Как сделать качественный анализ анкеты
Анализ анкетирования
материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Удовлетворенность родителей работой воспитателя Столбовой Кристины Эдуардовны
(анкетирование проводилось в период с 1.03.2018г. по 09.03. 2018г.)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой воспитателя.
Уважаемые родители, удовлетворены ли Вы:
1. Качеством образования (обучение и воспитание), которое получает Ваш ребёнок.
2. Организацией учебно-воспитательного процесса.
3. Степенью информированности о деятельности образовательного учреждения посредством информационных технологий (сайт образовательного учреждения).
4. Состоянием предметно-пространственной развивающей среды
5. Профессионализмом педагогов.
6. Организацией питания в вашей группе
7. Санитарно-гигиеническими условиями.
8. Взаимоотношениями педагогов с обучающимися (воспитанниками).
9. Взаимоотношениями педагогов с родителями.
Родителям предлагалось прочитать 9 утверждений, оценить каждое, выбрав один из вариантов ответа: ДА, НЕТ, ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ Списочный состав группы 25 человек. Из 25 отданных анкет, заполненными вернулись 25. Это составляет 100% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество и не остаются равнодушным к работе педагога. При проведении анализа 25 анкет были условно взяты за 100%. Анализ анкет показал, что родители в недостаточной степени информированы о работе учреждения через официальный сайт, часто не знают последние новости и события. Данный факт, возможно, связан с изменением адреса сайта, поэтому необходимо провести дополнительную работу в данной группе по этому вопросу
Неудовлетворенность родителей предметно-развивающей средой группы зачастую носит субъективный характер, так как родители не особо вникали в суть данного вопроса, но всё же ограничивались тем, что относительно детей в группе – «мало игрушек» Задача педагога на данном этапе провести мероприятие по разъяснению содержания основной образовательной программы дошкольного образования учреждения, особенностей организации предметно-развивающего пространства в соответствии с ФГОС.
Взаимоотношения между родителями и педагогом положительные. Родители удовлетворены отношением педагога к ним и информированием их обо всех образовательных процессах, о грядущих мероприятиях, о всевозможных конкурсах.
Неудовлетворенность родителей группы питанием в учреждении связанно с тем, что дети не едят ряд блюд, которые предлагаются в меню сада: запеканки, кисломолочные продукты, первые блюда. Поэтому задача педагога в данном направлении совместно с медицинской сестрой учреждения разработать консультацию для родителей на тему важности правильного сбалансированного питания детей.
В целом можно отметить, что процент удовлетворенности деятельностью педагога составляет 89 % опрошенных родителей, что позволяет сделать положительный вывод о работе воспитателя.
Как сделать качественный анализ анкеты
Анкетирование было проведено на базе гимназии № 10 г. Мурманска. В качестве респондентов были выбраны учащиеся 11«а» и 11«б» классов (10 юношей и 25 девушек). Им была представлена анкета и дана установка на выполнение инструкций указанных в анкете.
Исходя из ответов на первый вопрос, старшим школьникам в процессе обучения в школе больше всего нравится:
Проанализировав эту информацию можно сделать несколько выводов:
— возможность общения со сверстниками является одним из самых важных факторов возникновения интереса к учебной деятельности в школе вообще и к учебным предметам в частности;
— процесс самостоятельной работы, судя по полученным данным, не вызывает большого интереса у старшеклассников. В то же время, интерес к этому виду обучения и способу узнавания нового может помочь старшеклассникам при переходе на следующую стадию обучения: получение высшего профессионального образования, т.к. самообразование является основным видом учебной деятельности в вузах;
Второй вопрос был необходим для того, чтобы выявить интересные и неинтересные предметы учащихся одиннадцатых классов, а так же их оценки по этим предметам. Среди интересных предметов самое большее количество выборов получила История (24 %), далее Биология (20 %), за ней Математика (12 %), Химия (8 %), Основы безопасности жизнедеятельности (7,5 %), Русский язык (7,5 %), Физика (6 %), Обществознание (6 %), Физическая культура, Английский язык и Литература (3 %).
Среди оценок по интересным предметам указанных респондентами преобладают «4» и «5», но очень часто встречаются и оценка «3».
В списке неинтересных предметов первое место занимает ОБЖ (27 %), следующий предмет Химия (23 %), далее Физика (16 %), Английский язык (14%), Физическая культура (9 %), Математика (9 %), Биология (2 %).
Соотношение «положительных» и «отрицательных» оценок по неинтересным для респондентов предметам равное, с одинаковой частотой в ответах встречаются как «4», «5», так и «3». Так же несколько раз указаны «неудовлетворительные» оценки.
Третий вопрос выявляет причину, по которой учащемуся интересен или неинтересен тот или иной школьный предмет.
— большое количество выборов варианта ответа «Б» («предмет связан с интересной мне профессией»), говорит о том, что в формировании познавательного интереса в старших классах большую роль играет профессиональная ориентация ученика. Он интересуется именно теми школьными предметами, изучение которых поможет ему в освоении определенной профессии. Для большинства учащихся 11 «а» и «б» классов Гимназии №10 такими предметами являются: Биология, Математика, Физика. Чуть меньшее число человек указало Русский и Английский языки.
— треть от общего количества ответов составляет вариант ответа «А» («учитель хорошо преподает этот предмет»). Это может говорить о большом влиянии мастерства педагога на появление познавательного интереса у ученика. Интересный и хорошо «поданный» ученикам материал может заставить их заинтересоваться предметом, не относящимся к выбранной учащимся старших классов своей будущей профессии или, например, повлиять на формирование определенного профессионального интереса.
— факт простого «расширения кругозора» с помощью знаний по определенному предмету не является сильным фактором для развития познавательного интереса у ученика. Вариант ответа «Г» («знания по этому предмету расширяют мой кругозор, они интересны») чаще всего соотносили с такими предметами, как История и Биология.
— вариант ответа «В» («это легкий предмет») выбирали всего несколько раз, и только по отношению к предмету ОБЖ. Что говорит о его низкой сложности в сравнении с другими школьными предметами.
На основе результатов можно сделать несколько выводов:
— достаточно много выборов варианта ответа «В» («потому что для меня это сложный предмет»). Больше всего эту причину указывали по отношению к таким предметам, как Химия и Физика. Материал по этим предметам, который изучают в старших классах, действительно является сложным, так как в нем большое количество математических расчетов, формул, сложных закономерностей и понятий.
— несколько меньшее количество ответов составляет вариант ответа «А» («учитель плохо преподает этот предмет»). Если учесть большое влияние мастерства педагога на появление познавательного интереса у ученика, то можно сделать вывод, что неинтересный и плохо «поданный» ученикам материал может исключить появление познавательного интереса.
Выводы по 2 главе
Для данного исследования была составлена анкета из трех вопросов: одного не основного и двух основных. Составленная анкета выявляет как наличие интереса к определенному школьному предмету, так и его отсутствие у учащегося старших классов, его оценку по этим предметам. Определяет причину, по которой эти предметы интересным (или неинтересными) для него. Эти данные позволили нам выявить зависимость результата обучения от познавательных интересов ученика.
Обработка и анализ результатов анкетирования.
Обработка собранной информации делится на два этапа — первичный и вторичный.
Обработку целесообразно начинать с проверки правильности заполнения анкеты. Основными критериями правильности заполнения считаются полнота, точность и единообразие.
Вторичная обработка результатов проводится как для всего массива анкет, так и по отдельным специально выделенным группам.
Весь контингент разбивается на группы в зависимости от цели исследования (например, выделяются группы позитивно и негативно относящихся к той или иной проблеме) и выделенных особенностей объекта исследования (пола, возраста, профессии, социальных особенностей и пр.).
В том случае, если размер группы правильно и точно заполнивших анкету пригоден для математической обработки (не менее 15—20), то к ней может быть применена вторичная обработка, если размер группы слишком мал, то ее можно объединить с близкой к ней (например, 17—18-летних или имеющих среднее и среднее специальное образование) либо проводить только анализ результатов опроса всего контингента.
Вторичная обработка предполагает как качественный, так и количественный анализ.
Простейшим способом обработки является вычисление процентных соотношений между различными вариантами ответов, для чего первоначально подсчитывается частота встречаемости тех или иных ответов в группе.
Для более сложных способов обработки применяются различные варианты математико-статистических методов: корреляционный анализ, подсчет критериев значимости различий, факторный или кластерный анализ.
Корреляционный анализ позволяет установить характер и степень выраженности связей между различными показателями. Критерии различий устанавливают достоверность различий между разными группами по определенным показателям. Факторный анализ позволяет объединить группы показателей в единые взаимосвязанные системы и выявить базовые характеристики, их объединяющие. А кластерный — объединить представителей опрашиваемых, сходных по определенным показателям в общие группы.
Анализ и интерпретация результатов анкетирования проводится в соответствии с гипотезой и целями исследования, выделенными характеристиками предмета и объекта исследования. В результате анализа исследователь должен ответить на вопросы: подтвердилась или нет гипотеза исследования, объяснить почему, какие закономерности обнаружены в результате исследования, какие факторы оказывают наибольшее влияние на предмет исследования, от каких условий зависит развитие предмета исследования и т.д.
Как сделать качественный анализ анкеты
В ходе подготовки проекта нами была проведена социологический опрос «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков». В опросе принимали участие учащиеся 5-6-х, 7-8-х, 9-10-х классов, всего 125 человек, из них 61 мальчик и 64 девочки:
Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.
В опросе затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей и подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера, телевидения и телефона в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.
Анкета разделена на 4 блока:
1. Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга в жизни современных подростков.
2. Место компьютера в жизни современных детей и подростков.
3. Компьютер и здоровье.
4. Место мобильного телефона в жизни современных детей и подростков.
Из представленных в диаграмме данных мы видим, что 39% детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27% считают, что 20% детей не задумывались над этим вопросом и 14% детей. Следовательно, большинство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.
Мы выяснили, как дети и подростки относятся к тому, что их сверстники больше времени проводят за компьютером, нежели со своими друзьями. Результаты представлены в виде диаграммы.
Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга
Из представленных в таблице данных мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков очень низок, что же касается увлеченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 15-16 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается и, скорее всего это связано с тем, что 9 –10 классы – это старшие классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы подростков смещены в учебную деятельность. К 15-16 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является личностное общение со сверстниками.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков.
Из представленных в таблице данных мы видим, что наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 12 до 17 лет резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся компьютерными играми также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению с друзьями, просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки.
Определив общую структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютерами, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками.
Второй блок нашего опроса определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков .
В ходе проведения нашего опроса мы определили цели приобретения компьютера мальчиков и девочек. Полученные результаты мы представили в виде сравнительной диаграммы.
Мы получили следующие данные: 78% мальчиков 12-13 лет компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 78% для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 38% – для того, чтобы общаться через Интернет.
Относительно мальчиков – подростков 14-16 лет мы получили следующие данные: 58% компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 75% для того, чтобы играть в компьютерные игры и 60% для того, чтобы общаться через Интернет.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что для мальчиков главная цель приобретения компьютера – компьютерные игры и работа над докладами и рефератами. Это говорит о том, что мальчики большое внимание уделяют не только играм, но и учебе.
Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и той же возрастной категории выбирают одни и те же.
У 95% школьников есть мобильные телефоны. 60% из них слушают музыку, 62% используют телефон для того, чтобы пользоваться программой ICQ. И, к сожалению, дети проводят в ICQ более двух часов в день, а многие из них (мы были не готовы к такому ответу) ответили, сто сидят в «аське» более 12часов в день. Именно на это и нужно обратить особое внимание.
Анкеты в бизнесе. Часть 2: Как провести опрос клиентов
В прошлый раз мы рассказали вам о том, как самостоятельно составлять анкеты для опросов клиентов. Сегодня мы поговорим непосредственно о процессе опроса: как провести опрос клиентов, сколько на это выделять времени, как оформить анкету и что делать с результатами. Потребителей можно опрашивать лично или по телефону, зачитывая вопросы и отмечая ответы, либо давать им анкеты на самозаполнение на бумаге, по электронной почте или онлайн.
Четыре метода опроса клиентов
Рассмотрим вкратце, чем хорош каждый метод опроса
Сколько длится интервью с клиентом
По общему правилу оно не должно занимать больше 15 минут, лучше меньше. Слишком длинная анкета утомит клиента, он пропустит вопросы и ответит невнимательно, а то и вовсе откажется от опроса. Но в отдельных ситуациях и при индивидуальном отношении с клиентами возможны варианты.
Оформление анкет для опроса клиентов
Особой разницы в форме и содержании анкеты для разных способов опроса нет. Иногда их можно даже комбинировать, например, если у клиента нет времени на личное общение, позвоните ему или передайте анкету на самозаполнение (не забудьте внести необходимые изменения, о которых мы говорили ранее). Только профессиональные исследователи могут себе позволить сложные многостраничные анкеты с таблицами и переходами, специальные программы сбора и обработки данных. Если вы сами составляете и обрабатываете анкету, пользуйтесь принципом «чем проще, тем лучше».
При оформлении анкеты не поленитесь сделать ее удобной, понятной, приятной к рассмотрению и прочтению. Используйте выделение шрифтом, подчеркивание. Оставляйте достаточно места для ответов.
Выборка в исследовании — сколько потребуется интервью
Расчет выборки — это один из главных пунктов любого исследования.
Выборка — это количество полученных анкет или число участников исследования. По законам статистики для того, чтобы сделать выводы о поведении большей части потребителей (генеральной совокупности), достаточно опросить их часть.
Для генеральной совокупности от 10 тысяч до 1 млрд человек достаточно 400 интервью. Например, если вы продаете товары только женщинам в своем регионе или оказываете услуги через интернет клиентам со всего мира, можете ориентироваться на такую выборку. Большая выборка может потребоваться, если нужно изучить отдельные сегменты потребителей, на каждый из которых придется опросить свои 400 человек.
Если же у вас узкая целевая аудитория, например, вы оказываете услуги бизнесу или людям отдельно взятой возрастной категории, с определенными интересами, то интервью потребуется меньше. А если потребителей теоретически не больше 500, то выборка сократится до 200. Если 200 и меньше, то лучше попробовать опросить всех.
В интернете есть специальные сервисы — калькуляторы выборки, — с помощью которых можно рассчитать нужное количество интервью при известном объеме генеральной совокупности.
Количественные и качественные показатели
Узнать о численности населения в регионе, в том числе по полу, возрасту можно на сайтах статистических органов. Для оценки численности более узких целевых групп потребуются поиск дополнительных данных или экспертные оценки.
Обратите внимание: если анкет слишком мало, вы не получите количественных выводов (то есть сколько потребителей ведет себя так или иначе). В этом случае выводы будут качественными, то есть будет известно, что потребители имеют определенные модели поведения, потребности и проблемы, но для какого числа потребителей это характерно, точно неизвестно.
Если вам доступна только небольшая клиентская база и нет возможности опросить достаточное число потребителей, не отказывайтесь от исследования, но воспринимайте его результаты как качественную, а не количественную информацию. Она также будет полезна и позволит вам найти правильное направление развития.
Например, для такого метода качественных исследований, как глубинные интервью, целью которых является изучение потребностей, мотивов потребителей, получение инсайтов, новых идей достаточно всего 10-30 интервью.
Как считать показатели из анкет клиентов
Эта часть, пожалуй, самая сложная, тут много математики. Профессиональные исследователи пользуются специальными программами обработки статистических данных, некоторые возможности расчетов и анализа дают сервисы онлайн-опросов. Но представим, что у нас есть только бумажные анкеты и таблица Excel. Заодно поймем сам механизм.
Итак, берем анкеты, делаем таблицы в Excel, заносим данные (есть ответ — 1, нет — пусто), суммируем.
Два основных показателя, которые нам нужны: «В % от опрошенных» и «В % от ответивших» (на данный вопрос). Если ответ на вопрос предполагался один, в сумме должно получиться 100%. Если несколько, то больше 100%.
Вот такой примерно результат может у вас получится, после обработки анкет:
Пример обработки анкеты
Какие выводы можно сделать
Выводы в данном примере могут быть такие:
«Среди всех участников исследования за последний год товар покупали 80%.
Из них 62% (50 человек из 80, или 25% + 37% ответивших) были полностью или частично удовлетворены его качеством.
Индекс удовлетворенности в интервале (-1… 1) составил 0,27, что можно оценить как средний уровень удовлетворенности.
Основной причиной недовольства качеством была указана Причина 1, ее отметили 40% неудовлетворенных (10 человек из 25).
Среди других причин были отмечены…»
Полученные данные вы можете оформить в таблицы и диаграммы, выбрав их дизайн по своему вкусу и желанию или в угоду вкусам целевой аудитории. Можно дополнить анкеты текстовыми выводами, написать отчет в Word или Power Point.
Что делать с результатами опроса
Самая простая рекомендация — использовать! Вы проделали большую работу, потратили время и силы, возможно, деньги. Если вами руководил интерес и любопытство, вы проанализировали результаты и сделали выводы.
Сразу предостерегу: не воспринимайте всю информацию буквально. Это не истина в последней инстанции, а пища для размышлений.
Любая информация часто оценивается с точки зрения личного опыта: если совпадает с ожиданиями исследователя — «Похоже на правду. Я и так это знал», если не совпадает — «Неправда. Наверное, где-то ошибка». И то и другое в какой-то мере обесценивает результаты. Постарайтесь быть объективным. Если клиенты не довольны, исправляйтесь! Если видите возможности для развития — используйте их!