Как сделать капельную пробу масла
Pioneer-31 › Блог › Методика экспресс-оценки и выбраковки моторного масла по капельной пробе
Методика предназначена для автолюбителей, желающих оценить в полевых условиях качество работы моторного масла по капельной пробе и принять решение о времени замены масла при достижении критических (выбраковочных) значений одного из показателей.
1 — ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге. Здесь оседают все тяжелые нерастворимые мех. примеси (сажи, частиц металла, пыли и грязи).
Край окружности ядра обозначается как d1.
2 — краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями. Кольцо отсутствует как при чистом работающем масле, так и при очень грязном масле, при этом ядро имеет ровный цвет.
Край окружности краевой зоны обозначается как d.
3 – широкое серое кольцо за ядром – зона диффузии через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями.
Край окружности зоны диффузии обозначается как D.
4 – самое светлое внешнее кольцо – зона чистого масла. Присутствует на капельной пробе не всегда.
В расчетах не используется.
Кольцо вокруг чистой зоны масла — бензин, присутствующий в масле. Виден на просвет, если еще полностью не испарился бензин.
1. Берем чистую офисную бумагу плотностью 80 г/м2 10×10 см.
2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры – 90 град. Цельсия.
3. Выключаем двигатель и даем стечь маслу в течение 3-5 минут после остановки.
4. Достаем щуп и, не вытирая его ветошью, дожидаемся, когда стечет ПЕРВАЯ капля на бумагу с высоты 3-5 см.
5. Бумагу кладем на не впитывающее основание – стекло, плексиглас, пластик или широкое кольцо, чтобы капля масла, растекаясь, не касалась ворсового основания под бумагой
6. Осуществляем сушку пробы: при комнатной температуре – не менее суток, в духовке не менее часа при 100 град Цельсия
7. Измеряем линейкой диаметры зон и считаем коэффициенты Кмпр и Кмд
8. Если коэффициенты хуже (меньше), чем браковочные, хотя бы один, то заменяем масло в двигателе.
Порядок применения методики – автолюбитель сделал капельную пробу, посчитал ДС, Кмд и Кмпр. Полученные значения сверил с выбраковочными значениями, провел визуальную диагностику и принял решение на замену масла или продолжение его эксплуатации. Для лучшего контроля качества масла рекомендуемый интервал проб — каждые 500-1000 км. пробега.
Во всех расчетах используем средний диаметр – наибольшее и наименьшее расстояние соответствующей зоны складываем и делим пополам:
d=(dmin+dmax)/2
d1=(d1min+d1max)/2
D=(Dmin+Dmax)/2
1.Коэффициент моюще-диспергирующих свойства моторного масла (1 способ):
ДС=1-d2/D2
Полученная величина является численным показателем диспергирующей способности работающего масла и выражается в условных единицах. Нормальным показателем считается допуск от 1 до 0,5. Рекомендуется более частое проведение расчетов капельной пробы масла при достижении значения ДС в 0,6-0,65 усл.ед.
Показатель ≤ 0,3 – считается аварийным.
2.Коэффициент моюще-диспергирующих свойства моторного масла (2 способ по методу Хмелевой Н.М.):
Кмд=D/d
Браковочное значение коэффициента моющее-диспергирующего свойства > 1,65. При дальнейшем уменьшении показателя происходит образование лаковых отложений в двигателе.
3.Коэффициент механических примесей в моторном масле (по методу Хмелевой Н.М.):
Кмпр = d1/d
Браковочное значение коэффициента механических примесей > 0,44. При дальнейшем уменьшении показателя происходит образование задиров на стенках цилиндров.
iAdventurer › Блог › Проверка качества масла в двигателе — капельная проба масла
Контроль качества масла на бумаге.
Простейший тест заключается в том, чтобы поместить лист чистой бумаги под углом 30…45° и капнуть на него пару капель тестируемого масла. Часть его впитается в бумагу, а остальной объем растечется по бумажной поверхности. К этому следу и нужно внимательно присмотреться.
Масло не должно быть очень густым и чрезвычайно темным (как смола или деготь). В следе не должны наблюдаться маленькие черные точки, являющиеся металлическими домесями. Также не должно быть отдельных темных пятен, масляный след должен быть однородным.
Если масло имеет темный цвет, но при этом достаточно жидкое и чистое — то, скорее всего, им еще можно пользоваться, и оно достаточно неплохого качества. Дело в том, что любое масло при попадании в двигатель буквально при пробеге в несколько десятков километров начинает темнеть, и это нормально.
Капельная проба масла
Самым распространенным способом, с помощью которого можно определить качество масла — это метод капельной пробы. Он был изобретен компанией SHELL в 1948 году в США, и с помощью него можно быстро проверить состояние масла всего лишь по одной его капле. И сделать это может даже водитель-новичок. Правда данную тестовую пробу используют чаще всего не для свежего, а для уже использованного масла.
С помощью капельного теста можно не только определить качество моторного масла, но и проверять следующие параметры:
— состояние резиновых прокладок и уплотнителей в двигателе;
— свойства моторного масла;
— состояние двигателя в целом (в частности, нуждается ли он в капитальном ремонте);
— определить когда нужно поменять масло в моторе машины.
Алгоритм выполнения тестовой пробы масла
Как сделать капельную пробу? Для этого нужно действовать по следующему алгоритму:
— Прогреть двигатель до рабочей температуры (можно приблизительно до +50…+60°С, чтобы не обжечься при взятии пробы).
— Заранее подготовить чистый белый лист бумаги (его размер не имеет особого значения, подойдет стандартный листок формата А4, сложенный в два или четыре слоя).
— Открыть заливную крышку картера, и с помощью щупа нанести одну-две капли на лист бумаги (заодно вы сможете проверить уровень моторного масла в двигателе).
— Подождать 15…20 минут с тем, чтобы масло хорошенько впиталось в бумагу.
Оценка качества моторного масла происходит по форме и внешнему виду полученного в результате масляного пятна.
Обратите внимание, что качество моторного масла ухудшается по экспоненциальному закону, то есть, лавинообразно. Это означает, что чем старее масло — тем быстрее оно утрачивает свои защитные и моющие свойства.
Как определить качество масла по виду пятна
В первую очередь необходимо обратить внимание на цвет отдельных четырех зон, образованных в границах пятна.
— Центральная часть пятна — самая важная! Если масло некачественное, то в ней обычно имеют место частички сажи и механические примеси. По естественным причинам они не могут впитаться в бумагу. Как правило, центральная часть пятна темнее остальных.
— Вторая часть — это непосредственно масляное пятно. То есть, масло, которое впиталось в бумагу, и не имеет дополнительных механических примесей. Чем темнее масло — тем оно более старое. Однако для окончательного решения нужны дополнительные параметры. У дизельных моторов масло будет темнее. Также если дизель сильно “коптит”, то в капельной пробе зачастую граница между первой и второй зоной отсутствует, то есть, цвет меняется плавно.
— Третья зона, удаленная от центра, представлена водой. Ее наличие в масле нежелательно, но некритично. Если воды нет — края зоны будут ровными, близкими к окружности. Если вода есть — края будут более зигзагообразными. Вода в масле может иметь два происхождения — это конденсат и охлаждающая жидкость. Первый случай не так страшен. Если же в масло попал антифриз на основе гликоля, то сверху зигзагообразной границы будет иметь место желтое кольцо, так называемая корона. Если механических отложений в масле много, то сажа, грязь и примеси могут быть не только в первой, но и во второй и даже третьей круговой зоне.
— Четвертая зона представлена наличием в масле топлива. Поэтому в исправных двигателях этой зоны быть не должно или она будет минимальна. Если же четвертая зона имеет место, то нужно проводить ревизию двигателя. Чем больше диаметр четвертой зоны — тем топлива в масле больше, а значит, и больше должно быть беспокойства у автовладельца.
Иногда проводят дополнительный тест для оценки наличия воды в масле. Так, для этого бумагу сжигают. Когда горит третья зона, то раздается характерный трескающий звук, похожий на аналогичный треск при горении сырых дров. Наличие даже малого количества воды в масле может привести к следующим неприятным последствиям:
— Ухудшаются защитные свойства масла. Это происходит из-за быстрого износа моющих и диспергирующих присадок, контактирующих с водой, а это, в свою очередь, приводит к увеличенному износу деталей поршневой группы и ускоряет загрязнение двигателя.
— Загрязняющие частицы увеличиваются в размере, тем самым забивая масляные каналы. А это негативно влияет на смазывание двигателя.
— Увеличивается гидродинамика смазывания подшипников, а это негативно сказывается на них.
— Повышается температура замерзания (застывания) масла в моторе.
— Меняется вязкость масла в двигателе, оно становится жиже, хоть и незначительно.
— 1, 2, 3. В масле отсутствуют пыль, грязь и частицы металла либо они содержатся, но в незначительном количестве. Эксплуатация двигателя разрешена.
— 4, 5, 6. Масло содержит умеренное количество пыли, грязи и частиц металла. Допускается эксплуатация двигателя с периодической проверкой качества масла.
— 7, 8, 9. Содержание нерастворимых механических примесей в масле превышает норму. Эксплуатация двигателя не рекомендуется.
Специалисты рекомендуют проводить капельный тест моторного масла через каждые полторы-две тысячи километров пробега автомобиля.
BMW 3 series Touring 330d Булочка edition › Бортжурнал › Капельный тест моторного масла ч1
В интернете много информации про масло так или иначе связанной с качеством и прочее.
Есть один тест который может показать сосояние и работу вашего моторного масла.
Писать откуда брал данные, книги, методику с сылками не буду — все есть в интернете, поиском воспользуйтесь если вам будет интересно.
Опишу вкратце.
Нужно капнуть 1-2 капли моторного масла, нагретого до рабочей Т мотора, на офисный лист бумаги плотностью 80г/m2. обычная офисная бумага.
Греем мотор или при поездке по делам достаем щуп, вытираем, снова ставим и вытаскиваем, капаем на бумагу, бумагу ложим на невпитываемцю поверхность, желательно в тепло на 12-24часа.
Далее измеряем внешнее и внутреннее кольцо
По формуле
ДСС = 1 — d2 / D2
где d2 (диаметр в квадрате) — наружный диаметр ядра хроматограммы;
D2 (диаметр в квадрате) — наружный диаметр зоны диффузии.
выщитываем показатель, он должен быть не менее 0,3
Мои пробы масла ниже на фото, для уверенности я делал 2, побольше масла и поменьше, тк разлил не ровно то получился овал, но не суть
я считал с разных сторон, мой показатель
от 0,5 до 0,7
это неплохо для масла bmw ll01 0w40 с пробегом 9100км. посмотрим как будет на другом масле, через 900км будет замена.
Так же визуально оцениваем края форму цвет зон дифузии
Вот еще некоторое описание проверки результата
По внешнему виду масляного пятна можно выявить состав смазочного материала. На бумаге измеряют диаметры трех зон капли, определяют их цвет и рисунок, равномерность растекания масла и рассматривают четыре составные части масляного пятна:
A – ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге; здесь оседают все тяжелые нерастворимые механические примеси;
Б – краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями; кольцо отсутствует как при чистом масле, так и при очень грязном масле, а ядро имеет ровный цвет;
В – зона диффузии — широкое серое кольцо за ядром – через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями;
Г – кольцо чистого масла — самое внешнее светлое кольцо, если в нем начинает проявляться потеря моюще-диспергирующих присадок. Проявляется не всегда.
Чистое масло дает большое светлое пятно, исчезающее через несколько суток. Зона Г через несколько часов также исчезает. Если В и Г элементы имеют прерывистую форму, то масло насыщено водой, а стойкий желтоватый или светло-коричневый цвет зоны диффузии говорит о значительной окисленности масла из-за аварийного перегрева двигателя.
Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла. Для высокощелочных масел это не обязательно.
Тоже из интернета
а бумажной хромотограмме (капельной пробе) измеряют диаметры трех зон капли, определяют их цвет и рисунок, равномерность растекания масла и изучают четыре составные части капельной пробы:
1 — ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге: здесь оседают все тяжелые нерастворимые механические примеси — обозначается как диаметр d1. Это пятно во внутренней площади, оно более светлое, чем кольцо вокруг него. На чистом масле ядра нет (т.к. нет механических примесей).
2 — краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями: кольцо отсутствует как при чистом масле, так и при очень грязном масле, а ядро имеет ровный цвет. Обозначается как диаметр d2. Когда присадки срабатываются и появляется большое количество нерастворимых в масле осадков, краевая зона расширяется, становится амебообразной и кольцо краевой зоны может даже разрываться. Таким образом, со временем диаметр краевой зоны d2 только увеличивается и этот диаметр всегда больше диаметра ядра d1.
3 – широкое серое кольцо за ядром – зона диффузии через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями, так называемая, зона дисперсии. Обозначается как D;
4 – самое внешнее светлое кольцо – кольцо чистого масла, если в нем начинает проявляться потеря моюще-диспергирующих присадок. Это кольцо – не частое явление, обозначается как диаметр d4.
Визуальная оценка капельной пробы:
1. Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло.
2. При росте мехпримесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. Когда ядро сворачивается и превращается в маленькую черную точку, равную капле — это уже не масло, а гудрон. В период эксплуатации светлая зона ядра уменьшается в размерах за счет нерастворимых осадков и механических примесей, находящихся в ядре, которые темного цвета на капельной пробе. Таким образом, впервые появившийся диаметр ядра на капельных пробах будет только уменьшаться со временем по отношению к краевой зоне (внешнему кольцу ядра).
3. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо.
4. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла. Для высокощелочных масел это не обязательно.
5. Если видна светлая аура вокруг всего пятна где-то около 1 мм и более — это говорит что в масле есть топливо.
6. Отсутствие зоны диффузии или свертывание пятна из-за потери присадок, как правило, из-за воды в масле.
7. Густое, черное, мазеобразное ядро с блестками металла, коричневое или желтое кольцо свидетельствуют о браковочном состоянии масла и оно подлежит срочной смене.
Способ получения капельной пробы: (из интернета)
1. Берем чистую офисную бумагу плотностью 80 г/м.кв.
2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры (или после поездки).
3. Выключаем двигатель и даем стечь маслу в течение 3-5 минут после остановки (дОльше не нужно, т.к. масло остынет и не сможет капать со щупа).
4. Достаем щуп, и, не вытирая его ветошью, дожидаемся, когда стечет ПЕРВАЯ капля на
бумагу с высоты 3-5 см.
5. Бумагу кладем на не впитывающее основание – стекло, плексиглас, пластик или широкое
кольцо, чтобы капля масла, растекаясь, не касалась ворсового основания под бумагой.
6. Осуществляем сушку пробы: при комнатной температуре – не менее суток, в духовке не
менее часа при 100 град Цельсия.
7. Измеряем линейкой диаметры зон (два диаметра) и считаем коэффициент ДСС по приведенной выше формуле, а так же проводим визуальную оценку состояния пятна капли масла.
8. Если коэффициент не укладывается в выбраковочный диапазон, то заменяем масло в
двигателе.
Существует убеждение о том, что моторные масла не работают в современных двигателях и
тяжелых условиях эксплуатации более 5-7,5 тыс. км. Это мнение подтверждается лабораторными
пробами отработок моторных масел в данном диапазоне пробега автомобиля на масле.
Согласно формуле можно приблизительно узнать ресурс масла и визуально оценить его состояние. Особенно полезно, если капать после 3-5 тыс. км через каждую тысячу — сразу даже визуально будет видна деградация и сработка масла.
Volkswagen Polo Sedan 1.6 CFNA Old School › Бортжурнал › Методика экспресс — оценки и выбраковки моторного масла по капельной пробе.
Назначение:
Методика предназначена для автолюбителей, желающих оценить в полевых условиях качество работы моторного масла по капельной пробе и принять решение о времени замены масла при достижении критических (выбраковочных) значений одного из двух показателей: коэффициента механических примесей (Кмпр) и/или коэффициента моющее-диспергирующего свойства масла (Кмд).
Теоретическое основание — авторское свидетельство СССР №201768, МПК 7 G01N 31/05 / Н.С.Пасечников, Н.М.Хмелевой.
Расчетные соотношения:
Кмпр = d1/ d2, диметр ядра делим на диаметр краевой зоны
Кмд = D/ d2, диаметр зоны диффузии делим на диаметр краевой зоны
Диаметр – наименьше и наибольшее расстояние соответствующей зоны складываем и делим пополам.
Способ получения капельной пробы:
1. Берем чистую офисную бумагу плотностью 80 г/м.кв 10 на 10 см.
2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры – 90 град. Цельсия.
3. Выключаем двигатель и даем стечь маслу в течение 3-5 минут после остановки.
4. Достаем щуп и, не вытирая его ветошью, дожидаемся, когда стечет ПЕРВАЯ капля на бумагу с высоты 3-5 см.
5. Бумагу кладем на не впитывающее основание – стекло, плексиглас, пластик или широкое кольцо, чтобы капля масла, растекаясь, не касалась ворсового основания под бумагой
6. Осуществляем сушку пробы: при комнатной температуре – не менее суток, в духовке не менее часа при 100 град Цельсия
7. Измеряем линейкой диаметры зон и считаем коэффициенты Кмпр и Кмд
8. Если коэффициенты хуже (меньше), чем браковочные, хотя бы один, то заменяем масло в двигателе
9. Фотографируем капельную пробу с расстояния 10-15 см от пробы (макросъемка), положенной на лист офисной бумаги и выкладываем фото на форум для накопления статистики капельных проб и условий эксплуатации масла.
Порядок получения значений выбраковочных коэффициентов для моторного масла:
Сформировано убеждение о том, что моторные масла не работают в современных двигателях и тяжелых условиях эксплуатации более 5-7,5 тыс.км. Это мнение подтверждается лабораторными пробами отработок моторных масел в данном диапазоне пробега автомобиля на масле.
На форуме собираем фотографии капельных проб моторных масел и по результатам расчетов коэффициента механических примесей (Кмпр) и коэффициента моющее-диспергирующего свойства масла (Кмд) собираем базу данных капельных проб.
Данные, которые должны быть в базе данных: сама фотография, сведения о моторном масле, пробеге автомобиля на масле, моточасах и средней скорости на данном пробеге.
Пробег автомобиля на масле разбивается на отрезки (интервалы), кратные 500 км от 500 и до 15000 км. Все данные капельной пробы с указанным пробегом в километрах на данном масле, попадают в ближайший интервал. Данные для каждого интервала и по каждому коэффициенту суммируются и рассчитывается среднее значение. Среднее значение коэффициента на определенном интервале помещается на графике для наглядности.
Браковочным значением является наименьшее среднее значение коэффициента механических примесей (Кмпр) или коэффициента моющее-диспергирующего свойства масла (Кмд) на интервале в 5 — 7,5 тыс. км.
На графиках показаны выбраковочные коэффициенты при базе данных капельных проб более 60.