Как сделать карьеру в рпц
Новое в блогах
Сообщество «В поисках Бога»
Что такое карьера в РПЦ
Почему при патриархе Кирилле проще стать епископом и чем место настоятеля храма предпочтительней карьеры в Синодальном отделе
«Самой значительной и желанной считается карьера епископа, митрополита, не говоря уж о патриаршем престоле. Больше всего епископов происходит из Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии, а на втором месте — Петербургская духовная академия. В этих заведениях формируется определенная среда, корпоративный дух, а по замыслу там еще и получают лучшее образование.
Патриарх Кирилл за годы своего правления хиротонисал (хиротония — посвящение в сан) невероятное количество епископов. Если сравнивать с другими православными церквями и католичеством, в РПЦ их всегда было мало. Думаю, желание увеличить их количество отчасти связано с тем, что так легче манипулировать: группой из пяти сплоченных бояр управлять иногда сложнее, чем сотнями людей, раскинутыми по всей стране. Епископом сейчас стать куда легче, но и власть их не так полна, как при Алексии. Нельзя сказать, что Кирилл окончательно подчинил правящих архиереев себе, но, конечно, такой власти, как прежде, у них уже нет.
Стать епископом без высшего духовного образования практически невозможно. И судя по биографиям нынешних епископов, светское образование — тоже дополнительный аргумент в пользу кандидата. Духовенство — довольно закрытая корпорация, представителям которой трудно находить общий язык с внешним миром: слишком много мировоззренческих расхождений. Например, согласно общероссийским опросам, сторонников монархии очень мало, а среди духовенства — большинство. Да и вообще, людям со светским образованием проще найти общий язык с окружающим миром.
«Перед назначением на высокий пост человека могут отправить в зарубежную командировку — видимо, чтобы пообтесался, умел себя держать, не ковырял в носу»
Когда патриарх Кирилл хочет выдвинуть кого-то на высокий пост, он большое значение придает тому, есть ли у этого человека опыт служения за рубежом. Перед назначением может отправить хотя бы на полгода куда-нибудь в командировку — видимо, чтобы пообтесался, умел себя держать, не ковырял в носу.
Сейчас акценты при подборе кадров на ключевые посты расставлены иначе, чем раньше. Карьеру легче сделать энергичным людям с хорошими организаторскими способностями. Складывается ощущение, что личная преданность сейчас играет чуть меньшую роль, чем при прошлом патриархе.
Среди белого духовенства самым желанным карьерным достижением считается место настоятеля крупного храма с многочисленной паствой в центре большого города — Москвы или Питера. Если у такого настоятеля есть кое-какие таланты, он быстро находит меценатов. Можно воскресную школу создать и какую-то культурную программу — православный театр, музыкальный коллектив или библиотеку. А можно просто богатеть. К кандидатам на место настоятеля крупного храма предъявляются разные требования: важен уровень образования, верность покровителям и способности — как к проповедничеству, так и к управлению.
Делать карьеру в синодальных учреждениях, конечно, опаснее, потому что оттуда могут быстрее снять, там больше подсиживают, и умудренный опытом священнослужитель всегда предпочтет настоятельство в крупном храме высокой должности в патриархии. Работа в синодальном отделе почетна, конечно, но денег особых не приносит.
Ценность церковных наград — митры, наперсного креста с украшениями и прочих — постепенно девальвируется, так как их выдают значительно чаще, чем раньше. А вот награждение саном — архимандрита или игумена — приобрело больший вес. Раньше их раздавали просто как почетные звания, а теперь нужно быть настоятелем монастыря».
Церковная карьера священнослужителя отмечена сложноустроенной, причудливой системой наград. Предполагается, что выдаются они в соответствии с выслугой лет и заслугами, на практике же все зачастую зависит от отношений с архиереем. Все наградные атрибуты (иногда недешевые) клирики покупают за свой счет.
Минимальный срок между наградами диаконов — 5 лет.
1. Вручается за выслугу лет или защиту кандидатской по богословию.
2. Дается представителям белого, т.е. не монашествующего духовенства.
3. Одна из высших наград для диакона, а для священника — одна из первых.
4. Архидиаконом может стать старший по должности иеродиакон (т.е. диакон-монах) мужского монастыря.
5. Патриарший архидиакон имеет первенство перед другими диаконами при патриарших богослужениях.
Минимальный срок между наградами священников — 3 года. Начиная с сана протоиерея вручаются по решению патриарха, а межнаградные сроки увеличиваются до 5 лет.
1. Вручается не менее чем через три года после рукоположения или успешного окончания семинарии.
2. Вручают за успешное окончание духовной академии.
3. За защиту кандидатской по богословию или иные заслуги.
4. За выслугу лет, а также нередко по должности.
5. Носится справа, при этом набедренник перемещается на левую сторону.
6. Вручается не менее чем через пять лет после палицы.
7. Митра может стоить более 100 000 рублей.
8. Вручается за степень доктора богословия.
9. Даруется в исключительных случаях, независимо от выслуги лет и прочих наград.
10. Право служения литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни; следующая награда — до «Отче наш». Обладателей обеих наград в церковном обиходе называют «митрофорными протоиереями с двумя отверстиями».
11. Сан протопресвитера дается чрезвычайно редко.
Последовательных наград для архиереев две — возведение в сан архиепископа и в сан митрополита.
1. Сан архиепископа дает право ношения креста на клобуке.
2. Сан митрополита дает право ношения белого клобука с крестом и голубой мантии.
3. Право ношения второй панагии (небольшого медальона с образом Богоматери) дается в качестве награды. Это право может быть даровано патриархом любому архиерею.
4. Даруется патриархом архиереям (т.е. епископам, архиепископам, митрополитам) в исключительных случаях, за особые заслуги.
5. Высшая иерархическая награда РПЦ. При богослужениях и торжественных церемониях перед иерархами несут крест с распятием. Патриарх может наделить этим правом митрополитов, уже награжденных второй панагией.
Власть и карьера
Из наследия Оптинских старцев
|
Может ли и должен ли быть социально успешным православный воцерковленный человек? Можно ли совмещать дорогу к Богу с восхождением по ступенькам карьерной лестницы? Искать ли начальственных должностей или отказываться от них?
Преподобный Иоанн Лествичник писал свою знаменитую «Лествицу» о духовном росте. В его книге нет советов о том, как сделать карьеру. Похоже, что мысль о социальной успешности мало занимала святых отцов. Они думали о спасении своих чад, а не об их земном процветании. Но разве нельзя это совмещать? Ведь это было бы так прекрасно: процветающий, социально успешный человек делает карьеру, при этом духовно растет и легко спасается.
Что говорят нам Оптинские старцы по этому поводу?
«Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится; это и есть жить проще».
«Нужно жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
Как это – не тужить?
«Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего».
И еще старец напоминал:
«За всякую неприятность благодари Бога, помня, что она послана тебе ради твоей пользы. Повторяй себе: “Я и той доли не стою, которою в настоящее время наградил меня Господь».
Мы часто забываем, что Господь ведет нас по жизни. Что существует Промысл Божий, о котором преподобный Варсонофий Оптинский говорил:
«У кого в душе мир, тому и на каторге рай»;
«Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий».
Святые отцы определяли Промысл Божий как действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения. Господь промышляет обо всех нас. И обстоятельства нашей жизни, наша карьерная успешность или неуспешность зависят от Промысла Божия.
Оптинские старцы хорошо различали ситуации, когда Промысл Божий ставит человека руководителем, а когда человек сам домогается власти.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) |
Преподобный Амвросий подчеркивал различие между теми, кто получил власть законным путем, и теми, кто ее «восхитил незаконно»:
«Восхищающие незаконно царскую или другую какую-либо власть, по слову святого Златоуста, боятся являться пред подчиненными просто и в смиренном виде, а всячески стараются поддержать свое могущество властительским и гордым и жестоким обращением, опасаясь потерять свое владычество. А законно и правильно получившие начальство и власть нисколько не боятся обращаться с подчиненными просто и кротко и смиренно, потому что и великих людей простота и смирение не только не унижают, но, напротив, очень возвышают и возвеличивают».
«По опыту знаю я, что тяжелый начальнический крест вдвое тяжелым становится тем, кто желал начальства, и вовсе бывает неудобоносим для тех, кто добивается оного».
Также преподобный Амвросий отмечал, что поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу:
«Если дело искупления рода человеческого совершено было послушанием до смерти Отцу воплотившегося Сына Божия, то и всякая поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу, потому что различные роды правлений разделяются от Духа Святого, как свидетельствует апостол (см.: 1 Кор. 12: 28)».
Старец Макарий писал, что самому не нужно искать высокой должности, но и отказываться, если она будет предложена, не стоит:
«Касательно должностей или послушаний честолюбивых – должно уклоняться и самому не наскакивать, а когда будет звание Божие, то не без погрешения будет и противление. Святой Григорий Богослов велит не наскакивать на начальство, но и не отрицаться, а иначе может превратиться весь иерархический порядок. Ежели, например, через сопротивление твое займет место такой, который не может соответствовать назначению, и последует вред, то нельзя за это не дать ответа. Нам кажется, что мы уклоняемся от скорбей, предлежащих в послушании, и потому в этом случае надобно по молитве, с извещенною верою иметь совет. Хорошо, если бы у нас был такой залог смирения, что мы считали бы себя не только недостойными таковых начальств, но и проходящих оные ублажали бы, яко находящихся в подвиге терпения; а как мы иногда смотрим на них осудительным оком, а сами тайно стяжаваем фарисея, то какая польза от сего?»
Старец Иосиф утешает свое чадо, сомневающееся в том, что справится с высокой начальственной должностью:
«Кому Бог определил начальствовать, тому Он и помогает».
И советует не предаваться скорби и отчаянию, что непосильна эта должность, а возложить свою печаль на Господа и от Него Единого ждать помощи и утешения:
«Скорбите о своем начальствовании, и приходят вам мысли, не согрешили ли вы тем, что взялись за это непосильное для вас дело. Видя обстоятельства, при которых вы приняли начальствование, можно положительно сказать, что не согрешили. А что дело это для вас непосильное, то нужно сказать правду, что оно и ни для кого из настоятелей непосильное. Но если вы во всем будете возвергать печаль свою на Господа и от Него Единого искать и ожидать помощи и вразумления, то Сам Господь невидимо будет управлять и вами, и вашими делами, так что вы сами будете в чувстве своего сердца восклицать: “Дивны дела Твои, Господи! (Пс. 138: 14). Вся Премудростию творил и теперь творишь со мною, грешною и недостойною рабою Твоею!”
Того ведь только и ищет от нас Господь, чтобы мы смирились, чтобы сознали свое бессилие, свое ничтожество, свое окаянство, свою никуда-не-годность и всем сердцем обращались бы к Нему и всеусердно просили у Него помощи, как Он Сам говорит через святого пророка Давида: “Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя” (Пс. 49: 15). И еще говорил: “Сила Моя в немощи совершается” (2 Кор. 12: 9).
И святой апостол Павел о себе сказал: “Егда немощствую, тогда я и силен” – то есть силен всесильною благодатиею Божиею. Когда человек в чувстве сердца, как беспомощный ребенок, взывает ко Господу: “Помози, пощади, спаси!” – тогда Господь, по беспредельной Своей благости, не может не внять гласу с плачем призывающего грешника. И Сам Он сказал в утешение нам грешным: “Скорее забудет мать исчадие свое, Аз же не забуду” (Ис. 49: 15)».
|
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) |
Преподобный Анатолий (Зерцалов) советовал принять возлагаемый начальнический крест как послушание и не снимать его самолично, так как Господь возлагает его на пользу душе нашей и других:
«Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже двадцать лет ношу тяготу своего служения на пользу ближнего, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и бессонницею, но кто может самолично снять с себя то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим, но Господь Един ведает все, не лишит мзды Своей и доброго произволения и расположения сердца».
Когда духовное чадо жалуется преподобному Иосифу на скорби, сопутствующие его начальствующей должности, старец отвечает, что без скорбей прожить нельзя. А если попытаться самочинно скинуть дарованный Господом крест, то скорби могут только усугубиться:
«Описавши свои скорбные обстоятельства, вы спрашиваете меня грешного, не отказаться ли от начальства. Без сомнения, вы можете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене жизни скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может; напротив, скорби могут усугубиться, как сказали старинные люди: “Побежишь от волка – нападешь на медведя”.
И Господь наш Иисус Христос во святом Евангелии нигде не заповедал Своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: “В терпении вашем стяжите души ваша” и “Претерпевый до конца, той спасен будет”. И блаженными назвал терпящих поношения, гонения и всякие скорби. Все угодники Божии достигли вечной жизни скорбным путем. А потому и вы, честнейшая матушка, если желаете уневеститься Христу в чертоге небесном, не отрицайтесь нести иго начальствования, возложенное на вас Самим Господом, а лучше предайтесь в Его святую волю, ибо без воли Его ничего с нами не бывает».
Старец Иосиф отмечал, что начальствующим особенно потребна мудрость:
«Господь сказал: “Будите мудры, яко змии”. Начальствующим мудрость в особенности потребна».
Также старец предупреждал, что, ожидая помощи от Господа, следует хранить свою совесть, то есть стараться жить и действовать так, чтобы угрызения совести не мучили. Поступать в каждом случае по заповедям. А в случае преткновений не унывать, а каяться и исправляться:
«Только старайтесь жить и действовать по совести. Даже и в случае преткновений не унывайте, а приносите Господу покаяние с твердою надеждою на милосердие Божие».
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) |
На просьбу научить правильно обращаться с подчиненными преподобный Иосиф советовал каждый раз просить помощи и вразумления у Бога:
«Тебя Господь да вразумит, как с ними обращаться, каким способом, и слово даст тебе на пользу им. Когда хочешь говорить им что, не забывай прежде мысленно у Бога помощи и вразумления просить».
На вопрос духовного чада, можно ли делать замечания неисправным, критиковать недостатки, старец Иосиф советовал стараться делать такие замечания без раздражения:
«Недостатки можно высказывать, если со смирением принимает это, или как-нибудь приводить к сознанию»;
«Когда нужно, то неисправным надо делать замечание, не обращая внимания на то, что они могут рассердиться или что перед сном. Старайся только без раздражения делать. А если видишь, что та, которой сделала замечание, осталась смущена, то положи за нее несколько поклонов».
Преподобный Амвросий также никогда не благословлял делать замечания или выговоры во время смущения и рассказывал, как у архимандрита Моисея был келейник отец Нифонт; он что-то сделал недолжное и ждал проборки, а архимандрит будто и не замечает ничего. Отец Нифонт приходит к нему и все ждет выговора, а архимандрит дает ему разные приказания. Так было несколько раз. Раз как-то отец Нифонт пришел к архимандриту очень веселый, а тот сейчас дверь на крючок и начал его пробирать».
Когда духовное чадо признавался старцу Амвросию, что скорбит, когда замечает в начальствующих страсти, которые плохо воздействуют на подчиненных, старец отвечал, что бесстрастных людей очень мало. Но нужно все-таки стараться жить и действовать по Богу, тогда и Господь подаст Свою помощь:
«На земле людей бесстрастных очень мало, а где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно. Впрочем, где главные лица по возможному исправны и действуют по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок, во исполнение псаломских слов: “Браздами и уздою челюсти их восстягнеши не приближающихся к Тебе” – то есть удаляющихся от Господа. Но где действуют по Богу, там Бог и подает Свою помощь».
Своему чаду, назначенному на должность начальствующего, преподобный Амвросий советовал:
«Пишешь, что у тебя будет много старших. Какие бы ни были старшие, а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должного порядка требуй и бразды правления из рук не выпускай, как и сама писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле, как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее».
|
Лествица Иоанна Лествичника |
Так что же, Лествица или карьерная лестница? Возможно ли подниматься одновременно по обеим? Может ли и должен ли быть социально успешным верующий воцерковленный человек?
Может быть социально успешным, а может и не быть. Если его карьера не мешает делу его спасения, то он может иметь и власть, и богатство. Апостол Павел говорил, что научился вести духовную жизнь вне зависимости от внешних обстоятельств:
«Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Господь, Которому все возможно, силен устроить любые внешние обстоятельства для Своих избранников. Нет сомнений, что в подходящее время Он приведет верующего в Него человека в нужное место и поместит его в подобающие условия.
Но искушения властью и богатством проходят далеко не все. Это очень тяжелые испытания для человека. По словам святого Иоанна Златоуста, «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу».
Апостол Павел писал:
«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти».
Значит, от нас зависит трудиться, а Господь Сам решит, полезно ли для нас восхождение по карьерной лестнице. И если карьерный рост или богатство будут мешать спасению человека, то Промысл Божий отведет такие искушения от Своего верного чада.
Лучше спастись, будучи скромным служащим, чем погибнуть, будучи президентом компании. Поэтому переживать за верующих, что не все из них социально и профессионально успешны, не все достигли высот карьеры, – значит не верить в Промысл Божий о каждом человеке. Забывать, что Господь Своим ученикам обещал спасение, а не земные блага, не социальную успешность.
И продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице.