Как сделать качественней музыку
На чем сейчас слушать музыку — в погоне за качеством
Все современные аудиоформаты в порядке улучшения качества звучания
На чем сейчас слушать музыку — в погоне за качеством
Все современные аудиоформаты в порядке улучшения качества звучания
В цифровую эпоху вопрос «какой формат для прослушивания выбрать» кажется довольно странным. Ведь на рынке полно потоковых сервисов, стриминга – подписался, отыскал любой альбом, нажал кнопочку, все играет. Это не то, что раньше – иди в магазин, покупай физический носитель… В конце концов, если хочется роскошного качества – есть онлайн маркеты Hi-Res контента. Однако, что мы получаем на самом деле, прослушивая музыку в таких форматах? И что теряем? Редакция Hi-Fi.ru публикует абсолютный рейтинг качества всех современных способов прослушивания музыки – надеемся, что данный материал расставит точки над «i» в этом непростом вопросе и поможет понять, почему винил до сих пор живее всех живых, а некоторые аудиофилы предпочитают магнитную ленту.
MP3, AAC и другие сжатые форматы
Оценка качества – 5%
Старый-добрый MP3 был разработан в эпоху, когда высокие скорости Интернета нам только снились, а терабайтные хранилища информации казались делом далекого будущего. Сейчас формат подойдет лишь для ознакомления с мелодией – искаженные тембры, сдвинутый тональный баланс, плохая детализация вряд ли могут быть интересны любителям высокой верности воспроизведения.
+ | Огромная библиотека треков | – | Качество имеет слабое отношение к оригинальному замыслу |
Вердикт – «зашазамил» – «ознакомился»
FLAC, PCM 16/44 – несжатые форматы
Оценка качества – 15%
+ | Массовый формат для стриминга | – | Значительные потери во всех смыслах |
Вердикт – наслаждения не случится, но общее представление о треке формат дает
CD (компакт-диск)
Оценка качества – 20%
Зачем мы упомянули в списке CD, когда выше уже описали данный подход «в цифре»? Ответов два. Во-первых, многие аудиофилы имеют коллекции из тысяч «компактов», так что, пластмассовые кружочки послужат еще долго. Во-вторых, как ни странно, на хорошем транспорте или проигрывателе https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/top50-cd/ CD «одной левой» кладет на лопатки его цифровой образ – предлагая лучшую нижнюю середину и разрешение. А если мы добавим различные варианты «улучшенных» дисков (например, gold), то получим неплохое поле для экспериментов.
+ | Звучит лучше, чем цифра 16/44 | – | Потери все равно велики – бас обрезан, динамика страдает |
Вердикт – выбор коллекционеров
Hi-Res PCM, FLAC 24/96 – 24/192
Оценка качества – 25%
Высокое разрешение таки пришло в наши дома – на сегодня в Сети полно магазинов с подобным контентом, а большинство стриминговых сервисов имеют опции вещания с разрешением 24 бита. По сравнению с CD здесь куда лучше пространственная картина и детализация.
+ | При хорошем мастеринге явно лучше компакт-диска | – | Все ещё ограниченные басовые таланты |
Вердикт – формат постепенно становится массовым и заменяет все вышеперечисленные схемы, однако, он не идеален
DVD-Audio
Оценка качества – 25%
DVD-Audio быстро взлетел и точно так же быстро покинул сцену. На сегодня эта версия Hi-Res на дисках стала уже коллекционной редкостью – или битами в файлах соответствующего продаваемого цифрового контента.
+ | Все преимущества высокой битности сигнала | – | Качество звучания не лучше «обычного» Hi-Res, плееров для воспроизведения не найти |
Вердикт – только для любителей самого редкого
Оценка качества – 25%
Детище Боба Стюарта из Meridian, предложившего комбинацию сжатия с потерями и форму отпечатка для восстановления исходной последовательности. Схема прижилась в стриминге и предложила как неплохое качество, так и лучшую оптимизацию для трансляций.
+ | Звучит интересно | – | Все те же, что и описаны выше у Hi-Res |
Вердикт – чуда не произошло, но как вариант послушать музыку на пробежке в наушниках, почему бы и нет?
Компакт-кассета
Оценка качества – 40%
Компакт-кассета, хотя и имеет ряд существенных недостатков (низкое соотношение «сигнал-шум», например), но обеспечивает очень пластичный и натуральный саунд. Искрометных ВЧ здесь нет, но лента, даже в такой усеченной схеме, имеет свою магию. А учитывая, что сейчас много релизов выходит на кассетах – есть повод обратить внимание на формат. Новые кассетные деки тоже выходят – но можно обратить внимание и на винтаж.
+ | Живое, ртутное звучание | – | Детализация не хватает звезд с неба |
Вердикт – можно снова окунуться в былую эпоху
DSD128
Оценка качества – 40%
Однобитный студийный формат Sony на сегодня щеголяет достаточно большой библиотекой и предлагает существенно лучшее разделение каналов и динамический диапазон, чем «младшие» версии Hi-Res PCM.
+ | Изысканное звучание, которое может впечатлить | – | Плотность звуковых образов не всегда на высоте |
Вердикт – явный шаг вперед
Оценка качества – 45%
Как обычно, дисковый носитель играет чуть лучше, чем его цифровой слепок – так и в случае с SACD, физический формат предложит вам несколько лучшую пространственную картину. Но и обойдется дороже.
+ | Неплохая библиотека, приятное звучание | – | Звук все еще недостаточно плотный |
Вердикт – если вы коллекционер дисков, стоит обратить внимание
Hi-Res PCM 32/384 – 32/768
Оценка качества – 50%
Самые продвинутые варианты Hi-Res 32- битные. Записей таких совсем немного, но они, наконец-то, обеспечивают должную глубину баса и все богатство тембральных оттенков.
+ | Маленький шаг для человечества, но значительный – для отрасли | – | Скудный выбор записей |
Вердикт – цифровой звук, который, наконец-то, вызывает немного нареканий
DSD256 – DSD512 – DSD1024
Оценка качества – 50%
«Продвинутые» форматы DSD, которые демонстрируют полноценное физическое ощущение звуковых образов. Вместе с роскошными басами и динамическими всплесками такой DSD кажется наиболее впечатляющим цифровым решением для музыки.
+ | «Почти» студийный звук | – | Небольшая библиотека, некоторое ощущение отстраненности в подаче |
Вердикт – выбор аудиофилов
Винил (новодел)
Оценка качества – 60%
Современные пластинки избавились от множества недостатков, заметных на рубеже XXI века, теперь они предлагают, как правило, и добротный мастеринг, и абсолютно натуральное звучание, расцвеченное всей гаммой эмоций.
+ | Если запись качественная, вы получите всю гамму красок | – | Виниловая система окажется дороже цифровой |
Вердикт – аплодируем ренессансу аналога!
Винил (первопрессы)
Оценка качества – 70%
Оригинальные версии LP до сих являются эталонными для виниловых пластинок. Другие версии не могут сравниться с их динамическим диапазоном, мощью и слитностью подачи.
+ | Роскошные басы, дух эпохи перед вами | – | Сложности с поисками пластинок в идеальном состоянии |
Вердикт – за первопрессами стоит поохотиться
Магнитная лента
Оценка качества – 100%
Эталон на сегодня. Формат рекорд-лейблов, «Священный Грааль» музыки не так давно стал доступен и для массового пользователя – высококачественные записи на скорости 38 см/с наконец-то пришли в дома самых продвинутых аудиофилов. На рынке сейчас есть десятки компаний, продающих такие ленты – и, поверьте, один раз услышав подобное качество, понижать планку будет очень болезненно. Лента сразу же показывает всю нищету иных схем воспроизведения музыки – её динамика на голову превосходит все имеющееся на рынке, а эмоции авторского исполнения, кажется, проникают к вам прями в душу. Если хотите узнать, что вы теряли раннее – оцените запись reel-to-reel, но, помните, пути назад уже не будет. Да и с выбором бобинника придется повозиться.
Где выкладывать свою музыку? Сервисы для музыкантов, которые помогут найти слушателей
Содержание
Содержание
Каждого музыканта мучает один овпрос — где найти публику, слушателей? Еще недавно главным способом было издание музыки на CD, кассетах и виниле. Но с появлением стриминговых сервисов и соцсетей музыкантам на первых порах не нужны лейблы и кредиты на тиражирование дисков. Достаточно разместить материал в Интернете, чтобы добиться прослушиваний, фидбека, а то и денежного вознаграждения за свои труды.
Но для начала нужно удостовериться, что все готово к публикации. Для успешного релиза потребуется:
Стриминговые сервисы
iTunes, Apple Music, Яндекс Музыка, Google Play, Spotify и другие
В первую очередь, нужно дать аудитории возможность легально прослушать и купить готовые треки. В 2020 году легально музыку слушают, в основном, через iTunes, Яндекс Музыку и другие стриминговые сервисы, даже VK и YouTube предлагают такую возможность. Именно с них треки потом расходятся по торрентам и пиратским стримингам.
Стриминговых сервисов существуют десятки, разбираться в каждом из них — настоящий ад. Поэтому существуют сайты-агрегаторы, которые позволяют загрузить музыку сразу на дюжину платформ. Самые известные — Tunecore и CDBaby, Гугл знает еще множество зарубежных и российских аналогов. Само размещение стоит недорого, но сервисы берут комиссию с продаж, так что нужно внимательно читать условия. Тем не менее, это самый простой способ опубликовать свою музыку и получить присутствие на мировом музыкальном рынке.
Социальные сети
VK, Facebook, YouTube, Twitter, Instagram, Telegram, Snapchat, TikTok
Следующий шаг — присутствие в социальных сетях. Они позволяют не только размещать музыку, но и общаться с аудиторией, информировать о новостях, выступлениях и т.п. Это очень важно для формирования и роста будущей фанбазы. Иногда размещение аудиозаписей входит в пакет размещающего агрегатора вместе с iTunes и Play Music, в ином случае несложно сделать все самостоятельно.
Если музыка ориентирована на российского слушателя, стоит уделить внимание VK — получить там верификацию и карточку музыканта. Последняя дает преимущество в поиске, позволяет собирать статистику и дает возможность размещаться в музыкальном приложении BOOM. Чтобы ее получить, нужно заполнить анкету в сообществе VK Music. Также стоит проверить, есть ли аудитория в Telegram — туда можно загружать музыку напрямую, а админы тематических каналов могут помочь с пиаром.
Если музыка больше для западного слушателя, тогда нужно обратить внимание на Facebook, Twitter и Instagram. В них нельзя разместить музыку, только прикреплять на нее ссылки. Но присутствие в них важно, чтобы аудитория знала о существовании проекта и могла подписаться на новости. Стоит разместить там ссылки на все треки, добавив к ним хештеги с жанром и названием проекта. По этим тегам пользователи и администраторы сообществ, посвященных соответствующей музыке, ищут новые релизы.
Instagram подходит для музыкальных проектов, сконцентрированных вокруг личности артиста. Многие хип-хоп, рок и метал музыканты используют его для непринужденного общения с фанатами и публикации контента из закулисья. С теми же целями иногда используется Snapchat.
Очень важно, что VK, YouTube, Facebook и Instagram предоставляют большие возможности для продвижения. Репосты по сообществам повысят узнаваемость, а таргетированная реклама позволит очень тонко настроить пиар альбома или концерта.
TikTok — быстро растущая соцсеть, позволяющая размещать короткие видео (около 15 секунд, до минуты). Благодаря хитрому алгоритму ранжирования, выводящему в топ интересный пользователю контент, в ТикТоке можно получить внезапную популярность за счет вирусного эффекта. Например, если создать трек, который прикольно ложится под какой-то видеоряд (обычно, какие-нибудь танцы), то есть шанс, что пользователи будут клепать тысячи видео под этот трек. Чтобы это произошло, нужно разместить трек в музыкальной библиотеке TikTok (входит в пакет тех же TuneCore и CDBaby). Так любой пользователь сможет выбрать его для своего видео. За каждое использование трека будут начисляться деньги.
Соцсети для музыкантов и креаторов
Bandcamp, Soundcloud, Last.Fm, Patreon, Pandora AMP, стоки
Bandcamp — интернет-магазин для инди-музыкантов. Позволяет разместить свою музыку и мерчандайз, продавать цифровые копии (в том числе в lossless) и диски по собственным ценам за небольшую комиссию сервиса. Артист может создать свою страницу на платформе с коротким именем (получается что-то вроде сайта) и ставить на нее ссылку в соцсетях (например, у страницы Facebook есть экшн-кнопка, с помощью которой удобно перенаправлять на Bandcamp). Большое преимущество сервиса именно в возможности продавать реальные носители и мерчандайз, поэтому вокруг него сконцентрировалось множество коллекционеров CD и винила. Благодаря большому сообществу можно найти слушателя даже в самых экзотических жанрах.
Soundcloud — соцсеть для инди-музыкантов, главная фишка — возможность оставлять комментарий по ходу трека прямо на звуковой дорожке. Так можно отметить самые цепляющие моменты. Позволяет разместить до 5 Гб своей музыки в mp3 и lossless форматах, есть платные аккаунты, расширяющие пространство и функционал. В Facebook и Twitter удобно ставить ссылки на свои треки на Soundcloud, он с ними интегрирован. Сервис не позволяет продавать свою музыку, но недавно добавили экшн-кнопку для ссылки, например, на тот же Bandcamp.
Last.fm, хоть и растерял былую популярность, все еще имеет ядро преданных пользователей. Если раньше творчество выкладывалось в соцсетях и стримингах, то, скорее всего, оно уже есть на last.fm. Однако стоит зарегистрировать страницу своего проекта, чтобы иметь контроль над профилем. Эта платформа замечательна тем, что довольно точно ассоциирует похожие группы и проекты друг с другом. Это удобно пользователям для исследования целых жанров и направлений, и выгодно музыкантам, которые получают бесплатные прослушивания.
Patreon дает возможность фанатам подписываться на канал за небольшую сумму (базовая подписка — всего доллар) в обмен на эксклюзивный контент. Это может быть ранний доступ к произведениям, редкие записи выступлений, каверы песен, ремиксы, демки, видео из гримерки и т.п. Можно установить разные уровни подписки с разной стоимостью и объемом предлагаемого контента, включая и оффлайн-подарки — мерчандайз, диски, плакаты и т.п. Patreon популярен не только среди музыкантов, но и художников, фотографов, косплееров, блогеров и других творческих личностей.
На Patreon присутствуют известные музыканты — например, вокалистка группы Arch Enemy
Pandora AMP — своеобразная соцсеть, позволяющая размещать музыку и получать более интенсивный фидбек по сравнению с другими платформами. За это отвечают набор инструментов, например, Artist Audio Messages — короткие аудио-сообщения перед треком — прероллы наподобие рекламы ВКонтакте, но от самого исполнителя. Заменяют собой привычные текстовые посты, при этом работают лучше. Также можно продвигать синглы с помощью функции Featured Tracks, которая дает почти вдвое больше внимания к одному из треков с альбома, есть возможность добавлять музыку в плейлисты и т.п.
Если треки по жанру представляют собой скорее небольшие зарисовки с определенным настроением, тогда стоит рассмотреть аудиостоки для реализации материала. Многие музыканты зарабатывают, создавая музыку параллельно с основным проектом, а некоторые и вовсе отказались от идеи войти в зал славы рок-н-ролла в пользу стабильного заработка своим ремеслом. Во многом это проще, чем продвигать собственный музыкальный проект — на стоках музыка нужна в качестве подложки для видеопрезентаций и трейлеров, так что она уже отвечает, зачем и для чего она существует. В отличие от собственного музыкального проекта, значимость которого еще предстоит доказать аудитории.
Торренты, форумы и Reddit
При работе в андеграундных жанрах музыки часто приходится забыть вовсе о какой-либо прибыли и даже окупаемости проекта. Особенно это касается новых проектов и групп — им аудиторию приходится искать с нуля и там, где придется. Вполне разумным шагом будет создание авторской раздачи на торренте — многие из них выделяют такие раздачи, чтобы привлечь внимание пользователей. Также существуют торренты, посвященные конкретному жанру музыки — стоит разместиться и там.
Иногда можно найти даже такие реликты далекого прошлого, как форумы, посвященные тому или иному направлению музыки. Например, до сих пор популярен форум о тяжелой музыке Ultimate Metal с разделом для размещения собственных треков. Порой просто ценители, а иногда и продюсеры ходят по этому разделу в поисках талантов.
Можно попробовать запостить свой релиз на Reddit — это сайт, с которого начинаются 90 % мемов и вирального контента в интернете. Можно попытать удачу в разделе r/ListenToThis, а можно найти сабреддиты, посвященные конкретному жанру. Однако при осмыслении полученного фидбека всегда стоит помнить о специфике аудиторий форумов и реддита.
Собственный сайт
Хотя мало кто сегодня посещает сайты ради новостей о любимой группе, все же каждый музыкальный проект имеет страницу в интернете. Собственный сайт — не только вопрос престижа, но и возможность:
Сайт можно сделать самостоятельно. Сегодня даже конструкторы типа WIX и Squarespace обладают достаточным функционалом для реализации всего вышеперечисленного. А движки типа WordPress и Tilda обладают не менее удобным интерфейсом, чем конструкторы сайтов — достаточно базовых знаний HTML для создания собственной страницы.
Продвижение собственной музыки — долгий и кропотливый процесс. Хорошая новость в том, что в мире обязательно найдутся те, кому она понравится. Плохая — в том, что их для начала нужно найти. Поэтому в основе продвижения лежит простая математика: чем больше людей послушают некий трек, тем больше шанс, что среди них будут ценители подобной музыки. Нужно всегда держать это в уме и не бояться размещения своих треков на всех доступных платформах.