Как сделать историческую задачу

Способы решения исторических задач и правильное их оформление

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего образования

«российский государственный педагогический университетим. а. и. герцена»

МЕТОДИЧЕСКТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

«МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

профиль «Начальное образование»

Квалификация (степень) выпускника –БАКАЛАВР

Утверждено на заседании кафедры Начального естественно-математического образования Протокол № ____ от ______ 2015 г. Зав. кафедрой ­­_________________ Граничина О.А.Утверждено на заседании Совета факультета Института детства Протокол № ___ от _______2015 г. Председатель Совета __________________ Ноткина Н.А.

Задание по ТК. Анализ учебных программ и учебников по предмету «Окружающий мир (обществознание)».

Анализ выполняется по следующей схеме:

1. Название программы, авторы

2. Ведущие подходы и идеи

3. Ценностные ориентиры программы: соответствии ФГОС, возможности реализации

4. Названия тем и количество часов на их изучение по классам. Целесообразность последовательности тем в программе. Соответствие содержания программы ФГОСу.

5. Предлагаемые виды учебной деятельности: последовательность, целесообразность.

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета и возможности реализации в программе

7. Материально-техническое обеспечение программы

8. Основные достоинства и недостатки.

Обязательно наличие выводов!

Правильность 0-2 балла,

Задание по ТК. Выполнение анализа учебников по предмету «Окружающий мир» – «Обществознание».

При анализе учебников заполняется следующая таблица:

1 класс2 класс3 класс4 класс1.Основной текстОбъем: среднее значение – количество строк на странице Шрифт: Доступность: Научность:Иллюстративный материал:2.Дополнительный текствид материала, напримердокументально-хрестоматийный Материалы необязательного изучения:Обращения:Справочный материал:3.Пояснительный текстПредметное введение:Примечание и разъяснение: Словари:4.Аппарат организации усвоенияВопросы и задания: Таблицы: Инструктивные материалы, памятки, алгоритмы:5.Иллюстративный материалВид иллюстраций6.Аппарат ориентировкиПредисловие Условные обозначения Выводы Важные слова Название каждой новой темы Основные странички, странички с доп. материалом, разделы в конце каждого учебника

Обязательно наличие выводов!

Правильность 0-2 балла,

Задание по ТК Выполнение анализа процесса формирования обществоведческих понятий в учебных программах по предмету «Окружающий мир» (Обществознание»).

Выберите одно или несколько понятий курса и рассмотрите этапы его формирования от 1 к 4 классу по одному из УМК, заполнив таблицу:

Этап развития понятияСодержание понятияОбъекты, на основе которых развивается понятиеУчебные темыкласс

Задание по ТК Разработка фрагмента урока, на котором реализуется один из этапов формирования обществоведческого понятия.

Критерии оценки:

Соответствие поставленной задаче формирования обществоведческого понятия– 1 балл,

Рациональность выбранных методов, приемов и средств обучения- 2 балла

Научность содержания – 1 балл

Оригинальность методической разработки – 1 балл

Научитесь решать исторические задачи:

1. Календарь – (от лат.Calendarium– долговая книга) система счета больших промежутков времени, основанная на видимых движениях небесных тел. Циклическое движение таких астрономических объектов как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения и понимания календарей. Источник: http://roadfork.narod.ru/calendar.htm#82

— Научная дисциплина, изучающая историю летосчисления.

— Перечень исторических событий в их временной последовательности.

— Последовательность событий или появления чего-л. во времени.

4. Наша эра. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.). Источник: http://www.ancienthistory.spb.ru/book/1-2schet4

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

6. Век (столетие) — единица измерения времени, равная 100 годам.

Год-условная единица измерения времени, которая исторически означала однократный цикл сезонов (весна, лето, осень, зима). В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 дням. В настоящее время год употребляется также в качестве временной характеристики обращения планет вокруг звёзд в планетарных системах, в частности Земли вокруг Солнца.

Способы решения исторических задач и правильное их оформление

При решении исторических задач необходимо:

1. Знание исторических событий (даты).

2. Внимательно читать условие задачи (внимание).

5. Помнить основное правило летоисчисления (счета лет в истории).

Запомни. Счет лет в нашу эру (н.э.) ведется от меньшего числа к большему, а счет лет до нашей эры (до н.э.) ведется в обратном порядке, т.е. от большего числа к меньшему.

Типы исторических задач:

Первый тип исторических задач.

Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

33г. до н.э. + 33г. н.э. = 66 лет

Ответ: 33г до н.э. был раньше на 66 лет

Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

Второй тип исторических задач.

490г. до н.э. + 2013г. н.э. = 2503 г. т.н.

Ответ: Марафонская битва произошла 2503 г. т.н.

Сколько лет тому назад (т.н.) закончилась Северная война?

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 413 ;

Источник

Урок.Введение.Решение исторические задач(дидактический материал)

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Автор: преподаватель высшей категории по истории и общественно-политических дисциплин ГБП ОУ «Тверской политехнический колледж»

В материале представлены примеры решения задач с использованием ленты времени. Кроме того есть задачи на проверку усвоенного материала по истории.

Для решения исторических задач требуются различные навыки: чтение и анализ источника, умение соотнести событие и имя, умение проводить вычисления. Можно пользоваться линией времени.

При решении исторических задач необходимо:

Знание исторических событий (даты).

Внимательно читать условие задачи (внимание).

Помнить основное правило летоисчисления (счета лет в истории).

Первый тип исторических задач.

Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

Как сделать историческую задачу

Как сделать историческую задачу

33г. до н.э. + 33г. н.э. = 66 лет

Ответ: 33г до н.э. был раньше на 66 лет

Как сделать историческую задачу

Как сделать историческую задачу

Ответ: 33г. до н.э. был раньше на 19 лет.

Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

Как сделать историческую задачу

Как сделать историческую задачу

Ответ: Куликовская битва была раньше на 323 года.

Город Рим возник в 753 г. До н.э.. Сколько лет прошло от этого события до наших дней? Ответ: 2017+753=2770

Первые Олимпийские игры прошли в 776 г. До н.э. Сколько лет прошло от этого события до наших дней? Ответ:2017+776=2793

В 512 году до н.э, персидский царь Дарий 1 начал поход против скифов. Сколько лет прошло от этого события до наших дней? Ответ: 2017+512=2529

В 490 г. До н.э. греки разбили персов, возле Марафона, а в 1648 году произошла битва под Желтыми водами. Сколько лет прошло между событиями? Ответ: 490+1648=2138

В 586 г. До н.э. вавилонский царь Навуходоносор2 захватил Иерусалим, а в 1099 г. Н. э. в Иерусалим пришли крестоносцы. Сколько лет прошло между событиями? Ответ: 586+1099=1685

2Задачи, которые оперируют датами до н.э. или н.э.

Первая Пуническая война началась в 264 г. До н.э., а закончилась победой Рима над Карфагеном в 241 г. До н.э. Сколько лет длилась Первая Пуническая война? 264-241=23

Восстание Спартака началось в 74 году до н.э., а в 71 году до н.э. в Апулии, было разбито войско восставших рабов? Сколько лет шло восстание? 74-71=3

Император Нерон начал свое правление в 54 г.н.э., а в 68 г.н.э., он был убит. Сколько лет правил Нерон? 68-54=14

В 1976 году ученые нашли монеты эпохи Римской республики, которые пролежали в земле 2500 лет. Когда был спрятан клад? 524 г. До н.э.

2Задачи на определение тысячелетия, когда произошло событие.

В 2750 г. До н.э. закончилось строительство. Какой век? 28 в.,3 тыс.до н.э.

В 3100 г. До н.э. возникло Египетское государство. Какой век? 4 тыс. до н.э.

В 333 г. До н.э. армия Александра Македонского разбила персидскую армию возле города Исс. Какой век? 1тыс. до н.э.

В 455 г. Н.э. вандалы захватили и ограбили Рим. В каком веке произошло событие? 1 тыс. н.э.

Работа с карточками.

Город Рим возник в 753 г. До н.э. Когда городу исполнилось 2000 лет? 1247 г. Н.э.

Какая битва произошла раньше Марафонская (480 г.до н.э.) или битва при Каннах (216 г.до н.э.)? Марафонская битва

Первые Олимпийские игры прошли в 776 г.до н.э.. Когда играм исполнилось 2000 лет? 1224 г.н.э.

Какой поход произошел раньше – поход Александра Македонского, против персов (334 г. До н.э.) или поход Ганнибала, против Рима (218 г. До н.э.)? Поход Александра Македонского.

Как называется слой земли, который возник во времена деятельности человека и сохранил остатки его жизнедеятельности? Культурный слой

Как называется система времени, связанная с законами движения Солнца и Луны? Календарь

Какая наука изучает историю по датам? Хронология

Как называется сто лет? Век

От какого события начинается наша эра? Рождество

Как называется наука о прошлом? История

Что рассказывает про прошлое? Исторические источники

Как называются исторические источники, которые написанные на камне, бумаге, бересте, папирусе? Письменные исторические источники

Какая историческая наука изучает по вещественным историческим источникам? Археология

Как называются исторические источники, мифы, сказки, легенды? Устные исторические источники

Приложение. Раздаточный материал для учащихся.

1 тип исторических задач.

1.1Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

1.3Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

2 тип-Сделать подсчеты.

2.1Город Рим возник в 753 г. До н.э.. Сколько лет прошло от этого события до наших дней?

Первые Олимпийские игры прошли в 776 г. До н.э. Сколько лет прошло от этого события до наших дней? Ответ:

В 512 году до н.э, персидский царь Дарий 1 начал поход против скифов. Сколько лет прошло от этого события до наших дней? Ответ:

В 490 г. До н.э. греки разбили персов, возле Марафона, а в 1648 году произошла битва под Желтыми водами. Сколько лет прошло между событиями? Ответ: 490+1648=2138

В 586 г. До н.э. вавилонский царь Навуходоносор2 захватил Иерусалим, а в 1099 г. Н. э. в Иерусалим пришли крестоносцы. Сколько лет прошло между событиями? Ответ: 586+1099=1685

Задачи, которые оперируют датами до н.э. или н.э.

Первая Пуническая война началась в 264 г. До н.э., а закончилась победой Рима над Карфагеном в 241 г. До н.э. Сколько лет длилась Первая Пуническая война? 264-241=23

Восстание Спартака началось в 74 году до н.э., а в 71 году до н.э. в Апулии, было разбито войско восставших рабов? Сколько лет шло восстание? 74-71=3

Император Нерон начал свое правление в 54 г.н.э., а в 68 г.н.э., он был убит. Сколько лет правил Нерон? 68-54=14

В 1976 году ученые нашли монеты эпохи Римской республики, которые пролежали в земле 2500 лет. Когда был спрятан клад? 524 г. До н.э.

Задачи на определение тысячелетия, когда произошло событие.

В 2750 г. До н.э. закончилось строительство. Какой век? 3 тыс.до н.э.

В 3100 г. До н.э. возникло Египетское государство. Какой век? 4 тыс. до н.э.

В 333 г. До н.э. армия Александра Македонского разбила персидскую армию возле города Исс. Какой век? 1тыс. до н.э.

В 455 г. Н.э. вандалы захватили и ограбили Рим. В каком веке произошло событие? 1 тыс. н.э.

1.1Город Рим возник в 753 г. До н.э. Когда городу исполнилось 2000 лет?

1.2Какая битва произошла раньше Марафонская (480 г.до н.э.) или битва при Каннах (216 г.до н.э.)?

2.1Первые Олимпийские игры прошли в 776 г.до н.э.. Когда играм исполнилось 2000 лет?

2.2Какой поход произошел раньше – поход Александра Македонского, против персов (334 г. До н.э.) или поход Ганнибала, против Рима (218 г. До н.э.)?

1.Как называется слой земли, который возник во времена деятельности человека и сохранил остатки его жизнедеятельности?

2.Как называется система времени, связанная с законами движения Солнца и Луны?

3.Какая наука изучает историю по датам?

4.Как называется сто лет?

5.От какого события начинается наша эра?

6.Как называется наука о прошлом?

7.Что рассказывает про прошлое?

8.Как называются исторические источники, которые написанные на камне, бумаге, бересте, папирусе?

9.Какая историческая наука изучает по вещественным историческим источникам?

10.Как называются исторические источники, мифы, сказки, легенды?

Какой год был раньше и насколько раньше – 65 г. до н.э. или 40 г. н. э.? Отметьте даты на ленте времени, вычисления сделайте письменно.

В 1985 году были найдены останки захоронения, которые пролежали в земле 784 года. В каком году было сделано это захоронение. Вычисления сделайте письменно, отметьте даты на ленте времени.

Источник

Исторические задачи
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Как сделать историческую задачу

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Задача № 1 К дате принятия Русью христианства прибавить дату гибели князя, который всегда соблюдал правила рыцарской чести — никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы». Вычислите среднее арифметическое и назовите событие, которое связанно с числом, полученным в результате.

Задача № 2Разность последнего года правления князя Святослава и последнего года правления князя Олега разделить на три. К частному прибавить дату начала правления Рюрика. С каким событием связан полученный результат?

Задача № 3 При этом князе Русь приняла христианство. Сумма цифр числа (даты) последнего года его правления сложить с суммой цифр числа (даты) последнего года правления князя Игоря будет равна 25. Какое событие дает сумму чисел числа (даты) равную 25?

Задача № 4 От даты принятия первого судебника вычесть продолжительность правления Ярослава Мудрого. С каким событием связан полученный результат?

Задача № 5 Этот выдающийся русский князь, причисленный православной церковью к лику святых, умер в возрасте 43 лет. До полного освобождения Руси от ордынского владычества оставалось еще 217 лет. О каком князе идет речь, и когда он родился?

Задача № 6 Выведите среднее арифметическое двух событий: образование Москвы и антиордынское восстание в Твери. С каким событием связан полученный результат?

Задача № 7 Между двумя этими событиями 100 лет. Оба они связаны с освобождением Руси от одного и того же завоевателя. Первое событие послужило началом освобождения Руси, а второе ее полным освобождением. О каких событиях идет речь?

Задача № 8 Спустя год после принятия Русью христианства в Киеве заложили так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы. Когда она была заложена, в правлении, какого князя? Откуда пошло название Десятинная церковь?

Задача № 9 С каким событием связана эта дата, если к дате начала правления князя Ивана Калиты прибавить разность битв на Чудском озере и Невской битвы?

Задача № 10 Храм святой Софии в Новгороде возводился в течение 20 лет. Строительство храма закончилось за 120 лет до начала княжения Андрея Боголюбского. Когда был заложен храм святой Софии?

Задача № 1 (988 + 972): 2 = 980, где 988 — принятия Русью христианства; 972 — гибель князя Святослава; 980 — начало правления князя Владимира.

Задача № 2 (972 — 912): 3 + 862 = 882, где 972 — последний год правления князя Святослава; 912 — последний год правления князя Олега; 862 — начало правление Рюрика; 882 — образование Древнерусского государства.

Задача № 3 (1 + 0 + 1 + 5) + (9 + 4 + 5) = 9 + 8 + 8, где 1015 — последний год правления князя Владимира; 945 — последний год правления князя Игоря; 988 — принятие Русью христианства.

Задача № 4 1497 — (1054 — 1019) = 1462, где 1497 — принятие первого судебника; 1054 — последний год правления князя Ярослава Мудрого; 1019 — первый год правления князя Ярослава Мудрого; 1462 — начало правления Ивана III.

Задача № 5 1480 — (217 + 43) = 1220, где 1480 — освобождение Руси от ордынского владычества; 1220 — родился Александр Невский.

Задача № 6 (1147 + 1327): 2 = 1237, где 1147 — образование Москвы; 1327 — антиордынское восстание в Твери; 1237 — нашествие хана Батыя на Русь.

Задача № 7 1480 — 1380 = 100, где 1480 — «Стояние на реке Угре». Полное освобождение Руси от ордынского владычества; 1380 — Куликовская битва начало освобождения Руси от ордынского владычества.

Задача № 8 988 + 1 = 989, где 988 — принятие Русью христианства; 989 — начало строительства Десятинной церкви. Церковь построена в правлении князя Владимира (980 — 1015). Название пошлоиз-за того, что князь Владимир на строительство храма отдавал десятую часть княжеских доходов.

Задача № 9 1325 + (1242 — 1240) = 1327, где 1325 — начало правления князя Ивана Калиты в Москве; 1242 — поражение рыцарей на Чудском озере; 1240 — разгром шведов на реке Неве князем Александром Ярославичем; 1327 — антиордынское восстание в Твери.

Задача № 10 1157 — (20 + 120) = 1017, где 1157 — начало княжения Андрея Боголюбского; 1017 — начало строительства храма св. Софии в Новгороде

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ 9 КЛАССОВ. ЦЕЛИ:•закрепить умения решать задачи составлением уравнений;•прививать интерес к истории алгебры;•развивать культуру устной и письменной математической речи, умение выступат.

Сценарий урока-погружения по теме: «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории проводился в рамках Ломоно.

Задача решается сравнительным способом, при этом ученики 6 класса делают вывод, похожий на закономерность.

Для решения исторических задач требуются различные навыки: чтение и анализ источника, умение соотнести событие и имя, умение проводить вычесления. Можно пользоваться линией времени. Данные задачи можн.

Презентация ученицы по теме «Историческая задача».

В презентации представлены 10 исторических задач, которые можно использовать для решения на уроках или в качестве домашнего задания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *