Как сделать кабину для звукозаписи
Как сделать вокальную кабину
В этой статье я бы хотел рассказать о том, как сделать вокальную кабину в своей домашней студии.
Что вообще такое вокальная кабина и для чего она предназначена? Для тех, кто не знает, вокальная кабина – это небольшая комнатка, но построенная не отдельно, а внутри основной студийной комнаты.
Для чего, спрашивается? А для того чтобы фактически полностью изолировать микрофон и исполнителя, так сказать, от внешнего мира, от посторонних шумов и некачественной акустики комнаты.
Вокальная кабина, не смотря на своё название, может быть использована не только для вокала, но и для записи любых инструментов, которым она подходит по размеру.
Но, невзирая на все преимущества вокальной кабины, её постройка, даже из, что называется, подручных, а не специальных материалов часто бывает делом дорогим и хлопотным. Стоимость постройки вокальной кабины, может вылиться вам в несколько сот долларов, а то и больше.
Но, поверьте, результат стоит того в большинстве случаев! А раз я написал данную статью, то расскажу подробней о вокальной кабине и о том, как правильно её построить, но при этом не обанкротиться.
Для начала разберёмся, из чего вообще состоит вокальная кабина…
Во-первых, это стены. Стен у неё может быть либо две, либо три, либо четыре. Почему? Потому что количество стен зависит от того каким образом она будет построена в комнате.
Она может быть построена тремя способами, схематично обозначенными на иллюстрации ниже:
1. В первом случае две стены кабины пристроены к углу комнаты, соответственно, двумя остальными стенами кабины являются стены самой комнаты.
2. Во втором случае одна стена кабины пристроена к стене комнаты, следовательно, три остальные стены кабины построены отдельно.
3. И в третьем случае все стены кабины построены независимо от стен комнаты.
Так же в вокальной кабине помимо стен непременно должна присутствовать дверь, (прим. К.О.: чтобы в неё можно было заходить) и небольшое окно для визуального контакта между звукорежиссёром и исполнителем. Хотя, впрочем, если исполнитель и звукорежиссёр – это один человек, в окне особой необходимости нет.
Также следует позаботиться о надлежащем освещении внутри кабины и о вентиляции. Конечно, вентиляция может быть и не обязательна, но если в кабине придётся проводить довольно много времени, её придётся сделать. Правда, включать её нужно будет только в перерывах между записью, иначе шум от самой тихой вентиляционной системы непременно будет записан.
Теперь вопрос: из чего её делать?
Понятное дело, что лучше всего выстроить её из кирпича или шлакоблока, но не всегда это лучше. Вернее, это просто неудобно, а в большинстве случаев по всецело понятным причинам невозможно.
Я имел опыт постройки угловой вокальной кабины и в качестве основного материала выбрал гипсокартон. Он показался мне простым в эксплуатации и не слишком дорогим. Хотя гипсокартон – не единственный из пригодных материалов. Вполне подходящими материалами будут фанера или ДСП.
Ниже я привожу примитивную иллюстрацию того, как выглядит стена простой самодельной вокальной кабины в разрезе:
Что касается пола, то здесь уже гораздо проще. На пол лучше и правильней всего постелить ковролин.
Теперь что касается размеров и проектирования вокальной кабины.
Как было сказано и показано ранее, стен у неё может быть либо две, либо три, либо четыре, в зависимости от того, как её предполагается строить.
Размер самой кабины – дело сугубо индивидуальное. Он может зависеть как от размера основной комнаты, так и от задач, которые кабина должна решить. Здесь я имею в виду то, что предположим, вокалист с микрофонной стойкой потребует меньше места, чем скажем с той же микрофонной стойкой скрипач, так как скрипачу потребуется больше места для размаха рукой со смычком и большее расстояние от инструмента до микрофона.
Что касается формы самой кабины, то я рекомендую строить её следующим образом:
1. Обратите внимание – все стены кабины имеют разную длину. За счёт этого мы избегаем параллельных поверхностей, дабы не допустить возникновения стоячих волн, следствием чего будут неприятные резонансы, особенно на низких частотах.
2. Серым цветом на схеме обозначено окно. Его следует делать предельно небольшим, устанавливать под наклоном и использовать по возможности качественные стеклопакеты, но это всё имеет смысл только в том случае, если окно вообще вам нужно.
3. Устанавливайте по возможности также качественную дверь, и не забывайте заглушить её с обеих сторон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ну что ж, вот собственно и всё, что я хотел рассказать вам о вокальной кабине. Кому-то всё это покажется сложным и дорогим, но спешу отметить, что наличие в вашей домашней студии вокальной кабины – огромнейшее преимущество.
Наличие вокальной даст вам существенный прирост в качестве, так как позволит записать вокал чистым, без лишних шумов и влияния некачественной комнатной акустики.
Как сделать студию звукозаписи дома: первый шаг к домашнему лейблу
Содержание
Содержание
Если вы записываете свою музыку или аудиокниги, озвучиваете видеоролики для YouTube, домашняя студия звукозаписи – это ваше рабочее место. Создать и оборудовать ее самостоятельно вполне реально, было бы желание.
Есть два пути, по которым можно пойти.
Первый – комнатная студия. По сути, это просто уголок в комнате. Все оборудование при необходимости легко убирается. Это самый простой вариант, если звукозапись не является вашим основным занятием.
Второй – это выделенная студия. Например, ею может стать кладовка, в которой помещается хотя бы компьютерный стол (в идеале – комната и студийная мебель). Другой вариант – вокальная кабина (ее называют еще акустической или дикторской), которую можно разместить прямо в квартире. Это оптимальный вариант, если вы планируете заниматься звукозаписью на дому профессионально или полупрофессионально.
Компьютер или ноутбук
Для начала, конечно, можно попробовать использовать любой компьютер, который есть в вашем распоряжении. Но есть очень важный момент. Для записи звука и его редактирования вам понадобится соответствующая программа – это может быть Adobe Audition, AVS Audio Editor, Avid Pro Tools, Presonus Studio One, Propellerhead Reason и так далее (у большинства программ есть демо-версии). И такие программы предъявляют достаточно высокие требования к вычислительным мощностям компьютера. Скажем, небольшой нетбук для этих целей не слишком подойдет.
При желании можно попробовать начать с программ попроще – большинство из них бесплатны и не требуют высоких производительных мощностей от компьютера. Популярные программы для домашней звукозаписи – это Audacity, Free Audio Recorder и другие.
Выбор между стационарным компьютером и ноутбуком – дело вкуса и личного выбора. Лучше всего здесь исходить из своих потребностей. Но ноутбук предоставляет возможность сделать свою мини-студию мобильной и при необходимости без труда переносить ее – часто именно это определяет выбор.
Ключевые критерии выбора компьютера или ноутбука для домашней студии звукозаписи:
Микрофон
Микрофон – один из самых ответственных выборов, особенно если он будет один. От него в первую очередь зависит качество записи. Микрофоны для Скайпа типа Sven здесь не подойдут – они могут быть хороши для общения, но в записи дают заметный фоновый шум, а качество звука оставляет желать лучшего. Ориентировочный ценник для хорошего микрофона, который подойдет для качественной звукозаписи, – от пяти-шести тысяч рублей.
Студийный микрофон может быть динамическим или конденсаторным. Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокочастотными инструментами (акустическая гитара, клавишные), а динамические – со средне- и низкочастотными (ударные, электрогитара, бас).
Динамические микрофоны считаются идеальными для сцены – они конструктивно более прочные, более устойчивые к перепадам влажности, у них выше запас усиления до появления обратной связи (она возникает, когда несколько микрофонов ведут запись рядом друг с другом).
Для домашней записи голоса чаще всего используют конденсаторные микрофоны. Они различаются по размеру диафрагмы. От размера диафрагмы зависит уровень записи высоких/низких частот. Так, если вам нужно записать трек с большим количеством высокочастотных инструментов, идеален будет конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой (это «микрофоны-карандаши»).
Но если вы планируете приобрести только один микрофон, как минимум на начальном этапе, оптимальным выбором будет конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Это вариант, подходящий для большинства задач в домашней звукозаписи.
Если вы собираетесь записывать только голос, предпочтительно выбирать настольный микрофон – это позволит обойтись без стойки для него и снизит общие затраты на оборудование.
Приведем примеры нескольких конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой, прекрасно показывающих себя в условиях домашней звукозаписи. Большинство из них можно найти в специализированных магазинах аудиотехники.
Среди рекомендуемых можно выделить:
Подробный гайд по выбору микрофона читайте на нашем сайтеили в посвященной этому вопросу статье на клубе экспертов.
Поп-фильтр
Поп-фильтр – важный аксессуар при записи голоса. Он выполняет две функции: гасит экстремальные («взрывные») частоты и защищает микрофон от «заплевывания».
При произнесении некоторых звуков («п», «б») создается сильный поток воздуха. В обычной речи этого не слышно. Но на записи возникают «хлопки». Во избежание таких «хлопков» и необходим поп-фильтр.
Поп-фильтр может быть с нейлоновой мембраной или с металлической. Первые – дешевле, но они и менее долговечны.
Поп-фильтры с нейлоновой мембраной:
Поп-фильтры с металлической мембраной:
Микрофонная стойка
Нужны ли вам микрофонные стойки – зависит от целей, с которыми вы оборудуете студию, и от того, какой именно микрофон вы приобрели. Если вы записываете только голос и микрофон у вас настольный – стойка ни к чему. Если вы пишете музыку и/или микрофон ручной – без стойки не обойтись.
Конструктивно стойка может быть:
Для конденсаторного микрофона очень важна устойчивость стойки и качественные крепления, поскольку эти микрофоны довольно хрупкие. Стоит обратить внимание и на другие конструктивные особенности – например, телескопические стойки предоставляют больше возможностей.
Примеры настольных микрофонных стоек:
Стойки типа «журавль»:
Звуковая карта
Звуковая карта – один из важнейших элементов домашней звукозаписывающей студии. Для качественной записи возможностей встроенной звуковой карты компьютера попросту не хватит. Отметим важнейшие моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе внешней звуковой карты.
Акустический экран
Если у вас есть возможность создать в доме или квартире выделенную студию, то этот пункт можно смело пропустить. Достаточно просто обить все стены акустическим поролоном, а на потолке разместить акустические панели.
Тот, кто хоть раз пробовал записывать звук в квартире и прослушивать его на хорошем оборудовании, хорошо знает, что результат будет сильно зависеть от окружающих поверхностей.
Все поверхности, которые нас окружают в квартире, так или иначе отражают звук и влияют на него. Именно поэтому в профессиональных студиях звукозаписи стены обивают акустическим поролоном, который рассеивает волны и позволяет получить на выходе чистый звук.
Но как быть в условиях комнатной студии? Здесь выходом становится акустический экран – его можно установить на столе за микрофоном, и это позволит минимизировать эхо и другие негативные факторы, связанные с отражающими поверхностями.
Наушники
Наушники для студийной записи могут быть открытыми или закрытыми. Закрытые идеальны для записи, поскольку дают лучшую звукоизоляцию. Для редактирования и сведения треков лучше предпочесть открытые наушники, поскольку они дают более высокое качество звука.
Примеры качественных открытых наушников для домашней студии:
Примеры закрытых наушников:
Несколько облегчить выбор могут готовые комплекты для домашней звукозаписи. Обычно в них входят звуковая карта на 4-6 входов, конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и наушники закрытого типа плюс кабели для подключения всего этого к компьютеру. Это – стартовый минимум для записи и обработки голоса. Иногда в набор могут входить дополнительные микрофоны, поп-фильтр. Выбирая комплект, стоит обратить внимание на конструктивный тип микрофона (ручной, настольный) – возможно, для него придется отдельно приобрести стойку.
Оборудование для домашней студии может быть самым разнообразным и включать в себя разные виды микрофонов и стоек, студийные мониторы, кабели, MIDI-клавиатуры, усилители и многое другое. Мы привели те из них, без которых попросту не обойтись даже на начальном этапе.
Вокальная кабина
Итак, продолжаем заниматься акустическим оформлением своей домашней студии звукозаписи. На этот раз речь пойдет о вокальной кабине. Из этого материала вы узнаете, что представляет себя такая кабина и ее основные преимущества. Также кроме этого мы обсудим, каких размеров должна быть кабина, из каких материалов ее лучше сделать и как правильнее эту кабинку спроектировать. Итак, поехали!
Что такое вокальная кабина?
Вокальная кабина — это фактически небольшая комнатка, которая построена внутри самой студии звукозаписи. Спрашивается, а для чего это нужно? Разумеется, главным образом для того, чтобы полностью изолировать микрофон и исполнителя от внешнего шума. Невзирая на само название, кроме вокала подобное сооружение может подойти и для записи других инструментов. Главное, чтобы размеры кабины позволяли это сделать.
Но, не смотря на все достоинства акустической кабины, ее создание даже из подручных, а не специализированных материалов, дело весьма не дешевое. Стоимость постройки кабины даже самой простой, может выльется вам в немалую копеечку. Однако, не смотря на это, я подробно расскажу о такой кабинке и о том, как ее построить.
Из чего состоит вокальная кабина?
Прежде чем приступить к пояснению, я расскажу вам, из чего состоит сама вокальная кабина. Ну, во первых, конечно же, без стен тут не обойдешься. Стен у кабины может быть разное количество. Можно создать кабину из четырех, трех или даже из двух стенок. Почему такая разбежка спросите вы? Скажу вам, что все зависит от способа создания вокальной кабинки. Чтобы было более менее понятно, обратите свое внимание на простейшую иллюстрацию снизу.
Здесь широкими черными линиями обозначены основные стены дома и три варианта постройки кабины. В первом варианте у нас две стены, пристроенные к двум основным стенам комнаты. Второй вариант — это постройка буквой П. Тут мы пристраиваем три стены, а одна стена у нас остается основной. И, по моему мнению, самый хороший, но не самый удобный способ — это третий способ. Здесь кабинка создана в не зависимости от основных стен звукозаписывающей комнаты.
Также в вокальной кабине должно быть наличие двери. Понятно для чего! Еще должно присутствовать маленькое окошко для визуального контакта между звукорежиссером и самим исполнителем. В прочем, окно не так обязательно, если исполнителем и звукорежиссером будет один и тот же человек. Для комфортной работы внутри вокальной кабины следует уделить серьезное внимание хорошему освещению и вентиляции. Если вы в кабине проводите мало времени, то тут можно обойтись и без вентиляции. Но если все наоборот, то вентиляцию вам сделать все же придется. Только включать ее нужно в паузах между записью. В противном случае шум от вентиляции будет записан в микрофон.
Материалы для вокальной кабины
Теперь из чего делать эту вокальную кабину? Ну понятное дело, ее лучше сделать из того материала, из которого выстраивают стены в доме (из кирпича, шлакоблока или из бетона). Однако это очень неудобно и в большинстве случаев практически невозможно. Например, при постройке угловой кабины, в качестве основного материала можно выбрать гипсокартон. Он будет проще в эксплуатации и будет стоить не так уж и дорого. Однако сам гипсокартон является далеко не идеальным и не единственным подходящим материалом. Вместо него еще можно использовать любые виды дерева (например, фанера или ДСП).
Чтобы много не писать я покажу на примитивной схеме, как устроена стенка простой «самопальной» кабины в разрезе (рисунок ниже). Кабина состоит из основы (4), то есть две панели. Это может быть либо фанера, либо ДСП, либо еще что-то. Между ними идет шумоизоляция (5). Это может быть поролон, урса (современная минеральная вата) и даже скомканная бумага. Соответственно звукопоглотителями (6) оббивается основа с внешней и с внутренней стороны вокальной кабины. Из материалов можно использовать кавролин, поролон или другой специализированный материал.
А вот что насчет пола, то тут будет попроще. На пол будет правильнее постелить тот же самый кавролин. То же самое это дело касается и потолка. В вокальной кабине натянуть на потолок кавролин будет гораздо проще, чем для домашней звукозаписывающей студии. Вместо кавролина также подойдет и поролон. Еще можно использовать и яичные лотки. Однако, как малоэффективный материал их лучше оставить на самый крайний случай.
Проектирование вокальной кабины
Теперь поговорим о размерах и проектировании вокальной кабины. Как сказано ранее, стен у кабины может быть разное количество. Все зависит от того, как вы решите строить это маленькое помещение. А вот размер самой кабины это дело уже сугубо индивидуальное. Ее размер может зависеть, как от размера студии звукозаписи, так и от различных задач. Предположим, что вокалист с микрофонной стойкой требует меньше места, чем та же самая стойка, но уже со скрипачом. Скрипачу требуется больше места для размаха рукой со смычком. А для достижения более качественного звука, требуется немалое расстояние от инструмента до микрофона.
Что касается формы кабины, то я рекомендую построить ее следующим образом. На рисунке ниже вы видите вид сверху этой вокальной кабины. Первое, что бросается в глаза это то, что она ассиметричная и какая-то кривая. Это сделано неспроста. Каждая из четырех ее стен имеет разную длину. Таким образом, соединяя их вместе, мы избегаем параллельных поверхностей между стенами. То есть у нас каждая из противоположных стен не параллельны и тем самым возникает преимущество в борьбе со стоячими волнами.
Серым прямоугольником я обозначил окно. Его нужно делать максимально маленьким. Делайте окно примерно на уровне головы человека, чтобы можно было просто осуществлять визуальный контакт между звукорежиссером и исполнителем. Если ваши финансы позволяют, то можно обойтись без окна и сделать видеонаблюдение. Кстати я рекомендую вам подсчитать, что будет для вас выгоднее установить ту же веб-камеру или поставить качественный стеклопакет. Окно следует располагать также под небольшим наклоном, чтобы опять же избегать параллельных поверхностей.
Коричневым прямоугольником я обозначил входную дверь. У входной двери те же самые требования, что и к окну. Это как обычно хорошее качество, звукоизоляция и отделка акустическими материалами.
Вот и все! Теперь вы знаете, для чего нужна вокальная кабина, как правильно ее построить, какие материалы можно использовать. Прежде чем создавать кабину в своей звукозаписывающей студии, вам нужно определиться, для кого эта кабина подойдет. Так вы определитесь с размерами этого помещения и в дальнейшем звукозапись в нем не будет вызывать какие-то неудобства или проблемы. Также стоит соблюдать несколько советов по оформлению студии. В общем, изучайте и внедряйте!