Как сделать кальку более прозрачной
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Если нет под рукой нужной кальки, то прозрачную копировальную бумагу можно сделать следующими способами:
1. Растворив в скипидаре белый воск, пропитывают этим раствором тонкую писчую бумагу и дают скипидару испариться, после чего бумага остается прозрачной и готовой к работе.
2. На нагретый металлический лист накладывают лист бумаги, и, проведя по листу бумаги куском воска, растирают растопленный воск по листу бумаги при помощи куска кожи.
3. Хорошая калька получится, если разнести по поверхности листа бумаги олифы (варёное льняное масло) с прибавлением к олифе сиккатива (сушки). Делать это удобней флейцем (широкой, мягкой щетинной кистью). После сушки калька будет готова к работе.
4. Прозрачность бумаге можно придать раствором касторового масла в спирте. После быстрого испарения спирта, эту бумагу можно использовать для черчения и обычным карандашом, и тушью. К тому же, такой лист можно сделать вновь непрозрачным, удалив масло тем же растворителем-спиртом.
5. Придать прозрачность бумаге можно ещё и более простым способом! На рисунок, с которого Вы хотите сделать копию, положите лист тонкой писчей бумаги и, смочив ватный тампон бензином (лучше чистым, без масла), проведите по бумаге. Смоченная часть листа бумаги станет совершенно прозрачной, и по ней можно рисовать не только карандашом, но и тушью, и акварельными красками. Делают всё это по частям, так как бензин быстро улетучивается, и не стоит тратить его впустую, испаряя ядовитые пары бензина в лёгкие. Делайте эту процедуру на открытом воздухе!
Маленький бонус: папье-маше
1. Приготовьте какой-нибудь предмет, достаточно рельефный. К примеру, голову куклы, если не боитесь испортить её, смазывая тонким слоем вазелина.
3. Нанеся тонкий слой вазелина на кукольное лицо, вдавите его в пластилин. После того, как пластилин несколько поостынет от тепла Ваших рук, снимите пластилиновый оттиск с кукольного лица. Благодаря нанесённой смазке, оттиск хорошо снимется с кукольного личика.
4. Если, вазелин был нанесён тонким слоем, то в пластилиновом оттиске его почти не останется. Если так, то всё почти готово к изготовлению маски из папье-маше. Если же вазелина в оттиске много, то осторожно смойте его приготовленной кисточкой для рисования, смачивая её густым раствором мыла.
Технологии, секреты, рецепты
Имитация черного дерева (протрава).
Гладко обструганное черное (эбеновое) дерево имеет чистый черный цвет без блеска и обладает столь мелким строением волокон, что последнее невозможно увидеть невооруженным глазом. Удельный вес этого дерева очень велик. Полируется черное дерево настолько хорошо, что отполированная поверхность е. Подробнее
Имитации орехового дерева (протрава).
Обыкновенное ореховое дерево имеет светло-бурый оттенок, который даже после полирования выглядит не очень красиво. Поэтому натуральному ореховому дереву следует придать более темный тон, что достигается обработкой раствором марганцовокислого калия. Как только дерево высохнет, этот раствор наносят втори. Подробнее
Имитации розового дерева (протрава).
Розовое дерево отличается темно-красными жилками. Для имитации этого дерева берется клен, как наиболее подходящий по своему строению. Кленовые дощечки или фанеры должны быть тщательно отшлифованы, прежде чем идти в обработку, так как только в этом случае они хорошо прокрашиваются.
Имитация дубового дерева (протрава).
Варят в течение часа смесь из 0,5 кг кассельской земли, 50 г поташа в 1 литре дождевой воды, затем полученный темный отвар процеживают через полотно и варят до сиропообразного состояния. После этого выливают ее в совершенно плоские ящики из жести (крышки из-под жестянки), дают затвердеть и измельчают при. Подробнее
Имитация красного дерева (протрава).
Имитация палисандрового дерева (протрава).
Палисандровое дерево имеет темно-бурую окраску с характерными красноватыми жилками. Так как ореховое дерево ближе всего к палисандровому, то для имитации последнего и берут ореховое, с другими сортами дерева не получается такой красивой подделки.
Ореховое дерево сначала шлифуют пемзой, а потом р. Подробнее
Имитация серого клена (протрава).
В качестве серой протравы для дерева хорошо использовать растворимую в воде прочную и легкую анилиновую краску нигрозин. Раствор 7 частей нигрозина в 1000 частях воды окрашивает дерево в красивый серебристо-серый цвет, который настолько прочен, что даже по прошествии двух лет нисколько не изменяется.
Как выбрать и использовать кальку, веллум, ацетатные листы, пергамент в скрапбукинге?
Разобраться с этими материалами поможет статья, в которой я рассказала о нюансах выбора и поделилась идеями по применению.
Калька (веллум)
Калька (она же веллум) — это прозрачная матовая бумага. Она бывает более или менее прозрачной. В скрапбукинге и кардмейкинге используется как чистая калька, так и с нанесенным рисунком. Рисунки бывают печатными и фольгированными.
Также калька отличается по своей плотности — от очень мягких листов до листов поплотнее.
Как применять кальку? Идей масса! Я направлю вас в нужное русло, отталкиваясь от ее характеристик. Полупрозрачность придает легкость композиции. Пользуйтесь этим, когда нужно:
— Смягчить яркий или темный цвет фона либо надписи;
— деликатно добавить слой;
— сделать необычайно «легкую» основу странички;
— невесомая стильная вырубка;
— кармашек в альбоме или блокноте;
— окошко на страничке или обложке;
— использовать вместо пластика в шейкере (тут стоит использовать плотную кальку).
Ацетат и листы пластика
Это плотный прозрачный материал, который имеет разную степень жесткости. Так же, как и калька может быть без нанесения и с рисунками, с матовой и глянцевой поверхностью.
Плотность ацетатных листов и их прозрачность можно использовать так:
— Конечно же, сделать окошко для шейкерв! Прозрачный пластик идеален для этого;
— добавить эффекты на любой объект композиции, если калька с рисунком;
— защитить поверхность от влаги и загрязнений (например, напечатанные надписи в рамке могут быть прикрыты тонким пластиком — пленкой);
— использовать в качестве основы страничек;
— сделать прозрачные разделители в блокноте;
— добавьте прозрачную подложку для фото, сделав прорези угловым дыроколом;
— вырубка из ацетата будет смотреться очень необычно — в этом приеме используется различие покрытий, например, матовая бумага плюс глянцевая прозрачная вырубка;
— на ацетате можно применять технику горячего эмбоссинга (осторожно).
Пергамент
Он хорошо известен каждой хозяйке, т.к. используется в выпечке. Это тонкая бумага, которая легко рвется и мнется, слегка просвечивается.
В скрапбукинге можно использовать пергамент для выпечки — в этом случае выбирайте его без силиконовой пропитки. В магазинах для скрапбукинга представлен пергамент декоративный, с художественными эффектами.
Пергамент смотрится особенно шикарно с рваными неровными краями, помятый, надорванный. Используйте это по максимуму! Например, добавив слой из пергамента в свою композицию.
Надеюсь, тема раскрыта достаточно и начинающие мастера разобрались в описанных материалах, а опытные почерпнули идеи использования!
На просвет
Уникальное свойство кальки — прозрачность — привлекает все больше внимания к этому материалу как специалистов допечатной подготовки, так и дизайнеров.
Слово «калька» ведет свою этимологию от французского calque — «копировать, чертить», а те в свою очередь от итальянского calcare и латинского calcre, означающих «нажимать, наступать, давить». Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «Калька (франц. calque), прозрачная бумага или ткань, применяемая при черчении. Калька для копирования чертежа тушью и для получения светокопий — хорошо каландрированная бумага или ткань, обработанная пленкообразующими промасливающими веществами. Калька для черчения карандашом и непосредственного размножения с этого чертежа копий — прозрачная некаландрированная бумага».
Подробности технологии изготовления кальки тщательно скрываются производителями, но известно, что эффект прозрачности достигается применением мелкоизмельченной целлюлозы и различных связующих смол. Как следствие, калька отличается более высокими, чем обычная бумага, изоморфностью структуры и плотностью.
Раскладываем по полочкам
Стандартной и общепринятой классификации кальки нет. Чаще всего ее делят по областям применения (видам печати): для художественных работ (рисования, черчения, раскрашивания; обычно белая, от 40 до 480 г/м 2 ); для PPC (plain-paper copier — копир для обычной бумаги), т. е. для электрографических устройств (чаще всего белая, 90-480 г/м 2 ); для традиционных видов печати (в основном — офсетной и трафаретной, 40-480 г/м 2 ); для плоттеров (струйных и перьевых). В этой статье речь пойдет в основном о кальке для электрографической и традиционных видов печати.
О форматах. Калька в рулонах предназначена, главным образом, для инженерных работ на плоттерах и лазерных копирах, а также черчения тушью и карандашом. Чаще всего поставляется шириной 297, 420, 594, 610, 841, 914 мм (импортная), 420, 625, 878 мм (отечественная, выпускается «БФ Коммунар» по ГОСТ 892-89, 40 г/м 2 ).
Офисные форматы А4 и А3 популярны для запечатывания на копирах и лазерных принтерах, а для офсета и трафарета предпочтительнее полиграфические форматы — 70×100 см и др. Для некоторых видов кальки также выпускаются готовые конверты, например, форматов DL, C5, Quadro.
Цвет и тиснение. Несмотря на прозрачность, калька бывает не только матовая, но и цветная (крашеная в массе или с поверхностной окраской), и с разнообразным тиснением.
Для макетов
Матовая калька для электрографических устройств чаще используется для вывода на лазерных принтерах полиграфических оригинал-макетов, с которых впоследствии методом копирования получают печатные формы. Калька в несколько раз дешевле пленки, поэтому такая технология сверхпопулярна при издании черно-белых книг, к которым не предъявляются высокие требования по качеству репродуцирования. Обычно в таких случаях еще пишут «без полутоновых изображений», однако фотографии в книге далеко не всегда препятствуют выводу макета на кальку.
Температура закрепления тонера в печках большинства монохромных лазерных принтеров и копиров колеблется от 180 до 200 °С. Естественно, многие запечатываемые материалы, подвергаясь такому нагреву в течение нескольких секунд, дают усадку. Поставщики кальки для PPC заявляют о термостабильности этого материала, хотя конкретных значений величин геометрической деформации в спецификациях не приводят. По неофициальным данным, усадка для одной из марок технической кальки при воздействии температуры +150 °С в течение 1 мин — не более 2,5%.
Общая проблема при выводе макетов на лазерных принтерах (как на кальку, так и на пленку) — недостаточно высокая оптическая плотность плашек (около 2 D). Для повышения плотности до 33,5 D используются специальные составы: «Блектон» («Грас»), DensiToner (Kruse) и др.
Форматы кальки, применяемой в допечатной подготовке, — А4 и А3, плотность — 70-115 г/м 2 (чаще всего — 90-95 г/м 2 ). Поставляется в пачках по 100, 250 и 500 листов.
Для вывода оригинал-макетов в России доступна калька Calque Satin (Canson, Франция), Gateway (Chartham, Англия, входит в группу Arjo Wiggins,), Ozacopy (Германия), GSK Extra White (Fedrigoni), T 2000 Copy и T 2000 Print (Zanders), Transparent Premium (Sihl).
Для дизайнеров
В компаниях, занимающихся поставкой бумаги для печати, не техническая калька обычно относится к дизайнерским коллекциям. И это вполне оправданно, особенно если речь идет о кальке цветной или с тиснением. Хотя для подсчета производителей, представленных на российском рынке, хватит пальцев одной руки, ассортимент кальки довольно велик.
Начнем с самого известного производителя — компании Canson (входит в группу Arjo Wiggins). В текущем году Group Arjo Wiggins меняет названия своих коллекций и ассортимент.
В коллекцию CURIOUS, которая поделена на четыре группы, входит CURIOUS Translucent (ранее — Canson Satin/XDT/Xpose).
Классическая белая калька — коллекция CURIOUS Translucent Clear (62-285 г/м 2 ), в которую также входит Space Dust (90 г/м 2 ). Форматы — А4, А3 и полиграфические. Из бумаги Clear 112 г/м 2 предлагаются конверты трех форматов.
Фабрика Curtis Fine Papers (Шотландия), известная своими дизайнерскими коллекциями, выпускает две марки калек с тиснением.
Фабрика Gmund выпускает две коллекции кальки: относительно новую Gmund Colors Contact и хорошо известную в России Gmund Transparence.
Коллекция Gmund Trans-parence навевает романтичное настроение — шесть видов белой кальки с разнообразными тиснениями: ветер, техник, линия, мираж, цветок, облако. Последние четыре эластичнее других, т. к. имеют специальную поверхностную обработку. Форматы — 70×100, 75×50, 63,5×96,5 см, а также конверты DL и C5 (для отдельных видов).
Коллекция окрашенной в массе кальки Cromatica французской фабрики Thibierge & Comar содержит 12 ярких, насыщенных цветов, плюс четыре пастельных цвета и экстра-белый. Форматы — 64×92, 66×102, 70×100 см; плотности — 100 и 200 г/м 2 ; конверты Quadro.
Самый широкий ассортимент цветов среди всех коллекций, представленных на российском рынке, у компании Zanders.
Серия кальки Zanders T 2000 включает пять групп. Т 2000 Print — классическая белая калька массой 1 м 2 80, 90, 100, 110, 150 и 170 г. Форматы 62,5×88, 70×100 см. T 2000 Print Color — калька плотностью 100 г/м 2 шести пастельных цветов.
T 2000 Tec, T 2000 Copy и T 2000 Plot, предназначены, соответственно, для инженерных работ, копирования и печати на плоттерах.
И, «на сладкое», информация о кальке, которая в настоящее время в Россию не поставляется (по информации автора). Это коллекция Chartham Translucents фабрики Chartham (Англия) включает чистоцеллюлозную кальку 21 цвета. Диапазон плотностей — от 12 до 280 г/м 2 ; имеются конверты.
«Моя прелесть!»
Именно эта присказка одного малосимпатичного героя модного фильма может служить иллюстрацией эмоций, которые вызывают многие дизайнерские работы с использованием различных видов кальки. Чаще всего калька применяется в качестве вкладок в рекламных брошюрах, годовых отчетах, настенных календарях. Еще один распространенный вариант — сложенные вдвое поздравительные открытки или приглашения из непрозрачной бумаги, в которые вкладывают листок белой или цветной кальки с напечатанным текстом. Другое популярное направление — сочетание конвертов из кальки с теми же открытками и приглашениями. На плотной кальке с невысокой прозрачностью также печатают визитки и другие карточки.
Значительный опыт работы с калькой накоплен в типографии «Принт-Класс». Например, к дню святого Валентина дизайнер Татьяна Ершова создала комплект из открытки и конверта. Для открытки была выбрана переливающаяся бумага Gmund «Реакшн», к которой с помощью колечек Пикколо прикрепили две бабочки из зеленой кальки Gmund Colors Contact (100 г/м 2 ). Конверт из такой же кальки придал работе завершенность.
Другая работа — объемный конверт для платочков, выполненный из плотной Gmund Colors Contact (200 г/м 2 ) белой кальки. Чтобы добиться устойчивости конструкции, контуры изгибающихся клапанов были перфорированы.
Весенний сувенир для компании Divina был сделан из салатовой кальки Zanders Spectral (100 г/м 2 ), запечатанной офсетом в две краски: зеленую и пурпурную.
Как отметила менеджер Светлана Лаврентьева, знание специалистами типографии «Принт-Класс» — дизайнерами и печатниками — особенностей работы с такими нетрадиционными материалами, как калька, является еще и дополнительным маркетинговым фактором, способствующим привлечению новых клиентов.
Одно из основных направлений деятельности компании «Мосток» — оперативная малотиражная полиграфия: визитки, бланки. Исполнительный директор Юрий Бакланов отмечает, что существует устойчивый спрос на визитки из плотной кальки. Особенно интересно, когда на такой визитке выполняется еще и конгрев (обычно логотип компании).
Стандартный вариант — открытки из цветной бумаги, сочетающиеся по цвету с конвертом из кальки. Более интересная работа — объемная новогодняя открытка: елочки сделаны из двух видов кальки Canson: перламутровой (200 г/м 2 ) и белой (100 г/м 2 ).
В годовом отчете «Москомприватбанка», созданном дизайнером Ириной Шапиро («Линия График»), используются голубая и перламутровая кальки Canson. Ирина считает, что кальки ярких цветов сами являются самодостаточными элементами художественного оформления издания, поэтому в этой работе они намеренно не запечатаны. Стиль отчета строгий и графичный, а пустые серебряные кальки в начале каждой главы образуют пространство серебряного цвета, поддерживая преобладание серебра во всем издании (краска, обложка, спираль). Цвет голубой кальки отлично гармонирует с цветом логотипа банка, а форма задается высечкой в сложенной пополам серебристой обложке (калька — между листами).
Дизайн и печать
Работать с калькой непросто. Представить себе (тем более объяснить заказчику), как будет выглядеть конечный результат, трудно, особенно если калька запечатывается и накладывается поверх цветной бумаги. Поэтому далеко не все дизайнеры отваживаются на такие работы. Внимательный читатель, вероятно, обратил внимание, что все авторы приведенных выше примеров располагают собственной печатной базой, т. е. работают в типографиях. А как быть не имеющим таких возможностей для эксперимента и прямого контакта с печатниками? Учиться: спрашивать, обзаводиться каталогами и образцами работ на кальке, уделяя особое внимание коллекциям от производителей. Каталоги, веера и коллекции образцов работ можно, при известной настойчивости, получить у поставщиков и оптовых продавцов бумаги.
В коллекции образцов производители бумаги отбирают только самые удачные работы, демонстрирующие возможности материала. Обычно они сопровождаются описанием материалов и используемых технологий. Не менее полезны каталоги материалов, где приводятся подробные рекомендации по печати и послепечатной обработке. К тому же, имея в своем распоряжении каталог, вы всегда можете оценить, как та или иная калька сочетается с другими материалами, и даже показать варианты заказчику.
Например, Ирина Шапиро из «Линия График», работая с цветной бумагой или калькой, предпочитает демонстрировать клиенту черно-белые распечатки, а цветовые решения показывать только на реальных образцах материалов. В типографии «Принт-Класс» для согласования работ нередко запечатывают кальку на цветном принтере, показывая заказчику максимально приближенный к конечному результату вариант.
Далеко не все типографии берутся за работы с калькой. Дело в том, что для печати по большинству марок кальки офсетом требуются самооксидантные (фолиевые) краски. Во всяком случае, так рекомендуют производители. А обычные краски сохнут довольно долго. Другая проблема: калька очень сильно «приглушает» цвет, поэтому точно предсказать результаты печати практически невозможно. Нужна печатная проба. Как следствие — большинство печатных работ по кальке выполнено в одну или две краски. Иногда кальку запечатывают трафаретными красками, обладающими большей кроющей способностью и лучше подходящими для печати по невпитывающим поверхностям. Что касается цифровой печати, то не все марки кальки хорошо переносят нагрев в электрографических устройствах.
Общее свойство всех видов кальки — способность быстро вбирать влагу и повышенная чувствительность к изменению условий в печатном цехе, поэтому упаковку следует вскрывать непосредственно перед печатью, а в процессе работы следить за поддержанием стабильных влажности и температуры (+20 °С и 50% влажности). Есть сложности и в послепечатной обработке: материал очень плотный, режется плохо (рекомендуемая высота стопы — не более 5 см). При тиснении нужно обращать внимание на глубину штампа, поскольку большинство видов кальки не так эластичны, как картон аналогичной плотности. Зато при конгреве получается интересный эффект — калька теряет прозрачность.
Полезное свойство кальки открыли на кафедре отделочных процессов в МГУП. Переплетный материал «Балакрон-Термо», который меняет свой цвет при блинтовом и конгревном тиснении под воздействием штампа и температуры, во время работы давал неприятный эффект прилипание к штампу. В наших типографиях в подобных случаях начинают подбирать режимы тиснения (давление, температуру). На Западе этого избегают, применяя прокладку в виде специальной бумаги под штамп, но к нам она не поставляется. Студенты экспериментировали и выполнили тиснение «Балакрон-Термо» через лист кальки Zanders. Оказалось, что один лист А4 спокойно выдерживает до 10 оттисков!
Она того стоит!
Калька многолика… С ее помощью можно хорошо сэкономить, выполняя вывод макетов для черно-белых публикаций, но применение в печатных работах дается не просто и не дешево. Однако затраченные усилия, время и деньги окупятся с лихвой: нетривиальные дизайнерские решения, использующие необычные возможности кальки, дорогого стоят!
Автор благодарит за помощь в подготовке публикации работников компаний Cosyma, «Берег», «Грас», ГК «Дубль В», «Линия График», «Мосток», «Принт-Класс», ГК «Регент».