Как сделать каракатицу своими руками
Как собрать каракат своими руками: чертежи и схемы, на шинах низкого давления, переломка, с лифановским двигателем на 4 колеса
Изготовить каракат своими руками можно несколькими способами. За основу берут готовые механизмы: двигатель бензопилы, мотороллер «Муравей», автомобиль УАЗ и др. Самодельный вездеход держится на воде, при перемещении по суше не повреждает растительного покрова.
В чем особенности каракатов
Транспортное средство имеет в своем составе:
Машина обладает следующими особенностями:
Название болотохода пошло от слова «каракатица».
Варианты исполнения
В домашних условиях собирают 2 вида каракатов. У каждого есть свои достоинства и недостатки.
Полноприводная конструкция
За основу берут российский внедорожник — УАЗ или «Ниву». Также подходит недорогой китайский автомобиль, например Lifan (Лифан) Solano 452.
С целью уменьшения веса меняют штатный двигатель на мотоциклетный от «Днепра» или «Урала».
Достоинства схемы 4х4:
Недостатки полноприводной самоделки:
Примером полноприводного караката является модель марки ЗИС 5.
Убедительным аргументом в пользу данной конструкции служит наличие дифференциалов, благодаря чему машина свободно поворачивает.
Трехколесный вездеход
Собирается на базе мотоцикла. Сзади устанавливают 2 колеса (полуоси или автомобильный мост), спереди — 1 (на вилке).
Если предусмотрена эксплуатация транспорта только в летний сезон, кабину не устанавливают.
В противном случае крепят примитивную будку из алюминиевого профиля.
Кроме того, модель с полуосями плохо поворачивает ввиду отсутствия дифференциала. В ранних версиях спереди устанавливали лыжу. Такую машину собирать проще, но она не обладает плавучестью.
Более практичным оказался вариант с одноколесной передней частью.
Он преодолевает заболоченные зоны и реки; не идет на дно, если лед под ним проломился.
Устройство и основные узлы
Вездеход состоит из следующих компонентов:
В трехколесном варианте управление осуществляется при помощи простой мотоциклетной вилки.
В машине 4х4 применяют один из следующих механизмов:
Второй вариант позволяет при большой длине добиться высокой маневренности. Транспорт с такой рамой называют «переломкой». Он состоит из 2 частей, сцепленных поворотным кулаком.
Данный узел можно заимствовать из переднего моста автомобиля УАЗ. «Переломный» принцип используют, например, в троллейбусах-«гармошках», тракторе Т-150 и др.
Вместо пневмоколесного шасси машину можно оснастить гусеницами.
Как сделать ободрыши
Так называют самодельные шины повышенной проходимости. Они обходятся намного дешевле заводских. За основу берут крупноразмерную резину с грузовика (ГАЗ-66, КрАЗ-255, ЗИЛ-131), трактора или самолета и срезают лишний материал. Проходимость объясняется низким удельным давлением на грунт, что в свою очередь обусловлено большой площадью контактного пятна.
Перед тем как сделать ободрыши из покрышек, необходимо выбрать тип протектора.
Он зависит от того, по какому покрытию планируется перемещение.
Камеру устанавливают на самодельный диск. Последний изготавливают из алюминиевого таза, тщательно шлифуют.
Шину к нему приматывают пожарным шлангом.
Площадь контактного пятна регулируется внутренним давлением. Перед выездом на плотный грунт шину подкачивают.
Самодельный вездеход из готового мотоблока
Данный агрегат имеется во многих домашних хозяйствах. Универсальный механизм используется для решения целого ряда задач в зависимости от того, какое установлено сменное оборудование: отвал для расчистки дорог от снега, культиватор, плуг, мульчер и т.д. Внеся небольшие изменения в конструкцию, можно превратить сельскохозяйственное приспособление во внедорожник.
Необходимые элементы
Желающему сделать каракат из мотоблока своими руками потребуются:
Кроме слесарных инструментов, понадобятся сварочный аппарат, болгарка и дрель.
Вспомогательные схемы и чертежи
Каждый комплект сопровождается спецификацией, что упрощает подготовку материалов и оценку финансовых затрат.
Создание каркасной рамы
Прямоугольный остов собирается из профилированной трубы, усиливается уголком. Заготовки соединяют при помощи сварки. Следует точно выдержать указанные в чертежах размеры, чтобы в конструкции не было перекосов.
Если остов делают из 2 частей с поворотным кулаком между ними, то ригели задней сводят к месту перелома в виде треугольника. Это позволит увеличить угол поворота.
Блок двигателя
К раме приваривают толстую стальную пластину с предварительно высверленными отверстиями. К ней прикручивают силовую установку от мотоблока.
Когда надобность в вездеходе отпадет, двигатель можно будет вернуть на место.
Рядом с мотором размещают генератор и аккумулятор.
Сборка ходовой части
Для установки резины от ГАЗ-53 требуются колеса увеличенного диаметра.
Их изготавливают в такой последовательности:
На получившиеся катки надевают шины от грузовика.
Далее выполняют действия:
Давление в шинах подбирают опытным путем.
Финальный этап
В конце процедуры металлическую раму внедорожника ошкуривают, грунтуют и красят. Спереди прикручивают фару для езды в ночное время.
Как сделать мотоблок из бензопилы
Используют следующие изделия и материалы:
Из бензопилы извлекают двигатель. Рекомендуется брать профессиональный инструмент с мотором мощностью 10-13 л.с.
Работы выполняют в следующем порядке:
Остается испытать машину в полевых условиях.
Снегоход на основе мотоблока, лыж и запчастей от велосипеда
Сельскохозяйственные работы ведутся в летний сезон. Зимой двигатель простаивающего мотоблока подойдет на роль силовой установки вездехода для езды по сугробам, который можно собрать самому. С приходом весны он возвращается на место.
Схема снегохода
Предлагается трехколесная компоновка. Спереди вместо катка устанавливается сдвоенная лыжа. Кабина отсутствует, машина предназначена для кратковременных поездок.
Что потребуется
Используются следующие комплектующие:
Применяются сварочный аппарат, болгарка и слесарные инструменты. Для фиксации некоторых узлов используются болты с гайками.
Алгоритм сборки
Постройка снегохода осуществляется в таком порядке:
Машина преодолевает глубокий снег, легко взбирается на крутой склон. Заменив лыжи на понтон, можно превратить ее в вездеход-амфибию.
Переделка мотороллера «Муравей» в каракат
Данное транспортное средство представляет собой почти готовый вездеход. Требуется только незначительная доработка. Недостаток конструкции — маломощный двигатель (11 л.с.). Рекомендуется заменить его на 2-цилиндровый, например лифановский.
Какие детали и инструменты нужны
Инструменты и приспособления:
Для окрашивания металлоконструкций необходимы кисти.
Пошаговая инструкция
Каракат изготавливают следующим образом:
Как сделать каракат и другие самоделки из мотоблока: рассказываем во всех подробностях
Сегодня мотоблок – это не просто полезная сельскохозяйственная машина. Это еще и база для создания различных самоделок. К числу последних относится вездеход или как его еще называют каракат, а также квадроцикл. Каждое из перечисленных транспортных средств пригодиться жителям регионов со сложными погодными условиями и просто любителям экстрима.
Как сделать каракат из мотоблока
Обычно каракат из мотоблока эксплуатируется на скорости менее 70 км/ч, что вполне приемлемо для плохих дорог, не говоря уже о полном их отсутствии.
За счет крепкой подвески, сваренной из стальных труб, соединенных шарнирами, каракат выдерживает существенные нагрузки. Управление рулем такого вездеходане сложное, поскольку в основе его простая конструкция на базе обычной червячной передачи.
Даже мощный каракат на базе Урала характеризуется неплохими эксплуатационными качествами, не считая легкости обслуживания и доступности запчастей в отличие от заводских вездеходов.
Легкий каракат
Легкий каракат, снабженный огромными колесами, легко проходит сложное бездорожье, находя себе дорогу там, где другие транспортные средства просто не пройдут. С точки зрения их конструкции у таких каракатов-самоделок нет сложной технической основы и они просты в изготовлении, что обусловило их широкую популярность среди большинства домашних умельцев.
Секрет простоты такого подхода к изготовлению заключен в изначальной идее –максимально применяя готовые агрегаты собрать вездеход из деталей и узлов грузовиков и легковушек, мотоциклов, мопедов, что открывает широкое поле приложения творческой энергии и умений конструкторов самодельных каракатов. Известны проекты и каракатов из мотоблоков, относящихся к среднему или тяжелому классу.
Основные рабочие этапы
Сбор вездехода состоит из следующих этапов:
Чтобы изготовить вездеход из мотоблока своими руками правильно, нужно сделать предварительные чертежи или воспользоваться готовыми, внеся собственные корректировки.
Вездеход из мотоблока
Делаем каракат из мотоблока своими руками
Итак, как же сделать каракат из мотоблока своими руками и тем самым создать для себя надежного и незаменимого помощника не только для собственного хозяйства, но и для поездок на рыбалку и на охоту?
Всоздании такого караката из мотоблокаможно выделить нижеописанныеосновные этапы:
Выбор рамы для караката
Каракат из мотоблока, естественно, требует от конструктора-умельца иметь сам мотоблок, относящийся,желательно, к тяжелому или среднему классу. По сути, каракат является ничем иным, как самодельным вездеходом, установленным на четыре или на три колеса ( зависит от конструктивной схемы), с колесами, «обутыми» в шины низкого давления, приводящимся в движение двигателем внутреннего сгорания.
Чтобы каракат из мотоблока не обманул Ваших ожиданий и стал незаменимым транспортом для продолжительных поездок на охоту или рыбалку по сложному бездорожью, необходимо ясно представить себе все этапы его изготовления.
Для начала следует определиться с рамой. В принципе, многими конструкторами самодельных каракатов брались рамы от мотоциклов “ИЖ”, или же даже от УРАЛА, что определяется финансовыми возможностями участника (ков) процесса изготовления караката, а также тем, что имеется под рукой.
Каракат из ИЖа обладает хорошими маневренными свойствами, что предопределяет его основное использование при передвижении через лес, а также при преодолении пересеченной местности с большими перепадами высот, склонами и оврагами.
Изготовление своими руками подвески
На следующем этапе изготовления караката из мотоблока требуется выполнить подвеску и задний мост. Подвеску нужно будет сделать своими руками, так как подвеска караката предполагает сварную конструкцию из двух частей, соединенных посредством шарнирного крепежа. В конструкции подвески караката лонжероны сопрягаются между собой посредством рулевой втулки, подкоса и спец стойки, в результате чего формируется независимая задняя и передняя подвески.
При установке как лонжеронов, так и втулки руляи спецстойки нужно добиваться именно независимости подвески, так как именно независимая подвескаимеет особую важность для всех типов каракатов-самоделок, поскольку она обеспечивает каракату проходимостьгусеничного вездехода наряду с маневренностью и мягкостьюхода, особенно при преодолении пересеченной местности.
Монтаж на самодельный каракат колес
Колеса будущего караката представляют собой важнейшую и наиболее дорогую его часть. Их можно или приобрести, или же сделать своими руками. Важно отметить, что все известные самодельно изготовленные конструкции этих вездеходов, включая даже каракат из мотороллера «Муравей», оснащаются не собственно колесами, а только камерами и покрышками колес грузовых автомобилей (КамАЗов, Уралов, а также от их прицепов, включая большойК-700).
Именно за счет таких колес и обеспечивается легкость рулевого управления и преодоления неровностей местности, что в конечном итоге обеспечивает безопасность езды на таком вездеходе-каракате. Значительный объем камер придает каракату с такими колесами хорошую плавучесть, что является полезным дополнением к его хорошей проходимости. Иногда каракаты оснащаются простыми камерами, прикрепленными к подвеске через колесные диски и металлические ленты, которые охватывают снаружи камеру колеса и крепятся к дискам.
Установка двигателя и дополняющих его систем передачи крутящего момента на ведущие колеса. После установки на раму караката подвески с колесами можно приступить к монтажу двигателя, а также всех других дополняющих его систем – сцепления, тормозной системы и системы вывода продуктов сгоревшего топлива.
По завершении этого требуется всесторонне испытать каракат, и только после успешного завершения испытаний его можно полноценно эксплуатировать.От того, какой мотоблок (большой или средней мощности) имеется в распоряжении домашнего конструктора караката, таковой будет и его мощность.
Этапы разработки караката
Условно можно выделить следующие этапы, как собрать плавающий каракат:
Вам могут быть интересны самодельные пневмоходы или вездеходы из мотоблока.
Рама для караката
В первую очередь необходимо выбрать подходящую раму под установку на ней всего необходимого оборудования и агрегатов. Желательно, если это будет мотоблок, относящийся к среднему или даже тяжелому классу техники.
Фактически, даже самый «продвинутый» каракат, является не чем иным, как самодельным вездеходом, который принято устанавливать на раму с четырьмя (4х4) или даже тремя колесами (трехколесные). Выбор количества колес зависит исключительно от конструктивных особенностей предполагаемого транспортного средства, предварительно проработанной схемы.
Колеса обязательно должны быть «обуты» в качественные шины низкого давления, приводится конструкция в действие установленным мощным ДВС.
Подвеска
Подвеска мотоблочного караката потребует особенного внимания и точности со стороны разработчика. На этом этапе помимо самой подвески мастеру будет необходимо изготовить и задний мост, что прорабатывается исключительно своими руками.
Пример чертежа заднего моста
Подвеска предусматривает специальную конструкцию, изготовленную из двух отдельных частей, соединенных вместе посредством шарниров. Лонжероны в этом случае должны сопрягаться между собой, для чего используется рулевая втулка. В конечном счете, можно формировать независимые переднюю и заднюю подвески.
Главное условие – добиваться исключительно высокой независимости подвески, т.к. именно этот показатель позволяет эксплуатировать вездеход в самых непредсказуемых местах, гарантируя безопасность конструкции.
Маневренность и проходимость должны стать первоочередными факторами, на которые стоит обратить внимание при изготовлении самодельной конструкции караката из мотоблока.
Колеса для караката своими руками
Колеса для караката, фактически, представляют собой самое дорогостоящее изделие, на которое предстоит затратить и много времени. Можно как приобрести готовые диски, так и попробовать сделать их собственными руками. Стоит отметить, что практически все транспортные средства (каракаты), изготовленные как самоделки, оснащаются не непосредственно колесами, а покрышками и камерами низкого давления. Специально для этих целей лучше всего выбирать изделия, устанавливаемые на таких грузовых автомобилях, как Урал, КамАЗ и другие.
Как вариант, можно использовать колеса от прицепов указанных машин – если получится, можно приобрести покрышки и камеру от модели К-700. Самое главное, на что стоит обратить внимание, колеса должны быть достаточно большими, что позволит в дальнейшем легко передвигаться вне пределов дорог, легко покрывая значительные расстояния без риска перевернуться.
Двигатель и системы
Монтаж двигателя и других систем выполняется на последних этапах работы. Данные операции осуществляются, когда на раму транспортного средства устанавливается подвеска с подготовленными колесами.
Помимо двигателя монтируются системы сцепления, тормозные элементы, а также системы, отвечающие за вывод из механизмов продуктов сгоревшего топлива.
Когда двигатель установлен, в обязательном порядке потребуется провести полноценное испытание караката, тогда его можно и эксплуатировать.
Стоит отметить, что в зависимости от используемого в качестве исходного агрегата мотоблока, можно рассчитать и мощность транспортного средства.
Для сборки потребуется использовать стандартный комплект инструментов и технологического оборудования и подручные материалы. Важно обеспечить максимально возможную безопасность водителя транспортного средства и исключить вероятность возникновения аварийных ситуаций. Сконструированный своими руками каракат из мотоблока позволит без проблем передвигаться в условиях суровых погодных условий и прослужит длительный период времени без необходимости регулярного ремонта и дорогостоящего обслуживания.
Пошаговая инструкция для изготовления самодельного вездехода
Вслед за сборкой переходят к полевым испытаниям собранного своими руками агрегата, успешность которых – предпосылка к полнорценной эксплуатации.
Правила изготовления рамы для караката
Подходящей рамой для караката может быть рама от мотоцикла «ИЖ» или «Урал». Выбор зависит от финансового состояния мастера. Она может быть с тремя или четырьмя колесами. Выбор их количества зависит только от составленной заранее схемы будущего караката.
Рама от мотоцикла «ИЖ»
Рама на основе мотоцикла «ИЖ» демонстрирует хорошие маневренные свойства, что проявляется при движении по бездорожью, а также на местности с перепадами высот.
Особенности изготовления мото- и аэросаней
Если квадроцикл нужен исключительно для езды зимой, то вместо передних колес его можно оборудовать лыжами. Для этого агрегат оборудуется вертикальной осью, которая крепится к перекладине, соединяющей лыжи. Верхняя часть оси приваривается к рулю квадроцикла из мотоблока.
Изготовленные таким образом мотосани весят на порядок меньше колесного квадроцикла. Благодаря этому самодельный агрегат сможет с легкостью преодолевать высокие сугробы, не погружаясь в снег. Еще один плюс заключается в том, что такая конструкция сможет разгоняться до большей скорости и перевозить немного больше багажа.
При желании из мотоблока можно изготовить аэросани. Вся сложность работы заключается в изготовлении пропеллера, который потребуется установить в задней части агрегата. Сделав лопасти и поместив их в круглый каркас, пропеллер через вал подключается к двигателю от мотоблока. При эксплуатации аэросаней мотор будет разгонять лопасти, а они – самодельный агрегат.
Нюансы при изготовлении подвески
После рамы мастеру потребуется изготовить подвеску и задний мост своими руками. Она должна состоять из двух стальных частей, скрепленных шарниром. В конструкции используется рулевая втулка с целью соединения лонжеронов. Таким образом, получаются независимые передняя и задняя подвески.
Они должны быть независимыми обязательно, поскольку только они обеспечивают мотоблочному каракату безопасность всей конструкции при передвижении по сложному рельефу.
Квадроцикл из мотоблока: переделка в 4 шага
Квадроцикл – транспортное средство на четырех колесах, отличающееся хорошей проходимостью, маневренностью и повышенной безопасностью. Нередко конструкторы сравнивают его с 4-колесным мотоциклом.
Самодельные квадроциклы чаще всего воссоздают на основе мощных агрегатов типа «Нева». Пошагово это процесс выглядит так:
После нехитрых манипуляций квадроцикл можно испытывать на проселочной трассе.
Монтаж колес на конструкцию
Колеса можно также сделать своими руками. Многие не хотят покупать уже готовые диски и оснащают каракаты камерами низкого давления и покрышками от грузовиков (Урал, КамАЗ и т. д.). Выбор таких колес обеспечит водителю безопасность и легкое управление агрегатом.
Колеса низкого давления для караката
Большой объем камер позволяет каракату из мотоблока достичь высокого уровня плавучести. В некоторых случаях их оснащают простыми камерами, прикрепленными к подвеске. Существует несколько способов изготовления колес своими руками:
Версия трехколесного караката
Болотоходы и пневмоходы как доработанная версия вездеходов
Болотоход – это машина с высокой проходимостью. Болотоходы отлично зарекомендовали себя на топких участках, мелководьях, илистых и болотистых почвах. Очень популярны у рыболовов, охотников, исследователей, вынужденных преодолевать десятки километров непроходимого бездорожья.
Процесс сборки болотоходов аналогичен конструированию квадроцикла или караката из культиватора, из-за чего детально на нем мы не остановимся.
Пневмоход – вид транспорта, возникший в середине прошлого века. Сегодня конструкция пневмоходов существенно доработана. В некоторых вариантах пневмоходов увеличено число колес до 6 вместо стандартных 4. Условно пневмоход можно назвать мотоблоком на пневмоколесах.
Исходя из самого названия, главным отличием пневмохода от других самоделок из мотокультиватора является колесная база. Колеса низкого давления, применяемые в данном агрегате, за счет минимального усилия на грунт позволяют избежать прогрузания, пробуксовки и прочих неприятных моментов.
Пневмоходы собирают в порядке, идентичном процессу сбора вездехода или караката. Детальная инструкция по созданию колес низкого давления будет изложена дальше. Она является универсальной, поскольку может быть полезной в усовершенствовании других самодельных аппаратов – квадроцикла или болотохода.
Особенность монтажа двигателя
Установка двигателя и его систем является самым серьезным и важным этапом изготовления. Мастер своими руками производит монтаж двигателя, системы сцепления и вывода продуктов сгорания топлива, а также тормозных элементов.
Обычно предпочтение отдают тягово-сцепному двигателю с ручным управлением. Мотоблок в качестве основы выбирается с четырехтактным одноцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением.
После того как самодельный каракат собран, нужно испытать его в работе. Его мощность будет такой же, как у мотоблока, на основе которого был создан вездеход.
Управление каракатом из мотоблока требует некоторого мастерства, так как в его основе лежит червячная передача.
Если конструкция агрегата, собранного своими руками, была выполнена по правилам, то она долго прослужит владельцу, позволяя передвигаться по бездорожью и в плохую погоду. Каракат станет отличным помощником в поездках на рыбалку, охоту, за грибами и т. д.
Видео по теме: Простой снегоход каракат своими руками
Колеса низкого давления своими руками: модификация самоделок из легкой сельхозтехники
Вездеход из мотоблока с колесами низкого давления, как и классический пневмоход из мотоблока – универсальное решение для наиболее сложных участков, которые обычный внедорожник может не осилить. Чаще всего это заболоченные места, песчаные дюны, дороги с каменистым покрытием. Малое давление (до 2 кг/см2) и огромное количество пневмопространства делают резину эластичнее, что способствует преодолению любых препятствий.
Колеса низкого давления – вещь дорогостоящая, соизмеримая с ценой остальной части караката или болотохода. Поэтому остановимся на том, как сделать самодельную мототехнику – пневмоход, квадроцикл или болотоход на пневмоходу.
Подобные рекомендации – прогрессивное решение для любых самодельных машин из мотокультиваторов – караката, квадроцикла, болотохода и даже снегохода.
Мы рассмотрели наиболее популярные самоделки с двигателем от мотоблока. Но на этом изобретательность народных умельцев в отношении данного сельхозагрегата не заканчивается. Жители Северных районов давно оценили преимущества аэросаней, мотосаней, снегохода. А минитрактор или мотобуксировщик из мотоблока стал постоянным спутником домашнего хозяйства.