Как сделать карьеру в строительстве
Куда податься молодому инженеру-строителю? (Советы реликтового строителя)
Здравствуйте, уважаемый Строительный Эксперт!
Проблема адаптации выпускников строительных ВУЗов на строительных площадках страны сложна, многогранна и трудно решаема. На эту тему написано немало ученных трудов и публикаций.
Писал на данную тему и автор настоящей работы в эссе «Ученого учить только портить», и посему советовал бы госпоже Тюменцевой читать эту статью совместно с указанной выше.
Конечно же мнение автора данной публикации не есть «истина в последней инстанции». Просто есть стремление поделится с читателя знаниями инженерной деятельности в строительстве умноженные на 50-ти летний опыт работы на стройках страны.
Весьма коротко о инженерной деятельности и инженерах-строителях
Инженер-строитель (фр. ingenieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта (зданий и сооружений).
Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений проектирования, возведения и эксплуатации зданий и сооружений.
Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными машинами. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах.
Инженеры-строители, как правило, принимают активное участие в политической жизни. Знакомые примеры: Борис Ельцин и Сергей Шойгу в России; Дональд Трамп в США.
В Российской Федерации за основу инженерного образования принята англо-саксонская модель или так называемая двухуровневая (бакалавриат и магистратура), «болонская система».
Главный человек на стройке
Самым главным человеком на стройке является прораб, или инженер-строитель. Прораб, по сути, генеральный менеджер, он управляет всем строительством.
Прораб — профессионал, знающий все тонкости строительных работ. Он руководит работой нескольких бригад численностью 150-200 человек самых разных строительных специальностей. Профессия прораба близка к инженерным специальностям и одновременно несет в себе обязанности менеджера проекта: контроль выполнения технологии строительства, субподрядных договоров и расходов, контакты с заказчиками, развод рабочих.
Высшее образование прораб должен иметь обязательно. И не только профильное (строительное). Высоко ценятся соискатели-управленцы, имеющие образование в области менеджмента.
Выпускнику строительного ВУЗа часто остаётся только закатывать рукава и надеть белую каску. Но однако не лишним будет разобраться в тонкостях представляемой профессии.
Примите как аксиому: сразу прорабами не становятся. Нужно поработать на стройке пару лет рабочим и как минимум, год мастером. И только тогда, если все будет получаться, вас назначат прорабом.
Долгий путь к профессии вполне оправдан. Хороший прораб должен уметь и мастерком работать, и цемент замесить, и стену сложить. Тогда он сможет квалифицированно оценить сделанное другими, провести технадзор. Это кстати, одна из его главных обязанностей.
Как опытный полководец, чтобы получить максимальную отдачу, он расставляет рабочих и машины по своим местам. В любую погоду он присутствует на стройке, корректирует действия бригад, не допускает простоя техники, вовремя перебрасывает силы на сложные участки. Обеспечивает рабочих материалами, спецодеждой, оборудованием.
Профессия требует не только опыта в строительном деле и организаторских способностей, но и глубоких инженерно-технических знаний, которые можно получить лишь в специализированном вузе. Чтобы дать четкое задание бригадам, необходимо уметь читать сложные чертежи. Вся проделанная работа на строительном участке должна строго соответствовать проектно-сметной документации.
Прораб несет ответственность за все происходящее на стройке, контролирует работу каждого, обеспечивает сохранность оборудования и материалов. Он же следит за безопасностью людей. Сначала проводит первичный инструктаж, объясняет правила пользования защитными приспособлениями, предупреждает о возможных последствиях их нарушения. Затем следит за выполнением норм
Иногда отдельные виды работ производят субподрядные организации. В этом случае прораб дает задание, контролирует выполнение и оценивает результат. Наконец, он участвует в сдаче готового объекта заказчику.
Конкурентоспособность выпускника строительного вуза на рынке труда
В идеальном варианте вузы должны иметь обобщенную модель конкурентоспособного выпускника по всем направлениям и специальностям подготовки, которую осуществляет учебное заведение.
На сегодняшний день такая модель существует в виде государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Однако госстандарт отражает только часть требований, а именно – знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник вуза.
Как правило, выпускники, обладающие отличными знаниями, прекрасными умениями и практическими навыками в своей сфере подготовки, тем не менее, далеко не всегда конкурентоспособны на рынке труда.
Чего же не хватает для достижения высокого профессионального уровня?
Конкурентоспособность молодого специалиста, должна рассматриваться не только в профессиональной, но и в личностной сфере.
Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих знаниях, а в конечном итоге и в своих силах для достижения поставленных целей. Основными направлениями, по которым должна вырабатываться уверенность в себе как будущего профессионала являются:
освоение и совершенствование профессионального мастерства.адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.создание благоприятного внешнего облика, имиджа.Другими словами, в процессе обучения у студентов должны формироваться три группы навыков: технологические, коммуникативные и концептуальные. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникативные имеют непосредственное отношение к общению с различными людьми.
Концептуальные — это искусство прогнозировать события, планировать деятельность, принимать ответственные решения на основе системного анализа. Изучение опыта работы менеджеров различного уровня, а также собственный опыт управленческой деятельности позволяет, идя от противного, описать модель эффективного сотрудника-профессионала через ответы на следующие вопросы:эффективно ли работает сотрудник без давления со стороны руководителя?выполняет ли сотрудник работу высококачественно и в срок?приложит ли сотрудник дополнительные усилия, если это потребуется коллективу?работает ли сотрудник хорошо в отсутствие шефа?создает ли сотрудник проблемы на работе?помогает ли сотрудник другим своим коллегам лучше выполнять их работу?предотвращает ли сотрудник конфликты, способствует ли созданию благоприятного психологического климата в коллективе?
Таким образом, именно оптимальное сочетание профессионализма и социально-психологических качеств может обеспечить будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда, а вузам — конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Заключение
Проблема адаптации инженера-бакалавра на строительной площадке сложна, так как советская система государственного распределения, наставничества и льгот молодым специалистам бездумно разрушена. Надежда на то что «Его Величество Рынок» рабочей силы беззатратно все выправит – оказалось химерою.
Остальные 80% сталкиваясь с вопросами трудоустройства, пасуют и либо вовсе не реализую себя в качестве инженера-строителя, либо пополняют ряды тех специалистов, которые «ни украсть ни покараулить» не в умеют.
Проблема адаптации трудно решаема потому, что решать ее необходимо «всем миром». А объединить усилия строительного бизнеса, законодательства и строительного образования крайне сложно.
Но все эти проблемы ничто по сравнению с простым житейским правилом: «Строительство как вид человеческой деятельности вечно, а профессия строителя будет востребована пока людям нужны здания и сооружения».
Однако чтобы стать достойным инженером-строителем надо видеть в этой профессии смысл своей жизни.
Как начать делать карьеру в качестве инженера-конструктора (проектировщика)?
Заранее спасибо за советы.
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
Нет, не все. Некоторые пойдут в «челноки», некоторые в киоски сядут. А некоторые и свои фирмы откроют и станут микро-олигархами. Некоторые найдут очередной способ изымания денег в условиях кризиса.
Мы ведь уже переживали кризисы когда serxios еще в ВУЗ не поступал. Поэтом люди знают.
Инженеры понадобятся после кризиса. А его надо как-то пережить. Потом снова появятся вакантные должности, но брать-то будет некого. Опытные уйдут или вымрут, а образуются выпускники, владеющие, в основном, алюанским. В результате предыдущих кризисов практически прервалась цепочка смены поолений. Остались старики и зелёная молодежь, а хороших специалистов среднего возраста катастрофически мало. А после текущего кризиса будет еще хуже.
И, конечно, работодателей сейчас не будет интересовать, кто что думает о «связках», читал ли кто Линовича и Мандрикова. На это им вообще наплевать.
Выучи Автокад, немного Лиру, пользуйся Линовичем и Мандриковым,- на хлеб хватит. |
Автокад я кое как еще помню с вуза, думаю его подтяну до более высшего уровня, а вот Лиру я плохо помню, нужно поработать над изучением ее.
с твоим опытом и в твоём положении, тебе сейчас надо думать о том как прокормится самостоятельно, а не выбирать. Ломись во все двери, которая откроется в ту и заходи, а там как карта ляжет. |
А что касается изучение программ, то на мой взгляд сейчас параметрические системы более актуальны, а ещё более актуальны комплексные вертикальные система. |
Некоторые пойдут в «челноки», некоторые в киоски сядут. А некоторые и свои фирмы откроют и станут микро-олигархами. Некоторые найдут очередной способ изымания денег в условиях кризиса. |
Я согласен что скорее так и будет, что убегут многие в торговлю, в пищевую промышленность ( кушать всегда будем даже и среди кризиса), в профессии типа кризис-менеджера и еще подобные.
15 самых интересных строительных профессий (+сколько получают)
Молодые люди думают о том, чем заниматься в жизни, какую профессию избрать. В наше стремительное время, когда всё быстро развивается, растут большие города, строительные профессии нужны как никогда. Именно руками человека возводятся прекрасные здания и сооружения, огромные мосты, дома для людей, стадионы и больницы. Всё это подвластно людям со строительными специальностями.
Инженер-строитель
Место работы — строительный объект и проектная организация.
Место работы делает трудовые обязанности людей различными. Инженер, находящийся на строительном объекте, контролирует возведение или ремонт здания, сооружения. Инженер-строитель, работающий в организации, разрабатывает генеральный план строительства, планирует строительные работы. Также ему нужно вести документацию: учёт строительных работ, технических паспортов; готовить материалы для составления договоров.
Зарплаты колеблются в зависимости от региона и квалификации. В среднем составляют от 20 до 45 тысяч.
Нужно получить высшее техническое образование: политехнический университет, архитектурно-строительный, физико-технический институт. Можно заочно или дистанционно. Учиться нужно 5-6 лет.
Сегодня профессия инженер-строитель востребована. Существует возможность фриланса.
Профессия архитектор
Архитектура тесно связана со строительством, является одной из самых древних профессий. В мире множество уникальных зданий, по ним мы определяем эпоху, нравы горожан, традиции. Красивые постройки вызывают у людей сильные чувства. Это и делает архитектуру искусством, где каждый архитектор общается со зрителями посредством творений, передаёт настроение, эмоции.
Перечень обязанностей архитектора — разрабатывает, оформляет и проверяет проектную документацию на всех стадиях, готовит проектные предложения по отдельным элементам. Специалист проектирует работы по благоустройству жилплощади. От него требуется знания дизайнерских компьютерных программ. Архитектор-проектировщик знает нормативную базу проектирования и ориентируется в отрасли современных технологий строительства. Может работать в промышленно-гражданском строительстве.
Средняя зарплата около 45-50 тысяч в месяц, опытные архитекторы могут зарабатывать до 140 тысяч.
Нужно получить высшее образование: архитектурно-строительный университет. Обучение заочно или дистанционно — 5-6 лет. Можно работать фрилансером.
Геодезист (землемер)
Многие встречали на обочинах дороги, на стройке или в чистом поле человека с непонятным прибором, который что-то рассматривал в зрительную трубу и записывал в тетрадь. Строители назвали представителя профессии «хитрый глаз». Прижились и другие смешные названия этой профессии: «топорограф» (топор по-прежнему верный помощник геодезиста).
Специалисты задействованы чаще всего в строительстве, где планируется сооружение автомобильной или железной дороги, здания, водохранилища, дамбы, моста и мн. др.
К обязанностям относится — геодезист вычисляет координаты на местности, обрабатывает результаты измерения, анализирует полученные данные, составляет топографические планы, карты.
Зарплата зависит от региона и составляет в среднем по России около 23 000 до 40 000 тысяч рублей.
Образование – высшее и среднее. Время обучения 3-6 лет соответственно. Высшее дают многопрофильные вузы, специализированные институты геодезии и картографии. Данная профессия допускает работу фрилансером.
Специальность крановщик
Строительная сфера постоянно развивается, и специальность машиниста крана пользуется спросом. Крановщик (машинист башенного крана) — элитная рабочая профессия. Крановщик управляет краном, поднимает и перемещает строительные материалы, необходимых для возведения строительного объекта; а также участвует в монтажных, сборочных, погрузочных работах.
Сложная и дорогая техника требует профессиональной компетенцией, знания техники безопасности. В крановщиках нуждаются также промышленные и транспортные предприятия.
Обучение – средние специальные образовательные учреждения, займёт 2- 3 года, или курсы непосредственно на предприятии.
Зарплата крановщика в больших городах составляет до 45 тыс.
В активно строящихся регионах страны может значительно превышать данный показатель. Существует возможность наниматься на работу частным образом.
Столяр
Ремесленник в средние века – основа городских жителей. Столяр работает с деревом, вытачивает и мастерит деревянные изделия или предметы на основе дерева вручную или на станке.
Обучение проходит либо в среднеспециальных учебных заведениях, либо непосредственно у мастера.
Ежемесячный доход в среднем составляет от 20 до 47 тысяч.
Часто после окончания учёбы в профильном техникуме или колледже, молодые люди идут в ученики к мастеру, чтобы получить опыт работы уже имея теоретическую базу знаний. Профессию получают очно. Есть возможность фриланса.
Плотник
Плотник на стройке выполняет следующую работу — собирает стены, брусчатые, панельные, каркасные здания, устраивает цокольные, междуэтажные и чердачные перекрытия из лесоматериала, на строительстве бетонных и каменных производит монтаж леса, крышу со сборкой стропильной системы, сборку и установку арок, а также делает мебель, деревянные окна, двери, прочие полезные изделия.
Уровень зарплат 25 000 – 55 000 тысяч, в зависимости от уровня мастерства.
В 21 веке профессия востребована везде: это стройки городов, строительные организации сельского строительства, строительные организации, ремонтные цеха заводов, деревообрабатывающие комбинаты, жилищно-строительные конторы при домоуправлении. Для овладения этой профессией необходимо закончить колледж или профессиональное техническое училище 2-3 года. Обучение только очное. Возможно работать фрилансером.
Монтажник
Сегодня существуют более 25 направлений специальности. Должностные обязанности:
Всегда сохраняется возможность работы на себя – фриланс.
Бетонщик
Бетонщик — изготавливает бетонные и железобетонные изделия, конструкции. Закладывает фундамент, возводит колонны зданий и сооружений, бетонирует опоры мостов, покрывает бетоном дороги. На заводе бетонщик делает стеновые панели, плиты перекрытия, балконы, лестничные марши. На строительной площадке бетонщику нужно выгрузить бетонную смесь в котлован, траншею или опалубку; разровнять её и уплотнить. Также обязанность рабочего — следить за температурой бетона, утеплять, сушить.
Средняя зарплата бетонщика 38 — 65 тысяч.
Особенности — работает в бригаде. Образование – строительные колледжи и техникумы, а также специальные 1-3 месячные курсы. Смежная профессия – арматурщик.
Кровельщик
Проофессия кровельщика относится к рабочим и востребована на объектах строительства и ремонте зданий. Рабочий, который занимается устройством и монтажом крыш зданий. Человек всегда защищал своё жилище, укрывал его природным материалом. Здание — жилое или промышленное нуждается в покрытии или ремонте крыши. Кровельщик — это как раз тот рабочий, который и занимается их обустройством. Перекрытие — технически сложная конструкция и складывается из точных расчетов по законам физики.
Оклад кровельщика 22 000- 48 000 в месяц.
Главная цель работы мастера – создать долговечное покрытие. Профессия хорошо оплачиваемая и востребованная, особенно в тёплое время года.
Образование в ПТУ занимает 2-3 года. Обучение только очное.
Штукатур-маляр
Штукатур-маляр – ещё одна строительная профессия. Штукатур работает на производственных предприятиях, заводах, стройке.
Обязанности: штукатур готовит растворы, поверхности для оштукатуривания, наносит штукатурку вручную при помощи машины, отделывает обработанные поверхности: красит, оклеивает обоями.
Заработная плата в зависимости от региона от 25 000 рублей.
Требования: жестких правил нет. Достаточно начальное профессиональное образование, средне-специальное образование – дополнительное преимущество при поступлении на работу. Штукатур знает технологию обработки различных поверхностей, имеет художественный вкус, глазомер. У него должна быть хорошая координация движений, физическая сила.
Электрик
Электрики занимают нишу опасных и постоянно востребованных профессий. Это специалист, который связан с электрическими приборами и оборудованием.
Обязанности: электрик поддерживает исправное состояние, безаварийную деятельность обслуживаемых устройств и электрооборудования. Производит монтаж электрической сети. Проводит ремонт электрического оборудования. Ликвидирует неисправности устройств, их ремонт, монтаж и регулировку. Электрик, занимается бытовым электрическим оборудованием, электромонтер (5 классов квалификации) работает с высокими мощностями.
Ежедневно он сталкивается со всеми опасностями, которые таит в себе высокое напряжение. Специалисты высокого уровня знают не только общие положения, но и устройство оборудования, какие составляющие отключаются для проведения работ и как их обнаружить в реальности. Они обучают персонал и оказывают первую помощь в случаях поражения электрическим током.
Зарплата зависит от разряда, стажа и опыта работы, а также региона, на севере страны она может достигать 48 тысяч.
Образование – средне-специальное. Срок обучения 2-3 года.
Инженер-электрик — специалист с высшим образованием (политехнический вуз) 4-5 лет. Можно работать на себя.
Сварщик
Сварщик – это рабочая специальность. Услугами сварщика пользуются в машиностроении, на стройплощадке, в кораблестроении, в сельском хозяйстве, при строительстве мостов и зданий, энергетике. Нефтеперерабатывающая промышленность также не может обходиться без мастера сварки. Даже решетку для гриля нельзя сделать без сварочного аппарата.
Образование можно получить очное в профтехучилище в течение 2-3 лет.
Заработная плата у молодых специалистов около 20 000 тыс., в последствии достигает 38-45 тыс.
Всегда есть возможность фриланса.
Сметчик
Исходя из конструкторской документации составляет смету затрат на строительство, монтажные или ремонтные работы, т.е. определяет их стоимость для заказчика. В совершенстве знает строительную (чертежи, схемы, планы), нормативную и справочную документацию. Четко знает и представляет себе технологию выполнения работ, а именно: кто, что и как выполняет.
Инженер-сметчик обладает аналитическим складом ума, хорошо представляет себе практическую сторону строительства. Поэтому будущему работнику нужно получить либо строительное, либо экономическое образование.
Профильное образование в России — университеты: Политехнический в Москве, Российский аграрный им. Тимирязева, Государственный строительный исследовательский в Москве (и филиал Мытищах).
По окончании обучения возможно пополнить багаж знаний дистанционно — получить свидетельство на курсах. Есть возможность работать в частном бизнесе.
Облицовщик
Специалист крепит керамической плиткой стену дома, помещение внутри, производит ремонт поверхностей, готовит раствор, очищает поверхность, нарезает плитку по размерам. Облицовщик может выполнять укладку ковровой керамики по заданному рисунку.
Плиточник-облицовщик работает в квартирах, офисах, магазинах, торговых центрах, бассейнах, других помещениях. В работе использует: керамическую и фасадную плитки, кафель, керамогранит, мозаику, мрамор, клеящий и штукатурный материал, смеси для затирки швов.
Заработная плата немного меньше, чем у сварщика от 30 000 рублей.
Образование среднее, специальное–колледжи и техникумы. Специальности: мастер отделочных работ, мастер сухого строительства и др. После 11 класса – 10 месяцев. Возможен фриланс.
Каменщик
Обучение — ПТУ – после 9 класса – 3 года. А так же непосредственно на рабочем месте в течение испытательного срока.
Чтобы стать каменщиком требуется желание, хорошее состояние здоровья и наличие рекомендованных личных качеств.
Молодым специалистам, если они хотят достичь результатов, нужно опираться на опыт старших сотрудников, поддерживать с ними хорошие отношения. Нужно постоянно учиться, стремиться выполнять работу качественно. Тогда в любой организации труд будет оценен по достоинству. Конечно, можно работать на себя. Но сначала необходим небольшой стаж работы и надёжная команда. Всё зависит от упорства.