котором есть следующая фраза: «Чжадаранцы, во главе с Джамухой, объединили вокруг себя тринадцать

Проблемы процедуры передачи

Проблемы процедуры передачи На следующий день после торжественной церемонии Пещуров, Максутов и Руссо приступили к нелегкому делу. Им предстояло окончательно определить все объекты и имущество Российско-американской компании, передаваемые Соединенным Штатам.Селение

О методе исторического анализа

О методе исторического анализа Историк — это человек, обладающий цельным мировоззрением и способный к самостоятельному анализу событий прошлого. Попугаи, повторяющие чужие мысли — грустный случай. К сожалению, среди профессиональных преподавателей истории в

1.5.1. Приемы источниковедческого анализа произведений литературы

1.5.1. Приемы источниковедческого анализа произведений литературы Строго говоря, художественной литературы в современном понимании этого слова в древней Руси не было. Ни одно произведение не предназначалось для удовлетворения лишь эстетических чувств читателя. Любой

2.4.4. Проблемы источниковедческого исследования актов

2.4.4. Проблемы источниковедческого исследования актов Актовое источниковедение – дипломатика. Давно и плодотворно разрабатываемое на средневековом материале, оно (за исключением отдельных разновидностей актов, например таких, как уставные грамоты) мало привлекает

2.5.6. Проблемы источниковедческого исследования делопроизводственной документации

2.5.6. Проблемы источниковедческого исследования делопроизводственной документации В исследовательской разработке делопроизводственной документации наблюдается явный диссонанс между ее изучением, с одной стороны, с точки зрения внешних признаков, структуры

1.1.1. Структура источниковедческого анализа

1.1.1. Структура источниковедческого анализа В источниковедческом анализе выделяют два этапа: анализ происхождения исторического источника (исторический этап) и анализ содержания исторического источника (логический этап). Все процедуры источниковедческого анализа

2.1. Структура источниковедческого анализа историографических источников

2.1. Структура источниковедческого анализа историографических источников Основой источниковедческого подхода к историографическим источникам выступает источниковедческий анализ. Как и при источниковедческом изучении исторических источников иных видов,

Глава 9 Другие лечебные процедуры

Глава 9 Другие лечебные процедуры Лечебные процедуры, о которых мы до сих пор говорили, и поныне широко распространены в Китае. Применению банок в настоящее время придается меньшее значение.Эта процедура имеет давнюю традицию в Китае. Она восходит к IV—III столетиям до

Источник

1.1.1. Структура источниковедческого анализа

1.1.1. Структура источниковедческого анализа

В источниковедческом анализе выделяют два этапа: анализ происхождения исторического источника (исторический этап) и анализ содержания исторического источника (логический этап). Все процедуры источниковедческого анализа взаимосвязаны, каждая последующая логично вытекает из предыдущей и опирается как на ее результаты, так и на результаты всех предшествующих процедур. Конечно, изучение конкретного исторического источника может потребовать акцентировать внимание на каких-то отдельных процедурах, но изменение их последовательности возможно только в тех случаях, когда исследователь четко понимает, зачем он это делает, и может четко обосновать предлагаемую им структуру, отличную от стандартной.

Анализ происхождения включает следующие процедуры:

• изучение исторических условий создания исторического источника;

• изучение личности автора (чему предшествует техническая процедура установления авторства);

• выявление конкретных обстоятельств создания исторического источника;

• изучение истории текста исторического источника. Анализ содержания предполагает:

• интерпретацию исторического источника;

• установление степени полноты и достоверности его информации.

Представленная выше структура – это логическая конструкция, необходимая для контроля над реальным исследовательским процессом, который протекает сложно и малопредсказуемо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Опыт пространственного анализа

Опыт пространственного анализа Приведенная краткая справка о шато и киданях может показаться лишней, потому что специалисты по истории Дальнего Востока знают и даже просто держат в памяти гораздо большее количество информации, но ведь другие специалисты, историки

Опыт анализа

Опыт анализа Джамуха появляется на страницах «Сокровенного сказания» вновь уже в связи с избранием Тэмуджина Чингисханом и сражением при Далан-балчжутах, в рассказе о котором есть следующая фраза: «Чжадаранцы, во главе с Джамухой, объединили вокруг себя тринадцать

Попытка анализа

Попытка анализа Среди множества причин массовой революционности евреев — от злостной сущности еврея как такового до «мрачного давления царизма в тюрьме народов» — до сих пор почему-то никто не обратил внимание на факт, который, в общем-то, бросается в глаза: на массовую,

Тонкости анализа

Тонкости анализа Несмотря на свое незнание о свойствах бактерий Helicobacter pylori, медики XIX века сумели понять, что имеют дело с серьезным желудочным заболеванием. Они оставили такие точные описания поражения желудка Наполеона, что современные исследователи смогли их

Попытки анализа

Попытки анализа В феврале 1946 г. жесткий подход к СССР окончательно побеждает в вашингтонских кабинетах власти. Это поворотный момент в переходе мира к холодной войне. Давая установку, президент Трумэн выразил «резкое недовольство недавно проявленной позицией

Попытки анализа

Попытки анализа В феврале 1946 г. жесткий подход к СССР окончательно побеждает в вашингтонских кабинетах власти. Это поворотный момент в переходе мира к «холодной войне». Давая установку, президент Трумэн выразил «резкое недовольство недавно проявленной позицией

Опыт пространственного анализа

Опыт пространственного анализа Приведённая краткая справка о шато и киданях может показаться лишней, потому что специалисты по истории Дальнего Востока знают и даже просто держат в памяти гораздо большее количество информации, но ведь другие специалисты, историки

Опыт анализа

Опыт анализа Джамуха появляется на страницах «Сокровенного сказания» вновь уже в связи с избранием Тэмуджина Чингисханом и сражением при Далан-балчжутах, в рассказе о котором есть следующая фраза: «Чжадаранцы, во главе с Джамухой, объединили вокруг себя тринадцать

О методе исторического анализа

О методе исторического анализа Историк — это человек, обладающий цельным мировоззрением и способный к самостоятельному анализу событий прошлого. Попугаи, повторяющие чужие мысли — грустный случай. К сожалению, среди профессиональных преподавателей истории в

Выводы из сравнительного анализа

Выводы из сравнительного анализа Вывод из проведенного сравнительного анализа состоит в том, что перечисленные столицы вряд ли могут служить удачной референтной группой для сопоставления с Москвой. Россия отличается от этих стран не только приведенными параметрами, но

1.5.1. Приемы источниковедческого анализа произведений литературы

1.5.1. Приемы источниковедческого анализа произведений литературы Строго говоря, художественной литературы в современном понимании этого слова в древней Руси не было. Ни одно произведение не предназначалось для удовлетворения лишь эстетических чувств читателя. Любой

2.4.4. Проблемы источниковедческого исследования актов

2.4.4. Проблемы источниковедческого исследования актов Актовое источниковедение – дипломатика. Давно и плодотворно разрабатываемое на средневековом материале, оно (за исключением отдельных разновидностей актов, например таких, как уставные грамоты) мало привлекает

2.5.6. Проблемы источниковедческого исследования делопроизводственной документации

2.5.6. Проблемы источниковедческого исследования делопроизводственной документации В исследовательской разработке делопроизводственной документации наблюдается явный диссонанс между ее изучением, с одной стороны, с точки зрения внешних признаков, структуры

1.1. Этапы и процедуры источниковедческого анализа

1.1. Этапы и процедуры источниковедческого анализа 1.1.1. Структура источниковедческого анализа В источниковедческом анализе выделяют два этапа: анализ происхождения исторического источника (исторический этап) и анализ содержания исторического источника (логический

2.1. Структура источниковедческого анализа историографических источников

2.1. Структура источниковедческого анализа историографических источников Основой источниковедческого подхода к историографическим источникам выступает источниковедческий анализ. Как и при источниковедческом изучении исторических источников иных видов,

Источник

Источниковедческий анализ исторических источников

Поиск архивного материала

Лишь после изучения опубликованных источников следует начинать работу с архивными материалами.

Работа в архивах. Сбор материала и его систематизация. Независимо от реорганизации архивного дела в новейшей России, необходимо представлять, в каком из них могут находиться материалы по вашей теме. Для каждого архива должна быть своя тетрадь. Например, тема «Развитие движения ССО в Омской области (1964–1985)», документы по этой теме должны быть в ЦДНИИОО. Деятельностью ССО занимался комсомол, поэтому в путеводителе находим фонд № 4 – «Обком ВЛКСМ». В этом фонде очень компактно находятся дела областного штаба ССО, где сохранилась масса делопроизводственных материалов, прежде всего, отчеты о деятельности отрядов. В фондах комсомольских организаций вузов также есть необходимые документы. Нужно выписать в тетрадь номер и название фонда, номера и названия дел, даты, количество листов, шифры хранения (коробка, полка, связка и т. д.).

Как начинать работу над этими документами? Можно взять итоговый отчет за год. После его изучения будут выявлены вопросы: масштабы деятельности (количественный состав бойцов, вузов, освоенных средств и т. д.), проблемы, с которыми столкнулась молодежь, причины побед и неудач. Этот анализ позволит определить, что нужно посмотреть за этот год в других документах. Если дел немного, нам позволяет время, лучше просмотреть все дела.

Можно сделать карточки. Например. Тема: «Законодательная политика в области высшего профессионального образования в современной России».1 этап: 1992–1996 гг. – формирование законодательной базы деятельности вузов. На карточке отмечаем в верхнем правом углу номер этапа «1». Отмечаем изменения, внесенные в 1996 г. в закон «Об образовании» (1992), последовательно выделяем основные мероприятия, указываем, где о них говорится.

Таблица 1 – Образец карточки обработки архивного материала

ИЗМЕНЕНИЕ В ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Основные положенияИсточникиПримечания
1. В 1996 г. расширили автономию вузовГА РФ. Ф. Х. Оп. 5. Д. 6. Смолин «Знание – свобода» С. 107;см. как эти изменения приняты вузами в Омске

По этим карточкам нужно будет составить план курсовой работы.

Необходимо провести источниковедческий анализ и синтез. Целью источниковедческого анализа является оценка исторического источника как исторического явления и определение его информационных возможностей. Существует общность методологической основы исследования исторических источников различных типов и видов. Источниковедческий анализ является системой исследовательских процедур, можно выделить исторический и логический этапы источниковедческого анализа (изучение происхождения и изучение содержания исторического источника), методы решения исследовательских задач на каждом этапе[5].

Сначала дается общая характеристика источника. Она соответствует первой части источниковедческого анализа изучению внешних особенностей происхождения, авторства, истории текста и его истолкованию.

Исследование происхождения исторического источника. Исторические условия возникновения источника. Изучение исторического источника как явления, возникающего в определенную эпоху и системно отражающего историческую действительность времени своего возникновения.

Авторство исторического источника. Установление авторства исторического источника (атрибуция). Особенности установления авторства источников различных исторических эпох и социально-политических систем. Формализованные методики установления авторства. Изучение автора исторического источни­ка: его социальные, интеллектуальные, психологические характеристики, степень компетентности и осведомленности в вопросах, которые введены им в источник сознательно и целенаправленно. Проблемы коллективного авторства. Вопросы авторства при изучении законодательных источников, периодической печати и других источников с коллективным авторством.

Обстоятельства создания исторического источника. Задачи их изучения. Установление влияния обстоятельств создания на содержание источника, полноту и достоверность его информации. Выявление подделок.

История текста источника. Задачи ее изучения. Системы понятий, применяемые при изучении истории текстов различных эпох и социально-политических систем. Список, редакция, извод. Интерполяции. Маргиналии. Реконструкция генеалогии списков, построение стемм. Черновые и беловые тексты; проекты, первоначальные и окончательные варианты; редакции текста источника; оригиналы и копии. Выявление источников текста. Язык оригинала и изучение его переводов как интерпретаций текста оригинала.

Публикации исторического источника. Сравнительный анализ различных публикаций исторического источника, целей и обстоятельств публикации, археографической культуры и научного уровня публикации. Издание изучаемого источника на языке оригинала и его переводы.

Интерпретация исторического источника. Вопросы понимания и истолкования исторического источника, его текста, формы и внешних признаков. Интерпретация языка и смысла исторического источника (историзмы, архаизмы, диалектизмы; толкование понятий; бытовые и литературные стереотипы стилистических форм, формул, словоупотреблений; прямой и переносный смысл, аллегория).

В заключение проводится исследование содержания исторического источника. Достоверность и полнота информации исторического источника, их взаимные связи, методологические основы изучения проблемы достоверности и полноты информации исторического источника. Определение социальных интересов автора, целей создания источника, его идеологической и политической направленности. Авторская позиция и содержание исторического источника. Установление степени близости исторического источника к освещаемым фактам и компетентности автора. Индивидуальность автора и ее влияние на содержание исторического источника. Методы установления достоверности и полноты исторических источников.

При источниковедческом анализе используются методы видовой методики исследования.

Приведем пример видовой методики по изучению периодической печати:

Таблица 2 – Перечень публикаций в «Сибирских Вопросах»

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 8484 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

МЕТОДЫ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

уметь

владеть

Ключевые термины и понятия: специальные исторические дисциплины, палеография, кодикология, текстология, дипломатика, археография полевая, камеральная и эдиционная, массовые источники, квантитативная история, количественные (статистические) методы исследования, историческая информатика, банки и базы данных, проблемно-ориентированный и источникориентированный подходы.

Методологические принципы изучения источников

Методами источниковедения называются способы выявления, описания и анализа исторических источников. Методы различаются в зависимости от задач, поставленных перед исследованием, а также видов источников.

Любое исследование начинается с установления возможного круга источников. Это своего рода исходная точка. Конечной целью является реконструкция событий прошлого, постижение смысла исторического процесса.

Прежде всего, надо рассмотреть изучаемые исторические объекты на предмет того, могут ли среди них быть документообразователи (учреждения, организации, воинские части, общественные движения, политические партии и т.д.). Если они есть, то в документах, с помощью которых учреждение функционирует, могут отразиться нужные исследователю сведения, способные оставить след как в общих документах, присущих работе этого учреждения в целом (ведомости, распоряжения и др.), так и в специальных, составленных по поводу именно интересующего историка события (отчеты, воинские сводки, доклады и т.д.).

Установив примерный круг возможных документообразователей- учреждений, следует обратить внимание на действующих лиц, исторические персоналии. У них могут быть личные дела (формулярные списки, официальные биографии и т.д.), в скупых строчках которых отразилось интересующее нас событие. Люди, как правило, оставляют после себя документы личного происхождения: письма, дневники, записки, мемуары, разного рода личные документы и справки и т.д. В них историки также находят необходимую информацию.

Наконец, событие отражается в исторических сочинениях – нарративных памятниках. Это могут быть тексты общего характера (например, летописи), и тогда нужные для исследователя факты надо выявлять из контекста других событий. Однако какой-то факт из прошлого иногда приобретает столь большое значение, что современники посвящают ему специальные нарративные сочинения: исторические повести, воспоминания, записки и т.д.

После выявления гипотетического круга источников наступает следующий этап – поиск источников. Многие документы утрачены, иногда историк имеет сведения о существовании того или иного дневника, исторической повести, летописи, а сам текст не дошел до наших дней или сохранился в поздней копии с многочисленными искажениями. Этот этап носит название эвристического поиска, осуществляемого по фондам библиотек, архивов, музеев. Его цель – собрать все варианты списков и копий изучаемого источника, поскольку от полноты привлечения материала зависит правильность сделанных выводов. При изучении средневековых нарративных источников данный этап называется археографическим поиском, поскольку в его процессе приходится не только проводить изыскания по описям архивных и рукописных коллекций, но и заниматься археографическим описанием средневековых кодексов, в составе которых находятся тексты нарративных источников. Это необходимо для точной датировки списков памятника и установления соотношения списков (о том, как это делается и что такое стемма, см. параграф 3.3).

Для источников Нового и Новейшего времени первый этап исследования называют архивной эвристикой. Для успешного поиска материалов следует ознакомиться с историей и особенностями организации архивов, где хранятся разыскиваемые документы (этим занимается архивоведение). В процессе исторической эвристики необходимо пользоваться библиографическим поиском, поскольку для изучения любого письменного источника необходимо выявить все его публикации, сделанные в разное время, с учетом степени их полноты, научности, качества подготовки издания и т.д.

Конечным результатом эвристического поиска является описание выявленного и найденного источника, который историк в дальнейшем будет анализировать с целью извлечения из него информации для исторического исследования. Описание источников делается по определенным правилам с привлечением методов палеографии, кодикологии, археографии и др. (3.2, 3.6).

Дальнейшее изучение выявленных источников заключается в том, что историк должен представить себе все действия, сопровождавшие создание данного памятника: кто, когда, зачем и как сочинил текст или составил документ.

Для описания источника, прежде всего, необходимо провести атрибуцию, т.е. установить его происхождение. Это означает установить автора источника, т.е. имя и сведения о человеке, который сочинил данный нарративный текст или составил изучаемый документ. Детали биографии автора необычайно важны, особенно при анализе нарратива, поскольку помогают понять мотивы его написания. В случае отсутствия сведений о личности автора необходимо определить среду, из которой происходит текст или документ: учреждение, социальные, национальные, политические круги, населенный пункт или район страны, из которого происходит источник и т.д. Все эти данные могут помочь при анализе содержания источника.

Другим принципиально важным элементом является датировка источника, ведь чем ближе он по дате создания к изучаемому событию, тем больше вероятность, что он содержит более точную информацию, и наоборот. При этом установление датировки имеет два уровня: 1) дата создания источника; 2) дата создания древнейшего списка (копии), в котором источник до нас дошел. Эти годы могут нс совпадать. Некоторые источники существуют только в поздних копиях, отдаленных от даты их создания на многие десятилетия, а то и столетия. Естественно, неизбежен вопрос о том, насколько точно передан текст источника в позднем списке, не вкрались ли в него искажения, пропуски, неточная передача слов, имен и т.д.?

Пример

Самый ранний из ныне известных русский летописный свод – «Повесть временных лет» – был составлен в начале XII в., но его изначальный текст до нас не дошел. Самым ранним считается так называемый Лаврентьевский список, относящийся к 1377 г. Хотя этот список древнейший, он не самый правильный: содержит искажения, пропуски и явные следы поздней редакторской правки. При этом некоторые более правильные чтения сохранились в более поздних списках: Ипатьевском (XV в.) и Хлебниковском (XVI в.). Хлебниковский список сохранил в заголовке имя Нестора – составителя «Повести временных лет». Этот пример показывает, настолько сложной бывает судьба текста исторического источника.

Установив автора и даты создания оригинала, поздних редакций и списков, исследователь переходит к описанию источника: его объема, структуры (разбивка на разделы, параграфы, главы, статьи и т.д.), формы подачи материала, жанра. Здесь же приводится палеографическое и кодикологическое описание рукописей, в составе которых дошел источник (3.2) и описание его изданий (3.6).

Описание документа, в ходе которого устанавливаются внешние параметры и характеристики источника, называется внешней критикой источника. Источниковедческое изучение содержания источника называется его внутренней критикой, для нее используется историко-критический метод, разработанный позитивистской методологией.

Применение к источнику историко-критического метода заключается в проведении своего рода следственной процедуры, «допроса» источника. Исследователь задает источнику вопросы, на которые ищет в нем ответы. Среди наиболее важных действий исследователя можно назвать следующие.

Проверка сведений источника на достоверность называется процедурой верификации. Следует подчеркнуть, что анализ источника не должен заканчиваться установлением его подлинности/поддельности, достоверности/недостоверности. Необходимо нс просто установить неточности или разоблачить фальшивку, но и заставить источник «говорить». Нужно понять мотивы авторов источника: почему они осветили событие так, а не иначе. Надо проанализировать механизм и характер ошибок в деталях. Даже малодостоверный и совсем недостоверный источники могут послужить в качестве исторического источника для решения отдельных исследовательских задач. Только это будет источник нс по истории того или иного события, а по истории ментальности, истории культуры, истории политической полемики и т.д. Даже явные фальсификаты представляют ценность как исторический источник, поскольку содержат информацию о фальсификаторе и обстоятельствах, обусловивших их появление.

Другим методом источниковедческого анализа является сравнительный, или компаративистский. Он заключается в сравнительном анализе источников и содержащихся в них сведений.

Принципами сравнительного анализа являются следующие:

Для разных видов источников применяются особые методы, описанные в отдельных параграфах настоящего учебника. Так, при изучении нарративных источников необходимо использовать методы текстологии (3.3), возможно также привлечение методов исторической герменевтики (3.4), лингвистики, современной науки о текстах – нарратологии и т.д. При исследовании документальных источников необходимо обращение к дипломатике, документоведению (3.5). При обработке данных массовых и статистических источников не обойтись без методов клиометрии, исторической информатики (3.7, 3.8), математики и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *