Как сделать канифоль для скрипки
Как сделать канифоль для скрипки
Темная и светлая канифоль – различия и сходства. Давайте расшифруем, что это такое, как это сделано, и какая из них подходит для Вас.
Канифоль – вездесущий аксессуар для любого исполнителя на струнно-смычковом инструменте, в тоже время и немного загадка для многих музыкантов. Мало кто из музыкантов до конца знает, как это сделано, как это работает, какие типы или сорта лучше всего подходят для их инструментов, а какие нет. Выбор канифоли в вашем музыкальном магазине – это как выбор торта в кондитерской. Пытаясь выбрать торт и/или коробочку канифоли вы стоите перед выбором, что взять: выбирать темный или янтарный цвет канифоли, внешний вид упаковки, использовать ее зимой или летом?
Чтобы помочь расшифровать загадку и сделать ее понятной, мы дадим вам некоторую нужную информацию, о той маленькой коробочке канифоли, которая будет храниться в кармашке для аксессуаров вашего футляра для скрипки, альта, виолончели, или в чехле с вашим контрабасом.
Канифоль (rosin — colophon или colophony) – представляет собой смолу, которую собирают с одного из 110 различных видов сосны по всей Европе, Азии, Северной Америке и Новой Зеландии. Само название «канифоль» возвращает нас в древний город Колофон в Лидии, который производил высокосортные смолы первоначально используемые для создания дыма для медицинских процедур и магических ритуалов.
Канифоль собирается непосредственно из живых деревьев. В основном процесс во многом похож на то, как собирают кленовый сироп (процесс никоим образом не наносит вред дереву). Во-первых, небольшой участок внешней коры дерева удаляется/надрезается. После этого у дерева устанавливается поддоном и сборный контейнер. Наконец, в коре прорезаются V-образные канавки шириной около 1 см (0,39 дюйма) чуть выше канала капельного сбора смолы. Эти канавки собирают поток смолы в контейнер (разрезы должны обновляться каждые пять дней или около того, чтобы обеспечить непрерывный поток древесной смолы иначе кора зарастает, а смола перестает поступать).
После того, как смола для будущей канифоли собрана, ее иногда смешивают с другими соками дерева (другими смолами) – обычно это может быть смола лиственницы, ели или пихты – в зависимости от специализированной формулу, которую использует изготовитель канифоли (производители канифоли зачастую хранят рецепт в тайне, по примеру скрипичных мастеров, которые могут хранить в тайне рецепт лаков). Далее в процедуре изготовления канифоли следует процесс очистки – смолу помещают в большие чаны, в которых создают давление и нагревают, пока смолы не расплавятся полностью. Так из смолы удаляют примеси, добиваясь ее чистоты. После приготовления смеси и добавления дополнительных ингредиентов (согласно тому или иному рецепту – для достижения определенных свойств готового продукта), смесь канифоли разливают в формы. После того, как смесь устоится в течение приблизительно 30 минут, поверхность канифоли становится гладкой, как будто отполированной. Канифоль упаковывается в валик ткани или помещается в плотно закрытый герметичный контейнер.
Цвет канифоли продиктован временем года, в течение которого она собрана. Если смола собрана в конце зимы или ранней весной, она будет обладать золотистым или янтарным цветом и трудно определить, когда точно собрана. При смене сезона с летнего на осенний, цвет смолы темнеет до темного почти черного, а консистенция становится более мягкой.
Абразивность и липкость канифоли, создаваемая между волосом в смычке и струной – это то, что заставляет струну звучать. Смычок тянет струну в направлении движения руки до тех пор, пока абразивность действует до точки, где сопротивление струны слишком велико и струна не может более тянуться. Струна соскальзывает в исходное положение, чем создается вибрация (вне зависимости от звуковысотности, на которую струна настроена) – в результате мы слышим звук струны (инструмента).
При покупке канифоль, первым делом определитесь, ищете ли вы канифоль студенческого или профессионального уровня. Студенческого класса канифоль дешевле, иногда имеет «песочный» звук, и производит больше порошка/пыли при использовании, чем профессиональные марки канифоли. Для некоторых исполнителей, таких, как скрипачи-фидлеры, это плюс. Но классические музыканты могут обнаружить, что более дорогие канифоли профессионального уровня лучше соответствуют их потребностям. Профессиональный класс канифоли создается из сырья более высокой степени очистки и обычно приводит к получению более гладкого, более контролируемого звука.
Чтобы достичь новых нюансов звука, привлечь новых покупателей – некоторые компании пошли на неординарный шаг и стали добавлять в свои рецепты изготовления канифоли даже драгоценные металлы. Теперь это не редкость, увидеть золото, серебро, свинец-серебро, и медь среди добавок в состав канифоли. Эти материалы якобы увеличивают статическое трение канифоли, создавая различные тональные качества.
Золото, предполагается, производит теплый, ясный тон и подходит для всех инструментов. Добавление золота в состав канифоли может смягчить жестко звучащий инструмент. Исполнители-солисты часто обнаруживают, что «золотая канифоль» помогает им производить более ясный, определенный тон.
Серебро в составе канифоли создает концентрированный, яркий тон и это особенно ощущается во время игры в высоких позициях. Она лучше всего подходит для скрипки или альта.
Свинцово-серебряный состав канифоли хорошо подходит как для скрипки, так и для альта, виолончели, такие канифоли являются мягкими, но не липкими. Они усиливает теплоту и ясность звука, создавая свежий игровой тон.
Медь является самым распространенным металлом, добавляемым в рецепты канифоли. Канифоли с содержанием меди помогают сделать игру для новичка проще (и, как говорят, лучше подходит для 1/2- и 3/4 размера инструментов). Медь создает очень теплый, почти бархатно-мягкий тон, что частично скрадывает неловкости в игре начинающих инструменталистов. Этот тип канифоли также популярен среди исполнителей на Гамбе.
Канифоль поставляется либо коробочной (залитой, к примеру, в деревянную форму) или формованной (разные типы упаковки). Коробочная канифоль, как правило, по цене ниже, чем формованная, производится в светло-янтарном цвете. Это универсальная канифоль, и может быть использована для любого струнного инструмента (за исключением контрабаса), в любое время года. Коробочные канифоли выгодны для учеников/студентов исполнителей, использующих смычки с искусственным синтетическим волосом или с натуральным волосом не высокого качества. Одним из преимуществ канифоли в штучной упаковке является ее приемлемое качество, она менее склонна к растрескиванию и расколам и не высокая цена. В то время как формованные канифоли имеет тенденцию быть более высокого качества, это продукт более тщательной фильтрации, но более высокой стоимости. Они доступны в градациях от янтарного до темного черного цвета (как для летних, так и для зимних смесей/комбинаций).
Независимо от того, какую канифоль вы выбираете, используйте ее экономно. Зачастую музыканты используют слишком много канифоли, чем это на самом деле нужно. Даже не обязательно применять канифоль каждый раз, когда вы играете; один раз в четыре-пять раз может быть больше чем достаточно. Если вы обнаруживаете, что вам приходится канифолить смычок всякий раз, как вы решили играть на инструменте, вероятно, смычок нуждается в замене волоса.
Важно помнить: для предотвращения накопления канифоли на лаковой поверхности инструмента, во избежание ее повреждения – всегда имейте под рукой мягкую ткань (в футляре/чехле) инструмента и после каждой игры на инструменте тщательно очищайте его поверхности от возможного напыления канифоли. Протирайте инструмент, струны, и смычок каждый раз после игры от накопившейся на его поверхности канифоли – это на долгие годы сохранит Ваш инструмент в целости и достойном эстетическом виде.
канифоль на смычок
Можно ли помазать скрипичный смычок обычной канифолью для пайки, или все таки там специальная нужна какая-то?
кто там скрипач у нас? Zhbert что ли?
Вот я даже не знаю, оскорбил ты меня сейчас или чего? =)
Не, я не скрипач. А вот моя жена да.. Сейчас спрошу.
Жена говорит, что нельзя, там специальное что-то нужно. Она когда-то интересовалась этим тоже вопросом.
Вот я даже не знаю, оскорбил ты меня сейчас или чего? =)
Я просто помнил, что что-то связанное со звездными воинами было. А у тебя на аве как раз Вейдер 🙂
Господа музыканты, посоветуйте струны для арфы.
Можно ли помазать скрипичный смычок обычной канифолью для пайки, или все таки там специальная нужна какая-то?
А логику применить слабо, или ты выступаешь на публику не имея слуха, просто разучив набор движений, как робот? В остальных случаях, проверь, будет ли разница.
Можно ли помазать скрипичный смычок обычной канифолью для пайки, или все таки там специальная нужна какая-то?
А логику применить слабо,
я уже давно понял, что быть слишком самоуверенным чревато последствиями. И даже если моя логика говорит о том, что разницы быть не должно, то это не значит что это так и есть. Зачастую упускаются какие-то важные детали и может быть все совсем не так, как ты это себе представляешь.
или ты выступаешь на публику не имея слуха, просто разучив набор движений, как робот? В остальных случаях, проверь, будет ли разница.
Я не знаю о чем ты сейчас говоришь. Если что, то меня интересует не различие в звуке, а как бы не испортить смычок по неведению.
А логика тут может не помочь — где гарантия, что музыканты называют канифолью ту же дрянь, что и инженеры?
Это как Е500. Барышни готовы разразиться всёсметающим гневом, прочитав такое на упаковке. И очень сложно объяснить, что это банальная сода.
Я не знаю о чем ты сейчас говоришь.
А музыку тогда употребляешь в таблетках или микстурах?
Если что, то меня интересует не различие в звуке, а как бы не испортить смычок по неведению.
мне вот интересно, от тебя вообще польза есть на ЛОРе какая-то? Ну кроме клоунады есессно.
мне вот интересно, от тебя вообще польза есть на ЛОРе какая-то?
Глупым с умным лицом, наверно нет. Ты статью рекомедованную то читал, если мне не веришь? Там ответ на твой вопрос между строк отлично расписан, а также указаны другие баги, которых следует избегать. Что тебе, кроме слабительного конечно, ещё надо?)
ответ на мой вопрос прозвучал во втором посте в этом треде.
А логика тут может не помочь — где гарантия, что музыканты называют канифолью ту же дрянь, что и инженеры?
Ну помогла же: задал в яндексе вопрос «скрипичный смычок замена струны», без кавычек, и второй ссылкой оказалась статья http://orpheusmusic.ru/publ/289-1-0-51 содержащая кучу информации по теме. А без логики, копать в поисковике мусор можно долго, основная масса вопрошающих ведь может натаскать его на другие формулировки вопросов.
Это как Е500. Барышни готовы разразиться всёсметающим гневом, прочитав такое на упаковке. И очень сложно объяснить, что это банальная сода.
И тут логика помогает. Лимонка, к которой уже давно привыкли, это тоже какое-то «Е», так что нужно погуглить твоё Е500 и станет ясно. А если производители хавки не напейсали в скобках, что это просто сода, то ССЗБ.
Это не логика. Это эрудиция. Разумеется при правильной постановке вопроса можно выяснить решение любой решённой человечеством проблемы:)
я предпочитаю ЛОР гуглу. И этим все сказано.
ответ на мой вопрос прозвучал во втором посте в этом треде.
я предпочитаю ЛОР гуглу. И этим все сказано.
Что, и бинари с форума качать не испугаешься;)
Это именно логика. Эрудиция у тех, кто помнит наизусть кучу всякой хрени а не пользуется минимумом+вычислением. Примерно как с таблицей умножения. Кто-то учил её до 10-11 целиком, а кто-то только ключевые точки и линии а остальное «по машинному» довычислял когда было необходимо. Спросили тебя рассказать её как стихотворение, ты и рассказал, довычисляя на ходу:)
Преподаватели говорили, что нельзя.
Но я не верю. Может быть, это от элитизма. Черт их разберет.
Можно ли помазать скрипичный смычок обычной канифолью для пайки
А для чего её ещё использовать-то? Не для пайки же.
скажем так, пока не научишься играть то что надо, то времени на попсу тратить не стоит. Может это имелось в виду. Ибо попса может и затянуть. Заниматься особо не надо, и контролировать звук тоже не сильно.
Но в общем и целом, если одна из посылок неверная, то это не значит, что вторая тоже неверна. Насчет канифоли я в принципе склонен верить. Там действительно всякие примеси могут быть. Или твердость не та может быть вполне.
Золотая и стандартная канифоль премиум-класса для скрипки, альта, виолончели производится в небольшом количестве в семейной мастерской Laubach расположенной в Баварии, Германия.
Для производства эксклюзивной, отлитой полностью вручную канифоли Лаубах голд, мы используем только высококачественные натуральные ингредиенты: живичную смолу хвойных деревьев и натуральное золото 999° пробы. Как правильно выбрать и купить канифоль для вашего инструмента читайте ниже.
Как правильно выбрать канифоль при покупке и не допустить ошибки. Рекомендация скрипичного мастера.
Для облегчения выбора необходимого и подходящего сорта канифоли обращайте внимание на некоторые устоявшиеся критерии при её покупке.
Вторым отличием является цвет канифольной живицы. Соответственно, готовая и отлитая канифоль отличается по цвету: бывает более светлая прозрачная канифоль или тёмная, имеющая более насыщенный цвет.
Следующим важным показателем является отличие консистенции канифоли: более мягкая или более твёрдая.
С уверенностью можно констатировать следующую закономерность при выборе канифоли:
— более твердая канифоль необходима для скрипки;
— канифоль средней твердости подойдет для альта;
— более мягкая канифоль потребуется для виолончели;
— для контрабаса предназначена только самая мягкая и липучая канифоль.
© Татьяна Лаубах Бамберг, 18.09.2017
Какая канифоль лучшая для скрипки, альта, виолончели или не всё то золото, что блестит!
Что такое канифоль, из чего сделана и какая лучше подходит для вашего инструмента.
Канифоль, как известно не только для всех скрипичных мастеров, но и музыкантов – струнников, представляет собой смолу, которую собирают с одного из различных сортов сосен и лиственниц по всей Европе, Азии, Северной Америке и Новой Зеландии. Название канифоль возвращает нас к древнему городу Колофон в Лидии, в котором уже в древние времена умели готовить сосновые смолы, первоначально использовавшиеся для медицинских и магических процедур.
Будущая канифоль, а именно сосновая живица, добывается непосредственно из растущих в лесах деревьев похожим способом, как добывают березовый или кленовый сок,- этот процесс не вредит дереву.
Затем эту смесь нагревают, пока канифольные смолы полностью не расплавятся. Её очищают, и после приготовления, этот «отвар» выливают в формы. В течение приблизительно 30 минут, канифоль остывает и твердеет, её поверхность сглаживается и становится блестящей. Канифоль упаковывается в тканевые мешочки, деревянные коробочки, или герметические мини контейнеры.
Канифоль может показаться одной из мелочей по отношению к скрипичному мастерству, но она имеет огромное значение для лиц, имеющих дело со смычковыми инструментами.
Каждый драгоценен для него кусочек превосходной канифоли, и насколько дурное приготовление ее невыгодно влияет на самый лучший инструмент, равно как и на игру виртуоза.
Хорошая канифоль должна быть прозрачна, лимонного цвета. Волосы
смычка, натертые ею, должны белеть и отнюдь не принимать желтоватого
оттенка. Струны от нее не должны чернеть, и она не должна прилипать к пальцам. Многие музыканты кипятят скипидар и еловую смолу с уксусом, но канифоль, приготовленная этим способом, сообщает струне резкость и
неприятный свист. Лучше всего сделать следующее:
распустить в новом горшке на умеренном огне, затем процедить сквозь грубое новое полотно в другой такой же горшок, который следует держать у огня. Затем из него делают пластинки или разливают в коробочки.
Из венецианского скипидара готовится лучший и красивейший сорт канифоли, почти белой. Для смычков контрабаса употребляется канифоль из еловой смолы с примесью белой смолы. Эти смолы берут в равном
количестве, растапливают и хорошо смешивают.
Правильный выбор и использование канифоли
При первой покупке канифоли, решите какого класса канифоль вы ищете: студенческого или профессионального уровня. Канифоль студенческого класса дешевле, но часто имеет песочный звук и при игре довольно много канифольной пыли падает на инструмент.
Как правило исполнители классической музыки предпочитают не экономить и покупают более дорогие виды канифоли профессионального уровня, так как они гораздо лучше соответствуют их потребностям. Канифоль профессионального уровня создается из более чистой, качественной натуральной смолы по особым рецептам и при игре производит более ровный и контролируемый тон скрипки, альта или виолончели
Затем решите, какого цвета канифоль Вам нужна и какого состава: светлая или темная.
В то же время, в случае экстренной надобности, скрипачи, альтисты и виолончелисты могут играть, как со светлой так и с темной канифолью.
Купить золотую канифоль и не ошибиться.
Многие музыканты, купив желанную канифоль и, прочтя в названии канифоли заветное слово GOLD, к сожалению заблуждаются, не найдя и не почувствовав ожидаемых характеристик, присущих канифоли с золотом.
Помните, как там у Жванецкого: «Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки, воспринимая вкус еды на слух, цвет на зуб. «
Все очень просто. Последние два десятилетия золотая канифоль для скрипки, альта и виолончели очень любима и популярна среди лучших мировых солистов, а также профессиональных оркестрантов. Тот, кто хоть один раз попробовал настоящую качественную канифоль с наличием в своём составе 999° золота, больше никогда не променяет её на дешевый суррогат ни под каким бойким названием.
Именно поэтому, некоторые производители канифоли идут на уловки и манипуляцию со словом Gold в названии, чтобы разрекламировать свой продукт и, по-возможности, хоть как-то продлить жизнь посредственной, устаревшей канифоли, не отвечающей современным требованиям исполнительства.
Не исключено, что через два года в вашей музыкальной карьере актуальность покупки хорошей канифоли для сдачи важных экзаменов и участия в конкурсах не будет больше важна, к сожалению, ввиду заката музыкальной карьеры.
Не только оркестранты, которые много гастролируют и часто бывают в разных странах с различными климатическими зонами с резкими перепадами температур и влажности выбирают для своего инструмента золотую канифоль, но и студенты, готовящиеся к ответственной сдаче экзаменов, стараются не забыть обновить свою канифоль с золотом.
Известно, что в качестве идеального компонента, присутствующего в канифоле может быть использовано только настоящее золото высокой пробы, которое не входит в химическую реакцию, прежде всего с самой канифолью. Тем самым, данная канифоль улучшает и поддерживает на прекрасном уровне игровые качества, соответственно, не ускоряя оксидации канифоли.
Из-за сильной оксидации, прежде всего с различными металличаескими добавками (серебро, медь, цинк, свинец, олово и метиаритная металлическая звездная пыль) канифоль теряет свои качества, необходимые при игре смычком. Соответственно, старение скрипичной канифоли – это, по сути, оксидационный процесс, одним из признаков которого является сильное пыление канифоли.
Серебряная канифоль, содержащая серебро, дает концентрированный, яркий тон и особенно эти качества проявляются в верхнем регистре. Она лучше всего подходит для скрипки или альта.
Иногда в рецептуру канифоли добавляют медь. Полагают, что она может облегчить игру для начинающих (особенно для детей, которые играют на маленьких скрипках 1/4, 1/2 или 3/4). Медь создает теплый, почти бархатистый, мягкий звук. Эта канифоль также популярна среди исполнителей старинной музыки.
Пыль, которая появляется во время применения канифоли раздражает исполнителей и даже может вызвать аллергию. Следите за своим здоровьем и старайтесь регулярно заменять старую канифоль, которая начала сильно пылить и значительно загрязнять ваш инструмент на новую, приобретая ее в специализированном музыкальном магазине, где вам смогут предложить действительно свежую канифоль.
Канифоль, имеющая в своём составе олово, а есть и такая разновидность, может принести больше вреда, чем пользы от ее использования. Существует медицинская гипотеза о том, что Рим пал, кроме всего прочего, из-за олова. Ведь, именно в оловянных котлах древние римляне готовили сироп, которым подслащивали вино, употребляемое в больших количествах. Вино, обогащенное оловом, оказалось губительным для здоровья римлян.
Для борьбы с аллергией на канифоль, некоторые компании также предлагают гипоаллергенную канифоль. Это чистая, не образующая пыли канифоль может приятно порадовать людей страдающих аллергией. К сожалению, ее звуковые и механические качества для исполнителей оставляют желать лучшего.
Гораздо проще и дешевле после каждой игры протирать лаковую поверхность струнного инструмента и трость вместе с колодочкой вашего смычка профессиональной безворсовой полиуретановой салфеткой Laubach или любой другой тряпкой из микрофибры но с меньшей эффективность.