Как сделать календарно тематический план
по составлению календарно-тематического планирования .
Составить план – значит продумать и представить себе в общем и деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения целей, поставленных перед учителем.
Обязательные этапы подготовки тематического планирования :
1.Обсуждение методическими объединениями школы.
2.Согласование с завучем по методической работе.
3.Утверждение директором школы.
При составлении тематического плана необходимо изучить и использовать следующие нормативные документы :
Государственный образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
дополнение к государственному образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;
учебный план к данной образовательной программе;
примерная образовательная программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;
учебные пособия, методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические разработки;
новые учебники, пособия.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается и обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового учебного года.
Планирование утверждается на один учебный год. Титульный лист меняется ежегодно.
При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели, как:
системность в работе
последовательность в организации учебной деятельности
логика развертывания учебного содержания
использование разнообразия методов обучения
использование дидактического разнообразия средств наглядности
использование разнообразия педагогических технологий
использование вариативности учебных заданий
исключение однообразия в структуре уроков
исключение перегрузки учащихся учебной информацией
своевременность подготовки раздаточного материала
возможность исправить недостатки программы и учебника.
Структура тематического планирования включает следующие разделы :
Класс, название учебного курса, количество часов по плану.
Ссылку на нормативные документы и материалы, на основе которых составлено планирование.
Перечень тем отдельных уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.
Таким образом, план должен представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Приложение 1. Оформление титульного листа.
Директор школы МБОУ СОШ №
Зам. директора по УМР
на 2016 – 2017 учебный год
Приложение 3. Примерные схемы календарно- тематического плана.
Название тем курса
Название разделов, тем,
Номер урока по теме
Триединая задача урока
Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся
Виды контроля знаний и обратной связи
Планируемые знания, умения и навыки
Дидактические средства урока
Самост. работа учащихся на уроке, методы закрепления пройденного
Дом.заданиерепродуктивное и творческое
Простой календарный план
Календарные сроки изучения
Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени на разделы и крупные темы школьных курсов истории.
Поурочный календарный план
Темы (Тематические блоки)
Занятия и основные вопросы
С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретных тем (тематических блоков): определяется принцип изложения учебного материала, темы и вопросы каждого занятия и сроки их проведения.
Расширенное поурочное планирование может состоять из разного набора граф в зависимости от того, что методисты или учителя счи тают важным определить заранее. Например, в «Примерном пла нировании курсов истории. » (М., 1996) учебный материал распре делен по темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы кон кретные рубрики учебников и дополнительная литература, ролевые игры, практические занятия, наглядные средства, темы рефератов и сообщений. Авторы учебно-методического комплекта по Новой истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные понятия, термины, реалии» и «литературу из учебно-методического комплекта».
В первую графу таблицы переносится соответствующая теме часть обязательного минимума содержания исторического образо вания.
Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.
Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником, определяется принцип изложения учебного материала в блоке, на этой основе он распределяется по занятиям, форму лируются их темы и основные вопросы.
Анализ содержания каждого занятия показывает, какие по нятия формируются или актуализируются на каждом из них. Опор ные понятия фиксируются в четвертой графе.
В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого занятия блока.
Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпуск ников основной/полной школы и на содержание занятий данного тематического блока, в шестой графе составляется программа раз вития учащихся.
В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учеб ного материала, целевой установкой блока и субъективными факторами процесса обучения в седьмой графе планируются конкрет ные типы уроков и (или) другие формы учебных занятий.
Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития учащихся определяют способы проверки знаний и умений школьников, которые отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.
1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7
2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика дидактического проектирования».
3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Москва, 2000.
4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.
5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006 г.
Календарно-тематическое планирование по ФГОС
статья по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по ФГОС
Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.
Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
Наименование разделов и тем
Дата проведения занятий
Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)
По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».
В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:
— используемая дополнительная литература;
— содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся;
— запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
— используемые нетрадиционные формы уроков;
— необходимое оборудование на уроке и др.
Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.
Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)
Название темы
Дата проведения занятия
Вид самостоятельной работы
Домашнее задание
ТЕМА 1: Введение
Что изучает физика. Наблюдения и опыты.
Физические величины. Погрешность измерений.
работа с приборами
,,Определение цены деления измерительного прибора.
Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).
Наименование разделов и тем
Контроль навыков чтения
Контроль навыков говорения
Контроль навыков восприятия на слух
Контроль навыков письма
Дата проведения занятий
Мои планы на этот учебный год.
Мои планы на этот учебный год.
Различные стратегии чтения.
Новости из школы Святого Давида.
Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),
В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о рабочей учебной программе по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:
— номер раздела; номер урока;
— перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
— темы отдельных уроков;
— календарные сроки по плану;
— фактические сроки с описанием причин корректировки дат;
— тип и вид урока; (См. Приложение №7)
— виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);
Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:
Теперь что касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс
Как сделать календарно тематический план
Календарно-тематическое планирование (далее – КТП) – модуль, предназначенный для распределения учебной нагрузки и фиксации тем проводимых занятий, дающий возможность автоматического заполнения страницы поурочного планирования в журнале.
Внимание: модуль КТП необходимо заполнять сразу на весь учебный год.
После публикации КТП внесение тем в поурочное планирование вручную становится недоступно в рамках всего учебного года, педагог может пользоваться только темами, указанными в КТП.
Снимать КТП с публикации для внесения изменений может автор КТП, администратор образовательной организации, а также редактор с доступом к блоку «ДЗ и оценки».
Создание КТП
Для создания КТП необходимо выбрать на синей полосе в верхней части экрана «Образование» –> «КТП». На открывшейся странице необходимо:
Примечание: при необходимости указанные параметры можно отредактировать, нажав на кнопку «Настройки» на странице созданного КТП.
Для продолжения работы необходимо нажать на одну из кнопок:
Для добавления раздела необходимо:
.
Для добавления тем необходимо выполнить одно из действий:
В открывшейся форме необходимо:
Примечание: количество дат уроков будет соответствовать количеству учебных часов (например, три часа – три даты занятий). Количество часов может быть представлено только в виде целых чисел.
После описанных действий тема урока будет отображена на странице КТП по данному предмету. При необходимости тему, как и весь раздел, можно удалить или отредактировать.
Примечание: после внесения тем созданное КТП возможно экспортировать в Excel или скопировать для другого класса.
.
Публикация КТП
После того как нужное количество тем внесено, необходимо тщательно проверить информацию на странице КТП и нажать на кнопку «Опубликовать» в нижней части страницы.
.
Примечание: для ввода тем уроков в поурочное планирование необходимо заранее создать схему расписания для данного класса. О том, как создать расписание, рассказано в инструкции к модулю «Расписание».
Если в поурочном планировании уже были внесены темы, то после публикации тем из КТП они удалятся и будут заменены на темы, указанные в КТП.
Распределение тем уроков
Существуют два способа распределения тем из опубликованного КТП:
Распределение из раздела КТП
После подтверждения публикации необходимо нажать на кнопку «Распределить», чтобы распределить темы по урокам.
Далее требуется выбрать период (весь год или один из отчетных периодов) и нажать на кнопку «Далее».
На следующем этапе необходимо будет выделить галочками темы, которые планируется распределить по расписанию за период.
Примечание: если количество указанных тем и количество уроков в сетке расписания не будут совпадать, Система выдаст соответствующее предупреждение, но позволит продолжить распределение тем. Например, на картинке представлен случай, когда в КТП внесены две темы, а в расписании при этом уже стоят восемь уроков. На них темы распределены не будут.
Если ранее в КТП было внесено также домашнее задание, то на данном этапе появится возможность поставить галочку «Распределить с ДЗ». Необходимо нажать на нее, для того чтобы занести в поурочное планирование также и домашнее задание.
.
Для продолжения необходимо нажать на кнопку «Далее» в нижней части экрана.
Для подтверждения действий необходимо нажать на кнопку «Распределить».
После указанных действий темы уроков отобразятся в поурочном планировании класса.
Если темы были распределены вместе с ДЗ, оно также появится на странице поурочного планирования.
. .
Распределение тем уроков со страницы поурочного планирования
Примечание: поля для ввода тем уроков после этого будут иметь вид выпадающего меню. В них невозможно будет ввести темы вручную, с клавиатуры компьютера.
Тему из КТП можно выбрать для любого урока, вне зависимости от даты, указанной в самом КТП, но необходимо соблюдать верное количество учебных часов. Например, если для одной темы выбрана продолжительность – два учебных часа, то ее можно будет выбрать только для двух уроков.
Примечание: в случае если урок будет удален из сетки расписания, он пропадет со страницы поурочного планирования вместе с выбранной темой. После этого данную тему из выпадающего меню можно будет просто привязать к любому другому уроку.
Для изменения количества или названия тем необходимо вносить изменения в КТП класса. Редактировать содержимое тем на странице поурочного планирования при опубликованной схеме КТП невозможно.
Примечание: домашнее задание в поурочное планирование записывается, но не выдается обучающимся.
Снятие КТП с публикации
При необходимости опубликованное КТП можно удалить. Для этого на странице КТП необходимо нажать на кнопку «Снять с публикации».
Примечание: после описанных действий все темы удалятся со страницы поурочного планирования в журнале.
Для продолжения необходимо повторно нажать на кнопку «Снять с публикации».
Примечание: созданное КТП можно после снятия с публикации опубликовать повторно. Для этого требуется повторить все действия из раздела «Публикация КТП». Снимать КТП с публикации для внесения изменений может как администратор образовательной организации или редактор с доступом к блоку «ДЗ и оценки», так и автор КТП.
Копирование КТП со страницы поурочного планирования
В случае если в образовательной организации уже заполнено поурочное планирование, темы занятий возможно скопировать в КТП. Для этого необходимо открыть поурочное планирование и нажать на кнопку «Скопировать в КТП».
Примечание: при необходимости быстро заполнить КТП есть возможность открыть прошлогоднее поурочное планирование и скопировать внесенную информацию в КТП, а затем просто распределить темы на опубликованную в этом году сетку расписания.