Как сделать качественную дорогу
Как обустроить дорогу к загородному дому: варианты решения
Став счастливым обладателем загородного дома, новоиспечённый хозяин чаще всего сталкивается с такой проблемой, как плохой подъезд, грунтовая дорога. И если в сухую погоду добраться до места жительства не составляет никаких проблем, то в дождь и снег машина просто грузнет, и проехать становится очень проблематично. Размытая грунтовая дорога, постоянная грязь, лужи особо радости не приносят, особенно когда каждый раз приходится толкать автомобиль. Да и такая ужасная картина на фоне красивого дома не особо гармонирует.
Единственный выход – это своими собственными силами проложить к своему дому хорошую дорогу. Есть несколько вариантов.
Начнём с самого распространённого и наиболее качественного варианта – это укладка горячего, холодного асфальта : такая дорога прослужит долгое время, и вы не будете сталкиваться с такими проблемами, как ямы и грязь. К тому же, асфальтная дорога смотрится красиво, богато, и придает вашему дому ещё больше статуса. Безусловно, такие работы требуют не малых материальных вложений, но с годами они окупаются.
Высокая стоимость асфальтного покрытия объясняется сложностью работ, которые делятся на два этапа:
К тому же такие работы не обходятся без специальной техники и специалистов. Конечно же, можно и самостоятельно засыпать ямы асфальтом, прикатать, но насколько долго прослужит такой косметический ремонт дороги? Качественное и долговечное асфальтное покрытие, которое соответствует всем требованиям, гарантирует только профессиональная строительно-дорожная компания.
При этом цены на покрытие зависят от таких факторов, как:
• размер территории;
• количество используемой техники;
• объём работ.
Поэтому для экономии средств лучше всего объединиться с соседями и сделать раз и навсегда хорошую дорогу.
Второй вариант – обустройство дороги дорожными плитами. Они имеют разные размеры, и поэтому из них можно сделать дорогу любой ширины. К тому же из таких плит даже обустраивают и тропы на участке.
При строительстве дороги из такого материала не потребуется основательно подготавливать землю. Главное, убрать растительность и пройтись грейдером для выравнивания основания. После этого дорога засыпается песком и утрамбовывается. Далее кладутся плиты. Единственный недостаток в том, что укладка плит происходит только с помощью подъёмного крана. Их большой вес не позволяет вручную этого сделать. Если в будущем у вас появится желание положить асфальт, то это можно будет сделать прямо на плиты. Убирать их не обязательно. Во время эксплуатации дорожные плиты не теряют своих свойств и демонтируются по потребности.
Третий вариант, самый бюджетный – насыпная дорога с помощью щебня, песка. Для этого понадобится оплатить аренду спецтехники, стоимость материалов. По такой дороге автомобиль конечно же проедет в любую погоду, но качество будет ниже среднего.
Надёжность и долговечность подъездной дороги к загородному дому актуальны всегда. Тип дорожного покрытия стоит выбирать, исходя из частоты проезда. Если в посёлке несколько домов, и в планах увеличение количества жителей, то правильным выбором станет асфальтное покрытие.
От качества дороги во многом зависит и техническое состояние автомобиля – об этом также не стоит забывать.
Как сделать грунтовую дорогу
Грунтовая дорога — это относительно недорогой, но при этом очень функциональный тип трассы. Если вы ограничены в финансах, вы сможете сделать грунтовку буквально из ничего. В условиях, когда песок, щебень и асфальт стоят немалых денег, такой вариант является очень привлекательным.
При этом качественная грунтовая дорога с ровной поверхностью позволяет перемещаться по ней на автомобиле быстро и с комфортом — по хорошим трассам такого типа можно ездить и на скорости в районе 100 километров в час. Для того, чтобы поддерживать грунтовку в хорошем состоянии, понадобится регулярно проводить ремонт дорожного полотна. Однако даже с учетом этого обойдется такая дорога дешевле бетонной или асфальтовой.
Рассмотрим, как построить грунтовку своими руками — какие потребуются материалы, каковы основные этапы создания дороги, а также важные моменты, на которые необходимо обратить внимание.
Устройство грунтовой дороги и необходимые материалы
Грунтовку можно сделать из природного грунта или грунта с добавлением других материалов. В российской классификации такие дорогие принято делить на три основные группы:
Первые два типа предполагают исключительно использование природного грунта — того, который присутствует в вашем регионе и в выбранной для сооружения дороги местности. При строительстве улучшенной дороги проезжая часть дополнительно укрепляется с помощью различных добавок — таких, как гравий, шлак и другие. Вообще же при строительстве грунтовок широко используются песок и щебень.
Еще один материал, необходимый для создания качественной грунтовки — дорожное полотно (геотекстиль, дорнит). Оно представляет собой нетканый материал из полиэфира или полипропилена, который укладывается в качестве одного из нижних слоев покрытия. Дорнит действует как армирующий материал, а также как пароизоляция — влага через него проходит только в одну сторону.
Улучшенная грунтовая дорога состоит из трех основных частей:
Подготовка к строительству дороги
Если вы собираетесь строить небольшую дорогу, можно обойтись элементарным инструментом, таким, как лопата, кирка и лом. Также понадобится тачка для подвоза материалов, рулетка, колья и веревка, чтобы выполнить разметку. Но в том случае, если необходимо построить полноценную дорогу, без спецтехники, конечно же, не обойтись. Придется заказать грузовик, экскаватор и грейдер, также для качественного выравнивания полотна может понадобиться каток.
На подготовительном этапе потребуется:
При выборе расположения будущей трассы нужно принять во внимание рельеф местности и тип грунта. Выбирайте направления, где расположено небольшое количество препятствий, которые потребуется устранять, меньше всего подверженные размывам. Также стоит позаботиться о том, чтобы ваша дорога пролегала в тех местах, которые не могут потребоваться каким-либо органам местного самоуправления для других целей — иначе велик риск, что однажды вам придется распрощаться участком построенной трассы.
Для того, чтобы сделать разметку, можно установить через каждые 10-15 метров колышки, которые отметят края трассы. По мере проведения работ по строительству трассы нужно будет натягивать между ними веревку. Серьезных изыскательских работ с составлением карты рельефа, как правило, не требуется.
Этапы строительства грунтовой дороги своими руками
Рассмотрим вариант устройства качественной грунтовки:
После завершения всех работ получается дорога, которая возвышается над уровнем земли на 25-35 см. Как нетрудно понять, обойдется такой вариант с песком и щебнем недешево, однако и служить эта дорога будет долго.
В чуть более простом варианте сооружение грунтовой дороги проходит в четыре этапа:
В некоторых местах может понадобиться укладка под дорожное полотно труб для прохода воды. Они должны быть достаточно широкими, при этом лучше, если длина такой трубы будет на 3-4 метра больше ширины самой дороги — к примеру, под шестиметровую грунтовку нужно укладывать трубы длиной 10 метров.
Оптимальная глубина корыта зависит от типа грунта в местности, где строится дорога. Чем слабее земля, тем глубже оно должно быть. Но верхний слой с дерном толщиной 10-15 см снять нужно в любом случае. Уложенный в корыто геотекстиль защитит его от повреждений и сделает дорогу более долговечной. Вообще же правила устройства корыта для грунтовки те же, что и при сооружении дачной дорожки, отличаются только объемы работ.
Правовые вопросы, связанные со строительством грунтовой дороги своими руками
Если вы собрались строить грунтовую дорогу, стоит принять во внимание, что соответствии с законодательством Российской Федерации местные администрации обязаны поддерживать дороги в пригодном для использования состоянии.
Поэтому вы можете подготовить обращение в прокуратуру для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления, который не выполняет свои обязанности по поддержанию дорог в надлежащем состоянии. В заявлении укажите, что такое бездействие несет в себе угрозу для здоровья, жизни и имущества граждан:
Таким образом вы сможете рассчитывать на получение компенсации. Из местного бюджета вам будет выплачена часть суммы, необходимая для строительства грунтовки — к примеру, 50%. Также есть вероятность, что вам удастся получить все 100%, но это, как правило, оказывается сложнее и занимает больше времени.
Ремонт дорожного полотна
Однако мало построить грунтовую дорогу, соблюдая правильную технологию. Проезжающие по ней автомобили и различные неблагоприятные факторы, такие, как атмосферные осадки, неизбежно будут месяц за месяцем ухудшать ее состояние. В итоге она может совершенно прийти в негодность и стать непроходимой.
Для того, чтобы этого не случилось, дорожному полотну потребуется ремонт, причем делать его лучше регулярно. Другими словами, не стоит ждать, пока оно будет совершенно разбито, чтобы приступать к его восстановлению — лучше раз в месяц выделять немного времени, чтобы привести трассу порядок. Сделать это также можно делать своими руками.
Ремонт дорожного полотна предполагает:
Вообще ремонт полотна можно произвести разными способами. При этом использовать специальную технику, предназначенную для обслуживания грунтовок, совсем не обязательно. К примеру, грунтовку можно поддерживать в отличном состоянии с помощью тяжелой дисковой бороны — такой ремонт дорожного полотна позволит устранить все неровности не хуже, чем ремонт с использованием бульдозера. Также нужно быть готовым к тому, что придется регулярно досыпать материал, который будет растаскиваться автомобилями, дождевой водой, тающим снегом и так далее.
Таким образом дорогу можно будет поддерживать в хорошем состоянии долгие годы с минимальными денежными и временными затратами. В случае, если вы будете регулярно выполнять ремонт полотна, грунтовая дорога, которую вы сделали своими руками, будет верой и правдой служить много лет и даже десятилетий.
Как сделать российские дороги безопаснее: пять простых решений
Количество погибших в ДТП в России снижается крайне медленными темпами, причем это признали даже в правительстве. Все говорит об одном — нужно принимать срочные меры, направленные на повышение безопасности. Но с чего начать? «Авто Mail.Ru» уверен: многие решения в сфере строительства дорог не требуют колоссальных затрат, однако могут спасти тысячи жизней.
29 декабря 2013 года в Москве в районе метро Каширская произошло страшное ДТП, в котором погибло три человека и еще трое получили ранения. Причиной аварии стал выезд на встречную полосу. «Неужели на дороге с восемью полосами отсутствует отбойник или разделительная полоса?», — спросите вы? Увы, но это так. В ходе реконструкции Каширского шоссе было принято странное решение — демонтировать заграждения!
«Я уверен, что это — исключительно нерациональное и губительное для людей решение, — рассказал «Авто Mail.Ru» руководитель Московского центра Probok.net Александр Шумский. — Оно призвано действовать, прежде всего, в угоду бюрократическим войнам. Никакой другой версии, для чего это делается, у меня больше нет».
С ним соглашается и член экспертного совета при комитете Госдумы по транспорту, член общественного совета при Межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета РФ Сергей Груздь. «Демонтаж действительно только увеличит количество лобовых столкновений и жертв на дорогах. Это настоящее вредительство. Так считаю и я, да и в ГИБДД это же отмечают, я читал их отчеты. Демонтаж — это крайне опасно. И осуществляется он, на мой взгляд, ради реверса. Там находится аэропорт Домодедово, и демонтаж увеличит пропускную способность. Но такие жертвы ради этого реверсивного движения совершенно ни к чему!», — заявил он.
По статистике, сегодня выезд на «встречку» занимает 3-е место среди причин серьезных происшествий на дорогах. Еще один ярчайший пример — ДТП, унесшее жизнь председателя правительства Республики Дагестан Гаджи Махачева и его родственников, произошедшее на Кутузовском проспекте. Если на одной из важнейших правительственных трасс отсутствует отбойник, что говорить про остальную страну?
Решение: разделять встречные потоки физической преградой
Спорить не будем: соблюдение ПДД обязательно для всех участников движения, никаких исключений из-за статуса водителя быть не должно. Но при этом нужно понимать — наличие физической преграды полностью пресекает возможность выезда на «встречку». Именно такая практика принята в большинстве стран, значительно продвинувшихся в сфере дорожной безопасности.
Лучше всего, когда встречные потоки разделяет полноценный металлический отбойник или бетонный разделитель. Но на дорогах с низкой интенсивностью движения может быть достаточно и специальных тросовых ограждений. Такие устройства активно применяются на дорогах США, Скандинавии и Белоруссии. Они обходятся дешевле обычных отбойников, однако способны поглотить кинетическую энергию автомобиля и значительно снизить тяжесть последствий аварии.
Еще одну проблему российских дорог наглядно выявили аварии на МКАД, произошедшие в январе этого года. 12 человек погибли! Причина оказалась в бетонных блоках, установленных в левом ряду московской кольцевой для ограждения места проведения ремонта. Из-за недостаточного информирования о приближении к месту дорожных работ водители слишком поздно их замечали. Нет, никто не спорит. ПДД нужно соблюдать. Но в большинстве случаев у людей практически не оставалось шанса избежать аварии.
Казалось бы, ситуация полностью противоположная описанной в начале нашей статьи. Однако на деле эта история оказалась не такой простой.
Слово — координатору движения «Синие ведерки» Петру Шкуматову, без записи в блоге которого эта история так и могла остаться лишь цифрами статистики на бумаге. «Мы считаем, что история с блоками вскрывает множество проблем. Даже ГИБДД, по сути, подтверждает, что это грандиозное нарушение правил работ на дорогах и нарушение технической безопасности, — рассказал Шкуматов «Авто Mail.Ru». — Мы встречались с гаишниками, они составили 20 протоколов именно за нарушение правил проведения работ. Но, что самое интересное, ГИБДД не может это прекратить. То есть, если вы выкопали яму, не пометили ее, и туда начали сваливаться автомобили, то ГИБДД не предпишет вам вернуть все обратно. Она может только выписать штраф и все. А по статье 10.1 ПДД водитель должен быть готовым ко всему. Получается, круг замыкается, и во всем всегда виноват сам водитель. Дорожники же не отвечают ни за что. А ГИБДД, отвечающая за безопасность, не может прекратить опасные работы».
Данный случай — далеко не единичный. О местах проведения дорожного ремонта в России зачастую предупреждают лишь знаки «Дорожные работы», а ведь иногда дорожники и вовсе не ставят никаких знаков, и понять, что идет ремонт, можно лишь по снятому асфальту.
Решение: изменение ГОСТов и тщательное ограждение мест ремонта
Решение данной проблемы необходимо начать с изменения государственных стандартов на проведение дорожных работ. В настоящее время ГОСТ 52289-2004 не делит дороги на категории, в результате чего расстояние перед местом работ, на котором должны размещаться временные знаки, в любом случае будет одинаковым — 150-300 метров. Учитывая, что тормозной путь со 100 км/ч на сухом асфальте составляет около 65 метров, даже у опытного водителя, заметившего знак, может просто не получиться остановиться вовремя.
Дополнительное решение этой проблемы лежит в другой сфере — юридической. Дорожники должны нести повышенную ответственность, ведь сейчас, если верить протоколам, виноватым зачастую остается водитель, «который не учел сложные дорожные условия». Впрочем, это — уже другая история.
Проблемы строительства загородных дорог, или война за накатанный путь к любимому дому
Раз уж тему строительства дорог относят к одной из двух злополучных российских проблем, то и внимания она заслуживает более чем пристального. Особенно с этим будут согласны жители российской глубинки и обитатели многочисленных дачных поселков. Порою самым животрепещущим вопросом для них бывает следующий: кто должен строить дороги в их родном населенном пункте?
Развернутый ответ на него можно получить, обратившись к пункту 5 главе 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем ясно изложено, что строительство дорог общего пользования (также это касается остановок и других инженерных сооружений) в пределах населенного пункта – это прерогатива местной администрации. Причем выполняться она должна за счет средств местного бюджета. Совсем другое дело, если органы местного самоуправления всеми силами стараются отсрочить незабываемый момент, олицетворяющий завершение строительства. В таких случаях вполне можно получить судебное решение, превращающее рассказы о нехватке бюджетных средств в наивное оправдание. Но иногда для этого приходится хорошо постараться.
Что делать для того, чтобы администрация вас услышала
Для того чтобы главы местных поселений не остались в стороне от вашей проблемы, связанной со строительством дороги общего пользования, помните: никогда не тратьте время на переписку с такими людьми. Получив первое уведомление о невозможности решить вопрос «по-хорошему», обращайтесь к служителям фемиды. Вот, что думает о решении этой проблемы наша форумчанка, обладающая приличным опытом в решении подобных вопросов.
Я бы вообще послала их отписку в прокуратуру с жалобой. С ними переписываться – это терять время. Если будете все же писать им, то, конечно, на имя главы. Посылать обязательно заказным письмом с уведомлением. Чтобы быстрее получить новую отписку, можно продублировать мылом.
Итак, вот что мы имеем. Если на плане населенного пункта нанесены дороги, съезды и им подобные сооружения (например, мосты), то все они должны строиться, а также обслуживаться средствами и стараниями местной администрации. Конечно, никто не спорит с тем, что старания эти всегда очень сильно растянуты во времени.
Все вышесказанное в полной мере относится к дорогам, обеспечивающим непосредственный подъезд к участку. Их еще называют съездами с дорог общего пользования.
Если нет, то вот мнение, заслуживающее внимания.
Когда администрация выделяла вам участки, она должна была заложить в проекте, где должны быть дороги. Надо с администрации «трясти», где должны быть дороги.
На данном этапе, в принципе, проблем возникнуть не должно. Тем более, что земельный участок с капитальными постройками или правом на их возведение должен быть обеспечен проездом к нему. Это сказано в статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
И это как раз тот случай, когда администрация с большой долей вероятности пойдет жителям навстречу. Если нет, то возможность обращения в прокуратуру еще никто не отменял.
Для тех, кто желает построить дорогу своими силами
Некоторые жители небольших поселков, которым надоело обивать пороги администрации, решаются на строительство дороги общего пользования своими силами. Практически всегда подобный шаг является экономически неоправданным.
Построить дорогу с соблюдением всех норм и правил – очень дорогое удовольствие. А за самострой могут и к ответственности привлечь.
И впрямь, ну подумайте сами, ведь с чего начинается строительство? С разработки проекта, с создания проектно-сметной документации – с дальнейшим согласованием всех документов в государственных инстанциях различного уровня. И это всего лишь перечень «бумажных» работ, предшествующих трудоемкому строительству. А что вас может ожидать после окончания всех этих хлопот? Не всегда это может оказаться чем-то хорошим. Например, ответственность за любой несчастный случай, произошедший на этой дороге, может запросто лечь на плечи самих строителей. Даже одного этого факта многим читателям будет достаточно для того, чтобы всерьез задуматься о целесообразности подобной затеи.
Делаем вывод: каким бы трудолюбием не располагали вы и ваши единомышленники, правильнее всего будет заставить органы местного самоуправления выполнять свои прямые обязанности по обеспечению поселения качественными и надежными дорогами.
Для того чтобы собственный успех в борьбе с бюрократическими препонами не вызывал у вас сомнений, почитайте статью 15 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. В ней говорится о том, что бездействие должностных лиц, ответственных за деятельность в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в наши дни может сурово караться законом.
Для тех, кто, несмотря ни на что, решился строить дорогу к дому своими руками, на нашем сайте найдется подходящая статья. Если кто-то желает «померяться силами» с представителями местной администрации, то ему будет полезно посетить раздел, посвященный нормативным актам и показательным судебным решениям, которые касаются дорожного строительства. А принять участие в рассуждениях на тему «Кто должен прокладывать дороги?» вы можете в соответствующем разделе. Для всех желающих принять участие в не менее интересных обсуждениях, посвященных представленной тематике, у нас открыт раздел «Практика борьбы с бездорожьем».