Как сделать карьеру в администрации
«Эйфория от попадания в министерство улетучивается, и ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов». Чиновник — о карьере на госслужбе
Государственная гражданская служба сегодня – одна из самых закрытых в карьерном плане профессиональных отраслей. И хотя по всей России существует множество факультетов государственного управления, информации о построении успешной карьеры на госслужбе практически не найти. Вчерашним студентам приходится опираться на обрывочные и устаревшие сведения из академической среды, а ведомства не уделяют должного внимания формированию объективной и полной картинки для тех, кто находится на стадии выбора своего профессионального будущего.
Автор Telegram-канала о системе государственной гражданской службы Russian Civil Service решил исправить это недоразумение и поделился своим карьерным опытом. В материале он рассказал о том, как молодому чиновнику сделать первые успешные карьерные шаги, не утонуть в рутине однообразной деятельности и найти во всем этом смысл.
Все указанные в статье примеры основаны на реальной практике и, естественно, могут иметь исключения. Это субъективное восприятие вещей, пропущенное через собственный жизненный и профессиональный опыт автора.
Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?
На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там.
Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.
Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.
Что должен знать и уметь идеальный кандидат?
Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.
Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.
Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.
Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:
Как выбрать модель развития на госслужбе?
Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.
Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.
Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:
Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.
Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.
Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:
Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.
Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.
Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.
Немного о важности команды на государственной службе
Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.
Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.
Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра.
Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.
Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.
На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.
Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.
Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.
Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.
Может ли отдельный чиновник что-то изменить?
Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.
И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.
У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.
Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.
Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:
Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.
В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.
Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.
В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.
Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Как сделать правильную карьеру на госслужбе без грязи и интриг?
Какая работа самая загадочная на свете?
Нет, это не служба в разведке. О ней-то как раз снято много фильмов и написано много книг, где эта самая «опасная и трудная» служба представлена более-менее адекватно.
И не выполнение сложных операций на высокотехнологичном конвейере. При изучении инструкций она перестает представлять собой нечто неведомое.
И даже не работа топ-менеджеров концерна «Роснано». Хотя уже тепло.
Это государственная служба. Судите сами – мы ведь ничего о ней не знаем. Вот именно – ничего!
Но чиновников часто показывают по телевизору!
И что с того? По телевизору чиновников показывают ровно в двух ракурсах.
Перерезание ленточек. Тот, кто подумает, что вся работа чиновника состоит из торжественного щелканья ножницами и произнесения речей, жестоко ошибется. Это – заключительный этап сложной и, как правило, ответственной работы. Но вся эта работа остается в тени.Представьте, что вместо фильма вы видите только хэппи-энд. Самый конец. Так и ленточка – это радостное завершение долгой работы.
Ну, как вам сказать?
Представьте себе подъезд многоэтажного дома. В нем живут самые разные люди – добрые, злые, тихие, шумные, мужчины и женщины. Один нехороший человек, живущий в этом подъезде, ворует из автомашин стереосистемы. Верно ли говорить, что ворует весь подъезд?
А сценаристы телесериалов сталкиваются с госслужащими только когда оформляют себе ИП. А в остальное время они – на Гоа. И о реалиях отечественной жизни имеют, в общем-то, слабое представление.
Да, с пиаром госслужбы дело обстоит неважно. Но ведь она не нуждается в рекламе?
Но в том и проблема, что под влиянием СМИ и телесериалов на госслужбу стремится не самый лучший человеческий материал – в поисках легких и стабильных денег.
А государству нужны совсем не такие люди. Не рвачи, а созидатели. Не потребители, а увлеченные творцы. Не душители бизнеса, а соавторы перспективных проектов.
Но государственная служба – это предсказуемо и скучно?
Нет. Это – пространство для реализации возможностей и самых дерзких проектов.
А что толку работать. Все равно карьеру я сделаю не скоро. Надо долго высиживать на мелких должностях, а начальником я стану только к пенсии.
Это зависит полностью от вашего настроя. Если вы видите себя мелким служащим – вы им и будете.
А если вы настроены на реализацию интересных проектов – государственная служба представляет возможность это сделать.
Чтобы не быть голословным. Василий Овчинников – генеральный директор Государственного автономного учреждения культуры «Мосгортур». Первое государственное учреждение возглавил в 30 лет. Сейчас руководит отдыхом детей всей Москвы.
У него, наверное, мохнатая лапа была?
Да откуда? Василий Овчинников – сын простого офицера российской армии, бывший уличный гонщик и супергеймер. Он на своем опыте убедился, что решающими факторами успешной карьеры являются целеустремленность и талант.
Интересно-интересно. А где бы про него почитать?
В книге «Манифест правильного чиновника» (издательство «Эксмо», 2017) Василий Овчинников систематизировал и увлекательно изложил свой опыт. В «Манифесте» вы, может быть, найдете ответ на вопрос: как быстро сделать карьеру? А также как руководить проблемным учреждением?
Особо любопытна глава об аукционах госзакупок, где представлен взгляд не со стороны представителей бизнеса (который всем нам более-менее известен), а с другой стороны баррикад.
Книга Василия Овчинникова «Манифест правильного чиновника» в продаже с ноября 2016 года.
Работа в министерствах Российской Федерации: условия, как устроиться, пройти тесты и собеседование
Госслужба в России всегда была больше, чем просто работа. Это призвание и образ жизни. Ведь работа в правительстве или на государственной службе в целом сильно отличается по условиям и механизмам от работы в частном бизнесе. Вакансии в министерствах федерального уровня привлекают очень много людей, и в этой статье мы постараемся сделать полный обзор ситуации по работе в министерствах на 2020 год. Мы рассмотрим условия работы, зарплаты, способы и условия для трудоустройства на госслужбу, применяемые механизмы оценки, тесты и требования по собеседованиям.
Сейчас, когда мы пишем эти строки, за окном сияет солнцем май 2020 года. Вся страна сидит на карантине. Кризиса подобного размаха в новейшей истории России еще не бывало. Казалось, еще вчера мы планировали поездки на отдых, покупку новых машин, домов и сетовали, что инвестиции в облигации и акции приносят всего 15-20%. Сейчас же, мы радуемся, что в магазинах еще есть туалетная бумага и гречка, что частные работодатели еще дышат и платят, хоть и урезанные, но постоянные зарплаты, и что падение рынков и рубля составило всего 30%.
Эксперты ожидают снижения ВВП России по итогу 2020 года на 3-3,5%. А по рынку труда ожидается, что только в Москве будет потеряно 500 тысяч рабочих мест. По всей стране эта цифра может составить до 4 млн. рабочих мест. Больше всего сокращений ожидается в туризме, непродуктовой торговле, рекламе и маркетинге, нефтедобывающей отрасли. Так или иначе кризис ударит по всем секторам вследствие падения платежной способности населения и сокращения заказов. Одна из немногих сфер, где сокращения не ожидаются – госслужба и работа в министерствах.
Условия работы в министерствах
Работа на госслужбе в период кризисов всегда является наиболее устойчивой сферой, где люди могут не бояться оказаться на улице. С другой стороны, в период стабильной растущей экономики условия работы в министерствах и на госслужбе в целом заметно уступают условиям, которые можно найти в частном бизнесе.
Правительство и все органы управления нашей огромной страной — это очень большая структура. На начало 2020 года количество федеральных государственных гражданских служащих составляло около 37 тысяч человек, а общее количество госслужащих в РФ – более 2,3 млн.человек. Соответственно, условия работы, зарплаты и уровень нагрузки в разных учреждениях и структурах может быть очень разным.
Самый топовый уровень госслужбы – это работа в федеральных министерствах. Среди них тоже существует рейтинг престижности и топ из топов – это «Большая четверка» министерств: Мин Обороны, МИД, Мин Фин и министерство экономического развития. В этих министерствах самые высокие зарплаты и степень влияния на жизнь в стране. Но сами зарплаты, в среднем, ниже, чем в бизнесе.
Уровень зарплаты в федеральных министерствах
Всего в России на 2020 год 20 федеральных министерств. Опишем условия по заработной плате сначала для «Большой четверки». На 2020 год новые сотрудники министерств обороны, экономического развития, финансов и иностранных дел получают около 70 тысяч рублей. Начальники отделов – 150 тысяч, директора департаментов – до 500 тысяч плюс служебная машина с водителем.
Сотрудники остальных министерств получают примерно на 30-40% меньше. Начальные зарплаты могут начинаться от 40-45 тысяч. Конкретные суммы зарплат сильно зависят от уровня министерства, вашего стажа работы на госслужбе (если его нет – начальная зарплата самая низкая), классного чина, должности, доступ к гостайне и особых условий труда. Совмещение госслужбы в министерствах с работой в бизнес-структурах запрещено. Госслужащим разрешено лишь вести преподавательскую деятельность и публиковать книги. Зарплаты в подведомственных организациях, которые выступают подрядчиками для министерств, может сильно варьироваться. Средняя зарплата по большинству таких организаций на начало 2020 года составляла 60 тысяч рублей, но некоторые специалисты даже в начале своей карьеры получали по 90-100 тысяч. Плюсом подведомственных организаций является то, что, по сравнению с министерствами, в них намного проще устроиться.
Говоря в целом об зарплатах, при тех требованиях, которые выдвигаются для поступления на вакансии в топовые министерства, молодые люди могут зарабатывать гораздо больше в частных коммерческих компаниях. В «большую четверку» министерств со стороны могут устроиться только выпускники лучших ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. А выпускники этих ВУЗов желанны в большинстве крупных компаний, которые готовы платить с самого начала зарплаты в 150 тысяч рублей и больше. В целом, чтобы хорошо зарабатывать в федеральных министерствах, требуется проработать в них не менее 4-5 лет, а чаще всего и того больше.
Резкий скачок в зарплате у госслужащих федеральных министерств возможен при переходе в аппарат правительства или администрацию президента. Стартовые зарплаты в этих структурах составляли 140-150 тысяч рублей на начало 2020 года.
Льгот у госслужащих этих министерств практически не осталось. Из них можно лишь отметить 1 дополнительный день отпуска за каждый год работы в министерстве.
Из полезных бонусов, которые доступны госслужащим в министерствах и ЦБ РФ, это скидки и беспроцентные кредиты на приобретение жилья. Это может быть очень существенная помощь для молодых специалистов.
Баланс жизни и работы в федеральных министерствах
По отзывам сотрудников основных федеральных министерств, переработки — это постоянное явление. Средний рабочий день длится 10 часов, включая час обеда. Впрочем, оставаться допоздна не обязательно. Но желательно не оставлять горящих неоконченных дел.
Как говорят многие работники министерств, работа в министерстве – это работа на конкретного руководителя. Рабочие проекты организованы так, что задачи распределяет руководитель, а остальные сотрудники работают над их выполнением и отчитываются. В этом плане важно выдерживать сроки и сохранять лояльность руководству и команде. В этом плане, ценится готовность прийти на помощь коллегам и брать на себя непопулярные задачи (например, отчетность, которую никто не любит).
Все это ведет к тому, что уровень загрузки у ответственных добросовестных сотрудников высокий. Выходные обычно священны и неприкосновенны. Но в рабочие дни даже допоздна можно ожидать звонка от руководителя с просьбой что-то проверить или срочно подготовить.
С другой стороны, переработки формально не являются обязательными. Вы вправе уходить домой сразу после окончания рабочего дня и не откликаться на просьбы рабочего характера в нерабочее время. Но такой подход может привести к застою в карьере. Быстро продвигаются те, кто готов работать больше, чем положено.
Карьера в министерствах
Как мы указали выше, в федеральных министерствах рабочие команды работают на своего руководителя. И если руководитель идет на другую должность, как вверх в своем же ведомстве, так и горизонтально, он ведет с собой большую часть команды. Поэтому, зачастую, получается, что рядовые сотрудники – это подневольные птицы, которые сильно зависят от развития своего начальника.
Бывает так, что начальник сам не желает расти: устал, некомпетентен или иные причины. Такое положение может надолго затормозить развитие его подчиненных. В таком случае иногда быстрее и эффективнее будет развиваться горизонтально, или даже с понижением в должности, но в более динамичном департаменте или ведомстве. Также зачастую очень динамичным оказывается карьерный рост при уходе в региональные министерства.
Многие сотрудников министерств стремятся продолжать карьеру в аппарате правительства или администрации президента. Это вполне достижимо, но требует значительной работы в течение нескольких лет.
Как устроиться на работу в министерство
Устроиться на госслужбу в министерства возможно несколькими путями. Для студента или абитуриента это устроиться на практику в интересующее министерство. Почти все министерства сотрудничают с ВУЗами, как формально, так и неформально. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества на официальном уровне – это МГИМО и МИД, и Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийская академия внешней торговли). Примеры неофициального сотрудничества включают набор выпускников для Минпромторга в МГТУ имени Баумана, для Минфина в Финансовом университете при правительстве РФ, или для Минюста в МГЮА. Попасть на практику в топовые министерства достаточно сложно – многие студенты рвутся туда, но, если вы являетесь студентом одного из вышеперечисленных ВУЗов, или иных профильных ВУЗов, то эти двери для вас открыты.
Для специалиста с опытом пути на работу в министерства включают следующие:
Устройство в подведомственной организации и работа для последующего перехода в министерство
Все федеральные министерства имеют подведомственные организации, которые выполняют для них определенные услуги. Сотрудники таких структур стоят первыми в кадровом резерве министерств. Устроиться в подведомственные организации обычно намного проще. А условия труда в них иногда не уступают по уровню оплаты и организации работы условиям в самих министерствах. Если вы не студент, и вы рассматриваете пути устройства в министерства или правительство, начните с поиска вакансий в подведомственных организациях. Даже если это звучит не так круто: работа в МГУП, а
Пройти конкурс на стажировку в Минпромторга или правительство Москвы
Данные конкурсы были запущены в 2018 году и пользуются большим интересом. Они предоставляют реальный шанс устроиться в Министерство промышленности и торговли или правительство Москвы молодым людям, которые не имеют никакого опыта госслужбы и связей среди министерских служащих.
Стать победителем конкурса «Лидеры России»
После старта конкурса «Лидеры России» в 2017 году среди его победителей к 2020 году уже более 60 человек получили высокие должности в министерствах, федеральном и региональных правительствах. Причем, если для рядового сотрудника министерств требуются десятилетия для роста к наиболее высоким доступным постам, таким как директор департамента или замминистра, то некоторые победители скакнули на такие должности сразу как первое место работы в госаппарате после победы в «Лидерах России».
Отметим, что примерно 40% от всех участников конкурса «Лидеры России» — это как раз сотрудники госорганов, которые или по личной инициативе стремятся показать себя, или получают установку сверху, что для повышения им надо пройти хотя бы в полуфинал, а лучше – в финал конкурса. Чаще всего, ориентиром и показателем «профпригодности» для госслужащего является даже не победа, а попадание в финал конкурса «Лидеры России» — это уже значительное достижение, потому что отбор финалистов достаточно жесткий и включает 5 этапов тестирования и 2 дня очных отборочных упражнений. Но, повторимся, это кратчайший и самый «простой» путь построения карьеры в правительстве любого уровня или в министерствах.
В 2020 году был дан старт отдельному конкурсу «Лидеры России.Политика». Ожидается, что этот конкурс создан для того, чтобы выявить перспективных кандидатов для работы в органах местного и федерального управления и законотворчества. Мы считаем, что, если вы хотите работать в федеральном министерстве, то вам стоит опробовать и этот путь. Читайте о нем в нашей статье Лидеры России.Политика: новый конкурс платформы «Россия – страна возможностей»
Рекомендуем прочитать весь цикл статей, которые мы написали о конкурсе «Лидеры России». Первая статья — об истории Ирины Кугуеловой, совладельца нашего ресурса. Она стала победителем конкурса в сентябре 2020 года. Ее наставником является заместитель министра финансов РФ Котюков М.М. В настоящее время (ноябрь 2020) Ирина рассматривает возможные варианты участия в проектах МинФина. Общение с представителями МинФина и наставником идет довольно плотное.
Завести личные контакты среди госслужащих
Наиболее быстрым и эффективным путем решения вопросов как в бизнесе, так и на госслужбе, является личное общение. Крупные федеральные чиновники всегда на виду, у них масса знакомых. И вы можете стать таким знакомым, участвуя в выставках и деловых мероприятиях, консультационных кампаниях, совместных с министерствами проектах и так далее. Подписывайтесь на каналы министерств в соц сетях и активно комментируйте их новости.
Очень часто на работу в министерства приглашают людей, которые показали себя успешными в своей деятельности в бизнесе или общественной работе. По этому параметру данный путь устройства на госслужбу похож на путь через конкурс «Лидеры России». Главное — засветиться на достаточно высоком уровне.
Отправить анкету на замещение вакансии в министерстве
Казалось бы, данный путь является самым прямым и естественным – ведь так устраиваются на работу везде. И на официальных сайтах всех федеральных министерств вы найдете открытые вакансии. Но мы ставим его на последнее место. Причина в том, что вакансию в министерство практически всегда получает не кандидат со стороны, а человек, состоящий в кадровом резерве, замещающий декретную ставку, или получивший рекомендацию от уже действующих сотрудников данного министерства.
Требования к кандидатам на госслужбу в министерства
Для большинства вакансий в «большую четверку» министерств требуются специалисты с образованием по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но, даже если у вас образование из другой сферы, для вас открыты двери многих других направлений работы в министерствах.
Как пишут сами госслужащие из министерств, новичков долго учат перед тем, как направить на ответственные участки. Все понимают, что сначала требуется наработать опыт и понять основные правила работы. К кандидатам предъявляются следующие основные:
При отборе кандидатов больше ценится стремление работать и коммуникативные навыки, чем технический опыт.
Этапы отбора на госслужбу в министерства
Как и в бизнесе, этапы отбора на работу в федеральные министерства состоит из нескольких основных этапов:
Анкету на интересующую вас вакансию в министерство вы можете отправить на его официальном сайте. Анкета сожержит большой личностный опросник.
В зависимости от значимости вашей вакансии и вас самих как кандидата, вас могут сразу отправить на собеседование. В таком случае, тесты на интеллект, которые применяются для оценки интеллектуальных способностей кандидатов, будут лишь формальностью. Но для большинства соискателей тесты являются обязательным этапом отбора. И кандидаты, показавшие слабые результаты, отсеиваются, даже если они подходят по другим критериям.
Рассмотрим тесты, применяемые в федеральных министерствах более подробно.
Тесты в министерства
Стандартом технологий тестирования в большинство федеральных министерств РФ долгое время являлись тесты от разработчика CEB SHL. Это компания-разработчик тестов с корнями из США, поэтому в последние годы большинство министерств все чаще использует тесты российских разработчиков, в первую очередь тесты ЭКОПСИ. Однако стоит отметить, что тесты SHL по-прежнему применяются широко.
В нашей статье мы приведем примеры именно тестов SHL, применяемых в Минфине и в ЦБ РФ. Отметим, что тесты ЭКОПСИ и других разработчиком практически идентичны тестам от SHL и используют те же принципы. Это тесты довольно высокой сложности, такой же уровень тестов применяется в «Большой четверке» аудиторских компаний, консалтинге и банках. Больше о тестах SHL читайте в нашей статье Психометрические SHL тесты
А о тестах ЭКОПСИ, и, в частности, тестах для управленцев PIF, читайте в нашей отдельной статье Тесты ЭКОПСИ: особенности, примеры, рекомендации по решению
Числовые тесты в министерства
Вербальные тесты в министерства
Абстрактно-логические тесты в министерства
Числовые и вербальные тесты — это обязательный набор тестов, которые проходят соискатели в основные министерства и правительство РФ. Но абстрактно-логические тесты иногда опускаются. Обычно эти тесты обязательны только для соискателей на те позиции, где требуется техническое образование — IT, разработка ПО и технических инструментов. Мы рекомендуем заранее узнавать, какие виды и типы тестов будут применяться для вашей вакансии.
Правильные ответы и подробное объяснение решения этих тестов вы найдете в конце статьи. Мы призываем вас сначала попробовать решить их самостоятельно, чтобы протестировать свои способности.
Собеседование при приеме на госслужбу в министерства
Обычно собеседование при приеме на госслужбу проводит представитель отдела кадров и непосредственный руководитель. В отличие от этапа интервью в бизнесе, в министерствах собеседования проводятся зачастую даже менее формально и строго по структуре. Скорее всего, вас не будут «грузить» огромным количеством вопросов на мотивацию, целях в жизни и достижениях, как в ведущих частных компаниях. Как мы писали выше, в большей степени ценятся коммуникативные навыки и готовность много и добросовестно работать. Покажите себя грамотным, уверенным в себе специалистом, и у вас все получится.
Перед самим собеседованием мы рекомендуем прочитать наши статьи о грамотных техниках собеседования:
Если вы хотите работать в федеральном министерстве, то придется постараться. Но нет ничего не достижимого. Подготовьтесь к тестам, собеседованию, постарайтесь познакомиться со служащими этого министерства и заявить о себе. Мы уверены, что залог успеха в качественной подготовке. Потратьте время на подготовку и оно вам окупится сторицей. Удачи!